ИСТОРИЯ САКРАЛЬНОЙ ГЕРБАЛИСТИКИ
С незапамятных времен люди использовали растения для воздействия на окружающий мир, постижения его тайн и приближение к высшим силам, божествам.
Растения играли важную роль в жизни человечества на протяжении многих лет, занимая свою нишу в политике, любви, религии, здоровье. В течение тысяч лет травы использовались как благовония, пища, лекарства, дезинфицирующие средства, даже в качестве платежного средства. Понимание термина растение отражает отношения людей с царством природы. Некогда все растения обладали для человечества гораздо большим значением, чем сегодня: они рассматривались как дети Земной Матери, каждая трава связывалась с определенным Божеством и почиталась как обитель высших сил. Важнейшая область использования трав — лечение с их помощью болезней. Большинство людей во всем мире эффективно использует травы для гармонизации тела. В Библии Бог говорит: «Вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный,сеющий семя; — вам сие будет в пищу» (Быт., 1:29). И также: «Будут расти всякие дерева, доставляющие пищу: листья их не будут увядать, и плоды на них не будут истощаться; каждый месяц будут созревать новые, потому что вода для них течет из святилища; плоды их будут употребляемы в пищу, а листья на врачевание» (Иез., 47:!2).
Древние египтяне прекрасно знали, как работать в области сакральной гербалистики. В Папирусе Эберса, датируемом 1500 г. до н. э., содержатся ссылки на более чем 700 растительных средств, там упоминаются алоэ, тмин, мак и чеснок.
Китайцы занимаются использованием трав уже на протяжении 5000 лет. Обнаружен древнекитайский медицинский текст (2700 г. до н. э.), в котором описываются тринадцать травяных предписаний. Китайцы славятся своими познаниями в использовании женьшеня. Считается, что регулярное использование этого корня продлевает жизнь. Полагали также, что артемизию можно использовать при многих заклинаниях.
В Древней Греции «отец медицины» Гиппократ (460-377 гг. до н. э.), указывал на то, что к медицине следует относиться как к искусству.
Он учил, что в природе есть сила, с помощью которой можно вылечить любую болезнь. В качестве инструмента, работающего с этой силой, Гиппократ называл травы. Древние греки использовали майорам как тоник, а петрушку как лекарственное средство для лечения болезней живота. Розмарин ели в качестве успокоительного средства и как панацею от головных болей. Греческие атлеты использовали листья мяты как лосьон после мытья. В средневековье мята была важным очистительным средством, она использо-валась даже для очищения питьевой воды, которая становилась несвежей во время долгих морских походов. Мята также использовалась для нейтрализации завистливого глаза.
Древнегреческий врач Гиппократ восхвалял горчицу, а Шекспир в нескольких своих пьесах называл ее желательной добавкой к пище. В 77 г. Плиний Старший написал 37 трудов по естествознанию и 7 из них посвятил лекарственному использованию растений. Древний врач Гален (131-201 гг.) развивал концепцию модусов природы, связывая тип тела со здоровьем и индивидуальным развитием человека. В течение последующих 1400 лет врачи придерживались теории Галена. Парацельс (1493-1541 гг.) доказывал, что существует удивительное соотношение между определенными растениями и болезнями, которые травы могли бы излечить.
Медицинское наследство Древнего Египта пришло в Грецию, затем в Рим. Римская империя весьма интенсивно использовала травяные средства. В частности, в качестве анестезирующего средства широко применялась мандрагора. Древние греки и римляне увенчивали своих героев укропом и лавром. Укроп также использовался римлянами для очищения пировальных помещений.
Сакральная гербалистика рассматривает травы, скорее, не как лекарства, а как необходимую пищу, поставляющую организму энергию, подключая его к естественному источнику здоровья. Для этого растения предназначены самой природой. В отличие от химически синтезированных веществ, которые оказывают всевозможные вредные побочные эффекты и не несут с собой жизни, травы могут заметно укрепить естественный механизм защиты тела, разрушаемый современной цивилизацией. Травы не вызывают мгновенное исцеление, но предлагают способ настроить тело сообразно природе.Чеснок имел большое экономическое значение во всей Азии и странах Средиземноморья. Первые голландские поселенцы преднамеренно сажали чеснок, чтобы коровы давали «приправленное» чесноком молоко. Другие травы, имевшие особое значение: базилик, шафран, шалфей, садовый чабер, эстрагон и тимьян.
Первые поселенцы в Америке использовали растения как средства от болезней и из-за их тонкоматериальных качеств. Сейчас находят материалы, подтверждающие гипотезу, что гербалистика широко использовалась масонами для построения США, открытия в этой области существенно продвигали процветание страны. Многие травы были «одомашнены», стали культурными: петрушка, анис, щавель, кресс водяной, лук-порей и лаванда. Американские индейцы знали, как правильно использовать почти каждое дикое растение.
Понимание растений с падением Римской Империи было почти утрачено. Серьезное изучение свойств трав в средневековье продолжалось, главным образом, в монастырях, тайных орденах, на Востоке. В эпоху Возрождения были проложены новые пути на Восток — и сакральная гербалистика получила новый импульс. Привозились и переводились древние трактаты, в Индию отправлялись на учебу европейские мистики.
В 1652 г. гербалист Николас Кулпепер издал всесторонний травяной атлас на английском языке. Он систематически каталогизировал все известные лекарственные средства Англии. Кулперер доказывал, что такие медикаменты намного эффективнее и дешевле того, что предлагают врачи. Само собой разумеется, врачи приняли его труд в штыки.
Кулперер написал свой труд как ответ гербалистам Джерарду и Паркинсону, которые опускали принципы, лежащие в основе изготовления лекарственных растительных средств. Вот что сам Кулперер говорил в предисловии к читателям: «Зачем я писал об этом предмете [гербалистике], учитывая то, сколь многие известные люди уже так много трудов создали на английском языке на эту тему, намного больше, чем сделал я? Дело в том, что исследователи не утруждаю! себя обучением студентов, в лучшем случае заставляя их повторять заученные фразы, подобно тому, как попугая учат говорить. Однако вы должны видеть причину, на которой основывается все то, что написано, посредством чего сможете сами постигать суть растительного мира».
Кулперер преднамеренно включил в свой труд планетарные кор-респонденции растений, так как ясно видел астрологическую подо-плеку в объяснении лекарственных трав.
Введение натуропатии в Америке приписывается Самуэлю Томпсону, родившемуся в 1769 году в штате Нью-Хэмпшир. Он был сыном бедного земледельца и изучал гербалистику у местных знахарей. Он часто работай в лесу, исследуя растения и собирая гербарии. Он не получил никакого формального образования, постигая сведения о мире лишь у гербалистов и магов. Когда в 19 лет Томпсон серьезно повредил ногу, доктора собирались ампутировать ее, но он сумел восстановить здоровье и спасти жизненно необходимый орган, используя травяные припарки. Североамериканские индейцы, не обладая грамотностью в общепринятом смысле, легко пользуются достижениями сакральной гербалистики. исцеляя сложнейшие расстройства.
С появлением теории микробных возбудителей болезней и наступлением эпохи антибиотиков казалось, что инфекционные болезни останутся в прошлом, но этого не произошло. Понимание того, что химические лекарства далеко не всегда способны исцелить организм и иногда наносят больший вред, леча одно и калеча другое, древние методы целительства все больше вхолят в обиход врачей.
1776260.jpg
(176.65 Кб, 699x547 - просмотрено 2666 раз.)
main_2.jpg
(94.71 Кб, 350x263 - просмотрено 2455 раз.)