ТАЙНА ВИСЕЛИЧНОГО ЧЕЛОВЕЧКА: МАНДРАГОРА И РОДСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ
Немногие растения на протяжении истории возбуждали человеческое воображение так сильно, как мандрагора. Ей дано бесчисленное количество народных названий, многие из которых остаются в ходу и по сей день: собачье яблоко, волшебный корень, яблоко Сатаны, мандрагора, atzmann, alraune, mano di gloria, mela canina, pomo di cane, mardami, giatya bruz, hundguruk koku, adam koku, astrang-dastam harysh, lakmuni, lakhash-mana, putrada, rakta vindu, bhanger, luf-fat, lebruj, lufahat.
Диоскорид перечисляет названия, известные в античности: «Мандрагора — некоторые называют ее антимелон («заместитель яблока»), другие диркайей, а также киркайей («растение Кирки»), ибо корень ее эффективен как любовный компонент, также антименион («против раздражения»), бомбокилос («сок, вызывающий монотонный шелест»), минос, египетский апениум, фитагор, антропоморфон («человекооб-разный»), все другие — альтергис, тридакиас, каммарос («предопределяющий»), зороастрийский диамонон или архин, предсказатели зовут его гемионом, также гоногеоном, римляне — собачьим яблоком и земным яблоком» (IV, 76). Все эти названия подчеркивают широкую распространенность, хорошую репутацию и важность мандрагоры, волшебного корня в форме человечка.
С точки зрения ботаники мандрагора принадлежит к семейству пасленовых, и поэтому она родственна с дурманом, скополией и белладонной. Уже в древности Теофраст отмечал эту родственную связь. Он полагал, что мандрагора и белладонна являются родными сестрами. Мандрагора произрастает преимущественно в теплых регионах Юго-Восточной Европы и Западной Азии, хотя порой ее можно встретить и в Северной Африке. Особенно крупная разновидность, Mandragora turco-manica, была обнаружена в Туркменистане. Хлопин утверждает, что это растение и есть хаома древнеиранской Авесты и легендарная сома Ригвед.
В Древнем Египте мандрагора была символом любви и ценилась как афродизиак. Обычно ее изображали в связи с эросом и чувственностью. Считалось, что вино, приготовленное с мандрагорой, обладает значительными опьяняющими и возбуждающими чувства силами, а потому оно пользовалось большой популярностью.
Папирус Эберса, старейшая из сохранившихся рукописей медицинских рецептов, содержит множество примеров применения мандрагоры. В одном рецепте рекомендуется лечение отваром из плодов мандрагоры, молока, меда, «полевых трав» и вина. Греки любили мандрагору не меньше египтян. С их точки зрения, мандрагора была афродизиаком не только для людей — влюбленные сатиры употребляли ее в тех же целях.
Теофраст предлагал рецепт с применением белладонны, родственной мандрагоре, сразу после употребления которой можно увидеть мимолетный образ соблазнительной женщины: «Считается, что листья мандрагоры вместе с ячменными зернами хороши при язвах, а выскобленный корень, настоянный в уксусе, хорош при рожистых воспалениях и подагре, как снотворное и любовный напиток. Нужно нарезать его на маленькие кусочки, затем нанизать на нитку и подвесить над дымом» (Hist. Plant. IX, p.10).
Мандрагора была известна всем народам Древнего Востока, там ее использовали как любовный талисман, афродизиак, наркотик, опьяняющее средство и лекарство. Хорошо известен один фрагмент из Ветхого Завета, в котором соответствующие свойства яблока любви — плода мандрагоры — благословлены Богом: «Рувим пошел во время жатвы пшеницы, и нашел мандрагоровые яблоки в поле, и принес их Лии, матери своей. И Рахиль сказала Лии, сестре своей: дай мне мандрагоров сына твоего. Но Лия сказала ей: неужели мало тебе — завладеть мужем моим, что ты домогаешься и мандрагоров сына моего? Рахиль сказала: так пусть же он ляжет с тобою эту ночь, за мандрагоры сына твоего. Иаков пришел с поля вечером, и Лия вышла ему навстречу и сказала: войди ко мне сегодня, ибо я купила тебя за мандрагоры сына моего. И лег он с нею в эту ночь. И услышал Бог Лию, и она зачала и родила Иакову пятого сына» (Быт. 30: 14—17).
Сила мандрагоры была мифологизирована еще в античности. И с тех пор как ее корень стал применяться не только в медицине, но и для усиления чувств и возбуждения страсти даже в тех, кто не хотел этого, он стал важнейшим из всех волшебных корней. Его форма, слегка напоминавшая человечка, также способствовала этой роли. Растение было окружено завесой тайны. Считалось, что в человеческой форме обитает душа, и крик боли «человечка» может убить ризотома, искателя корней, когда он вытягивает корень из земли. Были разработаны ритуалы по выкапыванию корней, и возникло множество историй о невиданных вещах, случавшихся в связи с обретением корня. Эта традиция была продолжена и в Средние века.
Знаменитый маг Агриппа Неттесгеймский собирал древние знания о мандрагоре для своих «Магических трудов»: «Дивно и невероятно то, что серьезный и достойный историк Йозефус в своем рассказе об Иерусалиме говорит о корне Баараса [мандрагоры]... что он огненно-красного цвета и дает свет в ночи, но его очень сложно раздобыть, ибо он избегает рук и глаз любого, кто ищет его, и он постоянно меняет место.... он немедленно встречает смертью того, кто его вытягивает, если только тот не защищен амулетом из такого же корня. По этой причине те, кто добывает его, не обладая подобным амулетом, выкапывают землю вокруг него по кругу, привязывают к нему собаку и сразу же удаляются. В попытках освободиться собака вытягивает корень и немедленно умирает вместо своего хозяина. Только тогда корень можно брать в руки без опаски».
Позже появилась легенда о «виселичном человечке». Эта история предположительно была основана на старой германской традиции. Согласно Тациту, германцы обращались к женщине, которая могла видеть прошлое и будущее, как альрунен или альраунен. Руна означает «тайна», а альруна — «тот, кто ведает тайной». А также «тот, кто ведает рунами». Руны были магическими символами, которые придумал Один/Вотан, бог экстаза, знания, опьянения и поэзии, в то время, когда он девять дней висел на Мировом древе. Таким образом, руны были тайной висящего человека. В то же время повешение было распространенным видом казни. Всем известно, что повешенный мужчина испытывает «последнюю раз-рядку». Считалось, что это семя, вытолкнутое отнюдь не любовной деятельностью, появляется благодаря действию магических сил. Считалось, что, падая на мать-Землю, это семя оплодотворяет ее. Затем из нее вырастает корень с особыми свойствами.
Этот корень — самый могущественный из всех афродизиаков и амулетов. Пробуждение корня посредством ритуала вызывает виселичного человечка. В результате христианизации Европы этот человечек, как и сама мандрагора, из легенды были отнесены к царству Сатаны. С тех пор маленький человечек тревожил души как один из языческих демонов. Однако с «дьявольской природой» мандрагоры возникли некоторые проблемы, поскольку в Библии «мандрагоровы яблоки» были освящены Богом как плоды любви. Чтобы разрешить эту дилемму, корень без долгих рассуждений был отождествлен с Богородицей и оснащен христианским венцом, а свойства вина из мандрагоры были перетолкованы, как у Фомы Цистерцианца: «Мандрагора — это растение, которое действует так, что заснувшего глубоким сном человека можно резать, и он не почувствует боли. Потому мандрагора символизирует погружение в созерцание. Мандрагоровые грезы позволяют человеку погрузиться в сон такой восхитительной сладости, что он не чувствует тех ран, что наносят ему его земные враги, и не заботится более о земных вещах. Так что его душа в это время закрыла все свои чувства от всего внешнего — она покоится в благотворном внутреннем». Если мандрагора должна возжигать любовь, то, по крайней мере, это может быть спасительная любовь Бога.
Несмотря на эти теологические трудности, мандрагора продолжала играть значительную роль как афродизиак и волшебный корень в народной традиции. В начале Нового времени она становится ведьмовским растением и одним из важнейших компонентов ведьмовских мазей, известных также как любовные или летучие мази.
Когда обычного воришку, который принялся воровать, потому что родился в семье воров или его мать сама воровала, когда была им беременна, и который находил большое удовольствие в этом занятии, и который, по сути, просто бедный малый, так вот, когда его наконец повесят и он спустит воду на землю, — на том самом месте вырастает мандрагора, или виселичный человечек. И добывать его — чрезвычайно опасно, ведь когда его вытягивают из земли, он так ужасно стонет, завывает и вопит, что всякий, кто это слышит, тотчас умирает. Поэтому, отправляясь за человечком, нужно заткнуть свои уши ватой, воском или смолой, взять совершенно черную собаку, пойти в ночь на пятницу, трижды перекрестить мандрагору и вскопать землю вокруг нее. Затем нужно привязать корешок крепкой веревкой к хвосту собаки, помахать куском хлеба перед ее носом и бежать что есть сил. Собака бросится вслед, выдернет корень из земли и умрет на месте. Тогда уже можно и вернуться, взять корень, вымыть его дочиста в красном вине, завернуть его в красный и белый шелковые платки, уложить его в маленький ящичек, купать каждую пятницу и дарить ему маленькую белую рубашечку на каждое новолуние. И вот тогда мандрагора начнет отвечать на разные вопросы, открывать будущее том, как сохранить свое благополучие и добиться успеха.
Братья Гримм. Немецкие предания, «Сказка о виселичном человечке» До нас дошло совсем немного описаний экспериментов с ведьмовскими мазями, но имеющиеся документы указывают на то, что эта мазь обладала опьяняющим эффектом с чувственными обертонами. Помимо мандрагоры, в ведьмовские мази входили опиум, гашиш, бетель, шпанская мушка, болиголов, иногда белладонна, дурман и белена. Возможно, истории о ведьмовских мазях, опыте полета и сатанинских ор-гиях, сильно искаженные христианством, можно интерпретировать корректней — как пережитки языческих и эротических культов плодородия. Или ведьмы, которых преследовали и сжигали в начале Нового времени, могли быть последними германскими альрунами, последними женщинами, ведавшими «тайнами»?
В Румынии культ мандрагоры существует и поныне. Однако здесь утрачены традиция виселичного человечка и ритуалы с использованием собак для добывания корня. Мандрагора зовется «травой жизни и смерти» и ценится, главным образом, как эротическое растение и любовное средство: «Она влияет на любовь, брак и плодородие. Она обладает волшебными свойствами увеличивать имущество человека. Она — источник любви (плодородия) и процветания».
В Румынии корень мандрагоры можно выкапывать, лишь соблюдая определенные обычаи и запреты: человеку необходимо быть целомудренным, чистоплотным и совершать свое дело втайне, когда больше никто не знает о нем, корень необходимо добывать вдали от деревни и в уединении. Любимое время для сбора урожая мандрагоры наступает в полнолуние между Пасхой и Вознесением. Если при сборе мандрагоры не принесены благодарности и жертвенные дары — «плата за мандрагору», — то растение не будет иметь силы. К растению обращаются, как к Богоматери, Царице, Доброй Матери: «Достопочтенная Царица Мандрагора, я чту тебя хлебом и солью и кланяюсь тебе. Дай мне твои одежды, излечи меня, очисти меня, освободи меня от всякого колдовства. Сделай так, чтобы я стала чиста и светилась, как серебро, как Богоматерь, что внесла меня в мир». В ямку, из которой был извлечен корень растения, кладутся дары: соль, хлеб, сахар, вино, освященные в церкви яйца, печенье, голубцы, монеты. Если мандрагору собирают не в соответствии с этими правилами, ее магические свойства обернутся против человека, который вырвал ее из земли.
Этноботанические представления, схожие с верой европейцев в силу мандрагоры, можно встретить по всему миру, особенно в связи с растениями, корни которых порой принимают человеческие формы. Некоторые аспекты этих верований были даже перенесены на другие европейские растения. Цыгане, например, ценят корень каренгро (ятрышник, Orchis mascula) как афродизиак и любовный амулет. Корни каренгро собирают способом, во многом напоминающим ритуалы сбора мандрагоры: «После того как корень покажется из земли наполовину, подкопанный новым ножом, которым ни разу еще не пользовались, к растению привязывается веревкой черный пес. Затем перед собакой держат кусок мяса; когда она прыгнет за мясом, она вырывает растение из земли. После этого корень обстругивают, обертывают куском оленьей кожи и несут в левой руке. Цыгане считают, что это способствует зачатию».
В Северной Далмации схожим с использованием мандрагоры образом применяли корень цимитрка (видимо, обычный чистотел, Chelidonium majus). Самые поразительные этнологические параллели с мандрагорой связаны с корнем азиатского женьшеня.
ХИМИЯ МАНДРАГОРЫ
Все части растения содержат 3-4% алкалоидов: (Ь)-скополамин, (D, Ь)-скополамин, атропин, L-гиосциамин, гиосцин, кускогидрин (белларадин), норгиосциамин (соландрин), мандрагорин, 3-тигло-илокситропан, 3,6-дитиглоилокситропан и белладонин. А также неалкалоидные соединения: ситостерол, метилэскулетин, рамнозу, глюкозу, фруктозу, сахарозу. Самая высокая концентрация алкалоидов — в корне и плодах. Алкалоиды имеют выраженное психоделическое и антихолинергическое действие. Эффект мандрагоры как афродизиака, без сомнения, связан с алкалоидами.