ШТАЙНЕР, РУДОЛЬФ
(27.02.1861-3.03.1925)
«ОСОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ СВОЕЙ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ»
Одна из центральных фигур в истории новоевропейского мистицизма, главный теоретик и практик антропософии (греч. «человеческая мудрость» или «мудрость о человеке») — течения в эзотеризме, отколовшегося в 1912 г. от теософии вследствие ярко выраженных антихристианских установок последней и переориентированной Ш. с азиатской на европейскую парадигму мышления. Антропософия, не выдвинувшая из своих рядов ни одной яркой и оригинальной фигуры, сопоставимой по своему масштабу со 111 , тем не менее сыграла и продолжает играть достаточно важную роль в духовной жизни Европы прежде всего как практическая система, нацеленная на «пробуждение» и реализацию в 'человеке, начиная с самого раннего возраста, высшей духовной энергетики, сохраняя при этом внутреннюю целостность индивидуума и связь с европейской культурной традицией. От абсолютного большинства других аналогичных систем она отличается несравненно меньшей степенью авторитарной зависимости, меньшей завязанностью на бизнесе и коммерции и особой приверженностью к традициям христианского Гнозиса; при этом основной упор в антропософии делается не на собственно оккультной, а прежде всего на этической проблематике. Само название «антропософия», предложенное Ш., свидетельствует об очевидном смещении, по сравнению с теософией — «Богомудрием», центра внимания от божественного к человеческому, от космического Универсума и его тайн к «малому Космосу» — человеку и его индивидуальности. В этом ее основное отличие от той деперсонализированной мистики, которая преобладает в восточных эзотерических системах; поэтому антропософия сумела пустить достаточно глубокие корни в европейскую почву.
Биография самого Ш. — это путь непрерывного духовного восхождения, всерьез нарушенный лищь однажды — поджогом антропософского иртраГетеанум в Дорнахе. Если не считать этого бедствия, преждевременно сведшего его в могилу, никаких серьезных внешних потрясений, обычных для биографии почти любого мистика, в жизни Ш. не отмечалось. Свои детские годы он провел на южных окраинах Австро-Венгерской империи, где его отец исполнял должность железнодорожного чиновника; это дало возможность мальчику близко познакомиться с особенностями «славянской души», доброжелательный интерес к которой он пронес через всю жизнь. В неоконченной автобиографической книге Мой жизненный путь он пишет, что внутренние переживания и состояния духа, расцениваемые им как мистические, стали возникать у него с довольно раннего возраста, проявляясь то как головокружительное чувство внутреннего единения со всем сущим на земле, то как внезапные наплывы «ясновидения», во время одного из которых он, например, узнал о трагической гибели своей родственницы почти в момент случившегося.
Материальные обстоятельства вынудили Ш. после окончания школы поступить в Венский Политехнический институт, по окончании которого он мог бы рассчитывать на получение работы, обеспечивающей стабильную карьеру. Но личные наклонности влекли его в совершенно ином направлении: проучившись несколько семестров, он по настойчивой рекомендации одного из профессоров переключается на работу по редактированию естественнонаучных трудов Гете, каковые вышли в свет в 1884 г. За ними последовало и отдельное сочинение об основах гетевской гносеологии, открывшее так и не сдавшему последних экзаменов студенту доступ в академические круги. Работая в знаменитом Веймарском архиве, Ш. обретает и другого жизненного кумира — Ф. Ницше (Фридрих Ницше, борец против своего времени, 1895), которого он, впрочем, в недалеком будущем решительно отринет, ошутив в его сочинениях явственное «ариманическое» начало и перессорившись к тому же с его недобросовестными родственниками и издателями; Гете же останется его верным духовным спутником до самых последних дней.
Р. Штейнер в юности
Эти и другие работы Ш., написанные до 1900 г., не несли на себе никаких отпечатков оккультных интересов их автора, хотя у Ш. по крайней мере за десять лет до того были связи с венскими теософскими кругами. Как свидетельствует его первая эзотерическая наставница Роза Майредер, в ту пору своей жизни он относился к теософии более чем враждебно, считая ее в определенной степени «духовной профанацией» и видя в ней лишь предмет для удовлетворения тяги к новым жизненным впечатлениям. Но одновременно он, благодаря непрерывно совершающейся в
нем внутренней духовной работе, начинал все глубже и глубже осознавать, что «чистые» естествознание и философия, которым он намеревался посвятить всю дальнейшую научную деятельность, не в состоянии раскрыть последние тайны человеческого духа, а безраздельно господствовавший в академических кругах позитивизм вызывал у него чувство внутреннего протеста и отторжения. Крайне разочарованный реакцией этих кругов на его книгу Философия свободы (1893), Ш. пробует переключиться на литературную работу и берется за редактирование нескольких периодических изданий гуманитарного характера, но и это не приносит ему внутреннего удовлетворения. Все сильнее нарастает чувство трагического разрыва между духом и плотью, для преодоления которого III. после долгих колебаний решается прибегнуть наконец к методам, им же самим некогда уже отвергнутым, — речь идет об оккультной практике и пути теософского «ученичества».
Символично, что окончательный перелом в его умонастроении наступил в первом году нового столетия (так же, как и у «славянского Штейнера» — Петра Дынова): «Мне казалось, — говорится в его автобиографии, — что смена веков должна принести людям новый духовный свет..., перемена в самом ходе исторического развития представлялась мне неизбежной». Новому веку Ш. твердо решил дать новое миропонимание, которое он впоследствии определил как «духовно-научное», желая подчеркнуть, что в его основе лежит научное видение мира, осмысленное с позиций эзотерического Гнозиса.
Первые свои лекции перед членами теософского кружка Ш. прочел в сентябре 1900 г., а уже два года спустя он делается общепризнанным лидером немецких теософов, к голосу которого прислушиваются лидеры международного теософского движения — А. Безант и У. Олкотт. Такой стремительный подъем объясняется широчайшим умственным диапазоном новообращенного теософа; среди его не слишком многочисленных и активных немецких единомышленников не было другой фигуры, равновеликой III. в интеллектуальном плане и способной соперничать с ним в плане организационном. В качестве главного редактора журнала Люцифер (впоследствии Люцифер-гнозис) он приложил немало усилий к тому, чтобы переориентировать это издание с узкооккультных тем на более общие — философские, религиозные, психологические — невзирая на недовольство «фундаменталистов» от теософии.
Заслуживает быть отмеченной и такая малоизвестная подробность из жизни Ш. этого периода: в течение недолгого времени он числится в рядах еще одной инициатической организации — Ордена Восточного Храма, имевшего довольно скандальную репутацию вследствие широко практикуемых в его рядах ритуалов сексуально-магического характера (см. Кроули). Очевидно, Ш. представлялось важным познать все тайны оккультного мира, включая его самые темные и малопривлекательные стороны. (Об этом эпизоде в жизни Ш. см.: Кинг Ф. Современная ритуальная магия. М., 1999, с. 313-315.)
Но эта деятельность была лишь прелюдией к главному деянию Ш. - созданию Антропософского общества, вызревшего в теософском лоне, но решительно его покинувшего, когда речь зашла о вопросах принципиального характера. Основным камнем преткновения для Ш., до конца жизни искренне полагавшего себя христианином, стало известное решение, принятое Теософской штаб-квартирой в Адьяре, — объявить индийского юношу Кришнамурти Мессией, который должен был в сознании верующих заменить отныне Иисуса Христа. В ходе последовавшего вслед за этим размежевания III. удалось увести за собой большую часть немецких отделений Общества, настроенных в целом более традиционалистски и не желавших рвать с основами христианского мировоззрения. На это наложился еще целый ряд иных коллизий, связанных в том числе и с недовольством немецких теософов доминирующим положением в Обществе англичан и французов, — дело как-никак происходило в самый канун Первой мировой войны. Так или иначе, но новое учение стало своего рода немецким вариантом теософии, хотя сам Ш. не был националистом ни на йоту и поддерживал весьма тесные отношения, например, с французским драматургом и вагнерианцем Э. Шю-ре (1841 — 1929), а также с немалым числом русских интеллигентов и богоискателей. Среди последних антропософия оказалась даже популярней теософии (немалую роль в этом сыграла и жена Ш., прибалтийская немка Мария Яковлевна фон Сивере (1867—1948)). Однако в целом ареал влияния антропософии распространялся лишь на немецкоязычные страны и на Россию (до 1917г.).
Начало великой войны Ш. встретил в швейцарском городке Дорнах. Здесь усилиями его многочисленных учеников воплощалась в жизнь его заветная мечта — возведение антропософского культового центра, названного в честь кумира TIT. Гетеанумом. Строительство Гетеанума задумывалось как современный аналог поискам Святого Грааля, поскольку принимавшие участие в этом грандиозном предприятии (а в большинстве своем это были люди, малознакомые с физическим трудом) должны были совмещать чисто мускульную активность с восхождением к духовному абсолюту, символический прообраз которого запечатлен в архитектурном плане и внутренней структуре Гетеанума. Это сооружение, над которым трудились представители девятнадцати европейских наций, служило после окончания работы над ним (1920 г.) центром коллективных медитаций членов Общества, а также лекционным залом, ареной для инсценировки музыкальных драм-мистерий (автором и лекций, и мистерий был, как правило, сам Ш.) и хранилищем архивов общества. Судьба его драматична: он дожжен в ночь на 1 января 1923 г. местным жителем по фамилии Отт, погибшим во время пожара. Некоторые позднейшие авторы изобразили это событие как эпизод в грандиозной борьбе магов, где в качестве адепта белой магии выступал сам Ш., а в качестве адепта черной — А. Гитлер, якобы натравивший своих штурмовиков на штаб-квартиру конкурента. Увы, действительность оказалась прозаичней: поджог, скорее всего, был инспирирован местными католическими и протестантскими пасторами и проповедниками, в частности, неким М. Куллэ, близким к иезуитским кругам.
Не в оправдание национал-социализму, но все же следует упомянуть и о том, что среди его лидеров, особенно на раннем, «почвенническом» этапе движения, было немало скрытых и явных поклонников Ш., в том числе и занимавших высшие посты в нацистской иерархии (Р. Гесс, А. Хаусхофер, А. Розенберг, В. Дарре). И это трудно назвать простой случайностью: магическое начало в нацизме было чрезвычайно сильно, а наличие бросающегося в глаза параллелизма в фактах биографии Ш. и Гитлера (оба были уроженцами Австро-Венгерской империи, оба начинали карьеру в Вене, у обоих была ярко выраженная склонность к масштабным архитектурным проектам и др., вплоть до доведенного до совершенства умения подчинять массовые аудитории своему ораторскому и гипнотическому воздействию) создало идеальную почву для зарождения легенды о «соперничестве магов». Действительно, трудно отделаться от впечатления, что эти два абсолютных нравственных и психологических антипода на самом деле связаны между собою в силу принципа «схождения противоположностей» какими-то незримыми таинственными силовыми линиями... Разумеется, ни один, ни другой никогда не упоминали об этом прямо, но сам факт «оккультной войны», поддержанной организованными действиями штурмовиков по срыву антропософских мероприятий в Мюнхене и других городах Германии, подтвержден заслуживающими доверия свидетельствами о обоих сторон (подробнее об этом говорится в книгах Л. По-веля и Ж- Бержье «Утро магов» и Т. Равенс-крофта «Копье судьбы»).
Огненная катастрофа, постигшая его любимое детище, самым тяжелым образом отразилась на духовном и физическом состоянии III.; его творческая и организаторская активность резко упала, и спустя два года после этого он умер, как бы пораженный «оккультным ударом» извне, не закончив автобиографическую книгу. К этому времени торжество «черных сил» в Европе уже обозначилось достаточно отчетливо, и пожар Гетеанума в сущности стал прелюдией к пожару Рейхстага, случившемуся ровно десятилетие спустя и в свою очередь не обошедшемуся без оккультной инспирации (афера Гануссена). Но, несмотря на все эти и другие драматические события, вроде убийства маньяком одного из ближайших помощников Ш., крупного промышленника Карла Унгера (1878—1929), его соратники и единомышленники нашли силы и технические возможности отстроить здание Гетеанума, существующее в своей железобетонной версии и поныне, и благодаря силе полученного от Учителя благотворного импульса сумели развить в послевоенной Европе многообразную и плодотворную деятельность как в области духовного просвещения, так и в практической сфере (медицина, педагогика, сельское хозяйство), о чем будет подробнее сказано ниже.
Главную опасность для человечества Ш. всегда видел в материализме, в том числе и в его оккультном варианте, ассоциировавшемся в его представлении с деятельностью некоторых лидеров Теософского общества, прежде всего Чарльза Ледбиттера. Принципиальную позицию III. по вопросу о том, каким духовным традициям обязан следовать истинный адепт, сформулировала другая его постоянная оппонентка из этого лагеря А. Бе-зант, относившаяся к «раскольнику» тем не менее с глубочайшим внутренним уважением: «Оккультное обучение доктора Штейнера очень отличается от нашего. Он не знает пути Востока и не способен учить ему. Он учит хри-стианско-розенкрейцерскому пути; это полезно некоторым людям, но не похоже на то, что делаем мы. У него своя собственная школа и своя ответственность за нее...». Особенно рельефно, как уже говорилось, разногласия между тео- и антропософами проявились в отношении того, как следует понимать основы христианского эзотеризма: если единомышленники А. Безант видели свою основную миссию в подготовке человечества к новому пришествию «Христа-Майтрейи», то Ш. призывал прежде всего к «развитию в индивидууме сил ясновидения... чтобы сделать возможным созерцание Христа в духовной сфере Земли». Эта позиция была, конечно, не столь эффектной, как у адептов «Звезды Востока», но несравненно более значимой и плодотворной в духовной перспективе. Христология Ш., которой мы отчасти уже касались в статье Иисус Христос, спиритуальна и гностична в самом строгом смысле этих понятий, хотя, следует признать, очень непроста для восприятия. (Ее апологетическое изложение дано в книге антропософа Эмиля Бока «Детство и юность Иисуса», рус. пер. 1996, а полемическое — в статье С. Булгакова «Христианство и штейнерианство» в сб. «Переселение душ». М., 1994.)
Опираясь на две генеалогии Иисуса, присутствующие в евангельских текстах, Ш. констатирует, что речь идет о двух божественных младенцах, персонифицирующих различные аспекты предвечного Логоса, ибо «нисхождение Христа суть пронизание человечества из-' начальным ... Логосом». В космическом аспекте Логос понимается Ш. как «духовное Солнце», или «Солнечный Дух», а в личностном — как «принцип индивидуации». На земном плане эта сущность раздваивается, отражая изначальный дуализм духа и материи: старший, «Соломонов» Иисус олицетворяет собою мудрость «земную и человеческую как совокупный итог всей земной истории», а младший, «Нафанов» — мудрость небесную: «Эта душа, служа высшему Божественному существу, переживала свои судьбы в солнечных высях духа и сохранила небесное сияние, каким обладал Адам до грехопадения» (Э. Бок, с. 64). В предустановленный момент духовные сущности обоих мальчиков сливаются воедино, вслед за чем старший уходит с физического плана, а младший остается таким образом наделенным всей полнотой божественной и человеческой мудрости.
Когда в ходе «Крещальной мистерии» человеческое «Я» было окончательно извлечено из Иисуса и заменено «Божественным солнечным духом», то наступает главный этап его жизненной миссии: он отныне получает возможность «привлекать через притяжение своего особо подготовленного к этому физического и эфирного тела... силу Солнца, Луны и всего звездного мира, всего Космоса... Сила эта истекала из его тела и изливалась на его учеников». Миссия Иисуса, венчаемая великой и несказуемой тайной Голгофы, является, согласно учению Ш., поворотной точкой не только в собственно человеческой, но и в космической эволюции; это единственный и уникальный эксперимент, задуманный и осуществленный небесными опекунами человечества с целью определить, насколько материя способна воспринять в себя духовное начало, а затем, исходя из полученных результатов, начертать пути дальнейшей эволюции материальных форм. От себя добавим, что, судя по нынешнему состоянию дел, человечество этот эксперимент полностью провалило, и его космическое будущее и эволюционные перспективы ныне сомнительны, как никогда.