Максимум Online сегодня: 767 человек.
Максимум Online за все время: 4395 человек.
(рекорд посещаемости был 29 12 2022, 01:22:53)


Всего на сайте: 24816 статей в более чем 1761 темах,
а также 381776 участников.


Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

 

Сегодня: 30 04 2025, 10:29:03

Сайт adonay-forum.com - готовится посетителями и последователями Центра духовных практик "Адонаи.

Страниц: 1 ... 23 24 25 26 27 ... 35 | Вниз

Ответ #120: 21 07 2010, 17:50:20 ( ссылка на этот ответ )

Знакомство с этим камнем началось много столетий назад в мистической жаркой Индии древних дней, где густые джунгли скрывали таинственные храмы жестоких богов, кастовые различия оказывались непреодолимы, а между местными князьями бурлили постоянные кровавые битвы. Величайшая империя мира, Индия буквально утопала в немыслимой роскоши – и касалось это в основном великих раджей, которые Рубин - царь самоцветов коллекционировали драгоценные камни и золото так, как иные сегодня собирают открытки или фарфоровые статуэтки. Ведь именно Индии было суждено стать первоисточником самоцветов, поистине мировыми копями, откуда сверкающие алмазы, глубоко-синие сапфиры, травянистые изумруды, переливающийся кошачий глаз плыли сначала в Египет, Рим и Грецию, а потом в Европу и Россию. Наверное, нигде самоцветы не любили так истово и искренне, ценя их больше жизни – своей и чужой, превыше любви, дороже, чем власть. За них сражались и умирали, и их же брали с собой в гущу битвы – величайшие полководцы и завоеватели верили в непреодолимую силу камня больше, чем в молитвы брахманов. Точнее, в силу одного определенного камня, который являлся покровителем воинов и нес победу своему владельцу

Из досье:
рубин – прозрачная хромсодержащая разновидность корунда. Драгоценный камень I порядка, второй по твердости после алмаза. Твердость 9,0 по шкале Мооса, плотность 4,0 г/см3, блеск стеклянный. Другие названия: яхонт червленый, карбункул, красный корунд.

Первые сведения о рубине мы находим в древних индийских преданиях, датируемых VI веком до н.э. В священных текстах его называют «королем драгоценных камней», «предводителем самоцветов» – считалось, что хозяину рубина гарантирована полная безопасность даже среди врагов. Способы применения рубинов были поистине экзотические – в Бирме рубины зашивали прямо под кожу, после чего камень якобы давал неуязвимость во время боя от стрелы, меча и копья. Раджи Рубин - царь самоцветов носили рубины на одежде и головных уборах, хранили россыпи в кладовых, инкрустировали ими троны, дворцовую утварь, мебель, вставляли в глазницы статуй богов войны. рубин входил в число самых дорогих камней наравне с изумрудом и жемчугом – алмазы стали по-настоящему популярны только в позднем Средневековье. Камню приписывали поистине магические свойства – что он может довести воду до кипения, охраняет от чумы, является, будучи растертым в порошок, лекарством от любой болезни, приносит любовь девушек. Сам же рубин по легенде являлся застывшими каплями крови сражавшихся драконов. На Цейлоне долгое время существовал обычай – во время коронации король проезжал через город, держа в руке большой рубин, символизировавший надежность власти, крепкое здоровье и мудрость нового правителя.

рубин упоминается и в Библии, и в античной мифологии, рубины любили Клеопатра и Мессалина. В славянских исторических хрониках рубины зовутся «яхонтами», причем индийские камни были очень популярны – ими украшали королевские регалии, в том числе Шапку Мономаха и Шапку царства Казанского, царские одежды, церковную утварь, оклады икон и Евангелий. Обращение «яхонтовый» обрело значение «ненаглядный» – вот как любили ало-пурпурный камень на Руси! рубинами были усыпаны и украшения модниц средневековой Европы, эти камни считались талисманами воинов-крестоносцев и королей. Очень любили рубин великий итальянский ювелир Бенвенуто Челлини и легендарная Мария Медичи, печально известная Мария Стюарт и кардинал Ришелье.

Постепенно запасы Бирмы, Индии и Афганистана, откуда камни поступали во множестве вплоть до XVI-го в. н.э., иссякали, их ослабили многочисленные войны и варварская колонизация, ведь каждой стране хотелось кусочек драгоценных кладовых… Наверное, именно поэтому рубин стал первым драгоценным камнем, который смогли изготовить искусственным путем – это произошло в конце XIX-го в. во Франции, и с тех пор Рубин - царь самоцветов началась эпоха искусственных минералов. Выращенные в лаборатории рубины могут встречаться и в старинных кольцах начала XX-го в., причем отличить их можно только с помощью специальных действий – внешне они идентичны, и произведены путем имитации всего цикла природных процессов. Для того, чтобы отличить искусственный рубин от природного, обратите внимание, есть ли в нем трещины: в натуральном камне она будет иметь зигзагообразную форму и не будет сиять, в искусственном – будет прямой, отчетливой, с заметным сиянием. Природный рубин всегда остается немного прохладным, это легко проверить, приложив камень к веку: синтетический рубин быстро нагревается. Под ультрафиолетовой лампой искусственный камень станет оранжевым, пузырьки в нем будут белыми, круглыми, часто пустыми, а в природном камне пузырьки встречаются редко и всегда имеют аналогичный с камнем цвет. С другой стороны, наличие в рубине включений рутила свидетельствует о природном происхождении. Интересная особенность – если поместить рубин в стеклянный сосуд, из него будет исходить красноватый цвет, а рубин, положенный в стакан с молоком, окрашивает его в розоватый цвет, тогда как обычно у молока желтоватый оттенок.

Цветовая гамма рубина включает в себя все оттенки красного, а внешность конкретного камня зависит от места добычи. Окраска самых дорогих рубинов, называемых еще «бирманскими» – насыщенно красная с голубоватым отливом, яркая, неизменная при любом освещении. Вьетнамские рубины имеют отчетливый фиолетовый оттенок, сиамские оранжево-красные, таиландские красно-коричневые, цейлонские Рубин - царь самоцветов имеют цвет спелой малины, африканские красные от светлого до темного порога цвета. Не все рубины прозрачны – есть полупрозрачные камни с эффектом «кошачьего глаза», которые еще называют «джиразоль», шлифуют кабошоном, чтоб получить переливающуюся алую «каплю», а более всего ценны и редки звездчатые рубины, внутри которых расположена «звездочка» из волокон рутила – после огранки кабошоном на поверхности таких камней горит шестилучевая звезда.

Лечебные свойства рубина известны издавна. В Индии считалось, что этот камень лечит от эпилепсии и паралича, расстройств нервной системы, скопления газов и проблем с желчным пузырем. Европейские лапидарии утверждали, что истолченный в порошок рубин надо смешать с сердечным снадобьем, и полученный настой будет эффективно разрушать тромбы и сгустки крови, в русских изборниках писали, что рубин предохраняет от ночных кошмаров и сердечных болей. Современные литотерапевты рекомендуют рубин при истощении нервов, астме, анемии, заболеваниях костной системы, воспалении миндалин и третьего уха, нарушениях сна. Показан он и при всевозможных сердечных болезнях, а также псориазе. Рубин - царь самоцветов При этом гипертоникам и полным людям рубин не рекомендуется – он может излишне повысить давление и вызвать кровоизлияние в мозг. Нельзя носить рубин и страдающим гемофилией. А легко возбудимого человека рубин может довести до состояния аффекта.

Энергетически рубин олицетворяет собой пламя, бушующее в человеческой душе. Это поистине королевский камень, помогающий совершать подвиги и одерживать блестящие победы, приносит счастье во всех областях жизни. При этом доброго человека рубин сделает еще добрее и благороднее, а вот злого и жестокого не станет «перевоспитывать» и лишь усилит природные отрицательные наклонности. Полезен рубин для меланхоликов, людей застенчивых – им он придает уверенности в себе, а лентяям помогает самореализоваться, дарит необходимую жизненную энергию. рубин – камень денежного успеха, причем особенно он хорошо служит тем, кто изначально не приспособлен к ведению бизнеса – людям мечтательным, «витающим в облаках». Кроме того, рубин – талисман любви, делающий своего владельца магнетически сексуальным; в старину считалось, что если налить в хрустальный кубок красного вина, коснуться его рубином в золотой оправе, а потом дать выпить возлюбленной, это возбудит в ней страсть, а танцовщицы Востока украшали рубинами пупок, дабы сделать свой танец притягательным для зрителей. Находясь в доме, рубин защищает от негативной энергии, положенный под подушку обеспечивает спокойный сон. Он служит прекрасным амулетом для тех, чья профессия связана с риском для жизни – пожарных, спасателей, альпинистов, солдат, блюстителей закона. Самый мощный защитник – звездчатый рубин с сияющей «звездой Давида» внутри. При этом долго смотреть на камень не стоит – древние жрецы утверждали, что это может вызвать состояние сродни энергетическому опьянению. Оправлять рубин лучше всего в золото, носить в перстне. Астрологически рубин прежде всего связан со знаками Огня. Кроме того, он благоприятно действует на Козерога и Скорпиона, но этим знакам придется к нему долго привыкать; плох для Тельца и Девы.

Удивительно, что Рубин - царь самоцветов несмотря на то, что на свете немало прекрасных самоцветов красной гаммы – ведь помимо рубина есть еще и гранат, и альмандин, и шпинель, – именно рубин, однажды появившись, навеки завоевал человеческие сердца сначала в Индии, а потом и во всех прочих уголках мира. Быть может, потому что цвет лучших рубинов оказался наиболее близок к живому цвету крови, олицетворявшему рождение и новые начинания, смелость и победу. А в античном мире рубин был посвящен Марсу – отважному богу войны и победы. Сражение, в жизни ли, в любви или на поле брани, может вестись как за правое дело, так и по прихоти – однако представить себе жизнь человечества без всплесков и битв, ровную и скучную, просто невозможно. Ведь в груди каждого из нас невидимо пылает крохотный огонек, что может разгореться в пламя любви или ненависти – активное начало, которое навсегда запечатлено в глубине рубинов, капель крови самой истории.

 

 

Ответ #121: 28 07 2010, 19:44:59 ( ссылка на этот ответ )

Кварц-волосатик – сказочные превращения кремнезема

 Джордж Фредерик Кунц, геммолог, минералог и вице-президент Tiffany & Co, рассказывает в своей книге «Находки ювелирных камней в Северной Каролине», изданной в 1907 году, забавную историю, произошедшую, по его словам, «несколько лет назад». Это история о «девятидневном чуде». В штате Северная Каролина, округе Гилфорд, неподалеку от города Гибсонвиль один местный житель обнаружил огромный прозрачный зеленый камень весом 9 унций (1 унция = 28,3 грамма) с характерными включениями, которые позволяли говорить об изумруде. Кроме нитевидных включений, в камне были видны кристаллики минерала, который местные эксперты признали за алмаз. Эти же эксперты подтвердили догадку: да, по всей видимости, это изумруд. Владельцу камня предложили продать его за тысячу долларов, но тот отказался, считая, что камень принесет ему удачу (выраженную в гораздо большей сумме). Действительно, изумруд такого размера должен был быть самым большим в мире. Но заключений местных специалистов для оценки такого драгоценного камня было недостаточно, вот и подался наш  новоиспеченный богач в Нью-Йорк, где в его камне признали зеленоватый кристалл кварца с волосовидными включениями асбеста-биссолита либо актинолита, на которых были мелкие жидкие включения, поблескивавшие на свету и принятые за кристаллы алмаза. Максимум, что владельцу предложили после этого за камень – пять долларов. Так и получилось, что гибсонвильский изумруд просуществовал всего девять дней, уступив законное место кварцу-волосатику.

Из досье:

Кварц-волосатик – разновидность минерала кварца (кремнезема), двуокиси кремния, с игольчатыми включениями разных минералов. Твердость 6,5-7,0 по шкале Мооса, плотность 2,6 г/см3, блеск стеклянный. Другие названия: рутиловый кварц, сагенит, «волосы Венеры» («венерины волосы»), «стрелы Купидона (Амура)», «волосы ангелов», ежиный камень, волосистый (волосатый) кварц, игольчатый камень, хризотрикс.

Под названием «кварц-волосатик» обычно понимается самая распространенная разновидность подобных кварцев – горный хрусталь с тонковолокнистыми включениями рутила. Рутил (от лат. rutilus – красный) в виде красно-бурых, красно-рыжих и соломенно-золотистых тонких «иголочек» и «волосков» создает впечатление, будто в прозрачном камне застыли навсегда пряди чьих-то светлых или рыжих волос. Тот же рутил, кстати, придает непрозрачным рубинам эффект астеризма – переливчатой звезды на поверхности. Толщина волокнистых кристаллов-включений рутила варьирует от миллиметра до мельчайших его долей; если такие кристаллы располагаются под углом 60° друг к другу, то они образуют плоскую решетку с треугольным рисунком. Такой кварц называется сагенитом (от греч. sagene – сеть), или сагенитовым кварцем. Встречается также сагенитовый агат и другие минералы с сагенитовой решеткой. Сростки тройных пучков рутиловых иголочек иногда образуют интересное и красивое явление шестилучевой звезды в прозрачной матрице – желанный образец для любого коллекционера минералов.  Кроме рутила, в кварце могут быть игольчатые и волосовидные включения других минералов: турмалина (черного шерла), зеленоватых актинолита, хлорита и эпидота, темных роговой обманки и гётита, шелковистого асбеста, cepo-стального козалита и блестящего серебристо-белого стибнита (антимонита). Редко, но встречаются другие кварцы-волосатики, к примеру, бледноокрашенный аметист с игольчатыми включениями черного гётита, который зовется онегитом по месту его нахождения в России – на Волк-острове, на Онежском озере.

Черный шерл в кварце образует тонкие прямые кристаллы, как в виде волосков, так и в виде палочек; такие образцы раньше называли «стрелами Амура». Во второй половине XVIII века в Европе, и особенно во Франции, была мода на медальоны из кварца-волосатика сердцевидной формы, поэтому название «стрелы Амура», переведенное с французского, связано, скорее всего, с этим временем. В Россию тоже пришла мода на рутиловые кварцы-волосатики; их называли также «волосами Венеры». Согласно древнему мифу, богиня Венера спустилась на землю купаться  в озере и нечаянно оставила прядь своих золотистых волос. Пропажу она обнаружила, уже вернувшись на Олимп, и немедленно возвратилась обратно, но время на земле и Олимпе течет по-разному: за мгновения на Олимпе проходят годы на земле. Поэтому и вода в озере успела замерзнуть вместе с волосами богини. По представлениям наших предков, горный хрусталь – это окаменевший лед, поэтому и находят с тех пор в прозрачном камне пряди золотистых волос. Венера – богиня любви, и кварц-волосатик, естественно, тоже наделялся любовной силой. Его носили как любовный талисман в украшениях и даже пуговицах.

Четкого разграничения между «волосами Венеры» и «стрелами Амура» нет; одни предпочитают называть «венериным волосом» только кварц с волосовидными включениями любого цвета, а более толстые иголки и палочки называют «стрелами Амура». Другие считают «стрелами Амура» кварцы с черными включениями, а «волосами Венеры» – с золотистыми. Третьи обращают внимание на форму включений: прямые – это «стрелы», а изогнутые – «волосы».

Уральские горщики (старое прозвище местных жителей, знающих секреты поисков самоцветов и их определения) называли кристаллы горного хрусталя с включениями «глотышами»: они считали, что более крупные кристаллы заглатывают мелкие, и были по-своему правы. При росте кристаллы кварца захватывают инородные включения – газ, жидкость, кристаллы других минералов – и сохраняют их внутри. Бывает, что волокнистые включения настолько густы, что придают бесцветному кварцу свою окраску: рутиловый кварц кажется рыжим или золотистым, кварц с асбестом – белым или серебристым, кварц с шерлом – очень темным, а с зеленым актинолитом, турмалином или эпидотом – зеленым. В последнем случае кварц-волосатик иногда называют моховым хрусталем или зеленым волосатиком. Действительно, кажется, будто зеленая трава или мох вмерзли в прозрачный лед. Существует и поэтическое название для такого кварца – «волосы Фетиды» (Фетида – дна из дочерей морского старца Нерея, мать Ахиллеса). А вот кольский волосатик – это не кварц, а горная порода, сложенная, в основном, бело-серым просвечивающим альбитом с включениями игольчатых кристаллов эгирина черно-зеленого цвета.  Он попадается на Кольском полуострове и используется как поделочный камень. Так как кварц – один из самых распространенных на земле минералов, то кварц-волосатик известен давно и во многих странах. Лучшие образцы и самые обширные запасы находятся в Казахстане, в России в приполярном Урале, в Австрии, Швейцарии, Норвегии, Франции, Австралии, Мадагаскаре, Мексике (Сонора), Пакистане, Бразилии, США (штаты Северная Каролина, Нью-Хэмпшир, Род-Айленд, Вермонт, Вирджиния).

Кварц-волосатик словно обладает притягательной волшебной силой: люди всегда стремились делать из него украшения, амулеты и талисманы. Классическая огранка для кварца-волосатика – кабошон: в нем хорошо виден рисунок включений, их цвет. Конечно, особенно хорош этот самоцвет в крупных изделиях, как, например, большое серебряное кольцо геометрической формы с высоким кабошоном рутилового кварца с красно-рыжими параллельными «волосками» из каталога «Галереи Самоцветов». В роскошном браслете из серебра несколько подобных кабошонов тоже прекрасно смотрятся.  Но по большому счету, из кварца-волосатика делают любые украшения: и бусы, и серьги, и подвески. Интересны образцы самоцвета, ограненные фацетной огранкой: классической круглой, клиньями и т.д. Из кварца-волосатика делают фигурки, украшения интерьера и прочие изделия камнерезного искусства. В фондах Государственного Эрмитажа хранится настольная печать работы XIX века с гербом дворян Чертковых – старинного русского дворянского рода. Печать изготовлена из цельного кристалла рутилового кварца и похожа на граненый флакон духов, на дне которого вырезан герб с изображением Ноева ковчега, растительных мотивов и дворянской короны. На «крышке» вырезано: «Чертковъ». Включения в печати незначительны и расположены веерообразно, но они придают этому предмету утонченный шарм и элегантность. Любую, даже грубоватую форму, смягчат словно парящие в воздухе игольчатые кристаллы, поэтому кварц-волосатик – беспроигрышный вариант для крупного и эксклюзивного предмета, который, к тому же, будет уникальным, так как нет двух одинаковых кварцев-волосатиков.

Если в Европе кварц-волосатик называют «венериным волосом», то на востоке такие самоцветы с черными включениями зовутся «волосами из бороды Али», или «бородой Али» (по другой версии, «бородой Мухаммеда»). Али бин Аби Талиб – двоюродный брат пророка Мухаммеда, женатый на его дочери. Он был имамом – духовным руководителем мусульман и сподвижником пророка, и жил в VII веке. Его мавзолей-мечеть находится в городе Эн-Неджефе, в Ираке, в 160 километрах от Багдада, а в окрестностях Эн-Неджефа находят горный хрусталь с черными волосовидными включениями (Али всегда изображается черноволосым, с густой бородой). Отсюда и появилась легенда. Найти такой камень, даже с маленьким волоском, считалось у мусульман великой удачей, их носили как талисманы и наделяли чудесной силой. Кварцы-волосатики чрезвычайно высоко ценились и даже получили название «философского камня Востока».

В Европе бытовало поверье, что кварц-волосатик действует как сильнейшее приворотное средство,  будучи подарен объекту любви, а также усиливает привлекательность владельца, будит его фантазию и сексуальную энергию. Причем «волосы Венеры» усиливают возвышенное чувство, а «стрелы Амура» – чувственное влечение. Поверья приписывают этому самоцвету целебные свойства: люди верили, что кристаллом кварца-волосатика можно вылечить от укуса змеи, поводив им над раной, а также с его помощью противодействовать облысению. Рутиловый кварц наделялся способностью замедлять старение, отгонять тоску и грусть одиночества. Современные народные целители и литотерапевты утверждают, что кварц-волосатик – прекрасное средство для повышения иммунитета, облегчения течения простудных заболеваний.

Горный хрусталь считается камнем, обладающим сильными магическими свойствами, а включения рутила усиливают их. Кварц-волосатик издавна применяется для предсказаний и развития способности к ясновидению. Он является талисманом творческих людей, а также магов и ясновидящих. Лучший амулет из кварца-волосатика – кольцо. А зеленоватый «моховой хрусталь» считается талисманом душевного покоя и здоровья. Кварц-волосатик – универсальный зодиакальный покровитель и подходит представителям любого знака Зодиака.

Кварц-волосатик – одна из тех разновидностей многочисленного семейства кварцев, которая пользуется неутихающим спросом как у любителей необычных украшений, так и у коллекционеров и ювелиров в течение не одной тысячи лет. Это и один из самых дорогостоящих кварцев. И те пять долларов, которые предлагали владельцу «гибсонвильского изумруда» – не такая уж и мелочь, если учесть, что за четыре доллара пятьдесят центов в начале XX века можно было купить револьвер тридцать второго калибра. Или две пары туфель. Но лучше оставить этот замечательный камень себе, чтобы иметь возможность в любое время любоваться его неповторимым рисунком. Ведь нет на свете двух одинаковых кварцев-волосатиков, в которые, как в сказке, превращается простой кремнезем.

 

 

Ответ #122: 28 07 2010, 22:57:11 ( ссылка на этот ответ )

Сенгилит – волжский самоцвет

 Десятки миллионов лет назад, там, где сейчас «течет река Волга», плескалось безбрежное море, а в нем плавали многометровые ихтиозавры. Материки уже стали близки по форме современным их очертаниям, а Атлантический океан между обеими Америками и будущей Евразией только начал расширяться. Там, где сейчас шумят леса, стоят города, живут люди, было дно моря, обжитое не менее многочисленными существами. Их, правда уже в окаменевшем виде, до сих пор находят в отложениях мелового периода. На дне моря формировались горы, которые теперь находятся на территории Поволжья, в Ульяновской области. Среди них были и Сенгилеевские горы, названные так из-за города Сенгилея. В честь этого города назван и самоцвет, который там находят – сенгилит.

Из досье:

Сенгилит – разновидность глинисто-карбонатной породы сложного состава, светло-коричневого, бежевого цвета. Блеск стеклянный, хорошо поддается полировке; непрозрачный.

На территории Ульяновской области действительно можно найти уникальные окаменелости – останки древнейших существ: не только динозавров, но и более мелких – аммонитов, брахиоподов – древних моллюсков. За прошедшие миллионы лет раковины этих моллюсков медленно заполнились минеральным веществом, образовав удивительные по красоте окаменелости. Для их охраны и систематических сборов был создан Сенгилеевский палеонтологический заказник. А сенгилит очень часто встречается в раковинах таких моллюсков, а также отдельно, в виде сплошных мелкокристаллических масс. Нередко сенгилит замещает окаменелое дерево, однако таковым не является.

Сенгилит – уникальная разновидность симбирцита, который, в свою очередь, является разновидностью кальцита. Симбрицит – это горная порода (как и, соответственно, сенгилит), основу которой составили золотистые мраморные ониксы с примесями гематита, пирита и перламутра. Обе эти разновидности кальцита встречаются только в Ульяновской области; так же, как чароит в Якутии, сенгилит – эксклюзивный российский поделочный самоцвет. Он имеет приятный кофейный или  серо-зеленый цвет (до очень темного) с прожилками и неравномерно окрашенными областями между ними. Такие «картины» напоминают акварель, только монохромную, в абстрактном стиле. В сенгилите очень часто встречаются органические включения – окаменелая растительность древнего периода. Сам же сенгилит состоит из мраморного оникса, пирита, перламутра и мергеля (известковой горной породы, состоящей на 50-70% из кальцита).

Непередаваемый восторг вызывают распилы аммонитов, заполненные полностью или частично сенгилитом. Человеку нипочем не создать такое чудо, случайно получившееся в природе. Очень красивы образцы, в которых сочетается жильный симбирцит и сенгилит. Это камни с контрастными крупными рисунками в теплой гамме; желтый янтарного цвета фон пересечен темно-коричневыми узорами. Кальцит, или карбонат кальция, составляет основную часть мраморных ониксов – натечных горных пород, которые, прорастая в раковины аммонитов и других моллюсков, смешались с их  перламутром, образовав симбирцит.

Симбирцит и сенгилит очень близки по составу и условиям происхождения, но твердость сенгилита несколько выше, чем у симбирцита, но в целом все же невысока, поэтому сенгилит отлично обрабатывается. Из него делают не только различные виды украшений, но и достаточно крупные изделия: шары, яйца, шкатулки, часы, письменные приборы и даже пластины для отделки помещений, и это несмотря на то, что шахта Шиловка в Сенгилеевском районе Ульяновской области – единственное в мире месторождение этого самоцвета. Из-за этого сенгилита добывается очень мало, и он практически неизвестен за пределами Поволжья.

Сенгилит был описан совсем недавно, в 1989 году, а первое использование этого названия по отношению к данному виду горной породы имело место только в 1993 году. Попытки же обрабатывать местные поделочные камни были и раньше, в начале восьмидесятых годов, когда любители самоцветов и мастера-кустари начали заниматься народными художественными ремеслами, к числу которых относится камнерезное искусство. В том же 1993 году было образовано  ООО «Лита», которое на тот момент состояло всего из трех человек. Именно эти люди начали работать с ульяновскими сенгилитом и симбирцитом. В наши дни предприятие процветает и производит различные изделия исключительно из местных камней: от столешниц до кабошонов.

Интересно, что узор сенгилита органично смотрится и в крупных изделиях, и в мелких. Усложнилась со временем и техника изготовления этих изделий; теперь это могут быть украшения из серебра, цветных металлов и сплавов со вставками из симбирцита, сенгилита, которые выполняются в технике филиграни, чеканки, с применением цветных эмалей, инкрустаций, с использованием черни и прочих способов ручной декоративной обработки металлов. Изделия местных обработчиков сенгилита оригинальны и самобытны, а интерес к самоцветам области способствовал развитию камнерезного мастерства.

В 2005 году в Ульяновске был открыт салон-музей «Симбирцит» (вход бесплатный), в котором собрана богатая коллекция образцов местных поделочных камней и изделий из них. Музей входит в проект «Центр ремесел», в рамках которого любой желающий (за весьма умеренную плату) может понаблюдать за процессом изготовления изделия из сенгилита или даже самому побывать на месте мастера-камнереза  и создать собственный сувенир, который, кстати, можно забрать с собой – в качестве бесплатного бонуса. Бесспорно, процесс превращения куска невзрачной породы в украшение из камня с уникальным рисунком – впечатление бесценное. Однажды увидев рисунок сенгилита, ни с чем его не спутаешь; он весьма характерен и уже успел «засветиться» в поэтических сравнениях, например, в стихотворении Всеволода Черноволка «Паруса над оригами»:

Сенгилей, сады, низинка,
Лунность бакеном гарцует,
Синеокая глубинка,
Недотрога и к лицу ей.

Суша лужами покрыта,
На асфальт, где под ногами,
Как в разводах сенгилита
Паруса над оригами.

Кальцит, который составляет основу сенгилита, давно известен как лечебное средство. Древние китайцы применяли порошок из кальцита в качестве жаропонижающего и вяжущего средства. А порошок волжского янтаря – симбирцита – использовался в качестве ранозаживляющего средства, а также при заболеваниях кожи. Раньше верили, что симбирцит помогает при болезнях органов желудочно-кишечного тракта, печени, желчного пузыря, поджелудочной железы и селезёнки.

О самом же сенгилите неизвестны сведения, которые позволяют говорить о его лечебных свойствах. Местные жители считают сенгилит камнем, приносящим удачу во всех начинаниях. Он подойдет любым знакам Зодиака, но особенно Львам, Стрельцам и Близнецам.  Меньше всего сенгилит подходит Скорпионам.

Сенгилеевские горы – удивительное место, которое по красоте и курортным возможностям получило прозвище «волжской Швейцарии». Странная закономерность: в самых красивых местах, каких мало, находят самые красивые и редкие камни, которые иногда только в одном месте и известны. Так устроено в природе – все взаимосвязано, и все возвратится на круги своя. Море ушло в небытие, и благодаря нему мы можем любоваться уникальным самоцветом, который рассказывает нам историю планеты и дарит свою энергию, копившуюся миллионами лет. Когда-нибудь на месте лесов снова будут моря, и новые камни начнут свою медленную жизнь, но это будет уже совсем другая история...

 

 

Ответ #123: 29 07 2010, 00:28:02 ( ссылка на этот ответ )

Сердоликовые миры


«Сердолик (от древнерусского «обликом как сердце») – собирательное название халцедонов (скрытокристаллической разновидности двуокиси кремния), природно окрашенных гидроокислами и окислами железа в теплые каштановые, коричнево-красные (сардер), красные, оранжево-красные (карнеол), оранжево-желтые и желтые (линкурий) оттенки».

Михаил Лейкум, «Сердолик – камень поэтов и влюбленных».


Утро 24 августа 79 года в Помпеях было солнечным и, в общем-то, похожим на все остальные, которые Марк Сергиус провел в этом прекрасном городе. На это утро Марк запланировал отъезд домой, в Рим. С Поппеями – хозяевами дома, где он гостил и куда привез столичные новости, он был знаком еще со времен Нерона, когда несчастная Сабина Поппея вышла за императора замуж. Он несколько раз ездил с поручениями к ее родственникам сюда, в Помпеи, и каждый раз отдыхал и душой, и телом. Это были странные времена, и о них Марку напоминало золотое кольцо с печаткой-инталией из сердолика. На огненно-красном камне были вырезаны фигуры двух распряженных лошадей, которых возница  привел на водопой. Сабина однажды отдала это кольцо Марку на память в благодарность за сочувствие, которое он невольно выказал. Такие сердоликовые печатки были здесь у многих, их делал местный ювелир. Говорят, этот камень защищает от землетрясений. Марк снял кольцо и посмотрел камень на просвет. Сердолик вспыхнул ярким пламенем, напомнив о Великом римском пожаре, произошедшем таким же жарким летом 64 года. Марк вздрогнул и отложил кольцо. Теперь и ее нет на этом свете. Задумавшись, он встал и прошелся по комнате, а затем вышел во внутренний двор. Оказалось, что все собираются в летнем триклинии на легкий завтрак, и римский гость решил присоединиться к трапезе. А в пустой комнате осталось лежать на столе кольцо, бросавшее на его поверхность огненные отблески. Через несколько часов оно будет погребено под слоем пепла и лавы Везувия. Через две тысячи лет оно снова вспыхнет ярким огнем, пропуская через себя живительный солнечный свет.

Царица шумерского города Ура Шубад носила столько украшений, что ее одежду трудно было разглядеть под слоем драгоценных бус с яркими сердоликами и лазуритами. Царица была не очень красива и уже не очень молода, но она обожала бусы, камушки которых  перестукивались при ходьбе, и золотые подвески в форме листьев, звон которых сопровождал каждое ее движение. Муж Шубад, царь Абарги, умер, и царице казалось, что она покинута на земле. Царица сообщила придворным и жрецам, что уходит вслед за мужем. Она надела все свои украшения и огромный головной убор, увешанный золотыми подвесками и самоцветными бусинами. Перебирая рукой красные сердоликовые бусы, озарявшие ее лицо нежно-розовым светом, отчего она казалась моложе, Шубад отстраненно смотрела на тяжелый золотой кубок с сонным зельем. «Я спускаюсь к тебе, как Иштар к Таммузу. В день, когда Таммуз поднимается, вместе с ним, воскресая, звучат лазуритовые флейты и кольца сердолика», - шептала она слова из поэмы, которую часто читала в храме. «Кольца сердолика…» Шубад уснула. Пять тысяч лет проспали ее сердолики в гробнице вместе с хозяйкой, пока вновь не почувствовали тепло человеческих рук.

Не так долго пришлось ждать сердоликовым амулетам молодого египетского фараона Тутанхамона – около трех с половиной тысяч лет. Египтяне считали, что амулеты из сердолика защищают души умерших от любого зла. В «Книге мертвых» есть «Глава о пряжке сердолика, помещаемого на шею умершему», которая начинается словами «Кровь Изиды, добродетель Изиды, магическая сила Изиды, магическая сила Глаза, охраняющего этого Великого (имя умершего) – они отвратят любое зло, грозящее ему». Только правильным образом подготовленный сердолик считался действенным амулетом, а именно - нужно было вымочить камень в особой воде, высушить на доске из сикомора (белого клена) и только потом положить на тело покойного; после таких манипуляций с сердоликовым амулетом богиня Изида должна была даровать ему персональную защиту от зла в загробной жизни. Подобные амулеты были у Тутанхамона: подвески в виде сердца, а на пекторали (большой подвеске) Тутанхамона скарабей держит в лапках солнечный диск из сердолика (и у изображения бога солнца Ра в виде сокола на голове - такой же сердоликовый диск Солнца).

Но и живые египтяне носили украшения из сердолика, в основном, бусы, браслеты, а также использовали этот самоцвет вместе с другими для создания полихромных мозаик – излюбленной техники древних мастеров Египта. Считалось, что сердолик приносит благосостояние, удачу в делах, а лечебным свойствам этого камня (и других самоцветов) была отведена целая глава в «Папирусе Эберса» («Книге для приготовления лекарств для всех частей человеческого тела»), написанной за полторы тысячи лет до нашей эры. Вообще, сердолик в качестве лечебного камня упоминается в огромном количестве древней литературы, пожалуй, больше, чем какие-либо другие камни. О нем писали авторы от Китая и Индии до Европы, а самые древние описания содержатся в труде ученика Аристотеля Тиртамоса из Эреза (Теофраста) (IV век до н.э.) и в многотомной «Естественной истории» Плиния Старшего, вышедшей в 77 году н.э. Особенно много писал о сердоликовой магии персидский автор XIV века Хамдулла Казвинский: «Носимый в подвешенном виде (т. е. как ожерелье, четки, печать на шнурке или как бусы) сердолик успокаивает сильный гнев, а в сражении сообщает ужас врагу». В русский «Азбуковник» сердолик тоже попал: «Сердолик красен аки кровь, прозрачен..., изображает пламень веры».

Пламень – это слово чаще всего сопровождает описания сердолика, что сказалось и на представлениях о нем. Многие поэты, пораженные пламенной красотой сердолика, посвящали ему стихи.

Ты открылся, Сезам,
Распахнулся, как крик –
У меня задрожала ладонь:
Я не верю глазам,
Я нашел сердолик,
Я смотрю на прозрачный огонь.
В нем читается вновь
Сквозь молочную муть,
Где прожилки и пятна внутри,
Чей-то пламенный путь,
Чья-то жаркая кровь,
Словно отблеск застывшей зари...
Л. Кондрашенко.

В этих строках описан красный сердолик с прожилками и пятнами. Однако было бы неправильно говорить, что цвет сердолика – только красный, огненный. Бывают сердолики и желтые, и оранжевые, и желто-коричневые, и красновато-розовые, и с нежными полосками. В коротком стихотворении Энн Пиджен упомянуто сразу несколько оттенков цвета сердолика:

Фламинго цвет и солнца пламень,
И пурпура античный вскрик.
Таинственно-волшебный камень,
С названьем нежным – сердолик!

Именно цвет этого камня прочно ассоциировался у людей с разными религиозными воззрениями, например, уже упомянутый «Азбуковник» приписывает сердолику символику пламени веры. Кроме того, каждому из апостолов посвящен какой-либо камень, и сердолик отдан святому Варфоломею, который, прежде, чем уверовать, пролил много крови невинных людей. Карнеол (как и английское carnelian) – от латинского carnis – мясо. В дохристианские времена сердолик тоже связывался с кровью: на нем часто вырезали сцены, связанные с жертвоприношениями и страшным божественным наказанием, такие, как римский сюжет о Марсии, вздумавшем тягаться в искусстве игры на флейте с Аполлоном. Разгневанный бог, победив в состязании, содрал кожу с несчастного Марсия. Известно, что в Мекке до прихода пророка Мухаммеда стояло изображение языческого бога Хубала, вырезанное из цельного куска сердолика. Захватив Мекку, пророк приказал разбить идола, так как ислам отвергает изображения людей и богов.

Полупрозрачный, словно светящийся изнутри собственным огнем, сердолик всегда притягивал внимание людей, которые до сих пор относятся к нему как к символу любви, поэтическому признанию. Начало XX века, известное в российской поэзии как Серебряный век, оставило  нам в наследство шедевры поэтического творчества, в котором ясно прослеживается сердоликовый след. Значительную роль в этом сыграл поэт Максимилиан Волошин, живший в Сердоликовой бухте, в крымском городе Коктебеле. До сих пор, побродив по берегу коктебельских пляжей, можно найти окатанные халцедоны, среди которых встречается и сердолик. В гостях у Волошина побывали без преувеличения все известные нам поэты и писатели того времени: Михаил Булгаков, Андрей Белый, Осип Мандельштам, Илья Эренбург, Валерий Брюсов, Алексей Толстой, Александр Грин, Николай Гумилев, Владислав Ходасевич, Сергей Королев, Марина Цветаева и многие другие. Все они «переболели» удивительной «каменной болезнью», а для некоторых из них, как для Марины Цветаевой, сердолик стал личным символом любви на всю жизнь. Символом любви сердолик стал и для А. С. Пушкина. Из семи известных нам перстней поэта два было с сердоликом. Одному из них, подаренному графиней Е. К. Воронцовой, поэт даже посвятил всем известные строки стихотворения «Талисман».

...Милый друг! От преступленья,
От сердечных новых ран,
От измены, от забвенья,
Сохранит мой талисман!

В этот золотой перстень-печатку витой формы был вставлен восьмиугольный сердолик с восточной надписью. Точно такой же был и у графини. Ими А. Пушкин и Е. Воронцова запечатывали свои письма друг к другу. Для поэта загадочная надпись была неким волшебным заклятием, он наделял свой перстень поистине магической силой. К великому сожалению, он был украден из Пушкинского музея весной 1917 года. Но в музее остались оттиски перстня на сургуче, да и сам поэт оставил на черновике стихотворения несколько оттисков. На сердолике довольно грубо вырезана древнееврейская надпись, оформленная сверху и снизу орнаментом: «Симха, сын почтенного рабби Иосифа, да будет благословенна его память». Талисман оказался поминальным кольцом; такие по традиции принято было делать у караимов  (крымских евреев), и они продавались на базарах Бахчисарая вплоть до 30-х годов XX века. Камень, скорее всего, коктебельский, и надпись тоже сделана в Крыму. Но даже такое прозаическое «разоблачение» талисмана не гасит очарование «таинственно-волшебного камня», не уменьшает его значение для А. Пушкина и его почитателей, среди которых был и С. Есенин, носивший кольцо с сердоликом «по-пушкински» - на большом пальце.

Сердолик считается камнем поэтов, и эту закономерность подтверждает сердоликовый перстень-талисман Джорджа Байрона, английского поэта конца XVIII – начала XIX века. По легенде, перстень подарила поэту цыганка Хатадже, однако современники свидетельствуют, что перстень был подарен Байрону его другом Эдльстоном, которому поэт спас жизнь, когда тот едва не утонул. Байрон очень дорожил своим перстнем и посвятил ему стихотворение «Сердолик»:

Не блеском мил мне сердолик!
Один лишь раз сверкал он, ярок.
И рдеет скромно, словно лик
Того, кто мне вручил подарок…
(Перевод В. Брюсова).

Не только поэты и цари, но многие известные люди любили и носили сердолик. Золотое кольцо аугсбургской работы с маленькой сердоликовой печаткой, хранящееся в Дрезденском музее «Зеленые своды», принадлежало Мартину Лютеру, апологету протестантства. Оно датируется примерно 1530 годом. Император Наполеон III носил на цепочке часов сердоликовую печатку-брелок. Печать из сердолика была и у последнего украинского гетмана Кирилла Разумовского. Популярность сердолика в качестве печати была связана с тем, что к нему не прилипает воск и сургуч. Кинорежиссер Сергей Параджанов, обладатель «Оскара», сам делал себе перстни с сердоликом. Даже пророк Мухаммед был обладателем сердоликового перстня – традиционного предмета для мусульман, которые считали, что все желания человека, носящего сердолик, исполняются по воле Аллаха. Сотни лет мусульманские резчики вырезают на перстнях имена владельцев, молитвы и фразы из Корана. Для этого требовалось особое умение, ведь этот самоцвет обладает высокой твердостью, но это свойство делает сердолик еще ценнее, как заметил Теофиль Готье:

Да, тем творение прекрасней,
Чем взятый нами матерьял
Нам не подвластней:
Стих, мрамор, сердолик, металл.
(Перевод В. Брюсова).

 охватывают огромные площади в земном пространстве и времени. Это миры древних шумер и египтян, восточных империй и азиатских государств. Это миры влюбленных и поэтов, мужчин и женщин, романтиков, ученых и политиков, людей веры в бога и просто веры в жизнь, такую же чистую и яркую, как сердолик.

 

 

Ответ #124: 29 07 2010, 01:54:52 ( ссылка на этот ответ )

Такая разная яшма


Кто с яшмой спутает простые камни,
Не отличает преданность от лести, –
Те, знаю я, завистливы и грубы,
И помыслы мои им непонятны.
Цюй Юань, «С камнем в объятиях»
III век до н.э. (перевод А. Гитовича).

Яшма древняя, волшебная

Древнейший китайский поэт из всех известных в Китае оставил нам стихотворение «С камнем в объятиях», в котором есть хвалебные строки в честь яшмы. Уже тогда «царица камней» была заслуженно почитаема и любима – за высокую твердость, за неиссякаемое разнообразие цветов и рисунков, за способность раскалываться на осколки острее ножа, за стойкость к любым внешним воздействиям, за прекрасный блеск после полировки. Действительно, нет другого такого самоцвета, который был бы так многообразен в цветах и узорах, так долговечен и прочен. Яшма может быть  любых цветов и оттенков, кроме сплошного ярко-синего, а в ее рисунках в полной мере воплотилась фантазия Природы, и при таком многообразии не найдется ни одного бесвкусного узора или аляповатой расцветки: в природе всегда все гармонично. «Я не знаю другого минерального вида, который был бы более разнообразен по своей окраске, чем яшма; все тона, за исключением чисто синего, нам известны в яшме, и переплетаются они иногда в сказочную картину»,— говорил академик А. Е. Ферсман («Рассказы о самоцветах»).

На самом деле, яшма вовсе не минерал, а скрытокристаллическая горная порода, которая образовалась из студенистых кремнистых осадков или из глубоководных илов, состав которых – мельчайшие кремнистые панцири древних простейших организмов (диатомовых водорослей). Таким образом, кремнезем – главная составная часть яшмы, или, грубо говоря, яшма – это кварц с халцедоном (или с полевыми шпатами), окрашенные различными примесями. То, что должно было в будущем стать яшмой, многократно сжималось, разламывалось, погружалось в кипящие земные глубины, перемешивалось, снова охлаждалось, цементировалось кварцем,  трескалось и снова сдавливалось, пока планета еще только принимала свой теперешний внешний вид. Яшма широко распространена и встречается почти во всех уголках нашей планеты, и в каждом из них она разная. С древних времен яшма стала героиней мифов, легенд и самоцветных преданий, от Египта и до Китая. А в древней литературе яшмой назывались все твердые, пестроокрашенные камни, и нефрит в том числе.

В Корее считали редкую белую яшму величайшей драгоценностью: за ее месторождение знатный кореец предложил владельцу горы пятнадцать городов. А в произведениях корейских авторов фигурируют яшмовые единороги и яшмоподобные красавицы, как и в китайских произведениях: «В литературе – это самый классический и изысканный образ. Яшма чиста, струиста, тепла, влажна, одновременно легка и тверда. Она не грязнится, не зависит от окружающей ее температуры и, следовательно, есть лучший образ благородного человека, не зависящего от условий жизни. Яшма в руке поэта – это стихи. Яшма в порошке – это разбросанные на бумаге перлы  каллиграфа... Яшма – это красивая девушка… Наконец, яшмовый сок – это вино... Решительно все лучшее – это яшма» (академик В. А. Алексеев).

Японская богиня солнца Аматэрасу, отправляя бога Ниниги править землей, дала ему три божественные регалии: яшмовое ожерелье, меч и зеркало, и сказала, чтобы он поклонялся им так, как поклонялся бы ей (в синтоизме нет изображений богов, и предметы могут служить синтай – вместилищем их духа). Зеркало символизировало чистоту, верность, мудрость, яшма — щедрость, послушание, благородство и любовь, меч — силу и доблесть. Эти предметы — символы унаследованной от богов власти императора Японии, они играют здесь ту же роль, что в Европе корона, скипетр и держава, но наделяются еще и сверхъестественными свойствами. Впоследствии регалии были вручены правнуку Аматэрасу, первому императору Японии, и после него переходили по наследству всем императорам на протяжении многих веков. Без этих священных сокровищ власть императора считалась неполной. До сих пор яшмовое ожерелье, представляющее собой связку крупных красных бус фасолевидной формы, хранится в святилище в императорском дворце в запечатанном футляре: никто его не открывал с  незапамятных времен, несколько сотен лет. Считается, что простым смертным нельзя лицезреть священное сокровище. Меч и зеркало тоже были сокрыты в других священных местах, но в результате исторических перипетий в XII веке меч утонул в озере, и была сделана его копия.

В других странах яшма также пользовалась уважением и наделялась магическими и лечебными свойствами. Египтяне делали из нее амулеты от болезней и злого рока, а древние греки вырезали на яшме геммы:
Пять коровок пасутся на этой маленькой яшме;
Словно живые, резцом врезаны в камень они.
Кажется, вот разбредутся... Но нет, золотая ограда
Тесным схватила кольцом крошечный пастбищный луг.
Перевод О. Румера.

 В Древнем Риме гемма со львом на яшме оберегала от отравления и лихорадки. Кроме того, на геммах вырезали инициалы больного, чтобы усилить действие амулета против болезней; такой амулет надевался на шею. На обратной стороне камня для большего эффекта иногда вырезались три буквы «К» (колика) или надпись «для желудка». В IV веке врач Марцелл Эмпирик рекомендовал вырезать на яшме знак «ZZZ», что гарантировало исцеление от болей в боку. Авиценна (Ибн-Сина), персидский врач и философ, живший на рубеже X-XI веков, писал о полезности камня для пищеварения: «Если сделать из него ожерелье и повесить так, чтобы оно доходило до области желудка, это полезно для пищевода и желудка». Яшма красного цвета (кровавая яшма) в Европе считалась помогающей при кровотечениях. А разновидность яшмы, темно-зеленый непрозрачный гелиотроп (кровавик) с красными пятнышками, словно каплями крови, считался в России вплоть до XIX века очень сильным оберегом против всех болезней, но при условии, что он освящен в церкви. У А. С. Пушкина был золотой браслет из гелиотропа, который он носил на предплечье, считая его помощником в любви (сам он называл его бирюзой).  Данте утверждал, что гелиотроп может сделать человека невидимым.

Яшма современная, красотой несравненная

Разнообразие яшм породило сильно разветвленную классификацию ее разновидностей: и по цвету, и по характеру текстуры, и по местонахождениям, и по условиям образования. Лучшие в мире яшмы – это русские, прославленные далеко за пределами России. По словам академика А. Е. Ферсмана, «русская яшма заняла первое место во всём мире по богатству и размерам месторождений, по грандиозности изделий из неё и по бесконечному разнообразию тонов». Он выделял шесть больших групп яшм по характеру текстуры:
– сплошные с однородной окраской – белой, красной, розовой, палевой, фиолетовой, зеленой, а также с пятнами и включениями в виде дендритов («веточек»), «облаков» нежного рисунка, цветных точек;
– полосчатые, параллельно-полосчатые, ленточные с широкими или узкими полосками  красного, зеленого, желтого, серого цвета, волнистые с изогнутыми полосками, струйчатые;
– с однородным мелкозернистым фоном красного, фиолетового, черного цвета и вкраплениями другого цвета – полевых шпатов, с прозрачными зёрнами кварца и черными зернами других минералов, похожая на гранит;
– пестроцветные с пятнистой окраской, цветными жилками, с мягкой, как будто размытой, иногда волнистой окраской;
– брекчии и конгломераты (состоящие из угловатых обломков, сцементированных кварцем и другими минералами);
– сфероидальные – копейчатые, натечные (агатовые).

По большому счету, этих групп достаточно, чтобы описать все возможные виды яшм по текстуре. Но они не вполне отражают то эмоциональное впечатление, которое яшма производит, и поэтому исторически сложилась традиция других названий видов яшмы,  иногда поэтически описывающих ее цвет и рисунок, а также названий яшм из давно известных своими самоцветами мест. С древности известна кровавая яшма темно-красного цвета с небольшими включениями, без рисунков. Подобную ей разновидность, но со сферическим рисунком, называют мясным агатом. Сургучная яшма имеет вид сургуча – красно-коричневой плавкой смеси из твердых смол, которой раньше запечатывали письма и которую еще можно увидеть в почтовых отделениях, где сургучом запечатывают посылки. Агатовая яшма (или яшмовый агат) похожа на агат, с лентами неярких оттенков, перемежающихся прозрачными полосками халцедона. Яшма парчовая напоминает поверхность дорогой ткани парчи с блестящими отливами, с темными и светлыми контрастами. Леопардовая яшма получила свое название за характерный пестрый узор, похожий на пятнистую шкуру хищника. Это брекчиевидная по сути яшма, в которой сцементированы округлые кусочки породы; часто леопардовой яшмой называют риолит – вулканическую горную  породу, которая состоит из вулканического стекла и вкрапленных в него шарообразных кристаллов кварца и полевого шпата. Леопардовая яшма может быть разных цветов: оливкового, желтого, персикового, кремового, с вкраплениями коричневого, розового, красноватого и т.д. Риолиты в США и Европе продаются под названием rainforest jasper (яшма «тропический лес», или «дождевой лес»): глядя на них, кажется, что перед нами пропитанные насквозь ливнями зеленые джунгли с пышной растительностью.

Вообще, чтобы привлечь внимание покупателей, яшме дано много красивых названий; в этом особенно преуспели американцы; США и Африка обладают запасами замечательных и разнообразных по рисунку и окраске яшм, которые просто-таки требуют красивых наименований. Это и «африканская королева» (одноцветная, золотисто-желтая яшма с наплывами, напоминающими песчаные холмы), и «змеиная кожа», и «осенний лист», и океаническая, и фарфоровая яшма (нежных серых и кремовых тонов с еле заметными прожилками). Некоторые виды яшм с весьма характерным рисунком добываются только в одном-единственном месте, как мадагаскарская океаническая яшма-риолит с ярким рисунком из концентрических кругов зеленых и желтых оттенков.

Один из самых красивых видов яшмы, который просто великолепен в  интерьерных изделиях и больших кабошонах, – это пейзажная яшма. Что только не увидится глазу на отполированном спиле такой яшмы! И корабли в морской пучине, и зимний пейзаж, и песчаные барханы. «Вот бушующее море, покрытое серовато-зеленой пеной... На горизонте, сквозь черные тучи, пробивается огненная полоса заходящего солнца. Вот какой-то хаос огненно-красных тонов, кто-то бешено мчится среди пожара, и черная фигура всадника резкими контурами выделяется на фоне пламени. А вот мирный осенний ландшафт: голые деревья, чистый первый снежок, кое-где еще остатки зеленой травы...» (А. Е. Ферсман). Коричневые и черные дендриты окисей железа сойдут за деревья и кустарники, и вот уже на фоне серого неба открывается вид на утреннюю долину с редкими деревьями, затянутую низким туманом. Действительно, уверуешь тут в божественное происхождение самоцвета, когда распилишь его, а на срезе – профиль императора, или  изображение морской баталии, или точная копия пейзажа, который открывается из твоего окна. И одинокое дерево на горизонте такое же, и даже угадывается силуэт местного пастуха со стадом.

Некоторым разновидностям яшмы даны собственные названия: гелиотроп, базанит, плазма, празем, ирнимит, мукаит. Гелиотроп – очень темный зеленый халцедон с красными пятнышками. Базанит – мелкозернистая чёрная яшмовая порода из США (штат Северная Каролина), которая используется в ювелирном деле для определения цвета черты драгоценных металлов. Плазма – мелкозернистая серо-зелёная яшма; празем – луково-зелёная (праземом также называется разновидность зелёного кварца). Ирнимит – уникальный поделочный камень, так называемая синяя яшма, единственное месторождение которой расположено в северо-западных отрогах Тайканского хребта в бассейнах рек Ир и Ними (Хабаровский край, Россия). Строго говоря, ирнимит не полностью синий, ведь полностью синей яшмы не бывает, а с синими и голубыми прожилками и пятнами в вишневой, оранжевой, серой породе.

 Очень красив и своеобразен мукаит – австралийская яшма, получившая название по месту ее обнаружения – Мука-Крик (Mooka Creek) в горах Кеннеди, в ста милях от города Карнарвона на западном побережье Австралии. В мукаите преобладают красный и желтый цвета, есть бордовый, оранжевый, белый, горчичный, розово-серый, малиновый, цвет слоновой кости. Переходы цветов и оттенки мукаита напоминают яркую карамель, сладкие ириски и цветное стекло, особенно когда изделия из австралийской яшмы хорошо отполированы.

С незапамятных времен известна египетская яшма, о которой писал М. И. Пыляев в книге «Драгоценные камни, их свойства, местонахождения и употребление» (1888 год): «В мелких изделиях весьма уважается египетская яшма…, кирпично-красного и различных оттенков бурого цвета, во множестве встречающаяся в виде отдельных шарообразных или эллипсоидальных скоплений в песках по берегам Нила. Различные цвета и оттенки цветов в этой яшме обыкновенно располагаются концентрическими слоями, согласно наружной форме кусков. Но самою редкою и дорогою, из числа всех сортов яшм, считается другая египетская яшма, имеющая снежно-белый цвет с едва заметными розовыми прожилками».

 В России принято называть разные виды яшмы по месту их обнаружения: сибайская, орская, кошкульдинская, аушкульская, калиновская, калканская, ревневская и т.д. Лучшими в мире считаются яшмы Урала и Алтая. Богатейший уральский яшмовый пояс тянется с севера на юг; самые известные уральские яшмы – орская и сибайская, которые приобрели славу далеко за пределами России. Орское месторождение (город Орск на левом берегу реки Орь, гора Полковник) разрабатывается более 250 лет. Орская яшма – пестроцветная пейзажная и ленточная, в сургучно-красных и зеленовато-серых тонах. У нее три основных разновидности: с концентрическим рисунком типа разрезанной свеклы; брекчиевидная; с флюидальным рисунком, образованным светлыми и темными красными и фиолетовыми струйками. Во всех встречаются кварцевые прожилки, иногда содержащие черных магнетит, и блестящие золотые кубики пирита. Тверже орской яшмы только алмаз и корунд.

Академик А. Е. Ферсман писал об орских яшмах:  «Самое замечательное в мире месторождение пестроцветной яшмы, гора Полковник, расположено в 6–7 км от города… Трудно дать характеристику этой яшмы, настолько разнообразны ее рисунок и окраска; свыше 200 разновидностей знаем мы в этом районе, и лучшие рисунки и расцветки, о которых мы говорили выше, относятся именно к яшмам этого месторождения». Чередование темно-красных и зеленых полос характерно для калиновских яшм, месторождение которых находится в тридцати километрах к северу от горы Полковник.

Южноуральская сибайская яшма является гордостью Башкортостана и добывается в районе города Сибай. Все краски есть в сибайской яшме, но в изделиях камнерезного искусства и ювелирных украшениях используется прежде всего темно-вишневая, с прожилками полупрозрачного «ледяного» кварца яшма, с переходами от бордово-коричневого до кремово-розового. Сибайская яшма хороша во флорентийской мозаике: богатство полутонов позволяет так подобрать отдельные кусочки, что  невозможно поверить, что это мозаика, а не картина, написанная красками. Портсигары, письменные приборы и часы из сибайской яшмы есть в каталоге «Галереи Самоцветов». Там же есть великолепные панно с использованием техники флорентийской мозаики.

Аушкульская яшма добывается на севере Урала, в Башкортостане, около города Миасса. У этой яшмы цвет старой слоновой кости с нежными ветками марганцевых дендритоз. К югу от Аушкульского месторождения в горе Сабинда находится знаменитое месторождение калканской яшмы серо-зеленого цвета. Знаменитая кошкульдинская яшма добывается с 1756 года у деревни Кошкульды. Для нее характерно смешение насыщенных малиново-красных, зелёных, палевых, чёрных тонов с еле заметными переходами зелёного цвета. Аушкульская яшма была завезена в Санкт-Петербург для украшения Тронного зала и Яшмовой гостиной строящегося третьего Зимнего дворца.

Не менее красивы алтайские яшмы, среди которых особенно выделяются ревневские, месторождение которых находится в двадцати пяти километрах на восток от города Змеиногорска. Ревневская яшма – зеленая волнистая или парчовая с пятнами фисташкового или желтого цвета, «добываемая из Ревневой горы (также Ревенная гора или Ревнюха)  в Алтайском горном округе, представляет волнистую перемещаемость темно-зеленых полос с серовато-зелеными и серовато-белыми полосами…» (М. И. Пыляев).

Невероятно разнообразие русских яшм. А сколько яшм на планете – и представить сложно, тем более что многие из них уникальны. Вот, например, яшма чжохуа, китайская яшма, так называемый камень-картина, который добывается в единственном в мире месте – на реке Лючжоу в Китае. Красно-коричневые узоры яшмы чжохуа напоминают кровеносную систему. А цветочная китайская яшма и действительно напоминает легко узнаваемую своеобразную китайскую живопись. Почему такая яшма есть именно в Китае? Или почему пустыни с дюнами и барханами можно найти только на яшме «африканская королева»? В чем секрет этой загадочной, волшебной, невообразимой яшмы – остается только гадать. В Благовещенском Соборе московского Кремля пол выложен яшмой. Сколько людей прошло по нему за пятьсот лет, а он будто только что создан, не тускнеет и не вытирается. И это чудо - яшма - так и останется, вечно неизменная, по-прежнему волшебная и несравненная.

 

 

Страниц: 1 ... 23 24 25 26 27 ... 35 | ВверхПечать