ПРЕДЧУВСТВИЕ СМЕРТИ: Способен ли человек предсказать свой конец?Знаки скорого конца О подобном знаке рассказывается в воспоминаниях В.Васильчиковой (урожденной Толстой), опубликованных в 80-х годах XIX века в журнале «Старые годы». «В 1830 году в России бушевала холера. Сильный, волевой человек, жестокий хозяин Евсей Евсеич, не веривший не только ни в какую заразу, а в самого черта, вдруг в одночасье стал совсем другим. Вот как это произошло. Ночью Евсей Евсеич видит во сне: к нему подходит старик и подает ему образок Божьей Матери. Евсей Евсеич глядит на образ и думает во сне: «Боже мой, что же это за образ? Мне такого на веку никогда не приходилось видеть». - «А это вот такой образ, - отвечает ему старик, - когда ты в первый раз увидишь наяву, то в тот день умрешь!»
С тех пор не узнать было Евсея Евсеича. Куда делась его уверенность, его властность, он как-то весь сник. И сколько ни уговаривали его выбросить этот сон из головы, Евсей Евсеич стоял на своем: «Этот сон сбудется, дети. Я чувствую, что скоро увижу этот образ».
Так оно и случилось. Однажды Евсей Евсеич поехал в гости к своему соседу князю Ронскому... Князь, страстный охотник, встретил его, неся в руках образ Божьей Матери: «Посмотри, батюшка, какое сокровище мне Бог послал...» Евсей Евсеич побледнел как полотно, но превозмог себя, перекрестился и набожно приложился к образу.
«Это вы смерть мою вынесли мне, князь... Прощайте». И, не слушая князя, выбежал в переднюю, надел шубу и уехал. На возвратном пути, летя во весь опор по степной дороге, Евсей Евсеич вдруг выглянул из кибитки - и голова его была расплющена между навесом и верстой...»
Не менее поразительный случай описывается в книге К.Фламмариона «Смерть и ее загадки». Мадемуазель Ирен Муза, молодая актриса, обещавшая стать звездой, вошла в транс во время сеанса гипноза 30 января 1906 года. Когда ее спросили, может ли она рассказать о своем будущем, имея в виду ее сценические успехи, Ирен неожиданно написала в ответ: «Моя карьера будет короткой. Я не отваживаюсь сказать, какой конец меня ждет. Он ужасен».
Проводивший сеанс гипнотизер был встревожен и поспешил уничтожить записку прежде, чем актриса пришла в себя. А ей самой ничего не сказал о ее страшном предчувствии.
Спустя почти три года, 22 февраля 1909 года, Муза делала прическу в парикмахерской. Смазывая ей волосы антисептическим лосьоном, содержащим минеральные масла, парикмахер случайно пролил его на стоявшую рядом включенную электроплитку. Жидкость вспыхнула. Актрису охватило пламя, ее одежда и волосы загорелись. Через несколько часов в страшных мучениях она умерла в больнице.
Вещий «Сон» Лермонтова Особенно острое предчувствие смерти свойственно людям искусства. Лермонтов был сослан на Кавказ в действующую армию в 1837 году. Но только через три года, в 1841-м, он, очевидно, почувствовал, что скоро погибнет, и написал об этом в стихотворении «Сон»:
«В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая еще дымилась рана.
По капле кровь точилася моя». Произошло так, как предвидел поэт: на дуэли после выстрела Мартынова Лермонтов умер не сразу; еще живым он был погружен на арбу и скончался по дороге.
Другой писатель Федор Сологуб за месяц, 4 ноября 1913 года, предвидел близкую смерть:
«Тьма меня погубит в декабре,
В декабре я перестану жить». И он действительно умер 5 декабря.
Третий случай произошел с великим американским музыкантом Гленном Миллером, которого называли королем джаза. После вступления Америки во Вторую мировую войну он собрал музыкантов, надевших погоны, и создал оркестр армии и ВВС, с которым ездил по США и выступал перед военнослужащими. В июне 1944 года Миллер со своим оркестром вылетел в Англию, где в течение пяти месяцев поднимал моральный дух солдат. В начале декабря его друзья и знакомые обратили внимание на то, что обычно словоохотливый и веселый музыкант стал подавленным и раздражительным. Позднее Джеральдо, один из музыкантов оркестра Миллера и его близкий друг, вспоминал, что было такое впечатление, будто
Гленн находится на грани нервного срыва.
В это время было принято решение, что оркестр Миллера должен выступить в Париже на рождественском концерте для его освободителей - военнослужащих союзных войск. По словам Джеральдо, в последние дни перед отъездом из Англии Гленн несколько раз говорил ему, что не сомневается в возвращении оркестра в Америку, но... без него.
За день до вылета он провел вечер в компании Джорджа Вутсаса, звукорежиссера военного радио, в офицерском клубе. Они допоздна обсуждали послевоенные планы музыканта. Перед тем как распрощаться, Гленн вздохнул и слово в слово повторил то, что уже говорил Джеральдо: «Не знаю, зачем я трачу время на подобные планы. Знаешь, Джордж, у меня есть ужасное предчувствие, что вы, ребята, вернетесь домой без меня».
Ночью 15 декабря 1944 года с военного аэродрома в 65 километрах от Лондона в воздух поднялся легкий одномоторный самолет «Норсмен» и взял курс на Париж. Его единственным пассажиром был Гленн Миллер. Больше ни самолета, ни музыканта никто не видел.