Ювелирное искусство доколумбовой Южной АмерикиВ 1519 году Фернандо Кортес вступил в Теночтитлан, столицу империи ацтеков, а в 1533 году Франсиско Писарро пришел в Куско, столицу империи инков. Они появились здесь по самой простой причине: их вел соблазн добычи золота, одинаково сильный во все времена. Испания была в то время могучей морской державой и распространяла свое влияние по всему миру. Когда был захвачен правитель инков Атауальпа, за его освобождение был запрошен выкуп в виде изделий из золота и серебра, которые должны были заполнить комнату до отметки на высоте поднятой руки. Условие было выполнено индейцами – жизнь правителя ценилась очень высоко. Эти золотые и серебряные изделия, создававшиеся не одно столетие многочисленными народами и цивилизациями Южной Америки, были безжалостно переплавлены в слитки.

Переплавка заняла больше месяца. Отчеты сообщают, что всего было получено 1262682 песо в золоте и 52209 марок в серебре. Если учесть, что золотой песо равен приблизительно 4,5 г золота, а марка — 1/15 песо, то выкуп в физическом выражении составил 5993 килограмма золота, что было на тот момент в 14 раз больше ежегодного поступления золота из Африки в Испанию. Эта колоссальная добыча до сих пор считается самой крупной военной добычей в мировой истории. Атауальпу же вероломные испанцы казнили – в нарушение условий договора. К счастью, испанцы разграбили не все храмы и города, хотя большинство стран Южной и Центральной Америки было захвачено, а население подверглось геноциду. К тому же, в спешке, стремясь захватить как можно больше золота, завоеватели так и не узнали, какие сокровища таила земля индейцев – в буквальном смысле: по традиции, принятой во многих древних цивилизациях, своих мертвых индейцы хоронили вместе с многочисленными украшениями и утварью из золота и серебра. «Золотые культуры» существовали на территории современных Колумбии, Перу, Мексики, Боливии, Эквадора, Панамы, Коста-Рики, Венесуэлы, причем вероятнее всего искусство обработки драгоценных металлов появилось на побережьях Колумбии и Перу в VII веке до н.э. и, возможно, даже ранее, а потом распространилось далее на север.
Высокое развитие ювелирного дела на этих территориях объясняется в целом двумя причинами: первая - открытие еще в глубокой древности золотых жил в Кордильерах и золотых россыпей в долинах Анд, а также богатых залежей меди и изумрудов. Вторая причина – выдающиеся творческие способности местных жителей. О них как раз и говорил испанский поэт и летописец XVI века Хуан де Кастельянос:
Не трудолюбивы – но зато богаты.Ведь все, что делают они, – из злата.Склонившись над золотоносной жилой,Они ее без жалости ломают.Тут не считаются с затраченною силой,Во имя золота живут и умирают.Возможно, автор погорячился насчет «нетрудолюбия»: древние источники говорят о золотых дел мастерах, которые с утра до ночи только тем и занимались, что делали драгоценные украшения, посуду, статуэтки, предметы культа и прочие изделия. Эти люди воплотили в своих произведениях представления об устройстве мира, о власти, о богах и мифах, о женской красоте, о человеческих взаимоотношениях.

Ювелиры доколумбового периода с успехом применяли очистку золота и улучшение его качества – сложные металлургические операции, создавали сплавы различных металлов и даже обрабатывали платину, которая в Европе вообще не была известна до XVIII века. Мастера применяли в изготовлении изделий кроме чистого золота, серебра, меди, платины также сплав золота и меди в соотношении примерно три к семи, который назывался тумбага, и сплав меди и цинка – томпак (своего рода разновидность латуни). Оба эти слова происходят от малайск. tambaga — медь. Кроме того, применялось золочение и серебрение, а также такие техники, как холодная и горячая ковка, штамповка, чеканка, литье в технике «утраченного воска», литье в формах из огнеупорной глины, филигрань, грануляция, закалка, пайка и т.д. Ковкость металла улучшали прокаливанием и вообще знали много технических приемов, с помощью которых получались шедевры ювелирного искусства, не уступающие по мастерству изготовления европейским изделиям того же времени, а иногда и превосходящие их.
Златокузнецы приравнивались чуть ли не к божествам; они обладали особым статусом в обществе. Их называли «властителями огня», а их способности работать с золотом считались сверхъестественными. Во всех доколумбовых культурах золото стало воплощением солнца и его созидательной энергии, поэтому украшения не только носили, но и приносили в жертву богам, кидая в священные озера, в глубокие колодцы и принося в храмы. Золото называли «слезами солнца», «потом солнца». И золота было много, но это не значило, что доколумбовы индейцы не знали ему цену, просто его ценность была иной, нежели чем для европейцев. Например, изделия из сплавов меди часто золотились, и испанцы думали, что это делается для того, чтобы вещи выглядели золотыми. На самом деле индейцы просто защищали таким образом изделия от окисления, и им был важен именно цвет. Такая разница в восприятии весьма показательна.
А вот драгоценных и поделочных камней и материалов для камнерезных работ было мало; их перечень ограничивался раковинами и перламутром, жадеитом и нефритом, а также прочими «зелеными камнями» (хлорастролитом, хризопразом, серпентином). Были известны обсидиан, гематит, кремень, бирюза, в малых количествах лазурит из Чили, а также богатейшее месторождение изумрудов на территории современной Колумбии, неподалеку от Боготы. Зеленые и голубые камни высоко ценились ювелирами; высокохудожественные изделия из нефрита изготовляли еще ольмеки – племя, жившее в Месоамерике (центральной «соединительной» части двух американских материков) в период от 1200 года до нашей эры вплоть до IV века нашей эры, на территории современной Мексики.
Ольмеки использовали также горный хрусталь, оникс, кость. До нас дошли шедевры ольмекского камнерезного искусства, такие как маски из нефрита и так называемый Топор Кунца (минералог Джордж Кунц описал его в 1890 году, после его обнаружения в Оахаке, после чего Топор был отправлен в Американский музей естественной истории в Нью-Йорке). Это ритуальный предмет в форме топорища, длиной в 28 сантиметров (один из самых больших подобных артефактов Месоамерики), сделанный из необычного голубоватого нефрита. Топорище сделано в виде стилизованной фигурки человека-ягуара с большой головой и с прижатыми к груди руками. Ягуар – священное животное, обожествляемое многими доколумбовыми культурами, самый страшный и сильный хищник джунглей Мексики и Южной Америки. По предположениям, в камне вырезан правитель или шаман, превращающийся в ягуара (чтобы получить его силу), оборотень; об этом говорят миндалевидная форма глаз и оскаленный рот с клыками, как у ягуара. Топор Кунца – один из первых предметов, которые были опознаны как принадлежащие к неизвестной ранее культуре ольмеков.
Ольмеки были предшественниками цивилизации майя. В огромном городе майя Чичен-Ице на полуострове Юкатан до сих пор сохранились огромные храмовые пирамиды, на которых совершались кровавые обряды, когда жрец вспарывал обсидиановым ножом живот жертвы и вырывал из груди сердце. Майя считали человеческую кровь средоточием жизненной силы и энергии, вместилищем духа, поэтому кровь давала силы богам. Боги в представлениях индейцев могли рождаться и стариться, поэтому им, как и людям, нужна была «пища». В Чичен-Ице находится знаменитый священный сенот (cenot) – естественная карстовая воронка глубиной в 60 метров и примерно такого же диаметра. Сенот известен как «Колодец смерти»: считалось, что там обитает бог плодородия Юм-Каш, поэтому в этот колодец сбрасывали прекрасных девушек, золотые изделия и изумруды, чтобы вымолить у бога дождь. Впоследствии из «Колодца смерти» были извлечены статуэтки из нефрита, золотые фигурки, колечки и колокольчики, оружие и предметы быта, а главное – золотые рельефные диски с изображением религиозных и военных эпизодов. Наиболее важными считаются золотые маска и корона, которую украшает изображение Пернатого Змея Кукулькана, бога дождя. Интересно, что перед жертвоприношением вещи «убивали»: мяли золотые изделия, разбивали каменные статуэтки.

Маски, повсеместно находимые в доколумбовой Америке, играли особую роль в религиозных обрядах. Их делали из нефрита, яшмы, из дерева, которое затем инкрустировалось мелкими кусочками бирюзы разных оттенков. Тот, кто надевал маску с изображением животного или бога, получал их качества и терял свою человеческую сущность. Маски также изготавливались для умерших; такова нефритовая маска Пакаля Великого, правившего в VII веке и похороненного в гробнице в огромной пирамиде в древнем городе майя Паленке. Глаза маски сделаны из белого перламутра с круглыми отверстиями, в которые вставлены черные обсидиановые зрачки. Эту маску, как и многие другие, по окончании ритуала похорон майя разбили; в 2001 году она была отреставрирована.
Но лучшими ювелирами, конечно, были племена, населявшие современную Колумбию: кимбайя (IV-X в.в.), чибча-муиски (XII-XVI в.в.), чиму (XIII-XV в.в). Произведения мастеров «золотых культур» Колумбии хранятся в Музее золота в Боготе, где собрано более двадцати девяти тысяч произведений ювелирного искусства доколумбовой эпохи. Среди них многочисленные золотые и тумбаговые сосуды-попоро, в которых хранилась известь, характерные для культуры кимбайя. Дело в том, что в высокогорных андских плато человек плохо себя чувствует: появляются головные боли из-за низкого давления и прочие признаки так называемой горной болезни. Чтобы избежать этого, индейцы жевали (и до сих пор жуют) листья коки – кустарникового растения, из которого получают кокаин. В листьях содержатся вещества-стимуляторы, благодаря которым человек чувствует прилив сил, не чувствует голода и жажды. В специальной сумочке носили запас листьев на день, а для нейтрализации своеобразного вкуса с ними жевали немного извести, которая также способствует усваиванию активных веществ. Листья коки и сосуды-попоро стали чуть ли не национальными символами Колумбии. Утверждается, что листья коки и кокаин не имеют между собой ничего общего. На многих туристских маршрутах и гиды, и туристы пьют чай из листьев коки; даже папа Иоанн Павел II пил такой чай.
Древние индейцы доставали из попоро известь специальными палочками (сосуды имели узкое горлышко), которые служили одновременно заколками для плащей. Палочки делали из золота и его сплавов, навершие выполнялось в виде животных, человеческих фигурок. С помощью сплавов с медью кимбайя добивались красивых цветовых оттенков; они владели всеми возможными техниками работы с драгоценным металлом. Известны попоро в виде сидящих мужчин и женщин с закрытыми глазами и безмятежным выражением лиц. Кимбайя оставили после себя золотые ожерелья, браслеты, украшения для носа и ушей, скипетры, шлемы, булавки, трубы, копьеметалки, ступки с растительными орнаментами для приготовления жвачки из коки, применявшиеся в ходе религиозных обрядов, небольшие фигуры застывших в разных позах людей, внутри которых были обнаружены обугленные кости.
Одни из лучших мастеров-ювелиров – муиски-чибча – жили по берегам озера Гуатавита. Именно отсюда берет свое начало легенда об Эльдорадо (от исп. El dorado – позолоченный, золотой). Выходцы из этих мест рассказывали, что все в их стране сделано из золота, и правит ими «позолоченный человек». Рассказы о «золотом короле» появились из-за ритуала коронации. Новый правитель должен был направиться к Гуатавите, чтобы умилостивить Демона, своего бога и господина, и принести ему жертву. На плоту из тростника новый правитель, тело которого обмазывали смолой и осыпали золотым порошком, отправлялся к центру озера вместе с подчиненными ему вождями в золотых коронах и браслетах, и бросал в озеро жертвоприношения: драгоценные золотые изделия и изумруды. После этого его власть считалась законной. Неоднократно европейцы пытались достать сокровища со дна озера, которых за века скопилось там невероятное количество. Однако удалось поднять очень мало предметов, и все попытки оканчивались крахом, словно озеро охраняло свой клад. Даже осушение озера оказалось безуспешным: едва золото показалось из воды, ил, в котором оно лежало, стал высыхать под солнечными лучами и затвердел так, что вытащить золотые изделия не представлялось возможным. Так и остались лежать на дне озера драгоценные тунхо – ритуальные предметы.
Тунхо представляли собой по большей части золотые фигурки: людей с деталями одежды, украшений и оружия; животных (лягушек, змей, ящериц, рыб, птиц); композиции из повседневной и политической жизни. Сохранилась и композиция, изображающая сцену коронации: золотой плот с золотыми фигурками правителя и подчиненных ему вождей. Тунхо изготовлялись с исключительным мастерством, но и вещи для повседневного использования муиски тоже делали искусно. Это были и тиары, и короны с диадемами; ожерелья, бусы и браслеты из нанизанных на золотые шнурки фигурок животных, украшения-подвески для носа и ушей; нагрудные пластины в виде сердца и дисков с изображением божеств в птичьем и зверином обличье, булавки, броши, разнообразная посуда, а также шлемы, копья, панцири.

Очень похожи на колумбийские изделия работы перуанских мастеров-ювелиров культуры чиму, которая существовала с XIII по XV век и уступила место цивилизации инков. Разнообразие их велико: от доспехов и посуды до корон. Из посуды они делали широкие серебряные и золотые чаши, блюда, кувшины, бутылки с двумя длинными горлышками, ложки, стаканчики, похожие на стопки. На некоторых таких стаканчиках орнамент и изображения божеств перевернуты, их можно разглядеть, если опустошить содержимое стопки и перевернуть ее. Углубление в дне и небольшой бортик-основание в перевернутом виде служили своего рода чашечкой. Украшения были не только повседневные, но и церемониальные. Из последних характерен набор из высокой прекрасно отполированной золотой цилиндрической формы короны с четырьмя торчащими золотыми длинными треугольной формы «перьями», короткого ожерелья из больших золотых круглых бусин и такого же браслета, широкой сплошной пекторали, оформленной по краю золотыми «лепестками» (очень напоминающей русские бармы-оплечья царей допетровских времен) и украшений для ушей, представляющих собой большие диски с орнаментом. Такие ушные украшения носили все знатные индейцы с детства, постепенно увеличивая диаметр диска или цилиндрика, который вставлялся в ухо. Некоторые из них напоминают катушки от ниток. Повседневные украшения отличались разнообразием. Это были широкие браслеты-манжеты, браслеты из серебряных крупных бусин и плоских квадратов, широкие серебряные браслеты из ажурной сетки или наборные из серебряных шипов. Кольца имели ажурный спиралевидный узор, а булавки для скрепления плащей – разнообразные головки, например, в виде сидящего на ветке с листьями попугая из литого серебра.
Особое место среди украшений занимали носовые подвески, имевшие форму полукруга с самыми разными узорами, чаще всего религиозного характера или изображающие правителей. Некоторые такие украшения имели сложную ажурную композицию в геометрическом стиле либо серповидную форму с гладкой поверхностью. Мочика поклонялись луне и морю, поэтому в орнаментах преобладает мотив полукруга и серпа. Носовые украшения характерны для всей Южной и Центральной Америки, как и церемониальные ножи-туми для жертвоприношений с лезвием-полукругом и богато украшенной ручкой. Подобный жертвенный нож-секира хранится в национальном археологическом музее в Лиме. Он сделан из золота и серебра в технике чеканки и гравировки и украшен бирюзой. Ручка выполнена в виде божества с распростертыми руками, в которых находятся два диска неясной символики. На голове божества корона-полукруг. Это одна из самых значительных реликвий чиму; ювелиры этой культуры многое переняли у мочика (моче) – более ранней, чем чиму, культуры, которая существовала с I века до н.э. по VII век н.э. Именно мочика практиковали многочисленные человеческие жертвоприношения, дабы вымолить у богов дождь, редкий в их краях.
К культуре мочика относится погребение правителя Сипана. Под этим названием известно захоронение высокопоставленного лица III века, найденное в 1987 году близ деревни Сипан, в округе Чиклайо (Перу). Важность этой находки, нетронутой уакерос (грабителями могил), и ее богатство сопоставимы разве что с находкой гробницы египетского фараона Тутанхамона. Под тем же захоронением были найдены погребения двух других знатных особ, названных Жрецом и Старым правителем Сипана (анализ ДНК показал разницу в четыре поколения между этим человеком и Сипанским господином). Всего в сипанской гробнице было найдено более четырехсот драгоценностей. Среди них пекторали, ожерелья, носовые и ушные кольца, шлемы, скипетры и браслеты. Изготовлены эти предметы из золота, серебра, позолоченной меди и полудрагоценных камней.
Особо выделяются полихромные предметы, сделанные наполовину из золота, наполовину из серебра, что символизирует солнце и луну. Таково двухрядное ожерелье в виде арахисовых зерен – земляных орехов, важной сельскохозяйственной культуры Южной Америки. На правой стороне груди ожерелье сделано из золота, а на левой из серебра. Одна из подвесок для носа изображает вождя, голова которого увенчана короной в виде совы с огромными распростертыми крыльями, а в носу – большая подвеска. Предполагается, что это изображение – портрет Старого правителя Сипана, так как он в ожерелье и с жезлом, найденными в захоронении. В то же время образ близок образам божеств мочика, что говорит о том, что творчество, способное объединить реальные и вымышленные образы, находилось на высоком уровне развития. В сипанском погребении много предметов, изображающих кошкообразное божество: статуэтки, золотые маски-диски с кошачьей головой и оскаленными зубами. На одном из круглых украшений для головы есть мозаичное (из бирюзы) изображение водяной птицы, ныне вымершей.
Инки, пришедшие после мочика и чиму, стали наследниками богатой ювелирной традиции колумбийских культур. Ацтеки, пришедшие с севера, распространили свое влияние на всю территорию современной Мексики, восприняв и традиции местных златокузнецов. Ювелирное искусство доколумбовой Южной и Центральной Америки складывалось тысячелетиями при участии разных племен и культур. И когда в Северной Америке индейцы охотились на бизонов, в Южной уже стояли города с десятками тысяч жителей, пролегали отличные охраняемые дороги, а в обсерваториях ученые наблюдали звездное небо. Людей этого континента объединяло отношение к ювелирному делу и его изделиям: глубоко религиозное, лишенное корысти, в сочетании с пониманием высокой ценности металлов и самоцветов, их эстетических и практических качеств. Нефрит, например, ценился дороже золота. А сегодня драгоценности инков или мочика - великое культурное наследие - покоится под музейными стеклами, а мы удивляемся тому, что некогда эти предметы использовались в жизненном обиходе. Удивительная древняя цивилизация оставила нам свои послания. Нет больше тех, кто делал эти ожерелья с колокольчиками и эти маски из бирюзы, но их идеи и талант сохранились навсегда.