60-летний житель германского портового города Нейштадта Кай-Август Энгельбрехт является обладателем необычной татуировки. Когда еще 5-летним мальчиком он поступил в торговый флот, то решил вести хронику своей морской карьеры весьма необычным способом — на собственной спине!
Вначале он заказал татуировку двух земных полушарий. А после окончания каждого рейса просил нанести на спину трассу, по которой проследовало его судно. На протяжении 45 лет Энгельбрехт избороздил все моря и океаны и посетил неисчислимое количество портов. В результате его спина сейчас покрылась очень густой сеткой голубых линий, пересекающихся во всех направлениях. При некотором усилии по его спине можно воспроизвести каждый рейс.
Однако своеобразный рекорд в этом смысле принадлежит все же не Энгельбрехту, а англичанину Уилфреду Харди из Нотингемшира. Не удовлетворившись тем, что весь его кожный покров был покрыт татуировками (за исключением 4%), он поместил их даже на внутренних поверхностях щек, языке, деснах и бровях.
Среди женщин наиболее «украшенной» является жительница Канады, актриса стриптиза Кристин Колорфул. Татуировками покрыто 95% ее тела. Для этого Кристин понадобилось 10 лет. У Уолтера Стиглица из Нью-Джерси тело разукрашено не так плотно, зато по количеству татуировок ему нет равных: он специально, в присутствии свидетелей, зарегистрировал 5465 татуировок, произведенных шестью художниками…
* * *
Слово «татуировка» вошло в русский язык из французского (tatouer — татуировать), а французы заимствовали его из полинезийских языков, где tatoo означает: раскрашенный, разрисованный. Спутники английского мореплавателя Кука привезли в Европу это новое слово.Разрисовывание тела — древний обычай многих народов мира. Когда в руках этнографов накопился обширный материал о культуре отсталых народов Австралии, Океании, Америки и Африки, появилась возможность судить о происхождении и смысле этого обычая. Выяснилось, что существует много разных способов раскраски тела. При одном из них с помощью острых орудий (игл, костей, раковин) на тело, по контуру будущего узора, наносятся ранки, в которые затем втирают краски. Процедура эта мучительна и нередко вызывает сильное воспаление кожи и даже заражение крови.
Столь же широко известен и обычай раскрашивания кожи цветной глиной, известью, сажей. Поскольку раскраску нужно было постоянно возобновлять, она в отличие от татуировки носила временный характер.
Разноцветные татуировки пришли к нам из Китая и Японии, где впервые были созданы устойчивые виды туши. Рисунки, сделанные с применением цветной туши, получаются более реалистичными и объемными, что нашло большой отклик у любителей этого вида искусства. В связи с этим появилось даже новое направление — татуаж, позволяющий современным модницам навсегда подчеркнуть выразительность своих глаз или исправить линию губ.
Уникальнейшее свидетельство о древней татуировке дали раскопки знаменитых пазырыкских курганов (I тысячелетие до новой эры). В одной из погребальных камер, в слое вечной мерзлоты, было найдено тело племенного вождя, покрытое татуировкой, нанесенной задолго до его смерти. С татуировкой были знакомы и народы Европы. В Греции и Риме таким способом наносили клеймо на тело раба.
Геродот приводит случай, когда текст тайного послания был вытатуирован на голове раба. Текст прочли, обрив раба наголо.
В царской России наколку на теле делали принудительно. По указу Екатерины II преступников клеймили одной буквой. «Б» означало «бунтовщик», «В» – вор. Для ссыльно-каторжных времени и краски не жалели: каторжников метили тремя буквами: на правой щеке – «К», на лбу – «А», на левой щеке – «Т». Получалось «КАТ» - каторжный.
В Европе моду на татуировку «ввел» английский моряк Джон Резерфорд. В 1830 году он вырвался из рук дикарей, в плену у которых томился целых десять лет. Он вернулся в Лондон с разрисованным телом, на котором были запечатлены диковинные птицы и животные. Многие хотели своими глазами увидеть «живую картину», которая ходит и ест. Джон охотно показывал себя, но - за деньги.
В Лондоне немедленно нашлись люди, которые сделали из татуировки моду - покрыли себя несмываемыми картинами, однако - в отличие от несчастного Джона - только на открытых, видимых частях тела. Моряки разнесли новое увлечение по всему цивилизованному свету.
В России в девятнадцатом веке наколку на теле делали, в основном, заключенные тюрем. Там, конечно, не было не только спирта, но даже туши, чтобы втереть ее в проколотую кожу. Поэтому своеобразной краской служил пепел сгоревшей резины, разбавленный … мочой. Получались чернила темно-синего цвета.
"После русско-японской войны наколки стали делать и моряки, которые свою печаль по утонувшим товарищам и кораблям хотели увековечить каким-то поступком, требовавшим мужества. Тысячи матросов вернулись в свои деревни с изображением крейсера Варяг."
Вскоре наколка на груди стала гордым знаком принадлежности к отважному морскому делу. Тысячи якорей покрыли мужественные руки моряков. Сначала якорю было определено место между большим и указательным пальцами правой руки, потом крупный символ флота появился и на бицепсах, на бедрах и ногах.
* * *
Откуда возник обычай татуировки? Можно предположить, что боевые рубцы и шрамы, которые покрывали тело закаленного воина и охотника, постепенно стали связываться в сознании людей с представлениями о мужестве и зрелости человека. В систему инициации - обучения и обрядовых испытаний молодежи - вошли и различные болевые испытания (ожоги, ранения). Только те, кто мужественно проходил весь цикл инициации, получали и все права взрослого человека, а свидетельством этого были рубцы и шрамы, как своеобразный аттестат зрелости, записанный прямо на теле.
"Постепенно развилась целая система знаков татуировки. Посвященному человеку они говорили о многом: к какому роду и племени принадлежит носитель татуировки, какое он занимает общественное положение (были специальные знаки вождей, ремесленников, охотников)
В Полинезии, где татуировка достигла наиболее высокого развития, отдельные элементы ее рисунка приобрели строго определенное значение. Знатные люди, вожди племен покрывали татуировкой все тело. По ее узорам можно было узнать о родословной этого человека, о совершенных подвигах, о знаменательных событиях в его жизни. А это уже целая автобиография, записанная на теле.
Ежегодно, в феврале, тысячи людей собираются на своеобразный фестиваль татуировок, который проходит в монастыре Вет Бенг Пра, что в 50 километрах к западу от Бангкока.
На коже своих многочисленных клиентов со всего мира, кроме текстов молитв, местные монахи рисуют магических животных, изображения которых, как считается, защищают их носителя от различных несчастных случаев.
* * *
Вообще, в магическую силу татуировок люди верили с древнейших времен. Нанося изображение тотема или духа, члены племени таким образом как бы заручались его помощью на охоте, в работе и в борьбе с врагами.Татуировка в виде маленькой птицы у глаза служила для исправления зрения. Детям нередко выкалывали точки на носах, чтобы защитить их от травм. Знак орла даровал особую силу, а вытатуированная на плече рыба защищала женщин от нежелательного внимания незнакомцев.
Нанесение магических татуировок сопровождалось целым ритуалом, включающим призывы к духам-хранителям и животным, чью силу хотел вобрать в себя будущий хозяин изображения. Операция производилась специальным человеком, близким по своему социальному положению к статусу шамана, без применения обезболивающих средств, потому что считалось, что в противном случае человек не будет с должным почтением относиться к вошедшим в его тело духам и с течением времени последние даже могут обратиться против самого обладателя их изображения. Хозяин татуировки нес на себе полную ответственность за нее и должен был доказать своими действиями, что он достоин покровительства тех духов, которых выбрал.
В Японии ныне существует довольно оригинальный музей татуировки, имеющий свыше ста экспонатов. Владельцы музея ищут на рынках и в притонах татуированных с ног до головы бродяг и заранее покупают их… кожу! По договоренности, за определенную плату, продавец собственной «шкуры» завершает продажу ее музею после своей смерти. Естественно, что количество «экспонатов» музея непрерывно пополняется.
Вместе с тем специалисты не советуют спешить, если вы хотите украсить себя каким-нибудь изображением или надписью. По их мнению, вкусы могут довольно быстро измениться, а вот расстаться с «нательной живописью», если она вам надоест, будет весьма проблематично. Как установили социологи, большинство людей, сделавших себе татуировки, пошли на этот шаг под влиянием компании, любимого человека или из мимолетной прихоти. Причем многие уже вскоре начинают жалеть о своем поступке.
Исследование, проведенное Американской ассоциацией дерматологической хирургии, показало, что в последние годы число процедур в клиниках США по удалению татуировок только при помощи лазера увеличилось на 27%.
Стоит также помнить, что наличие татуировок может стать препятствием при устройстве на работу, так как многие работодатели отрицательно относятся к подобным вещам, резонно полагая, что внешний вид сотрудников влияет на репутацию компании.
В этой связи стоит упомянуть недавний беспрецедентный приказ Уильяма Лэнсдона, шефа полицейского управления Сан-Диего - одного из городов Калифорнии. Лэнсдон категорически распорядился своим сотрудникам татуировку не делать, а если таковая уже есть и является «чрезмерной», то есть покрывает более 30% поверхности бицепсов, предплечий или кистей рук, ее следует прикрывать. Как? Одеждой - длинным рукавом, перчатками, галстуком. Кстати, татуировка на ключицах вообще объявлена вне закона.
Чем же, спрашивается, вызваны подобные строгости?
Оказывается, жалобами населения, которое принимает, порой, полицейских в штатском за бандитов. Неоднократно также имели место случаи, когда патрульные, принимавшие участие в задержании преступников, принимались за их сообщников из-за того, что были буквально «расписаны» татуировками...
__.jpg
(65.84 Кб, 345x550 - просмотрено 1715 раз.)