Краеугольным камнем неогностической системы Ю. является теория архетипов коллективного бессознательного, единодушно признаваемая его самым значительным вкладом в современную науку о человеке. Человеческая психика, согласно этой теории, складывается из трех основных элементов: коллективного бессознательного, личного бессознательного и сознания. Первый является наиболее загадочным и трудноопределимым, поскольку он ближе всего к тому измерению бытия, которое гностики называли Плеромой (ср. «Валентин»), то есть полнотой духовного космоса, и важнейшим связующим звеном между Богом и тварным миром. Коллективное бессознательное содержит в себе психический материал, коренящийся не в индивидуальном опыте, а в некоей надличностной стихии, которая может быть истолкована как универсальное энергоинформационное поле, «разум Вселенной», Божественный свет, искорками которого являются все индивидуальные разумы (см. ниже, о Меркурии как репрезентации коллективного бессознательного). Ю. определяет его как «всеобщее основание психической жизни», исток и начало всех явлений и феноменов, имеющих духовную природу. Его существование эмпирически недоказуемо, так же, как существование Бога и сверхъестественных сущностей, и может быть выведено исключительно на основе анализа психического материала. (Показательно, что все попытки экспериментальной проверки этой теории, как указывает Р. Нолл, окончились практически ничем.) Содержание коллективного бессознательного во всех случаях одинаково, не меняется и не эволюционирует; оно «вложено» в мозг человека уже с самого начала, с момента рождения, в законченном и целостном виде. Таким образом, мистический характер данной концепции вполне очевиден и не требует дальнейших доказательств.
На человеческом плане коллективное бессознательное проявляется в виде совокупности архетипов — основных врожденных структурообразующих элементов человеческой психики, своего рода «внутренних осях», по которым и просходит дальнейшая «кристаллизация» всех душевных и психических процессов. Иначе говоря, архетипы — это те готовые формы, в которые «выливается» содержание коллективного бессознательного. Вместе они составляют то, что Ю. называл «второй психической системой», параллельной первой, концепция которой была разработана классическим (фрейдовским) психоанализом: индивидуальному бессознательному здесь соответствует коллективное, а комплексам — архетипы. Как особо подчеркивает Ю., рельефней всего архетипы проявляются в тайных учениях, «являющихся вообще типичным способом передачи коллективных содержаний, берущих начало в бессознательном», а также в основных формах устного творчества — мифах и сказках: «То, что подразумевается под "архетипом", проясняется через его соотнесение с мифом, тайным учением, сказкой».
Основные архетипы — Тень (подавленные и вытесненные эмоции и желания, несовместимые с нормативным поведением), Маг (или «внутренний» человек), Анима и Анимус (персонификация женского начала в бессознательном мужчины и наоборот) и др. — подробно анализируются Ю. во многих его работах (таких, как Человек и его символы, Душа и миф, Символы трансформации, О психологии бессознательного, Отношения между «Я» и бессознательным), и мы здесь останавливаться на них не будем. Обратимся сразу к тому, который сам Ю. считал мистическим центром, истинным Солнцем Вселенной Духа и описал под названием Самость (Seibst). На языке аналитической психологии Самость означает примерно то же самое, что в религиях подразумевается под понятием «Бог» — то есть высший принцип, придающий существованию физического и психического космоса абсолютное значение. Только Самость способна объединить все архетипи-ческие содержания и упорядочить разнонаправленные процессы, протекающие в недрах психики; поэтому все, что имеет отношение к синтезу, единству и идентичности, так или иначе связано с этим архетипом и указывает на него.
Так как Самость обнимает все без исключения уровни сознания и бессознательного индивидуума, она никогда не может быть описана с исчерпывающей полнотой и научной объективностью, ибо для этого понадобилось бы выйти за пределы человеческой ментальное™. Понимая это, Ю., когда пытается дать читателю представление об истинной природе Самости, всеми силами старается избегать «лобовых» формулировок и невольно переходит на язык мистиков, описывающих подобные трудноуловимые для сознания феномены при помощи специальной системы символов, уходящих корнями в непроницаемую глубь тысячелетий. Тем самым он порывает с системой мышления, на которой основывалась вся современная ему медицина и психология, в том числе и фрейдовский психоанализ, и делает еще один принципиальный шаг в сторону сближения с мистическим миропониманием.
Основную символическую нагрузку, связанную с Самостью, несут на себе, согласно Ю., знаки и фигуры, выражающие генеральную идею единства противоположностей (как в самой общей форме — сознания и бессознательного, так и в более частных аспектах): крест, круг и квадрат, а также их разнообразные комбинации. Совершенным визуальным воплощением Самости или «Бога внутри нас» для Ю. была буддийская Мандала, вообще считавшаяся им идеальным образом психокосмоса; именно Мандала, как никакой иной символ, выражает основную интуицию мистиков всех времен и народов, — идею единства макро- и микромира, «внутреннего» и «внешнего» измерений универсума. (На русском языке по этой теме имеется превосходное исследование: Аргуэлес X. и /VI. Мандала. М., 1993. См. также сводку данных, приведенных в изд.: Человек и его символы, с. 237—245.) Кватерная (четверичная) структура Мандалы является, согласно Ю., наиболее адекватным воплощением Самости: «В идеале завершенность — это круг, сфера, а ее минимальное естественное деление — четверть». Большинство сакральных изображений, построек и мистических видений так или иначе реализуют принцип Мандалы, что в равной мере прослеживается как в восточных, так и в западных религиозных традициях. В настоящее время в своем наиболее чистом и совершенном виде символика Мандалы сохраняется в дальневосточных религиях, меньше подверженных
духовной инфляции, но и в христианстве ква-терные структуры играют, или, точнее, играли на первоначальных этапах его существования, когда христианство было действительно живой и созидательной верой, немаловажную роль. Об этом свидетельствует, например, символика, связанная с четырьмя евангелистами, а также, естественно, символизм креста, трактуемый Ю. преимущественно в гностическом духе. Так, обращаясь к знаменитому пассажу из гностических «Деяний Иоанна», в котором Христос и крест как бы сливаются воедино, Ю. следующим образом раскрывает его психологическое содержание: «Гностическая фигура Христа и крест соответствуют типичной психологической м...ле ..., поэтому эта фигура является естественным символом и принципиально отличается от догматической фигуры Христа... Гностический Христос ... олицетворяет изначальное единство человека и возносит это единство до уровня спасительной цели всего человеческого развития. "Составление неустойчивого", привнесение порядка в хаос, разрешение дисгармоний и сосредоточение на середине, т. е. положение "предела" и обращение сознания к кресту — вот что приводит к воссоединению сознания с бессознательным, и бессознательного человека — со своим средоточием [Самостью], которое также является центром вселенной; так достигается поставленная цель: спасение и возвышение человека» (Ответ Иову, с. 334, 343; отметим, что речь здесь идет о Т—кресте, в котором роль «четвертой точки» исполняет центр или перекрестие).
Раскрывая гностическое понимание основных христианских символов, Ю. касается и темы воскресения, осмысленной им как указание на таинство мистической самотрансформации. Если распятие на кресте означает слияние Иисуса как принципа индивидуального Эго и Христа как принципа Самости (Ю., подобно другим мистикам, разделял «Иисуса» и «Христа» на отдельные ипостаси, хотя и вкладывал в это разделение собственный смысл: ср. данные, приведенные в статье «Иисус Христос») и достижение внутреннего тождества, то его воскресение, в свою очередь, означает возможность последующей реализации этого единства. Иными словами, «мистерия Голгофы» у Ю. оказывается аналогом высшей ступени любого эзотерического посвящения, связанной с обретением «состояния недуалыюсти», то есть восприятия мира как единого целого: «Отныне он [адепт] видит себя уже не разъединенным, а единым. Разъединенным является лишь субъективное сознание. Когда оно соотносится со своим средоточием, оно интегрируется в целое» (указ. соч., с. 329). Это и есть высшая точка процесса индивидуации, т. е. «осознанивания» бессознательного, на чем, в сущности, и сосредоточен весь мистический Гнозис с его основополагающей установкой на познание самого себя как главное условие познания Бога. Поэтому Ю. имел все основания заявить: «Гностик ... сумел обрести такое знание сущности религии и религиозной психологии, из которого мы еще и сегодня можем многое для себя почерпнуть. Ему удалось прозреть самую подоплеку христианства и в общих чертах наметить путь его будущего развития» (Ответ Иову, с. 337; говоря о «будущем развитии», автор, судя по всему, имеет в виду уже будущий эон, поскольку в настоящем мистический потенциал христианства близок к абсолютному нулю).
Таким образом, хотя Самость является по определению «вешью в себе», она все же поддается определенному пониманию, возникающему в процессе интерпретации тех проективных образов, которые она отбрасывает в доступную для анализа сферу психики. Помимо перечисленных выше, речь здесь идет о таких сакральных образах, как, например, «чаша Грааля» (укажем в этой связи хотя бы на ее сферическую форму и на то обстоятельство, что, согласно легенде, доступ к Граалю получают лишь ЧЕТЫРЕ рыцаря - Персеваль, Галахад, Боре и Пелеас), «мудрый старец» (он же «белый маг» или «отшельник»), наконец, «философский камень»... С этим последним мы вступаем в другую излюбленную Ю. сферу эзотерического знания, являющуюся, впрочем, естественным продолжением первой, а именно в мир алхимии и ее чудес. Истолкованию глубинного психологического содержания алхимического Делания Ю. посвятил две монументальные работы (Психология и алхимия и Mysterium coniunctionis) и пришел в результате к выводу, что единственным адекватным подходом к алхимии будет ее признание наиболее смелой и далекоидущей по своим последствиям попыткой средневекового европейца войти в контакт с собственным бессознательным, а через него — осуществить психический синтез (индивидуацию), который и есть единственный истинный «философский камень». К этому их толкала не столько научная любознательность или, как принято ныне выражаться, «стремление к незаконному обогащению», сколько непреодолимая психологическая потребность, совершенно аналогичная мотивации гностиков. Практически любой алхимический процесс, с точки зрения Ю., может быть однозначно интерпретирован в терминах аналитической психологии: «Алхимическая операция представляется нам эквивалентом активного воображения... Алхимик использовал бессознательные образы в основном как операционные средства для выражения мистических качеств, наличие коих он приписывал своим химическим субстанциям. Психолог же, напротив, рассматривает их не как аллегории, а как подлинные символы, указывающие на психическое содержание, существование которого не доказано, а просто подозревается, на импульсы и движущие силы бессознательного» (Mysterium...). Таким образом, если М. Элиаде видел за алхимическими тайнодействиями прежде всего некий ритуальный процесс и соотносил его с инициа-циями, т. е. проецировал его вовне, то для Ю. они были прежде всего отражением внутренней психологической реальности. Разница в подходе в точности соответствует разнице психологических типов, к которым принадлежали Элиаде и Ю.: первый был типичным экстравертом, а второй - столь же типичным интровертом. (Напомним, между прочим, что и автором учения о психологических типах является также Ю...)
Свое мнение об алхимиках как о непонятых и невостребованных временем пионерах аналитической психологии Ю. подтвердил анализом значения, которое в алхимических трактатах отводилось важнейшему операционному элементу Делания - «алхимическому Меркурию», т. е. ртути и ее производным (см. Дух Меркурий — по-русски в одноиыен. сб., и др.). Если «философский камень», как уже отмечалось, в системе понятий аналитической психологии соответствует Самости, то Меркурий выступает как репрезентация коллективного бессознательного: «Неуловимый и повсеместно присутствующий Меркурий — это переливающийся мириадами форм и цветов Протей — есть не что иное, как Linus Mundus, первоначальное недифференцированное единство мира или Бытия, первичное бессознательное». Физическая консистенция ртути такова, что она, как представлялось алхимикам, может одновременно сочетать в себе противоположные качества и свойства, присущие как духовному, так и материальному началам. Поскольку единение духа и плоти было самой заветной мечтой алхимиков начиная с самых первых веков ее существования, то в их глазах она обрела особо привелигиро-ванное положение: «Он [Меркурий] с самого начала является наиболее выдающимся исключением из всех металлов и химических элементов. Он — это первичная материя, из которой Бог создал все материальные вещи... В психологическом смысле Меркурий представляет бессознательное, ибо по всем признакам этот "дух" ближе всего находится к органической материи... В бессознательном скрыты те "искры света", то есть архетипы, из которых извлекается высший смысл. "Магнитом", притягивающим скрытую вещь, является Самость...» (Mysterium..., с. 531, 541). В подтверждение этого Ю. ссылается на многочисленные кватерные символы и фигуры, которыми изобилует алхимическая литература и которые самым скрупулезным образом описываются в его «алхимических» трактатах. Дальнейшее исследование строится на основании уже достаточно хорошо известной нам модели: процесс Великого Делания наделяется всеми узнаваемыми признаками индивиду-ации, а его непосредственный результат, т. е. «эликсир мудрых», он же «философский камень», знаменует собой реализацию принципа мистического «синтеза противоположностей». И хотя на материальном плане алхимикам так и не удалось воплотить своей идеал в действительность, однако истинное значение «царицы тайных наук» заключалось в другом: ее адептами был создан фактически новый миф, выполнявший по отношению к христианскому мифу, омертвленному догматической теологией, важную компенсаторную функцию, не позволяя ему окончательно стать жертвой лишенных от природы всякого творческого воображения схоластов. Что же касается реального золота, то алхимики заслужили бы вечную благодарность разумной части человечества, если бы им удалось изобрести эликсир, превращавший его, например, в дерево, и не имеющий при этом обратной силы.
Помимо «высокого» мистицизма, которому посвящены его лучшие работы, не обходил Ю. вниманием и его более массовые и популярные формы. Исходя из предположения, что процесс мифотворчества на архетипиче-ской основе продолжает развиваться и в наше время, приспосабливаясь, естественно, к его реалиям и ожиданиям, он совершил неожиданный для многих скачок от алхимии к уфологии и в качестве очередного испытательного стенда для проверки своей теории архетипов избрал ставшие уже притчей во языцех «неопознанные летающие объекты», или, проще говоря, летающие тарелки. Непосредственным поводом к написанию книги Один современный миф... стал посетивший ее автора загадочный сон: как будто именно НЛО «проецируют» людей в трехмерное пространство, хотя наяву он был уверен, что как раз именно НЛО являются проекцией определенных психических комплексов и архетипов на небеса, откуда большинство людей все еще ждет какого-то знака от Всевышнего. Рассматривая уфологию как своеобразную форму квазирелигии, навеянную победным маршем научно-технического прогресса, Ю. придавал особое значение спонтанности переживаний свидетелей инопланетных визитов и единообразию их восприятия, в котором посланцы Высшего разума обрели внешний вид, как нельзя более соответствующий его, Ю., теоретическим установкам. Действительно, трудно представить себе лучший аналог вездесущей Мандалы, чем внезапно материализующийся на небе сверкающий диск, обычно разделенный к тому же на несколько (четыре и более) сегментов. Оставляя в стороне вопрос о физической реальности НЛО и их возможном происхождении, Ю., как обычно, сосредотачивается на психологических аспектах проблемы: «тарелкомания» является для него ни чем иным, как последним на данное время этапом эволюции священных мифов и символов, выражающих бессознательную тягу к реализации Самости. Психика, так же как и природа, не терпит пустоты и спешит заполнить то пространство духовного опыта, которое мало-помалу освобождают традиционные религии и культы; если человеческое воображение перестанет продуцировать новые «мифы», это означает, что духовная эволюция человека подошла к финалу и следует готовиться к самому худшему.
Наконец, нельзя не отметить, что внимание Ю. в разное время привлекали и такие формы мистического опыта, обычно игнорируемые людьми его интеллектуального склада, как магия, астрология и гадания. О взглядах Ю. на астрологию мы уже упоминали в статье о Кеплере, а что касается других форм дивинации, то здесь ученого особенно заинтересовали колода Таро и знаменитая китайская «Книга перемен» (И Цзин), легче всего подверстывающиеся под его теорию архетипов. По-настоящему глубоким и оригинальным является его подход к магии и принципам осуществления магической реализации, подробно разработанный в рамках теории с названием, которое само по себе несколько напоминает магическую формулу. Речь идет о теории акаузального синхронизма, под каковым Ю. подразумевал не обусловленные естественной причинно-следственной связью совпадения событий, разделенных во времени и/или в пространстве, но связанных некой внутренней закономерностью или взаимозависимостью. Частными формами подобного синхронизма как раз и являются все виды мантики — астрология, карточные гадания, вещие сны и т. п., хотя его истинная роль значительно шире. Благодаря синхронизму становится возможным осуществление «мистической сопричастности», лежащей в основе любого магического или мантического действа, а также пси-феноменов вроде телепатии и т. п. Допущение реального существования подобного феномена базируется на все той же основополагающей концепции коллективного бессознательного, «Мирового Сверхразума», для которого не существует никаких границ во времени или в пространстве. Все без исключения психические феномены имеют единую основу, и, как следствие, соединены между собой мириадами незримых нитей и тайных каналов передачи информации. Поэтому, согласно Ю., «если символизм Мандалы является психологическим эквивалентом Unus Mundus [единства мира], то синхроничность является его парапсихологическим эквивалентом». Люди, называющие себя «магами» и «экстрасенсами», если это, конечно, не заведомые шарлатаны, глубоко погружены в стихию коллективного бессознательного и находятся во власти архетипических по своей природе представлений, что, в частности, подтверждается духовным опытом Ванги и Эдгара Кейса.
Мистицизм сегодня сделался одним из наиболее влиятельных и, не побоимся этого слова, респектабельных направлений духовного развития современного общества. Конечно, превращение недавней Золушки в принцессу произошло бы в любом случае, с Ю. или без него, поскольку этот процесс определяется общей динамикой развития исторических циклов (и при предыдущей смене эонов
мистические учения цвели пышным цветом); но именно Ю. придал мистике и оккультизму ту академическую солидность и внушительность, которой им раньше катастрофически недоставало. Все уровни эзотерического знания, от «царицы тайных наук» алхимии до скромной обслуги вроде колоды Таро, получили в его трудах новое осмысление и истолкование, благодаря которым сделались объектами углубленной интеллектуальной рефлексии, далеко выходящей за рамки привычной некогда парадигмы «верю — не верю».
Глубинные феномены психической реальности были впервые описаны Ю. как нечто, что формирует и определяет сознание как бы изнутри его самого, вне зависимости от «бытия в мире». Поэтому, несмотря на весь свой наукообразный вид и академический аппарат, зрелое учение Ю. органически ближе к религии, нежели к науке, и именно это обстоятельство является главным ключом к его пониманию. Внедряя мистические теории в умы своих современников, Ю. тем самым готовит их (современников) к очередной смене религиозной парадигмы, которую провидит в самом недалеком будущем (особенно важны его размышления по этому поводу, содержащиеся в А'юп и Поздних мыслях). Таким образом, важнейшая миссия Ю., на наш взгляд, заключается в том, чтобы подготовить человеческое сознание к максимально адекватному восприятию новых реалий, с которыми ему придется столкнуться со сменой космического зона; в этом смысле Ю., безусловно, можно назвать «первым мыслителем эпохи Водолея». Ему, как никому другому, была открыта истинная «тайна прогресса», заключающаяся в том, чтобы «перенести священное бремя прошедшего через действительный поток истории».
Слова в кавычках принадлежат другому великому мыслителю, Вл. Соловьеву, который, без сомнения, превосходно бы понял волновавшие Ю. мысли и идеи, доживи он до публикации его книг. И не случайно мы хотели бы завершить эту статью, а вместе с ней и весь этот том, притчей из соловьевской статьи «Тайна прогресса», предельно точно — хотя, возможно, и без сознательного намерения со стороны самого автора — определяющей место и роль мистицизма в период между двумя мировыми эпохами: как бы он не пугал многих из нас своими внешними, порой действительно крайне неприглядными, чертами, и не представлялся порой тяжкой и ненужной обузой, но
если человечество сумеет в сохранности донести его до «другого берега», то тогда, быть может, будет вознаграждено зрелищем воистину чудесной метаморфозы. Лишь бы только красавица не превратилась обратно в ведьму...
В глухом лесу заблудился охотник. Усталый, сел он на камне над широким бурливым потоком... И стало охотнику тяжело на душе: «Одинок я и в жизни, как в лесу, и давно уж сбился с пути по разным тропинкам... Зачем я родился, зачем пришел в этот лес?» — Тут кто-то дотронулся до его плеча. Видит, стоит сгорбленная старуха ... глаза угрюмые, на раздвоенном подбородке два пучка седых волос торчат, а одета она в дорогом платье, только совсем ветхом... — «Слышь, добрый молодец, есть на той стороне местечко — чистый рай! Туда попадешь — всякое горе забудешь. Одному дороги ни в жизнь ни найти, а я прямехонько проведу, — сама из тех мест. Только перенеси ты меня на тот берег, а
то где мне устоять поперек течения ... a умирать-то — у-ух как не хочется!» — ... И хотя словам старухи насчет райского места охотник совсем не поверил, а вброд идти через раздувшийся ручей было совсем, не соблазнительно, да и старуху тащить не слишком лестно, но взглянул он на нее, — она закашлялась, вся трясется. «Не пропадать же, думает, древнему человеку!...» Вскарабкалась старушка к нему на плечи, и почувствовал он такую страшную тяжесть, точно гроб с покойником на себя взвалил, — едва шагнуть мог... Ступил в воду, и вдруг как будто не так тяжело, а там с каждым шагом все легче да легче. И чудится ему что-то несодеянное. Только он шагает прямо, смотрит вперед. А как вышел на берег да оглянулся: вместо старухи прижалась к нему красавица неописанная, настоящая царь-девица. И привела его на свою родину, и он уже больше не жаловался на одиночество и не искал дороги в лесу.
Литература:
Аналитическая ПСИХОЛОГИЯ. СПб., 1994; Аналитическая ПСИХОЛОГИЯ: теория и практика (Тэ-вистокские лекции). М., 1998; Божественный ребенок (аналитическая психология и воспитание). М., 1997; Дух и жизнь. М., 1996; Конфликты детской души. М., 1995; О психологии восточных религий и философий. М., 1994; Практика психотерапии. СПб., 1998; Проблемы души нашего времени. М., 1994; Психологические типы. М.-СПб., 1995 и 1997; Психология бессознательного. М., 1994 (содерж.: О психологии бессознательного. - Отношения между Я и бессознательным); Психология переноса. Киев, 1997; Сознание и бессознательное. М., 1997; Структура психики и процесс индивидуации. М., 1996, а также указания в тексте.
БАКСАНСКИЙ О. Психологические основания эзотерических учений в свете аналитической психологиию.//Дискурсы эзотерики. М., 2001; ГЛО-ВЕРД. Фрейд и Ю. СПб., 1999; МОАКАНИН Р. Психология Ю. и тибетский буддизм. Томск, 1993; НОЙМАН Э. Происхождение и развитие сознания. М.-Киев, 1998; НОЛЯ Р. Тайная жизнь Ю. (Арийский Христос). М.-Киев, 1998; ПАНКРАТОВ А., ФЕСЕНКОВАЛ. Юнгианствои оккультизм//Дискурсы эзотерики...; РОУЗЕН Д. Дао Ю. Киев, 1997; САМУЭЛСЭ. Ю. и постюнгианцы. М., 1997; САМУЭЛС Э., ШОРТЕР Б., ПЛОТ Ф. Критический словарь аналитической психологии К.Г. Ю. М., 1994; Ю. и современный психоанализ. М., 1997; Ю. и христианство. СПб., 1999 (содерж.: Даур-лиД. Болезнь по имени человек (юнгианская критика христианства). - Эдингер Э. Эго и архетип. - Зеленский В. Ю. и религия); HOWELL A. Jungian symbolism in astrology, 1987; JAFFE A K.G. Jung: World and image. Princeton, 1979.