АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН И ЗНАКИ СУДЬБЫПредсказание знаменитой гадалки наложило отпечаток на всю его последующую жизнь, а попытка узнать свое будущее обернулась нескончаемой пыткой. И хотя Провидение словно вело Пушкина по жизни, то и дело посылая предупреждающие знаки, он все-таки пренебрег ими и бросил вызов судьбе!Роковое предсказание"Говорят, что не стоит пытаться узнать свое будущее
Вряд ли молодой Пушкин мог предположить, что визит к знаменитой гадалке запомнится ему на всю жизнь и окажет столь значительное влияние на его судьбу. Когда в Санкт-Петербург приехала известная гадалка Александра Филипповна Кирхгоф, Пушкин со своими друзьями из любопытства решили посетить ее.
Предсказание гадалки потрясло его, уж больно странным и зловещим оно было.
"Вот как писал об этом предсказании в статье «Таинственные приметы в жизни Пушкина» С. А. Соболевский: «Предсказание было о том, во-первых, что он скоро получит деньги. Возможно, вскоре Александр Сергеевич и забыл бы об этом предсказании, посчитал бы его несерьезным, но оно начало сбываться в тот же день! Вернувшись вечером домой, Пушкин обнаружил письмо, в котором его лицейский товарищ извещал его о высылке давно позабытого карточного долга… Надо ли говорить, что такое практически мгновенное исполнение первой части предсказания поразило молодого человека. Вскоре последовало и неожиданное предложение.
Через несколько дней Пушкин, посещая театр, встретился с Алексеем Федоровичем Орловым, который предложил ему поступить на службу в конную гвардию. Вероятно, именно после этого Александр Сергеевич окончательно уверовал в правоту гадалки.
Конечно, впоследствии поэта наиболее волновала та часть предсказания, в которой шла речь об угрозе для его жизни от белой лошади, белой головы или белого человека. Пушкин то пытается избежать белой «напасти», то, наоборот, словно бросает вызов судьбе.
Так он отходит от масонства, узнав, что одним из реформаторов тайной ложи является Адам Вайсхаупт (эта фамилия в переводе с немецкого — «белая голова»)… Поэт не едет на польскую войну, ведь на стороне мятежников сражается некто с практически аналогичной фамилией. Он с подозрением поглядывает на белых лошадей, а белокурые мужчины вызывают у него тревогу и раздражение.
Доходит до анекдотических ситуаций. На одном из балов у губернатора в уездном городке Пушкин видит офицера-блондина, который то и дело пристально поглядывает на поэта. Александру Сергеевичу становится не по себе от этого внимания «белой головы» и он переходит в другое помещение, но любопытствующий офицер следует за ним. Весь вечер Пушкин пытался избавиться от общества белокурого офицера, но тот словно преследовал его. Неизвестно, нарочно ли он это делал (допустим, зная от кого-то о тревожащем поэта предсказании) или просто хотел познакомиться, но не мог найти повода. Пушкин потом признался одному из своих знакомых: «Мне и совестно, и неловко было, и, однако, я должен сознаться, что порядочно струхнул!»
"Такой страх перед белой «мастью», конечно, раздражает поэта и лишает покоя. Все чаще в его голове возникала мысль о том, что последняя часть предсказания могла быть ошибочной, а все сбывшееся в нем было лишь случайным стечением обстоятельств. Во время пребывания в Одессе он узнает, что там есть грек, который очень точно предсказывает судьбу. Пушкин обращается к нему. В лунную ночь они едут в чистое поле, где грек после ряда заклинаний обращает глаза к небу. Александр Сергеевич потрясен, теперь у него нет никаких сомнений, что предсказание Кирхгоф — это роковая предопределенность, которой трудно избежать. Надо отметить, что повторная попытка узнать свою судьбу, словно усилила и меру наказания за это. Если в предсказании Кирхгоф у Пушкина еще есть шанс прожить долго, то грек уже говорит о неминуемой смерти. После Одессы поэт долго сокрушается, что не уточнил у грека: беловолосый человек — это блондин или, может быть, просто седой?
Иногда, как будто устав от этого страха перед «белым человеком», он начинал бросать вызов судьбе и специально задирал блондинов, бесстрашно нарываясь на дуэль. В 1827 году он написал очень язвительную эпиграмму на Андрея Муравьева, такое сочинительство вполне могло окончиться для него вызовом на дуэль. К счастью, белокурый Муравьев решил для начала выяснить причину столь непонятной для него неприязни у Соболевского, друга Пушкина. Последний исчерпывающе раскрыл ему причину появления подобной эпиграммы, объясняя все предсказанием гадалки Кирхгоф. Он сказал: «Пушкин — фаталист, и потому, как только случай сведет его с «белой головой», у него сейчас же появляется мысль испытать: не это ли роковой человек? Он даже старается раздражать его, чтобы скорее искусить свою судьбу. Так случилось и с вами, хотя Пушкин к вам очень расположен».
Наверное, Александр Сергеевич не раз клял себя за то любопытство, которое привело его на сеанс к гадалке. Роковое предсказание не давало ему покоя. Как была бы прекрасна жизнь без этого дамоклова меча, который, как в знаменитом предании, всю жизнь висел над его головой на тонком конском волосе!
Поэта спасает… заяцКак отмечали многие друзья поэта, он был крайне суеверным человеком. Возможно, корни его веры в приметы были родом из детства, ведь именно его няня Арина Родионовна познакомила его с русскими сказками, народными обычаями и приметами. Однако несомненно, что визит к гадалке крайне обострил веру поэта во все сверхъестественное.
"Пушкин сам говорил об этом многим своим знакомым. Например, во время визита к казанскому краеведу К. Ф. Фуксу и его супруге он много рассказывал им о магнетизме, о посещениях духов, о предсказаниях.
Историю с гадалкой знали практически все друзья поэта, поэтому они снисходительно относились к случаям, когда из-за своего суеверия Пушкин нередко запаздывал на встречи. Вот только один подобный случай. Как-то Пушкина пригласили в село Апраксино в имение Новосильцевых на именины хозяйки. Хотя поэт должен был приехать к обеду, он не появился. Его долго ждали, но, в конце концов, решили садиться за стол без него. Когда откупорили шампанское, Александр Сергеевич появился. Он сразу подошел к имениннице и стал перед ней на колени, умоляя о прощении. Как вспоминала Толычева (Е. В. Новосильцева), он сказал: «Наталья Алексеевна, не сердитесь на меня: я выехал из дома и был уже недалеко отсюда, когда проклятый заяц пробежал поперек дороги. Ведь вы знаете, что я юродивый: вернулся домой, вышел из коляски, а потом сел в нее опять и приехал, чтобы вы меня выдрали за уши».
Как известно, есть примета, что перебежавший дорогу заяц приносит несчастье. Возможно, в случае с именинами г-жи Новосильцевой все бы и обошлось без происшествий, но Пушкин в этом случае решил не искушать судьбу.
Любопытно, но однажды вот такой же, пробежавший через дорогу заяц на самом деле спас поэта. Произошло это перед самым восстанием декабристов. Узнав о кончине Александра I, поэт, который находился в ссылке в Михайловском, решил, что в связи с возникшей сумятицей вокруг трона его кратковременная отлучка в Петербург пройдет без последствий. Он хотел навестить своих друзей, среди которых было много будущих декабристов. Первым делом Пушкин собирался посетить Рылеева…
Во время его поездки в Тригорское, чтобы попрощаться с соседями, дорогу перед ним и на пути туда и на пути обратно по разу перебегали зайцы. Был ли этот «предвестник несчастья» одним и тем же ушастым созданием, или же зайцы были разные не так важно, главное, что эти «перебежчики» заставили поэта призадуматься. Однако на этот раз Пушкин все же решил тронуться в путь, но внезапно слег его слуга. Он пренебрегает и этим знаком, берет с собой в дорогу другого и тут его повозка уже на выезде сталкивается со священником (есть старинная примета, что нежданная встреча с попом не сулит путнику ничего хорошего). Эта встреча окончательно сразила суеверного Пушкина, он приказывает развернуть повозку и остается в деревне.
А вот как сам Пушкин анализировал мрачные перспективы этой несостоявшейся поездки: «А вот каковы были бы последствия моей поездки. Я рассчитывал приехать в Петербург поздно вечером, чтобы не огласился слишком скоро мой приезд, и, следовательно, попал бы к Рылееву прямо на совещание 13 декабря. Меня приняли бы с восторгом, вероятно, я попал бы с прочими на Сенатскую площадь…» Нетрудно представить, что участие в восстании закончилось бы для поэта в лучшем случае каторгой или многолетней ссылкой в Сибирь.
Этот случай значительно усилил веру Пушкина в приметы. Как вспоминала жена Нащокина: «У Пушкина существовало великое множество всяких примет. Часто, собравшись ехать по какому-нибудь неотложному делу, он приказывал отпрягать тройку, уже поданную к подъезду, и откладывал необходимую поездку из-за того только, что кто-нибудь из домашних или прислуги вручал ему какую-нибудь забытую вещь вроде носового платка, часов и т. п. В этих случаях он ни шагу уже не делал из дома до тех пор, пока, по его мнению, не пройдет определенный срок, за пределами которого примета теряла силу…»
Надо отметить, что Александр Сергеевич живо интересовался всем сверхъестественным. Он был в курсе всех похождений знаменитого кудесника ХVIII века графа Сен-Жермена, мало того, он упоминает о нем в своей «Пиковой даме». Знал поэт и о других знаменитых магах и чародеях прошлого.
"В дневниковых записях Пушкина есть немало записей о различных таинственных явлениях. Так, в одной из них упомянут даже полтергейст! Поэт пишет: «В городе много говорят о странном происшествии: в одном из домов, принадлежащих ведомству придворной конюшни, мебели вздумали двигаться и прыгать…»
Он бросил вызов судьбе!Пожалуй, Провидение все же благоволило Александру Сергеевичу, время от времени посылая ему знаки, которые должны были предостеречь его от роковых для него поступков. Вспомним тех же зайцев, священника и болезнь слуги перед его несостоявшейся поездкой в Петербург накануне восстания декабристов. Особенно много таких предупреждающих знаков было перед женитьбой А. С. Пушкина на признанной красавице Наталии Гончаровой.
Мало кто знает, что в 1828 году в Москве Пушкин сделал предложение Екатерине Ушаковой. Она согласилась выйти за него замуж. Все было бы хорошо, но Пушкину захотелось перед свадьбой побывать у известной московской гадалки. Ушакова была против, но Пушкин все же сходил к гадалке. После этого визита он пришел к Ушаковым и как бы в шутку сказал о предсказании гадалки, что «он умрет от своей жены».
Последствия визита к гадалке оказались весьма печальными для поэта. Ушакова заявила, что она сомневается в силе его любви, раз он против ее воли пошел к гадалке. По ее словам, после такого предсказания она не может выйти за него замуж, так как будет опасаться и за себя, и за его жизнь, хотя и не верит гадалке. Ушакова отказала поэту.
Ушакова боялась, что выбор Пушкина падет на Наталью Гончарову, которую считала «сущим Чистилищем»… Ее опасения подтвердились.
6 апреля 1830 года поэт сделал предложение Н. Гончаровой. Оно было принято. 6 мая прошла помолвка. А вот потом появились предупреждающие Пушкина знаки. Через несколько дней после помолвки последовала крупная ссора с будущей тещей, а невеста стала к нему холодна. Он понял, что помолвку хотят расторгнуть. В августе Александр Сергеевич уехал в Болдино, там он и получил письмо от Гончаровой, которое возродило его надежду на брак с первой красавицей.
Пушкин рвется в Москву, но именно в этот момент из-за эпидемии холеры карантины неприступной преградой отгораживают его от невесты. Поэт не хочет видеть в этом знака судьбы. Мало того, его назначают одним из надсмотрщиков за карантинами в его округе… Пушкин считает, что это просто «злая шутка судьбы».
Из-за всей этой истории с холерой свадьба переносится аж на февраль 1831 года… Практически в день венчания мать невесты вдруг заявляет Пушкину, что свадьбу необходимо отложить, так как на нее не достает денег. Александр Сергеевич как одержимый бросается занимать деньги, хотя, как пишет Н. Раевский в книге «Портреты заговорили», чувство поэта к невесте за столь длительный период жениховства одно время сильно остыло. Почему же он так стремится жениться на Гончаровой, в то время как накануне свадьбы пишет Вяземским, что сердце его остается несчастливым?
Может, предсказание гадалки, что «он умрет от своей жены», заставляет его идти наперекор всем предупреждающим знакам судьбы? Ему надоело жить в плену предсказаний, он бросает вызов судьбе!
Венчание становится настоящей мукой для столь суеверного человека, каким был Пушкин. Как вспоминала В. А. Долгорукова: «Во время венчания нечаянно упали с аналоя крест и Евангелие, когда молодые шли кругом. Пушкин весь побледнел от этого. Потом у него потухла свечка. «Все плохие предзнаменования», — сказал Пушкин». Кроме того, по другим источникам, во время обмена кольцами упало на ковер кольцо Пушкина…Был ли счастлив поэт в семейной жизни? Не нам судить об этом. Когда наступил 1836-й, год его 37-летия, Пушкин начинает его серией вызовов на дуэли. С 1 января по 5 февраля он умудряется сделать три вызова на дуэль! Причем поводы для поединков несерьезны, друзья поэта улаживают эти конфликты.
Почти через год поэт решает бросить главный вызов своей судьбе. Гадалка говорила ему, чтобы он опасался белой лошади, белой головы и белого человека, а он вызывает на дуэль белокурого Дантеса, у которого была белая лошадь и белый мундир… Непосредственно перед дуэлью, уже спустившись по лестнице со своим секундантом, он вдруг возвращается (плохая примета!) и велит подать себе шубу. Он прекрасно помнит об этой примете, но ничего не делает, чтобы избежать дуэли или хотя бы отсрочить ее.
Возможно, он очень устал. Устал от висящего над ним столько лет дамоклова меча рокового предсказания, устал от хронического безденежья (на момент смерти поэта в его доме было всего 300 рублей, а долгов накопилось на 92500 рублей), устал от попыток написать историю Петра I (царь открыл для него секретные государственные архивы и назначил придворным историографом, но за пять лет кроме некоторых конспектов первоисточников он так ничего и не написал, в любой же момент император мог потребовать отчет о проделанной работе), устал от сплетен о его жене, возможно, устал и от многого другого.
Иногда высказывается мнение, что эта последняя дуэль Пушкина была с его стороны своеобразным самоубийством, но вряд ли это соответствует истине. Александр Сергеевич любил жизнь, просто он хотел стать ее настоящим хозяином…Андрей СИДОРЕНКО