Максимум Online сегодня: 672 человек.
Максимум Online за все время: 4395 человек.
(рекорд посещаемости был 29 12 2022, 01:22:53)


Всего на сайте: 24816 статей в более чем 1761 темах,
а также 358710 участников.


Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

 

Сегодня: 29 04 2024, 13:28:36

Мы АКТИВИСТЫ И ПОСЕТИТЕЛИ ЦЕНТРА "АДОНАИ", кому помогли решить свои проблемы и кто теперь готов помочь другим, открываем этот сайт, чтобы все желающие, кто знает работу Центра "Адонаи" и его лидера Константина Адонаи, кто может отдать свой ГОЛОС В ПОДДЕРЖКУ Центра, могли здесь рассказать о том, что знают; пообщаться со всеми, кого интересуют вопросы эзотерики, духовных практик, биоэнергетики и, непосредственно "АДОНАИ" или иных центров, салонов или специалистов, практикующим по данным направлениям.

Страниц: 1 ... 3 4 5 6 7 | Вниз

Ответ #20: 15 09 2010, 06:48:59 ( ссылка на этот ответ )

ИСТОКИ ЕВРОПЕЙСКОЙ АЛХИМИИ
Жерар Гейм

В течение многих веков Венеция была одним из важнейших городов Европы, а благодаря тесным связям с Византией, это адриатическое поселение прослыло покровителем византийского искусства и науки. Венеция стала тем мостом, по которому смогли перейти в Европу эллинская и византийская алхимия. Эта последняя на самом деле была лишь продолжением (или скорее даже развитием) древней традиции. Таким образом, Венеция стала хранителем греческих алхимических рукописей,  «хранителем», скажем так, поскольку, с одной стороны, едва ли можно говорить о греческой алхимии, существовавшей до конца XV века, а с другой – на умы венецианских изыскателей того времени сильное влияние оказывала арабская устная традиция.

Большинство учёных европейцев почти ничего не знали о греческой и византийской алхимии по двум причинам: во-первых, её манускрипты были в те времена столь же немногочисленны, как и в наши дни, и, во-вторых, издана была лишь ничтожно малая часть этих редких сочинений. Например, Бертло [1] опубликовал и прокомментировал знаменитую рукопись из библиотеки святого Марка в неполном виде: свет увидели только некоторые её фрагменты, да и те были разбросаны по нескольким крупным европейским коллекциям.

У автора настоящей статьи однажды была возможность взглянуть на частную коллекцию греческих алхимических манускриптов, состоявшую из нескольких тысяч томов. Некоторые из этих книг были искусно иллюстрированы: рисунки изображали либо греческие мифологические сюжеты, либо христианские аллегории в византийском стиле, но они не имели ничего общего с теми иллюстрациями, которые нам приходилось видеть прежде. Возможно, что какие-то изображения были выполнены немного грубовато, но зато эти старательно переплетённые рукописи отличались очень красивой каллиграфией, связанной с написанием букв и прорисовкой иллюстраций. Текст, в любом случае, насколько это можно было заметить, представлял собой лишь комментарий к рисункам. Особенно интересно было констатировать, что мы, по-видимому, обнаружили первоисточник огромного количества символических гравюр, находящихся в европейских книгах. Например, гравюры в «Atalanta Fugiens» представляются не чем иным, как «современной» европейской версией собрания византийских рисунков. Столкнулись ли мы с проблемой греческого происхождения большинства наших алхимических иллюстраций, тогда как комментарии, вероятно, в любом случае основывались бы на арабской традиции?

Считается, что византийская алхимия стала известна в Венеции около 900-х годов. Между тем, алхимическая теория и практика ограничивалась отдельными династиями. В Византии алхимия практиковалась до окончательной гибели империи и ещё не исчезла во времена монаха Стефана [3], при императоре Ираклии. Происхождение византийской алхимии относится к периоду позднего эллинизма. Её символический язык и рисунки очень сложно интерпретировать. Она основана на применении секретных формул в гораздо большей степени, нежели арабские алхимические практики. Одним словом, византийская алхимия была сугубо «индивидуальной» и соответствовала династической традиции. Тем не менее, есть одна загадка: что случилось со всеми манускриптами?

Основной источник европейской алхимии – совокупность рукописей, объединённых именем Джабир (Гебер) [4]. Под ними подразумевается множество текстов, в основном алхимического характера, и несколько трудов магического содержания. Их происхождение связано с древней эллинской наукой. Только теперь, благодаря великолепному труду Крауса [5] о текстах Джабира, а также двум статьям Стэплтона [6], основанным на материалах книги первого, мы впервые можем правильно оценить ту важную роль, которую сыграла наука позднего эллинизма в развитии алхимии.

Все тексты Джабира представляют собой нечто большее, нежели простой сборник научных работ: в них говорится о космогонической концепции, противостоящей стерильной ортодоксальной религии, основания которой были расшатаны просвещёнными мусульманскими мыслителями. Они действительно хотели установить в качестве официальной веры исламских стран мировоззрение, основанное на древней мудрости, кою синтезировал дух позднего эллинизма. Мусульманский гений был особенно увлечён научными построениями этой философии, суть которой базировалась на экспериментальной онтологии под названием алхимия, которую мусульмане именовали «наукой химии», то есть наукой о трансмутации или искусством настаивания. Алхимия Джабира базировалась на идее равновесия (баланса): экспериментатор или практик  должен был отыскать «равновесия» различных элементов для их трансмутации. Искусство свершения трансмутации основывалось на системе чисел, потенциал которых изображался в виде магических квадратов, представлявших собой концентрацию огромной энергии, исходящей от определённых планет и созвездий.

Теперь мы подошли к очень важному факту: данные арабские тексты были переведены на латынь, начало чему было положено переводом Мориена [7], осуществлённого Робертом Честерским [8] и завершённого им в феврале 1144 года. Можно поинтересоваться: как несведущие европейские исследователи могли понять данные тексты, не будучи посвящёнными в эту философскую традицию, ведь посвящение – единственное предварительное условие, позволяющее такой экспериментальной науке функционировать? Само собой разумеется, что большинство наших алхимических текстов, переведённых с арабского языка, являются всего лишь скелетами, кои необходимо облачить в тайную устную традицию. У нас есть доказательство того, что эта традиция не только действительно существовала, но и существует до сих пор. Огромное количество текстов так плохо переведены – к примеру «Turba» – что не имеют никакой ценности для изыскателей. Крупное собрание «Theatrum Chemicum», тексты которого издатели отбирали более тщательно и согласно определённому порядку, можно оценить, лишь допустив, что данные сочинения лишены смысла, если только не снабжаются должными комментариями и устными указаниями. Между тем, в редких случаях исследователя, несомненно, осеняло божественное озарение, но наличие нескольких таких избранников не становилось доказательством непреходящей фундаментальности алхимии. Существуют тексты, содержащие ключ, и, при условии его постижения, они знакомят нас с древней системой равновесия, изложенной эллинскими алхимиками. Эта система открывает перспективы отношений между микрокосмом и макрокосмом, строением мира и вечной космогонией вселенной, масштабно облекая их в неопровержимые – даже нашими современными физиками-технократами – термины, которых нет в византийской алхимии. 

Известно, что и у Роберта Честерского, и у его друга Германа Далматского [9], который перевёл множество арабских сочинений, были учителя-арабы и евреи, толковавшие им тексты, написанные на арабском языке. У жившего при дворе Фридриха II Майкла Скотта[10], который сам писал алхимические сочинения, были арабские учителя, практиковавшие алхимию. По прошествии веков Михаэль Майер, служа при дворе Рудольфа II, постоянно контактировал с арабскими алхимиками на Сицилии, и сам Рудольф нанимал мусульман, коим поручал разъяснять ему некоторые непонятные тексты.

Как уже было сказано, труд Джабира стал космогонической концепцией просвещённого ислама: в конце концов, во времена халифов-фатимидов [11] (посвящение в тайны древних наук получили все представители этой династии), алхимия дошла до монаршего престола. Ни до, ни после – даже в конце эпохи эллинизма – алхимия не пользовалась таким авторитетом. Изголодавшийся европейский дух был чрезвычайно потрясён монументальностью арабской мысли, и, вопреки насмешкам и «научному прогрессу», мы до сих пор испытываем влияние ее авторитета, хотя некоторые из нас стыдятся за то, что им приходится это признавать.

После монгольских нашествий исламский мир начал приходить в упадок, и хранители мусульманской алхимической традиции стали искать подходящих лиц, коим они смогли бы доверить секрет своего мастерства. Они установили контакты с Индией и Европой. Легенда о Христиане Розенкрейце – несомненно, подлинная, до некоторой степени, история, но розенкрейцеры эпохи Реформации, ради удовлетворения своих мелочных личных интриг, пытались (как это доказал французский писатель Argos [12]) применять идеи, кои сами не могли уразуметь, и, таким образом, дискредитировали традицию, которая надеялась укоренить в Европе «сверхнауку», дабы освободить европейское человечество от технологического рабства.

Велик наш долг перед адептами-мусульманами, не признававшими различий между верованиями, религиями или расами, чтобы сохранить уровень своего высокого духовного благородства.

Возможно, что возобновление интереса к алхимии в настоящее время поспособствует обращению европейской души к её подлинному истоку. Эту эпоху святой Павел назвал «полнотой времени» [13], завершающей синтез науки и существования (жизни), синтез, который есть Сверхнаука и постижение тайны бытия.

Статья из журнала «Initiation et Science» («Инициация и наука»), апрель-июнь 1956 г., стр. 10-13.

Перевод В.Проскуряков.

ПРИМЕЧАНИЯ ПЕРЕВОДЧИКА:

1. Пьер Эжен Марселен Бертло (1827-1907) – французский химик и общественный деятель, прославившийся последовательным атеизмом и борьбой с витализмом. Автор многочисленных работ по органической химии, термохимии, агрохимии, истории химии и др. В 1885 году вышел труд Бертло «Происхождение алхимии». В 1887-93 он опубликовал ряд древнегреческих, западноевропейских, сирийских и арабских алхимических рукописей с переводами, комментариями и критикой.

3. Стефан Александрийский – профессор Константинопольского университета, философ, математик, врач, живший в первой половине VII века. Один из последних представителей александрийской философской школы, признававший христианское вероучение и авторитет библии и вместе с тем излагавший языческие учения о вечности мира, пятой сущности, предсуществовании человеческой души и разумном характере небесных тел.

4. Джабир (латинизированное имя Гебер) – подпись, которую ставили под своими трудами авторы известных трактатов по алхимии VIII-XIV вв. Настоящий Джабир, которого, по-видимому, звали Абу Муса Джабир ибн Хайян, жил предположительно в 720-812 гг. н.э. Полагают, что сам он является автором всего нескольких работ из более 2000 трактатов, подписанных его именем, а позднейшие трактаты принадлежат членам секты исмаилитов. Трактаты Джабира приобрели такое влияние в Европе, что один испанский алхимик, подлинное имя которого осталось неизвестным, написав четыре книги по алхимии в начале XIV века, взял латинизированную форму имени – Гебер, чтобы придать высказанным в них идеям вес.

5. Пауль Краус (1904-1944) – французский учёный,  историк-семитолог. В научных кругах прослыл безумцем, покончил жизнь самоубийством. В своём монументальном труде «Jabir ibn Hayyan: Contribution à l’histoire des idées scientifiques dans l’Islam» Краус проанализировал собрание текстов, приписываемых Джабиру и посвящённых самым разным вопросам: сексологии, алхимии, военному делу, талисманам, различным ремёслам, религиозным дискуссиям, грамматике, музыке, изготовлению невидимых чернил и созданию искусственных людей. Учёный доказал, что авторство всех этих сочинений не принадлежит одному человеку.

6. Генри Эрнест Стэплтон (1878-1962) – английский учёный, специалист по истории ислама.

7. Мориен (Мориенус) – александрийский алхимик, живший в VII столетии. Ученик Стефана Александрийского.

8. Роберт Честерский – английский учёный-арабист XII века, перевёл несколько основополагающих текстов Джабира и аль-Хорезми на латынь.

9. Герман Далматский (также известен под именем Германа Каринтского) – философ, астроном, астролог, математик XII века. Перевёл важнейшие арабские работы по астрономии.

10. Майкл Скотт (1175-1232) – шотландский математик и учёный, снискавший  себе посмертную славу мага и чародея. Переводил и комментировал Аристотеля (с арабского на латинский язык); занимался астрологией и практиковал алхимию.

11. Фатимиды – халифская династия, правившая на Ближнем Востоке в 909-1171 гг. Вели свое происхождение от Фатимы (дочери Мухаммеда).

 12. Аргос или Жорж Тамос - настоящее имя Жорж-Огюст Томас (1884-1966) - один из первых последователей Генона, эзотерик, философ, писатель, основатель и соредактор журнала Покрывало Изиды. После смерти Шарбонно-Лассэ возглавлял Братство рыцарей Божественного Параклета.

13. См. Послание к ефесянам святого апостола Павла, 1:10. 

* ИСТОКИ ЕВРОПЕЙСКОЙ АЛХИМИИ.gif

(101.01 Кб, 337x275 - просмотрено 1726 раз.)

 

 

Ответ #21: 24 09 2010, 10:14:01 ( ссылка на этот ответ )

Магия и алхимия эпохи возрождения

Возрождение, возникшее в ХV веке на Апеннинском полуострове, было подобно пробуждению после длительного сна средневековья. Выдающиеся люди стряхнули оцепенение этой эпохи затишья и застоя и обратили свои взоры на другие моменты истории.

В частности, первые представители Возрождения обращаются к классическому миру, представление о котором им дали древние греки и римляне, а также, в известной мере, египтяне, персы — все те, кто проникал в глубь сознания и священного знания. Они обратились к прошлому в поисках семян, столь необходимых в то историческое время, в которое им выпало жить.

Но такой возврат к прошлому, поиск классических корней не означает простого исторического исследования. Человек эпохи Возрождения не довольствуется изучением истории классиков, того, что они делали, о чем думали. Он ищет живые зерна. Он пытается перенести их в настоящее, оживить, применить, придать им необходимые формы, чтобы превратить их во что-то полезное. С точки зрения Возрождения история — это повторяющееся становление, кульминация которого — золотой век, период, в котором преобладают мудрость и чистота. В своем циклическом развитии история проходит через золотой и серебряный века, затем через бронзовый и железный, и именно в «железные» времена, самые тяжелые и темные, необходимо возродить блеск золотых зерен.

Это движение, начавшееся в Италии, повлекло за собой огромные изменения в культуре. Изменяется представление о Вселенной, о процессе научного исследования; появляется новое искусство, новое понимание политики, новые религиозные идеи, происходят значительные изменения философских воззрений. Таким образом, отношение человека к жизни внезапно расширяется и углубляется.

Само слово, которое мы употребляем для обозначения этого важнейшего периода истории, возможно, заключает в себе мистический корень. Возрождение означает возможность родиться вновь, дать место новому, с точки зрения духовности, человеку, и эти понятия не кажутся нам незнакомыми: мы можем встретить их в Евангелии от Иоанна, в посланиях св. Павла. С глубокой древности существует необходимость пробудить или возродить другого человека, более возвышенного и глубокого.

Однако понятие «Возрождение» в XV веке не является исключительно религиозным. Оно гораздо шире той концепции, которую мы встречаем у св. Иоанна, св. Павла и многих других отцов церкви, и относится к жизненной позиции, к действию, благодаря которому человек начинает чувствовать себя частью мира, частью Природы. Человек Возрождения не отделяет себя от этих понятий, и если он изучает Природу, то делает это именно потому, что, ощущая себя ее частью, он хочет познать самого себя и весь мир. Это выходит за рамки религии или, во всяком случае, позволяет говорить об универсальной религии, включающей в себя и науку, и искусство, и политику. Эти четыре аспекта обозначают четыре основных пути, к которым можно отнести любую деятельность человека.

В средние века человек как таковой был отодвинут на второй план, поскольку главным было служение во имя Бога, великий космический союз, и человек был подчинен четко определенным законам, избежать которых он был не в силах. Законы есть законы, и человек мало что может сделать перед лицом предопределенности этого божественного Закона.

Но Возрождение, благодаря течению гуманизма, показало, насколько велика ценность человека. Будучи частью этого мира, человек является и частью Природы с ее законами, но он может понять и постичь их и действенно преобразовывать их своими руками.

В эпоху Возрождения исчезает пассивность предшествующих веков, поскольку впервые человек ощущает свою сопричастность истории: история принадлежит ему, он может ее изменить, если не в основном ее течении, то, по крайней мере, в маленьких аспектах. Главным в тот период был Человек, возросла ценность человека мыслящего, который осознает себя разумным и знает, что его сила заключается в разуме, являющемся частью Природы и позволяющем человеку понять ее.

Гуманизм Возрождения

Гуманизм — это течение религиозной терпимости, возникшее в умах всех великих мыслителей. Это еще одна попытка примирить философию и религию, которые были коренным образом разделены в эпоху средневековья; попытка доказать, что религия не противопоставляется философии, что любая религия достойна уважения, и понять единое устремление к Божественному. Ибо вне зависимости от того, каким именем оно называется и какими ритуалами сопровождается, самое главное — это то, что человек испытывает тягу к Священному, пытается установить связь с божественными истоками и вернуться к ним. Люди Возрождения называли это разными именами, в том числе универсальной религией, которая объединяет в себе все другие религии, но не уничтожает их. Благодаря идее, которая пока так и не приблизилась к своему воплощению, возникли терпимость и взаимопонимание, до сих пор необходимые нам и уже пять веков являющиеся основными двигателями Возрождения.

Гуманизм заимствовал у классической эпохи систему целостного образования, цель которого — формирование личности, дающее основные представления обо всех аспектах знания, чтобы каждый человек мог понять целостность мира, а не разные его части.

Менее двухсот лет спустя — небольшое время с точки зрения истории - пути вновь разошлись, вновь проявились различия. Теперь, как мы обычно шутим, существует столько специализаций в различных областях знания, что мы скоро будем знать всё ни о чем. Ведь то, на чем мы специализируемся, с каждым разом становится все более узким.

Эпоха Возрождения, напротив, стремилась к целостному интегральному образованию (не исключающему специализаций), которое делало возможным глобальное видение Вселенной и человечества, взаимодействие людей друг с другом, а также со Священным. Без этого единства было невозможно развитие сознания, которое, как солнце, освещает все, чего достигают его лучи. Если мы будем направлять свет в одну сторону, мы будем хорошо знать только эту одну сторону реальности, в то время как все прочие останутся для нас неизвестными.

Экспериментальная наука

Идея гуманистов повысить значимость человека и заставить его почувствовать себя частью Природы вызвала к жизни первые попытки создания экспериментальной науки.

До этого момента наука представляла собой комплекс теоретических познаний. Законы Вселенной и Природы были сформулированы раз и навсегда, и не было ни попыток, ни необходимости проверять и подтверждать их.

Возрождение, напротив, возвышает человека, который чувствует себя частью Природы, естественным образом связывает себя с ней и пытается понять, испытать и описать ее законы. Таким образом, действуя с сердцем, человек приходит к новому представлению о науке. К этому прибавляются другие интересные моменты: например, во время Возрождения вновь появляются оригиналы работ Платона, Пифагора, трудов греческих астрономов, географов, математиков, поскольку для гуманистов было очень важно вернуться к изначальным текстам, уходя таким образом от средневековых переводов, догматичных и тенденциозных.

Прикосновение к этим древним источникам привело буквально к потрясению от осознания того, что еще многими веками раньше жили ученые, астрономы, географы, математики, медики, астрологи, объяснявшие основные законы Вселенной при помощи чисел и формул, которые использует язык математики для понимания этих законов. Примером этого могут служить пифагорейцы и Платон, продолживший их философию.

Возрождение науки было также связано с магией.

Магия Возрождения

Магия позволяет ученому не быть просто пассивным наблюдателем, она дает возможность действовать, активно постигать Природу, сотрудничать с ней, не преступать ее законы, а следовать им, вникая в их суть, в эту движущую силу, поддерживающую вечную жизнь Вселенной. Это представляло огромный интерес для гуманистов и ученых Возрождения, поскольку, увидев в самих себе новые возможности для действия, они хотели достичь тех же результатов, что и древние маги, которые своими загадочными формулами и описаниями давали понять, что сумели разработать некие средства, некие системы работы с Природой.

Попытаюсь немного пояснить, в чем состояла магия Возрождения. О ней много говорилось и говорится, но понять ее по-настоящему смогли не многие; в ней было много от философского гуманизма и от практической науки о Природе.

Если бы можно было дать определение магии Возрождения, мы назвали бы ее герметической магией, или герметизмом. Благодаря этому названию мы можем обратиться к истории, чтобы понять ее.

Та любовь, которую питали люди Возрождения к древним культурам, и главным образом к Греции, Египту, Риму, привела к тому, что особое внимание было уделено египетскому божеству Тоту — богу букв, иероглифов, языка сакрального и мирского, звука, голоса, слова, богу Мудрости. Когда греки впервые познакомились с египетским Тотом, они нашли у него много общего с Гермесом. То же самое произошло с римлянами. Узнав египетского Тота и греческого Гермеса, они обнаружили, что их Меркурий имеет многие из характеристик этих божеств, с одним-единственным отличием: греческий Гермес — это греческий Гермес, римский Меркурий — это римский Меркурий, и египетского Тота, чтобы отличать его от этих божеств, стали называть Гермес Трисмегист — Трижды Величайший, Трижды Рожденный или Трижды Посвященный, тот, кто пребывает в трех ипостасях, поскольку считалось, что он был философом, жрецом и правителем-законодателем.

Во Флоренции в XV веке по инициативе Козимо Медичи была учреждена Платоновская академия, объединившая огромное число мыслителей, художников, мистиков, которые на пути общего поиска объединились в несколько групп. Золотой век — именно этот особый момент истории хотели они возродить. И Козимо Медичи направляет путешественников и монахов на Восток с поручением привезти все манускрипты, которые им покажутся интересными.

Таким образом во Флоренцию попадает свод трудов, относимых к Гермесу Трисмегисту, который производит настоящее потрясение среди ученых. Одна из ключевых фигур Академии, Марсилио Фичино — философ, астроном, художник — по поручению Козимо Медичи берется за перевод этих трудов.

Его труд под названием «Асклепий» представляет огромный интерес, поскольку рассказывает о древней религии Египта, его магии, о том, каким образом маги создавали каналы сил Вселенной и воплощали их в священных образах своих божеств. Эти формы не были просто статуями или изображениями; при помощи магических действий они заряжались энергией, приходящей из космоса. Все это излагалось языком философским и интуитивным, одновременно человеческим и магическим.

Другой труд, относящийся к Гермесу, — «Corpus Hermeticum» — представляет собой свод фрагментов (15 глав) в форме диалога между учителем и учеником. В первой части объясняется сотворение Космоса, а в остальных диалогах учитель побуждает ученика освободить душу от всех материальных оков, чтобы она могла постепенно подниматься в иные планы и сферы, пока наконец не достигнет высшего Света и встречи с Божественным. Удивительнее всего здесь то, как ученик чувствовал в себе пробуждение интуиции, а затем — понимание Истины и Закона, подобное мощному лучу света, проходящему сквозь разум.

Свод этих работ и особенно заложенный в них моральный аспект был настолько важен, что если до этого в магии оставался еще след средневекового колдовства, то теперь он совершенно исчезает. С этого момента магия становится одним из основных элементов работы величайших мыслителей — способом улавливания внутреннего состояния человека и Вселенной. Все это приводит к пониманию смысла того, что когда-то существовало в Египте, — смысла египетской магии, магии фараонов, языка иероглифов и всего того, что, согласно Платону, египетские жрецы передали ему во время его пребывания в этой стране.

Вспомним некоторые основные идеи герметической магии эпохи Возрождения.

Вселенная разумна

Бог есть великий Разум. Это не означает, что существует ум, парящий где-то над миром, а значит, что Бог есть Разум, Высший Разум, чьи идеи дали жизнь всему сущему. Это один из основополагающих постулатов герметической магии.


Но в то же время Бог — это великое Единство, связывающее между собой все существующее. Все, что нам кажется разделенным, разнородным, удаленным, несвязанным, — все совершенным образом объединено в этом божественном Разуме. Хотя нам сегодня не хватает магии, чтобы понять, какими путями и узами соединяется одно с другим в этом мире.


Маг ищет эти пути объединения. В божественном Разуме объединены все противоположности, или, по крайней мере, все, что нам кажется противоположным.

Разум человека подобен Разуму Бога. Это означает, что если мы освобождаем человеческий разум от телесных оков и материальных потребностей, то в нем будет достаточно места, чтобы заполниться божественным Разумом и попробовать проникнуть в него, познавая его идеи, мысли, законы, управляющие Вселенной.

Если человеческий разум подобен Разуму Бога и если все происходит из божественного Разума, мы можем понять, насколько с этой точки зрения наша жизнь, все, что мы делаем, думаем, чувствуем, все наше восприятие вещей и наши оценки далеки от нашего разума. Конечно, все мы обладаем способностью объективно видеть мир, людей и судить о событиях; но также наверняка можно сказать, что мы пропускаем все — события, людей — сквозь мелкое сито нашего разума. Именно сквозь него мы видим свою собственную вселенную, и когда мы выражаем свое мнение, свои идеи и чувства, все это сначала трансформируется в этой великой алхимической печи — нашем собственном разуме. С большей или меньшей мудростью, но мы в малом масштабе повторяем то, что великий божественный Разум творил в начале Вселенной.

Наш разум также объединяет все, поскольку когда мы хотим проанализировать свой опыт и знания, есть один центральный элемент — я; я живу, я знаю, со мной это произошло, я страдаю, мне это понравилось. Существует элемент причастности к единству — наш разум, наше сознание, и мы сами становимся частью этого единства.

Наш разум также содержит в себе все противоположности, поскольку в течение дня или даже нескольких часов мы можем переходить из одной крайности в другую и, что еще хуже, не отдавать себе в этом отчета. Мы имеем возможность по-разному реагировать, до тех пор пока не обретем равновесие, существующее в божественном Разуме да еще, возможно, в разуме мага, которому удается глубоко погрузиться в эту симпатическую магию.

Как вверху, так и внизу

Природа и Космос пронизаны энергиями разных видов, однако природа этих энергий, вне всякого сомнения, одинакова. Энергии, которые приходят от самых дальних планет, самых дальних звезд, по сути не отличаются от тех, которыми пронизан человек. В этом смысле человек сам является маленьким небесным телом, как звезда или планета — в зависимости от того, светим ли мы собственным светом или отражаем свет, для того чтобы жить. Но самое важное — это то, что мир превращается в единую сеть, по которой циркулирует бесконечное количество энергии; эта энергия всегда одинакова, на этом основана симпатическая магия: маленькое соединяется с большим, а большое соединяется с маленьким, потому что есть связь, есть то самое условие, которое делает возможной эту связь.

Маг, который понимает, осознает, проникает в суть космических законов, может установить контакт с силами космоса и силами, которые существуют на Земле. И отсюда изображения или талисманы, изготавливаемые из камней, металлов, растений, которые внутренне связаны с энергией определенных небесных тел.

Магические талисманы

Пико делла Мирандола, знаменитый врач эпохи Возрождения, был большим знатоком талисманов, поскольку он знал, какие энергии, исходящие от небесных тел в нашей Солнечной системе, имеют симпатическую связь с какими-либо металлами, камнями или растениями, и использовал их для лечения определенных заболеваний. С помощью этих элементов делались талисманы, отражающие, подобно зеркалу, священный образ. Энергия, уловленная благодаря талисману, использовалась для облегчения страданий — чтобы организм восстановил утраченное равновесие. Это замечательное представление о магии как о равновесии использовал также Парацельс, другой знаменитый врач той эпохи.

Величайшие художники Возрождения также делали из своих картин талисманы. Например, многие маги Возрождения считали, что «Весна» Боттичелли является настоящим талисманом, возвращающим к жизни, и, как говорил Марсилио Фичино, направлена против действия Сатурна, поскольку Сатурн связан со временем, со старением, с пассивностью и медлительностью. В своем произведении Боттичелли пытается объединить все идеи, распространившиеся в его эпоху, посредством силы света, цветов, положения фигур и движения. То, что мы видим как картину, захватывает наше внимание, дает нам силы, а значит, является талисманом.

Во времена Возрождения был распространен труд по изготовлению талисманов «Picatrix». Первый латинский перевод этой книги, написанной по-арабски, был сделан в Испании по поручению Альфонса Мудрого. В ней показано, что умы, открытые для мудрости и стремящиеся к ней, не останавливаются на том, что в народе называется колдовской магией, а ищут гораздо более тонкую связь с Космосом.

В этой книге описывается, как маг может уловить дух Высшего Разума и заключить его в маленьких предметах, с которыми мы сталкиваемся повседневно. И не только в предметах, но также и в словах, голосе и звуках. Для мага эпохи Возрождения музыка имела огромную ценность, в это время началось возвращение к жизни античных орфических гимнов и старинных мелодий, которые пелись соло и обладали успокаивающим воздействием на душу, подготавливая ее ко встрече со Священным.

Выводы

Даже простое перечисление огромного количества имен, появившихся в мире в сфере искусства, науки, философии в эпоху Возрождения, заняло бы слишком много места.

Подводя итог тому, что было сказано, следует еще раз подчеркнуть, что человек Возрождения перестает быть пассивным перед лицом жизни и Космоса. Он перестает быть наблюдателем Божьего промысла, начинает деятельно любить его, проникает в него, движется по пути к нему. И благодаря этому в нем рождается дух исследователя, потребность познавать законы бытия и искать ответы на вопросы о жизни Космоса. До Коперника, отразившего жизнь мира в математических законах, главным чувством людей по отношению к мирозданию было восхищение герметическим законом и представлением о Солнце как о центральном элементе Вселенной. Это восхищение побуждало их искать математические формулы, но все же корень его был магическим, герметическим и, в самом глубоком смысле слова, ренессансным.

Магия дала человеку новый взгляд, новые возможности, пробудила в человеческом существе потенциал, который до этого был непроявленным: волю. Человек Возрождения утверждал: «Я хочу это сделать, я могу это сделать», — и это ощутимо изменило ход истории, предопределило смену эпох и привело нас к нынешнему моменту.

Нужно отметить тот факт, что интерес к этой могущественной и озаренной Божественным светом магии, далеко не исчезнувшей, до сих пор живет и волнует множество современных ученых. Многие великие ученые нашей эпохи считают, что наука - это лишь способ читать Божественный замысел, и смело говорят об этом.

Сегодня остро ощущается необходимость пересмотреть наши представления о циклах истории и спросить самих себя, не подошли ли мы уже к моменту, когда быстрый технический прогресс, великие научные открытия не могут больше компенсировать внутренней нищеты, и люди чувствуют себя все более беззащитными, одинокими и потерявшими ориентиры. Если история циклична, то сейчас мы опять стоим перед возможностью вновь обратиться к тому золотому веку, сильному, могущественному, когда люди знали, зачем и для чего они живут, откуда пришли и куда направляются.

Необходимо признать, что нам не хватает более философского, более целостного образования, которое позволило бы нам понять все стороны жизни человека, устранить, сломать преграды, воздвигнутые между наукой, искусством, религией и политикой и создавшие из них противоположности, и в очередной раз превратить их в пути, сходящиеся в одной точке. Может быть, уже настал момент зажечь факел надежды, факел, который осветит нас. Может быть, настал момент определить, где находится наша воля и что мы можем сделать с ней, где находятся наши скрытые силы и что мы можем сделать с ними.

С приходом нового времени, с началом нового цикла истории мы можем сказать, что настало время возродиться. Когда-нибудь это Возрождение станет причиной коренных изменений в человеке, но сегодня мы можем зажечь факел надежды, который осветит не только наш путь, но также и длинный путь тех, кто идет следом за нами и тех, кто в будущем веке, возможно, назовет наше время веком Возрождения.

* Магия и алхимия эпохи возрождения.jpg

(76.61 Кб, 500x481 - просмотрено 1866 раз.)

* Магия и алхимия эпохи возрождения..jpg

(102.94 Кб, 342x400 - просмотрено 2020 раз.)

 

 

Ответ #22: 10 10 2010, 18:17:50 ( ссылка на этот ответ )

ДЕЛАЛИ ЛИ АЛХИМИКИ ЗОЛОТО?

Этот наивный вопрос вызовет, скорее всего, прямо противоположные ответы. Немногочисленные энтузиасты будут утверждать: конечно же, делали! И даже сейчас еще существуют монеты, на которых написано, что они сделаны из золота, полученного алхимическим способом. Другие, представляющие рационалистически мыслящее большинство, не менее убежденно будут твердить: все алхимики были в лучшем случае шарлатанами, а в худшем – мошенниками, и алхимия вообще не наука, а сумасшедшая мать примерной дочери – химии.

Чтобы не ввязываться сразу в бурную полемику, попробуем начать с более простого вопроса: а можно ли получить золото из чего-то другого? Простейший ответ, вроде «нет, ведь если бы кто-то знал, как это делается, то наделал бы его в огромных количествах», нас не устроит. Ведь несомненно, что сегодня мы не знаем многих секретов, которые были известны мудрецам и магам древности и даже простым ремесленникам. При всей мощи и совершенстве современной строительной техники мы не в состоянии соорудить пирамиды, повторяющие египетские, хотя они возведены тысячи, а то и десятки или даже сотни тысяч лет назад.
________________________
Интересна история шотландского дворянина Сетония. В 1602 году он совершил в Голландии ряд удачных трансмутаций. Это принесло ему славу, и несколько лет спустя он оказался в Страсбурге, где поселился у известного золотых дел мастера Гюстенгофера, которому оставил немного философского камня. Император Рудольф II пригласил Гюстенгофера в Прагу. Но философский камень, оставленный Сетонием, скоро был израсходован, и неудачному «трансмутатору», не умевшему изготовлять золото, пришлось умереть в тюрьме.
Самого Сетония судьба занесла в Саксонию, где Христиан II заточил его в темницу. Несмотря на неимоверные пытки, доведшие его почти до смерти, алхимик упорно хранил свою тайну. Из тюрьмы его вызволил поляк Сендзивой и привез в Краков. Здесь Сетоний умер от нанесенных ему увечий, но перед смертью дал Сендзивою свой философский камень, не открыв секрета его изготовления. С помощью этого средства Сендзивой обращал разные металлы в золото при дворе Сигизмунда III в Кракове, о чем существуют несомненные исторические свидетельства, и был приглашен в Прагу, где император Рудольф, получив от него немного порошка, сам совершил чудесную перемену.
В Вюртемберге князь Фридрих принимал Сендзивоя с высокими почестями, но позавидовавший ему алхимик Мюленфельс тайно захватил его, отнял философский камень и посадил в темницу. Когда это было открыто, Мюленфельс в наказание был повешен, но Сендзивой камня обратно не получил, сам сделать его не умел и обратился в простого авантюриста.

________________________

о, что мы сейчас не можем воспроизвести многие алхимические опыты, не должно приводить нас к выводу о том, что это невозможно в принципе. Конечно, превращения свинца или ртути в золото невозможно добиться в химических реакциях. Но это говорит только о том, что «дочке» – химии – еще очень далеко до ее «матери». Более того, составляющие вещество химические элементы в процессе химических реакций не изменяются «по определению» – на этом основана вся химия. Например, если в реакции участвует поваренная соль (NaCl), состоящая из натрия и хлора, то в результате мы получим вещества, которые будут содержать и натрий, и хлор, причем точно в тех же количествах, что и до реакции. Так что с точки зрения химии превращение свинца в золото просто абсурдно.

Но… Возьмем два куска урана-235 и соединим их друг с другом. Если их суммарная масса окажется больше критической, то последует взрыв. Реакция деления урана, которая идет в нем постоянно, становится цепной, лавинообразной, и вызывает бурное выделение энергии, дающее взрыв. Но если бы после взрыва нам удалось собрать все осколки и все, что получилось в результате, то мы бы с удивлением обнаружили, что там не хватает урана, зато появились другие элементы таблицы Менделеева, которых не было раньше. Среди них будут и продукты деления урана, и более тяжелые, чем уран, элементы – они возникают в результате интенсивного облучения нейтронами, выделяющимися при делении урана. Таким образом, вместо одного химхического элемента мы получаем целый набор элементов, которые мы «создали» из исходного урана. Более того, для Природы в этом процессе нет ничего необычного, просто в естественном состоянии концентрация урана в породе очень мала и процесс деления – при котором точно так же создаются новые элементы – идет тысячи лет. Соединяя же уран в определенную критическую массу, мы ускоряем природные процессы в миллионы раз, и образование новых элементов идет столь бурно, что сопровождается взрывом. Таким процессом очень сложно управлять, что показывают некоторые аварии на атомных электростанциях. Но получается, что с позиции наших современных знаний о природе преобразование одних элементов в другие не является чем-то невероятным, выходящим за рамки физических законов.

Более того, для таких превращений не обязательно нужно какое-то сверхъестественное оборудование. Такого рода реакции вполне могут протекать в условиях, которые можно создать в простой лаборатории, при более-менее нормальных температуре и давлении. Другое дело, что при этом требуется особо тщательное соблюдение всех условий и параметров процесса, чтобы он всегда был под контролем, – но любой алхимический трактат как раз и настаивает на особой тщательности и соблюдении режима поддержания процесса.

Так что, признав физическую возможность получения одних химических элементов из других, мы должны признать и принципиальную возможность превращения некоторых веществ в золото. Таким образом, поставленный в заголовке статьи вопрос переходит в плоскость доверия к тем или иным историческим источникам, так как на сегодняшний день нам неизвестны люди, которые могли бы продемонстрировать подобные трансмутации на практике. И тут энтузиасты алхимии получают мощную поддержку – ведь истории известны многочисленные случаи подобных опытов, часть из которых была проведена или зафиксирована весьма уважаемыми учеными. Что же до случаев разоблачения лже-алхимиков, то мошенников и шарлатанов во все времена существовало множество. Многие стремились к алхимии, чтобы разбогатеть, получить власть при помощи золота, но никто в этом не преуспел. Однако если алхимия была только обманом или заблуждением, то почему она просуществовала тысячи лет? Ведь ее корни уходят в Древний Египет. Кроме обманщиков, всегда были чистые энтузиасты. Движимые любовью к истине и стремлением познать тайны природы, они век за веком возрождали старинные рецепты, снова и снова создавали философский камень, обладающий множеством удивительнейших свойств.
__________________________
После Роджера Бэкона в Европе многие занимались алхимией. Расцветом ее считается XIII век. Разносторонний ученый Альберт Великий, Арнольд из Виллановы, Раймунд Луллий – целая плеяда знаменитых ученых, опиравшихся на знания своих предшественников, в частности на работы арабского ученого X века Джафару (Гербера), посвятили все свои силы поставленной проблеме, которая была одобрена таким авторитетом, как Фома Аквинский.
Раймунд Луллий – философ, писатель, автор нескольких сотен сочинений, разработчик первой логической машины – при жизни пользовался репутацией искуснейшего алхимика, достигшего при помощи алхимии всего, что она может дать. Он утверждал, что с помощью философского камня можно превратить любое количество ртути в золото.
«Возьми кусочек этого драгоценного медикамента величиной с боб. Брось его на тысячу унций ртути – последняя превратится в красный порошок. Прибавь унцию этого порошка к тысяче унций ртути – и она также превратится в красный порошок. Если из этого порошка взять одну унцию и бросить на тысячу унций ртути – все превратится в медикамент. Брось унцию этого медикамента на новую тысячу унций ртути – и она превратится в золото, которое лучше рудничного».
«Заметь очень хорошо, – писал Луллий, – материал камня философов дешев. Его находят повсюду».
___________________
_____

Алхимики верили во внутреннее единство Природы, в то, что все связано со всем и все это движется, эволюционирует. И, как утверждают многочисленные источники, это была не просто вера, а знание, которое давало человеку власть над материей. Основная идея алхимиков – существование единой первичной материи, из которой состоит все; это и дает основу для всеобщей трансмутации веществ и элементов. Согласно алхимии, все металлы являются ступеньками одной лестницы, ведущей к совершенству. На вершине этой лестницы – золото, самый совершенный, самый благородный металл, не подверженный коррозии, удивительно пластичный и в то же время прочный, сам цвет которого – золотой, как цвет Солнца, – говорит о совершенстве. На нижней ступеньке – свинец, металл наиболее далекий от совершенства. Алхимики считали, что в Природе происходит постепенное движение от менее совершенного к более совершенному, идет эволюция веществ. А раз так, то этот процесс можно значительно ускорить в алхимической лаборатории, позволив свинцу поскорее превратиться в золото.

И тут на сцену выходит философский камень, или, как его еще называли, «камень философов». Многие современные исследователи считают его просто неким катализатором, который помогает идти алхимическим процессам, – и отчасти, наверное, так оно и есть. Но суть философского камня – в другом.
______________________
Известный голландский ученый-химик Ян Баптист ван Гельмонт (1579-1644) писал в своей книге «О жизни вечной»: «Я не раз видел и держал в руках камень философов: по цвету он похож на шафрановый порошок, только тяжелый и блестящий, как размельченное стекло».
И там же: «Однажды мне была дана 1/4 грана (граном я называю 1/600 часть унции). Я соединил эти четверть грана, завернутые в бумагу, с 8 унциями ртути, нагретой в реторте. И сразу же вся ртуть с шумом застыла, перестав кипеть. После того как все остыло, осталось 8 унций и немного меньше 11 граммов чистого золота».
В другом своем сочинении ван Гельмонт описывает, как несколько раз превращал подобным же образом ртуть в золото при помощи крупиц философского камня. «Я делал эти превращения собственной рукой при помощи одного грамма порошка на 1000 граммов горячей ртути, и опыт увенчался успехом на огне, как и описывалось это в книге, к величайшему восторгу всех, кто стоял вокруг меня…»
Ван Гельмонт признается, что состав философского камня так и остался неизвестен ему. Оба раза он получал его из рук человека, которого не знал.

___________________________

Для алхимиков не было разделения на «живую» и «неживую» природу – вся Природа живая, всюду идет жизнь. И эволюция всех веществ – это не простое механическое улучшение их физических качеств, а, если можно так выразиться, их «духовный рост». Если читателя смутит подобное выражение применительно к тому, что он считал неживой материей, пусть он вспомнит, например, о том, что мы естественно называем некоторые металлы благородными, хотя само слово «благородство» подразумевает наличие неких внутренних качеств, которые мы обычно связываем с человеком. А может быть, золото и серебро не подвержены коррозии именно благодаря своему внутреннему «благородству»?

Алхимия превращает в совершенное то, что природа оставила несовершенным, и очищает все вещи силой духа, который содержится в них. И философский камень представляет собой скорее некий «духовный субстрат», квинтэссенцию духовной эволюции или того самого «внутреннего благородства», нежели просто вещество, хотя он и существует материально – его описывают как некое вещество, обычно красноватого цвета. Его можно образно представить себе как частичку чистейшего духа, или духовного начала, «пойманную» в веществе. Тогда можно понять, почему добавление мельчайшей части философского камня в неблагородные металлы преображает их, делая благородными, – духовное начало, содержащееся в нем, облагораживает их, заставляя «бежать» по ступеням эволюции. Можно понять, почему из философского камня изготовляется панацея, универсальное лекарство от всех болезней, – ведь стоит «прибавить» в человеке духовное начало, и все болезни отступают. И можно понять, почему философский камень служит основой алкагеста, универсального растворителя, – ибо дух всегда сильнее материи, и никакая материя не может устоять против него.

Откуда же берется эта суть «камня философов», этот субстрат духовного начала? Как ни парадоксально это звучит – из души алхимика, а точнее, из его бессмертного духа. Алхимики всегда утверждали, что в процессе изготовления философского камня человек сам должен внутренне преобразиться. Можно сказать, что эти два превращения – создание философского камня и трансмутация, духовный рост алхимика – просто две грани одного и того же процесса, одной и той же эволюции. А получившийся в результате многолетних трудов философский камень – это всего лишь зримое подтверждение духовного пути алхимика, которому после этого уже не нужны ни золото, ни почести, ничто материальное. В подтверждение этого история рассказывает нам о сказочно богатых алхимиках, которые тратили свои огромные состояния на помощь бедным, на общественное благо, оставляя себе только необходимое.
________________________
Йоганн Фредерик Гельвеций, известный врач и ученый XVII века, утверждал, что в 1666 году его посетил некий незнакомец, обнаруживший высокие познания, который показал ему три кусочка камня, «каждый размером с небольшой грецкий орех, прозрачный, бледного серого цвета». После долгих уговоров незнакомец согласился оставить Гельвецию кусочек этого камня. На следующий день Гельвеций ожидал, как было условлено, прихода незнакомца, но тот так и не появился. Тогда Гельвеций, решив, что это был какой-то проходимец и лжец, и желая удостовериться в этом, растопил, как ему было сказано, 6 драхм олова и в присутствии сына и жены высыпал туда полученный порошок. «Когда состав остыл, – писал Гельвеций, – он сиял, как золото. Мы немедленно отнесли его к ювелиру, который сразу сказал, что это самое чистое золото из всех проб, когда-либо попадавшихся ему, и тут же предложил заплатить за него по 50 флоринов за унцию».
Когда об этом случае стало известно Баруху Спинозе, философ лично разыскал ювелира, купившего это золото, который подтвердил рассказ. «После этого, – рассказывает Спиноза в одном из писем, – я отправился к самому Гельвецию, который показал мне и самое золото, и плавильник, изнутри еще покрытый золотом».

__________________________

После всего этого становится понятно, что алхимия – это путь немногих. Это путь тех, кто готов терпеливо работать над собой день за днем в течение долгих лет, кто решается начинать снова и снова, когда неудачи отбрасывают назад, кто стремится возвысить свою душу, подчинив себя и всю свою жизнь духовному началу. И на этом пути никого нельзя обмануть, ведь если ты пришел только за золотом – ты не получишь ничего, а если ты пришел стать Человеком – ты получишь все, если, конечно, дойдешь до конца.

Могли ли алхимики делать золото? И могли, и делали… но само золото не играет тут никакой роли!

* Алхимик.gif

(122.82 Кб, 304x475 - просмотрено 1787 раз.)

 

 

Ответ #23: 06 11 2010, 15:14:32 ( ссылка на этот ответ )

Китайская алхимия бессмертия

С древности китайцев и индийцев больше других интересовала проблема достижения физического бессмертия. Мудрецы и императоры древнего Китая искали путь на райские «Острова Блаженных», где, по их мнению, росла «трава бессмертия». На протяжении веков на поиски было послано несколько экспедиций, но все они вернулись ни с чем или бесследно пропали.

Поисками снадобий вечной жизни занимались китайские алхимики и индийские маги при китайском императорском дворе. Так, например, при дворе императора Тай-цзуна (VII в.) жил прибывший из Индии аскет по имени Нараянасвамин, который был алхимиком, изощренным в искусстве продления жизни.


В 1222 г. Чингисхан повелел даосскому алхимику Чаньчуню прибыть в Самарканд. Этот Чаньчунь был ярым аскетом и фанатиком: он не ел даже фруктов, не пил чая и почти не спал. Когда Чаньчунъ предстал перед Чингисханом и тот спросил его, владеет ли он эликсиром жизни, Чанчунь откровенно ответил, что у него есть средства оберегать жизнь (талисманы против дурных влияний), но эликсира бессмертия нет. Чингисхан пришел в восхищение от искренности алхимика и наградил его.

Китайские алхимики издревле искали способ превращать различные вещества, такие как киноварь, в золото, но вовсе не с целью обогащения, как их европейские и арабские собратья. Просто они считали, что такое искусственное золото будет обладать свойством продления жизни, и если сделать из него посуду или принимать его крупицы в виде пилюль, то проживёшь гораздо дольше обычного. В алхимическом золоте, как верили китайцы, вся тёмная и нечистая основа, связанная с силой разрушения и беспорядка инь, будет выпарена, и останется только сила неба и жизни ян.

Алхимикам были известны и другие ингредиенты «эликсира бессмертия» - растения и животные, традиционно считающиеся символами долгой жизни, такие как сосна, персик, черепаха, журавль. Из панциря черепахи и журавлиных яиц часто делали укрепляющие снадобья. Киноварь, обладающая красным цветом жизни и содержащая «душу металлов» ртуть, тоже служила для производства «пилюль долголетия». Её сушили с мёдом, пока не получались пилюли размером с конопляное зёрнышко. Считалось, что принявший десять таких пилюль в год станет бессмертным. И, конечно, средством долголетия считался священный нефрит, кусочки которого глотали высокие сановники, чтобы продлить свой век. Все эти алхимические опыты сопровождались заклинанием духов и жертвоприношениями.

С десятого века даосская алхимия делалась все более "духовной". Разные вещества и металлы монахи-даосы идентифицировали с определенными частями тела. Алхимические опыты производились не с лабораторными инструментами и материалами, а непосредственно над человеческим телом. Другими словами, алхимия приравнивалась к технике медитации внутреннего очищения, воспитания души. Даосы начали работать над дыхательными ритмами и задержкой дыхания, стараясь превратить человека в автономный организм, использующий только свои внутренние возможности. Путь к бессмертию лежал теперь через умение задержать воздух на тысячу ударов сердца.

И всё-таки, в глазах непосвящённых аскеты навсегда остались хранителями секрета «травы с Островов Блаженных» или «пилюль бессмертия». Поэтому жизнь искателей вечной жизни была полна стольких опасностей, что часто они не успевали проверить действие своих упражнений и препаратов.

По материалам книги Мирча Элиаде «Азиатская алхимия».
 

 

 

Ответ #24: 19 11 2010, 14:28:20 ( ссылка на этот ответ )

Золото приносит несчастье...алхимикам

Слухи об изготовлении алхимиками золота приносили им популярность, которой, впрочем, не было причин радоваться. По всей Европе, да и по всему Востоку, за алхимиками началась настоящая охота. Так охотились бы за курами, которые несли золотые яйца. Щедрыми наградами или силой каждый правитель старался заполучить к себе человека, владеющего тайной изготовления золота. В этом отношении характерна судьба одного из алхимиков XVI века — Александра Ситония.

Интересное свидетельство о личном знакомстве с ним мы находим в книге известного ученого тех лет профессора Вольфганга Дейнхейма. Знакомство произошло случайно по дороге из Рима в Германию.
Дорога, которая им предстояла, в то время занимала много дней и недель, и двое ученых были рады обществу друг друга. Профессор, не зная, кто перед ним, всю дорогу ругал алхимиков и алхимию, которую считал лженаукой. Ситоний уклонялся от спора, когда же они прибыли в Базель, сказал:
— Я думаю, что лучше всех слов, которые я мог бы противопоставить вам, будет факт. Поэтому не откажитесь присутствовать при опытах, которые я проведу специально для вас.
Самым замечательным в последовавших опытах было то, что Александр Ситоний, дабы устранить всякие основания для недоверия, сам не притрагивался ни к чему и даже не подходил к ретортам. Стоя на расстоянии, он давал различные указания своему скептически настроенному спутнику и его не менее скептическому помощнику, которые те старательно выполняли.
Не веря своим глазам, присутствующие увидели наконец, что после сложных манипуляций реторта, в которой производился опыт, оказалась более чем наполовину заполненной золотом. Вспоминая этот эпизод, участником которого был он сам, профессор Дейнхейм писал в своей книге, что готов подтвердить достоверность этого события самой страшной клятвой.
Правда, в те времена существовало поверье, будто золото алхимиков редко приносит счастье. Справедливость такого суждения как нельзя лучше подтверждает судьба самого Ситония.
Будучи в Страсбурге, он с разрешения известного ювелира Густенховера какое-то время работал в его мастерской, используя ее как своего рода лабораторию. В благодарность Ситоний оставил ювелиру немного «философского камня», при помощи которого тот в присутствии самых видных представителей города совершил несколько превращений.
Весть об этом разнеслась быстро, и вскоре в Страсбурге появились посланцы императора Рудольфа II. Император приглашал ювелира повторить этот опыт при его дворе. Густенховер прибыл в Прагу и там у всех на глазах вновь совершил несколько превращений, израсходовав при этом весь запас имевшегося у него «философского камня».
Как нетрудно догадаться, монаршие милости, которыми Рудольф II осыпал было ювелира, сменились гневом, едва тот стал уверять, что не знает рецепта подаренного ему состава. Чувствуя приближение беды, Густенховер попытался бежать из дворца, но стража, расставленная повсюду, имела уже приказание не выпускать его. Все оставшиеся годы Густенховер провел в подземелье, прикованный цепью к стене. Он мог обрести свободу и жизнь, только раскрыв тайну. Тайну, которой не знал.
Казалось, этот случай должен был бы послужить предостережением самому Ситонию. Но тот продолжал свои занятия и эксперименты как ни в чем не бывало. Он посетил Дрезден, побывал в Гамбурге, Мюнхене. И повсюду как тень следовали за ним какие-то люди, которые таились, прятались, а когда он уезжал, старательно собирали осколки разбитых колб, обрывки его бумаг и т. д. Когда один из друзей стал призывать его к осторожности, Ситоний горько усмехнулся: «Если мне суждено будет попасть в руки какого-нибудь правителя, я скорее тысячу раз приму смерть, чем открою тайну».
И он сдержал свое слово.
Как то Ситоний имел неосторожность принять приглашение курфюрста Саксонии Христиана II. Дальше все происходило по уже знакомой нам схеме: сначала внимание и величайшие почести, потом тюрьма и пытки. Ситоний умер в 1604 году в застенке. Тайна его исчезла из жизни вместе с ним.
 

 

 

Страниц: 1 ... 3 4 5 6 7 | ВверхПечать