Максимум Online сегодня: 270 человек.
Максимум Online за все время: 3772 человек.
(рекорд посещаемости был 06 01 2017, 22:59:15)


Всего на сайте: 24816 статей в более чем 1761 темах,
а также 196750 участников.


Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

 

Сегодня: 17 04 2021, 23:34:49

Сайт adonay-forum.com - готовится посетителями и последователями Центра духовных практик "Адонаи.

Страниц: 1 2 | Вниз

Опубликовано : 08 10 2010, 15:03:59 ( ссылка на этот ответ )

ЧТО ТАКОЕ ЖИЗНЕННЫЙ ВЫБОР?

Жизненный выбор — дело ответственное и серьезное, но, в то же время, в нем есть нечто удивительно интересное, захватывающее. Бывают ситуации, когда кажется, что мы к этому вопросу подходим слишком уж заурядно, а порой даже крайне мелочно и скучно. Иногда, обсуждая вещи, которые могли бы перевернуть всю его жизнь, человек ведет себя так, словно собирается просто перекусить или купить новую шляпу, а выбирая одежду или продукты в супермаркете, тот же самый человек выглядит так, как будто от этого выбора зависит вся его судьба. Это как в рекламе: «Каждое мгновение мы выбираем свою судьбу, совершаем новые открытия, находим новые интересы, и каждый миг — начало нового пути...» Так красиво, так глубоко, до того верно, что я готова подписаться под каждым словом. Но вот дальше!.. «...Мы стремимся выбрать лучшее, выбрать безупречное качество... Пиво „Солодов“: за качество отвечаю!» Ну скажите на милость, причем тут пиво???

Припоминаю одного своего бывшего соседа по дому, узнавшего, что можно почти задаром приобрести новый холодильник с незначительным производственным дефектом. Для этого он должен был найти еще пятьдесят потенциальных покупателей, собрать их заявки и договориться с директором иностранной фирмы, торгующей холодильниками. Дело даже не в том, что эту затею он успешно довел до конца, а в том, что в борьбе за холодильник проявил качества, которых раньше я в нем не замечала. Зная его как человека инертного, нерешительного и пассивного, я приятно удивилась, увидев его горящие глаза, бойцовский дух и сообразительность. И вспоминаю того же самого человека в ситуации, когда его покидала жена, к которой он был очень привязан. Для полноты картины надо заметить, что жена тоже очень его любила, но уже не выдерживала его лени, инертности и бездействия. Этим последним, отчаянным шагом она надеялась встряхнуть его и была готова вернуться при первой же малейшей реакции с его стороны и даже откровенно ему об этом говорила. Как вы думаете, какие шаги предпринял муж? Да никаких... если не считать реакцией один-единственный сумбурный разговор о разделе имущества и множество «рюмочек», в которых он топил свое горе, поскольку действительно сильно переживал. Не знаю, как сложилась их дальнейшая судьба, так как очень скоро мы уехали из этого дома, но я до сих пор не могу понять одного: что такого особенного было в этом холодильнике, что так вдохновило мужа на подвиги, и чего не было в его жене, которую он любил так «сильно», что позволил ей уйти, даже не попытавшись за нее бороться?

Я прекрасно понимаю, что ни мой бывший сосед, ни многие другие, ведущие себя подобным образом, не дотягивают до Гамлета и поэтому нельзя их судить за то, что знаменитый вопрос «быть или не быть?» они задают отнюдь не в стиле Шекспира. Нельзя их судить и за то, что этот вопрос они часто применяют к вещам, как правило, весьма прозаическим и банальным.

Но все же история «семейного треугольника», состоящего из мужа, жены и холодильника, заставила меня задуматься о том, какими, собственно, критериями мы руководствуемся в жизни. Что для нас главное, а что нет, что первично, а что вторично? Почему, когда жизнь ставит нас в ситуацию выбора, мы выбираем то, а не другое? Осознаем ли мы вообще, какие стремления и порывы руководят нами, когда мы делаем тот или иной выбор? Да и важно ли нам об этом знать? Но ведь есть же, все-таки, существенная разница между выбором института, профессии на всю жизнь и выбором путевки на неделю или на месяц, будь этот месяц даже медовым!

Независимо от того, сколько лет мы прожили на этом свете, вся наша жизнь состоит из огромного количества ситуаций выбора. Благодаря весьма поучительной рекламе мы уже усвоили, что не все йогурты одинаково полезны и что иногда лучше молчать, жевать жвачку, сосать конфеты «Рондо» и пить правильное пиво, чем говорить и жить по-другому... Спасибо, дорогие друзья, что научили выбирать по удивительно глубоким критериям; гениальность Шекспира вместе с его Гамлетом просто блекнет! Но так жаль, что у вас руки не дошли до того, чтобы более основательно изучить того же самого Шекспира и многих других классических авторов, а то вы бы открыли для себя одну удивительную вещь и тем самым очень порадовали бы телезрителей явным прогрессом в своих оценках!

Оказывается, не только йогурты, но и не все ситуации выбора в жизни одинаково важны! Древнегреческие философы, например, называли «жизненным выбором» лишь те ситуации, которые содержат в себе потенциальную возможность коренным способом изменить всю судьбу человека — если он на них правильно реагирует. Ситуации такого плана представляли своего рода шанс, данный судьбой и в то же время «заработанный» самим человеком благодаря его предыдущим действиям, усилиям и стремлениям. Этот шанс надо уловить, осознать и использовать. Вследствие этого жизнь человека либо изменится к лучшему таким удивительным способом, о котором человек даже мечтать не мог, либо так же стремительно начнет разваливаться, если он этот шанс упустит и если будет реагировать вопреки голосу совести и велению сердца.

Шекспир был прав, подчеркивая исключительную важность таких моментов в жизни: «Быть или не быть, вот в чем вопрос...» Ибо они приходят не случайно и не в любое время, а, как правило, тогда, когда заканчивается один маленький этап, цикл жизни человека и должен уже начинаться новый. Этот процесс всегда сопровождается сильным и — прошу заметить — НЕОБХОДИМЫМ кризисом. Наш старый образ жизни, а также дела, взаимоотношения или проблемы, превратившиеся в рутину, — все это не только нас больше не устраивает, но уже просто убивает и сердце, и душу. Хочется жить по-новому! Но, с другой стороны, ты прекрасно знаешь, что это потребует смелых, неординарных, порой уж точно сумасшедших шагов, к которым ты не готов и которых в глубине души боишься... А вдруг опять меня не туда понесет, и опять влипну, и потеряю даже то, что имею... Никто не гарантирует, что этот шанс именно мой, что я справлюсь, — короче говоря, одни трудности, одна неизвестность... Та моя старая жизнь, пусть она и болото, но зато свое, родное... пусть скучное и рутинное, но зато знакомое и привычное... Да и не такое уж оно и болото, в нем есть свои прелести... Эх, да определись же ты наконец, чего хочешь!

Как только мы принимаем какое-то решение, сама Судьба устраивает нам проверку.

Вот она, ситуация жизненного выбора. Выбираешь ты не Петю или Юру, не «Запорожец» или «Вольво», не ПТУ или институт, не зарплату, не работу... Все это лишь формы, а их бесконечно много... Настоящий выбор в том, будешь ли ты начинать новую жизнь или останешься в старой, которая уже никуда не годится... Возможность начать жить по-новому — вот в чем состоит тот шанс, который дает судьба в момент настоящего выбора. Она его дает через самые разнообразные ситуации, не всегда похожие на кино или мыльную оперу, не всегда очевидные, не всегда понятные — но всегда трудные и безумно интересные. Важны не сами ситуации, а то, как мы на них реагируем, для чего их используем.

Эту истину прекрасно понимали древнегреческие философы, когда говорили, что кризиса, который наступает перед самыми важными точками поворота в нашей жизни, нельзя бояться, ибо он является вестником грядущих перемен, и поэтому его необходимо пройти. Само слово «кризис» происходит от древнегреческого корня «крино» — «отделять», «решать», «делать выбор». Дело в том, что кризис — это не только глубокая неудовлетворенность старым и пассивное желание что-то изменить к лучшему. Это очень конкретное, активное переосмысление того, что было, и того, что будет. Но для того, чтобы выйти из кризиса, недостаточно только осознать, чего ты больше не хочешь на этом этапе своей жизни, но прежде всего НУЖНО ПОНЯТЬ, ЧЕГО ТЫ ХОЧЕШЬ В СВОЕЙ ЖИЗНИ. Именно поэтому кризис всегда называли периодом великих откровений, великих решений и важных шагов, ВЕДУЩИХ К БОЛЬШИМ ПЕРЕМЕНАМ, но только если он преодолевается так, как нужно...

Уже слышу, как вы мне возражаете: «В теории все это звучит очень мило, но на практике...» Не спешите с выводами. Практика в данном случае — не только наша забота. Уверяю, что ее, на весьма профессиональном уровне, организует сама судьба. Судите сами... Как только в момент кризиса вы констатируете, что что-то в вашей старой жизни пора менять, как только ваше сердце стало мечтать о чем-то более важном и более истинном, так сразу ее величество Судьба начинает вмешиваться по полной программе. Тут же она посылает нам ситуации, чтобы проверить, насколько прочны и надежны ваши решения, и эта проверка всегда связана с ВЫБОРОМ.

Предположим, вы решили, что вам не важны деньги, а гораздо важнее, чтобы работа была любимая, для души... Как только вы отважились с головой погрузиться в любимое дело и согласны ради этого есть одну картошку и жить в шалаше, так сразу же на той старой, скучной работе, которую вы решили бросить, вам дают кресло начальника и большущую зарплату. А вот теперь попробуй-ка выбери! И в зависимости от вашего выбора сразу будет видно, что на самом деле в вашей жизни главное, что бы вы там ни говорили, как бы умно ни рассуждали. И таких ситуации в жизни очень много... Решили, что для вас гораздо важнее оставаться честным — тут же судьба даст возможность украсть, причем прилично... — и выбирайте! Решили, что для вас гораздо важнее истина и справедливость — тут же вам дадут возможность обмануть, причем легко, без риска, да еще получить то, чего давно хотели... — и выбирайте! Решили, что у вас есть свое предназначение и что за него вы будете бороться, поступать в институт, куда поступить практически невозможно, пусть даже для этого понадобятся годы, — вам сразу же дадут возможность очень легко и быстро поступить в другой, снять с себя тяжелый груз, успокоить родителей... — и выбирайте! Решили, что для вас настоящая любовь важнее всего и что за нее будете сражаться до конца — тут же вам дадут возможность скрасить одиночество в уютном браке или в милых, приятных отношениях, но без любви... — и выбирайте!

Многие называют этот четкий «механизм» судьбы «законом подлости», а мне больше по душе определение философов, называющих его законом Жизненного Выбора. Создается такое впечатление, что каждый раз в конце одного и в начале нового этапа судьба хочет, чтобы ты вновь определил, что для тебя в жизни самое главное, самое святое. Своими оригинальными проверками и испытаниями в ситуациях выбора она словно показывает, что иметь благие намерения недостаточно, что надо сражаться, КАЖДЫЙ РАЗ ПО-НОВОМУ, за то, что любишь, во что веришь. От нашего выбора, нашей реакции в подобных ситуациях действительно зависит вся дальнейшая жизнь, и не только наша... Не уловили, не поняли важность момента, не так среагировали — и потеряли очень много, сами того не зная.

Многие называют «механизм» судьбы «законом подлости», но это просто закон Жизненного Выбора.

Впрочем, есть еще один закон, и он гласит: «Что посеешь, то и пожнешь». Если хочешь знать, каким будет твое будущее, то оно будет соизмеримо тому, что вдохновляет твое сердце и направляет твои шаги в данный момент.

И все же — как сделать правильный выбор? Как узнать, не ошиблись ли мы в очередной раз? Как понять, не упустили ли мы очередной шанс? Ведь вы мне скажете, что в жизни не так уж мало важных ситуаций выбора: выбор профессии, института, любимого дела, любимого человека, друзей, мировоззрения, и в конце концов, есть также выбор предназначения и собственного пути. Ты можешь правильно выбрать в одном, но зато ошибиться в другом или среагировать наполовину в третьем. Получается, что все одинаково важно, а не ошибиться ни в чем довольно трудно. Как быть? Тогда я вас спрошу: «А вы уверены, что все это разные выборы?»

Есть прекрасный пример, даже не требующий комментариев, который мог бы послужить ответом на этот вопрос. Однажды в экспедиции на Соловецких островах мои друзья искали лодочную станцию. Блуждая по лесу, они долго шли по тропинке, пока не дошли до развилки. На развилке стоял столб с двумя указателями, на одном было написано «ТУДА», а на другом — «НЕ ТУДА». Сделав вывод, что здесь должна прятаться какая-то ловушка и что в жизни ничего так просто не бывает, мои друзья выбрали дорогу «не туда». Им понадобилось больше часа напрасной ходьбы для того, чтобы понять, что в жизни все гораздо проще, что они ошиблись и что надо было выбирать другую дорогу, ту, которая, собственно говоря, и была указана. Они вернулись обратно, и дорога «туда» привела их к лодочной станции. Самое интересное то, что это были две одинаковые дороги, это был один и тот же лес, одни и те же препятствия и трудности. Единственная разница между ними состояла в том, что одна дорога вела к цели, а другая нет. Хорошо еще, что мои друзья относительно вовремя поняли, что идут не туда, и повернули назад, а то потеряли бы не час, а гораздо больше. Чем дольше они бы шли по дороге «не туда», тем труднее было бы им вернуться на верную дорогу.

Все выборы в жизни — часть единого Пути, который называется Предназначением.

Точно так же поступает с нами Судьба, причем все гораздо проще, чем нам кажется. Не существует разных выборов. В жизни, на самом деле, есть лишь один, великий, единый и целостный Выбор. Любимое дело, любимый человек, семья, истинные друзья, мировоззрение и интересы — это не разные дороги, противоречащие друг другу. Все они — лишь часть одного и того же ЕДИНОГО ПУТИ, который в древности называли ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕМ. Философы также говорили, что, совершая настоящий жизненный выбор, ты должен задать себе один-единственный вопрос и попытаться на него ответить: то, что я выбираю, — это часть моего Предназначения? Если да, то это дорога «туда», в противном случае идешь «не туда». Уверяю вас, в данном случае гарантия правильности выбора стопроцентная. Не пытайтесь понять собственное предназначение головой — это уже дорога «не туда», и рано или поздно она приведет вас в тупик. ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ВСЕГДА УЗНАЕТСЯ СЕРДЦЕМ, И ТОЛЬКО СЕРДЦЕМ. Лишь оно способно увидеть самое главное и самое таинственное в нашей Судьбе, лишь оно НИКОГДА НЕ ОШИБАЕТСЯ. В древности говорили, что все частички нашего предназначения, словно камушки единой мозаики, содержатся в тех самых прекрасных и самых сокровенных мечтах, которые хранит и которыми живет наше сердце. Бернард Шоу когда-то сказал: «Хочешь заглянуть в Душу человека — спроси, о чем он мечтает...» А вы никогда не задумывались о том, что наше сердце мечтало о любимом деле, любимом человеке, истинном друге, единомышленниках, о великих идеях, творениях, подвигах и приключениях гораздо раньше, чем они встретились нам в жизни? Вы, наверное, забыли, что наше сердце стремилось к ним еще с колыбели, что никогда не переставало их искать и ищет до сих пор, несмотря на то что наша голова давно уже перестала о них думать? Наше сердце всегда им верно, потому что связано с ними таинственными узами, идущими за грань пространства и времени, жизни и смерти. Именно поэтому наше сердце в ситуациях жизненного выбора всегда узнает тех или то, что является частью нашего предназначения. Оно слишком давно о них мечтало, чтобы ошибиться, и поэтому всегда выбирает правильно. Сердце, живущее сокровенными мечтами, не обманешь, оно всегда уверено в том, что любит, и в тех, кого любит. Зато наша голова постоянно анализирует, усложняет, сомневается, требует доказательств, ее все время уносит не туда, поэтому без руководства сердца на нее нельзя положиться.

Вся наша жизнь, все ситуации, даваемые нам Судьбой, являются одним великим, постоянным Выбором между двумя Путями: ГОЛОВЫ и СЕРДЦА, между дорогой «не туда» и дорогой «туда». Услышать в момент выбора голос сердца, а потом поступать наоборот — это все равно что на дороге увидеть указатель, не воспользоваться им и потом заблудиться. Путь сердца долгий и тернистый, он полон таких же препятствий и испытаний, как и путь головы, если не хуже. Но если на каком-то этапе этого пути сердце поможет вам найти, например, свое любимое дело, первую, маленькую часть вашего Предназначения, то будьте уверены, что это лишь начало большого поворота в вашей судьбе. Благодаря этому первому шагу на последующих этапах постепенно, по крупицам оно будет открывать вам недостающие звенья: любимого человека, родственные души, великие мечты и сокровенные таланты души. И вы будете знать, ради чего и ради кого живете, но все это при одном условии: что вы не перестанете идти, мечтать, сражаться и верить. Если однажды вы кое-чего достигли — маленького, незначительного или большого — и если после этого в вашей жизни долгое время ничего не меняется и вы ничего нового не открываете, значит, вы идете по пути головы, ведущему в никуда. Вы удалились от сердца, и чем дольше вы будете идти этим путем, тем труднее будет к сердцу возвращаться... В древности говорили, что если в таком случае остановиться, вспомнить, о чем сердце мечтает больше всего, и осмелиться сделать первый маленький, неуклюжий шаг, то надежда еще не потеряна и все упущенные шансы вновь вернутся вместе с твоим возвращением на «ТУ» дорогу.

Как сделать правильный выбор? Как понять, не ошиблись ли мы в очередной раз? Наша голова постоянно все усложняет, и без руководства сердца на нее нельзя положиться.

Философ Хорхе А. Ливрага однажды сказал: «Человек имеет величину того, о чем он осмеливается мечтать». В момент жизненного выбора вся наша дальнейшая судьба, вся дальнейшая судьба нашей заветной мечты может решиться за один короткий миг благодаря одному велению сердца. Но точно так же, за один короткий миг, мы можем разрушить все собственными руками, если к этому велению сердца не прислушаемся.

P.S. У меня есть одна любимая цитата, которой я бы хотела с вами поделиться. В ней устами египетских мудрецов говорится, что человеку нечего бояться и что ему все под силу:

Если, идя по жизненному пути, ты не устанешь
проявлять мужество и справедливость,
увидишь, пройдет время, и ты помолодеешь.
Как у лягушки, тебе прибавятся еще годы и годы.
Ты совершишь то, о чем мечтал,
и ты станешь тем, кто ты есть на самом деле.
Песня арфиста Неферхотепа


Кризис — это необходимый этап жизни, очень активное и конкретное переосмысление того, что было и что будет.

 

 

Ответ #1: 08 10 2010, 15:11:16 ( ссылка на этот ответ )

ТРУДНЕЙШИЙ ИЗ ВЫБОРОВ

Нередко мы встречаем людей, для которых необходимость выбирать не только трудна, но даже мучительна. То, что жизнь редко предоставляет нам возможность свободного выбора, даже в самых простых, обыденных ситуациях, еще более ослабляет способность выбирать, столь свойственную человеку и столь мало используемую многими. На первый взгляд кажется, что в цивилизованном обществе уже давно проложены «рельсы» всему нашему поведению, которые учитывают все возможности. Однако жизнь наша богата различными вариантами и сюрпризами, она заставляет остановиться, подумать, сделать выбор.

Сомнения начинаются с выбора вида и качества продуктов, которые мы несем домой, цвета костюма, суммы денег, которую мы собираемся потратить на то, что нам понравилось... Необходимо выбрать, чем заниматься. Необходимо решить, как проводить время. Трудно выбрать себе идеальную пару, как бы сильно ты ни влюблялся. А кроме того — где жить? Где работать, если мы вообще получим работу? Куда поехать в отпуск, если у нас вообще будет отпуск? Этот список станет бесконечным, если каждый добавит сюда свои вопросы.

Почему так трудно выбирать?

Мы можем назвать множество причин, одни из которых носят личный, внутренний характер, а другие — чисто внешний, но также ограничивают, психологически и ментально, свободу того, кто стоит перед выбором.

Способность выбирать

Способность выбирать является плодом опыта, умения думать и умения делать. Этот вопрос не решается только умом. Рациональный подход может найти дюжину аргументов «за» и «против» того, в чем мы сомневаемся, но все это не станет основой нашего решения. Существует что-то более глубокое, более сильное, более прочное и стабильное, то, что заставляет нас действовать, — воля. Воля без действия похожа на атрофированную мышцу: она никуда не движется, потому что уже не способна двигаться.

Недостаток прочного жизненного опыта, хорошо прочувствованного и усвоенного, еще более затрудняет выбор. Всегда остается ощущение неуверенности и сомнений в правильности принятого решения.

Выбор, который от нас не зависит

В нашей жизни многое предопределено. Это и господствующие в обществе ценности, моральные нормы (если они принимаются во внимание), и правила поведения, требования моды, престижа, и потребность быть принятым или, наоборот, страх быть отвергнутым определенными группами людей. И таким образом, вместо того чтобы выбирать, приходится учиться тому, что делают и говорят другие, пытаясь приспособиться к стилю, принятому большинством.

Идти против течения чревато последствиями. Иногда это не более чем импульс непокорности, лишенный всякого разумного основания; иногда это крик свободы, глохнущий в пустыне непонимания. Выделяется ли человек сам или его выделяет кто-то другой — в любом случае его воспринимают не как выдающуюся личность или как гения, а как насекомое, редкое и опасное, как своего рода источник дисгармонии. Почти все молодые люди проходят через этот бунтарский этап, когда они хотят испытать свои силы, когда стольких усилий стоит усмирить бьющий через край поток жизни, втискивая его в границы устоявшихся норм.

Однако они не способны сделать абсолютно точный выбор, ибо их опыт еще мал и при всей своей распирающей энергии они не умеют оценивать весь спектр возможностей. Они могут просчитывать, как в шахматах, один, два, три или пять ходов вперед, но не могут идти дальше ни в анализе ситуации, ни в осознании последствий своих решений.

Реклама

Это еще одна из форм давления, более или менее сильная в зависимости от случая, но всегда тяжелая. Совсем не обязательно она исходит из средств массовой информации, заполненных призывами и требованиями, которые воздействуют на нас и склоняют то к одному, то к другому. Есть и другой тип рекламы, или, скорее, более тонкая пропаганда, распространяющаяся в форме мнений, которые то повышают, то понижают в наших глазах ценность той или иной альтернативы — как на своеобразной бирже возможностей. Не отдавая себе отчета, мы начинаем называть вещи хорошими, плохими, практичными, элегантными, отвратительными, интересными, ужасными или заманчивыми, следуя лишь тому, что нам диктуется, в то время как сознание спит и чужие идеи исподволь проникают в нас.

Что значит выбирать?

Выбор — это функция разума, но не рассудка.

Попробуем объяснить это. Рассудок, логика — это инструмент нашего ума, которым он пользуется в соответствии с тем, как его обучили (к слову сказать, довольно плохо и мало). Таким образом, решение отнюдь не всегда принимаем именно мы — скорее, некая сумма навязанных нам убеждений, требований и т. д., о которых мы уже упоминали.

Разум — это распознавание, различение; это четкое понимание всех возможностей и способность выбирать из них наиболее приемлемую в соответствии с собственным опытом и собственными критериями. Это ясное осознание решения и личная ответственность и за успех, и за неудачу. Именно поэтому это разум.

Мы полагаем, и мы уже говорили об этом в начале, что у нас крайне мало возможностей развивать и применять это распознавание, эту способность выбирать и учиться чему-то на каждом выборе.

Прежде всего, мы должны правильно выявить все возможности, предоставленные нам жизнью, во всей их полноте. А это почти нереально при той системе образования, под влиянием которой все мы находимся. Она признает лишь некоторые возможности, уже принятые и утвержденные другими, теми, кто решает за нас, а остальные заранее отбрасываются. Так нельзя выбирать; можно лишь соглашаться или не соглашаться, но в любом случае это пассивный образ действия, поскольку второй вариант — это вообще отказ от действий.

Кроме того, нам необходимо пробудить чувство личной ответственности, силу и способность утверждать: именно я решаю, съесть апельсин или яблоко, изучать химию или литературу, жить самому или позволять, чтобы меня тащили по жизни. Именно я пожинаю плоды этого решения. Каждый успех или неудача несет новый и всегда положительный опыт, позволяющий мне увеличивать свои достижения и уменьшать свои ошибки. Бессмысленно сваливать вину на других, на обстоятельства, на Судьбу или даже на Бога, если мы не осмеливаемся осуществлять собственную волю и решительно и твердо исправлять свои промахи.

Ошибки в большинстве случаев могут быть исправлены; немощность ума и воли — вот что обычно непоправимо.

Что делать, когда выбирать не из чего?

Это самая трудная из ситуаций выбора, но именно с ней, к сожалению, мы и сталкиваемся в последнее время.

Индивидуально и коллективно, каждый человек на своем месте, каждый народ в своей стране становятся все более ограниченными вследствие этой двойной невозможности выбирать: из-за неспособности распознавать и из-за недостатка достойных альтернатив.

Сегодня речь не идет о выборе между лучшим и худшим и даже между плохим и менее плохим — мы должны выбирать лишь из того, что есть, даже если оно совершенно не соответствует нашим требованиям, мечтам или идеалам.

Прискорбная, но вполне реальная ситуация, когда люди не могут выбирать, что им есть или во что одеваться, а могут только довольствоваться тем, что имеют: стандартным и, как правило, весьма небольшим набором — это в лучшем случае, ибо иной раз не бывает вообще ничего.
Где учиться, если ты можешь поступать только на те места, которые остаются свободными на каких-то факультетах? Что делать, если у каждой школы заведомо есть своя сложившаяся идеология? Или если нет денег — даже на эти скудные возможности?

Какой фильм смотреть в кино или какую программу по телевизору, если все они оставляют ужасающее и болезненное впечатление? Какие из вульгарных и оскорбительных для зрителя спектаклей предпочесть? Конечно, есть и исключения, но их так мало... Что читать, если почти не из чего выбрать книгу? С кем общаться, если разговоры обычно становятся потерей времени в сплетнях и критиканстве? За кого голосовать на выборах, если все кандидаты дискредитируют и позорят сами себя, стремясь выделиться в наиболее громких скандалах, которые служат вехами их карьеры, личной и политической?

В какого бога верить, если все религии сулят небеса, которых нам никогда не достичь, взамен страданий, которые мы не можем прекратить? Кому верить и на какого бога надеяться, если каждая религия претендует на единоличное обладание истиной и проклинает иноверцев как живущих в позоре и грехе? Перед борьбой таких сил куда деваться несчастному человеческому духу?

Нужны ли еще примеры, если все мы проходим через это, пусть и не всегда ясно осознавая масштабы всеобщего бедствия?

Засуха не только иссушает реки и оставляет без воды наши дома, она действует и на другие стороны нашей жизни, превращая ее в пустыню, где мы можем лишь либо взять первое, что попадется, либо умереть от жажды.

Что же делать?

То же, что и всегда: выбирать, учиться использовать разум и распознавать, ставить вещи на свои места и применять правильные критерии.

Понимать, что у нас небольшой выбор, но не потому, что нет других альтернатив, а потому, что какая-то сила обедняет наши возможности. Чья это сила? Это другой вопрос, который мы не будем сейчас затрагивать. Важно знать то, что у нас мало путей выхода, а лабиринт стремится поглотить нас. Понять это — хороший способ начать думать о том, как выйти, как выбрать путь, как найти решение. Чтобы недостаток возможностей и альтернатив уже не становился ни новой повязкой на глазах, ни новой ловушкой для разума и воли.

Каждый человек — это новая возможность, это еще один путь. И каждый народ растет в той мере, в какой его люди становятся мудрее, тверже в своих идеалах и решительнее в своих действиях.

И самый трудный из выборов, хотя он и не кажется таким, — это решиться создавать новые русла и новые пути, чтобы вновь выбирать, вновь чувствовать, вновь жить.

* Выбор.jpg

(109.8 Кб, 750x578 - просмотрено 2299 раз.)

 

 

Ответ #2: 08 10 2010, 15:16:48 ( ссылка на этот ответ )

УДИВИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
БЫТЬ САМИМ СОБОЙ


Если ты идешь по пути, который день за днем прокладываешь собственными руками, то дойдешь до того места, где должен быть.
Древнеегипетское изречение


В жизни тех, кто всегда ищет Мудрости и не боится называть себя философом, особое место занимает поиск своей внутренней сущности и встреча с ней. Этот подход к жизни (который, если человек не соблюдает моральный кодекс, во многих случаях приводит к неуправляемому эгоизму) отражает поиск и открытие великих законов Вселенной. В конце концов, герметический афоризм «как наверху, так и внизу» не перестает быть верным несмотря на прошедшие столетия.

Стало быть, на долю философии остается поиск тех истин, которые помогут составить сложную картину существования. Мы вновь открываем забытые максимы, советы мудрецов, оставленные в гробницах тех, кто жил в свете древних учений. И к нам нисходит вдохновение, когда свет нашего настоящего снова возвращает жизнь этим глубоким учениям. Таков случай эпиграфа, который стоит в начале этой статьи, — лаконичного, точного настолько, чтобы заставить нас остановить безумный ход мыслей и разбирать слово за словом, пытаясь найти ключи к удивительному искусству быть самим собой.

«Быть самим собой» сегодня — лишь простая формальность, которая сводится к приятной жизни, поддержанию телесного здоровья и, конечно, к удовлетворению беспорядочных желаний психики, действующей в согласии с еще более беспорядочными мыслями. Быть самим собой сегодня означает давать жизни возможность уносить и подталкивать тебя, не слушать ничего и никого, даже самого себя, потому что твое истинное «Я» по-настоящему еще не проявилось в сознании.

Но нельзя избегать встречи с собственным «Я». Некоторые люди теряют много времени, попавшись в ловушку страха перед смертью, перед неизвестным, перед карой свыше. В нее мало верят, но, тем не менее, в самой глубине души очень ее боятся. Настоящая опасность, хотя таковой она и не кажется, состоит в незнании самого себя, в недостаточном проявлении своего истинного «Я», в отсутствии опоры — чего-то такого, что не зависит от внешнего мира, — в отсутствии того стержня, который имеется в каждом человеке, но который еще не столь прочен, чтобы держаться прямо и поднять сознание на пьедестал убежденности и уверенности, который предоставляет Мудрость.

Прокладывать путь

Это основополагающий этап в том искусстве, о котором мы ведем речь. Невозможно куда-либо прийти, даже к себе самому, не проложив дорог. Но прокладываем ли мы их на самом деле?

В большинстве случаев мы даже не смотрим, какими дорогами ходим. Мы следуем за человеческим потоком, за толпой, выбирающей проторенные пути, за меняющимися точками зрения, которые приводят к внезапным и непонятным поворотам. Куда идут все, туда и мы. Мы волочим ноги по заваленным отбросами дорогам: этот мусор оставляет каждый из нас, пока идет — или пока стоит, не осмеливаясь шагнуть вперед. Мы сталкиваемся не с трудностями, а с препятствиями, которые создаем сами.

Прокладывать дороги трудно. Но иногда строительство дорог состоит в расчистке старых, забытых путей. Пути, на протяжении веков помогавшие добраться до цели, а сегодня заросшие сорняками и покрытые камнями, несомненно, намного чище дорог, на которых толпятся те, кто не знает, куда идет. Человек скромный, который расчищает дорогу, выпалывает высокую траву, выкладывает камни по краям, на самом деле строит пути, потому что возвращает их к жизни.

А смелым больше подходит открывать новые пути. Смельчаки к тому же должны быть более умелыми и сведущими, поскольку невозможно построить дорогу, не имея четкого представления о ее начальном и конечном пунктах и теряя из виду цель, когда приходится идти в обход или прорубать туннели в скалах.

Любопытно, но людей, которые умеют строить и знают, откуда они пришли и куда идут, не всегда слушают и не всегда следуют за ними. Их дороги считают в лучшем случае утопией, а обычно — ошибкой, так же как и работу их строителей. Им даже не оставляют утешения в виде свободы выбора пути: овечкам, которые идут ничего не видя и не слыша, необходимо считать, что все остальные возможности ошибочны и созданы со злым умыслом, чтобы запутать человечество. Да и как может быть иначе, ведь те, кто судит, сами больше всех запутаны и даже сами эту путаницу восхваляют.

День за днем

Строительство — труд не одного дня. Время в этом случае (как и в других) превращается в большое испытание. Необходимо иметь достаточно терпения, чтобы поддерживать энтузиазм день за днем, ни на минуту не упуская из виду то, к чему стремишься, как бы далеко оно ни находилось. Не так важно время, как сама цель. Загадочный факт: когда ум четко фокусируется на цели, время сжимается…

Эффективность в строительстве достигается благодаря постоянству и непрерывности в работе. Но действовать непрерывно не означает превратиться в автомат или в раба собственных дел. Напротив, необходимо сознательное постоянство, когда собираются воедино все достижения, как драгоценные камни, из которых будет построен самый чудесный дворец, какой только можно вообразить. В постоянстве необходим энтузиазм, а для этого нужно полностью посвящать себя работе, которую мы делаем; нужно трудиться над воплощением идеи прогресса и получать от этого удовлетворение. Тогда дорога будет расти внутри и вовне, открывая новые дали в мире и незнакомые пространства в душе.

Трудное искусство быть самим собой требует постоянного возобновления необходимой нам для работы энергии. Каждый из нас имеет некий запас энергии, который, если исчерпать его в первых же попытках, исчезает и оставляет нам чувство пустоты и растерянности. Энергия, как и все силы во Вселенной, расходуется и возобновляется в соответствии с собственным циклом. Сознательно возобновляя энергию, мы автоматически открываем новые ее источники, которые позволят нам продолжить работу завтра, а с каждым «завтра» мы будем становиться все более сильными.

Жить день за днем полноценной жизнью, используя каждый час каждого дня, для того чтобы получать опыт и действовать — действовать правильно или же ошибаться и исправлять свои ошибки, — таков удел строителей.

Собственными руками

Ложное понятие комфорта, которым руководствуется современный человек, до предела обесценило индивидуальную работу, ту работу, которая делается собственными руками. Ум превратился едва ли не в синоним хитрости и изворотливости, позволяющей использовать других, делать так, чтобы руками работали другие, а мы наслаждались результатами их труда. Тот, кому это удается, является самым хитрым, но и самым несчастным: если бы однажды исчезли чужие руки, он не смог бы сделать и шагу. Отсутствие практики и уверенности в себе превратили бы его в человека, неспособного не только строить дороги, но и идти самому проторенными путями. Он чувствовал бы себя искалеченным и не мог бы даже передвигать ноги.

«Собственные руки» — лишь символ, который ведет свое происхождение от самого благородного из наших орудий труда. Тот, кто умеет делать что-то полезное своими рукам, умеет и направлять в нужное русло свои эмоции и мысли, умеет использовать свою волю и умеет прокладывать дороги несмотря на трудности, которые другим показались бы непреодолимыми.

То, что делается руками сознательно, является живым, имеет душу. Руки одни, сами по себе, работают только с материей, а дорога, о которой мы говорим, не только материальна.

Необходимо вернуть ценность индивидуальной работе. Не надо представлять ее себе только как творческое действие — ведь это еще и повторение того, чему нас учили.

Великие Учителя указывают нам пути, предлагают перспективы, но не могут делать работу за нас. Говоря иначе, они могут, но не делают этого, потому что тогда успех принадлежал бы им — тем, кто и так уже ушел от нас на несколько ступеней вперед. И что было бы с нами, если бы мы всегда зависели от других, которые делали бы то, что должны мы? Какими строителями мы были бы, если бы не осмелились поднять простой камень?

Дойти до места, где должен быть

Повторим еще раз: это не конкретное место в материальном мире, не руководящий пост или престижная должность. Это не ситуация, когда нам аплодирует толпа. Есть другие места — внутри нас самих, — дорога в которые нам неведома. Но когда мы их завоевываем, эти места дают нам возможность достигнуть любых вершин и границ.

Где мы должны быть? Этот вопрос очень тесно связан с дорогой, которая открывается внутри человека, с искусством быть самим собой. Не всегда то место, где мы должны находиться, совпадает с тем местом, которое нам нравится. Наши предпочтения испытывают давление многих психологических сил, и очень редко мы замечаем, являются ли эти предпочтения нашими собственными или навязаны теми, кто пытается нами манипулировать.

Мы должны быть там, где сможем найти самих себя. В том ясном и справедливом месте, которое определено суммой причин и следствий наших поступков, чтобы мы смогли осознать нашу реальность и продолжить свой путь.

Давайте не будем воспринимать понятие «быть» как нечто статическое, как остановку. Останавливаются только инертные и апатичные. Те, кто является легкой добычей безысходности, кто предается модным способам морального разложения, те, кто впадает в раздражение и насилие, те, кто, сам того не замечая, разрушает самого себя из-за неспособности думать и осознавать. Они — «находятся», они не двигаются или двигаются в медленном темпе разношерстной толпы, которая следует за своими невидимыми хозяевами.

То другое, активное «быть», которое предлагаем мы, состоит в том, чтобы жить полноценно и сознательно, быть активными в каждую минуту и в каждом действии, совершаемом нами. Таким образом, от качества нашего «быть» зависит, продолжаем ли мы строить дорогу и идем ли вперед. Для того чтобы осуществить это, не нужны никакие теории. Когда мы учимся зажигать свет нашего внутреннего «Я», мы становимся мастерами искусства быть самим собой.

Более того, «становимся» тоже является относительным, потому что невозможно говорить об окончательных состояниях в человеке, ведь наша жизнь — постоянное совершенствование. «Стать» — это остановка в пути, это точка, которую мы себе определили, чтобы оценить сделанное нами и обдумать те шаги, которые нам предстоят. «Стать» — это передышка, после которой мы начинаем снова.

На самом деле дорога, которую нам предстоит построить, бесконечна и требует от нас непрерывного действия, потому что цель удаляется и поднимается по мере того, как мы приближаемся к ней.

А значит, где мы должны быть? В пути, бодрствующими и активными. Это наше место, это та точка, где мы, наконец, найдем самих себя и откуда сможем осуществить любые предприятия, которые уготовила нам судьба. Самое главное — мы нашли путь, и нашли его сами, день за днем прилагая усилия, работая своими собственными руками. Остальное оставим дороге, оставим человеку, оставим цели, которая существовала задолго до того, как мы ее себе поставили.

 

 

Ответ #3: 08 10 2010, 15:19:23 ( ссылка на этот ответ )

МЫ И ЖИЗНЬ

Качество жизни

Логически продолжая привычку нашей технологической цивилизации оценивать все и вся по качеству и «коэффициенту полезного действия», пришло время посмотреть с этой точки зрения и на человека — главный фактор любой модели цивилизации, независимо от того, является ли она технологической или нет.

Со временем люди пришли к выводу, что реальное качество материальной продукции тем выше, чем выше уровень человека, который ее производит. К тому же машины не могут безупречно выполнять работу без участия человека. Удовлетворение простых запросов — больше иметь или больше зарабатывать — еще не делает человека счастливым. Для этого необходимо качественное улучшение жизни.

На больших и малых предприятиях всего мира проводятся кампании, цель которых — повысить самооценку и эффективность труда работников, вызвать у них чувство ответственности и причастности к общему делу, а также укрепить отношения между людьми.

Все это очень хорошо, и во многих случаях эти методы дают неплохие результаты: люди становятся более раскованными, более заинтересованными в работе, комфортнее чувствуют себя в своем окружении. Но мы считаем, что этим вопрос не исчерпывается. При таком подходе качество жизни обусловлено мотивациями группы, а они не охватывают в полной мере всех сторон человеческой жизни. В данном случае требуется, чтобы росло количество и качество продукции, но при этом обычно не учитываются другие насущные потребности живых людей и необходимость противостоять десяткам ситуаций, которые не всегда можно рассматривать с точки зрения работы и производительности.

Разумеется, человек нуждается в материальных средствах (так или иначе связанных с техникой) — они обеспечивают ему приемлемое материальное существование и, кроме того, дают возможность выдерживать конкуренцию и добиваться того места в социуме, к которому человек стремится или на которое может претендовать в соответствии со своим достатком.

Но не следует забывать, что наряду с потребностью в материальном благополучии у человека есть и чувства (которые, возможно, не так легко поддаются определению, но приносят радость или огорчение — в зависимости от обстоятельств), и идеи — иногда смутные и не всегда продуктивные, подчас мешающие уверенному движению вперед и выбору жизненного пути. Мы имеем также духовные, или метафизические, планы, которые проявляются в сознании человека, когда он задается вопросами, касающимися извечных тайн бытия.

Чтобы говорить о подлинном качестве жизни, мы должны рассматривать человека во всей его полноте, не ограничиваясь только тем, что он может дать и произвести.

Необходимо продумать такую систему воспитания, которая с первых лет жизни способствовала бы психологическому, ментальному, моральному и духовному развитию тех, кто позднее будет отдавать лучшее, что в нем есть, и заботиться в первую очередь о том, как стать лучше.

На психологическом плане важно каждому уметь отличать свои повседневные и преходящие эмоции от тех глубоких чувств, которые человек может и должен поддерживать, чтобы они были продолжительными и приносили стабильное ощущение счастья. До тех пор, пока мы соотносим качество жизни со своими поверхностными и изменчивыми эмоциями, делая на них ставку, мы не приобретем уверенность в себе и способность доверять окружающим. То, что изменчиво, может служить лишь временным развлечением, но не ведет к совершенству.

На ментальном плане недостаточно только учиться — в том смысле, какой вкладывается в это слово сегодня, — поскольку опыт показывает, как легко забывается то, что плохо усвоено. Надо изучать, осознанно запоминать и, используя собственный опыт и опыт других, применять в жизни все, что изучено, чтобы и на этом уровне добиться успеха.

Что касается морали, то необходимо развивать добродетели, скрытые в каждом человеке, даже если жизнь каждый день говорит об обратном. И неважно, что сегодня «не в моде» быть добрым, честным, справедливым, благоразумным, вежливым, отважным, достойным уважения, благородным, — без этих достоинств невозможно добиться настоящего качества жизни. И факты свидетельствуют об этом.

В плане духовном необходимо, не впадая в фанатизм и нетерпимость, дать выход устремлениям души, желающей познать, что мы делаем в этом мире, откуда пришли и куда идем. Великие мудрецы прошлого и настоящего дали нам много учений и наставлений. И надо суметь ими воспользоваться, отбросив пустые предрассудки, что будто бы никто не может дать нам ничего полезного, — особенно если речь идет о древних учениях, прошедших испытание временем.

Да, все мы хотим жизни, наполненной до краев. Но хотелось бы придать жизни ее подлинное значение, чтобы то, что ее наполняет, помогало нам становиться лучше во всех отношениях. Тогда мы будем более полезными и эффективными, более счастливыми, более умными; мы станем чуточку мудрее и сможем с гордостью нести звание человека.

Побеждать в жизни

История похожа на необычный калейдоскоп. В нем можно увидеть разные идеи, которые, сочетаясь, определяют образ жизни человека, подобно тому как свет изменяет оттенки цветного стекла. Каждая эпоха дает свои критерии и модели, и люди в своем бесконечном поиске руководствуются ими и стараются им следовать, поскольку не имеют выбора: нет никакой другой идеи, которая исходила бы из другого источника. То, что общепринято, становится законом; то, что в данное время одобряется, обладает большей силой, чем законы.

Итак, во все времена успех становился целью, хотя не всегда под этим словом понимали одно и то же. То, что в одном веке (или, скажем, несколько десятилетий назад) считалось триумфом, сейчас вполне может оказаться устаревшим и вышедшим из моды, тогда как на первый план выходят другие устремления. Лишь одно остается неизменным: желание успеха, потребность побеждать. И еще тот факт, что ты можешь быть принят другими и заслужишь их внимание, только если согласишься принять законы, делающие из общества — из нас самих и других людей — однородную массу, из которой невозможно выделиться, как бы ты ни пытался.

Статистические данные занимают в публикациях целые страницы. Из них совершенно ясно, что в последние годы XX века под успехом понимают высокое социальное положение и экономическое могущество, дающие другие формы власти, которые, в свою очередь, укрепляют авторитет. Естественно, что исследование, наука, искусство, знание в целом занимают все более скромное место. Мудрость — это украшение, которое очень редко приходит вместе с упомянутым высоким положением в обществе, основанном на экономическом благосостоянии.

И потому не стоит удивляться тому, что молодые люди, желающие видеть себя частью того общества, в котором живут, и не желающие попасть в длинный список оказавшихся «за чертой», стремятся руководствоваться в жизни соответствующими формулами успеха. Сегодня будущее оценивают с таких позиций: призвание обязательно должно сопровождаться анкетой о работе в данной области и данными о том, насколько человек преуспел в ней и разбогател. Растет список профессий, которые можно выбрать, рассчитывая на возможность добиться быстрого и значительного успеха, приобрести «надежное и прочное» социальное положение.

Но не все то золото, что блестит.

Если бы это действительно были формулы успеха в жизни, то нас бы уже окружало множество счастливых людей. Остается только согласиться с тем, что успех — это одно, а счастье — совсем другое.

Сегодня многие (хотя далеко не все) пытаются приспособиться к требованиям времени. Видимо, это характерно для общества в целом, однако та же статистика, которая обещает нам успех, свидетельствует, что в мире постепенно растет число людей, находящихся в состоянии психоза, депрессии, тоски, неудовлетворенности, одиночества, агрессивности, апатии и многих других психологических ситуациях с общим названием «стресс».

Можно ли в таком случае сделать вывод, что эти люди не преуспели в жизни? Или что их успех неполный и не охватывает всех сторон жизни? Что это за вечная борьба, которая никогда не приведет в тихую гавань?

Быть может, существует другой вид победы, который хотя и не согласуется с общепринятыми моделями, но может сделать наше существование более эффективным?

Нас, разумеется, интересует ответ на последний вопрос.

Одна из проблем, волнующая всех, — это ошибочность тех взглядов, которых мы придерживаемся. Немногое из того, что мы считаем прочным, сохраняет свою прочность; немногое из того, что нам кажется непоколебимым, является поддержкой и опорой.

То же самое происходит и в отношении успеха: все мы нуждаемся в успехе, пусть даже в маленьком, но таком, который не улетучится сразу и сможет принести нам хотя бы малую толику удовлетворени и успокоения.

Предлагаем несколько простых советов, как добиться — в самых разных случаях — чисто человеческой победы, наиболее стабильной и согласующейся с нашими мечтами и с тем, что нас вдохновляет.

    * Очевидно, что недостаточно только мечтать, чтобы стать победителем. Необходимо действовать, развивать здоровую активность, основанную на воле. И не просто действовать, но поступать наилучшим образом, совершая наиболее правильные действия.
    * Древнейший совет «познай самого себя» не утратил своей актуальности; мы не можем хорошо концентрироваться на выполняемой работе, если не знаем, что собой представляем, каковы наши привычки, навыки и возможности. А если и знаем, то нам следует упражняться, развивая свои способности в каком-либо виде деятельности, полезной для нас самих или для других.
    * Хорошо выполнять любую работу, за которую беремся, — не столько ради награды, сколько ради удовлетворения от того, что наша работа эффективна. Уметь довольствоваться тем, чего мы достигаем, и в то же время никогда не останавливаться на достигнутом, всегда добиваться более высокой производительности труда.
    * Никогда не позволять, чтобы проблемы, какими бы сложными ни казались, подавляли нас. Наоборот, подключать воображение, чтобы найти решение. Видеть в трудностях испытания для нашего ума и воли. И, в худшем случае, смотреть на неудачи как на подходящий момент для того, чтобы начать сначала.
    * Не упускать удобного случая. Жизнь полна этих счастливых возможностей, но если мы идем по ней с закрытыми глазами, то не замечаем их. Замыкаясь на своих собственных проблемах и постоянно о них думая, мы теряем энергию и не можем выйти из порочного круга, пренебрегая тысячами дверей, которые предлагает нам этот мнимый лабиринт.
    * Постоянно учиться любить, поскольку это лучшая форма понимания других. Щедро и радостно помогать людям — это самый хороший способ чувствовать себя легко с любым человеком.
    * Искать смысл Жизни и пытаться найти смысл своей собственной жизни. Ничто не происходит просто так, и ответы приходят только к тем, кто добивается их как подлинный искатель мудрости и готов отважно защищать завоеванное.
    * Ежедневно улучшать все, что мы делаем. Не падая духом, улучшать все, что нас окружает. Привносить красоту в каждый уголок; нести свет — и внешний, и внутренний — всюду, где бы мы ни находились.

Тот, кто сумеет воспользоваться этими советами, станет человеком уверенным в себе, удовлетворенным собой в той мере, в какой это действительно необходимо людям. Тот, кто сможет этого добиться, — действительно победитель.

И хотя никто в этом не признается, поскольку это «не в моде», всем хотелось бы добиться именно такого успеха.

Если бы тех, кто работает именно так, было много, тогда этот особенный способ побеждать в жизни вошел бы в моду.

 

 

Ответ #4: 11 10 2010, 18:57:47 ( ссылка на этот ответ )

Не суди, попробуй разобраться,
Не смотри на меня сверху вниз.
Биться до конца и не сдаваться -
Это мой единственный девиз!
Реальность – часть мира в воображении, которую мы знаем.

 

 

Страниц: 1 2 | ВверхПечать