Название: ГЕРБАЛИСТИКА В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Отправлено: Administrator от 16 07 2010, 13:26:21 Свод законов Меровингов «Lex Salica» объявлял штраф в 62 пенса для каждого, кто будет использовать противозачаточные травы. Церковь" отождествлявшая действие растений с дьявольским вме-шательством вдела мирские, не допускала официального использо-вания растений даже в лекарственных целях.
Средневековые гербалисты использовали положения Аристотеля, который делил растения на горячие или холодные и сырые или сухие, отражая такой классификацией четыре модуса бытия и четыре первоэлемента. Вселенная рисовапась состоящей из четырех элементов: волы (холодной и влажной), земли (холодной и сухой), воздуха (теплого и влажного), огня (теплого и сухого). Из этих категорий были выведены четыре состояния жизни человека, четыре модуса бытия: мокрота (холодная и сырая), черная желчь (холодная и сухая), кровь (теплая и сырая), желтая желчь (теплая и сухая). Если один модус доминировал над другими, это сказывалось на темпераменте — флегматичном, меланхоличном, жизнерадостном или раз-дражительном. Целью медицины было восстановление равновесия модусов. Флегматику, например, для уравновешивания его чрезмерной мокроты требовалось лечение теплыми, сухими травами. Восприятие растений, таким образом, шло в направлении изучения их теплых и сухих свойств. Аристотелевские воззрения владели умами гербалистов еще не одну сотню лет после смерти великого философа. Аристотель систематизировал бытовавшие идеи и воззрения относительно окружающей флоры и дал практическое применение своим изысканиям. В принципе, положения сакральной гербалистики основаны на тех же самых принципах, что указал в свое время греческий философ. Записки Альберта Магнуса свидетельствуют, что белена использовалась магами для вызвания духов. Тем же целям служила знаменитая мандрагора — растение с удивительным разделенным корнем, напоминающим человеческую форму. Хильдегард из Бингена указывает, что девочки успешно пользовались силой священных трав для гаданий и предсказаний, а также для несложных ритуалов, например, для любовной магии. Любопытно, что многие чисто магические ритуалы с применением растений сочетались с произнесением христианских молитв. Впрочем, иные служители церкви также занимались травяной магией. Сохранились свидетельства о том, как Исидор, епископ Севильский (примерно 630 г.) готовил отвар из кориандра в вине: это известное любовное зелье, сильный афродизиак. Кроме того, некоторые растения носились как амулеты против различных несчастий (например, для предотвращения зубной боли лук-порей рекомендовалось носить на запястье). В монастырских садах средневековой Европы шла серьезная работа по изучению сакральной гербалистики. Собранная информация имела огромное значение для развития этой науки, однако никаких записей зачастую не делалось: знание передавалось изустно. Отдельные дошедшие до настоящего времени труды поражают глубиной охвата и четко выраженной практической направленностью. Хотя официальная церковь как бы не поощряла подобные изыскания, тем не менее, работа в подобном направлении велась. Выделяются два основных источника для формирования концепции сакральной гербалистики в средневековье: древний фольклор и научные работы классических времен (такие, как труды Диос-корида и Плиния, арабские травники). Книга уже упоминавшегося Исидора «Origines» представляет собой компиляцию разнообразных трудов по сакральной гербалистике и была настольной книгой у монастырских садовников. Позднее эта книга неоднократно дополнялась и редактировалась, положения сакральной гербалистики подтверждались цитатами из Священного Писания. Постепенно церковь была вынуждена признать справедливость выводов гербалистов, переведя их открытия в русло доказательств непогрешимости Библии. После 1200 года гербалистика получила новый импульс, который привнесли христиане-еретики, занимавшиеся изучением трав, и арабы из Испании. Просвещенные люди из Толедо и Кордовы, прибывавшие в Европу через южную Италию (в основном через Салерно), несли новые знания о травах, распространяя их повсюду на своем пути. В XI столетии Константин Африканский, арабский монах из Монте Кассино, много путешествовал, торгуя специями и переводя арабские работы, в частности, по гербалистике, на латынь. Так, он перевел Галена, познакомив читателей с теорией степеней как модификацией концепции модусов. Хильдегард из Бингена в эпохальном труде «Physica» дает описание 275 трав и 81 дереву, ссылаясь на древние источники и языческую магию. Она обычно писала на прекрасной классической латыни, имея в качестве секретаря образованную монашку, однако работы по гербалистике написаны на смеси латыни и немецкого (так, она часто дает немецкое, а не латинское название растений), что свидетельствует о том, что Хильдегард ориентировалась, главным образом, на личный опыт в использовании трав. Очень часто она дает совершенно оригинальную информацию, указывая, что ее знания — результат прозрений. Более поздние авторы часто игнорировали книгу Хильдегард, подвергая сомнениям истинность ее прозрений и относясь к се трудам как к языческому фольклору. Однако нельзя не учитывать тот факт, что Хильдегард воспитывалась в аббатстве с восьми лет, долгое время ни с кем не общаясь. Она также подробно описывает некоторые растения Средиземноморья, где сама никогда не была. Ее книга содержит описания лекарственных и сакральных свойств трав, использования их в обрядах и ритуалах. Использование растений, восприятие их энергии основано на мистическом принципе подобия. Хильдегард делит растения на благостные и неблагостные и объясняет основы травяной магии. Так, в качестве защитных амулетов против демонических сил и колдунов указываются лаванда, буквица, камнеломка, сосна, кипарис и граб. Христиане, размещающие мешочек с лавандой на окнах, считают, что делают это исключительно для насыщения ее ароматом. Однако это древний языческий защитный обряд. Хильдегард советовала даже изменять свойства трав, подбирая их согласно фазам Луны! |