ДУБQuercus robur семейство буковые Fagaceae
Народные названия: дуб черешчатый
Происхождение названия: Русское название дуб общеславянское, имеет соответствия в других европейских языках. Родовое латинское название произошло от двух кельтских слов — красный и дерево, то есть, красное, красивое дерево. Видовое латинское название обозначает твердое дерево.
Род: мужской
Планета: Солнце
Стихия: огонь
Сила: зашита, здоровье, деньги, потенция, вожделение, плодородие
Божество: Дагда, Дианус, Юпитер, Зевс, Тор, Герна, Янус, Рея, Кибела, Геката, Пан, Эрато, Перун, Перкунас Ангел: Уриэль Духи: гномы
Созвездие: Водолей
Время года: зима
Время суток: полночь
День недели: воскресенье
Ветер: Борей
Животные: коровы, быки, змеи, олени
Камень: гранит
Описание: Крупное теплолюбивое, сильно ветвящееся дерево высотой до 50 м, с развитой корневой системой, раскидистой кроной и стволом до 3 м в диаметре. Листья темно-зеленые, кожистые. Невзрачные, малозаметные цветки появляются ранней весной. Плоды — желуди.
Легенда: Дуб почитался священным деревом у древних иудеев, О чем неоднократно упоминается в Библии. В настоящее время дуб (гри его вида) широко распространен во многих частях Палестины, и местные крестьяне до сих пор с суеверным почтением относятся к ному дереву. По поверью, в нем обитают таинственные духи. Чтобы умилостивить их, добиться их расположения, защитить путников, отдыхающих в тени дерева, от злых влияний, ветви дуба часто украшают цветными тряпицами. Под дубами принято хоронить святых и пророков.
Священные дубовые рощи часто служат для местных жителей местами пожеланий: туда приносят благодарственные дары, например, глиняные кувшины, во исполнение обета по случаю осуществившегося желания. В шуме листьев пытаются услышать вещие голоса духов.
В дуб и в липу были посмертно превращены богами Филемон и Бавкида. Под дубом творил свои чары Мерлин. Из дуба была сделана мачта аргонавтов.
Пословицы: Держись за дубок: лубок в землю глубок.
Стар дуб, да корень свеж.
Что ни луб — то тулуп, что ни сосенка — то избенка. Приметы: Дуб перед ясенем лист пустит — к сухому лету. Коли на дубу на Федота макушка с опушкой — будешь мерить овес кадушкой.
Коли с дуба и березы лист опал чисто — будет легкий год для людей и скота.
Дуб одевается — скотина наедается.
Когда дуб развернулся в заячье ухо — пора сеять овес.
Не сей пшеницы прежде дубового листа.
Когда на дубу почки распускаются — пора сеять лен на легких землях.
Загадки: Бора липовые, а мужики — дубовые. Сам дубовый, пояс вязовый, нос липовый (бочка, обруч и гвоздь).
Ритуальное использование: Многие народы Европы и Востока считали дуб священным деревом. Чтобы прогнать засуху, жрец Зевса бросал в воду дубовую веточку и вызывал этим дождь. Древние греки считали, что дуб появился раньше других деревьев. Они посвящали его богу Солнца, науки и искусства Аполлону. Дубовая ветвь означала могущество, венком из дубовых ветвей награждали за воинские подвиги. В Древней Греции центром святилища Зевса в Додоне был старый дуб, под которым находился источник. Зевсу был посвящен и особый крылатый дуб, на который было наброшено покрывало с изображением земли, океана и звезд.
В Древнем Риме дуб посвящается верховному богу — Юпитеру, а желуди считались священными плодами. В обрядах, посвященных богине плодородия Церере, участники надевали на голову венки из дубовых веток.
В Египте в погребальных кострах сжигались дуб, орешник и ива, что символизировало власть, мудрость и очарование усопшего.
У славян под священными дубами происходили важнейшие события: собрания, свадебные обряды, суды. В священных рощах выбирали самые старые деревья, суды, обносили их оградой, за которую разрешалось заходить только жрецам. Здесь совершались жертвоприношения Перуну и другим языческим богам, жрецы прислушивались к шелесту листьев, чтобы услышать предсказания божества, живущего в ветках дерева. Возле такого священного дерева человек был неприкосновенным даже для врага. Погибших в бою воинов сжигали на погребальных кострах, в которых горел дуб, так как дуб — дерево мужчин, и его пламя очищает душу воина. На Ивана Купалу всех Иванов украшали дубовыми венками.
Южные славяне вокруг старого дуба венчали молодых; сербы, болгары и македонцы совершали многие обряды у записа, священного дуба, на коре которого был вырезан крест. Во время обхода полей с крестным ходом, священник с прихожанами совершал перед записом молебен от града и засухи; здесь устраивали праздничные трапезы, жгли костры на Масленицу. Вблизи записа освящали полу, крестили детей, давали торжественные клятвы, устраивали суды. Каждый год запис освящали и причащали, обновляя на нем крест и укладывая под кору ладан. Духовный Регламент 1721 года констатировал, что «попы с народом молебствуют перед дубом, и ветви онаго дуба поп народу раздаст на благословение».
В Болгарии недалеко от Софии было три чтимых дуба, которые охраняли окрестные поля от града, бурь и других бедствий. Ежегодно на Троицу их обмазывали священным маслом или сверлили ствол и вливали туда масло.
У старообрядцев-беспоповцев еще в середине XIX века брачный союз заключался таким образом: парень, сговорясь с девицей, отправлялись к заветному дубу и объезжали его три раза кругом. В Воронежской губернии пользовался уважением древний обычай; выйдя из церкви после венчания, молодые направлялись к дубу и трижды объезжали вокруг.
В средневековых апокрифах дуб или железный дуб, изображается как Мировое Древо: он был посажен в начале сотворения мира, стоит на силе Божией и держит на своих ветвях весь мир.
В Житомирской области в заговоре от детской бессонницы обращались к дубу, каждая ветка которого имеет собственное имя: ветка с желудями — мужское, а без желудей — женское. Если бессонницей страдала девочка, то в заговоре упоминалось имя ветки-мальчика, и наоборот. Знахарка или мать предлагали лубу покумиться и не трогать детей друг у друга.
Дубовая палица символизировала твердость власти, суровость. Венок из дубовых листьев означал силу, мощь, достоинство. В Библии дуб — символ гордости и высокомерия; у дуба становится царем Анимслах, под дубом восседает Саул, под дубом погребают Дебору. Иаков закапывает чужих богов, на дубе находит свой конец Авессалом. У христиан дуб — символ Христа (по некоторым версиям христианского предания крест распятия был сделан из дуба).
Это дерево, священное для Юпитера и для античных друидов, поэтому епископ в акте крещения, когда его нога стоит на поваленном лубе, символизирует обращение язычников. Дуб (или часто желудь) является эмблемой пап Сикста IV и Юлия II из династии Ровере. То, что дуб посвящен Юпитеру, объясняется древним поверьем, согласно которому дуб сильнее, чем какое-либо другое дерево, притягивает молнию. Известны наблюдения о частом попадании в дуб молний. В священной роще находился дуб Додоны, к шелесту листвы которого прислушивались, считая, что так передается воля Зевса. Из дуба, согласно легенде, была сделана палица Геракла. В Древнем Риме находилась управляемая лесным царем дубовая роща на озере Неми, посвященная Юпитеру, а дубовый венок являлся признаком сановного достоинства древнеиталийских правителей.
У кельтских друидов и у германцев дубы, на которых росла омела, пользовались особым почетом. У германцев дубы осеняли Тингплатц — судебно-вечевую площадь и посвящались Тору (Донару), у литовцев — Перкунасу. У друидов накануне предсказаний поедались желуди; желудь означал пенис (Освальд Кроллиус в 1629 г. писал: «Желудь весьма наглядно кажет головку уда мужеска») и в этом смысле употреблялся в качестве амулета; в немецких карточных играх желудь используется как знак масти. Бог дуба Кашима-но-ками был весьма почитаем в Древней Японии.
В народных представлениях античности дубы считались живыми существами, местом обитания особых нимф (покровительниц деревьев) — дриад (от греч. дуб), связанных своим происхождением с дубом-родом. Листьям дуба приписывалась способность заколдовывать и усмирять львов. Дубовая зола считалась предохраняющей от хлебной ржавчины, а дубовый столб в навозной куче — отпугивающим змей.
Магическое использование: Дуб — могучее, долго живущее дерево; обладает большой магической силой. Две веточки дуба, связанные крест-накрест красной ниткой — сильное защитное средство от зла. Такое же действие окажет кусочек коры, если носить его при себе. Желуди, повешенные на окне, защитят дом от молнии.
Если осенью удастся поймать падающий дубовый лист — в следующую неделю вы не простудитесь. Если в доме больной»,подожгите кору дуба и нагрейте этим теплом помещение, чтобы прогнать болезнь. Носите с собой желудь, чтобы предотвратить болезни и боли, сохранить молодость и долголетие, усилить потенцию. Желудь, посаженный во время лунного затмения, поможет в ближайшем будущем обрести деньги. Желуди дуба применяются как символ бессмертия, могут выступать в зависимости от определенных условий и как доноры жизненной энергии, и как акцепторы. Кусочек дуба рекомендуется носить с собой для привлечения удачи (особенно брюнетам).
Дуб символизирует собой жизнь, ее длительность, поэтому его используют для изготовления амулетов, храмовых украшений.
Дуб используется для перенесения на него болезни. Особенно удачны в этом отношении дубы со сквозным отверстием, через которое можно протаскивать детей. Потом такой дуб обвязывают кушаком.
Листья и кора дуба считаются довольно сильными амулетами, способными принести удачу и умножить физическую силу человека.
Лекарственными средствами, полученными от дуба, может поддерживаться астральное тело, охватить формирующим импульсом физическое. Это особенно важно для детского возраста, когда человеческое существо должно быть введено в круг своих земных обязанностей.
Лекарственное использование: В русской традиции больному рекомендовалось хорошо пропотеть, например, в бане, а потом растереться дубовым четвертным платом — грубым холстом, выдубленным в отваре коры. В парных банях использовали не только березовые, но и дубовые веники. Отвар коры дуба употребляют внутрь при поносах, кровотечениях, цинге, рахите. Это вяжущее и противовоспалительное средство для полосканий, компрессов для ожогов. Толченой корой и листьями издревле лечили раны.