Фрагменты книги Кристиана Рэча «Растения любви».
Энциклопедия Кристиана Рэча дает превосходный и уникальный обзор использования растений-афродизиаков и содержит подробную информацию об их ботанических, химических, фармакологических свойствах. В ней вы также найдете историю открытия и использования растительных афродизиаков и руководство по мудрому использованию этих особых даров растительного мира. Автор предисловия к книге – легендарный химик, философ, изобретатель LSD Альберт Хофманн.(окончание)
В «Аюрведе» есть отдельные положения, посвященные афродизиакам, которые присутствуют здесь под названием ваджикарана. Великий индийский целитель Карака определял их как «то, что вызывает кратковременное радостное возбуждение; лекарство, которое чрезвычайно усиливает нашу сексуальность и применение которого делает пациента предметом желания в глазах противоположного пола; то, что ускоряет эякуляцию даже среди людей старшего возраста; то, что делает семя плодоносным, так что могут быть зачаты дети; то, что повышает репутацию мужчины, оттого что он имеет множество детей; и то, что не дает человеку умереть навеки, потому что он продолжает жить в своих потомках. Вкратце: это дает почет, богатство, здоровье и силу. И то, что оказывает такое благотворное действие, зовется ваджикарана».
Самая известная ваджикарана «Аюрведы» — это маджун, который составляется из цветков и листьев конопли, из гашиша и опия, из зерен и листьев дурмана, из гвоздики, кардамона, ладана, аниса, тмина, из топленого масла, муки, молока, масла и сахара. Всякий отведавший этого снадобья испытывает удивительные впечатления: «Экстаз, восторг, ощущение полета, усиливающийся аппетит и жгучее сексуальное желание».
Конопля является также одним из магических агентов, использовавшихся в тантризме, тайном эротическом культе Древней Индии. Путь тантры состоит в том, чтобы открыть тайны вселенной через сексуальный экстаз. Последователи этого культа идут путем чувственности, чтобы стать богами и богинями. Как и в случае с открытием лучшего афродизиака, происхождение тантризма можно возвести к богу Шиве и его супруге Шакти, богине Парвати. Шива — это пассивная мужская созидательная энергия, которая пробуждается активной женской созидательной энергией — Шакти. Шива и Шакти — два полюса Вселенной, которые приводят в движение друг друга и вместе устанавливают неразрывное божественное единство. Союз двух полюсов — это чудо творения. Шива, мужчина, восседает на Гималаях, перед всем миром, в позе лотоса в бесцельном ожидании, опьяненный коноплей, с открытым лингамом (знак его мужественности). Шакти, женщина, танцует вокруг него; она искусно открывает свой йони, знак ее женственности, и плавно опускается на покоящегося бога. Ее энергия превращается в сияющую змею, кундалини. Она приводит в действие фаллос, возбуждает его, доводит его до экстаза. Она напитывается энергией, которая извергается из него, — до тех пор пока обе энергии не объединятся, и тогда они освещают всю Вселенную божественным светом. Состояние высшего экстаза, за пределами пространства и времени, достигнуто, и его результат — абсолютное откровение.
Обращая внутрь воспаленные коноплей глаза,
Я вижу тебя в опьянении,
Я оставил весь мир позади. Бом Шанкар!
В честь тебя я вздымаю чилим ко лбу
И могу стать с тобою одним. Ом нама Шива!
Непальский гимн богу Шиве (XV в.)
Приверженцы тантризма в своих ритуалах ищут этого откровения. Эти ритуалы требуют длительной подготовки, медитаций, занятий йогой, установления контроля над телом. Для их проведения необходимо подбирать подходящих партнеров и приготовить афродизиак из конопли, «пищу кундалини». Важнейший тантрический ритуал — это ритуал для пар, в котором шаг за шагом нарушаются все табу индийского общества. После подготовительных обрядов очищения, медитаций, мантр, молитв, обращенных к Богине, после того, как все вокруг окурено благовониями и обрызгано ароматическими маслами-афродизиаками (мускус, амбра, иланг-иланг, масло сандалового дерева, коричное масло), начинаются пять таинств (макарас, или «5 М»). Конопля, обычно смешанная с дурманом, курится перед каждым из таинств. Первое таинство — укрепление тела. Пара съедает рыбу (матсия), затем мясо (мамса). Эта пища — дань уважения физическому аспекту личности, ибо тантризм состоит в единстве тела и духа. Вино (мадиа) подается вместе с пищей. Вино, полученное при перегонке пальмового сока либо выжатое из винограда, возбуждает огненный элемент тела; оно воспламеняет желание и освобождает тело от социальных ограничений. За пищей следует мудра — печенье или лакомства, — приготовленная из различных злаков, фруктов, специй и, иногда, мака, конопли и зерен дурмана. Все эти предварительные процедуры помогают подготовиться к вхождению во внутренние святилища. Во время этой подготовительной фазы мужчина должен достигнуть состояния эрегированного сильного лингама, а женщина должна пробудить свою спящую кундалини. Кульминацией этого длинного ритуала становится соединение (майтхуна). Мужчина, медитируя, сидит в позе лотоса. Женщина медленно поднимается над ним, опускает таз и мягко садится на лингам. Мужчина остается пассивным, женщина становится активной. Ее кундалини продвигается вверх через энергетические центры и приводит ее в состояние высшего экстаза. Таким образом она становится Шакти, Богиней и превращает мужчину в Шиву, Бога. В божественном соединении прошлое, настоящее и будущее сливаются в одно. Тело и дух, мужчина и женщина становятся одним и тем же, сознание и Вселенная сливаются в одной точке.
Наслаждение, которое даруют Шива и Шакти, наслаждение творения отмечено экстазом и божественной гармонией. В сексуальном единении пара переживает мистерию творения, возвышается до божественного состояния и в момент священного экстаза постигает тайное чудо бытия.
Практика тантризма показала, что часто мужчине сложно сохранить эрекцию в течение столь длительного периода и не выбросить семя преждевременно. Конопля здесь становится подходящим средством для стимуляции сексуальной выносливости, необходимой для этого ритуала. Она усиливает чувственные восприятия, улучшает любовное воображение, умножает сопутствующее религиозное благоговение, дает крылья фантазии и оттягивает эякуляцию. Конопля пробуждает и питает кундалини женщины, удерживая ее в активном состоянии в течение длительного времени.
Конопля, растение, названное виджайя (то есть «триумф»), поистине с триумфом шествует по всему миру. В Древнем Китае ее использовали для приготовления даосского эликсира жизни и любви; сказки «Тысячи и одной ночи» отмечают ее дивные свойства усиливать сексуальное чувство. Персидские суфии восторженно отзывались о ее священной силе воспламенять любовь. В России из конопли делали «счастливую кашу»; в Германии конопля была посвящена Фрейе, богине любви; в Мексике «священную розу» употребляют при сильной любовной привязанности. Поэты-декаденты пели о даруемых коноплей удовольствиях; хиппи заново открыли коноплю как афродизиак. Георг Фридрих Мост в знаменитой «Энциклопедии народной медицины» (1843) описывает любимые народом свойства конопли: «Те, кто применяет ее с целью получения удовольствия, чувствуют специфическое оживление, наполняются весельем и выказывают радостное расположение духа, счастливо забывая обо всех болях и печалях; с них не сходит кроткая улыбка, даже когда для улыбок нет никаких причин, весь гнев и вся ненависть утихают, и через несколько часов они погружаются в тихий безмятежный сон, во время которого, как и во время предыдущего бодрствования, они наслаждаются фантастическими образами самого восхитительного свойства — таковы симптомы состояний, вызванных коноплей».
Ты почитаема,
чистое бытие — сознание — блаженство,
сила в тени времени и пространства и всего, что живет здесь,
лучащийся свет во всех вещах.
Йогинирдайя Тантра
За последние девять тысяч лет, в течение которых человечество выращивает коноплю, люди опробовали, отобрали и усовершенствовали бесчисленное количество рецептов ее употребления. Целую университетскую библиотеку можно было бы заполнить литературой на эту тему. Даже современная западная медицина, изучив этот вопрос, во многих аспектах подтвердила свойства конопли как афродизиака. Длительные исследования Независимой медицинской клиники Хейт-Эшбери в Сан-Франциско привели к следующим заключениям: «Результаты исследования показывают, что марихуана, оказывая влияние на сексуальные переживания, имеет положительное действие. Мы пришли к примечательному согласию по поводу в основном одних и тех же эффектов от употребления марихуаны: чувства сексуального влечения и удовлетворения, чувства эмоциональной близости и интимности, — и ко всеобщему согласию в том, что марихуана имеет свойства афродизиака средней силы».
Конечно, имеется немало критических мнений по поводу употребления марихуаны. Даже некоторые античные авторы, такие как Диоскорид и Плиний Старший, утверждают, что употребление марихуаны может привести к импотенции. Некоторые современные врачи согласны с этим мнением. И все же как можно сравнивать эти несколько мнений с морем голосов истинных знатоков конопли, полных энтузиазма, которые на протяжении тысячелетий знали разумные способы внести это растение в свою жизнь так, чтобы оно придало силу чувствам и не причинило вреда?
В тантризме конопля — женское растение; оно пробуждает Шакти, женские энергии в мужчинах и женщинах, богах и богинях. Но есть еще и мужское растение, которое привносит в жизнь лингам, и при смешении его с коноплей создает и символизирует космическое единство между женственностью и маскулинностью — это дурман. Существует около десяти разновидностей дурмана, четыре из которых происходят из Азии. Это дикорастущее травянистое растение легко культивируется. В Индии и Непале дурман часто можно встретить растущим возле монастырей и храмов. На санскрите дурман именуется датура, или унмата (божественное опьянение). Его благоуханные, продолговатые, в форме раструба, цветы посвящены Шиве, они преподносятся ему во многих ритуалах. Обычно эти цветы надевают на Шиву-лингам (фаллическое воплощение могущественного бога) во время пения мантр. Богу преподносится афродизиак, так что его творческие силы никогда не ослабевают. Точно так же богу внутри каждого мужчины преподносится дурман, чтобы активировать скрытые творческие силы, даровать ему плодовитость и чувственное удовольствие. Цветки дурмана символизируют силу фаллоса. Его плоды с множеством семян служат символом плодовитости и обозначают семя в теле мужчины. Чем больше семени в теле, тем больше силы и энергии имеет человек. Сразу после употребления цветков дурмана пенис становится крепче. Употребление семян ведет к полноте сексуальной жизни. Однако слишком большое количество семян может оказаться опасным. Энергия, заключенная в них, способна убить человека.
В медицине дурман применяется на протяжении тысяч лет. Как афродизиак он обычно комбинируется с коноплей, опием, бетелем или другими специями. Такие снадобья из дурмана можно курить, есть или пить. Льюис Левин записал несколько самых важных рецептов: «Особенно пылкие люди курят Cannabis indica, гандж, к которому добавляются два-три зернышка дурмана или произвольное количество его листьев. Чтобы усилить и видоизменить воздействие алкогольных напитков на мозг, зерна замачивают в этом напитке, затем процеживают его и смешивают с пальмовым вином. Так делается в провинции Мадрас. Или, как в Бомбее, дым от тлеющих зерен дурмана приводится в соприкосновение с алкогольным напитком в течение одной ночи. Активные ингредиенты растения, очевидно, таким образом становятся летучими и могут поглотиться алкоголем».
Все эти снадобья используются и как афродизиаки для повышения эротической чувствительности, и как средства для укрепления религиозного чувства. В одном из вариантов тантрической медитации, когда медитирующий человек представляет себя богом вместе со своей Шакти, смесь из конопли и дурмана курится через чилим, священную курительную трубку в форме фаллоса. Сама по себе эта смесь символизирует союз мужчины и женщины, Шивы и Шакти.
Смесь из цветков конопли и зерен дурмана — божественный афродизиак в истинном смысле этого слова.
Однако зерна дурмана часто используются и в преступных целях. В высоких дозах они имеют сильное наркотическое действие. Секта убийц и разбойников, которые чтут богиню Кали, использует это свойство растения в своих целях. Они подмешивают зерна дурмана в пищу своих жертв, обычно в карри. После того как жертва становится неспособной к сопротивлению вследствие помрачения сознания, ее можно легко убить и ограбить. В действительности зерна дурмана часто используются еще и для того, чтобы преодолевать женскую неприступность и обольщать женщин, которые были холодны или враждебно настроены по отношению к мужчинам. Поскольку от определенных доз у жертвы любовное томление может быстро развиться в сексуальную страсть, так что утихает всякое чувство стыда и слабнет любое сопротивление. В тексте XVII века констатируется: «С помощью этого приема иные способны наслаждаться женщинами и делать многие вещи, да даже любые вещи, именно так, как нужно им. И по этой причине, я не думаю, что на всей Земле можно сыскать более мерзкое растение, посредством которого причиняется столько зла, и притом таким естественным способом».
Как и любые лекарства, опьяняющие средства, психоделики и афродизиаки вообще, дурман необходимо использовать должным образом. Для того чтобы его воздействие оказалось благотворным, а не губительным, его следует употреблять в надлежащих дозах и с соответствующим знанием о его действии. Ричард Шульц и Альберт Хоффман писали: «Психоактивные свойства всех видов Datura выражены настолько хорошо, что сразу разрешается вопрос о том, почему примитивные племена по всему миру считали дурман “растением богов”».
Поразительно, что везде, где дурман издавна произрастает и известен населению, его листья и зерна либо курят, либо употребляют в других формах в качестве афродизиака. В Древней Америке дурман занимал свое место среди других священных растений. Ему поклонялись в ритуалах и применяли различными способами, которые были схожи с индийскими методами употребления дурмана. Тот большой почет, которым было окружено могущественное растение, можно наблюдать и сегодня среди групп индейского населения. Майя Юкатана преподносят цветки дурмана своим древним богам, используют их в любовных заговорах и курят их в качестве афродизиака. Даже современное мексиканское общество еще не до конца освободилось от своего индейского наследия. Ацтеки называют дурман toloatzin, испанцы трансформировали это название в toloache. В наши дни в деревенских церквях чтут святого Толоаче, это языческий святой в христианском облачении, к которому взывают, если хотят разжечь любовь в обожаемом человеке. На рынках можно найти средства для ванн, волшебную пудру и помаду, в состав которых входит дурман. Женщины, в частности, ценят мази, сделанные из жира и зерен дурмана. Когда они натираются такой мазью, «все мужчины становятся щедрыми». В тех регионах, где не растет дурман, для тех же целей используется «ангельская труба» (Brugmansia, или дурманное дерево). Это растение оказывает очень схожее действие. В Перу его особенно любят как афродизиак. Перуанцы настаивают на различных частях этого растения маисовую водку в течение ночи. Индейцы отмечают, что удовольствие от этого напитка просто грандиозно.
КОНОПЛЯ. ЭТНОБОТАНИЧЕСКИЕ И МЕДИЦИНСКИЕ АСПЕКТЫ
По всей видимости, коноплю стали выращивать в Центральной Азии более чем 9 тысяч лет назад. Сегодня это растение используется по всему миру. Из него производят: пенку из стебля; масло и пищу из семян; опьяняющие средства из листьев, цветков женских растений и смолы; медикаменты из всех частей растения; и афродизиаки из женских соцветий и смолы.
Наиболее широкое применение в качестве лекарственного средства и афродизиака конопля получила на Индийском полуострове (особенно в Индии, Пакистане, Непале и Бенгалии). В наши дни в гедонистических целях это растение употребляется по всему миру.
Медицинские свойства
Листья. Анальгетик, антиспазмолитик, обезболивающее, мочегонное, седативное, вяжущее средство, способствует пищеварению. Внутрь: при диарее, столбняке, менструальных болях. Наружно: при язвах, опухолях, педикулезе, перхоти, порезах, конъюнктивите, геморрое, орхите.
Бханг. Внутрь: при диспепсии, гонорее, кишечных расстройствах, потере аппетита; в целях стимуляции нервной системы.
Гандж. Анальгетик, антидепрессант, спазмолитик. Наружно: при мучительных кожных болезнях и зуде. Вдыхание дыма при отравлениях (например, дурманом); ректально: при грыжах и дизентерийных спазмах. Курится как психотерапевтическое средство и афродизиак.
Чарас. Самый востребованный анестетик и анальгетик в Индии. Внутрь: при головных болях (при малярии, менструации), мигренях, острых маниях, умственном расстройстве, душевных болезнях, бредовых состояниях, кашле, судорожном кашле, астме, мозговой недостаточности, нервной рвоте, недержании мочи, экземе, невралгиях, острых болях, импотенции, фригидности, бесплодии, острой диарее, гепатите, опийном отравлении.
Семена. Внутрь при гонорее.
О ХИМИИ КОНОПЛИ
Все продукты каннабиса, имеющие психоделический эффект, содержат различные концентрации смеси маслянистых веществ, так называемых каннабиноидов. Вещество, на котором лежит главная ответственность за свойства конопли, носит название тетрагидроканнабинол, или ТГК. Другие каннабинолы имеют схожее действие (CBD, CBN). ТГК можно синтезировать. Его действие схоже с действием природных продуктов каннабиса, но его психоделический эффект выражен слабее. Самые высокие концентрации ТГК в смоле, получаемой из цветков женских растений (чарас), самые низкие — в листьях мужских растений. Масло, полученное из гашиша, содержит особенно высокую концентрацию активных ингредиентов.
О ХИМИИ ДУРМАНА
Все разновидности Datura содержат высокие концентрации тропановых алкалоидов (1-гиосциамин, атропин, 1-скополамин) во всех частях растения. Состав алкалоида варьируется в зависимости от локализации, погоды и количества солнечной радиации. Концентрация алкалоида в растениях тропических регионов может быть в четыре или пять раз выше, чем в растениях северных стран. Молодые растения содержат преимущественно скополамин, старые растения — главным образом, гиосциамин. Самая высокая концентрация алкалоидов в семенах, самая низкая — в стебле. Эти алкалоиды стимулируют центральную нервную систему и подавляют периферийную нервную системы. Действие отдельных алкалоидов отличается от действия препаратов из растения в целом. В своей чистой форме скополамин используется в психиатрии как «химическая смирительная рубашка». Во многих странах применение препаратов Datura регулируется законом.
Кристиан Рэч «Растения любви» («Ультра.Культура», 2006)