Ричард Гир: Восхождение к ТибетуНа седьмом десятке лет Ричард Гир остается звездой первой величины и одним из самых сексуальных мужчин мира. Манеры лондонского денди в нем органично сочетаются с железной хваткой неистового борца–правозащитника. А еще ему сопутствует слава самого известного буддиста после Далай-ламы.Первые шагиРичард был вторым из пяти детей в семье страхового агента Гомера Джеймса Гира. Заработков отца едва хватало, чтобы сводить концы с концами. Тем не менее родители приложили все усилия, чтобы дети получили хорошее образование. Все они учились музыке. Особенно преуспевал в этом маленький Ричи, который обучался игре на фортепиано и неплохо пел.
Пройдет много лет, и в одной из сцен в знаменитой «Красотке» он, не прибегая к помощи дублера, продемонстрирует свое умение, сев за рояль. Кроме этого инструмента он освоит еще электрогитару, банджо, трубу. Этот духовой инструмент тоже «выстрелит» в его экранной карьере - он всласть подудит в культовом фильме «Клуб «Коттон».
Увлечение музыкой было у Ричарда столь велико, что он поначалу хотел пойти по этой стезе, но отец настоял, чтобы после школы сын продолжил образование на философском факультете Массачусетского университета.
По окончании второго курса у Гира выкристаллизовалось стойкое отвращение к учебной программе. Он решил объясниться с отцом: «Папа, хоть убей, но в университет я больше не пойду!» Понимания у родителей этот демарш не нашел, и будущей кинозвезде, решившей стать актером, пришлось рассчитывать только на свои силы.
Жилось ему тогда нелегко. Пришлось поработать посудомойщиком и вышибалой в баре, уборщиком в мясной лавке и официантом. Периодически его приглашали играть на фортепиано в каком-нибудь третьесортном кафе. Чтобы купить пластинку любимого исполнителя Боба Дарена, Ричи копил деньги почти два месяца!
В конце концов Гир примкнул к бродячей актерской труппе. Через пару лет скитаний и выступлений на подмостках различных балаганов он осел в Нью-Йорке и поступил в театральный колледж, где, кстати, на спор с однокашниками соблазнил строгую даму бальзаковского возраста, преподававшую технику сценической речи. Этот эпизод не очень вяжется с его последующими рассказами о том, что в молодые годы он был «очень робок» и «застенчив» в общении с прекрасным полом. В те годы у него уже был в разгаре и роман с актрисой Пенелопой Милфорд.
Покоритель сердецС карьерой не складывалось долго. В течение восьми лет его не принимают ни в один престижный театр Бродвея. Удача улыбнулась, когда Гиру было уже под тридцать. Он сыграл главную роль в пьесе Сэма Шепарда «Голова убийцы». Причем сыграл так, что на него обратили внимание и режиссеры кино. Появившись на экране в «Райских днях», он сразу привлек внимание зрителей своим магнетическим, почти животным сексуальным обаянием. Его чувственность казалась необычной, неотесанной и в то же время чистой, она притягивала миллионы женских сердец.
За первой удачей последовали успех в ленте «В поисках мистера Гудбара», но особенно в фильме «Американский жиголо». В этом эротическом триллере Гир расхаживал перед камерами полностью обнаженным. Оглушительный успех сопутствовал и следующему его фильму - мелодраме «Офицер и джентльмен». На этот момент Гиру 33 года. Он востребован, но пока еще отнюдь не звезда, просто успешный, популярный актер.
Но последующие несколько лет становятся самыми неудачными в его творчестве. Несколько лент, в которых он успевает сняться, оказываются не очень кассовыми, проходными, равно как и его роли в них. Это влечет за собой появление финансовых проблем. Доходит до того, что актер начинает всерьез подумывать, не оставить ли ему кино навсегда. А тут еще личные неурядицы - он расстается с бразильской художницей Сильвией Мартинс, которая в течение нескольких лет была его подругой после того, как завершился долгоиграющий роман Ричи с актрисой Пенелопой Милфорд.
В канун 1989 года, когда Гиру уже исполнилось 40 лет, ему предложили сыграть мультимиллионера Кэри Гранта в фильме «Красотка». Как вспоминал актер, сценарий не произвел на него никакого впечатления. «Ребята с киностудии настойчиво упрашивали меня, пока я не увидел свою предполагаемую партнершу по роли - Джулию Робертс. Она была просто потрясающа! Выглядела лет на шестнадцать, была такой прекрасной и нежной, как бутон роз… И я сказал: «Пожалуй, мы с вами сработаемся!»
И все же главной причиной, побудившей его сняться в «Красотке», по признанию Гира, были деньги: «Я был по уши в долгах, мой агент чуть ли не на коленях умолял меня согласиться сыграть эту роль. Получается, что в самом хитовом своем фильме я снялся лишь ради денег…»
Известно, что во время съемок Джулия Робертс всячески старалась очаровать Гира. Но он относился к ней по-приятельски ровно. Это невероятно бесило Джулию. Она жаловалась: «Ричард меня даже не замечает. Как будто я пустое место!». В конце концов Гир объяснил ей, что на интрижки и романы у него не хватает ни времени, ни сил, потому что он полностью посвятил себя поиску духовной гармонии, а также оказанию помощи тибетскому народу, «страдающему от китайской оккупации».
Все это не помешало Гиру завязать роман с супермоделью Синди Кроуфорд. Через некоторое время их отношения были закреплены брачным союзом. Ему было 42 года, ей – 25. Их называли «парой века», они были так трогательно влюблены… Настолько, что даже не замечали, насколько они разные. Первые года два брака Синди считала, что увлечение Ричарда буддизмом сродни ее собственному интересу к гороскопам. А для Гира Восток был всем.
Неисправимый буддистОн то и дело уезжал на встречи со своими гуру, пропадал на заседаниях Фонда Гира, отстаивая независимость Тибета. Синди все это неимоверно раздражало, она дулась и скандалила, а в конце концов поставила ультиматум: «Или я, или Тибет». К тому же ее страшно огорчало, что супруг совсем не торопится обзавестись детьми. Недруги злословили, что Синди не удовлетворяла медитация вместо секса. Дело кончилось разводом…
Увлечение актера восточной философией и таинствами восточных религий восходит к дням его молодости. Еще будучи студентом Массачусетского университета, Ричард, по его словам, увлекся модным в ту пору японским дзэн-буддизмом, запоем читал мудреные буддийские и даосские трактаты. Своим талисманом он избрал «инь-ян», китайский символ равновесия и единства противоположностей, правого и левого, добра и зла, тела и души… Символ гармонии.
Но подлинное озарение пришло к нему, говорит Гир, когда он начал знакомиться с премудростями тибетской школы буддизма. Проштудировав несколько книг, открывающих путь к познанию дхармы (на санскрите «закон», «правила»), он отправился для более глубокого постижения буддийских постулатов в Дхармасалу. В этом буддистском монастыре в индийском штате Химачал Прадеш находится временная резиденция далай-ламы, а также тибетское правительство в изгнании. Там он познакомился с одним старым ламой, который сказал: «В этой жизни ты должен обрести гармонию материального и духовного». На вопрос, кто укажет ему (он сам или, может быть, далай-лама), где искать эту гармонию, монах ответил: «Думаю, Далай-лама».
И, действительно, скоро Гир был представлен его святейшеству. В ходе беседы тот в какой-то момент спросил: «Так вы актер?». И, получив утвердительный ответ, продолжил: «Когда вы изображаете гнев, разве вы действительно сердитесь? А если вы играете печаль, то вам по-настоящему грустно? Когда плачете, это настоящие слезы?».
«Я ответил ему, что для актера проще, если он по-настоящему верит в то, что представляет. Далай-лама пристально посмотрел мне в глаза и рассмеялся. Ему было смешно, что я прилагаю столько труда, чтобы поверить в гнев и ненависть, в печаль, боль и страдание».
С тех пор Гир неоднократно бывал в Дхармасале. Много раз встречался с Далай-ламой, удостоился от него личного посвящение в буддисты, предварительно отказавшись от протестантства (он принадлежал к методистской церкви). После этого вместе с профессором Робертом Турманом (отцом Умы Турман) основал Тибетский центр в Нью-Йорке.
Постижение мудростиАктер говорит, что, каждый раз бывая в Дхармасале, он по возможности встречается с Далай-ламой и другими своими наставниками. Общение с ними помогает ему при медитации все больше погружаться в сущность дхармы, учиться правильному пониманию природы вещей, постижению мудрости Будды. Благодаря им он осознает, что жизнь в согласии с принципами дхармы помогает быстрее достичь нирваны – то есть просветления, полной гармонии с самим собой и с окружающим миром. Это приносит глубочайшее понимание того, кто ты такой и зачем существуешь. Важно, заключает Гир, что буддизм приводит к выводу: и в этом мире можно жить и быть свободным.
Своей одержимостью буддизмом он сумел следующую спутницу жизни, экс-«девушку Бонда» актрису Кэри Лоуэлл. По словам Гира, если ты куда-то устремлен, а твоя женщина – нет, значит, вы не сможете долго продержаться вместе. Но именно буддизм соединяет, утверждает наш герой. Своего сына они назвали Гомер Джеймс Джигме. Гомер - в честь отца Ричарда, Джеймс – это имя отца Кэри, а Джигме означает по-тибетски «бесстрашный». Это имя выбрали для маленького Гира ламы в Дхармасале.
Ричард Гир убежден, что именно следование принципам драхмы способствует крепости его семейных уз и творческим успехам. Буддийская философия, поясняет он, есть не что иное, как систематическая работа над собственным сознанием. Именно она позволяет в конечном итоге превратить гнев в любовь, отторжение – в приятие, позволяет дисциплинировать ум, научиться концентрироваться на самом важном.
Аркадий БУТЛИЦКИЙ