Рамакришна (собств. имя - Гададхар Чаттерджи, прозвание - Парамахамса 18.02.1836-16.08.1886) и Вивекананда (собств. имя - Нарендранатх Датта 12.01.1863-4.01.1902): Божественный материализм
Великий бенгальский аскет и учитель мудрости, стоявший у самых истоков нравственного и религиозного обновления индуизма в новейшее время. Рамакришна первым зажег тот светоч, указавший путь таким выдающимся духовным учителям, как Свами Вивекананда, Шри Ауробиндо, Рамакришна Тагор и другим мыслителям и реформаторам, благодаря которым Индия пережила в первой половине XX столетия подлинный религиозно-философский ренессанс.
По своему кастовому статусу Рамакришна являлся наследственным брамином, но воспринял свое религиозное служение не с формальной стороны, как это стало к тому времени привычным в жреческих родах, а предался ему с величайшим рвением и самоотречением. С ранних лет он демонстрировал способность самопроизвольно впадать в состояние мистического экстаза (самадхи), толчком к которому могли послужить самые неожиданные события. Сильнее всего его потрясло переживание, навеянное созерцанием парящей высоко в небесах лебединой стаи, — он как будто бы сам уподобился этим священным птицам, а позже, уже в монашестве, в память об этом событии принял второе имя — Пара-махамса. («Хамса» — на санскрите «лебедь»; в индуизме традиционно символизирует небесную мудрость и чистоту, т. е. свойства истинного аскета. Лебедь и поныне остается эмблемой Миссии Рамакришны.)
Обеспокоенные родители всячески пытались отвлечь сына от трансцендентных переживаний и даже обручили с шестилетней девочкой, дабы плотнее связать его житейскими узами и семейными обязательствами, но все их усилия принесли, пожалуй, обратный результат. В 19-летнем возрасте Рамакришна принимает решение навсегда покинуть родительское гнездо и находит себе постоянное пристанище при храме Божественной Матери — Кали в пригороде Калькутты Дакшинешваре. Должность храмового жреца традиционно считалась в Индии недостойной выходца из браминской семьи, поскольку была хлопотной и малоприбыльной, но для Рамакришны это был в сущности единственный приемлемый путь обретения истиной святости, — ему требовалось ощущать себя в постоянном личном контакте с Кали и как можно глубже впитывать в себя ее духовные эманации. В соответствии со своей двойственной природой («Мать» и «Царица ужаса»), Кали то изливала на Рамакришну всю полноту своей благодати и любви, то подвергала его таким жесточайшим испытаниям, что молодой жрец уже не чувствовал себя в силах удерживаться более на этой грешной земле. Но ему придавало силы сознание того, что каждое новое испытание многократно увеличивало его духовную восприимчивость и внутреннюю энергетику. Не понадобилось много времени, чтобы Рамакришна сделался главной достопримечательностью святилища, а паломники разносили славу о нем по всей Индии. В Дакши-нешвар стремится попасть все больше и больше людей, глубоко потрясенных и вдохновленных тем, что на их глазах словно бы материализовался идеальный образ легендарного индуистского святого — риши, как они назывались в священных преданиях древности.
Впрочем, едва ли правомерно было бы в данном случае ограничиваться рамками одного лишь индуизма, — ведь в Рамакришне с поразительной яркостью и полнотой запечатлелись черты универсального всечеловеческого типа «святого старца», отринувшего от себя все земное и мирское ради единственной привилегии: жить по законам Бога. Представителей подобного типа было немало и в раннем христианстве, и в других религиозных традициях, но в описываемую эпоху существование подобных оазисов чистой духовности уже сделалось редчайшим исключением. К слову сказать, Рамакришна очень отчетливо ощущал внутреннее сродство проповедуемого им учения с евангельскими заветами, а сам Иисус Христос являлся ему в его мистических экстазах и видениях, наставляя в правилах святой жизни. Индийцы-христиане также признавали Рамакришну почти что за «своего» и даже видели окружавший его чело нимб святости. Действительно, в пестрой панораме восточного мистицизма трудно встретить более близкую к евангельскому идеалу душу, нежели этот потомок бенгальских браминов. И излюбленная форма выражения его мыслей напоминает евангельские образцы: он любил изъясняться внешне незамысловатыми притчами и афоризмами, сопровождая краткими комментариями, ориентирующими слушателей на поиск глубинных эзотерических смыслов (не случайно записи бесед Рамакришны циркулировали среди его европейских поклонников под названием Евангелие Рамакришны).
Впрочем, сколько-нибудь серьезно можно говорить об этом родстве лишь исключительно в морально-этическом плане, тогда как религиозно-философские взгляды Рамакришны оформились под воздействием совершенно иного комплекса представлений — доктрины Адвайта-Веданты в версии Шанкары. Рамакришна сознательно стремился не добавлять от себя в эту доктрину никаких принципиальных новаций — полнота мистического переживания Божественного Абсолюта погашала в нем чисто интеллектуальные усилия к познанию Божества, делала их чем-то второстепенным и дополнительным. Вот, например, принадлежащее ему характерное описание переживания экстаза единения с Абсолютом: «Вселенная померкла, и исчезло даже само пространство. Вначале мысли-тени колыхались на темных волнах сознания... но вскоре и это прекратилось. Осталось одно лишь чистое Существование. Душа потонула в своем "Я". Исчезла всякая двойственность, и пространство конечное и пространство бесконечное слились воедино. За пределами слова, за пределами всех смыслов и мыслей я достиг Брахмана...». Подобные описания давно уже сделались общим местом в мистической литературе, но Рамакришна не пролагал новых путей в область сверхъестественного, не сотрясал мир небывалыми откровениями о смысле жизни; его сила заключалась прежде всего в достижении абсолютной гармонии между образом существования и образом мышления, как будто его бытие с самого начала было укоренено не во Времени, а в Вечности.
Впрочем, если говорить о практическом и социальном измерении духовного опыта Рамакришна, то можно констатировать, что здесь он достаточно далеко уклонился от традиционного пути индийского йогина. Его мистицизм носил не только отвлеченно-умозрительный характер, а имел своей целью помочь любому человеку, будь он даже из касты «неприкасаемых», ощутить себя неотъемлемой и единственной в своем роде частицей божественной жизни, поскольку все, пребывающее в этом мире, есть лишь различные формы самопроявления Единого. На практике это предельно последовательное исповедание монистического принципа вело к подрыву системы каст и отрицанию справедливости освященной веками социальной иерархии, что придавало проповеди Рамакришны в некотором смысле революционный характер. Именно в этом следует видеть главную линию размежевания между учением Рамакришны и предшествующей традицией индуистского мистицизма. В своих беседах с учениками он постоянно наставлял их, что человек ни в коем случае не должен пренебрегать общественным служением, что бессмысленно и опасно видеть в экстатических состояниях главную цель духовного совершенствования и удовлетворяться лишь простым созерцанием божественного величия: «Не теряй окончательно сознания твоего "Я", не сливайся с трансцендентным Абсолютом, но пойми, что космическое "Я", из которого рождаются все формы Вселенной, заключается в тебе в каждый момент твоей земной жизни... Живи и делай добро человечеству». Общественная позиция Рамакришны была, как нетрудно заметить, естественным следствием его мистике-пантеистических взглядов.
Еще одной существенной особенностью мировоззрения Рамакришны является то, что и в своей мистической практике, и в повседневной жизни он был склонен акцентировать внимание на проявлениях женского принципа Божественности, что также характеризует его как типичного «мистического материалиста». Богиня Кали, слугой и мистическим возлюбленным которой Рамакришна ощущал себя на протяжении всей жизни и образы которой, то пугающие, то бесконечно притягательные, регулярно являлись ему в состоянии медитативного транса, представлялась ему «Великой Матерью» всего сущего, одушевляющей собой весь материальный мир и тождественной тантрической Шакти и Пракрити ведийских мифов. В индийской (и не только) традиции личная ипостась безличного Брахмана персонифицируется именно в женском облике, и для R, глубоко верящего в святость бытия во всей полноте внешних проявлений и реализаций, данный аспект, конечно, выдвинулся на передний план, равно как и чувственно-эмоциональное восприятие божества, практически не оставляющее места для рефлексий в гностическом духе. Отсюда понятно, почему он считал главными источниками своего учения те мистические доктрины Древней Индии, где принципу «Вечной Женственности» отводится решающая роль: именно бхакти и тантра-йогу, причем прилагал большие усилия для того, чтобы соединить их в своего рода «мистическим браке» с теософией Веданты, олицетворяющей для него сугубо «мужское» начало. Исключительная духовная сила Рамакришны сказалась еще и в том, что, как пишет К. Ишервуд, «Рамакришна продолжал свою тантрическую садхану с 1861 по 1863 год, и, благополучно завершив ее, он тем самым доказал, что даже эта самая сложная дисциплина может быть осуществлена в полном целомудрии и без участи шакти — женщины-партнерши для секса».
Земным же воплощением его «небесной возлюбленной» стала Шри Шарада Деви (1853-1920), та самая девочка, которая была предназначена ему в жены еще в детском возрасте. Силой своего духа и степенью влияния на людей она мало чем отличалась от самого Рамакришны, а после его кончины стала душой и живым знаменем Миссии Рамакришны.
Среди множества учеников Рамакришны не было другого, который был бы столь же близок и дорог ему и столь же отличался по своим врожденным задаткам, как Вивекананда. Общность этих двух людей — прямо-таки хрестоматийное по своей наглядности подтверждение тезиса о взаимном притяжении противоположностей: трудно представить себе более контрастную пару, нежели полуграмотный жрец богини Кали, с самого детства сосредоточенный лишь на своих духовных переживаниях, и сын преуспевающего калькуттского адвоката, европейски образованный выпускник престижного колледжа, каким был Вивекананда к моменту своего, неожиданного для многих его знакомых, религиозного обращения. Как будто для еще более выразительной демонстрации этого контраста, природа наделила Вивекананду внешностью боксера-тяжеловеса: «Его атлетическая фигура — противоположность нежному, хрупкому телу Рамакришны. Он высок ростом... широк в плечах, тяжел и плотен, мускулистые руки тренированы всеми видами спорта, у него оливковое лицо, полные щеки, высокий лоб, сильные челюсти...» (Рамакришна Роллан).
На самом деле, в этом таком физически крепком с виду человеке имелся весьма опасный, точивший его с самого детства изъян — наследственный диабет, сведший его в могилу в неполные сорок лет. Можно с большой долей уверенности предположить (хотя сам Вивекананда, конечно, не обмолвился на этот счет ни единым словом), что именно страх перед преждевременным уходом из жизни и оказался тем важнейшим внутренним импульсом, который превратил Вивекананду из скептика и религиозно достаточно индифферентного человека в законченного мистика и религиозного проповедника. И поэтому абсолютно закономерно, что проповедь Вивекананду была с самого начала обращена не к узкому кругу избранных, «саньясинов», а к сердцу и разуму таких же, как он, людей, одолеваемых различными опасениями и страхами и стремящихся всеми силами преодолеть социальную ущемленность или физиологическую ущербность. Соответственно, и система Практической Веданты, положенная им в основу деятельности главного его детища — Миссии Божественного Света — представляет интерес прежде всего не как образец модернизированной ведантистской метафизики, а как блестящий опыт популяризации традиционных иогических психотехник, связывающих дух и плоть в единое нерасторжимое целое. В отличие от аналогичных духовно-практических учений — того же Рамакришны или, скажем, Шри Ауробиндо — система Вивекананды не содержит в себе практически ничего собственно эзотерического, никаких тайн, открываемых лишь в кругу посвященных; не случайно некоторые исследователи даже определяли ее как «ведантистский социализм»!
По своей натуре Вивекананда — это классический тип «продолжателя», нуждающегося для реализации заложенной в нем внутренней программы в сильнейшем духовном импульсе со стороны Наставника, «гуру». Это сразу понял Рамакришна, умевший определять суть человека «по ритму биения его сердца»; он без усилий распознал в семнадцатилетнем юноше, внешне дерзком и самоуверенном, но раздираемом внутренними конфликтами, скрытую мистическую одаренность и дар словесного убеждения. Он сразу указал Вивекананде, что тот должен пойти путем Джняна-йоги, «йоги знания», поскольку интеллектуальная рефлексия была у Вивекананды изначально доминирующим качеством. Несколько лет посвятил он тому, чтобы подготовить любимого ученика к таинству духовного преображения, а затем дал ему испытать состояние истинной просветленности. Вот как, незадолго до собственной кончины, вспоминал об этом Вивекананда: «Он оставил меня одного, приказал мне сесть перед собой, посмотрел в глаза и впал в самадхи (экстаз). Тогда я ощутил мощный поток неведомой силы, как бы электрические толчки. Мое тело было насквозь пронизано ими. Я потерял сознание... Когда я пришел в себя, то увидел Учителя в слезах. Он сказал мне с бесконечной нежностью: «...Я теперь лишь бедный факир, я все отдал тебе. Силой этого дара ты свершишь великие дела здесь, в мире; только после этого тебе позволено будет возвратиться» (т. е. уйти из жизни, вернувшись к Богу)... После этого с моим разумом произошла полная революция. Я на опыте осознал, что во всей вселенной не было ничего, кроме Бога. Я молча ждал, когда это состояние пройдет, но оно не проходило... Когда же я наконец вернулся к нормальному восприятию окружающего, то понял, что все пережитое было непосредственным переживанием недуального опыта, и что все, написанное об этом в священных книгах — правда».
Правда, самые первые годы после смерти Учителя Вивекананда еще не имел ни собственной системы передачи мистического опыта, ни четко выработанного плана на будущее, ни сколько-нибудь влиятельного круга единомышленников, которые помогли бы ему сделать из возвышенных, но чересчур отвлеченных идей Веданты практический инструмент для объединения разрозненных групп богоискателей на Востоке и Западе. Вивекананда принял монашеский сан и в течение нескольких лет странствовал по Индии, наверстывая то, что было упущено в детстве и юности, а потом принял почти спонтанное решение — ехать в Америку, чтобы оповестить весь цивилизованный мир о себе и своем Учителе с трибуны подготавливавшегося в это время в Чикаго Всемирного
Конгресса религий. Это решение налагало на него двойную ответственность: во-первых, он нарушал традиционный индуистский запрет на пересечение «черных вод» мирового океана, а во-вторых, на самом Конгрессе он был нежданным и незваным гостем. Тем не менее выступление, к немалому изумлению депутатов Конгресса, все же состоялось (11 сентября 1893 г.) и имело оглушительный резонанс. В обход всех правил, Вивекананде было позволено выступить еще пять раз, в том числе и со специальным докладом о духовном наследии индуизма — блестящей импровизацией, сразу же затмившей все, что говорилось здесь в течение предшествующих дней. Чтобы понять причины подобного неожиданного и для самого Вивекананды успеха, следует принять во внимание, что Конгресс планировался его организаторами как в достаточной степени формальное и представительское мероприятие, весьма далекое от живого религиозного опыта, однако Вивекананда не пожелал с этим считаться и искренностью своей речи и глубиной затронутых в ней философско-этических проблем обратил на себя всеобщее внимание со стороны присутствовавших в зале. Вот его чрезвычайно колоритный портрет, нарисованный одним из русских участников конгресса, князем Сергеем Волконским: «В оранжевом кафтане с желтой чалмой, великолепная фигура бронзового индуса с гордой осанкой индийского магараджи; это нищенствующий монах одной из индусских сект, рослый, плечистый, с детской наивностью в горящих глазах. Он ходит и осматривается ..., всему радуется, ничему не удивляется, красноречивый неиссякаемо, как горный поток, с восточной яркостью в примерах и каким-то былинным причитанием в незатейливых речах».
Помимо делегатов, на Конгрессе присутствовало и немалое число литераторов и журналистов; не удивительно, что среди этих последних сразу же обнаружились горячие приверженцы и апологеты Вивекананды (В частности, особенно отличился известный нью-йоркский журналист, выходец из России Лев Ландсберг, принявший впоследствии индуизм под именем «Криптананда».) Они-то и помогли этому столь неожиданно заявившему о себе восточному пророку организовать вошедшее впоследствии в легенду лекционное турне по Аме рике. Его успешное завершение принесло Вивеканандк все то, чего ему раньше фатально недоставало — массовые аудитории, международную известность и финансовые средства, щедро потекшие от меценатов и энтузиастов. Хотя тур протекал и не без происшествий — случалось даже, в лучших традициях Дикого Запада, что слушатели постреливали в уважаемого лектора из револьверов с целью определить, действительно ли он преодолел в себе страх смерти, как требовал от своих последователей, — однако обе стороны в результате получили массу положительных эмоций. Впрочем, не только положительных: во время поездок у Вивекананды начало формироваться достаточно скептическое мнение о духовной жизни Америки (особенно усилившееся во время второго лекционного тура в 1899-1900 гг.), эмоционально выраженное в одном из писем: «Эта оранжерейная атмосфера псевдорелигиозных уродств, пожираемых нездоровой жаждой ненормального, оккультного, исключительного, где бессмысленное легковерие порождает сотни безумных обществ: искателей привидений, махатм, лжепророков...». (В этой характеристике отразилась, в частности, и негативная оценка Вивеканандой деятельности Теософского общества, в отношениях с которым у него еще в Индии возникло серьезное напряжение.)
Возвращение на родину на гребне мирового успеха дало Вивекананде долгожданную возможность выполнить один из важнейших заветов Учителя - основать независимое общество, целиком посвященное пропаганде фундаментальных религиозных ценностей индуизма, как их понимал Рамакришна. Основанная 1 мая 1897 г. Миссия Рамакришны сделалась впоследствии первым религиозным ашрамом современного типа, по образцу которого стали в дальнейшем формироваться различные мистические и реформаторские объединения вроде «Миссии Божественного Света», «Общества сознания Кришны», Международного бюро саньясинов и т. п. Первоначальный устав Миссии состоял из трех пунктов, первые два из которых были посвящены его целям и задачам в области социального и культурного реформаторства, а третий — самый важный - гласил: «Внедрять и распространять в массах ведантистские и иные религиозные идеи в том виде, как они были разъяснены и практически обоснованы Рамакришной». Эти цели были поставлены не только перед индийскими учениками Вивекананды, но и перед его европейскими адептами, продолжавшими стремительно умножаться в числе. Среди прочих, с деятельностью Миссии были прямо или косвенно связаны такие влиятельные интеллектуалы, как писатели О. Хаксли, С. Моэм, К. Ишервуд, Рамакришна Роллан, Т. Уильяме, физик Н. Тесла, изобретатель ксерокопирования Ч. Карлсон и ряд других.
В основу деятельности Миссии им было положено несколько фундаментальных принципов. Больше всего и сильнее всего внимание последователей Вивекананды как на Западе, так и на Востоке привлекала идея создания универсальной и наднациональной «сверхрелигии», вобравшей бы в себя все положительные религиозные ценности, выработанные человечеством за весь период его сознательного существования и очищенные от позднейших наслоений вроде воинствующего фанатизма, нездоровой тяги ко всему «чудесному» в ущерб истинной духовности и прочих негативных аспектов. Главные цели и средства своей глобальной религиозной реформы Вивекананда сформулировал в следующих словах:
«Всякая душа потенциально божественна. Цель в том, чтобы сделать явной внутреннюю Божественность через контроль внешней и внутренней природы.
Добейтесь этого трудом, молитвой, психологической тренировкой или философией — одним из них или всеми вместе. И будьте свободны. Вот и вся религия. Доктрины, догмы, ритуалы, книги, храмы и т. п. — это все вторично» (Вступление к Раджа-йоге).
Исходя из богатейшего личного опыта «наведения мостов» между Востоком и Западом, Вивекананда предполагал осуществить свой универсальный синтез таким образом, чтобы позаимствовать от Запада доведенный до совершенства контроль над «внешней» природой человека, а от Востока — не менее разработанный контроль над природой «внутренней». Важнейшим противоядием от превращения Миссии в тоталитарную секту, обращающую людей в полностью контролируемых биороботов, Вивекананда считал учение о великой спасительной силе Божественной любви, позаимствованное им в основных чертах у одного из важнейших направлений в мистическом индуизме — Бхакти (букв, «преданность», «привязанность»), которое многие религиозные традиционалисты принижали или игнорировали из-за его демократической и «плебейской» направленности. Именно любовь-бхакти, исключающая всякие формы духовного и физического насилия и рабства, должна была стать — наряду со знанием и действием-йогой — одной из трех основных несущих опор, на которых рано или поздно будет утверждена его идеальная религия будущего. Реальным же прообразом этой религии Вивекананда, как и следовало предполагать, считал религиозно-этическую систему Вед, олицетворявшую в его представлении высшую форму религиозного сознания, какая только доступна человеку. По его убеждению, лишь тем, кому откроются все неисчерпаемые мистические глубины индийского духа, суждено будет создать новый мир и новый, совершенный, тип цивилизации, где уже не останется места для конфликтов между природой и техникой, религией и культурой, Богом и человеком... В эту концепцию закономерно вписывались и его излюбленные идеи о великой мессианской роли Индии и ее народа в процессе становления этого «нового человечества», о чем Вивекананда многократно говорил своим единомышленникам и писал в своих работах. Вот одно из его наиболее типичных в этом отношении высказываний:
«Национальные идеалы Индии — самоотречение и служение. И если она найдет в себе силы следовать им, цель будет достигнута... Миру необходим Свет, он ищет его, но одна лишь Индия обладает этим Светом, заключенным вовсе не в магии, трюкачестве и шарлатанстве, но в учении великой Истины о духе подлинной религии... Сегодня время пришло: поднимись, Индия, и покори мир своей духовностью!» (Практическая Веданта).
Настоящую эпоху Вивекананда считал лишь подготовительным этапом к претворению в жизнь задуманных им великих замыслов, а свою практическую задачу видел в том, чтобы открыть как можно большему числу людей путь к «духовному пробуждению». Неплохо изучив во время своих продолжительных лекционных поездок западную ментальность, он, при помощи многочисленных добровольных помощников, сумел блестяще «перекодировать» сложнейшие индийские тексты, трактующие о различных способах достижения сверхсознания, с учетом характерных особенностей восприятия европейцами восточного мистицизма и его практических аспектов, но при этом без их огрубления и снижения в теософском духе. Так появились на свет четыре знаменитых цикла лекций Вивекананда на темы йоги, этот непревзойденный, наверное, образец «экзотерического эзотеризма». Путь в высшие измерения духа представлялся ему, если говорить только об основных этапах, четырехступенчатым: первая ступень — Карма-йога («Путь бескорыстного деяния», подготовка тела и духа к обретению истинной свободы), второй — Бхакти-йога («Путь самозабвенной любви к Богу»), третий — Раджа-йога (т. е. «Царская йога»; путь глубинной медитации), и, наконец, Джнани-йога — путь абсолютного самопознания и обретения совершенной самотождественности. Общность Веданты и йоги, как двух составляющих, теоретической и практической, единого в своей основе явления, нашла отражение в специальном термине Интегральная Йога-Веданта, введенном — параллельно с «Интегральной йогой» Ауро-биндо — Свами Шиванандой, руководителем отпочковавшегося от Миссии Рамакршины «Общества Божественной жизни».
Основанное Вивеканандой движение и поныне остается самой массовой индуистской организацией подобного рода; вместе с «Обществом Божественной жизни» число его отделений по всему миру приближается к 300 (центры — соответственно Белур и Ришикеш, Сев. Индия). Оно также известно своими тесными связями с правительственными кругами Индии; так, в его рядах состоял президент этой страны Сарвапалли Радхакришнан (автор известной и нашему читателю фундаментальной «Истории индийской философии»); активно поддерживал деятельность Общества также Джавахарлал Неру, посвятивший его основателям одну из своих книг.
Литература:
Провозвестие (или Евангелие) Р. СПб., 1914; Так учил Р. М., 1993. МЮЛЛЕР М. Р., его жизнь и учение. М., 1913. Практическая Веданта. М., 1993 (представлены все основные работы В. в совр. переводах); САРАСВАТИ. Вестник о-ва В., вып. 1. М., 1992. ИШЕРВУД К. Р. и его ученики. М., 1997; КОСТЮЧЕНКО В. Вивекананда. М., 1977; РОЛЛАН Р. Жизнь Рамакришны. Жизнь В. М., 1991; его же. Вселенское евангелие В. Самара, 1994; ТКАЧЕВА А. Индуистские мистические организации и диалог культур. М., 1989; ФАЛИКОВ Б. Неоиндуизм и западная культура. М., 1994, гл. Ill; NEHRU J. Sri Ramacrishna and Sri Vivekananda. Calcutta, 1960.