Максимум Online сегодня: 603 человек.
Максимум Online за все время: 4395 человек.
(рекорд посещаемости был 29 12 2022, 01:22:53)


Всего на сайте: 24816 статей в более чем 1761 темах,
а также 357867 участников.


Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

 

Сегодня: 19 04 2024, 11:58:22

Сайт adonay-forum.com - готовится посетителями и последователями Центра духовных практик "Адонаи.

Страниц: 1 2 3 4 5 ... 8 | Вниз

Ответ #10: 18 10 2010, 00:34:58 ( ссылка на этот ответ )

ОБРЯДЫ ПОГРЕБЕНИЯ СЛАВЯН

Не смотря на то, что Русь была крещена в IХ вeке, еще в течение двух-трех последующих столетий многие сельские жители продолжали проводить обряд похорон по-язычески, а иногда сочетали два обряда - христианский и языческий. В захоронениях тех времен вместе с православными крестиками можно встретить амулеты - медвежьи клыки и т. д. Даже в могилах заведомо крещенных людей (новгородских посадников) можно встретить оружие, хотя это явно противоречит обряду православного погребения.

Ещё со времён пастушеского быта и вплоть до принятия христианства наиболее распространённой формой погребения было курганное. Хороня умерших, славяне клали с мужчиной не только оружие, но и конскую упряжь, убитых коней и собак; с женщиной клали серпы, сосуды (вероятно, с пищей и питьём), зерно, убитую скотину и домашнюю птицу. Тела умерших возлагали на краду (костёр), веря, что с пламенем их души попадают сразу в небесный мир; погребальный костёр при похоронах знатных воинов был столь велик, что пламя его было видно в радиусе 40 км.

Когда хоронили знатного человека, вместе с ним убивали и нескольких его слуг, причём только единоверцев-славян, а не иноземцев, а также одну из его жён — ту, которая добровольно соглашалась сопровождать мужа в загробный мир. Готовясь к смерти, она наряжалась в лучшие одежды, пировала и веселилась, радуясь будущей счастливой жизни в небесном мире. Во время погребальной церемонии её подносили к воротам, за которыми на дровах и хворосте лежало тело её мужа, поднимали над воротами, и она восклицала, что видит своих умерших родичей и велит скорее вести её к ним.

Согласно древним русским языческим обычаям обряд похорон завершался стравой — пиром-поминками и затем тризной — воинскими состязаниями. И то и другое символизировало победу жизни, противопоставляло торжество мира живых над миром умерших. Обычай обильного вкушения пищи во время поминок, заложенный в то время, дожил до наших дней. После того, как произошло повсеместное Крещение Руси и принятие православия, обряд похорон изменился, однако не смог полностью избавиться от отдельных языческих черт. Православие внесло новые традиции. Например, кое-где в русских деревнях (особенно северных) возник обычай самому изготавливать себе гроб, подобно тому, как это делали некоторые святые.

Православные похороны
Согласно традиции православных похорон, в русской крестьянской семье умершего при любых обстоятельствах обмывали, переодевали в чистую, иногда весьма дорогую одежду. Клали покойника на лавку, головой в красный угол (в красном углу находились иконы), укрывали белым холстом (саваном), руки складывали на груди, давая в правую белый платочек. Похороны совершались на третий день, особо чтимых умерших несли на руках до самого кладбища. Все это сопровождалось плачами и причитаниями...

Смерть глубокого старика не считалась горем, причеты и плачи в этом случае носили скорее формальный характер. Нанятая плачея могла моментально преобразиться, перебить плач каким-нибудь обыденным замечанием и завопить вновь. Другое дело, когда причитают близкие родственницы или когда смерть случалась преждевременно. Здесь традиционная форма принимала личную, эмоциональную, иногда глубоко трагическую окраску.

После крещения Руси покойников стали хоронить головой на запад. Общее христианское правило класть мертвых головой на запад напрямую связано с преданием о том, что тело Христа было похоронено головой на запад и, следовательно, лицом на восток. В одном духовном сочинении XIV века об этом говориться говорится так: "Всякий должен быть погребен так, чтобы голова его была обращена к западу, а ноги направлены к востоку. Он при этом как бы самим своим положением молится и выражает, что он готов спешить от запада к востоку, от заката к восходу, от мира в вечность".

Похороны всегда заканчивались поминками, или тризной, для чего готовились специальные поминальные кушанья. Еще на кладбище покойника поминали кутьей - круто сваренным рисом, в который добавлен изюм. Среди обязательных кушаний на русских поминках - блины.

Все ночи после смерти и до похорон специально нанятая чтица читала Псалтырь и заупокойные молитвы. Вместе с нею в комнате, где находился умерший, бодрствовали местные старики и старухи. После похорон чтице дарили полотенце, на котором лежал Псалтырь.

После похорон, устоялся обычай отмечать девятый и сороковой день (сороковины) после смерти.

У славян существовал ритуал специальной погребальной одежды. У восточнославянских пародов был обычай хоронить в той же одежде, в которой человек венчался, а если умирала молодая незамужняя девушка или холостой парень, то покойника наряжали, как на свадьбу. На Украине девушку клали в гроб с распущенными волосами, с венком из позолоченного барвинка на голове, украшали гроб цветами, ставили две венчальные свечи. У гуцулов один венок надевали на голову, а другой, побольше, из барвинка, васильков, гвоздики, клали вокруг тела.

Подруги (дружки) имитировали при этом свадебный обряд - выбирали старост, сваху, бояр. Старост и подстарост подвязывали рушниками, свахе вручали свечу и меч. Девушки-дружки подвязывали головы черными ленточками. Одного юношу выбирали на роль "вдовца". На палец девушке одевали перстень из воска, предварительно позолотив его. Ко дню похорон выпекали свадебный каравай, его клали на крышку гроба, а на кладбище раздавали родным.

Умершего ребенка у восточных славян, как правило, подпоясывали. Этот обычай связан с наивным религиозным представлением о том, что Бог на "Спаса" будет раздавать детям яблоки, и надо, чтобы ребенок мог спрятать яблоко за пазуху.

Весёлые похороны
В ряде областей Украины (гуцулы, бойки) с древних времен и до начала XX века возле умершего проводились похоронные игры. Весёлые похороны сопровождались обильным распиванием алкогольных напитков и носили оргийный характер. Проводя обряд похорон, вместо выражения скорби и печали в присутствии покойника, все присутствующие веселились - играли на народных музыкальных инструментах, пели, рассказывали сказки, анекдоты, играли в карты, разыгрывали что-то вроде драматических сценок в раешном духе. Все это должно было противодействовать губительному действию смертоносной силы.

 

 

Ответ #11: 21 11 2010, 17:50:51 ( ссылка на этот ответ )

Папирус Дервени - размышления о загробном мире

"Божественной комедией" античности может оказаться древний текст, расшифровать который удалось международной ко-манде исследователей.

Спустя более сорока лет после находки уникального документа ученые смогли прочитать творение неизвестного древнегреческого автора, который размышлял о загробном мире.

Папирус Дервени - такое имя получил свиток, обнаруженный в 1962 г. во время раскопок в Северной Греции близ Солоников. Находка была сделана при исследовании гробницы одного из аристократов, жившего и умершего во времена расцвета эллинской цивилизации. Авторы открытия датировали документ примерно 340 г. до н.э., то есть временем правления Филиппа II Македонского, отца Александра Великого. Однако есть мнение, что артефакт может быть значительно старше. Так, современный греческий философ Апостолос Пи-еррис уверен: трактат был написан еще в V в. до Рождества Христова.

Определить точную дату не представляется возможным. Дело в том, что свиток был найден поврежденным, а точнее, сгоревшим либо сожженным вместе со своим умершим хозяином, в чьей могиле он и пролежал почти 2,5 тыс. лет. Иными словами, в 1962 г, был найден испепеленный папирус, сохранившийся в форме свитка. В то время прочитать, что на нем написано, не было возможности.

Но рукописи, как известно, не горят, и сегодня, когда в распоряжении науки находятся высокотехнологичные методы расшифровки и современное сканирующее оборудование, тайна древнего текста была открыта. То, что удалось прочесть в обугленном свитке, с лихвой оправдало силы и время, потраченные на исследование. Творение древнего автора оказалось своего рода "Божественной комедией" античности: древнегреческий сочинитель, живший за полторы тысячи лет до Данте, проводит читателя по Аиду - загробному миру, в который верили жители Древней Эллады. Но если героя "Божественной комедии" сопровождает Вергилий, то автор папируса Дервени в своих изысканиях пользуется услугами Орфея который хорошо изучил царство Аида, спустившись туда, чтобы спасти свою возлюбленную Эвридику.

Полный текст свитка пока не обнародован, поскольку на его окончательную расшифровку необходимо время. Но, вероятно, уже совсем скоро к важнейшим источникам, рассказывающим нам о мировоззрении эллинов, прибавится еще один.

"Интересная газета. №1 2009 г."

 

 

Ответ #12: 21 11 2010, 21:43:55 ( ссылка на этот ответ )

Рождение, Смерть и Перерождение

Перевоплощение (реинкарнация) - новейшее из подражаний иностранному и, вероятно, наиболее вульгарное явление из импортных. Что еще более важно, чем факт, что перевоплощение пришло в Асатру из Викки, - то, что эта сфера преподносит один из самых низкопробных методов исследования: создание безоговорочного утверждения, а затем поиск доказательств в его пользу. Обычно, доказательства подгоняются под утверждение и, согласно этому, гипотеза выставляется в таком ключе, будто она доказана.

Сначала необходимо рассмотреть перевоплощение в том ключе, в каком оно обычно понимается. Оно необязательно совпадает с антропологической точкой зрения или точкой зрения определенной религии относительно перевоплощения. Перевоплощение в современной Америке понимается так:

    душа приходит в этот мир и поселяется в теле на какой-то промежуток времени. Знание, приобретенное в течение периода пребывания, усвоенные уроки, добавляются к информации, которую душа получила в прошлых воплощениях. Когда необходимые уроки усвоены, душа переходит на следующий уровень бытия. Приверженцы Викки, с поздних 60-х до ранних 70-х, называли переходную фазу (промежуток времени между перевоплощениями) отдыхом в Стране Вечного Лета[1]. Конечная цель, таким образом, усвоение необходимого числа жизненных уроков, что подразумевает переход на следующий уровень бытия, то есть лучший уровень бытия, может быть достигнута[2].

Конечно, существуют небольшие видоизменения от группы к группе, но в Америке это основная трактовка.

До введения "нью-эйджевской"[3] версии перевоплощения, Германский взгляд на Смерть был намного проще. Большинство людей просто умерло бы и совершило путешествие к Хель[4], которая являлась, по сути, Германской версией Аида[5], в Подземный мир. Те же, кто умер насильственной смертью, обычно в битве, не попадает к Хель, но вынужден проводить свое время в палатах Одина или Фреи, где они (погибшие в бою) должны упражняться в искусстве боя, готовясь к Рагнарёку. По вечерам они собирались на пир, который устраивался в качестве оплаты за их время. Утопленников вылавливала своей сетью Ран[6]. Условия, при которых погибал человек, определяли, куда попадала его душа после смерти, но не как не индивидуальный выбор бога для поклонения при жизни. Основой, таким образом, концепции Германского Послесмертия служил Хель с войнами, удерживаемыми на определенное время[7]. Х.Р. Эллис-Дэвидсон[8] так же отмечает это.

    "Это впечатляющее представление [переход в Вальхаллу] поражало воображение поздних писателей настолько, что они иногда предполагали, что все люди попадают в Вальхаллу после смерти. Литература не оставляет нам причин полагать, что Вальхалла расценивалась как рай для всех; она была наполнена людьми из избранных, знатными войнами, которые почитались подобно богам на земле. Те, кто присоединялся к Одину в Вальхалле, были в основном благородными войнами, королями, прославленными вождями и героями, которые следовали за богом в жизни и клялись служить ему в обмен на его помощь. В речи война, Биарки как указано Саксо[9], ясно упомянут Один, когда он говорит:

        "Война проистекает от благородно рожденных; знаменитые родословные - признаки Войны. Для рискованных дел, на которые отваживаются вожди, не должны выбираться обычные люди... Никакие расово нечистые, никакие имеющие низкое происхождение, никакие низкокачественные души не станут добычей Плутона[10], ибо он плетет узор судьбы могущества и наполняет Флегетон[11] благородными формами[12]".

    "Так предполагается его родней [родней Торольва Бородача с Мостра], что он вошел в горы близ его дома [Торольв после его смерти], и что они смогут присоединиться к нему здесь. Это подтверждено рассказом пастуха, записанном в "Саге о людях с Песчаного берега", который, перед тем, как утонул сын Торольва, утверждал, что видел открытой Священную Гору[13] и слышал, как неизвестный голос приветствовал Торстейна с его свитой, и говорил (голос), что Торстейн скоро сядет на почетной скамье напротив своего отца. В "Книге о занятии земли" эта вера упомянута и относительно некоторых других гор Исландии. Люди, которые говорили, что они "умрут внутри гор", были связаны с Торольвом через кровные или брачные узы, так, чтобы казалось, будто мы имеем здесь семейную веру, возможно принесенную из Норвегии самим Торольвом"[14].

Так же интересно отметить, что схожие верования упоминаются в Норвегии и Швеции вплоть до нашего столетия.[15] По всем признакам, современный феномен посмертного перехода в Залы бога-покровителя или богини-покровительницы, может отражать современную человеческую необходимость в признании высшим классом/богами и общую неудовлетворенность прижизненным статусом лучше, чем какая-либо истинная ранняя Германская вера.

Как было рассмотрено выше[16], наименьшим элементом в Германском мышлении была семья. Смерть, таким образом, в Германском представлении должна соединить недавно умершего члена семьи с семьей. Человек, погибший в море или на поле битвы, был особым случаем, потому что тела таких погибших не могли похоронить на семейных кладбищах. В некотором смысле, семейное кладбище рассматривалось как семейный вход в родовое загробное обиталище, и было призвано держать семью вместе. Без тела, похороненного в земле, считалось, что душа покойного никогда не сможет вернуться домой. Помечая могилу как маяк, таким образом, чтобы мертвый мог найти его путь домой, этим, возможно, объясняется установка определенного рунического камня, который показывал, что удостаивающийся чести человек погиб на иностранной земле или в море. Посмертный семейный холм, насыпь, или в северной Норвегии, гора оставались центральным понятием в Германской мысли о жизни после смерти.

Реконструкторский взгляд на идею семьи, являющейся центральной в Германском Загробной жизни, может дать объяснение, почему убийство брата было настолько специфичным случаем, что никогда не рассматривалось в суде. Суды были призваны хранить мир внутри общины путем принуждения выплаты штрафа обидевшей семьей семье пострадавшей. В случае с братоубийством, штраф не мог быть выплачен потому, что семья это наименьший элемент. Вся семья страдала, если один из ее членов подводил ее. Семью в подобной ситуации принуждали подвергнуть остракизму[17] виновного члена семьи, поскольку он, в конечном итоге, разрушает семью и семейную линию, потому как семья более неполная. Месть со стороны члена защиты могла привести к резне и потере удачи, и положение внутри общины как среди мертвых, так и живых, могло резко ухудшиться. Понимание такого положения зависит полностью от самой возможности осознать семью как наименьшую неделимую единицу.

Неофиты Асатру обнаруживают изменения в рассмотрении индивидуума как наименьшей неделимой единицы семей. В современной Америке, семейная система постепенно вырождается. Америка больше не обладает большими семьями - семьи становятся раздробленными и обособленными. "Старейшина" более не означает старейшего живущего члена семейной линии, а, скорее, означает старшего в семействе, который пользуется уважением младшего поколения. Параллельно с этим изменением от семьи к мини-семье, мы также наблюдаем изменение отношения к удовлетворению личных потребностей, индивидуальным правам, получению персонального признания. Члены семьи теперь признают свое личное право принятия решений, и важность мнения главы семейства обесценено. Американская культура подразумевает личность, как наиболее важную единицу. Американский бизнес поддерживает это, американское обучение и американская филантропия, таким образом, затруднение каких-либо изменений должно быть понятно.

Неофиты Асатру часто не понимают, что Асатру не подразумевает личное спасение; мысли и поступки древне-германских людей были направлены на то, чтобы быть порядочным и содействующим членом семьи. Перевоплощение, как оно представляется в западном полушарии, - это процесс, в котором человек через ряд воплощений поднимается к его или ее индивидуальному наивысшему уровню блага. Для древних Германцев это должно было быть достигнуто в течение одной единственной жизни, и наивысший уровень блага рядового человека, должен был так же стать уровнем старейшины семейной линии; наивысший уровень блага для короля (которого мы сейчас называем общественным лидером) должен был стать основным залогом общественной удачи.

    "Незадолго до смерти, Олав Ельф видел сон. Он видел огромного буйвола поднимающегося в Готланд. Буйвол шел через владения Олава; он заходил в каждое имение и дышал на обитателей, и те падали замертво, даже сам король. Олав предположил из этого сна, что тяжелые испытания предстоят его королевству, и что он умрет вместе со многими другими. Он повелел своим подчиненным соорудить огромный погребальный холм, когда он умрет, и поместить его туда со всеми регалиями и на царском троне, но он просил не приносить ему жертв".

    "Прошло много лет и его последняя воля была нарушена. Когда урожай погибал и голод следовал за мором, жертва была принесена Олаву для хороших урожаев, и поэтому он превратился в Эльфа Гейрстадира"[18].

Хальфдан Черный и Хэкон Великий так же достигли наивысшего уровня благ и подобным образом жертвовали собой после смерти. Интересный поворот событий в легенде об Олаве в том, что он считал, будто подвел своих людей и наказал не приносить ему жертв. Он также продолжал пытаться исправить свою неудачу после смерти и, вероятно, по прошествии некоторого времени, добился своего. Продолжение стремления достигнуть наивысшего уровня жизни для своего рода или общины даже после смерти - вот основная тема Германского фольклора, дожившая до наших времен, и эта тема была основной даже в Американском фольклоре вплоть до нынешнего столетия.

Редкая тема в Германской литературе и фольклоре со времен Эпохи Викингов до наших дней, чтобы отдельная личность перерождалась, как это происходит в случае с Хельги Хундингсбаном. Существует, однако, общая тема, которая пронизывает каждую историю, в которой происходит перерождение: человек имеет дело, которое он обязан закончить, таким образом, перерождение становиться чем-то большим, нежели простым продлением жизни этого человека. Теперь ясно, те, кто хотят защитить перевоплощение как часть древнегерманского мировоззрения, указывают на эти рассмотренные случаи, однако, они упускают из виду несколько необходимых признаков, отсутствующих в этом типе "перерождения", говорящих в пользу веры в перевоплощение.

(1) Перерождение встречается нечасто в сохранившихся источниках Германской литературы и фольклора;

(2) Нет никакого намека на пережитки веры в перевоплощение (в то время, как существуют факты указывающие на пережитки веры в загробную жизнь в подземном мире);

(3) Ряд "невыученных уроков" не вызывает впечатления настолько весомого повода для перерождение, как ряд незаконченных дел;

(4) Упоминания полного перерождения встречаются гораздо реже, нежели "помощь из загробного мира" умершим членом семьи.

Ни один из вышеупомянутых фактов из тех же самых историй, используемых в обосновании древней веры в перевоплощение, не может подтвердить такую интерпретацию хоть немного. Наиболее интересной частью истории Олава, является Олав Святой, подъезжая к могиле Эльфа Гейрстадира, был спрошен одним из своих последователей: "Скажите, господин, вы когда-то были похоронены здесь?"[19] Однако, наиболее простая и разумная интерпретация такова, что неназванный последователь просто спрашивал, осталось ли у Эльфа Гейрстадира незаконченное дело, и был ли он перерожден, чтобы закончить его. Такая интерпретация прекрасно соответствует тому, что мы знаем о древнегерманском мировоззрении.

__________________________________________________

[1] - В оригинале "Summerland" (прим. перев.)

[2] - Эта информация была почерпнута из бесед автора с приверженцами Вики за последние три десятилетия, из некоторых работ Рэймонда Бакланда и Дорин Валент (до 1975 г.), и из дискуссий между реконструкторами и приверженцами Вики из почтовой рассылки Асатру за прошлую десятилетие. (прим. автора)

[3] - От "New Age", в контексте используется в значении "новодел" (прим. перев.)

[4] - Хель (Hel) - богиня-владычица подземного мира в скандинавской мифологии. Хель употребляется в двух значениях: Хель как владычица подземного мира, и Хель как название подземного мира. (прим. перев.)

[5] - Аид (или Гадес, англ. "Hades") - бог-владыка подземного мира в греческой мифологии. Аид, как и Хель, используется в двух значениях: имя божества и название подземного мира. (прим. перев.)

[6] - Ран (Ran) - богиня морской стихии в скандинавской мифологии. (прим. перев.)

[7] - Турвиль-Петрэ и множество других авторов и исследователей рассматривали концепцию попадание в Вальхаллу, как получившую развитие лишь позже в Эпоху Викингов. Эта идея, возможно, продолжалась до1800-х годов в западной Швеции, как сообщает Умо Холмберг в Фино-Угорской Мифологии, записав высказывание, которое перевел как: "Плохо умирать и возвышаться, умирать же и падать - хорошо". Очевидно, что даже по прошествии 800 лет после окончания Эпохи Викингов, идея жизни после смерти была распространена среди, в основном, сложившихся семей. (прим. автора)

[8] - Хильда Родерик Эллис-Дэвидсон написала "Боги и Мифы Северной Европы" в 1976 г., в которой она рассматривает смерть и загробную жизнь с разных сторон. По ее утверждению, наряду со многими другими учеными, загробная жизнь Германцев была относительно "спокойной" до тех пор, пока отряды воинов не начали появляться в Северной Европе, так что, к концу Эпохи Викингов, по крайней мере, часть загробной жизни посвятившим себя войне приходилось тратить в Вальхалле. (прим. автора)

[9] - Саксо или Саксон Грамматик (Saxo Grammaticus) (1140 - ок . 1208), датский хронист-летописец. В 9 книгах "Деяний данов" (окончены 1208, опубликованы 1514) изложил древнейшие саги; в 7 книгах описаны исторические события до 1185. (прим. перев.)

[10] - Плутон - в греческой мифологии бог подземного мира, одно из имен Аида. Очевидно, автор сопоставляет Плутона и Одина, считая их разные проявления единого. (прим. перев.)

[11] - Флегетон (Пирифлегетон) - в греческой мифологии огненная река в царстве Аида. Если предположить, что река Флегетон имеет значение "реки душ", тогда становиться понятным о каких "благородных формах наполняющих Флегетон" идет речь. (прим. перев.)

[12] - Ellis-Davidson "Gods and Myths of Northern Europe" (Penguin Books, Middlesex, England 1976), стр. 48-49 (прим. автора)

[13] - В оригинале "Holyfell" - в переводе с исландского дословно означает "святая гора". В некоторых переводах упоминается как "Священная гора". (прим. перев.)

[14] - Ellis-Davidson "Gods and Myths of Northern Europe" (Penguin Books, Middlesex, England 1976), стр. 158 (прим. автора)

[15] - См. "Фино-Угорскую Мифологию" Умо Холмберга (прим. автора)

[16] - См. Bil Linzie "Germanic Spirituality" (прим. перев.)

[17] - Изгнанию (прим. перев.)

[18] - стр. 194, E. O. G. Turville-Petre, Myth and Religion of the North, 1964, Greenwood Press, Westport, CT (прим. автора)

[19] - там же (прим. автора)


Бил Линзи
Глава из книги "Германская Духовность"
(Bil Linzie "Germanic Spirituality")

 

 

Ответ #13: 23 03 2011, 16:57:35 ( ссылка на этот ответ )

Парящие гробы

Деревянные гробы, висящие на скалах, — зрелище жутковатое. Не для слабонервных. Тем не менее именно такой способ погребения издревле был принят у китайского народа бо.

Воздушные кладбища бо
Высоко в горах, среди скал, на деревянных клиньях-подпорках висят гробы — единственное напоминание о загадочном и почти исчезнувшем народе, жившем в юго-западной части современного Китая.
Бо всегда оставались этническим меньшинством этой многонаселенной страны. Но, несмотря на это, смогли создать яркую самобытную культуру, которая развивалась бы и дальше, если бы не кровопролитные войны с династией Мин. Четыреста лет назад народ бо был практически стерт с лица земли. Не осталось никаких памятников культуры, за исключением странных воздушных захоронений, о природе которых до сих пор спорят ученые.
Стоит заметить, что в Китае особенно трепетно относятся к погребальным традициям и вообще ко всему, связанному с покойниками. Большинство жителей Поднебесной до сих пор по старинной традиции хоронят своих умерших на склонах холмов, обращенных к человеческому жилью. Считается, что это приносит удачу потомкам. С этой точки зрения гробы, висящие на скалах, — не только загадка, но и кощунство. Что же заставляло людей придерживаться столь странной традиции? И как они поднимали на скалы высотой 100—200 метров гроб, весящий до 200 килограммов?
Ходят легенды о том, что народ бо умел летать и воздушная стихия была им подвластна. Потому и хоронили своих мертвецов так высоко. Но все это домыслы.
Ученые, подметив, что большинство захоронений встречаются в ущельях, где бегут горные реки, выдвинули гипотезу: народ бо дожидался весенних паводков, а поднявшаяся вода помогала им вести «высотные работы».
Но существует и иная версия, согласно которой верхолазы вбивали в скалу деревянные клинышки и поднимались по ним словно по импровизированной лестнице. Вероятность этого предположения подтверждают отверстия, найденные в основаниях некоторых скал.
А совсем недавно в архивах одной из библиотек, расположенной на юге Китая, исследователи нашли описание еще одного весьма правдоподобного способа подъема гроба на скалу — с помощью канатов.
Но если на вопрос «как?» ученые худо-бедно нашли ответ, то вопрос «зачем?» по-прежнему остается открытым.
По мнению одних специалистов, бо, верившие, будто душа умершего попадает на небо, водружали гробы как можно выше с тем, чтобы облегчить душе путь наверх.
Другие усматривают причину столь странного погребения вовсе не в религиозных взглядах этого народа. Бо подвешивали гробы на скалы для того, чтобы враги не могли осквернить тела покойников. Весьма жизнеспособная версия, учитывая тот факт, что до многих кладбищ никто не добрался и по сей день…

Гроб как памятник культуры
Технология изготовления гробов была проста и незатейлива. Их вытесывали довольно грубо, из твердых пород дерева. Странно, что   многие из саркофагов сохранились до наших дней, ведь о краске, предохраняющей дерево от разрушения, бо слыхом не слыхивали. Кстати, современные ученые выяснили, что самые «свежие» гробы были установлены на скалах вдоль реки Янцзы всего 400 лет назад. Возраст же наиболее старых — порядка тысячи лет. Ну а самый древний гроб бо датируется 2,5 тысячи лет!
Сегодня наскальные гробы бо — это памятники культуры. Поэтому китайские власти постоянно заботятся о том, чтобы они оставались в целости и сохранности. Реставрационные работы проводили уже три раза — в 1974, 1985 и 2002 годах.
Эти работы помимо прочего помогли исследователям «свести дебет с кредитом». Выяснилось, что за последние десять лет 20 гробов свалилось в воду. Зато в зарослях деревьев, растущих на одной из скал, реставраторы обнаружили 16 ранее неизвестных погребений. Таким образом, сегодня наскальные кладбища бо насчитывают 290 «экспонатов».
Лестница в небеса
Но если вы думаете, что столь мрачная экзотика характерна лишь для Китая, то вы ошибаетесь. Висячие кладбища есть и в некоторых других азиатских странах, например в Индонезии и на Филиппинах — в провинции Сагада.
Филиппинцы, прежде чем положить покойника в гроб, окуривали его тело специальными смесями, чтобы оно меньше подвергалось разложению. В итоге получалось нечто вроде мумий. Их укладывали калачиком в импровизированные гробы, функцию которых выполняли полые внутри стволы деревьев, и помещали в узкие «одноместные» пещеры или подвешивали на скалы.
Справедливости ради нужно заметить, что ученым удалось обнаружить здесь пещеры, доверху набитые гробами. Это навело их на мысль, что в подобных «общежитиях» хоронили простых смертных. А «одноместные апартаменты» предназначались для людей из высшего общества.
Специалисты определили, что возраст самого старого сагаданского захоронения составляет порядка двух тысяч лет, а самого молодого — 15 лет. Да-да, обычай подвешивать гробы на скалы просуществовал здесь вплоть до 90-х годов XX века. Лишь в последнее время филиппинцы стали хоронить своих покойников в земле. Но местные жители тоскуют по прежним временам, когда душа усопших была ближе к небесам, а прах — надежно защищен от наводнений, столь частых в Сагаде.
Скал на всех не хватает...
Что такое Тана Тораджа? Регион на Сулавеси — третьем по величине острове Индонезии. А известен он своими уникальными похоронными обрядами. Много веков назад местные жители, отправляя своих умерших в последний путь, сооружали для них резные гробы-саркофаги в форме лодок и животных, клали туда те вещи, которыми усопший пользовался при жизни, и оставляли гробы у подножия скал.
Но со временем могилы начали грабить равнодушные к прошлому и традициям потомки, и обряд усложнился. Тела покойников стали класть высоко в горах — в пещеры или в специально выдолбленные ниши. А иногда их подвешивали на скалах, почти так, как это делали китайцы.
Это кажется невероятным, но столь странным образом своих умерших островитяне хоронят и по сей день. Тело бедняги, скончавшегося за пределами Тана Тораджи, родственники, как и сотни лет тому назад, стараются доставить на родину. Единственное различие заключается в том, что раньше каждая деревня имела свою отвесную гору для захоронений. А сегодня из-за отсутствия свободных скал и утесов местные жители используют общие кладбища. Жизнь дорожает, дорожает и смерть. Отдельных скал на всех не хватает...

Макс МАСЛИН

* Воздушные кладбища бо..jpg

(29.59 Кб, 200x304 - просмотрено 1752 раз.)

* Воздушные кладбища бо.jpg

(28.6 Кб, 200x299 - просмотрено 6921 раз.)

Жизнь наша цепь, а мелочи в ней звенья, нельзя звену не придавать значения.

 

 

Ответ #14: 29 04 2011, 19:29:45 ( ссылка на этот ответ )

Кому на "том свете "жить хорошо?

Представления о бессмертии души и загробном мире есть практически в каждой религии, но далеко не каждое учение и не всем на «том свете» обещает радужные перспективы. Как в глубокой древности, так и в наши дни люди совершают над умершими сложные ритуалы с целью облегчить их посмертную участь. Усопшие в этом нуждаются или «там ничего нет»?
Казалось бы, простому и живущему в согласии с природой охотнику или крестьянину гораздо проще поверить в смерть как необратимый конец человеческого бытия, чем вообразить себе продолжение жизни в вечности. Цветок вянет и обращается в прах, птица падает на землю и больше не поднимается в воздух… Тем не менее, у подавляющего большинства народов планеты сложились устойчивые представления о том, что жизнь продолжается и за гробом, только в другой форме.
Потусторонний мир, в который попадают души усопших после смерти, присутствует во всех языческих вероучениях, и ни в одном из них он не радостен. Обителью тьмы, плача и безысходности он предстает даже для величайших из смертных.
«Лучше б хотел я живой, как поденщик работая в поле,
Службой у бедного пахаря хлеб добывать свой насущный,
Нежели здесь над бездушными мертвыми царствовать…„ — сокрушается о своей посмертной участи у Гомера Ахилл.
У народов, практикующих шаманизм и колдовство, больше всех смерти опасаются именно колдуны и шаманы. Они держатся за земную жизнь до последнего, стремясь использовать для ее продления все возможные средства. Духи, с которыми колдуны и шаманы контактируют при жизни, часто обнаруживают свою злую волю. Например, если шаман некоторое время отказывается камлать, то его „свита“ может жестоко отомстить — уничтожить его скот или даже детей из его рода, а потом явиться „хозяину“ в виде злобных псов с окровавленными мордами. Имея подобный мистический опыт, шаманы и колдуны боятся оказаться в полной власти жестоких духов после смерти, когда бубен уже не поможет.
Пожалуй, самым привлекательным из языческих загробных миров выглядит Валгалла. Если, конечно, вы хотели бы провести вечность в военном лагере с бесконечными и довольно жестокими учениями. В скандинавской мифологии загробное царство избранных, то есть принявших достойную смерть в бою воинов, описывается как гигантский зал с крышей из позолоченных щитов, которые подпираются копьями. Дверей в Валгалле всего 540, а когда грянет последняя битва — Рагнарек — по зову бога Хэймдалла из каждой двери выйдут по 800 воинов. До той же поры каждое утро воины облачаются в доспехи, берут в руки оружие и рубятся насмерть. К вечеру павшие в бою воскресают, их отрубленные конечности отрастают заново, и все садятся за столы пировать с обильными возлияниями. Ночью к воинам приходят прекрасные девы, чтобы ублажать их до утра.
Когда в Северную Европу пришли христианские миссионеры, то в своих проповедях начали доказывать, что Валгалла — это и есть ад, а бесконечное разрубание человеческих тел на части и их последующее восстановление — это и есть вечные адские муки. Действительно, далеко не всем понравится каждый день заканчивать с отрубленной головой, даже если после этого утешают прекрасные девы. Кстати, о вечном блаженстве женского пола в Валгалле никто так и не задумался.
Древние египтяне, как и греки, считали подземное царство мертвых местом тяжелым, мрачным и безрадостным, но не теряли надежды после смерти каким-то хитрым способом из него выбраться. Знаменитая египетская „Книга мертвых“ — это как раз инструкция о том, как выйти из мрачного ада на волю и воскреснуть. Согласно этому источнику, усопшего в загробном мире ожидают коварные ловушки, которые необходимо распознать. Если удалось миновать подземных чудовищ, душа приходит на суд Осириса, где взвешиваются ее прижизненные дела. Главная задача умершего — вернуться на землю вместе с солнечной баркой бога Ра, то есть победить смерть. Тех, кому это удастся, ожидает вечная жизнь в нестареющем и не подверженном болезням теле на плодородной земле. Правда, и в египетском раю общество обещает быть строго классовым: крестьяне и там продолжат обрабатывать землю, а фараоны — править людьми и купаться в роскоши.
Древнегреческий Аид и вовсе напоминает проходной двор — спускались туда и вернулись в мир живых Геракл, Орфей, Одиссей. Тема обмана адских судей и стражей с целью выйти на свободу и вернуться на землю живых присутствует во многих греческих мифах. Это не удивительно: если Аид — это юдоль плача, где полупризрачные души вынуждены скитаться вечность, то надо же найти способ из него вырваться?
О том, каким представляли себе загробный мир наши предки-славяне, сохранилось совсем немного сведений. Наиболее достоверно одно — загробную участь человека они не считали раз и навсегда решенной. Конечно, согласно верованиям славян, положение человека после смерти зависело от того, насколько праведно он прожил земную жизнь. Культ усопших предков был чрезвычайно распространен: по ним совершались пышные поминки с обязательной кутьей, блинами и киселем. Особенно старались ублажить тех, кто умер „не своей смертью“ — славяне опасались, что неупокоенные души могу причинить живым вред.
Первым из ветхозаветных пророков о воскресении мертвых недвусмысленно высказался Даниил. „А ты иди к твоему концу и упокоишься, и восстанешь для получения твоего жребия в конце дней“, — сказано в двенадцатой главе его книги. Согласно же христианскому учению, после грехопадения прародителей Адама и Евы в ад попадали души всех умерших, в том числе и ветхозаветных праведников.
Первыми грядущее избавление заключенным в аду душам проповедали пророк и Предтеча Христов Иоанн и праведный Симеон Богоприимец. В христианстве впервые появляется идея не просто того, что из ада каким-то хитрым способом можно вырваться, но того, что сам ад может быть разрушен. По церковному учению, после Своих страданий и крестной смерти Иисус Христос, как и все люди, сошел в ад, но, поскольку он является не только человеком, но и Богом, ад не вынес Его божества и был разрушен. Христос проповедал в аду всем людям, жившим когда-либо на Земле от Адама и Евы до Его распятия. Те из усопших, кто пожелал откликнуться на Его проповедь, были освобождены из ада и вошли в Царствие Небесное.
Тем не менее, православная Церковь не учит ни о каких „пропусках в рай“, которые, согласно некоторым народным представлениям, родственники могут с гарантией приобрести для дорогого им усопшего. Так что, если где-то вам предлагают „запечатывающее отпевание“ или «выводящий из ада сорокоуст“, знайте, что вас обманывают. Единственной гарантией для попадания в рай, согласно православному учению, может служить добрая воля покойного жить с Христом и стремиться в Его Царство.

 

 

Страниц: 1 2 3 4 5 ... 8 | ВверхПечать