Филон Александрийский (собств. имя - Иуда, ок. 30 гг до н.э. - ок. 40 г н.э.): Откровение божественного глагола
Выдающийся мыслитель, теолог и теософ эпохи поздней античности; в своих многочисленных сочинениях пытался примирить мистическое откровение с рациональным познанием природы сверхъестественного, «Афины с Иерусалимом».
Филон Александрийский был выходцем из очень богатой и благополучной семьи эллинизированных евреев, принадлежавших к верхушке римской колониальной бюрократии; его племянник станет позднее даже префектом (городской голова) Александрии. Биография Филона Александрийского известна исключительно на основании его собственных произведений и не отмечена какими-либо выдающимися внешними событиями (если не считать посольства к пресловутому Гаю Калигуле, которое он возглавил уже на склоне лет с целью оградить своих соплеменников от непрекращающихся гонений и сам вернулся едва живой после общения с помешанным императором; см. Посольство к Гаю. Против Флакка. М., 1994). Но был в его жизни один эпизод, о котором он сам предпочитал не распространяться, но который оказал, несомненно, решающее воздействие на его становление как философа и мистика: речь идет о его связях с эзотерическим орденом терапевтов («врачующих»), в свою очередь являвшимся египетской ветвью палестинского ессейства.
Следы общения с терапевтами сохранились, по крайней мере, в трех трактатах философа - О жизни созерцательной, О том, что каждый добродетельный свободен, и Апология. В этих сочинениях, признаваемых многими вершинным достижением его гения, Филон Александрийский рисует жизнь в общинах ессеев и терапевтов как образцовую модель человеческого жизнестроительства, где все отношения между общинниками между собой и внешним миром установлены таким образом, чтобы ничто не могло нарушить великое таинство общения человека с Богом. По его словам, мысли этих людей «до того постоянно заняты божественными предметами, что они даже в сновидениях своих созерцают величие божественных свойств и возвещают учение своей священной философии». И несмотря на то, что сам философ (по крайней мере, открыто) нигде не фиксирует свое личное участие во внутренней жизни этих общин, однако его восторженный тон, да и вся фразеология и терминология его теософских сочинений, насквозь проникнутая спиритуальными умонастроениями и изобилующая намеками и оборотами речи, принятыми и понятными только в этой среде, определенно свидетельствует, что на самом деле он был далеко не посторонним наблюдателем, а непосредственным участником коллективных священнодействий. Это тем более вероятно, что главное поселение терапевтов располагалось на берегах Мареотидского озера, т. е. неподалеку от Александрии.
Свой прославивший его имя метод аллегорического истолкования книг Священного Писания Филон Александрийский также позаимствовал у терапевтов, усовершенствовав и отточив его благодаря непрерывным интеллектуальным занятиям. Суть этого метода объяснена им в таких словах: «Писание ... представляется этим людям как нечто похожее на живое существо: расположенные по порядку слова — это тело, а душа — это невидимая мысль, скрытая под словами; проникнуть в нее и стремится главным образом эта секта, дабы узреть в зеркале слов отраженную в них, все превосходящую красоту мыслей» (О жизни созерцательной, гл. XXI). Раскрыть живую «душу» Писания, опираясь главным образом на эзотерическое предание, и пытается в своих многочисленных сочинениях александрийский мыслитель.
Всего до наших дней полностью сохранилось 45 сочинений Филона Александрийского (их перечисление см., напр., в кн.: А. Мень. История религии, т. VI. М., 1992, с. 596—597), хотя мистическая тематика затрагивается далеко не во всех их них, а примерно в четверти. Здесь представлены многие традиционные темы и сюжеты, имеющие отношение как к «высокому», т. е. умозрительному и метафизическому, так и «низовому» мистицизму. Главной темой, разрабатываемой Филоном Александрийским с особым увлечением и сделавшей его наследие широко известным за пределами иудаизма и еврейской диаспоры, является учение о Божественном Логосе (Мемра) и Премудрости (Хокма), внешне основывающееся исключительно на библейских текстах, но подвергнутое качественному переосмыслению под влиянием платоновского учения о божественных идеях (см. в особенности трактаты: Правила аллегории в 2 кн., О творении мира, О том, кто наследует божественное, О смешении языков и др.). Логос определяется им в теологических понятиях как «второй (или вторичный) Бог», а на языке философии — как «идея всех идей», в равной мере причастная и божественному, и тварному. Филон Александрийский описывает Логос как видимый и чувственновоспринимаемый образ абсолютно трансцендентного Божества, пронизывающий все стихии мироздания своей творческой и созидательной энергией. Уподобляя видимый мир храму, Филон Александрийский сравнивает Логос с первосвященником, несущим вечную службу в сопровождении «малыхлогосов», т. е. ангельских чинов; мир жив и существует, пока будет длиться эта предвечная космическая литургия. Будучи единственным мостом между человеческим бытием и божественным инобытием, Логос, разумеется, не может оставаться исключительно умопостигаемой, т. е. внематериальной, субстанцией, а содержит в себе и некое вещественное начало — особую «небесную материю», очевидно, что-то наподобие чистейшего эфира. В роли посредствующей инстанции между Логосом и человеком выступает наиболее тонкая, просветленная и высокоорганизованная часть души (так называемая «разумная душа»), состоящая из той же пневматической субстанции, что и Логос, но более «уплотненной»; благодаря ей свет Логоса распространяется вглубь человеческой природы, преодолевая сопротивление его телесной плоти.
Самое важное принципиальное новшество, связываемое с именем Филона Александрийского, заключается в признании того факта, что Логос может не только оказывать влияние на человека «изнутри», т. е. через посредство «разумной души», но и без ущерба для своего совершенства непосредственно воплощаться и в некоторых, отмеченных особой печатью божественного избранничества людях, истинных «рабах Божьих». Одно из таких предыдущих воплощений Филон Александрийский видел в легендарном царе-жреце Мельхиседеке, жившем во время патриархов, однако в принципе нет ничего невозможного и в том, что такой совершенный человек может появиться и в любую другую, в том числе и современную ему, эпоху. Таким образом, александрийский мыслитель вплотную подошел к идее о совмещении в едином лице двух ипостасей, божественной и человеческой, но подошел не с догматических, так как эта идея вступала в очевидное противоречие с традиционным иудаизмом, а с гностических позиций. Действительно, обнаружение кумранских рукописей целиком подтвердило высказываемые и раньше предположения, что подобные идеи вынашивались прежде всего в сектантских кругах, для которых фигура Мельхиседека была культовой и которые жили в напряженном ожидании нового воплощения «Божественного Глагола».
Весь этот комплекс идей был впоследствии активно подхвачен и развит христианскими «отцами церкви», особенно теми из них, кто не порвал полностью с эзотерической традицией (Ориген, Климент Александрийский и др.). Конечно, все, что говорилось иудейским философом о Логосе и его воплощении, было перетолковано применительно к Иисусу Христу и новозаветной христологии; признание же заслуг Филона Александрийского перед новой религией более чем ясно выражено в следующих словах одного из ее апологетов: «То, что написал о вечном Логосе этот александрийский иудей (Филон), живший до Рождества Христова, вряд ли могло быть сказано лучше христианином». Интересно заметить, что, хотя Филон Александрийский был современником Иисуса Христа, и, безусловно, имел отношение к той среде, в которой зарождалось первоначальное христианство, он в силу каких-то загадочных причин не сделал ни единого конкретного указания, которое помогло бы пролить свет на происхождение и сущность этого религиозного феномена. (Вероятнее всего, поскольку его написанные по-гречески труды были легко доступны и за рамками иудейской диаспоры, его эзотерическими наставниками было просто запрещено касаться некоторых особенно щепетильных тем, в том числе и таинства ожидаемого Боговоплощения, в эту кипящую религиозными страстями эпоху.)
Среди других аспектов учения Филона Александрийского наибольший интерес с эзотерической точки зрения представляют его взгляды на предсуществование и переселение душ, ангелология и элементы астрального мировоззрения; все эти моменты достаточно тесно увязаны между собой. По его представлениям, «весь мир наполнен душами, которые, как искры Божества, исходят от Логоса в тьму материи и проливают в нее свет бытия. Чистые из них никогда не бывают объяты пристрастием и влечением к земному: они пребывают в своей духовности и служат отцу миров вестниками и посредниками... Эфирные пространства -не пустыня, а скорее многолюдный город, в котором граждане — бессмертные души» (сб. «О переселении душ».М., 1994, с. 172—173). Все души изначально являются бессмертными и нетленными, но одни из них никогда не покидают родную стихию (это суть «демоны» греков и «ангелы» и «херувимы» иудеев), а другие, влекомые чувственными желаниями, опускаются вниз и попадают в «сладкий плен» материи, извращая при этом свое божественное естество. Именно подданным углом зрения Филон Александрийский толкует знаменитый библейский миф о падших ангелах, соблудивших с дочерьми человеческими (подробно см. Енох; данной теме целиком посвящен его трактат О гигантах). В других сочинениях (напр., О херувимах) исследуется природа других, «неотпавших», ангелов, являющихся главными помощниками Логоса в его созидательной и мироохранительной деятельности; при этом Ф. А. дает весьма основательно разработанную схему космической иерархии, в которой различные виды и подвиды ангелов исполняют соответствующие их природе функции. Их видимыми образами являются планеты и звезды, которые он в трактате О единоначалии именует «архонтами», т. е. «начальствующими», поставленными Богом надзирать за тем, что творится в подлунном мире. В этих и других подобных сочинениях философ обнаруживает хорошее знакомство с оккультными (магическими и демонологическими) текстами, совмещая, по своему обычаю, самые разнообразные влияния и традиции — греческие, египетские, вавилонские, но прежде всего собственно иудейские. В таких трактатах, как О жизни Авраама, О бегстве и нахождении, О перемене имен, философ демонстрирует своеобразный вариант еврейского пифагорейства, уделяя особенное внимание аллегорическому и мистическому значению чисел, букв и личных имен — прием, разработанный впоследствии до мельчайших тонкостей в мистике Меркавы («Колесница»), как именовалась на самых ранних этапах своего существования наука священной Каббалы.
Воздавая в полной мере должное широте духовных интересов Филона Александрийского, его исключительной эрудиции и изобретательности в толковании священных текстов на предмет обнаружения в них одного или даже нескольких «скрытых» уровней понимания, нельзя обойти молчанием и негативные стороны его литературно-философской деятельности. К таковым можно отнести в первую очередь чересчур уж «кабинетный», абстрактно-умозрительный характер его аллегоризма, особенно сильно сказывающийся в чисто экзегетических сочинениях. При знакомстве с ними нередко возникает ощущение, что истинной целью Филона Александрийского было не дать читателям из инокультурной среды слишком близко подступиться к пресловутым «еврейским тайнам», увести его на окольные тропы, по которым можно блуждать сколь угодно долго и, самое главное, в безопасном удалении от подлинных эзотерических глубин и прозрений. Отметим также, что сама жизнь философа, практически лишенная житейских забот и треволнений, наложила отпечаток и на стиль его мышления, и на манеру изложения, отягченную обилием книжной риторики, навязчивым морализаторством, авторами уже сказанного и т. п.; почти физически чувствуется, насколько сильно автор охвачен стремлением ощутить себя «вне пространств и вне времен», чтобы иметь возможность беспрепятственно предаваться своим экстазам, созерцаниям и умозрениям. Его духовный космополитизм, возведенный в принцип, несомненно, облегчил восприятие его идей в древности и в средневековье, но он же немало способствовал выхолащиванию их содержания, сведя многие жизненно значимые для мистицизма темы к довольно поверхностному манипулированию словами и понятиями — к радости средневековых теологов и схоластов, доведших впоследствии аллегорический метод до предельных степеней абсурда.
Литература:
Сочинения, т. 1: Труды библейско-экзегетические. М., 2001; О жизни созерцательной // СМИРНОВ Н. Терапевты и сочинение Филона... Киев, 1909 (см. также отдельные фрагменты, посвященные терапевтам, в сб. Тексты Кумрана. Вып. I. M., 1971. с. 341 и след.); О субботе и прочих ветхозаветных праздниках, Филона Иудея... М., 1783 (Тип. Новикова).
БЫЧКОВ В. Эстетика Филона Александрийского // Вестник древн. истории, 1975, № 3; ИВАНИЦКИЙ В.Ф. А. Жизнь и обзор литературной деятельности. Киев, 1911; ЛОСЕВ А.Ф. ИАЭ-VI. М., 1980, с. 82-128; МУРЕ-ТОВ М. Учение о Логосе у Филона Александрийского и Иоанна Богослова. М., 1 885; СВЕТЛОВ Р. Гнозис и экзегетика. СПб., 1999; ТРУБЕЦКОЙ С. Сочинения. М., 1994, с. 117-204; WINSTON D. Logos and Mystical Theology in Philo of Alexandria. Cincinnati, 1985.