ДИББУК:
В еврейском фольклоре злой дух или обреченная душа, который (которая) овладевает телесной оболочкой того или иного человека, начинает вещать его устами, причиняет ему мучения и боль, сопровождающие проявление другой личности. Такие злые духи фигурируют в иудаизме с незапамятных времен, но их называли "иббур" (духи) вплоть до XVII века. Примерно в тот период слово "диббук" перекочевало из языка немецких и польских евреев. Фактически это сокращенный вариант двух фраз: dibbuk me-ru"ah ("расщепление злого духа") и dibbuk min ha-hizonim ("диббук из страны демонов").
В древнем фольклоре считалось, что диббуки овладевают только телами больных людей. О таких духах упоминаются в Ветхом Завете ("Самуил" I), где описывается овладение Савлом и изгнание духа Давидом с помощью игры на арфе. Имеется также упоминание о том, что ангел Рафаэль учил Товию, как изгонять духов. Согласно литературе раввинов I века, для экзорцизма требуется сжечь некоторые коренья под жертвой, а потом окружить последнюю водой. Другие способы включают в себя заклинания именем Соломона, повторение имени Всевышнего, чтение псалмов, ношение амулетов, сделанных из определенных кореньев.
К XVI веку взгляды на вселение злых духов в людей изменились. Многие евреи верили, что духи — это переселяющиеся души, которые не могут войти в новую телесную оболочку по причине своих прошлых грехов, а потому вынуждены вселяться в тела живых людей. Более того, духи поневоле вынуждены были входить в физические оболочки людей, иначе подвергались мучениям со стороны других злых духов. Некоторые полагали, что диббуки — души людей, не получивших надлежащего погребения и потому превратившихся в демонов.
В Кабале, собрании средневековых эзотерических и мистических писаний иудеев, содержится множество описаний разного рода обрядов и указаний по изгнанию диббуков, некоторые из них использовались на практике и в XX веке. Экзорцизм должен осуществлять специально подготовленный раввин (ba"al shem). Считается, что в зависимости от того, каким именно способом проводится экзорцизм, либо достигается избавление диббука (через искупление грехов), либо он изгоняется в ад. Как правило, диббук выходит из тела своей жертвы через маленький палец на ноге, где в этом случае появляется крошечная кровоточащая ранка. Именно по ее наличию можно определить, вышел дух или нет.
Иудаизм признает что-то вроде круговорота душ в природе. Если человек при жизни не реализовал свою программу, не жил согласно Божьим заповедям, - его душа не упокоится в селениях горних, а будет вселена в новое тело, в младенца, чтобы при новом круговороте произошел "тикун" (от "летакен" – "чинить"). Исправление, словом. Человек обычно не помнит о своей прошлой жизни, но иногда на него находит озарение, и он осознает, зачем ему дадены те или иные страдания, болезни, мучения, и старается исправить в себе то, что несовершенно.
А бывает, что человек всё поймет – и еще пуще озлится: ах, раз я плохой, раз я наказан – так вот же вам, буду грешить пуще прежнего! Душа такого человека, злонамеренного грешника, в новый круговорот (а их может быть до пяти!) уже не пускается, она как бы остается "подвешенной" до прихода Мессии. Нераскаявшегося грешника погребают, а душа его бродит по земле, не находя себе покоя.
Дух диббук
Иногда такой дух, а это и есть диббук, может вселиться в чье-то тело, подавляя его собственную душу, управляя телом человека по своему усмотрению. И тогда прежняя кроткая, невинная девица может начать плеваться, кидаться мужчинам на шею, стремиться оголиться прилюдно. Хороший отец и муж вскакивает на лавку, кричит диким голосом, кидается на своих ближних, а маленького ребенка может даже задушить.
Словом, человек меняется до неузнаваемости. И страдает при этом очень сильно: своя, нормальная душа, старается возобладать над диббуком, но это очень трудно – и человек, можно сказать, раздирается надвое. Для него характерна агрессивность: бьется головой о стену, кидается на людей, стремится кого-то укусить, ударить, напугать до смерти… С трудом удается такого, одержимого диббуком, человека изловить и связать, чтобы можно было начать процедуру изгнания чужой души из его тела.
Да, диббук примерно соответствует мусульманскому джинну (сумасшедший по-турецки называется "джиннэ" – одержимый джинном) или католическому демону. И процедура изнания примерно похожа на христианский экзорцизм.
Как изгнать диббука?
Одна методика изгнания диббука предусматривает необходимость уложить связанного одержимого на кровать. Ночью вокруг кровати собирается миньян (десять взрослых мужчин, самых праведных в общине, как правило, стариков), все одеты в ночную одежду и держат в руках свечи. Всю ночь над несчастным читаются специальные молитвы, и к утру он перестает корчиться, спокойно засыпает – это признак того, что диббук оставил человека.
По другому обряду "отчитывать" диббука должен раввин, притом не любой раввин, а "бааль шем-тов" ("обладатель доброго имени"), то есть широко известный своей мудростью и добродетелью священник. Тоже всю ночь он читает специальные молитвы, заклинающие злого демона, причем голос его может повышаться до крика, и к утру демон оставляет чужое тело, отправляясь странствовать по земле дальше.