Максимум Online сегодня: 606 человек.
Максимум Online за все время: 4395 человек.
(рекорд посещаемости был 29 12 2022, 01:22:53)


Всего на сайте: 24816 статей в более чем 1761 темах,
а также 358629 участников.


Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

 

Сегодня: 27 04 2024, 23:28:58

Сайт adonay-forum.com - готовится посетителями и последователями Центра духовных практик "Адонаи.

Страниц: 1 2 3 4 5 | Вниз

Ответ #15: 16 08 2010, 23:16:16 ( ссылка на этот ответ )

Как кролик замирает перед удавом, так и человек, испугавшийся уличного хулигана, почти полностью забывает о том, что может сопротивляться, по сути дела заранее сдается.

Страх многолик и разнообразен. Психологи насчитывают несколько сот его разновидностей. Разумеется, тещу боятся по-другому, чем дефолта, а мужа-алкоголика несколько иначе, нежели террориста, угоняющего самолет. По-разному переживают страх начальники и подчиненные, родители и дети, старики и молодые. Флегматик едва ли способен испугаться легко и быстро, но если уж поддается страху, то придет в себя не сразу. Холерик же может почувствовать свою душу в области пяток за доли секунды, что не помешает ему через две-три минуты вновь ощутить себя спокойным и уверенным. Люди худые гораздо чаще испытывают страхи, нежели люди плотного телосложения, а оптимисты пугаются реже, чем пессимисты.

Страх часто воздействует не только на психику, но и на тело: движения становятся скованными, появляется ощущение вялости. Страх приводит в состояние боевой готовности железы внутренней секреции, и выбросы адреналина в кровь не позволяют человеку быть спокойным. Ему остается лишь следовать двум древним инстинктам - идти навстречу опасности и атаковать первым или бежать. Какой вариант он предпочтет, зависит от оценки собственных сил.

Йог или мастер боевых искусств побеждает страх с помощью тренированной воли и медитации, а решительные воины умеют вводить себя в состояние боевого транса, при котором адреналин не только не ослабляет волю, а, наоборот, способствует "закипанию" крови. Не зря опытнейший полководец Александр Македонский предпочитал брать в свое войско людей, которые при опасности краснеют (вот оно - приливание крови к голове, мгновенно приводящее к состоянию бесстрашия), а не бледнеют (в этом случае кровь опускается вниз, к конечностям, и ноги становятся ватными).

Наша цивилизация породила множество новых форм страха, которые порой приводят к неврозам. Например, некоторые, находясь в супермаркетах, испытывают страх перед прилавками, ломящимися от разнообразия товаров. Вначале они теряют контроль над собой и переживают легкий страх во время посещения магазинов, а затем и дома, когда снова нужно идти за покупками. Одни боятся потратить много денег, другое опасаются невозможности ни—со сделать окончательный выбор, третьи страшатся головокружения и усталости – неизбежных спутников каждого, кто любит подолгу глядеть на витрины.

Кто-то из страха боится купить необходимую вещь, а кто-то рискует воровать прямо с прилавка, и тоже из страха. На вопрос: "Что вас побудило украсть из магазина это платье?" -одна женщина ответила: "Страх нищеты". Значит страхи иногда заставляют человека совершать безрассудные поступки.

В каждой стране, у каждого народа есть свои специфические страхи. В России весьма распространены страхи перед начальством, властью, революциями, что, например, совершенно не характерно для Америки, где больше всего опасаются выглядеть неудачниками. С другой стороны, национальная склонность к этим страхам может иногда заставить нас устраивать те же революции и бунты, и в такие экстремальные моменты уже ничего не бояться. Сегодня мы больше всего боимся бедности, незащищенности, перемен к худшему. Но самые мудрые из нас боятся самого страха и учатся жить так, чтобы уже ничего не бояться.

Как это сделать?

Разработано множество методов, помогающих эффективно избавиться от этого в высшей степени неприятного чувства. Если вы чувствуете, что страх побеждает вас, не спешите бежать к психотерапевту: может, вам удастся справиться с ним самостоятельно.

Попробуйте рассмотреть свой страх словно со стороны: вот сковываются мышцы, нога становятся ватными, сердце бьется, в голове неразбериха... А теперь попытайтесь оторвать свое спокойное, сильное Я от этого хаоса. Скажите страху решительно и категорически: страх - это не Я!

Представьте свой страх в виде облачка, появляющегося на мысленном небосклоне. Посмотрите на него как на нечто совершенно постороннее, не имеющее к вам ни малейшего отношения. Потом дайте облачку возможность уйти из поля зрения, растворившись в пространстве. Не подпускайте его близко, оттолкните подальше от самого себя.

Есть еще один метод. Составьте список всех ваших прошлых побед над самыми различными страхами и опасениями. Выберите из него несколько наиболее значимых для вас ситуаций и попытайтесь заново пережить состояние бесстрашия и уверенности.

Вспомните также примеры бесстрашия других людей, восхищавшие вас. Постарайтесь вжиться в их образ, размышляйте о них, и через какое-то время почувствуете, что бесстрашие стало вашим естественным состоянием. Поверьте, что внутри вас скрыты огромные ресурсы.

Теперь порепетируйте свое будущее поведение. В тишине, наедине с собой ярко представьте ситуацию, которая вызывает у вас страх, и посмотрите на все сопутствующие эмоции. Вы еще раз увидите, как учащается дыхание, тело становится скованным, мысль - неуклюжей... Именно так вы чувствуете себя в реальности. Подумайте, как повел бы себя в этой ситуации сильный, уверенный в себе человек. А теперь расслабьтесь и попробуйте представить свое бесстрашное поведение. Сделайте это несколько раз, пока образ не станет четким и ясным, а чувство смелости - отчетливым. После такой мысленной репетиции уверенного поведения попробуйте осуществить его на практике.

Внимательно пронаблюдайте за своим страхом и определите, где-он больше всего присутствует. Какая часть тела больше всего боится, дрожит и напрягается - горло, грудь, живот, спина, ноги? Сосредоточьте на этом месте свое внимание и начните мысленно дышать через него. Можете представить, как можно ярче, что ваши легкие или даже ноздри находятся в этом месте тела, будь то напрягающийся живот, дрожащие колени или пересохшее горло. Энергия, которую вы таким образом накачиваете в данный участок тела, постепенно избавляет от более грубой энергии страха. Вместо нее вы наполняетесь жизненной силой, несущей в себе здоровье, спокойствие и уверенность в себе.

 

 

Ответ #16: 17 08 2010, 09:25:37 ( ссылка на этот ответ )

"Вы упомянули о страхе, как о бытийной части нашей базовой эмоциональной боли, которая лежит в его основе. Каковы пути возникновения чувства страха, и почему его так много в жизни людей? И не является ли определенная часть чувства страха просто здоровой мерой самозащиты? Если бы я не боялся огня, то мог бы сунуть в него руку и обжечься."

Причина, по которой ты не суешь руку в огонь - не в страхе, а в том, что ты знаешь, что обожжешься. Для того, чтобы избежать ненужной опасности, тебе не нужен страх – будет довольно минимальной сообразительности и немного здравого смысла. В подобных практических случаях достаточно уроков из прошлого, которые бывает полезно усвоить. И тогда, если кто-то будет угрожать тебе огнем или применением физического насилия, ты можешь испытать что-то вроде страха. Ты будешь инстинктивно съеживаться и уклоняться от опасности, но не будешь бояться. Ты не будешь иметь психологических условий для возникновения чувства страха, о котором мы сейчас говорим. Психологические условия появления чувства страха существуют отдельно от какой бы то ни было конкретной, реальной, прямой и сиюминутной опасности. Страх является во множестве форм, таких как: тревога, беспокойство, боязнь, фобия, и т.п. Этот тип психологического страха всегда исходит из чего-то такого, что могло бы произойти, а не из того, что происходит сейчас. Ты находишься именно здесь и сейчас, тогда как твой разум пребывает в будущем. Это создает промежуток, заполненный чувством тревоги. И если ты отождествлен со своим разумом и утратил контакт с силой и бесхитростностью момента Сейчас, то этот тревожный промежуток будет твоим постоянным компаньоном. У тебя всегда есть возможность разобраться с настоящим моментом, но ты никогда не сможешь совладать с тем, что является всего лишь ментальной проекцией – ты не способен справиться с будущим.

Более того, пока ты отождествляешь себя со своим разумом, эго, как я уже говорил, будет управлять твоей жизнью и превращать ее в руины. По причине его фантомной природы и несмотря на наличие у него тщательно разработанного, хорошо продуманного, искусно сделанного и отлаженного защитного механизма, эго чрезвычайно уязвимо и беззащитно, и оно всегда чувствует, что находится в опасности. Между прочим, именно так оно и бывает, даже если снаружи эго выглядит весьма самоуверенным. А теперь вспомни о том, что эмоция - это реакция тела на состояние сознания. Какое послание тело непрерывно получает от эго, от этого ложного, созданного разумом, “я”?

- “Угроза, я в опасности”. - И какая же эмоция генерируется под воздействием этого постоянного сигнала? Страх, разумеется.

Похоже, что у страха есть множество причин. Страх потери, страх неудачи, страх получить какое-либо повреждение, и так далее, однако, в конечном итоге, все страхи – это не более, чем страх эго умереть, аннигилировать. Для эго смерть всегда скрывается за ближайшим углом. Когда ты находишься в состоянии отождествления себя с разумом, то страх смерти оказывает влияние на любой аспект твоей жизни. К примеру, даже такая кажущаяся тривиальной и “нормальной” вещь, как навязчивая потребность быть правым в споре и делать другого неправым – отстаивая и защищая ментальную позицию, с которой ты отождествляешься – порождена страхом смерти. Если ты отождествляешься с некой ментальной позицией и при этом оказываешься неправым, то твое, базирующееся на разуме, восприятие самого себя, подвергается серьезной угрозе аннигиляции. Таким образом, ты как эго, не можешь позволить себе быть неправым. Быть неправым означает умереть. Именно это является главной причиной возникновения войн и развала неисчислимого количества отношений между людьми.

Как только ты перестанешь отождествлять себя со своим разумом, то твоему чувству себя будет безразлично, прав ты или нет. Тогда усиленная, вынужденная и глубокая неосознанная потребность быть правым, являющаяся одной из форм насилия, перестанет существовать. Ты сможешь ясно и твердо заявлять о том, что чувствуешь и что думаешь, однако это уже будет свободным от агрессивности или необходимости защищаться. Твое чувство себя будет исходить из более глубинного и настоящего места, находящегося внутри тебя, а не будет исходить из твоего разума. Отслеживай появление у себя любого желания защищаться, которое рождается у тебя внутри. Что ты защищаешь? Иллюзорное отождествление, образ, возникший в своем сознании, вымышленное существо. Делая модель этого существа осознаваемой, становясь свидетелем ее появления, ты перестанешь отождествляться с ней. Тогда неосознанная модель быстро растворится в свете твоей осознанности. Это положит конец всем спорам и силовым игрищам, которые так разрушительно действуют на взаимоотношения. Подавление других – это слабость, замаскированная под силу. Истинная сила находится внутри тебя, и теперь она становится доступной тебе.




Поэтому страх будет постоянным спутником того, кто отождествляет себя со своим разумом, и вследствие этого становится отсоединенным от своей истинной силы и своего глубинного “я”, уходящего корнями в Сущее. Число людей, вышедших за пределы своего разума, чрезвычайно мало, поэтому ты вполне можешь предположить, что виртуально каждый встречный или знакомый тебе, живет в страхе. Варьирует лишь интенсивность и насыщенность чувства страха. Он флюктуирует между чувством тревоги и боязни с одной стороны, и неясным и рассеянным беспокойством и чувством отдаленной угрозы – с другой. Большинство людей начинают осознавать его только тогда, когда он принимает более выраженные формы.



Экхарт Толле

 

 

Ответ #17: 09 06 2011, 22:59:36 ( ссылка на этот ответ )

Уроки мертвого языка



Разнообразие наших страхов выдающееся! Но нельзя же оставлять их неназванными, и вот ученые умы принялись за «инвентаризацию» человеческих страхов. Поскольку международным медицинским языком принят был латинский, то, соответственно, страхи наши и получили гордые латинские названия, впрочем, встречаются и древнегреческие. Теперь каждый желающий может называть свой невроз не просто неврозом страха, а высокопарно, на мертвом языке. Вот несколько таких «титулов».



Агорафобия (от др.-греч. agora — площадь, на которой проходят общественные собрания) — страх так называемого «открытого пространства». Чего конкретно боятся люди, страдающие агорафобией, они и сами-то толком не знают. Часто они даже не могут объяснить того, что называют «открытым пространством». Страшно им выйти на улицу, а тем более площадь или набережную, иногда — переходить дорогу, оказаться в неизвестном месте и т. п. Пытаясь объяснить свой страх, они говорят, что «может что-нибудь случиться», «произойти». Что именно? Или со здоровьем, или бог его знает с чем.



Клаустрофобия (от лат. claudo — запирать, замыкать) — страх, обратный агорафобии, страх «закрытого пространства». Впрочем, несмотря на кажущиеся различия, они обычно «ходят под руку». Чего человек боится в этом случае и что он считает «закрытым пространством»? Это загадка для шпиона. По всей видимости, есть некое опасение, что «случись что», при закрытых дверях на помощь не дозовешься. Что должно случиться? Тут голь на выдумки хитра — страх задохнуться, страх сердечного приступа, страх эпилепсии и т. д., и т. п. Короче говоря, нужно вам будет объяснение, мы его найдем!



Оксифобия (айхмофобия) — страх острых предметов. Чудится обладателю этого страха, что острый предмет обладает своей собственной жизнью и в планах его (этого предмета) поранить — то ли самого этого человека, то ли кого другого, но уже с помощью этого человека. В основе этого страха лежит страх утраты контроля за своими действиями, и самое во всем этом примечательное то, что страдают этим страхом как раз те, кто избыточно, больше кого бы то ни было контролирует себя и свои поступки.



Гипсофобия (акрофобия) — страх высоты. Последний бывает двух видов: один напоминает предыдущий — страшно потерять над собой контроль и сигануть в таком состоянии с высоты («А вдруг я сойду с ума и прыгну с балкона?!»); второй напоминает агорафобию («А вдруг мне станет плохо, я не удержу равновесия и упаду с лестницы, ну или, на крайний случай, просто «подсклизнусь»). Подверженные этому страху люди часто боятся эскалатора в метрополитене.



Дисморфофобия — страх физического уродства, непривлекательности. Как правило, им страдают люди, не имеющие к тому никаких оснований, особенно девушки из модельного бизнеса и юноши-культуристы. Они рассказывают о каких-то своих «чрезвычайных недостатках», даже «уродствах», которые могут быть замечены другими. При этом если они не скажут врачу, что именно они считают «уродством», то сам он вряд ли догадается. Впрочем, чтобы страдать дисморфофобией, вовсе не обязательно быть «супермоделью» или «мистером вселенной», вполне хватит депрессии, которая любит навевать подобные мысли, или более глубокого чувства неуверенности в себе.



Нозофобия — страх заболеть тяжелой болезнью. Тут напридумана масса терминов для специального пользования: сифилофобия(страх заболеть сифилисом), спидофобия(страх заболеть ВИЧ), канцерофобия(страх заболеть раком), лисофобия(страх заболеть бешенством), кардиофобия(страх сердечного приступа), ну и дальше по списку — открываем медицинский справочник и «шлепаем» термины.



Впрочем, на этом, разумеется, наши возможные страхи не исчерпываются. Вот еще примеры: танатофобия— это страх смерти; пениафобия— страх бедности; гематофобия— страх крови; некрофобия — страх перед трупом; эргазиофобия— страх хирургических операций; фармакофобия— страх лекарств; гипнофобия— страх сна; годофобия— страх путешествий; сидеродромофобия— страх езды в поезде; тахофобия— страх скорости; аэрофобия— страх полетов на самолетах; гефирофобия— страх идти по мосту; гидрофобия — страх воды; ахлуофобия— страх темноты; монофобия— страх одиночества; эротофобия— страх перед сексуальными отношениями; петтофобия— страх общества; антопофобия(охлофобия) — страх толпы; социофобия— страх новых знакомств, социальных контактов или выступления перед аудиторией; катагелофобия— страх насмешек; ксенофобия — страх перед незнакомцами; гомофобия— страх перед гомосексуалами; лалофобия— страх говорить (у людей, страдающих невротическим заиканием); кенофобия— страх пустых помещений; мизофобия— страх загрязнения; зоофобия— боязнь животных (в особенности мелких); арахнофобия— страх пауков; офидиофобия— страх змей; кинофобия— страх собак; тафефобия— страх быть погребенным заживо; ситофобия— страх приема пищи; трискайдекафобия— боязнь 13-го числа и т. д., и т. п.



Есть, правда, и вовсе уникальные страхи — это фобофобияи пантофобия. Фобофобия — это страх страха, точнее говоря, страх повторения страха, а пантофобия — это страх всего, когда все пугает.



Короче говоря, есть у вас страх — не бойтесь, ему есть название!

 

 

Ответ #18: 15 06 2011, 12:22:11 ( ссылка на этот ответ )

Психоанализ. Страх



Страх в мире человеческих переживаний - явление столь распространенное и имеет столько разных оттенков, что трудно решиться не только на попытку его объяснения, но даже его рациональной классификации. В каждом языке существует много определений для этого чувственного состояния. Они представляют наилучшую, на многовековом опыте опирающуюся классификацию, однако, когда приходится давать определение таких понятий, как, например, страх, ужас, боязнь, тревога и т.п., то, несмотря на то, что, как правило, можно чувствовать правильность или неправильность употребления термина, дать его ясное определение не удается. Впрочем, обычно так бывает всегда, когда речь идет о понятиях, касающихся наиболее личных переживаний. Их можно чувствовать, но трудно определять. Собственный мир, в противоположность миру окружающему, как бы ускользает от попыток классификации и интеллектуальной манипуляции.

На основе аналогии основной двигательной системы можно с большой вероятностью принять, что реакции страха выступают во всем животном мире, даже на самых низких уровнях филогенетического развития. Разумеется, качество переживания разное, в зависимости от ступени развития. Рассуждения такого рода возможны исходя из того, что помимо человека также и другие живые организмы переживают свою жизнь, не являясь ничего не чувствующими автоматами.

Если мы стеблем травы подразним какое-нибудь насекомое, то вызовем у него либо сильные, хаотические движения бегства, либо оно замирает в неподвижности. Тот же самый тип реакции можно встретить и у человека в ситуации максимальной опасности, реальной, либо бредовой. Говорится, что человек "замер" либо "обезумел" от страха. При шизофрении, когда нормальные человеческие переживания достигают крайней степени выраженности, оба типа реакции встречаются в кататоническом торможении или возбуждении.

Богатство форм поведения в животном, а также человеческом мире можно определить схематически посредством двух двигательных векторов: "к" и "от" окружающего мира. В первом случае поступающий извне сигнал вызывает сближение, в другом - отдаление от источника стимуляции. Основная двигательная реакция является антиципацией того, что наступит, своеобразным исчислением вероятности относительно того, удовлетворит окружающий мир основные потребности индивида или нет. Субъективным коррелятом движения "к" окружающему миру являются позитивные чувства, переживаемые человеком, как любовь, дружба, симпатия и т.д., а противоположного направления - негативные чувства, как страх, ненависть, враждебность, презрение и т.п. Негативная антиципация, или установка "от" окружающего мира, содержит в себе две возможности: либо "я уничтожу мир", либо "сам буду им уничтожен". Бегство и агрессия, а также соответствующие им чувства страха и ненависти стоят очень близко друг к другу, а часто вообще неразделимы.

По мнению Шумана, чувства являются "субъективным проявлением положительных, т.е. пропульсивных и ассимилятивных, либо отрицательных, т.е. репульсивных и оборонительных реакций организма на окружающий мир, а также достижения организмом внешнего и внутреннего равновесия, или же его недостижения". Бжезицкий противопоставляет биполярность чувств монополярности логического рассуждения. Карен Хорни схематически определяет отношения между людьми посредством трех векторов: "к", "от" и "против".

Понятно, что враждебный мир требует значительно большей мобилизации сил, нежели мир дружественный. В бегстве и борьбе расходуется больше энергии, нежели в безопасном и спокойном окружении. Позитивная установка связывается с преобладанием анаболических (построение), а негативная - с преобладанием катаболических (распад) процессов. В первом случае баланс обмена с окружением полезен для организма; он строит себя за счет окружения, во втором - баланс отрицательный (для организма); преобладает процесс уничтожения собственной структуры.

Обмен со средой, разумеется, не может быть однонаправленным, исключительно анаболическим, ибо его сущностью является построение и уничтожение, диалектика жизни и смерти. Строя свою индивидуальную структуру, люди уничтожают структуру своей среды, т.е. живут за счет жизни других живых существ и одновременно уничтожается также собственная структура для высвобождения энергии, необходимой для борьбы за жизнь, и одновременно индивид находится под угрозой уничтожения со стороны других живых существ.

Нельзя также устранить из жизни всех переживаний, которые связаны с аспектом ее уничтожения, а именно, боли, страдания, страха и ненависти, подобно тому, как нельзя представить ее себе без позитивных переживаний, связанных с аспектами ее творения: радости, наслаждения и любви.

При всех попытках анализа основных переживаний важно правильно поместить их на оси времени. Иначе представляется уничтожение в непосредственном столкновении, и иначе - на дистанции. В настоящем времени частичное уничтожение даст переживание боли, в то время как полное, т.е. смерть, не есть уже переживание, но конец всего. Агония, вероятно, обусловлена отчаянным усилием отдаления от смерти, максимальной мобилизацией организма для борьбы за жизнь, в которой минуты, когда организм готов сдаться, связываются с потерей сознания, бегством в сновидения, в молниеносные образы прошлого. Бегство от действительности в виде разных форм нарушения сознания является при этом своеобразной защитой перед слишком близким столкновением с полной деструкцией.

Во временном отдалении опасность уничтожения представляется в форме сигнала из окружающего мира, который тем самым изменяется в мир опасный и враждебный, либо сигнала изнутри собственного организма, который в результате вызывает беспокойство. Не всегда сигналы соответствуют действительной опасности, и чем более развита сигнальная система (органы чувств, нервная система и двигательный аппарат), тем больше возможности разнообразных трансформаций внешних или внутренних стимулов в отдельных звеньях рефлекторной дуги. Тем самым больше их способность отрывается от конкретной ситуации, а в связи с этим все чаще конкретная опасность заменяется абстрактной.

Сигнал опасности возбуждает установку "от" окружающего мира, которая связывается, как уже упоминалось, с общей мобилизацией организма для бегства или борьбы, а субъективно выражается в переживаниях страха и ненависти. Не вдаваясь в обсуждение сложной и пока еще только частично изученной физиологии этой основной установки, можно сказать, что у высших животных и у человека мобилизация организма осуществляется, главным образом, через сильную разрядку в вегетативно-гормональной системе. Эта разрядка иногда может быть столь сильной, что сама по себе приводит к смерти. Выражение, что кто-то "умер от страха" не является только фигуральным. Смерть без явной органической причины известна клиницистам и патологоанатомам. У так называемых примитивных народов встречаются случаи смерти, вызванные нарушением табу или проклятием колдуна; это - "смерть Вуду", описанная, например, выдающимся физиологом Кэнноном. Из его концепции о роли вегетативной системы в эмоциональной сфере родилась позднее теория стресса Селье. Острая кататоническая шизофрения может окончиться смертью, одной из причин которой, вероятнее всего, является страх.

Минуя редкие случаи, в которых само приготовление к борьбе за жизнь - биологическая "холодная война" с окружающим миром - кончается смертью, можно принять, что разнообразные физиологические реакции, сообща вызывающие общую мобилизацию организма, имеют целевой характер. Эта целенаправленность зависит, однако, от того, в какой степени антиципация будущего является правильной, окажется ли мобилизация необходимой или избыточной. Она необходима тогда, когда после нее следует требующая крайнего напряжения сил борьба за жизнь; избыточна тогда, когда после нее ничего не происходит и вся мобилизация оказывается неэкономичным выделением энергии.

У студентов, ожидающих трудного экзамена, работа сердца сравнима по интенсивности с его работой при высокогорном восхождении. Так стесняющее в товарищеских контактах потение ладоней облегчает захват противника в яростной борьбе. Позывы к мочеиспусканию и дефекации физиологически целесообразны, так как легче убегать или бороться с пустым мочевым пузырем и кишечником, но вызывают хлопоты, если столкновение с окружением принимает иные формы. Увеличение свертываемости крови противодействует кровотечению, которое в жестокой борьбе неизбежно, но если до такой борьбы дело не доходит, оно может привести к инфаркту. Подобных примеров можно найти значительно больше.

В человеке существует противоречие между его основной ориентацией в окружающем мире, которая, как и у животных, осциллирует между установками "к" и "от" окружения и связывается с вегетативно-гормональной разрядкой и его актуальным поведением, в котором преобладает установка "над", т.е. осцилляция между преобразованием окружения соответственно собственной структуре и преобразованием себя соответственно структуре своего окружения. Эта установка не требует общей мобилизации организма, но принуждает к образованию все новых функциональных структур в постоянном взаимодействии с окружением. С анатомической точки зрения развитие этой установки у человека связано с развитием неокортекса, в то время как основная ориентация (установка "к" или "от") зависит, прежде всего, от филогенетически более древних частей нервной системы, которые тесно связаны с эндокринной системой. Мозг человека, что касается древних его частей, немногим отличается от мозга низших млекопитающих. Филогенетическое развитие концентрируется на коре мозга, в особенности на ее молодых частях, т.е. неокортексе. Во временном аспекте основная ориентация (установка "к" или "от") опережает детальную и конкретную (установка "над"), в которой осуществляется более точный анализ ситуации и выбор одной из многих форм взаимодействия с окружением. В противоположность установки "над", установки "к" или "от" отличаются большой инерцией, бедностью потенциальных функциональных структур и легкостью их закрепления. Следствием этого часто бывает то, что одна из основных установок сохраняется значительно дольше, чем это необходимо. Можно наблюдать людей, которые всю свою жизнь проявляют установку страха или агрессии, так что их установки трактуют как конституциональные и в зависимости от разделяемых взглядов объясняют их генетическими влияниями или внешними, закрепленными в раннем детстве.

Как представляется, негативные установки (ориентация "от" окружения) имеют большие шансы закрепления, нежели позитивные. Ибо они вызывают большую мобилизацию организма, которая по механизму порочного круга еще больше усиливает данную установку. Когда какой-то сигнал из окружения возбуждает чувство страха, то сопутствующая ему вегетативно-гормональная разрядка усиливает чувство страха, что, в свою очередь, увеличивает оборонительную мобилизацию организма и так дальше по кругу, теоретически до бесконечности. Выходом из порочного круга становится какая-либо двигательная активность, в которой хотя бы частично разряжается мобилизация организма. Потому в состоянии беспокойства осуществляется ряд бесцельных движений, как хождение туда и обратно, стучание пальцами по столу, ритмическое притопывание ногой и т.п. В сновидениях страшные ситуации переживаются обычно сильнее, чем аналогичные ситуации наяву, вероятно, потому, что возможности двигательной разрядки во время сна ограничены. Само лишение двигательной свободы усиливает страхо-агрессивное напряжение. Собака на цепи становится злой, раб всегда страшен. И даже бездеятельность, хотя бы в состоянии благостного расслабления, спокойствия и чувства счастья, через некоторое время приводит к состоянию беспокойства, которое мобилизует к активности. Это была бы положительная сторона негативной установки; благодаря ей нельзя застыть в едином пункте, противостоять тем самым процессу жизни, основной чертой которого является изменчивость.

Ситуации, вызывающие установку страха, можно поделить на четыре группы: связанные с непосредственной угрозой жизни, с социальной угрозой, с невозможностью осуществления собственного выбора активности и с нарушением существующей структуры взаимодействия с окружающим миром. Следовательно, в зависимости от генезиса можно говорить о страхе биологическом, социальном, моральном и дезинтеграционном. Само протекание реакций страха обычно не позволяет нам различать, с каким видом страха мы имеем дело. Это возможно лишь при подробном анализе ситуации, вызывающей установку страха. Например, в неврозах часто встречаются приступы сильного страха смерти, который вовсе не является биологическим страхом, так как смерть больному не грозит и, наоборот, на начальной стадии онкологического заболевания нередко выступают симптомы невротического беспокойства с тематикой, позволяющей предполагать социальный или моральный страх, а фактически за ними стоит биологический страх.

Биологический страх вызывается ситуацией, угрожающей непосредственно жизни. Угроза может исходить извне или изнутри организма. В первом случае угроза осознается ясно, и при этом мы говорим о страхе. Он бывает сильнее, если нет возможности действовать, если человек чувствует себя в отношении опасности беззащитным. Даже сознание, что можно самому лишить себя жизни, уменьшает напряжение страха. В другом случае осознание угрозы неопределенное, туманное. Есть только страх, но причины его неизвестны. Он возникает при нарушении внутреннего равновесия в организме и, следовательно, при каждой вегетативно-гормональной разрядке, сопутствующей иным видам страха. Что касается его первичной формы, можно полагать, что страх, как выражение нарушения внутреннего равновесия, возникает тогда, когда нарушается метаболический обмен организма со средой. Главным элементом этого обмена является кислород. Кислородная недостаточность, сильнее всего отражающаяся на нервной системе, возбуждает состояние страха. Страх этого вида возникает при инфаркте сердца, при острой недостаточности кровообращения, бронхиальной астме, потере крови и т.п. Усиление страха зависит от степени уменьшения доступа кислорода и потому страх при инфаркте сильнее, чем при анемии. Недостаток других элементов метаболического обмена: воды, питательных веществ, обычно не вызывает столь сильных состояний страха, как недостаток кислорода.

Основные потребности организма можно разместить во временной последовательности соответственно времени, в течение которого их неудовлетворение приводит к смерти. Единицами времени для кислорода были бы минуты, для воды - часы, для пищи - дни. Чем короче период, тем быстрее нарастает страх.

Страхи на сексуальной почве у человека встречаются чаще, чем те, что связаны с угрозой жизни. Можно было бы причислить их к биологическому виду страхов, исходя из того, что при этом речь идет об угрозе жизни, правда, не индивида, но вида. Угроза жизни индивида здесь только опосредованная в смысле невозможности проверки своей мужской или женской ценности и достижения разрядки в стремлении к соединению с окружением (полная реализация установки "к"). В противоположность биологическим потребностям, связанным с сохранением жизни, сексуальные потребности не подлежат жестким требованиям времени, их можно откладывать даже до бесконечности. Такое положение способствует возникновению готовности к страху, или страхо-агрессивной готовности.

Следствием закона сохранения вида является создание социальной жизни. Как в отношении длительного периода абсолютной зависимости от ближайшего окружения, так и в отношении возможности закрепления форм социальной жизни (социальное исследование), человек, в наибольшей степени, по сравнению с остальными живыми существами, является существом общественным. Он не может жить и развиваться без других людей и без их культурного наследия. Под их влиянием он моделирует свою основную ориентацию в окружающем мире и связанные с ней основные эмоциональные установки. От них он перенимает большинство готовых форм взаимодействия с окружением. Окружающий мир является для него, прежде всего, миром людей. Следовательно, понятно, что исключение из социального мира, социальная смерть равняется для человека биологической смерти.

Случается, что эту последнюю человек выбирает себе сам, как на войне или в случае самоубийства ради спасения чести, чтобы избежать социальной смерти. Боится остракизма, осмеяния и других форм социального отвергания. С самых ранних лет он чувствует на себе взгляд других и ему трудно от этого оценивающего взгляда освободиться. Его мучает чувство несправедливости, когда суждение окружающих о нем кажется ему неправильным, или чувство вины, когда, принимая это суждение, он сам себя казнит. Его образ социального мира часто бывает фиктивным, являясь только отражением его собственных чувственных установок. Эти установки, однако, находятся под сильным социальным давлением. Иногда большие социальные группы имеют идентичное отношение к индивидам или целым группам, особенно к недостаточно знакомым. Эта "заразительность" эмоциональных установок вытекает, вероятно, из того, что в социальной ориентации невозможно сохранить безразличную установку. В отношении к другому человеку приходится принимать установку "к" или "от". Безразличная установка является по сути негативной установкой, трактовкой другого человека как мертвого предмета, возбуждает в нем страх или ненависть. Под маской безразличного отношения человека к человеку в технократически организованном обществе кроются обычно страх и агрессия. Социальная ориентация, не терпящая, следовательно, пустоты, легко заполняется чувствами, индуцированными ближайшим окружением. Чувства, особенно негативные, легко переносятся от одного человека к другому. Беспокойство матери переносится на ребенка, экспрессия страха одного лица в толпе может вызвать общую панику.

Никогда человек не вырастает из своих детских лет настолько, чтобы не искать опоры и участия в своем социальном окружении. Если же он находит в нем отвергание, враждебность или безразличие, в нем возбуждаются негативные чувства страха и ненависти, которые в свой черед усиливают негативное отношение общества. Опять действует здесь механизм порочного круга.

Моральный страх можно трактовать как интернализованное общественное зеркало. Судья, находящийся вовне, как бы входит вовнутрь, образуя инстанцию, называемую совестью либо фрейдовским Супер-Эго. Этот собственный судья и обвинитель неоднократно бывает более суров, нежели социальное окружение. Неизвестно, в какой степени генезис совести связывается с интернализацией социальных норм, а в какой степени вытекает из самой структуры активности живых существ. Одной из основных черт их активности является способность самоконтроля. Результат каждого действия вновь отслеживается и влияет на коррекцию первичной функциональной структуры. По сути это принцип обратной связи, который легче всего наблюдать в деятельности нервной системы. Например, в каждом движении, помимо потока импульсов, поступающих от нервных центров к соответствующим группам мышц, существует поток импульсов, протекающих в обратном направлении - от мышц к центральной нервной системе. Эти импульсы сигнализируют, как выполнена ком... из центра, как данная функциональная структура была реализована. Под их влиянием импульсы, поступающие на периферию, к мышцам, подлежат изменению. Повреждение обратных путей приводит к серьезным двигательным расстройствам. Это - самоконтролирующая система двигательной активности; она функционирует без участия сознания, но воистину является своеобразной "совестью" мышечной активности; она дает оценку того, было ли данное движение выполнено хорошо или плохо. Наивысший уровень интеграции деятельности нервной системы связывался бы уже с сознательной оценкой собственной активности. Оценка самого себя была бы, следовательно, результатом развития механизмов самоконтроля. В таком понимании человеку предназначено быть самому себе судьей и обвинителем. Поскольку осуждение является также одной из форм активности, оно само подлежит дальнейшей оценке, и так может продолжаться до бесконечности. Осуждение либо похвала самому себе влечет за собой целую гамму осциллирующих чувств в отношении собственной персоны.

Взаимодействие человека с окружением разыгрывается, главным образом, в социальном мире, и активность каждого человека направляется преимущественно в сторону других людей, а потому собственная оценка этой активности зависит от результата, вызываемого этой активностью в окружении или реакцией других на эту активность. Соответственно этой реакции человек моделирует свое поведение, подобно тому, как в приведенном примере в зависимости от мышечной реакции изменяются высылаемые из нервных центров импульсы к мышцам. Подобным образом социальное зеркало включает в себя не только актуальное окружение, принимающее и наблюдающее активность данного индивида, но также и важные персонажи из истории его жизни, а также образцы, хранящиеся в культурной традиции. В этом смысле человек является актером, изменяющим свою игру в зависимости от оценки реальных и фиктивных зрителей.

Интеракция с социальным окружением, исполнение определенных ролей и связанных с ними норм поведения, оценка самого себя соответственно реакции окружения - влияют, как представляется, стабилизирующим образом на эмоциональное отношение к самому себе. В одиночестве амплитуда колебаний собственной оценки самого себя оказывается больше. Отшельники чувствовали себя то близкими к святости, то к бездне греховности. В одиночестве легче дойти до самовлюбленности, как и до крайней ненависти, кончающейся самоубийством. Изоляция от взаимодействия с обществом, или аутизм, приводит к катастрофическим чувственным осцилляциям в отношении к собственной персоне: шизофреническому "люблю и ненавижу самого себя". Это, разумеется, отражается на чувственном отношении к окружающему миру, так как чувственные векторы, как правило, являются двояконаправленными; амбивалентность связывается с аутоамбивалентностью, агрессия с аутоагрессией, любовь к ближнему с любовью к самому себе.

Интеракция с окружением складывается в определенные функциональные структуры, которые, несмотря на огромное разнообразие и изменчивость, обладают определенной стабильностью. Благодаря ей можно с большей или меньшей вероятностью предвидеть будущее и соответственно к нему подготовиться. Внезапное появление неожиданного вызывает страх. Страх будет тем больше, чем более исключительна данная ситуация. Больше будет, например, когда в зале сделается темно вследствие затмения солнца, нежели в результате выключения тока. Страх переходит в веселость, если неожиданное изумление окажется не опасным. Это один из часто используемых способов вызывания комического эффекта, как, например, когда измененное лицо оказывается маской.

Жизнь все время создает новые ситуации, каждая из которых вызывает изумление. В каждом ориентировочном рефлексе есть элемент изумления, отсюда - кратковременное чувство беспокойства и вегетативная разрядка, которая ему в большей или меньшей степени сопутствует.

 

 

Ответ #19: 02 11 2011, 01:44:32 ( ссылка на этот ответ )

Кто чего боится…
Недавно в Великобритании произошло событие, которое, на первый взгляд, может показаться весьма заурядным, но при более глубоком рассмотрении наводит на размышления. Когда 68-летняя пенсионерка Мэри Смолл из Бирмингема, чей особняк в викторианском стиле расположен на значительном расстоянии от леса, утром проснулась от того, что по ее постели ходит какое-то животное, то решила, что это кошка. Однако когда женщина открыла глаза, то поняла — прямо ей в лицо дышит самая настоящая… лиса.

Тут надо заметить, что практически единственная фобия, которая имеется у Мэри Смолл с самого детства, — это совершенно иррациональный и панический страх перед лисами. Учитывая это, можно представить реакцию британки, когда она увидела перед собой лисью морду. По словам соседей, все они проснулись от жуткого крика, источником которого и была пострадавшая. Позже Мэри призналась, что никогда еще не двигалась так быстро, выскакивая из-под одеяла.

На крик супруги прибежал ее 69-летний муж Тони и увидел лисенка, сидящего в комнате Мэри возле кожаного кресла и дерзко смотрящего на людей. Разумеется, вскоре животное было выдворено из дома, но после инцидента психическое здоровье пенсионерки оказалось серьезно подорвано, и теперь она мечтает сменить место жительства, чтобы не было даже возможности контакта с лисами, которых она так боится.

Учитывая, что читателям будет интересно узнать подоплеку этой «насмешки судьбы», мы обратились за комментариями с эксперту нашего издания потомственной колдунье Ирине. Вот что она ответила.

«Согласна, новость весьма любопытная и поучительная. Как говорят в народе, „кто чего боится, то с тем и случится“. Эти слова являются одним из следствий фундаментального закона Магии — Принципа подобия, который гласит, что подобное притягивает подобное. Зная его, происшествие с британской пенсионеркой можно объяснить просто. В прошлой жизни она погибла от укуса бешеной лисы, и в новом воплощении это привело к фобии, то есть к иррациональному (не подкрепленному опытом) страху перед лисами. Находящийся в подсознании женщины устойчивый очаг возбуждения в результате сформировал в астрале картинку, которую лисы, будучи от природы очень сенситивными, интерпретировали следующим образом: „легкая добыча“. После этого, разумеется, визит одного из животных был неминуем.

В связи с этим, дорогие читатели, советую вам не загонять свои фобии в дальний угол, а работать с ними психологическими или магическими методами. Только так вы можете избежать трагических событий, которых вы так опасаетесь».

 

 

Страниц: 1 2 3 4 5 | ВверхПечать