БЕРЕЗА ПОНИКЛАЯllctula pendula семейство березовые Beiulaceae Народные названия: береза повислая, береза бородавчатая, веселка.
Происхождение названия: Латинское родовое название происходит от латинского beatus (осчастливленный, блаженный), либо от кельтского betu (береза). Русское название относится к числу очень древних слов. Лингвисты возводят его к индоевропейскому корню со значением блестеть, светлеть.
Род: женский
Планета: Венера
Стихия: вода
Сила: защита, экзорцизм, очищение
Божество: Тор
Ангел: Гавриил
Духи: ундины
Созвездие: Рак, Скорпион, Рыбы
Время года: осень
Время суток: сумерки
День недели: пятница
Ветер: Зефир
Животные: морские змеи; дельфины, рыбы, тюлени, морские птицы
Камень: аквамарин, жемчуг, лунный камень, речная галька
Описание: Береза пониклая — одна из основных древесных пород, образующие смешанные леса Центральной России. Кора стволов белая, а у молодых ветвей — красно-бурая, покрытая бородавками. Листья сердцевидные, с вытянутой верхушкой и двоякозубчатым краем. Цветки — сережки, невзрачные и мелкие, распускаются в апреле-мае.
Легенда: Древние славяне поклонялись Берегине — богине-матери всех духов и всех богатств на земле, хранительнице дома и семьи. У берез, которые росли в ее саду, были непогибающие корни: если засыхало одно дерево, на его месте вырастало два.
В народных легендах береза — благословенное дерево, укрывшее Богородицу и Христа от непогоды, или Св. Пятницу от преследований черта.
О русачках в Полесье говорили, что они с березы спускаются. Принадлежащим русалкам считались березы, чьи ветви спускаются до земли. В Польше березы, одиноко стоящие в поле называли деревьями духов. В них вселялись души умерших девушек, которые по ночам выхолили из березы и затанцовывали насмерть случайных прохожих. Согласно польским поверьям, под одиноко стоящей березой покоится душа погибшего насильственной смертью, и вместо сока в ней струится кровь.
Некоторые признаки необычного вида березы (искривленная или сросшаяся с другим деревом) были для белорусов свидетельством того, что под ней погребена невинно загубленная душа. Во многих восточнославянских преданиях и легендах погибшая девушка превращается в березку. В Костромском крае об умирающем говорили, что он в березки собирается.
В русских народных песнях, сказках, преданиях, в национальном самосознании народа береза — символ женственности, весны и родины. В обрядовых русских песнях образ березы — символ счастли-вой доли:
«Погляжу я, красная девица.Погляжу на свою красоту -Вокруг чего она обвилася:Если ты обвилась, красота.Вокруг березоньки-то былыя —Мне житье-то будет ровное,Житье будет долговечное».Любимое дерево наделялось ласковыми эпитетами: белая, кудрявая, стройная, тонкая, веселая.
С березой связаны многочисленные половицы, поговорки, загадки:
Зелена, а не луг; бела, а не снег; кудрява, а не голова. Влезу на горкушку, одеру телушку: сало в рот, а кожу прочь. Береза не угроза: где она стоит, там и шумит. Сотворил Бог дурака, сотворил и березу (о розгах). Накормить березовой кашей (отстегать). По мне хоть бела береза расти! (нет заботы) С березой связаны народные приметы:
Коли береза наперед опушается — то жди сухого лета, а коли ольха — мокрого.
Коль на Юрья березовый лист в полушку, к Успенью клади хлеб в кадушку.
Коли с дуба и березы лист опал чисто — будет легкий год для людей и скота.
Ритуальное использование: Береза занимает центральное место в обрядах, связанных с русским праздником Семик — четвергом накануне Троицы. Девушки и молодые женщины завивали венки из веточек березы и цветов. Венки оставляли в лесу до Троицы, и если они за это время не завядали — гадающий будет жив и здоров в предстоящем году. У венков девушки кумились — трижды целовались, обменивались крестиками, ленточками, платочками, а стоящие вокруг подруги пели: «Покумимся, кума, покумимся, чтобы нам с тобой не браниться, вечно дружиться». В Троицу венки расплетали, веточки берез срезали и вместе с цветами несли в дом. Повсюду в домах, во дворах, на улицах — ставили березки, разбрасывали цветы на полу, на подоконниках, на полках. С букетами цветов и березовых веток шли в церковь, где их освящати. После церкви снова шли в лес и устраивали гулянье под березой: ели, пели песни, водили хороводы. Затем березку срубали, украшали бусами, лентами, яркими платками и несли в деревню. В домах березку приглашали в гости: «Белая березонька, милости просим к нам», ставили на почетное место перед иконами, а молодежь садилась за незакрытый стол. Вечером березку уносили в поле или к реке и там бросали в воду, в огонь, в овраг (провожали, хоронили березку). В Восточной Сибири сохранилось поверье: березка, брошенная в воду, предохранит от засухи, а брошенная в поле — от неурожая и града.
Установленная в переднем углу при строительстве дома ветка березы — символ здоровья хозяина и семьи. Березовые ветки втыкались в поле, чтоб получить хороший урожай льна и злаков. Березовое полено закапывали под порогом новой конюшни, чтобы велись кони.
В качестве ритуального дерева береза фигурирует в русских заговорах. В обряде сватовства ответ «береза» означат согласие.
К березе носили больных девочек (мальчиков — к дубу). В Полесье считалось, что близко к дому посаженная береза вызывает женские болезни у ее обитательниц, а наросты образуются на березе от женских проклятий. В некоторых полесских селах на похоронах тело женщины покрывали березовыми ветками, а тело мужчины — ветками тополя.
Магическое использование: Береза — дерево очищения, поэтому, легко постукивая ветками березы по человеку или животному, вы добьетесь изгнания злых духов. Из березовых веток делаются колдовские метлы.
Береза обладает защитными свойствами, она может уберечь от молнии. Одно время из березовых веток плели колыбели, чтоб защитить ребенка. В России вешали красную ленточку на ствол березы, чтобы уберечься от дурного глаза.
Береза придает силы, улучшает здоровье людей и животных. Блондинам рекомендуется носить в нагрудном кармане возле сердца. Кусочек березы будет способствовать снижению давления, улучшению кровообращения, убережет от других неприятностей. Если постоять возле березы, прижавшись к се стволу спиной или просто гуляя по березовой роше, можно почувствовать прилив сил. Листья консервируют образующие белок силы: лекарственные препараты особенно полезны после 35 лет. Запах березы полезен жертвам порчи.
В России на Троицу пастухи плели из березовых веток венки. Один из них надевали корове на рога, и в нем она ходила весь лень, а второй предназначался для хозяйки. Вечером хозяйка скармливала корове первый венок, чтобы давала больше молока, а второй берегла на случай, если корова заболеет. Тогда ветки из него тоже добавлялись понемногу в корм.
Опытная ведьма может надоить с березовых ветвей молока; она также может летать не только на помеле или хлебной лопате, но и на березовой палке. Белые кони, подаренные человеку чертом, превращаются в кривые березы, а поданый чертом хлеб — в березовую кору. Женщину, в которую вселился бес, во время приступа бросает на березу.
Ветки березы, особенно использовавшиеся в троицких и других обрядах (см. выше), у славян считаются надежным оберегом. Заткнутые под крышей дома, они надежно оберегают от молнии, грома и града; воткнутые посреди посевов в поле ограждают от грызунов и птиц; брошенные на огородных грядках — охраняют капусту от гусениц.
С помощью березовых веток можно оберечься от нечистой силы, особенно ходячих покойников. Накануне дня Ивана Купалы березовые ветки, воткнутые в стены хлева, не давали ведьмам доить моло-ко с чужих коров. На рога коровам с этой целью тоже надевали березовые венки.
У западных славян надежным оберегом считалась березовая метла, прислоненная к постели роженицы или колыбели новорожденного. Во многих местах верили, что битье больного ребенка березовым прутом избавит его от болезни.
Русские крестьяне обращались с просьбой к березе об исцелении от болезни, скручивая над больным березовые ветки, угрожая не отпускать до тех пор. пока болезнь не отступит.
Лекарственное использование: Листья, почки, древесина и кора березы содержат лекарственные вещества, которые нашли применение при лечении многих заболеваний. Чай из почек или листьев — потогонное, мочегонное, общеукрепляющее средство. Настойку
березовых почек на водке втирают при ломоте в суставах. В научной медицине почки применяют при отеках сердечного происхождения, при заболеваниях печени, при бронхитах. В медицине используется свойство березовых листьев выделять фитонциды — вещества, губительные для микробов. Старинные травники рекомендуют использовать толченную березовую кору для лечения гноящихся ран. Из древесины получают деготь, применяемый при лечении кожных заболеваний.