ВАСИЛЕК СИНИЙCentaurea cyanus семейство астровые Asieraceae
Народные названия, волошка, блаватка. синюшник, синюха, синовница, си нецветка, синьки, лоскутница, черлок
Происхождение названия: Родовое латинское название Centaurea происходит от греческого слова кентавр. Видовое название cyanus переводится как синий.
Русское название василек представляет собой древнерусское заимствование греческого слова (царский).
Род: женский
Планета: Венера
Стихия: вода
Сила: любовь
Божество: Флора
Ангел: Гавриил
Духи: ундины
Созвездие: Рак. Скорпион, Рыбы Время года: осень Время суток, сумерки День недели: пятница Ветер: Зефир
Животные: змеи, дельфины
Камень: аквамарин, жемчуг
Описание: Василек синий — однолетнее, иногда двулетнее растение семейства астровых. Высота 30-70 см. Стебель прямостоячий, в верхней части ветвистый. Цветет с июня до поздней осени. Цветки голубые, синие, лазоревые, реже белые. Соцветия — одиночные корзинки на длинных цветоносах, расположены на конце стебля и его разветвлений. Распространен преимущественно в средней полосе и на севере Европейской части России, в Западной Сибири. Растет как сорное растение в посевах ржи и других культур; встречается на лугах, в кустарниках, лесах, на опушках.
Легенда: Одна из легенд связана с родовым названием Centaurea. Кентавр Хирон. занимавшийся лечением травами, обнаружил, что сок василька обладает свойством залечивать раны. Он залечил им свою рану, нечаянно нанесенную отравленной стрелой Геркулеса. С тех пор растение получило название цветок кентавра. Искусству залечивать раны Хирон обучил много сыновей богов, среди которых был и сын Аполлона Асклепий, ставший впоследствии богом медицины. Сам же Хирон пожертвован собой, отказавшись от бессмертия, и ушел вместо Прометея в царство мертвых.
Относительно видового названия cyanus существует несколько легенд. По одной из них, цветок получил свое название Цианус (Cyanus) от имени прекрасного юноши, который был так увлечен его красотой, что все свое время посвящал плетению из него гирлянд и венков и носил всегда одежду синего цвета. Флора была его любимой богиней. Впоследствии он был найден мертвым на хлебном поле, окруженный васильками, которые собирал. Тогда богиня Флора за его любовь к ней превратила тело юноши в василек, и с тех пор все васильки стали называться его именем — Цианус.
Вот еще одна легенда. Богиня жатвы и земледелия Церера гуляла однажды по хлебным полям и вдруг услышала из гущи тучных колосьев жалобный голос: «О Церера, зачем ты приказала нам вырасти среди твоих хлебных паков, которые покрывают своими роскошными колосьями всю страну? Сын земли рассчитывает только количество барыша, который ему принесут твои злаки, и не удостаивает нас даже одним благосклонным взглядом! Так дай же и нам такую же снабженную колосом вершину, как у поникших от тяжести хлебных колосьев, или же позволь нам расти где-нибудь отдельно, где бы мы могли избавиться от презрительных взглядов человека». Па это богиня ответила: «Нет, милые мои дети, не для того поместила я вас среди шумящих хлебных колосьев, чтобы вы приносили какую-либо пользу человечеству; нет, ваше назначение гораздо выше, чем то, которое вы предполагаете и которое предполагает человек: вы должны быть пастырями среди великого народа — колосьев. Потому-то вам и не следует, подобно им, шуметь и клониться отягощенной головою к земле, а наоборот, вы должны свободно и весело цвести и глядеть, как чистый образ тихой радости и твердой веры, вверх, на вечно синее небо — местопребывание божества.
По этой же причине дано вам лазоревое, цвета небесной тверди, пастырское одеяние — чтобы отличить вас, как служителей неба, посланных на землю проповедовать людям веру, а богам — верность.
Имейте только терпение, настанет день жатвы, когда все эти колосья падут под рукою жниц и жнецов, и тогда вы, кажущиеся теперь заброшенными и одинокими, обратите на себя всеобщее вни-мание. Жницы будут искать и рвать вас и, свив из вас себе венки, украсят ими свои головы или же. связав из вас букетики, пришпилят их себе на грудь».
Подругой старинной легенде, небо приказало земле вырастить среди колосьев чудные синие цветочки, кусочки его самого, и с этих пор стебли хлебных злаков наклоняются при каждом дуновении ветра к этим кусочкам неба, ластятся к ним и нашептывают нежные слова любви.
Существует легенда о русском названии. В давние времена красавица-русалка влюбилась в молодого пахаря Василя. Полюбил и он ее. Однако не могли они договориться, где им жить вместе. Русалка звала его в воду, а Вас иль уговаривал ее остаться на земле. Поняв, что не суждено им быть вместе, русалка увлекла Василя в поле и превратила в цветок, такой же синий, как глубокая вода. В память о юноше люди назвали цветок Васильком.
Благодаря чистому синему цвету василек часто воспринимается как символ верности, постоянства, простодушия. Другие, наоборот, видели в нем проявление непостоянства из-за способности менять цвет от синего до белого или красноватого.
Ритуальное использование: Васильками полезно украсить алтарь. У русских василек использовался в обрядах, связанных с хлебопашеством. Вдень Вознесения (4 июня) на полях не работали, так как опасались, что синь неба упадет на поля: «Не паши, не сей, а то родятся одни васильки».
Во Владимирской губернии в некоторых местах был обычай: около Троицына дня, когда начинает колоситься рожь, выхолили на околицу девушки, молодые парни, молодые женщины, подростки. Молодые люди становились все лицом друг к другу и брались за руки крест-накрест. По соединенным таким способом рукам пускали идти маленькую девочку в васильковом венке. Задние пары, по рукам которых девочка уже прошла, перебегали вперед. Так девочка, не касаясь земли, доходила до ближнего поля. Тогда девочка спрыгивала на землю, срывала несколько колосков, бежала с ними в село и бросала их возле церкви. Шествие к ржаному полю сопровождалось песней.
Зажиночный, или именинный (первый сжатый), сноп ставили иногда в переднем углу и украшали васильками или васильковым венком. Этот праздник с участием василька называется именинный сноп и был приурочен к концу лета, когда хлеба уже поспели. В некоторых уездах Украины этот сноп, украшенный васильками и другими полевыми цветами, мальчик несет на хозяйский двор, а за ним следуют девушки, самая красивая из которых украшена венцом из оставшихся случайно после жатвы на поле колосьев и васильков. Сноп и венок ставят в переднем углу под образами, а в день Спаса Преображения несут в церковь и освящают вместе с хлебом, испеченным из новой ржи. Зерна освященных колосьев хранят до будущего посева.
Магическое использование: Женщины носят эти цветы на груди или кладут в карман для привлечения любви. Цветок сохраняет или теряет свою свежесть в соответствии с удачей или неудачей в любви.
Василек используется для заклинания созидательных сил Матери-природы.
В некоторых местностях в Германии василек считают воплощением полевого духа, который наказывает во время жатвы нерадивых жнецов.
Если бросить цветок в огонь, а затем посмотреть в небо, то можно заметить движение звезд.
Лекарственное использование: Настой цветов на снеговой воде считался в Германии и Франции лучшим средством для укрепления глаз. Лечение глаз васильковой водой практикуется и русскими знахарями. Цветы василька широко применяется при простудных заболеваниях, при водянке, расстройствах нервной системы, при глазных заболеваниях.
Его используют как мочегонное, желчегонное, антибактериальное средство, часто в смеси с другими лекарственными травами. Толчеными семенами василька выводили бородавки, снимали раздражение кожи. Косметологи рекомендуют цветки василька при раздражении сухой кожи лица, шеи, тела, рук. Растение входит в состав сборов для ванн.
Отвар из цветков пьют при желтухе как желчегонное. Отвар используется также для примочек при глазных заболеваниях типа куриной слепоты или воспаления слизистой оболочки. Отвар или настой пьют при желудочно-кишечных расстройствах, при заболеваниях мочевого пузыря, при болезни почек. Цветочные корзинки используются как тонизирующее желудочное средство при нарушении пищеварения. Настой: 2 чайных ложки цветочных корзинок на стакан кипятка; применять в течение дня.
Краевые цветки соцветия выступают как легкое мочегонное и желчегонное средство. Настой: I столовая ложка на стакан кипятка (1:10), заварить. Принимать по столовой ложке 3 раза в день.