Максимум Online сегодня: 643 человек.
Максимум Online за все время: 4395 человек.
(рекорд посещаемости был 29 12 2022, 01:22:53)


Всего на сайте: 24816 статей в более чем 1761 темах,
а также 358428 участников.


Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

 

Сегодня: 25 04 2024, 14:19:45

Мы АКТИВИСТЫ И ПОСЕТИТЕЛИ ЦЕНТРА "АДОНАИ", кому помогли решить свои проблемы и кто теперь готов помочь другим, открываем этот сайт, чтобы все желающие, кто знает работу Центра "Адонаи" и его лидера Константина Адонаи, кто может отдать свой ГОЛОС В ПОДДЕРЖКУ Центра, могли здесь рассказать о том, что знают; пообщаться со всеми, кого интересуют вопросы эзотерики, духовных практик, биоэнергетики и, непосредственно "АДОНАИ" или иных центров, салонов или специалистов, практикующим по данным направлениям.

Страниц: 1 2 3 4  | Вниз

Ответ #15: 04 03 2012, 19:12:32 ( ссылка на этот ответ )

Южная и Центральная Америка

Во время завоевания Америки в Европу попали и оригинальные местные собаки, весьма почитаемые индейцами. Статуэтки собак, найденные при раскопках в Мексике, свидетельствуют об их почитании. Собаки, выведенные индейцами, без человека совершенно беспомощны и в природе не могли бы существовать. У ацтеков Ксолтль, Бог Смерти и Заходящего Солнца, имеет голову собаки и является покровителем собак. Собака была психопомпом, и ее часто приносили в жертву у гробницы, чтобы она сопровождала умершего в дороге на тот свет. Последним знаком мексиканского зодиака, представляющим период хаоса, когда не было времени, была собака, символизирующая смерть и, одновременно, воскресение. В 20-дневном календаре древних культур Центральной Америки собака (у ацтеков итцкуинтли, у майя - оц) - символ 10-го дня; собаки в Древней Мексике приносились в жертву мертвым, считалось, что они сопровождали мертвых в загробный мир, поэтому их хоронили вместе с умершими. Считалось, что рожденные в день собаки предопределены к властвованию и раздаче богатых даров. Собак является также формой проявления бога Шолотля ("Близнеца"), при чем собаки должны были пepeпpaвлять мертвых через девятикратное русло в подземный мир. Солнце, уходящее на западе в земную паст, сопровождается Шолотлем. Она проводит его через подземный ми вновь к месту восхода, затем умирает сама и снова оживает в качестве проводника. Из этой двузначной роли проистекает и его имя (сын Молния). У племен индейцев Южной Америки гром - это лай собак, скучающих по хозяину.

 

 

Ответ #16: 05 03 2012, 19:29:59 ( ссылка на этот ответ )

Скандинавия

Представления о собаке как об охраннике в кельтской жизни широко представлены в одном их мифов о ранних годах жизни Кухулина. Кухулин - получил свое имя - "пес Кулина", - от того, что убил собаку могучего чародея-кузнеца Кулина и согласился выполнять у него обязанности собаки в течение семи лет - пока не подрастет достойная замена погибшему животному. Это "родство" с собаками сохраняется и во взрослой жизни Кухулина: так он не мог есть собачье мясо: это было табу для него. Когда же он нарушил этот закон и съел мясо пса, силы его ослабли и в итоге герой умер. Этот эпизод очень интересен, так как собаки часто использовались в качестве еды в раннекельтском обществе: об этом свидетельствуют археологические находки Железного века. Но в тоже время ритуальная и сакральная роль собаки была очень значительной в Британии и Галлии. Также выполняли особую роль и шкуры собак. Древнеримский писатель Диодорус Сикулус замечает: "Кельты, когда едят, то сидят не на стульях, а на земле, подложив под себя шкуры собак или волков." Так же широко были распространены особые гадания по внутренностям собак, свиней и кошек. Как мусорщики и падальщики собаки связывались со смертью. В большинстве древних культур существуют верования о том, что дух еды попадает в того, кто ее съел (отсюда, множество обрядов, связанных с поглощением еды). Так что собака, съевшая труп, рассматривается как поглотившая не только плоть, но и душу человека. По верованиям кельтов в подземном королевстве Аравн, которым правит Пвил, есть стая сверкающих белых собак с красными глазами. Собаки Аннвна считались предвестниками смерти, и описывались в ранних уэльских поэмах как маленькие, пятнистые, серовато-бурые собаки, ведомые на цепях черной рогатой фигурой. Эти собаки появлялись только ночью для того, чтобы собрать души и тела умерших. Собака ассоциировалась с целительными водами и сопровождает богов охоты, войны и героев, а также богацелителя Ноденса. Суцеллоса также сопровождает собака. Финн, герой сказаний, имел гончих Брака и Скеолана, которые были рождены его теткой Туирен, превращенной в красивейшую гончую. У Одина (Бодана) есть две собаки и два ворона в качестве советчиков. Пес-чудище Гармр охраняет вход в подземный мир. Отрицательные аспекты в символике собак проявляют себя довольно редко, например, у северных германцев пес преисподней Гарм, убивающий на исходе мира Рагнарёк (Конец света) бога Тора и одновременно погибающий от его рук сам. Интересное место в мифологии кельтов занимает собака. Божественные герои кельтов часто изображались вместе с собаками. Галльского Сукеллоса, имеющего свои символы - колотушку и тарелку, всегда сопровождает собака. Богиня Негалленея, покровительница морских купцов и местом поклонения которой был остров Вальхерен, также имеет собаку. Эпону иногда тоже сопровождает собака; любил собак и бог британских кельтов Нодон. Сохранилось любопытное изображение некоей богини, которая кормит одной грудью мужчину, а другой - собаку. Часто можно узнать породу собак, изображенных на изделиях кельтов. За исключением маленького бронзового терьера из Нортумберленда, все они явно относятся к породе гончих. "Собака принадлежащая..." независимо от происхождения входит в состав разных топонимов Британских островов. "Сукин сын" - не всегда это было инвективным выражением, и об этом говорит история имени героя Маккона, то есть - "сына собаки", который получил его, потому что в младенчестве его невозможно было оторвать от суки по имени Рыжая Элуар.. Примеры можно множить до бесконечности, разделив "собачьи истории" кельтов на темы, скажем, приносящих зло собаках; собаках, приходящих на помощь; о заколдованных собаках. По немецкому поверью в виде черных собак (обыкновенно с огненными глазами) скитаются по ночам души самоубийц, предательски убитых людей и великих грешников - развращенных священников и несправедливых судей. По польскому поверью в образе собак выходят из воды души утопленников, возвращаются на свет души ведьм и самоубийц. По немецкому поверью ни воры, ни демоны не могут проникнуть во двор, охраняемый собакой-"четырехглазкой". У легендарного царя Артура жила собака Кавалла. У северных народов Гармр, "пожиратель", часто изображается псом Бримо, или его сопровождает собака. Иногда собака сопровождает Пастыря Доброго. Обычно она - спутник целителей, таких как Эскулап, а также всех охотниц и Богинь-Матерей. Мать-Богиня часто называется "сукой" и изображается как щенящаяся Черная собака, олицетворяя колдовство, дьявольские силы, проклятие, смерть
Избежать катастрофы может только тот, кто считает ее возможной. - В. Швебель

 

 

Ответ #17: 05 03 2012, 19:46:25 ( ссылка на этот ответ )

Собака в мифологии

Боже, помоги мне быть таким человеком, каким считает меня моя собака!
Януш Леон Вишневский

Собака, наиболее близкое человеку животное, олицетворяет такие добрые качества как верность, бдительность, привязанность, искренность и послушание. В некоторых традициях она выполняет функции культурного героя, мифического первопредка, принесшего людям огонь. Кроме того, собака, посвященная богам войны, может быть образом храброго и решительного воина, символизировать силу, мужество и активное внимание.

Будучи помощником человека, собака ведет его по дороге к цели. Собака сопровождает человека в течение дня жизни и является его проводником через ночь смерти. Великие проводники душ, такие как Анубис, Геката и Гермес изображаются с головой собаки или имеют собаку в качестве своего атрибута. Во многих мифологиях собака охраняет границы между мирами, является стражем и владыкой подземного мира, где властвуют хтонические и лунные божества. Это мир снов, царство тьмы, другая сторона жизни, где, однако находится точка, в которой смерть становится возрождением. Здесь происходит возвращение к истокам, это энергетический центр, где пребывают силы возобновления.

В Древнем Египте встречаются кинокефалы, божества с головой собаки. Их задача — бороться с чудовищами, уничтожать врагов света и охранять вход в священные места. Анубис, покровитель умерших, почитался в различных образах — черного шакала, дикой собаки Саб, в виде человека с головой шакала или собаки. Анубис-Саб считался судьей богов. Его основные эпитеты «Хентиаменти», то есть тот, кто находится перед страной Запада (царства мертвых), «владыка Расетау» (царства мертвых), «стоящий перед чертогом богов». Анубис из «другой стороны жизни» принимает покойника, сопровождает его до берега на барке мертвых и присутствует при взвешивании сердца. Именно Анубис мумифицирует труп Озириса.

Черный Анубис связан с первым этапом алхимического процесса, «черным деланием», которое в психологическом плане означает вхождение в хаос, разъединение, распад. Древние греки отождествляли Анубиса с Гермесом.

В греческой мифологии собака — это атрибут Гермеса, посланника богов, покровителя путников, проводника душ умерших. Являясь психопомпом, подобно Гермесу, собака в то же время обладает способностями целителя и сопровождает бога медицины Асклепия (Эскулапа). Она может исцелять, давать рождение, новую жизнь.

Чудовищный трехголовый пес Кербер охраняет вход в мир мертвых, Гадес. Он охранник владений Гадеса, куда прибывают мертвые в лодке Харона. Гадес — это страна теней, но внутри, в ее глубинах, хранятся сокровища. Это богатства внутреннего, духовного мира, которые охраняет Кербер.

С подземным миром связана и Геката, хтоническая богиня мрака, ночных видений и чародейства, которая появляется в облике собаки или в сопровождении своры собак, «псов войны». Геката выступает в образе божества, связывающего два мира — живой и мертвый. Она олицетворяет мрак, вместе с тем это лунная богиня, близкая Селене и Артемиде. Артемида, дева-охотница, покровительница леса и диких животных, владычица циклов времени, ее тоже сопровождает собака.

В Древней Индии Индру, царя богов, сопровождает собака Сарама («быстрая»), которой посвящен один из гимнов в «Ригведе». Индра посылает Сараму на поиски пропавших коров к паниям, а затем освобождает их из плена. Сарама — мать двух чудовищных псов, Шарбаров, охраняющих царство Ямы. Эти четырехглазые псы с широкими ноздрями, стражи и вестники Ямы, «царя мертвых», бродят среди людей, высматривая свою добычу — людей, которым суждено умереть.

В Древнем Иране есть предание, что на Древе Всех Семян сидит Сенмурв, священный пес Ахурамазды, покровитель зародышей и всходов. Он изображается крылатым и покрытым рыбьей чешуей, что символизирует господство в трех стихиях — в воздухе, на земле и воде. Каждый раз, когда он подымается, у дерева вырастает тысяча ветвей; когда он садится, он ломает тысячу ветвей и рассеивает их семена.

У зороастрийцев собака — второе по святости существо после человека, «самое любезное творение». Кормление собаки, в том числе ритуальное, имеет большое значение: пища, данная собаке, предназначается для душ умерших; время кормления собаки — сразу после захода солнца — принадлежит фравашам, душам умерших. Для выполнения погребальных обрядов в зороастризме используют белых «четырехглазых» собак (с темными пятнами под глазами). «Четырехглазость» подразумевает способность собак видеть саму смерть, с чем связан ритуал «сагдид» («взгляд собаки», «осматривание собакой»), когда собака своим взглядом прогоняет от мертвого тела дэва трупной скверны. Две собаки стерегут мост Чинват, ведущий в мир иной.

У ацтеков Шолотль, брат-близнец Кецалькоатля, имеет голову собаки. Собака, как Шолотль, который сопровождает Солнце в его путешествии в подземном мире, могла провести умерших к месту вечного пребывания. Шолотль, Венера вечерняя, вместе с Кецалькоатлем, Венерой утренней, отправляется в Миктлан, царство мертвых, за костями людей прежних эпох ради создания людей нового поколения; он помогает Кецалькоатлю избежать коварных ловушек Миктлантекутли, владыки подземного царства, и вернуться из царства мертвых, получив желаемое. Десятый день календаря ацтеков является днем пса. Последним, тринадцатым, знаком мексиканского зодиака, представляющим период хаоса, безвременье, было созвездие Собаки, связанное с понятием смерти и, одновременно, с воскресением, возобновлением.

В кельтской мифологии собака сопровождала богов охоты, войны и героев, а также бога-целителя Ноденса. Одним из атрибутов солнечного бога Луга был волшебный непобедимый пес, знаменитый еще и тем, что «...стоило ему в ручье омыться, как воды в нем текли вином и молоком».

В ирландской традиции Кухулин — главный герой многочисленных саг. В раннем возрасте он отличился тем, что убил чудовищного пса кузнеца Кулана. Имя Кухулин — «Пес Куланна» — герой получил после того, как вызвался заменить убитую им собаку в качестве сторожа.

В скандинавской мифологии демонический пес Гарм является стражем подземного мира. В последней битве перед концом мира он вырвется на свободу и вступит в бой с асом Тюром. В этом сражении оба погибнут.

В древней мифологии славян в крылатую «собаку — птицу» мог воплощаться солнечный бог Семаргл , входивший в число семи божеств древнерусского пантеона. Семаргл символизировал Солнце летнего солнцестояния и считался охранителем посевов.

Предки верили в дар предсказания этих животных, которые предчувствовали пожар, несчастье, смерть. Раздвоенность образа собаки, его «нечистота» проявляется в тех легендах и сказаниях, где речь идет о способности ведьм и упырей превращаться в собак.

В символизме христианства собака означает верность, бдительность, охрану, а иногда становится аллегорией священника, «доброго пастыря». Как хранитель стад собака олицетворяет епископа или проповедника. Черные и белые собаки — знаки ордена Доминиканцев.

Собаку и волка можно рассматривать как два взаимодополняющих аспекта одного символа. Символически собака является светлой стороной волка. К примеру, у Аполлона, сияющего повелителя Солнца, друг — волк, тогда как у его сестры, Артемиды, лунной богиня — собака.

.....

150 тысяч лет тому назад их пути разошлись с волчьими. 17 тысяч лет назад они заключили союз с человеком. По некоторым свидетельствам, это случилось в Азии — вероятно, в Китае. Теперь их свыше 800 пород, некоторые из которых, обладай они разумом, приняли бы друг друга за инопланетян: одни достигают в длину 30 см и весят всего пару килограммов, другие имеют около метра в холке и могут загрызть взрослого волка. Они сопровождают человека везде — даже в фантастике и фэнтези. Их роли очень скромны, их имена редко гремят по всей Галактике. Но как бы далеко ни заходил человек, он всегда может рассчитывать на помощь собак.

Чаще всего собак можно встретить в произведениях для детей или комедиях. Они смотрят умными глазами, машут хвостами и добавляют в сюжет немного позитива. А иной раз побегают-побегают по старому индейскому кладбищу и вдруг как вцепятся хозяину в горло! Нет, с вымышленными собаками не все так просто. А как именно непросто — мы сейчас узнаем.

Собака — существо очень противоречивое. С древних времен она символизировала как преданность и верность, так и нечистоту, разврат. Первое стало следствием негласного договора, заключенного с первобытными людьми десятки тысяч лет назад. На этот счет есть разные теории. Возможно, люди брали на воспитание осиротевших волчат, долгое время прикармливали волков около своих жилищ — так, что оба вида привыкли друг к другу; либо даже разводили их на мясо как обычный скот. Так или иначе, сегодня собаки и люди привязаны друг к другу на генетическом уровне.
Венгерские ученые из университета Отвос вырастили в одинаковых условиях щенков собак и волчат. Когда они достигли четырехмесячного возраста, был проведен эксперимент. В одном из многочисленных контейнеров спрятали мясо. Люди жестами или глазами показывали своим подопечным, где оно находится. Собаки отлично поняли это, а волки не смогли расшифровать подсказок.

С развитием религий акценты в отношении людей к собакам несколько сместились. На передний план вышли их «негативные» черты. Собаки кусаются, разносят блох, валяются в грязи и устраивают непристойные «свадьбы» — значит, они нечисты, а то и вовсе служат темным силам. У древних иудеев сравнение человека с псом, особенно мертвым, считалось крайне унизительным (1-я книга Царств, 24:15). Все, что было связано с собаками, объявлялось мерзостью: деньги, полученные от продажи пса, приравнивались к плате блудницы и не могли вноситься в скинию (святилище).
Подобное отношение к собакам прослеживается во всей Библии. Апостол Павел называл лжеучителей псами (к Филиппийцам, 3:2). Царь Соломон и апостол Петр именовали так грешников («глупый повторяет глупость свою, как пес возвращается на свою блевотину»; Притчи, 26:11, см. также 2-е Петра, 2:22). Ругательство «собака» практически универсально — библейские патриархи называют так гонителей, лжеучителей, нечестивцев и язычников. Единственную «добрую» реплику про собак позволил себе Соломон: «Даже псу живому лучше, чем мертвому льву» (Екклесиаст, 9:4), имея в виду, что даже самая ничтожная жизнь ценнее мертвого могущества.

Христианским покровителем собак считается святой Рох (1295—1327). Однажды он заболел чумой и удалился в лес, чтобы спокойно умереть. Однако рядом с его шалашом вдруг забил родник, а охотничья собака местного феодала стала приносить ему хлеб. Вскоре святой выздоровел.

В исламе все собаки считаются нечистыми. Кроме того, черных псов Мухаммед называл шайтанами. Большинство мусульман не заводят этих животных у себя дома, поскольку пребывание в одной компании с собаками аннулирует некоторую часть добрых дел, совершенных правоверным. Кроме того, запрещено торговать собаками или менять их на что-либо. Религиозные толкования утверждают, что Пророк разрешил убивать нечистых тварей прямо на священной (храмовой) земле.
Известно, что древние египтяне почитали кошек. Но когда нужно было принести нерушимую клятву, они клялись собакой. Вероятно, это было связано с культом бога Анубиса — стража мертвых, имевшего голову шакала (собаки, так же как и кошки, подвергались мумификации). Исследователи считают, что «назначение» семейства псовых в стражники загробного мира произошло по той простой причине, что шакалы были завсегдатаями кладбищ.

Более того, существуют предположения, что египтяне стали устраивать глубокие гробницы в скалах не только для защиты от воров, но и потому, что шакалы постоянно разрывали обычные могилы и пожирали трупы.

Греки, а позже римляне доверили охрану мертвецов Церберу — порождению Тифона и Ехидны, имевшему три головы (согласно другим версиям — 50 или 100) и змеиный хвост. Цербер действовал по схеме «всех впускать, никого не выпускать», однако периодически терпел издевательства со стороны героев. Геракл избил его и вытащил на свет божий, чтобы показать царю Эврисфею (там, где капала слюна пса, вырос ядовитый аконит). Орфей усыпил бедное животное сладкими песнями. Гермес сделал то же самое с помощью сонных вод реки Леты, а Сивилла одурманила собаку наркотическими растениями, смешанными с медом.

У Цербера имелся двухголовый брат Орт, считавшийся отцом Сфинкса.

Индуисты верят, что собака — посланник Ямы, бога смерти, охраняющая вход в другой мир. Из этих соображений второй день праздника Тихар, проводимого обычно в ноябре, посвящается собакам. В Непале это происходит следующим образом: верующие рисуют на лбах собак тику (иначе тикалу — красную точку из киновари), увешивают их гирляндами из бархатцев, воскуривают благовония и поют над собаками религиозные гимны.


Насколько это нравится животным — неизвестно, однако положительный момент в данном празднике для них все же есть: собак принято кормить до отвала, чтобы они запомнили угощение и на том свете пропустили человека в рай. Это обстоятельство несколько обесценивается тем, что после дня собаки на четвертый день праздника Тихар непальцы поклоняются коровьему навозу.

Китайская мифология поместила собаку на небо. Она стала одним из 12 знаков зодиака, ассоциированным с металлом и знаком «Ян»*. Ян - Последний год собаки длился с 29 января 2006 по 17 февраля 2007. В следующий раз он наступит 19 февраля 2018 года.

Славянская мифология тесно связывала собак и волков. Подобный подход был характерен и для скандинавов (два волка сопровождали Одина в качестве его псов). Наши предки считали волков «собаками» леших и высших существ. Например, святой Георгий на Юрьев день собирал волков и ездил на них, как на собаках.
Немалым спросом на Руси пользовались ярчуки — собаки с лишним пальцем (волчьим зубом, гадюками под нижней губой), способные чуять нечистую силу. С их помощью распознавались колдуны, выбиралось место для строительства дома или разбивки огорода. Собачий лай помогал путникам найти дорогу к жилищу. По собакам на святки гадали девицы — куда пес гавкнет, там и живет суженный. Если собака раскачивается из стороны в сторону — хозяин скоро отправится в дорогу. Если воет, опустив морду вниз, или копает под окном — к покойнику. Воет, задрав голову — к пожару, ест траву — к дождю. Жмется к хозяину — к несчастью, много спит — к ненастью, не ест ничего после больного человека — дни того сочтены.

Некоторые былинные богатыри именовались «сынами собаки» — Сучичами, Сученками или Сукевичами. Собачья голова имелась у богатыря Полкана, однако самым известным представителем племени кинокефалов (псоглавцев) стал Святой Христофор, почитаемый как православной, так и католической церковью.

До принятия христианства он был великаном-бербером по имени Репрев (Отверженный) и, как все представители своего племени, имел собачью голову. Уверовав в Христа, дикарь стал творить чудеса: умножать хлеба, вызывать цветение сухого посоха, говорить на незнакомых ему языках и т. п. Император Деций нанял двух блудниц склонить собакоголового проповедника назад в язычество, однако своих прямых функций они не выполнили, а напротив, приняли христианство. Святого, как это было принято в третьем веке нашей эры, замучили и обезглавили.

Житие Христофора не имеет документальных подтверждений, однако дикарь с головой собаки не считается чем-то из ряда вон выходящим. Еще в Древней Греции существовала традиция расписывать жителей дальних стран в самых нелицеприятных тонах. О псоглавцах писали историки Индии, Персии, Египта, Китая, Рима... Позднее о людоедах с собачьими головами упоминал Марко Поло и Августин Блаженный. Обычно их помещали в Африку, однако, к примеру, французский картограф Пьер Десилье (1550 г.) указал областью их обитания северо-восток Московии.

Святой Христофор. Почему-то похож не на собаку, а на лошадь.

Кинокефалов встречал даже Христофор Колумб, однако на поверку они оказались простыми индейцами-карибами. Есть мнение, что помимо общего пренебрежительного отношения к дикарям, причиной для выдумывания псоглавцев стали... павианы (бабуины).

В армянской мифологии есть аралезы — небесные духи собак, зализывавших раны убитых воинов и тем самым воскрешавших их.

 

 

Ответ #18: 21 05 2012, 00:58:39 ( ссылка на этот ответ )

Собака создала человека

Главным фактором, с помощью которого человек возобладал над неандертальцем, было приручение собаки, считает американский палеоантрополог Пэт Шипман.

Почему неандертальцы, без особых проблем прожив в Европе около четверти миллиона лет, вымерли почти сразу после того, как туда пришел из Африки человек современный, наш предок, анатомически, а может, даже и поведенчески не отличавшийся от нас? На этот вечный вопрос палеоантропологии до сих пор нет ответа.

Сначала считали, что люди просто победили неандертальцев в многотысячелетней межвидовой войне, практически полностью их истребив, но эта версия продержалась недолго, потому что не нашла ни одного подтверждения. Потом заявили, что во всем виноват Ледниковый период, что неандертальцы просто не сумели адаптироваться к резкому похолоданию. Другие исследователи человеческой истории того периода главной причиной исчезновения неандертальцев называют инструментальное превосходство людей: их орудия труда и охоты были намного совершеннее. Версий на этот счет много: недавно появилась еще одна, согласно которой за короткий период люди просто задавили неандертальцев своей численностью, вытеснив их из своих мест обитания… в никуда.

Возможно, ответ на «неандертальский» вопрос дала Пэт Шипман, палеоантрополог из Пенсильванского университета. В статье, опубликованной в последнем номере журнала American Scientist, она предположила, что

главным преимуществом, с помощью которого человек возобладал над неандертальцем, было приручение собаки.

Жил-был самый древний пес
Об исследованиях найденных в Алтайских горах останков древней собаки в «Газете.Ru» рассказывает один из авторов работы, доктор географических наук Ярослав Кузьмин, старший научный сотрудник Института геологии...

Несколько лет назад такое заявление показалось бы нонсенсом: до 2009 года было принято считать, что приручение собак состоялось гораздо позднее того периода, когда люди и неандертальцы одновременно жили на одной площадке – в Европе. Однако в последние годы из разных мест, в том числе из Бельгии, Чехии и России, посыпались сообщения о более ранних находках окаменелых собачьих костей на стоянках человека современного. Пэт Шипман утверждает, что на этом основании можно смело предположить – приручение собак началось 45–35 тысяч лет назад, то есть тогда, когда люди жили бок о бок с неандертальцами.

Причем в то время, утверждает она, собака действительно была лучшим и весьма уважаемым другом человека.

Настолько уважаемым, что люди порой хоронили своих собак с почестями. При этом она ссылается на результаты раскопок стоянки верхнего палеолита (27 тыс. лет до н. э.) Пршедмости близ города Пршеров в Северной Моравии. Там был найден собачий череп, держащий во рту кость, и было установлено, что она вложена в собачью пасть вскоре после смерти животного.

Пэт Шипман упоминает также о других находках, свидетельствующих о необычайном уважении людей того времени к своим собакам, в частности о найденных собачьих костях и зубах, явно обработанных для того, чтобы носить их в качестве украшения. Что тоже довольно необычно, потому что тогдашние люди вовсе не были любителями украшений. И уж совсем таинственно выглядит то обстоятельство, что 40% собачьих черепов, найденных при раскопках стоянок человека современного, были проколоты. Что значит эта перфорация, непонятно, понятно только одно – отношение человека к собаке было явно не только потребительским.

Нет никаких указаний на то, как именно собака помогала человеку выжить в тех непростых условиях.

Пэт Шипман указывает на то, что собаки у древних людей были довольно крупными (ростом в холке выше 61 см и весом более 32 кг) и напоминали современных немецких овчарок. Она предполагает, что такие собаки вполне могли использоваться в качестве тягловой силы, что было совсем не лишним при дальних переходах. Их также могли использовать при охоте на крупных животных, например на лосей, и транспортировке туш к месту стоянки. Собаки, как и сегодня, могли лаем удерживать животное на месте и указывать хозяевам на появление дичи. Могли при случае и загрызть. Шипман даже рассчитала время, требуемое на то, чтобы настичь предмет охоты: например, при охоте на гигантских сумчатых крыс с собакой оно составляло 29 минут, а без собаки – 49,5 минуты. Собачья помощь была для человека неоценимым преимуществом, которым неандертальцы не обладали и отсутствие которого обрекло их на вымирание.

Неандертальцев, получается, сгубили собаки – точнее, их отсутствие рядом.

Волк проснулся в мыши
Сценарий «Парка юрского периода» стал ближе к осуществлению – учёным удалось клонировать вымершее животное, сумчатого волка. Правда, не целиком, а лишь некоторые его гены, которые...

Правда, как это часто случается при ответе на один вопрос, тут же возникает и следующий вопрос, на который сегодня ответа нет: почему это люди смогли приручить собак, а неандертальцы не преуспели? Впрочем, утверждение о том, что неандертальцы никак не взаимодействовали с собаками, базируется лишь на домыслах, связанных с теми редкими находками, которые удалось найти исследователям на стоянках неандертальцев. Так, сейчас известно, что эти гоминиды умели использовать самодельные инструменты и оружие, но, по-видимому, у них не было никаких метательных снарядов: добычу убивали ударом коротких копий, о чём свидетельствуют следы развитых мышц на костях правой руки. Последние работы подтвердили, что неандертальцы умели пользоваться огнем не хуже Homo Sapiens и что ели они не только мясо, что, как считалось раньше, стало причиной их гибели. Никаких крупных находок, связанных с собаками, на стоянках неандертальцев не обнаружено, если не считать нескольких просверленных зубов разных животных.

Разобравшись с неандертальцами, Пэт Шипман идет еще дальше, напомнив читателю поговорку, что сначала человек формирует свои орудия, а потом эти орудия формируют своего человека. «Приручение собаки, – утверждает она, – улица с двусторонним движением». Иначе говоря, по ее мнению, человек современный превратил волка в собаку, а собака, в свою очередь, превратила человека современного в современного человека.

Шипман сама признает, что эта часть ее исследования менее доказательна, что она представляет собой версию типа «этого могло не быть, но могло и быть».

Основой ее утверждения о том, что собака сделала человека человеком, стали, как ни странно, человеческие белки глаз.

Она ссылается на недавнюю работу японских исследователей, утверждающих, что среди всех приматов человек единственный, кто имеет хорошо видимые белые склеры и цветные радужки глаз.

У остальных приматов склеры темные, хотя временами случаются исключения. Как появился это признак, с точки зрения эволюции не совсем ясно, но он помогал человеку видеть, куда смотрит его напарник, и, стало быть, представлял собой дополнительный невербальный способ контакта, очень важный, например, при охоте, когда шуметь нежелательно, а договориться о совместных действиях важно. Шипман в этой связи упоминает другую работу, в которой исследователи сравнивали волков и собак. Они выяснили, что волки, даже прирученные, не в состоянии следить за направлением человеческого взгляда, а собаки, наоборот, легко это делают.

Шипман предполагает, что древние люди, возможно, пользовались такой невербальной коммуникацией не только между собой, но и со своими собаками.

Шипман признает, что это всего лишь предположение, так как нет никаких генетических доказательств того, что у людей времен заселения Европы тоже были большие белые склеры, но, по ее мнению, это было именно так. Научившись понимать направление человеческого взгляда, собака научилась по глазам читать эмоции человека точно так же, как человек научился понимать по глазам собаки ее эмоции, и это, в свою очередь, могло превратить содружество человека и собаки в настоящий симбиоз – в ту самую «улицу с двусторонним движением», о которой говорит Шипман.

http://www.gazeta.ru

 

 

Страниц: 1 2 3 4  | ВверхПечать