Максимум Online сегодня: 614 человек.
Максимум Online за все время: 4395 человек.
(рекорд посещаемости был 29 12 2022, 01:22:53)


Всего на сайте: 24816 статей в более чем 1761 темах,
а также 356539 участников.


Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

 

Сегодня: 29 03 2024, 14:02:31

Мы АКТИВИСТЫ И ПОСЕТИТЕЛИ ЦЕНТРА "АДОНАИ", кому помогли решить свои проблемы и кто теперь готов помочь другим, открываем этот сайт, чтобы все желающие, кто знает работу Центра "Адонаи" и его лидера Константина Адонаи, кто может отдать свой ГОЛОС В ПОДДЕРЖКУ Центра, могли здесь рассказать о том, что знают; пообщаться со всеми, кого интересуют вопросы эзотерики, духовных практик, биоэнергетики и, непосредственно "АДОНАИ" или иных центров, салонов или специалистов, практикующим по данным направлениям.

Страниц: 1 2 3 4 5 6 | Вниз

Ответ #10: 16 08 2009, 18:50:38 ( ссылка на этот ответ )

ЗАГАДКИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПАМЯТИ

Петр Растренин

Человеческая память — удивительное творение природы. Не будь ее, люди не смогли бы узнавать друг друга, общаться. Мы бы не помнили прошлого, не могли бы представить, что оно может существовать, и в итоге жили бы только в настоящем. По своим возможностям сохранять, классифицировать информацию, мгновенно в ней ориентироваться с памятью не может сравниться даже современный суперкомпьютер.

Загадка памяти издревле волновала людей. Что она собой представляет? Древним грекам она виделась в качестве множества восковых табличек, на которых записывались новости. В средние века ее рисовали в виде сложной гидравлической системы с множеством труб и кранов. В более поздние времена ее стали сравнивать с часовым механизмом, ну а в наше время, конечно же, с компьютером.

Милицейские объявления о розыске пропавших обычно сопровождаются портретами человека анфас или в профиль. Однако исследования показали, что намного эффективнее использовать для этого портрет, снятый при повороте головы на три четверти. Наша память лучше сохраняет округлые проекции лиц.

Люди лучше запоминают приятные вещи, нежели неприятные. Большинство из нас предпочитает помнить о ласковом котенке или клубнике со сливками и быстро забывать о червяках, змеях и пауках. Фрейдисты утверждают, что неприятные воспоминания человек в себе подавляет, поэтому они и забываются быстрее приятных.

Всего за пять секунд обзора шахматной доски опытный шахматист может запомнить положение 90 процентов фигур. Исследователи пришли к заключению, что гроссмейстеры воспринимают любую шахматную позицию как единое целое, а не как набор отдельных фигур.

Мало кто знает, что наша сенсорная память сохраняет услышанное дольше, чем увиденное. Если надо запомнить какой-нибудь список, то лучше не читать его самому, а послушать, как читает вслух кто-то другой.

Из всех деталей лица наиболее узнаваемой являются глаза. Если при встрече вы посмотрите человеку прямо в глаза, то у вас гораздо больше шансов узнать его в следующий раз.

Вечно обновляющаяся

Большинство ученых делит память на три основных системы: долговременную, кратковременную и сенсорную. Какая за что отвечает, понять достаточно несложно. Если вы помните свое имя, можете говорить на родном языке, не забыли, в каком городе родились и выросли, с кем связали себя брачными узами — значит, с долговременной памятью у вас все в порядке. То же самое можно сказать и о кратковременной памяти в том случае, ежели вы не забыли, что съели сегодня на завтрак и чем занимались пять минут тому назад.

Пожалуй, труднее всего объяснить, что такое сенсорная память, хотя и это возможно. Зрительная сенсорная память, например, позволяет нам связать в одну сцену множество неподвижных картинок, промелькнувших на экране в виде череды кинокадров. Слуховая сенсорная память проявляет себя, к примеру, при прослушивании музыкального произведения, помогает увязать его отдельные фрагменты в целое. То же самое делает она и тогда, когда мы вслушиваемся в шум автомобильного двигателя, пытаясь понять, что же в нем забарахлило.

Прикладываем ли мы усилия, чтобы улучшить необыкновенный дар памяти, которым одарила нас природа или Бог? Практически нет. Большинство ограничивается ежедневным ворчанием: вот, дескать, память опять подвела. А между тем существует множество приемов, позволяющих ее тренировать и совершенствовать.

От Анны до Ярослава

Поговорим, к примеру, о памяти на имена. Следует прежде всего уяснить себе, что имена людей мы забываем отнюдь не потому, что у нас плохая память — мы забываем их потому, что при знакомстве были не слишком заинтересованы в их запоминании. Если у кого-нибудь из своих новых знакомых вы несколько раз переспросите, как его зовут («Ах, простите, никак не могу запомнить ваше имя — у меня просто ужасная память на имена...»), то подтекст вашей тирады будет ему предельно ясен: все дело в том, что вы относитесь к нему как к человеку для себя малозначительному и потому не удосуживаетесь «отложить» в голове его имя.

Что же происходит, когда вы морщите нос и яростно скребете затылок, пытаясь выудить таким образом из памяти нужное имя? В это время память выполняет сразу три задачи — вспоминает имя как слово, вспоминает лицо человека, которому это имя принадлежит, наконец, совмещает первое со вторым — идентифицирует личность.

Оказывается, как установили на опыте психологи, самое простое вспомнить просто имя. Вот несколько приемов для этого:

"при знакомстве убедитесь, что вы правильно поняли имя. Если сомневаетесь, что верно расслышали его, попросите собеседника повторить

"в первом разговоре как можно чаще называйте своего нового знакомого по имени — это прекрасное упражнение, чтобы закрепить в памяти нужное слово

"расставшись, потратьте немного времени на то, чтобы повторить несколько раз новое имя про себя — так оно еще лучше отложится в памяти

"задумайтесь о происхождении имени (отчества, фамилии) нового знакомого. Если оно не очень обычно, это прекрасная тема для разговора и одновременно упражнение для памяти. Если вы услышите историю возникновения необычной фамилии, то она сама легко «западет» вам в память

сравните имя или фамилию с уже известными вам. Если вам, скажем, представили Орлову, вспомните популярную советскую актрису. Так закладывается ассоциативная память.



Вертится на языке

Ну а что делать, например, в ситуации, если слово буквально вертится у вас на языке, но вспомнить его несмотря на все свои титанические усилия вы никак не можете? В таком случае вам помогут следующие советы:

Сделайте перерыв. Если и через полторы минуты нужное слово не «всплывет», дайте памяти отдохнуть. Чем дольше вы напрягаете ее, тем меньше у вас шансов вспомнить то, что требуется.

Попытайтесь пробежаться по буквам алфавита, думая о каждой из них как о возможной первой букве нужного вам слова.

«Зацепитесь» за любой осколок информации, касающейся нужного вам имени или слова, который сохранился в вашей голове. Может, нужное слово с чем-то рифмуется? Может, оно как-то по-особому произносится? Может быть, вы вспомните, сколько в нем слогов?..

Вернитесь мысленно к ситуации, когда вы впервые получили информацию о том, что необходимо вспомнить. Где вы тогда были? С кем разговаривали? О чем?

Наконец, испробуйте метод свободных ассоциаций. Откройте все шлюзы, пустив в голову любые мысли и ассоциации. Решающий кирпичик информации может просто упасть на свое место. Правда, иногда смыслового значения недостаточно, чтобы подвести вас к слову, которое вдруг «вылетело из головы». Зато вы можете помнить, например, что нужное слово, обозначающее животное, начинается на «к». С упорством перебирая — коза, корова, кенгуру, крыса, конь... — вы, возможно, и доберетесь до «пропавшего» слова. А вдруг вам удастся придумать слова в рифму, и она вам поможет. Еще легче бывает запомнить чувство или абстрактный образ данного объекта. Во всяком случае, чтобы использовать свою память наиболее эффективно (особенно с годами), вы должны быть готовы «включать» ассоциации любого типа. И чем больше, тем лучше.



Усовершенствуем чудо

Ну что, в конце концов, мы хотим от нашей памяти, которая хранит обширнейшие объемы информации. Она служит календарем и дневником, семейным альбомом и энциклопедией, музыкальным центром и сборником кулинарных рецептов... А стоит что-то позабыть, как мы бьем тревогу — боже мой, старею, склероз начинается, надо что-то с этим делать...

Главная проблема в том, что обычно мы судим о своих способностях, сравнивая себя с другими людьми. Оглядываемся на артистов, легко запоминающих огромные тексты, на музыкантов, хранящих в памяти сложнейшие музыкальные партитуры. Чувствуем себя неполноценными, встречаясь с людьми, имеющими фотографическую памятью. Но — успокойтесь! Ученые вовсе не убеждены, что в подобных случаях наши дела так уж плохи. Специалисты сходятся на том, что с хорошей памятью люди отнюдь не рождаются. Да и вопрос не в том, как хороша ваша память, а в том, насколько хорошо вы ее тренируете.

Истории известны люди, память которых считалась феноменальной от природы. Так, например, Наполеон говорил: «Память у меня исключительная... Я помню всех офицеров, командующих любым из французских полков... Могу назвать даже населенные пункты, из которых они были призваны. Я даже знаю, что воодушевляет каждого из них». Это, конечно, необычно, но ничего сверхъестественного в этом тем не менее нет. Говорят, что знать имена своих подчиненных — лишь чуть-чуть сложнее, чем хорошо ими командовать. Но даже имена можно заучить.

У хорошей памяти много всяких хитростей. Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему большинство древних цивилизаций сохраняло свою историю либо в виде эпических поэм, либо в форме величественных саг, какие сочиняли скандинавы? Ответ прост. Задолго до того, как человек изобрел письменность, он понял, что многие вещи — даже самые трудные — запомнить легче, если приложить усилия, чем это кажется. Для этого нужно только придать им наиболее удобную для запоминания форму. Поэтому и стали отдавать предпочтение придумыванию рифм и драматических историй. Поэтому вдвойне повезло шекспировским пьесам — во времена великого драматурга большинство англичан ни читать, ни писать не умело. Зато легко запоминало рифмованные строки пьес Шекспира. Рифмы, кстати, и поныне самый известный способ запоминания и тренировки памяти. Вся информация в рифмованной форме надежно и надолго сохраняется в нашем мозгу. Так что, если желаете что-то накрепко запомнить, придайте информации стихотворную форму.

Другой основной способ укрепления памяти предлагает разбивать информацию на ключевые факты, слова и детали. Поначалу это будет затруднять беседу, но со временем превратится в автоматический навык. Чтобы облегчить его выработку, поначалу старайтесь делать частые перерывы в разговоре и прорабатывайте во время них информацию.

Начните хотя бы с этого и тогда старческий склероз не будет казаться вам страшной и неизбежной бедой.



Легко запомнить, трудно забыть



А вот некоторые советы на каждый день.

Милицейские объявления о розыске пропавших обычно сопровождаются портретами человека анфас или в профиль. Однако исследования показали, что намного эффективнее использовать для этого портрет, снятый при повороте головы на три четверти. Наша память лучше сохраняет округлые проекции лиц.

Люди лучше запоминают приятные вещи, нежели неприятные. Большинство из нас предпочитает помнить о ласковом котенке или клубнике со сливками и быстро забывать о червяках, змеях и пауках. Фрейдисты утверждают, что неприятные воспоминания человек в себе подавляет, поэтому они и забываются быстрее приятных.

Всего за пять секунд обзора шахматной доски опытный шахматист может запомнить положение 90 процентов фигур. Исследователи пришли к заключению, что гроссмейстеры воспринимают любую шахматную позицию как единое целое, а не как набор отдельных фигур.

Мало кто знает, что наша сенсорная память сохраняет услышанное дольше, чем увиденное. Если надо запомнить какой-нибудь список, то лучше не читать его самому, а послушать, как читает вслух кто-то другой.

Из всех деталей лица наиболее узнаваемой являются глаза. Если при встрече вы посмотрите человеку прямо в глаза, то у вас гораздо больше шансов узнать его в следующий раз.

 

 

Ответ #11: 01 03 2010, 09:33:19 ( ссылка на этот ответ )

Наш мозг распознает чужие эмоции за 200 миллисекунд

Исследование, проведенное профессором Филлипом Шинсом, директором центра когнитивной нейропсихологии при Университете Глазго, показало, что мозг человека в первую очередь анализирует поступающую информацию о глазах человека, а лишь потом оценивает общую мимику лица, чтобы понять эмоциональный настрой.

Неврологи установили, что наш мозг способен почти безошибочно распознавать 6 основных наборов выражений: счастье, страх, удивление, отвращение, злость и скуку. Все эти выражения имеют собственные наборы характеристик, которые мозг способен оценить всего за 0,2 секунды (около 200 миллисекунд)

 

 

Ответ #12: 02 08 2010, 18:50:08 ( ссылка на этот ответ )

Человек и время. В плену у времени



Когда речь идет о великих координатах, управляющих человеком и определяющих его место в рамках сущего, мы говорим о времени и пространстве. В каком пространстве мы развиваемся? Сколько времени продлится наше существование? Хотя пространство и время остаются для нас важнейшими координатами, нам стало тесно в них. При этом мы забываем, что они проявляются также (хотя и в несколько ином виде) в других измерениях, на других планах, в других формах бытия, также присущих человеку.



Согласно древним учениям — которые находят свое отражение и в средневековье, и даже в наше время, — человек есть нечто большее, чем просто материя. А если человеку присущи и другие формы проявления, в других измерениях, тогда логично предположить, что время и пространство также существуют применительно к этим другим измерениям.



Является ли время абсолютно одним и тем же для тела, для психики, для ума, для души? Очевидно, нет. Координаты, о которых мы говорим, становятся иными, когда действуют на другом плане проявленного. Они становятся как бы более пластичными; пространство приобретает иную форму выражения, время обладает иной продолжительностью.



Есть время физическое, которое измеряют стрелки наших часов. Есть время ментальное, которое требуется нам для того, чтобы понять что-то; его продолжительность зависит от того, что нам предстоит усвоить. И есть время духовное, которое относится к эволюции, время, отличающееся действительно большой продолжительностью. В этом смысле мы движемся примерно со скоростью гигантских черепах, если движемся вообще.



Зададим себе те великие вопросы, которые ставили перед собой древние. Существует ли время? Бежит ли время, или это мы бежим или просто движемся, а время неподвижно и лишь пропускает через себя наши тела, наш разум, нас как существ, наделенных духовностью?



Если бы мы были целостными существами, мы могли бы использовать все формы времени. Мы знали бы, какие часы оптимальны для нашего физического тела, а какие — для наших наиболее тонких принципов. Тогда мы обладали бы целым рядом разнообразных форм выражения. Парадоксально, но это так: чем более тонко проявляется человек, тем более развернутым становится его время.



Психологическое, ментальное, духовное время обладает пластичностью, не присущей времени физическому. Именно поэтому физическое время для нас — своего рода тюрьма с тяжелыми, прочными засовами. Мы чувствуем, что загнаны в западню, выхода из которой нет.



Наше неумение управлять временем может привести к тому, что к концу жизни мы придем со страшными вопросами: на что я потратил свою жизнь? На что ушли годы? Какие ценности я накопил?



Мы делаем робкие попытки вырваться, отпереть засовы времени, но наша неспособность воспринять что-либо лежащее за пределами материального оставляет нас пленниками крошечного механизма — часов.



Почему человек оказывается в плену у времени? Тому есть несколько причин. Например, то, что мы не способны воспринимать выходящее за рамки привычного. Кому, скажем, придет в голову, что существует еще другое время, ментальное?



Кроме того, существует почти непреодолимая сила — сила человеческой стадности. Когда все делают что-то, нам кажется, что и мы должны делать то же самое. И если все испытывают зависимость от времени, то, видно, и нам суждено быть в той же степени зависимыми, быть в плену у времени.



Имеется и другой фактор — фактор удобства. Время, параметры, точность: час, состоящий из 60 минут, день из 24 часов — придают нам некую уверенность, некое ощущение силы, как будто мы можем управлять цифрами, пределами или даже измерениями. И это нас успокаивает. Если мы окажемся в другом измерении, где у нас не будет соответствующей системы мер, мы почувствуем себя неуверенно и с радостью вернемся в свою темницу.



Таким образом, для того чтобы перестать быть узником времени, необходимо сначала захотеть выйти из этой тюрьмы. Нет пленника хуже чем тот, кому хорошо и удобно живется в своей тюрьме. В этом нет ничего нового. В старых книгах, хранящих древнейшие традиции, ученику говорится: "Берегись, ученик, если душа твоя улыбается, купаясь в солнечном сиянии твоей жизни, если она поет внутри своей оболочки из плоти и материи, если она рыдает в своем замке, построенном иллюзиями; знай, ученик, твоя душа из праха". И так же, следуя этой мудрости, утверждаем мы: если мы ощущаем себя комфортно в тисках времени, если счастливы оттого, что измеряем все минутами и часами, то мы являемся пленниками уже хотя бы потому, что сами хотим этого.



Именно потому, что мы этого хотим, мы выбрали себе тот ритм жизни, ту цикличность, которая заставляет нас в определенное время совершать определенные действия.

* * *



Рождается ребенок, и приходит время, когда ему позволяют играть, потому что он ребенок. Затем наступает пора, когда он должен научиться читать и писать — именно потому, что так предписывает время. Если какой-то ребенок проявляет способности читать или писать в "неположенное" время, все мы в ужасе восклицаем: "Чудовищно — он говорит в восемь месяцев! Чудовищно — в два года он уже пишет!" Он не укладывается в "положенное" время; ведь время само указывает, когда надо учиться читать, а когда — писать.



Дальше время продолжает ставить перед нами очередные барьеры. Как мы будем жить дальше? В какие игры уже нельзя играть? Какие иллюзии уже нельзя испытывать? Какие грезы уже нельзя лелеять, потому что мы вышли из детского возраста?



Проходит время, и в 14, 15, 16 лет тебе больше нельзя быть наивным, потому что ты уже "вступил в жизнь". Нельзя больше мечтать; время поэзии прошло, ты уже не слышишь пения птиц, а солнце и луна становятся для тебя просто небесными телами.



Дальше мы узнаем, что надо делать карьеру. Это главное. Чтобы чего-то в жизни стоить, надо сделать карьеру. Если кому-то это не нравится — его трудности.



И в результате — выпускные экзамены, свежеиспеченный диплом в кармане... А стоит кому-нибудь на следующий день задать нам вопрос — и мы бежим справляться по учебникам. Это происходит оттого, что по-настоящему мы ничему не научились.



Это лишь один из многочисленных стереотипов, навязываемых нам временем. Есть и другие. Например, в какой-то момент нам начинают говорить, что пора бы жениться. Это прекрасное решение — если только в его основе лежит естественный выбор двоих человек, которые хотят этого, а не сакраментальное "время пришло".



Самый распространенный штамп — озабоченно спросить у девушки, расстроив ее навсегда: "Слушай, тебе уже 25. Когда же ты выйдешь замуж? Пора уже, в самом деле!" И вот ее 25 лет становятся для бедняжки грузом весом в тонну, который ей суждено нести на себе. Раз до сих пор она не вышла замуж, то теперь на веки вечные на ней будет стоять клеймо неудачницы, не уложившейся в указанные сроки.



Когда люди женятся и по прошествии определенного времени у них не рождается ребенок, возникает другой вопрос: "Дорогие мои, вы уже три года женаты. А как же дети? Пора, пора!" И бедные супруги ощущают себя под тяжелейшим гнетом, не зная ответа или не решаясь сказать "не можем" либо "не хотим". "Пора" указывает на то, что существует установленный цикл, и необходимо, настоятельно необходимо завершить его, с благодарностью приветствуя один за другим все засовы этой тюрьмы времени.

* * *



Мы прекрасно понимаем также, что в противном случае рискуем натолкнуться на преграды еще хуже — те, что возникнут потом, когда мы состаримся; само это слово означает для нас время, когда уже ничего не поделаешь. Старый — значит печальный, удрученный, одинокий, покинутый. Это обязывает к соблюдению соответствующих ритуалов. Нельзя смеяться, нельзя играть, нельзя мечтать, нельзя носить яркую одежду, нельзя искать нового. Почему? Да потому что время указывает, что ты уже стар.



Таков цикл, который пожирает нашу жизнь. Этот большой цикл состоит из малых циклов каждого дня, которые пожирают один за другим наши часы, поскольку все они заранее предопределены. Предопределен час для пробуждения, одевания, умывания, обучения, работы, еды, снова работы, снова умывания, снова сна...



Порой предопределен час для просмотра телевизора, для чтения газеты или беглого просмотра журнала. И мы живем в постоянном ожидании очередного цикла, маленького ежедневного цикла, который вливается в Великий Цикл, огромный цикл повседневности.



Мы не утверждаем, что можно обойтись без определенных ритмов. Некоторые ритмы жизни совершенно необходимы. Мы не можем не играть в детстве, не расти, не учиться, не работать над чем-либо... Это совершенно естественно.



Но для того, чтобы не стать узником в тюрьме времени, необходимо не впадать в зависимость от ритма, а, напротив, жить в этом ритме и воспринимать его как нечто естественное.



Для того чтобы жить во времени, ощущая его как естественный процесс, нам необходимо разграничить два времени, которые можно обозначить как активное и пассивное. Назовем активным то время, в которое происходит эволюция и рост, а пассивным — время, когда этого не происходит.



Активное время — это не когда много движешься, а когда намного продвигаешься. Намного продвигаться можно и очень медленно. Вспомним известные анекдоты о том, кто быстрее: заяц или черепаха, — в них, как правило, побеждают те, кто медленнее, поскольку они обладают такими ценными качествами, как непрерывность, постоянство, продолжительность.



Таким образом, для того чтобы вырваться из тисков времени, нужно очень сильно этого захотеть и добиться возможности жить по-настоящему активным временем.

* * *



Рассмотрим еще один аспект времени: время -это великая энергия. Мы, люди, обладаем силой и способностью выбирать, куда ее направить. Наиболее разумно было бы направлять нашу энергию не на то, что, как нам кажется, может продлиться долго, а на то, что является поистине продолжительным, или, пользуясь философской терминологией, на то, что несет на себе печать вечности. Если мы приложим свою энергию к вечному, а не преходящему, наше время будет использовано действительно по своему назначению.



Итак, если время — это энергия, то ее надо разумно распределять. Энергия-время может приблизить нас к вечности, к тем глубоким таинствам, которые не подвержены никаким изменениям.



Кроме активного времени, которое есть эволюция, и времени-энергии, которое есть вечность, нужно выделить и другие его аспекты. Важнейшим из них является молодость.



Что такое молодость? Быть молодым как раз и означает вырваться из тюрьмы времени. Быть молодым — значит поместить свое сознание не в теле, удел которого — стариться и дряхлеть, а в вечном, в том, что существует всегда, что позволяет нам осознать себя и произнести: "Я есмь". Ведь есть преемственность между нами в детстве, молодости, зрелости, старости. Благодаря чему мы можем осознавать себя? Что является той нитью, на которую нанизаны бусины четок, тянущихся из глубины времени до нашего настоящего? Именно так возникает молодость без времени, именно так отпираются засовы тюрьмы...



Эти три фактора могут нам помочь освободиться из тисков времени. То, что сегодня кажется практически невозможным, являлось, тем не менее, предметом изучения в древних Школах мистерий. И людям древности, хотя и ценой больших затрат времени, удавалось (прошу прощения за тавтологию) овладеть способностью управлять временем.



Каким образом? Посредством непрерывной концентрации сознания и внимания, сознательной, а не по прихоти судьбы. Почему у нас так часто возникает ощущение, что время играет нами и переступает через нас? Потому что мы живем "скачками", потому что наше сознание задерживается на любой точке лишь на несколько мгновений, постоянно отвлекаясь на многое. А как только нарушается непрерывность нашего внимания, оно начинает испытывать на себе давление времени.



Пожалуй, один из наименее доступных нашему пониманию секретов великих мудрецов древности — это как раз такое ощущение непрерывности и такая способность концентрации сознания, при которой время как бы успокаивается, стабилизируется, становится активным, поскольку внимание может охватить все необходимое.



Они ускоряли время. Превращали будущее в настоящее. Ускоряли свою эволюцию, свою способность постижения, понимания. И благодаря этому достигали такого высочайшего уровня, который вызывает наше изумление и дает нам основание говорить о них как о Великих Существах, Великих Учителях, Посвященных.



В ряде традиций, которые все же дошли до нас — хотя и в обрывочном виде и зачастую недоступными нашему пониманию, — мы можем встретить упоминания о церемониях, проходивших в Древнем Египте, в лабиринте храма в Абидосе. Все эти церемонии имели отношение ко времени.



Улитка всегда считалась символом времени, и человек, который углублялся в ее таинственные спирали, должен был пройти ряд испытаний, связанных со временем. Пройдя до конца этот лабиринт, человек становился способным постичь смысл времени.



Именно это символизирует улитка, с ее домиком на спине, как бы несущая свое время за плечами, как груз, но в то же время способная поднять свои глаза и усики-антенны выше головы, выше тела, выше тяжелой и инертной материи.



Еще в Древнем Египте молодые ученики — молодые той молодостью, которая не боится ни тюрьмы, ни засовов, — собирались в храмах для участия в церемониях, посвященных богу времени, чтобы развивать в себе способность вырываться за рамки ограничений.



Сегодня мы — пленники. Школы мистерий, инициатические школы? О них ничего не известно. Магические церемонии? Их или нет, или очень мало, поскольку такие мероприятия считаются сектантскими.



Мы переживаем сейчас исторический момент ускорения времени. Все вокруг нас ускоряется. Как утверждали многие мыслители и историки, течение жизни — это не просто непрерывная восходящая линия эволюции, где сегодня лучше, чем вчера, а завтра лучше, чем сегодня.



Историческое развитие — не прямая линия, а восходящая спираль, напоминающую египетскую улитку, спираль, которая поднимается вверх, но медленно, шаг за шагом, виток за витком.



В любой спирали — это подтверждается физическими исследованиями — мы можем обнаружить так называемые моменты вращения (в особенности в точках, где предполагается изменение направления движения), в которых возникает небольшое ускорение. Это то ускорение, тот импульс, который нам необходим, чтобы подняться еще на одну ступень в нашем историческом вращении.



Анализ того, что происходит сегодня по всей земле, на всех уровнях, позволяет нам заключить, что мы переживаем один из таких моментов, и он, по всей видимости, окажется поистине ужасен, если оценить его холодным и несколько фаталистичным взглядом.



В этот момент ускорения мы уже не можем играть в пассивное время, не можем отсиживаться за засовами тюрьмы — иначе История сметет нас. Мы должны так вести свою роль, чтобы быть настроенными в унисон с Историей.



Как нам это удастся? Каждый в своем времени, на всех планах, имеет возможность сделать это.

* * *



Каждый человек в своем физическом времени имеет возможность наилучшим образом использовать минуты. Каждый человек в своем психологическом времени имеет возможность обнаружить и прожить лучшие, самые возвышенные состояния. Каждый человек в своем ментальном времени имеет возможность получить доступ к знаниям, изучать законы и понятия, позволяющие расширить границы узкой тюремной камеры, в которую мы заключены. Каждый человек в своем духовном времени имеет возможность искать и находить, исполняя ту заповедь, которая с давних времен звучала в древних храмах: "Познай себя!"



У всех нас есть возможность продлить время, продлить жизнь и ускорить процесс эволюции.



У всех нас есть возможность быть молодыми. Ведь, на самом деле, мы и так молоды. Остается лишь изменить свое сознание.



Все мы управляем временем, а не время нами. Нам предстоит еще сотворить чудо — выйти за пределы материального времени, за границы циферблата часов, которые указывают, какими мы "обязаны" быть; вырваться из тюрьмы и дать простор душе, которая всегда молода.



Вырваться из тюрьмы не означает уничтожить часы, повседневную жизнь и нарушить сложный жизненный процесс. Это значит жить не только по времени, отсчитываемому часами, но и другой жизнью, в других измерениях, в других временах. И чтобы каждый день состоял не из 24, а из бесчисленного множества часов.



Никогда в "Новом Акрополе", на наших кратких еженедельных беседах и занятиях, мы не обещали ни экзотических диковин, ни сверхъестественных чудес, поскольку мы убеждены, что не бывает чудес, не связанных с природой. С самого момента возникновения они являются ее частью.



Никогда мы не обещали ни инициаций, ни возможности преобразить кого-то, сделать человека другим одним прикосновением руки.



Если бы только я могла, я наделила бы вас молодостью полными пригоршнями. Но не молодостью юных лиц и младых годов, а той молодостью, той силой, которая говорит нам: "Что мне до времени, если я есть, если я существую! Что мне до того, что отмеряют часы, если я неподвластен их ходу, если мой отсчет начался задолго до того, как они возникли!"



Да будем все мы независимы от тисков времени, бесконечно свободны, бесконечно молоды, бесконечно человечны; да будем бесконечно мы!

 

 

Ответ #13: 03 08 2010, 12:13:39 ( ссылка на этот ответ )

Свойства человеческой памяти



Память - весьма ненадежное хранилище данных, содержимое которого легко может изменяться под влиянием новой информации. События нашей жизни проходят через нашу память как через сито. Некоторые из них задерживаются в его ячейках надолго, другие же только на то время, которое требуется, чтобы через эти ячейки пройти. С другой стороны, если бы сохранялась вся несущественная информация, то мозг, в конце концов, уже не смог бы отделять главное от второстепенного и деятельность его была бы полностью парализована. Поэтому память - это способность не только к запоминанию, но и к забыванию.



Различают три уровня памяти: непосредственную, кратковременную и долговременную. В непосредственной памяти следы сохраняются очень недолго - около 1/4 секунды, и за это время решается вопрос о том, привлечет ли эта информация внимание высших отделов мозга. Если этого не происходит, то менее чем за секунду следы стираются, и непосредственная память заполняется новыми сигналами. В том случае, если информация привлекла внимание мозга, она может в течение короткого промежутка времени сохраняться, пока мозг ее обрабатывает и интерпретирует. Было установлено, что кратковременная память действует в течение примерно 20 секунд; за это время сохраняется очень немного информации, например, какое-то число или несколько слогов из трех-четырех букв. В случае, если информация не вводится повторно или не “прокручивается” в памяти, она по истечении этого промежутка исчезает, не оставляя заметных следов.



Исследования показали, что в возрасте от 5 до 11 лет кратковременная память существенно улучшается. Затем она сохраняется на стабильном уровне до 30 лет, а позднее, от 30 до 70 лет, может либо улучшаться, либо медленно ухудшаться.



Классическим является исследование психолога Германа Эббингауза. Он установил, что емкость памяти ограничена семью цифрами, семью буквами или названиями семи предметов. Он доказал, что основной процент забывания материала приходится на первые два часа после заучивания. Помните житейский совет учить стихи на ночь, поскольку так они лучше запоминаются? Эббингауз и его последователи объясняли этот факт тем, что в этом случае между забыванием и воспроизведением нет "тормозящей" деятельности, и поэтому во время сна информация лучше сохраняется.



Именно из тех нескольких элементов, которые ненадолго задерживаются в кратковременной памяти, мозг отбирает то, что будет храниться в памяти долговременной. Кратковременную память можно сравнить со стеллажами в большой библиотеке: книги то снимаются с них, то ставятся обратно, в зависимости от сиюминутных нужд. Долговременная память больше похожа на архив: в ней определенные элементы, выбранные из кратковременной памяти, подразделяются на множество рубрик, а затем хранятся более или менее длительное время. Емкость и длительность долговременной памяти в принципе безграничны, но они зависят от некоторых факторов. Если какое-то событие повторяется много раз, то оно легче и на более длительный срок запоминается. В качестве примера можно привести дорогу, по которой мы идем каждое утро, таблицу умножения, все то, что было выучено в детстве или в течение жизни. Так, первые песенки и стихи, которые мы выучили в школе, запоминаются нами навсегда. Точно так же можно объяснить и удивительную точность некоторых воспоминаний пожилых людей. На самом же деле то, что они рассказывают, это какие-то замечательные события, с очень глубоким эмоциональным подтекстом. Такие события столько раз пересказываются самим человеком или его близкими, что навсегда врезаются в память.



Контекст, в котором происходит то или иное событие, иногда оказывается более важным для запоминания, чем само событие. То, что сохраняется в памяти, всегда тесно связано с ситуацией, в которой оно запомнилось. Поэтому извлекать что-либо из памяти всегда легче в том контексте, в котором произошло запоминание. Как часто запах духов, рисунок на одежде, музыка заставляют нас вспомнить человека или событие, с которыми они эмоционально связаны. Иллюстрацией может служить отрывок из романа “Невыносимая легкость бытия” М.Кундеры: “Томаш появляется в ресторане, и в то же время звучит музыка Бетховена. Зарождающаяся любовь, однако, обострила в ней чувство красоты, и этой музыки она уже никогда не забудет. Всякий раз, услышав ее, она растрогается. Все, что будет происходить в эту минуту вокруг нее, озарится этой музыкой и станет прекрасным”.



Были описаны случаи с больными, которые при помощи гипноза были приведены в состояние, пережитое ими при наркозе, и смогли теперь вспомнить слова, произнесенные врачом в то время, когда они были погружены в глубокий сон. Это явление было подтверждено многочисленными экспериментами. Гудвин и его коллеги давали 48 пьяным испытуемым запоминать бессмысленные слоги. Они заметили, что испытуемым было очень трудно вспомнить эти слоги, когда они были в трезвом состоянии, но когда их снова напаивали, вспоминание шло очень хорошо. Другие исследователи сравнили две группы людей, обучавшихся распознавать геометрические фигуры: первая - после приема амфетаминов, вторая - после приема барбитуратов. Оказалось, что впоследствии испытуемые были способны хорошо вспомнить фигуры только тогда, когда они находились под воздействием того же препарата, который они принимали перед запоминанием. Ученые сравнивают такие состояния сознания с портами, в каждом из которых живет женщина, которую любит капитан дальнего плавания. Каждая из этих женщин не подозревает о существовании других, и каждая начинает существовать для моряка лишь в момент его выхода на берег.



Необходимо также помнить, что порой под влиянием сильных эмоций некоторые события запоминаются на всю жизнь, даже если они в дальнейшем не повторяются.



Мы всегда лучше запоминаем то, что хотим выучить, чем такие вещи, которые для нас не представляют никакого интереса. Материал запоминается тем лучше, чем больше он связан с какими-то другими фактами в различных контекстах и под разными углами зрения.



Однако не существует никаких “трюков” для выработки хорошей памяти. Лучший способ усовершенствовать ее - это научиться должным образом организовывать информацию в момент запоминания.



Иногда бывает довольно трудно вспомнить какие-нибудь списки слов или цифр, подробное содержание главы какой-то книги или доклада. Человек во все времена пытался найти способы, позволяющие запоминать подобную информацию. Для этого были разработаны мнемотехнические приемы - от песенок до очень сложных методик.



Номер телефона или банковского счета легче запомнить, если сгруппировать цифры такого номера в более крупные блоки. Например, группу цифр 1258936788, лучше разбить на пять: 12, 58, 93, 67 и 88. То же самое касается списка необходимых покупок. Так, если мы идем в продовольственный магазин, то для запоминания лучше разделить покупки на овощи, фрукты и мясные изделия или же на продукты, необходимые для завтрака, для обеда и для ужина.



Метод рифм и ритма лежит в основе считалок, например: “Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять”. На химии, помню, запоминали валентность химических элементов с помощью такого шедевра: “Калий, магний, серебро с водородом заодно”. Этот же метод часто используется в рекламе, для лучшего закрепления рекламных образов в сознании: “Лэйз - удача. Стань богаче”, “Кнорр вкусен и скор”, “Молоко вдвойне вкусней, если это Милки Вэй”, “Жилетт. Лучше для мужчины нет” и т.д.



Очень распространен метод акронимов. Он заключается в том, чтобы составлять сокращенные названия из первых букв слов, обозначающих то или иное явление, предмет. Этот метод используют в названиях множества организаций: ООН, СЭВ, НАТО и т.д.



Метод акростихов, т.е. стихов, первые буквы каждой строки которых (если читать по вертикали) образуют какое-то слово или даже фразу. Так, для запоминания по порядку черепно-мозговых нервов в медицинских институтах используют, казалось бы, бессмысленный стишок: “Об орясину осел топорище точит, а факир, выгнав гостей, выть акулой хочет”. Первые буквы этих слов и соответствуют, по порядку, латинским названиям черепно-мозговых нервов. Моя учительница по русскому языку использовала для фиксирования в памяти падежей такую фразу: “Иван рубил дрова, Варвара топила печь”. Каждый ребенок знает, как запомнить все цвета радуги: “Каждый охотник желает знать где сидит фазан”.



Цепной метод, более сложный, заключается в том, что элементы какого-то списка стараются ассоциировать друг с другом в цепь при помощи мысленных образов, отражающих связи, специально придуманные для каждой пары звеньев. Представьте себе, что вам надо запомнить список продуктов в продовольственном магазине: кофе, масло, ветчину, яйца, хлеб, цыпленка и капусту. Теперь исходите из первого образа, который придет вам в голову. Пусть это будет цыпленок, клюющий кофейные зерна, этот цыпленок вылупляется из яйца, лежащего в капусте, а листки этой капусты представляют собой бутерброды из хлеба, масла и ветчины. Запомнив этот сложный сюрреалистический образ, вы смело можете идти в магазин: ни одну из ваших покупок вы не забудете.



При подготовке своих речей древние греческие и римские ораторы использовали специальные мнемотехнические приемы. Они вспоминали все объекты, расположенные на дороге, по которой они ежедневно ходили в городе. Затем к каждому из этих мест они “привязывали” тезис или аргумент речи. Скажем, первый тезис мог соответствовать какой-то лавочке, второй - урне на углу улицы, третий - фонтану на площади. Когда же они произносили свою речь, они мысленно проходили по этой дороге и “забирали” в каждом месте соответствующий элемент. Можно использовать этот прием и для решения более приземленных задач, например, для запоминания того же списка продуктов. Для этого можно мысленно пройти по дому и “разместить” в каждой комнате один из продуктов: хлеб в кухне, цыпленка в гостиной, ветчину в ванной, капусту на кровати в спальне и т.д.



В методе парных ассоциаций используются одновременно рифмы и мысленные образы. Сначала нужно срифмовать 10 (или 20) чисел с какими-то словами, например: один - магазин, два - трава, три - пузыри, четыре - в квартире, пять - кровать, шесть - жесть, семь - тень, восемь - осень, девять - деверь, десять - месяц. Теперь вернемся опять к списку продуктов и постараемся связать каждый из них с одной из этих опорных точек, представляя себе тот образ, который получается при таком соединении. Так, в магазине будет лежать капуста, по траве будет бегать цыпленок, пузыри будут получаться из кипящего масла и т.д. Потом будет достаточно вспомнить по порядку все эти образы, чтобы восстановить необходимый список.



Метод ассоциаций хорош и для изучения иностранного языка, в частности для запоминания слов. Учительница немецкого языка в школе рекомендовала нам так запоминать трудные слова: malen - рисовать, spielen - играть, schreiben- писать. Malen, говорила она, очень похоже на русское “малевать”, “маляр”, spielen на “шпильки”, а schreiben можно было ассоциировать с именем героя тогдашних немецких учебников репортера Шрайбикуса.



Моя мама, работая на почте, легко запоминала номера телефонов по фамилиям клиентов, живущих в квартирах с такими же номерами. Например, телефон 356-12-82 звучал для нее как - Мельников, Кузнецов, Радченко. В фильме "Визит к минотавру" скрипач запоминал номера телефонов, переводя их на музыкальный язык - ноты, и запоминал уже мелодию.



Постарайтесь “привязать” безликие цифры к какой-либо важной для вас дате - дню рождения, своему или ребенка, номеру дома или автобуса, историческому событию и т.д. Стихи хорошо запоминаются под музыку, помните старенький фильм “Я вас любил”, где герой, пытаясь запомнить “Евгения Онегина”, начал напевать на мотив танго: “Мой дядя самых, самых-самых честных правил, когда не в шутку, ох не в шутку занемог…”



Даже в том случае, если усилия, потраченные на составление мнемотехнических схем, покажутся вам чрезмерными по сравнению с достигаемыми результатами, помните, что такая игра все равно стоит свеч: требуя от вас постоянной мобилизации воображения, она будет развивать ваши творческие способности.



Та-ак… Остановка автобуса - три уровня памяти, написала; вход в метро - факторы, способствующие запоминанию, есть; и семь типов мнемотехнических приемов - автостоянка, коммерческая палатка, поликлиника, фонарь, урна, детская площадка и магазин… Уф-ф, кажется, все!

 

 

Ответ #14: 27 08 2010, 10:13:40 ( ссылка на этот ответ )

Синдром матрешки

Нет ничего удивительного, что костюм можно взять напрокат. Оказывается «напрокат» можно взять не только костюм, но и тело. Бывает, на одно тело претендуют сразу несколько личностей.

Криминальная «коммуналка»

Вильям Стэнли Маллигэн — личность уникальная во многих отношениях. Начнём с того, что он был первым человеком в американской истории, которого не приговорили к наказанию, несмотря на доказанные многочисленные преступления. Причина такой «снисходительности» суда кажется просто невероятной, но подумайте сами: кого конкретно судить, если внутри одного и того же человека уживается несколько личностей разом?! И для суда это всякий раз проблема из проблем. К примеру, в 1981г. слушания в суде длились более шести недель, но единственное, к чему пришёл судья Флауэрс, так это дать рекомендацию врачам: продолжать лечение! А ведь до этого Маллигэн уже лечился в двух разных больницах штата Огайо.

На сей раз под дулом пистолета Маллигэн похитил с территории студенческого городка нескольких женщин, вывез их на автомобиле за город, изнасиловал, а потом ещё вдобавок принудил их оплатить его счета. Но который из множественных Маллигэнов всё это сделал?

Вот лишь некоторые из известных врачам (и полиции) личностей, уживающихся в теле Маллигэна: 1) Артур — англичанин, рациональный и бесстрастный человек, самостоятельно изучивший физику, химию и пр.; 2) Аллен — американец, жуликоватая личность, великий махинатор и прожектёр; 3) Дэнни — боязливый человек, избегающий контактов с людьми и относящийся с особой опаской к мужчинам; 4) Дэвид — сердобольный добряк, принимающий на себя чужую боль и чужие страдания; 5) и так далее, и так далее — всего известно 24 разных личности Вильяма Стэнли Маллигэна, но, может быть, их и того больше. Трудно представить такое «общежитие» внутри одного человеческого тела, но это достоверный медицинский факт.

Изгнание Салли.

Один из самых известных «хрестоматийных» случаев раздвоения личности — история мисс Бьючемп. В этой девушке было четыре отдельных «Я», совершенно отличных друг от друга — по состоянию здоровья, уровню знаний и характеру воспоминаний. Доктор Мортон Принс, исследовавший этот феномен, отмечал, что третья личность мисс Бьючемп называла себя Салли и заявляла, что является духом. Она доминировала над остальными и умела их гипнотизировать, порой подвергая безжалостным мучениям.

Бывало, правда, что она просто «резвилась», подкладывая в коробку жаб или пауков, чтобы «другая» мисс Бьючемп, открыв такую коробку, просто зашлась в истерике — от испуга и полной неожиданности. Впрочем, Салли могла выкинуть что-нибудь и «покруче»: уехать, например, последним ночным автобусом за город, выйти на последней остановке и оставить там первую «Я», которой после этого приходилось возвращаться в город пешком. Особенно же Салли недолюбливала четвёртую мисс Бьючемп, постоянно третируя её всеми возможными способами.

Когда д-р Принс попытался применить сеансы гипноза, чтобы методом внушения интегрировать всех четырёх особ в одну цельную личность, самой неподатливой из всех оказалась именно Салли: она продолжала твердить, что является духом, а потому ни с кем объединяться не может и останется независимой.

Доктору пришлось сменить тактику: он стал заниматься одной Салли — убеждать, увещевать, ублажать, уговаривать её, чтобы оставила в покое трёх остальных. В конце концов, это удалось: Салли покинула тело мисс Бьючемп, после чего три остальных её «я» благополучно «спаялись» воедино. Кстати, этому помог применявшийся врачом гипноз.

Пять «Я» в одном.

Другой удивительный и очень давний случай связан с именем Дорис Фишер. В ней было пять отдельных «я», известных как «Истинная Дорис», «Больная Дорис», «Спящая Дорис», «Маргарет» и «Спящая Маргарет». Самой независимой была «Маргарет». Она имела обыкновение что-нибудь украсть и подстроить всё так, чтобы обвинение неизбежно пало на «Истинную Дорис». Она прятала её книги, могла надеть её платье и прыгнуть в грязную вонючую речушку, она чесала тело до тех пор, пока не пойдёт кровь, но боль при этом ощущала именно (и только!) «Истинная Дорис».

Всё это продолжалось годами. Лечивший девушку врач Уолтер Франклин Принс пришёл к выводу, что на «проекции из подсознательного» это не совсем похоже: скорее всего, тут замешана некая чуждая «нефизическая» сущность извне, которая «захватила власть» над собственным «я» Дорис Фишер и от которой надо избавляться каким-то нестандартным способом.

Доктор обратился за помощью к Джеймсу Хислопу, тогдашнему профессору логики и этики при Колумбийском университете, изучавшему такие явления, как истерия, раздвоение личности и т. п. В конце концов, отчаявшиеся учёные были вынуждены прибегнуть к помощи медиума, и всё завершилось благополучно: Дорис Фишер стала «монопольной владелицей» собственного тела.

Невероятно, но бывает.

Не только народная молва, но и история психиатрии даёт богатый материал для изучения этого феномена — множественности «я». В одной и той же физической оболочке, т. е. в одном человеческом теле, сосуществуют два, три, пять и более ментальных двойников. Они могут «сожительствовать» годами, десятилетиями, а то и всю жизнь. Поочерёдно происходит «смена власти», и один из конкурентов как бы захватывает господство над телом — на несколько часов, дней, а то и месяцев.

Спустя какой-то период времени случается нечто вроде кратковременного обморока, который не всегда даже замечают, и человек вдруг становится совершенно другой личностью — с другим характером, другими интересами, другими привязанностями. Впрочем, зачастую он и не знает, что минуту назад был другим, т. е. даже и не подозревает о существовании в себе нескольких «двойников».

Одно «я» может не ведать о том, каким образом в другое время ведёт себя второе (или третье) «я» и что оно вытворяет. Иногда, конечно, бывает и так, что по каким-то косвенным признакам, по рассказам родственников или знакомых один «двойник» догадывается или даже прекрасно осведомлён о других своих «соседях», но воспринимает их не как разные проявления своего же «я», а как отдельных, независимых людей: знает их имена, характер, привычки, симпатии и антипатии. Как мы уже видели на ряде примеров, между собой такие ментальные двойники могут дружить, а могут быть настроены друг к другу недоброжелательно или даже враждебно.

Сама возможность сосуществования таких множественных «я» есть твёрдо установленный факт, однако причина возникновения феномена всё ещё выясняется. Чтобы добраться до сути, мы должны научиться как бы «послойно» препарировать сознание, но этого, кажется, пока ещё не умеет делать даже самый талантливый психиатр, так что остаётся только строить версии: то ли это особый род контактёрства, то ли тут замешаны чужие души, то ли ещё что.

Но что особенно интересно, так это различия, которые нередко наблюдаются в способностях (знаниях, умениях, навыках) сосуществующих в теле личностей: один из ментальных дойников может оказаться весьма одарённым в той области, где другой просто ничего не знает и не понимает. Невольно напрашивается аналогия с компьютером: в одной и той же «коробке» заложено несколько независимых программ, и вы можете использовать или менять каждую из них, не задевая другие. Подобным же образом внутри одного человека существует несколько индивидуумов, каждый из которых развивается по своей собственной отдельной программе.

Многоликие лики.

За последние 80 лет описано более 150 случаев раздвоения личности, и всякий раз по этому поводу возникали споры между психологами и психиатрами с одной стороны и так называемыми спиритуалистами — с другой.

Спиритуалисты разного рода в таких случаях склонны говорить о вселении в тело чужой души (или душ) или, ещё, об «одержимости», притом в разные эпохи и у разных народов существовали самые разные методики и ритуалы для «изгнания бесов», «избавления от одержимости» и т. п., — порой довольно суровые и даже жестокие. Если «бес», или «дьявол», или «нечистый дух» уходить не желал, — человека могли и убить.

Медики считают, что раздвоение личности — это психическое заболевание, при котором под влиянием эмоционального шока или иных причин гармоничная целостность человеческого «я» разбивается, подобно кристаллической структуре, на отдельные фрагменты, притом линия разлома проходит по самым уязвимым «участкам» психики. Таким уязвимым «участком» могут стать, например, нереализованные амбиции, долго подавляемые желания и т. п.

И тогда обычный человек, в котором вполне мирно уживались в равновесии такие черты, как оптимизм и пессимизм, щедрость и эгоизм, любовь к природе и потребность в комфорте, — этот человек превращается вдруг в конгломерат нескольких отдельных компонентов самого себя, каждый из которых независим от своего антагониста.

Любопытно и то, что вторая (или третья и т. д.) личность может довольно долго «скрываться» внутри человеческого «я» и никак себя не проявлять, т. е. пребывать как бы в «латентном» состоянии. Обнаруживается она совершенно неожиданно — в случае особого стечения обстоятельств, стресса, нервного шока и т. п.

Как бы то ни было, но получается, что несколько разных личностей могут иметь не только один и тот же набор ДНК, но даже одно и то же тело! Почему же так разительно отличаются их нравственные характеристики, способности, симпатии и пр.? Означает ли это, что внутри одного тела уживается несколько разных душ? Где же, в таком случае, их обиталище?

 

 

Страниц: 1 2 3 4 5 6 | ВверхПечать