Образование - это способ получения умения и навыков, а образованность - это наличие умения и навыков.
Как вы думаете если сделать социальный опрос на тему образования, в основе которого перед человеком будет ставится задача дать определения словам: Любовь, Отношение, Ситуация, Понимание, Эмоция, Ощущение, Жизнь, Человек, Душа. И если человек сразу дает правильный ответ, то он знает это слово, а если он думает и ищет этот ответ, то он не знает этого слова. Может я ошибаюсь, но в моем представлении, процентов 10 населения проявят знания относительно часто встречающихся в быту предметов, а если слово не будет связанно с предметом, то никто не даст сразу его определения. Проведите такой опрос среди ваших коллег или друзей, больно уж интересно, чем он закончится...
ПОНИМАНИЕ
Понимание - это состояние, в котором человек способен идентифицировать предметы или идеи, точно распознавая их суть, роль и место во всей жизни как таковой. И при таком раскладе мы просто олухи царя небесного, разве дано нам понять всю жизнь? А нам ее и не надо понимать всю, мы остановимся на достаточном уровне понимания. Достаточном для того, чтобы мы могли успешно действовать в какой-либо области. И, конечно, у нас всегда будет возможность понять еще что-то, чему мы раньше не придавали значения, или не могли точно определить его роль и место в жизни, или в каком-либо процессе.
Память и понимание являются разными вещами, и хотя многие привыкли отождествлять эти два понятия, нам необходимо разделать их. Самое главное в понимании то, что оно не является частью ума. Забавно, но понимание действительно не является частью ума, а память является частью ума. Память это энергетические образования в поле вокруг тела, что-то типа небольшого энергетического вихря, который и является носителем информации. Каким именно образом он её удерживает пока неизвестно, но факт, что он это делает. Все эти вихри сделаны из внимания человека, они образуются либо автоматически, либо когда человек осознанно придает важность какой-то информации. А понимание это взгляд, который одновременно направлен как на событие во вселенной, так и на содержимое памяти. Получается противоречие, память, это внимание которое удерживается важностями в уме, а понимание это свободное внимание, оно свободно проходит через весь ум и всю вселенную, не задерживаясь, ни на чем конкретно. Человек не занимающийся духовными практиками, как правило, имеет полностью механический ум, в котором находится вагон и маленькая тележка всяких нужных и не нужных данных, которые льются ему на голову с утра до вечера, в виде мыслей и ощущений, без остановки.
Говорят, что сначала было слово. А на самом деле сначала была мысль, мысль на столь высокой частоте, что она являлась источником какого либо действия. И сказал бог «да будет свет» и свет был. Или, и сказала Маша, да будут блинчики, и нажарила их полную миску. И только потом всем созданным явлениям и предметам были присвоены разные символы, и звуки, очень разные, на очень разных языках. В процессе жизней, человеку то кирпич на голову упадет, то братки по понятиям разведут, следствием он короче становится от всяких штук. И следствия эти были записаны в его уме, а слова стали ссылками на них, и при одном только упоминании о воде, начинают все дружно на нее дуть, потому как обожглись на молоке.
Теперь надо по всем ссылкам сходить и все иллюзии отключить, если даже и не по всем, то по большинству главных, сходить все таки придется. Сделать это можно в процессе чтения. Читая любую книгу, выбирайте по одному слову из каждого предложения и смотрите его значение в словаре. Но это еще не все, с каждым таким словом надо составлять предложения собственного сочинения до тех пор, пока не получится делать это легко и просто. Составлять предложения надо отдельно с каждой дефиницией проясняемого слова. Такое же прояснение надо проводить со всеми словами которые вы не знаете или относительно понимания которых нет полной уверенности. Если в словарной статье встречаются непонятные вам слова, их тоже надо прояснять по этому или по другому словарю.
КАК УВЕЛИЧИТЬ СВОЕ ПОНИМАНИЕ
Единственный способ увеличить свое понимание - это общаться с самим предметом, который требуется понять. Даже когда мы учимся по учебнику, мы не нарушаем этот принцип, мы просто перенимаем чужой опыт общения. Скажите, какая сторона монетки более ценная - орел или решка? Увы, они обе ценны и не разделимы. А в обучении неразделимыми вещами являются теория и практика. Недостаточно учить слова и правила английского языка, на нем надо говорить. И если вы до сих пор занимались только академической стороной образования, то начав практическую, вы сразу обнаружите, что те законы и правила, которые изучали на практике, ведут себя немного не так как вы себе до этого представляли. И так же, не достаточно только говорить на английском языке, не изучая значения слов и правила речи. И если вы старались только воспроизводить услышанные в песнях, книгах или учебниках слова и фразы, то после ознакомления с теорией окажется, что вы приписывали им несколько другой смысл, чем это принято у тех, кто является носителем языка.
БАРЬЕРЫ В ОБУЧЕНИИ
Не удается понять теорию? Это может происходить по трем причинам.
1. ученик не понимает в достаточной степени слова, которыми описана эта теория.
2. ученик пропустил какой-то момент в последовательности изучаемого материала.
3. ученик не имеет представления или никогда не видел тот предмет, который он изучает. А если это не предмет, то он не может представить себе реальную ситуацию, в которой бы участвовало то, что он изучает.
С практикой легче, в ней на один подводный камень меньше.
1. ученик не понимает теорию изучаемого предмета.
2. ученик не получил базовый навык, а уже старается выполнить действие более высокого уровня, использующее этот навык.
ПРЕОДОЛЕНИЕ БАРЬЕРОВ
1. толковые или специализированные словари должны быть под рукой, а ученик должен при малейшем сомнении сверять свое понимание с тем, как это представлено в словарной статье.
2. если все слова понятны, а принцип понять невозможно, ученику следует вернуться либо к самому началу последовательности, либо еще раньше того места по тексту, где, по его мнению, было все понятно, он что-то где-то пропустил, и теперь ему это надо найти и обезвредить.
3. гиблый номер изучать операционную систему компьютера человеку, который даже не знает, что это такое. Его познания в средствах вычисления могут ограничиваться счетами. И даже, если человек знает, что такое компьютер, ему будет гораздо проще, если какой-то компьютер с загруженной операционной системой, той версии, которую он изучает, будет под рукой.
4. вовсе не стоит психовать по поводу того, что в десятый раз ученик выключает компьютер, выдергивая вилку из сети, возможно, он просто не понимает теории работы компьютера. Объяснив ему, что при загрузке многозадачной операционной системы типа Виндовс, компьютер в памяти модулирует необходимое количество компьютеров, и когда вы выключаете компьютер через кнопку "ПУСК", он перед выключением стирает из памяти все эти виртуальные построения, а если выключить путем обесточивания, то части этих построений останутся в памяти жесткого диска и будут мешать в дальнейшей работе. Это намного понятнее. И это гораздо лучше, чем требование - "делай так, как я сказал!"
5. например, вы хотите научить человека ораторскому искусству, он вроде говорит легко и правильно, да вот только на сцене его клинит и он несет полный бред. И, если вы начнете исправлять его бред, разбирая содержимое его реплик, то вы никогда ни к чему не придете. Потому что прежде, чем говорить в зале со сцены, нужно иметь способность воспринимать эту сцену и полный зал народа. И только когда это можно легко воспринимать, можно переходить к постановке мыслей и речи. Получить способность воспринимать зал вовсе не трудно. Надо наблюдать со сцены за тем, как выступают другие, надо стараться брать инициативу на всех культурно-массовых мероприятиях, говорить тосты, поздравления, объявления, рассказывать анекдоты и смешные истории, и через некоторое время вы это будете делать легко.
САМЫЙ ВЫСОКИЙ БАРЬЕР
это допускать мысль о том, что "то, что я изучаю, я и так знаю" или "и так все понятно, ничего нового тут не придумаешь", или "ну ладно, раз это надо маме, пойду я учится на экономиста, мне не трудно".
ПРАВИЛЬНЫЙ ПОДХОД
я понимаю, что я могу многого не знать, но я знаю чего я хочу, я знаю, что для того, чтобы достичь своей цели мне надо научиться всему этому. Я согласен на преодоление тех трудностей, которые возникают на этом пути. Я буду изучать это до тех пор, пока не стану мастером или не вникну в суть незнакомых ранее вещей. Я планирую свое обучение и выполняю свои планы.
ПРОЯСНЕНИЕ СЛОВ
Занимаясь с разными людьми прояснением слов, можно заметить некоторые нюансы и закономерности. У людей в уме есть какое-то количество шаблонных заготовок и начиная составлять предложения собственного сочинения, они в первую очередь выдают эти заготовки. А потом говорят "все, больше у меня нет предложений". И после этого они только приступят к процессу прояснения. Поэтому не надо прекращать процесс прояснения сразу после того как студент начал легко и быстро составлять свои предложения. Попросите его составить еще пару предложений, и может оказаться, что легко он выдавал лежащие на поверхности шаблоны, а для того чтобы действительно составить предложение собственного сочинения ему потребуется и лоб наморщить и время на размышление. И когда после преодоления всех сложностей все пойдет как по маслу, и студент сможет действительно с легкостью составлять предложения, можно считать слово проясненным.
Общая картина такова. У студента есть ум, в уме есть заряды. Рестимулированный заряд удерживает внимание. Непонимание концепта связано только с рестимуляцией заряда. И все внимание после этого висит на этом, или этих зарядах. Когда студент составляет предложения, он делает мини модель вселенной, в основе которой лежит проясняемое слово. Например студент проясняет слово "лопата". Он сочиняет предложения "свои лопаты Петрович держит в сарае", "у Вини пуха не было лопаты для снега и он работал штыковой лопатой". Создавая такую модель, студент вынимает внимание из всех зарядов и строит из него аналитический макет. В результате все заряды связанные с этим словом отключается, и внимание студента станет свободным.
Прояснение слов может не сработать если составлять очень короткие предложения или словосочетания. Такие предложения не будут макетами вселенной и не прочистят заряд. Лучше всего составлять предложения со всеми компонентами вселенной, составлять так чтоб в предложении было указано время действия, место действия, персонаж или предмет совершающий это действие.
"лопата друг солдата" - недопустимое предложение
"у Васи было 15 лопат" - недостаточно хорошее предложение
"вчера Вася копал картошку на колхозном поле и сломал две лопаты" - нормальное предложение.
Самую большую сложность для прояснения имеют абстрактные понятия. Допустим студент проясняет слово "принцип", и у этого слова нет прямой массы. Но составлять предложения надо обязательно с массой. Составление предложений типа "хороший принцип", не даст никакого результата. Для прояснения абстрактных понятий надо искать массу, к которым они применимы. Надо искать, эти принципы в жизни в приборах и механизмах и составлять с ними предложения. "Вася разобрал будильник, но никак не мог понять его принцип действия, толи пружина крутит шестеренки, толи шестеренки крутят пружину".
Бывают случаи когда студент имеет крайне низкую осведомленность в той области которую он проясняет. Тогда допустимо придумывать не существующие идеи и предметы и использовать их в предложении.
У людей разные заряды и разные способности. В прояснении слов обязательно надо сделать так чтоб студент гораздо лучше понимал слова чем прежде, и при этом оставался бы на курсе и имел победы. Завышение градиента убивает у студента намерение, занижение градиента – пустая трата времени, единственный выход держать руку на пульсе и понимать что происходит со студентом.
Концепт самого "понимания" штука не слабая. А что мы можем понять по максимуму? То что происходило во всех вселенных за все время их существования. Полное понимание, должно охватывать весь трак и все события на нем, с полной идентификацией каждого события относительно всех остальных событий. Совсем не слабая штучка. Поэтому у понимания есть градиентная шкала, понимания может быть больше или меньше. И это больше и меньше зависит от возможности идентифицировать то что мы понимаем с как можно большими сопредельными вещами или событиями находящимися в этой или в других вселенных.
Но, существует достаточный уровень понимания. Достаточный для того чтобы производить разумно какую либо деятельность. Именно этот достаточный уровень и является тем критерием, на который необходимо равняться и который необходимо достигать. А абсолюты действительно не достижимы, но они полезны тем, что имеют направление в котором и происходит процесс их достижения.
Виталий Фокин