Хирам, Хирам-Абифф или Адонирам (условное время жизни: X в. до н.э.): Страсти по "сыну вдовы"
Хирам — одна из двух, наряду с Христианом Розенкрейцем, знаковых фигур позднеевропейского эзотеризма. Легенда о Великом мастере, в аллегорической форме излагающая идеологические основы и организационные принципы масонства, сложилась в известном нам виде, скорее всего, в Великобритании во второй половине XVII века, причем некоторые исследователи усматривают в ней завуалированное изложение событий, связанных с заговорщической деятельностью роялистов (т. е. сторонников свергнутой в ходе буржуазной революции династии Стюартов, к которым и относилось абсолютное большинство масонов), достигшей пика как раз к середине этого столетия... Легенда эта, впрочем, составлена настолько искусно, что при желании и наличии определенной доли воображения из нее можно вычитать и «описания» многих других драматических событий древней и новой истории, что абсолютно еще ничего не доказывает. Поэтому попробуем уяснить сперва историческую реальность, послужившую внешним фоном для странных событий, описываемых в легенде.
Имя Хирам-Абифф или Хирамаби в семитских языках означает «чужестранец». Возможный исторический прототип Хирама упомянут в Библии, в 1 и 3 Кн. Царств, где он прославляется как искуснейший ремесленник, посланный царем финикийского города Тира, по имени тоже Хирам (годы правления: 969— 936 г. до н. э.) царю израильскому и иудейскому Соломону для помощи при строительстве Иерусалимского храма: «И взял царь Соломон из Тира Хирама, сына одной вдовы из колена Неффалимова. Отец его был медник, и сам он был преисполнен мудростью, пониманием и умением во всех работах с медью. И пришел он к царю Соломону, и производил у него всякие работы... И поставил столбы к притвору храма: правый столб, которому дал имя Иакин, и левый столб, которому дал имя Воаз» (1Кн. Царств, VII, 13-14,21). Из этих слов, между прочим, следует, что Хирам был для иудеев не таким уж «чужестранцем», поскольку его мать была родом из одного из израилевых колен. Ни из каких других древних источников, кроме Библии, имя медника Хирама более неизвестно; эпизодические упоминания о нем в Каббале и Агаде (устное предание) в целом следуют канве библейского текста.
Образ Хирама-Абиффа был вызван к новой жизни в середине XVII в., когда вследствие событий Тридцатилетней войны центр деятельности европейских эзотерических обществ был перенесен из Германии в Англию. Поскольку деятельность розенкрейцеров, пытавшихся предотвратить катастрофическое развитие событий, была к этому времени фактически сведена на нет, то группа английских эзотериков во главе с Р. Фладдом, Элиасом Эшмолом и Томасом Воэном решают принять духовную эстафету и инициируют создание масонских лож, базирующихся на существовавших уже и ранее элитарных объединениях шотландских строителей и ремесленников. Известно, что Эшмол именовал основанное им общество Домом Соломона, по аналогии со знаменитым Бенсалемом из «Новой Атлантиды» Ф. Бэкона. Соответственно возникла насущная необходимость создать новую культовую легенду, которая одновременно была бы связана с «соломоновской» традицией, и содержала бы понятные для посвященных в суть дела намеки на историю Христиана Розенкрейца в знак преемственности между обоими этими духовными движениями. Как указывает современный нидерландский исследователь масонства Е. Кваадграсс, в обеих легендах «рассказывается о поиске могилы, в которой похоронен Великий Мастер; более того, в ритуале (масонской) степени Королевской Арки, в которую братья должны были войти, чтобы обнаружить утраченное со смертью Хирама священное Слово, видится четкая параллель с утерянным секретом братства Розенкрейцеров».
Каково же содержание легенды о Хираме-Абиффе? Она известна в нескольких вариантах, причем со временем обрастала все новыми подробностями и толкованиями. Генеалогия этого «сына вдовы» (наименование, распространившееся, как известно, и на самих масонов идо сих пор, несмотря на множество попыток, удовлетворительно не объясненное) возводится непосредственно к библейскому Каину через его потомков Тубал-Каина и сына его Вулкана, которые считались покровителями ремесел и, в особенности, горного, литейного и строительного дела. Род его вследствие известного преступления Каина был лишен божественного благословения и в силу этого был вынужден полагаться исключительно на собственные силы и способности, что наложило неизгладимый отпечаток на всех Каиновых потомков: они были людьми творчески и физически одаренными, но сугубыми практиками, закаленными в борьбе с неблагоприятными жизненными обстоятельствами. Таким же был и последний прямой потомок Каина Хирам-Абифф, предпочитавший, быть может, не вспоминать лишний раз о своих предках по мужской линии и поэтому назвавшийся «сыном вдовы». Далее версии легенды расходятся в деталях. В одной из них приводится множество живописных подробностей о взаимоотношениях Хирама-Абиффа с его работодателем Соломоном и его возлюбленной, царицей Савской; эта версия была явно создана рукой какого-то салонного литератора из декадентских кругов, что не помешало небезызвестному С. Нилусу на полном серьезе поместить ее, вместе с «Протоколами сионских мудрецов», в своей книге о «близ грядущем антихристе». На самом деле этот опус способен не столько напугать, сколько насмешить; о Хираме-Абиффе, фигурирующем здесь под именем Адонирама, например, без всякой иронии сообщается следующее: «Никто из смертных не ведает ни отечества, ни рода, ни племени таинственно-мрачной личности Адонирама, гений которого настолько выше прочих людей, насколько вершина высочайшей из гор возвышается над малым камнем... Глубочайшим презрением ко всему людскому роду дышит эта сверхчеловеческая личность: ведь не от рода человеков тот, кто, как чужак, живет меж сынов Адамовых. Хотя праматерь-Ева породила обоих перворожденных братьев, Каина и Авеля, но не Адам был истинным отцом Каина; Иблис-Денница, огнистый херувим, не мог не зреть красоты первой жены, чтобы не возжелать ее. И могла ли Ева устоять перед любовью вышнего ангела?» и т. д. и т. п. Вся эта околесица должна означать, что Хирам-Адонирам ведет свое происхождение непосредственно от Сатаны, соблазнившего Еву уже не яблоком, а более интересными предложениями. Что касается другой версии, несравненно более серьезной по содержанию и считающейся в масонстве общепринятой, то она сосредотачивается на обстоятельствах трагической гибели «сына вдовы» и выдвигает на первый план, прежде всего, символические и аллегорические детали и подробности.
Согласно этой версии, Хирам-Абифф разделил всех ремесленников, задействованных на строи-тельстве храма, на три основные категории: Учеников, или Подмастерьев, Товарищей Мастеров и, наконец, самих Мастеров. Каждой группе был дан отдельный пароль, или Священное слово, которое помогало избежать нежелательной путаницы при проведении работ и устанавливало необходимую для поддержания порядка внутреннюю субординацию. В группе Товарищей обнаружились, однако, три смутьяна, которые не захотели мириться с абсолютным диктатом Верховного Мастера и решили силой заставить его открыть пароль, принятый для высших степеней. Их имена звучали почти одинаково и были образованы от имени финикийского бога Бела, или Ваала (Джубела, Джубело и Джубелум; интересно, что название одного из двух священных столбов, поставленных в притворе храма — Воаз, принятое в качестве пароля именно для второй категории, расшифровывается современными учеными, далекими и от масонства, и от мистицизма вообще, как сокращенная форма от еврейск. «Ваал — сила моя», что наводит на определенные размышления о древности традиции, которой пользовались творцы легенды). Эти трое заговорщиков заняли место у трех дверей храма — южной, западной и восточной, и, дождавшись появления Великого Мастера, стали угрожать ему смертью за отказ сообщить необходимый им секрет. Натолкнувшись на решительный отпор, они привели свою угрозу в исполнение, использовав в качестве орудий убийства свои рабочие инструменты — линейку, угольник и молоток, причем каждый нанес свой удар именно на том месте, которое первоначально занимал, потому что Хирам-Абифф в поисках спасения метался от одних дверей к другим. Затем тело его было спрятано в труднодоступном месте, обозначенном цветущим побегом акации.
На поиски исчезнувшего Хирама-Абиффа обеспокоенный царь Соломон отрядил три группы мастеров по трое человек в каждой, и вскоре та группа, которая двигалась от восточного входа, обнаружила и свежую могилу, и тело Великого Мастера. Поскольку никто не знал, выдал ли Хирам-Абифф сокровенное Слово или унес эту тайну с собой в могилу, было тут же решено заменить его на новое. Этим новым коллективным паролем для посвященных в высшие тайны ремесла стало знаменитое восклицание Мак-бенаш, то есть «Труп истлел!», вырвавшееся у одного из Мастеров при виде печальных останков. Вся эта фантасмагория заканчивается тем, что убийц ловят и казнят, а труп Хирама-Абиффа предают земле в пределах храма, который ему так и не суждено было увидеть во всем его великолепии; вместе с телом была закопана и треугольная бляха из драгоценного металла (или, по другой версии, трехгранный золотой клинок) с выгравированным на нем первоначальным паролем, ставшим теперь своего рода «пропуском» в вечную жизнь. С этого момента Великий Мастер стал считаться сверхъестественным покровителем всех, кто причастен к возведению «невидимого храма» человеческого духа; все последующие масонские «мастера» также аллегорически именуются «храмами».
Если читатель внимательно ознакомился с содержанием предыдущих статей, то он должен был уже сделать вывод, что подлинные корни легенды следует искать, конечно, не в библейском повествовании, а в древневосточных мистериальных действах в честь умирающих и воскресающих богов, прежде всего в мистериях Осириса, известных европейскому средневековью главным образом по изложению Плутарха («Об Исиде и Осирисе»). Как и в любом аналогичном действе, призванном внушить неофиту нерушимую веру в неизбежность глубочайших метаморфоз за порогом смерти, решающее значение здесь имеет переживание мистического единения посвящаемого и священного патрона инициации, каковым мог быть в различных традициях Осирис, Дионис, Орфей и т. п., вплоть до Хирама-Абиффа. Все эти персонажи в мифе также, как известно, умирали насильственной и демонстративно жестокой смертью, дабы затем возродиться «очищенными» от плотских скверн. В масонском ритуале приема неофитов каждый участник должен отождествить себя с кем-либо из действующих лиц культовой легенды, причем посвящаемый в степень Мастера ложи обязан был символически повторить смертный путь первого из Мастеров; уже лежа в гробу, он выслушивал заново всю историю Хирама-Абиффа, и при ритуальном восклицании «Мак-бенаш!» (означающем, что он навсегда умер для прежней, «плотской», жизни) поднимался из гроба уже «обновленным» и «очищенным». Весь внешний антураж церемонии — траурное убранство, колеблющийся свет свечей, мрачные звуки ритуальных песнопений и т. п. - был нацелен на то, чтобы создать необходимую эмоциональную атмосферу для достижения максимального катарсического эффекта. Помимо своей основной, обрядово-литургической, функции, легенда также служила предметом усиленных упражнений в поисках глубинного эзотерического и космологического смысла, который был якобы в нее заложен создателями. С этой целью в ее текст были включены многочисленные скрытые намеки и указания, тайные символы и нумерологиче-ская мистика, предназначенные настроить посвящаемого на медитативный и мистический лад; так, например, шестиконечная Звезда Соломона, может трактоваться как соединение двух основных масонских символов — циркуля и угольника. Нельзя, впрочем, не признать, что многочисленные комментарии и толкования основательно затемнили смысл легенды, что, похоже, также входило в планы ее творцов, «Великих Мастеров» в деле оккультной конспирации...
Но можно ли по сохранившимся крайне туманным и обрывочным сведениям хотя бы приблизительно установить, был ли финикийский «медных дел мастер» в действительности причастен к деятельности тайных культовых сообществ своего времени, или же вся его представленная в столь ярких красках история является чистейшим плодом воображения мистических фантазеров? Думается, что первое мнение выглядит все же предпочтительнее. Прежде всего, сам факт существования таких сообществ в Финикии во времена царя Хирама I и ранее может быть установлен на основании сообщения жившего приблизительно в XI в. до н. э. сидонского жреца Санхунйатона, сохранившегося в трудах более поздних авторов. Согласно Санхунйатону, якобы «усердно изучившему тайные книги Таавта, которого египтяне именуют Тотом, а греки — Гермесом», самым древним посвященным в таинства среди финикийцев был некто Фабион, обучивший этому своих соплеменников (см.: Финикийская мифология. СПб., 1999, с. 78). Финикийское имя «Табнит», соответствующее греческому «Фабион», имеет широкий спектр значений: «образ», «изваяние», «зодчество», «ремесленное мастерство»; в более широком смысле — «творческая основа любого процесса»; так, в Библии этим словом был назван явленный Богом царю Давиду во сне план Иерусалимского храма, следуя которому его сын Соломон и зодчий Хирам возвели реальное строение (см.: История эстетической мысли, т. 1. М., 1985, с. 111). О том, в чем именно заключались упомянутые выше «таинства», можно судить лишь по лаконичному замечанию сидонского жреца, что учителями Фабиона якобы являлись семеро Кабиров, сыновей Сидика («Праведного»; быть может, другое имя Мельхиседека); а Кабиры, учредители знаменитых Самофракийских таинств, считались подземными кузнецами и хранителями богатств земных недр. Несомненно, именно здесь следует искать первоначальное звено той цепочки, которая приведет нас к Хираму-Абиффу — ведь фрако-пеласгийский по своему происхождению культ Кабиров действительно был для жителей Тира и Сидона «чужестранным». Следующее звено — это упоминание о происхождении матери Хирама-Абиффа из колена Неффалимова (Нафтали). Может ли оно быть каким-либо образом связано с культом «подземных кузнецов»? Оказывается, да, может. Дело в том, что под прозванием нефилим, то есть «спустившиеся» или, в переносном смысле, «падшие», в Библии и апокрифах фигурируют главные антигерои Книги Еноха — «согрешившие» ангелы и их деструктивное потомство. А, как уже известно читателю, именно они открыли людям тайны ремесленного производства, в том числе искусство ковки и обработки металлов. Внедрение кузнечного дела в Книге Еноха связывается конкретно с двумя ангелами — Азаэлом-Азазелем, имя которого может толковаться одновременно как «Божий гнев» или «Божий огонь» (от слова isse) и Хермони, то есть древнейшим богом (элом) или духом горы Хермон, подлинное имя которого было засекречено и остается неизвестным. (Не Азазель ли это?) В позднейшей каббалистической книге Тику ней га-Захар порча человеческой природы, явившаяся следствием «Великого Смешения» божественного и животного начал, приписывается также всего двум ангелам — Аззе и Азазелю.
О том, что в районе горного массива Хермон (совр. Антиливан) в глубокой древности велась разработка подземных ископаемых, свидетельствует присутствие в его окрестностях города, названного в Библии Цоб или Сува, а в эллинистическую эпоху носившего греческое название Халкис, то есть «Медный». Этим же можно объяснить существование многочисленных легенд о спускающихся на невообразимую глубину подземных переходах, соединяющих Хермон с различными географическими пунктами на территории Ханаана вплоть до Мертвого моря, а также непосредственно с загробным царством. Несомненно, реальными прототипами этих лабиринтов, в которых до скончания веков обречены маяться «падшие», являлись заброшенные подземные штольни древних рудокопов. Следует также обратить внимание на то обстоятельство, что, по Книге Еноха, описываемые в ней драматические события случились «во дни патриарха Иареда», а его имя имеет общее происхождение с шумерском словом уруду, «медь», родственное, между прочим, и русскому слову руда, и санскритскому Руд-ре, и все это означает рыжий, красный.
Следует ли это понимать в том смысле, что корни традиции, связанной с Хирамом-Абиффом и Енохом, уходят в медный век (в Месопотамии и Ханаане его начало датируется рубежом III/II тыс. до н. э.), когда сформировались обособленные «касты» рудокопов и кузнецов, считавшиеся едва ли не у всех народов тесно связанными с тайными знаниями и магией (см., напр., статью «Кузнец» в энциклопедии «Мифы народов мира»)? Мы предполагаем, что именно так оно и есть; к тому же общеизвестная связь между овладением секретами обработки металлов и усовершенствованием форм ведения войны позволяет объяснить, почему данная традиция, объединяющая в своих рамках легенды о Хираме-Абиффе и Енохе, зародилась именно в среде профессиональных привилегированных воинов и ремесленников, то есть потребителей и производителей оружия и защитных доспехов. (В этой связи особенно интересно, что другое название Хермона — Сирйон — в военной терминологии означает «панцырь-на-грудник», защищающий самую жизненно важную и «мистическую» часть тела. Обязательство «разрезать себе грудь и вырвать сердце» в случае нарушения масонской клятвы входило и до сих пор продолжает входить в состав церемониала масонского посвящения.) Необходимо подчеркнуть, что изначально эта связь вовсе не рассматривалась как нечто негативное и компрометирующее, а, напротив, воспринималась как нечто само собой разумеющееся; негативные коннотации («и вся земля наполнилась из-за них /ангелов/ нечестия и насилия...») были привнесены сюда значительно позднее, уже ближе к рубежу н. э., когда древние мистические учения и культы были заново переосмыслены в соответствии с изменившимися морально-этическими установками и запросами.
Таким образом, есть серьезный повод говорить о наличии у древних финикийцев и их ближайших соседей — израильтян собственной системы эзотерической мифологии, главными действующими лицами которой были сверхъестественные существа, родственные эгейским «подземным кузнецам» и «хранителям подземного огня» — кабирам и впоследствии превращенные враждебно относящимися к этому культу представителями жреческого иудаизма в демонических тварей — «падших ангелов». Похоже, что больше всего тех, кто поклонялся в Палестине горе Хермон и ее таинственным обитателям, было именно среди «колена Неффалимова», поскольку отведенная ему территория в Северной Галилее как раз примыкала с юга к горам Антиливана; к тому же это «колено» состояло главным образом из коренного населения, а не из пришлого, как большинство прочих израильских родов. Можно пойти даже еще дальше и допустить, что некоторые представители местной родовой знати возводили свою генеалогию непосредственно к своим сверхъестественным покровителям, как это вообще принято у членов тайных «братств», что и послужило первичным импульсом для формирования легенды о «Великом Смешении». Когда же эта территория была захвачена воинствующими монотеистами-иудеями, ожесточенно искоренявшими «языческие» культы, то эти люди бежали в Финикию и нашли убежище при дворах правителей местных городов-государств, в том числе, естественно, и самого крупного среди них - Тира; а поскольку они владели передаваемыми из рода в род секретами обработки металлов, то быстро оказались в привилегированном положении и основали «трудовые династии» мастеров по меди, железу и т. п.
Нарисованная выше картина позволяет логично объяснить происхождение прозвища «великого мастера» - «пришелец», «чужестранец». Но как же в таком случае быть с самим именем Хирам? Здесь, конечно, в первую очередь необходимо обратить внимание на его близость к названию «Хермон», указывающее на общие этимологические корни; возможно, что один из «падших ангелов», по имени Хермони, «Хермонец», обучивший людей разным ремеслам, считался как бы сверхъестественным двойником Хирама. Есть также версия, что это имя является сокращенной формой имени «Ахиром» — «Мой брат возвышен». О значении слова «брат» в различных эзотерических сообществах здесь говорилось уже неоднократно; заметим лишь, что впервые в этом смысле оно упоминается еще в первом сохранившемся до нашего времени аутентичном тексте, свидетельствующем о существовании на Ближнем Востоке тайных братств — угаритской поэме О рапаитах(середина II тыс. до н. э.), где рапаиты (библейские рефаимы, иногда отождествляемые с нефилимами), называются «братьями, поставленными Элом при лошадях», то есть посвященными воинами-колесничими (Угаритский эпос. М., 1993, с. 300). В масонстве термин «брат» обычно применяется к тем, кто находится на высших степенях орденской иерархии, тогда как в отношениях между рядовыми членами более принято обращение «товарищ» (англ, fellow).
Впрочем, если вернуться назад к масонской легенде о Хираме-Абиффе, то возникает неизбежный вопрос: почему масоны, то есть каменщики по определению, выбрали в главные герои культовой легенды представителя, так сказать, смежной профессии — медника, литейщика? Дело здесь, однако, в том, что в библейском тексте Хирам - это единственное лицо, непосредственно связанное с возведением культовых зданий, которое упомянуто по имени. Реальной альтернативы ему, таким образом, у масонов, формально продолжавших числиться христианами и желавших опереться на авторитет «Священного писания», просто не было. Конечно, в гораздо большей степени на роль основоположника древнего масонства подошел бы знаменитый «основатель каменного строительства» Имхотеп; но кто о нем помнил, когда разрабатывались масонские уставы и ритуалы? Древнеегипетские иероглифы были расшифрованы Шампольоном лишь спустя сто лет после возникновения легенды о Хираме-Абиффе; да и размах самого «каменного строительства» был в Финикии и в Палестине на много порядков скромнее, нежели в стране пирамид, а, значит, и каменщики не имели возможности занять сколько-нибудь заметного места в социальной иерархии. Хотя именно с Имхотепом связана последняя загадка «медных дел мастера», которую мы и предлагаем читателю: не является ли имя Хирам финикийской транскрипцией египетского титула Имхотепа — ур мау, «Великий видящий»?
Литература:
МАЙЕР Р. В пространстве- время здесь... История Грааля. М., 1996, с. 282-287; НИКОЛЬСКИЙ М. Йакин и Воаз//Сб. в честь Ф. Е. Корша. Харьков, 1896; НИЛУС С. «Близ есть при дверех...», 1917(репринт-М., 1997),с. 213-226; ПАПЮС. Генезис и развитие масонских символов. М., 1993; РОБИНСОН Д. Масонство: забытые тайны. М., 2000, ч. 2; ХОЛЛ М. П. Энциклопедическое изложение... символической философии. Новосибирск, 1993, гл. «Легенда о Хираме»; JONES B.E. The Freemason"s Guide and Compendium. Lnd. (n.d.); VAN GORDON J.H. Biblical Characters in Freemasonry. Lexington, 1982.