Неразлучные в жизни и смертиИстория Петра и Февронии не один век существовала в преданиях Муромской земли, где они жили и где сохранялись их мощи. Записал повествование о святых, ставших образцом христианского брачного союза, священник Ермолай Еразм, талантливый литератор эпохи Ивана Грозного.В середине ХХ века историю муромских супругов пересказал писатель Алексей Ремизов, мастер обработки старинных преданий, который создал повествование «О Петре и Февронии Муромских», наполненное яркими образами и духом народных сказаний.Деревенская целительницаПетр был вторым сыном муромского князя Юрия. Княжил в городе в описываемые времена (конец XII века) его старший брат Павел. Однажды в семье Павла случилась беда - по наущению дьявола к его жене повадился летать огненный змей. Несчастная женщина, уступив демонской силе, во всем призналась мужу.
Князь велел супруге выведать у злодея тайну его смерти. Выяснилось, что погибель тому «суждена от Петрова плеча и Агрикова меча» (Агрик - богатырь из древнерусского эпоса).
Петр тотчас решился убить насильника. При молитве в храме открылось, где хранится Агриков меч - его нашли в алтарной стене. Выследив змея, Петр сразил демона. Но перед смертью адская тварь обрызгала победителя ядовитой кровью. Тело героя покрылось струпьями и язвами.
Ничто не могло его излечить. Но Господь послал Петру вещий сон: исцелить его может дева Феврония, дочь бортника, добывавшего дикий мед.
Февронию, крестьянку деревни Ласковой в Рязанской земле, слушались птицы и дикие звери. Она знала свойства трав и камней, умела лечить недуги, была красива, добра и благочестива.
Петра, который сам ходить уже не мог, привезли к дому целительницы. Он послал сказать девушке о любой награде, если сможет ему помочь.
«Я хочу его вылечить, - ответила Феврония, - но вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то и лечить мне не подобает». Деревенская целительница прозрела будущее: только с нею Петр будет здоров телом и душой.
Жениться Петр пообещал, но слукавил: гордость княжеского рода мешала согласиться на подобный брак. Феврония зачерпнула хлебной закваски, дунула на нее и велела молодцу вымыться в бане, смазав все струпья, кроме одного.
Она назначила такое лечение не случайно. Как Христос, исцеляя прокаженных, слепых и паралитиков, через телесные недуги врачевал душу, так и Феврония, зная, что болезни Бог посылает во испытание и за грехи, назначила лечение для плоти, подразумевая духовный смысл.
Баня, по Священному Писанию, - образ крещения и очищения грехов. Закваске же сам Христос уподобил Царствие Небесное, которое наследуют души, очищенные баней крещения.
Однако Феврония, прозрев ложь и гордыню Петра, велела ему оставить несмазанным один струп - свидетельство греха. Вскоре от этого струпа болезнь возобновилась. Князю пришлось вернуться к Февронии. Теперь он сдержал слово и взял дочь бортника в жены. «И прибыли они в вотчину свою, город Муром, и начали жить благочестиво».
ИзгнаниеПосле смерти брата Петр стал править в Муроме. Бояре ничего против не имели, но их жен оскорбляло, что княгиня - простолюдинка. Собравшись, знатные мужья известили князя, что согласны подчиняться ему, но вот боярыни не хотят кланяться бывшей крестьянке. Петр, выслушав их мнение, улыбнулся: «Скажите об этом Февронии, послушаем, что она думает».
Обрадованные, бояре предложили Февронии оставить мужа и покинуть город. «Что же вы дадите мне взять с собой?» - спросила она. «Да что угодно! - поклялись бояре. - Все, что хочешь, любые богатства!» «Хорошо. Но я хочу забрать только одно - своего мужа!» - ответила Феврония.
Бояре были ошеломлены. Но боясь нарушить свою клятву, решили: пусть князь сам сделает выбор. Каждый подумал, что Петр может уйти вместе с женой, и тогда при благоприятном стечении княжить сможет любой из них. Узнав о решении Февронии, Петр сказал слова из Библии: «Что Бог сочетал, того человек не разлучает», - и стал собираться в дорогу вместе с любимой женщиной. С несколькими приближенными изгнанные супруги поплыли по Оке, куда Бог направит.
Некий придворный, плывший со своей семьей, похотливо засмотрелся на красивую княгиню. Она с укоризной сказала: «Почерпни воду с одной и другой стороны лодки. Одинакова вода или одна слаще другой?» - «Одинакова», - отвечал тот. «Так и естество женское одинаково, - молвила Феврония. - Почему же ты о чужой жене помышляешь?» Обличенный смутился и покаялся в душе.
Вечером они причалили к берегу и стали устраиваться на ночлег. «Что теперь с нами будет?» - с грустью размышлял Петр, а Феврония ласково утешала его: «Не скорби, милостивый Бог не оставит нас в беде!» В это время повар принялся готовить ужин и, чтобы повесить котлы, срубил две маленькие березки. Когда окончилась трапеза, княгиня благословила обрубки словами: «Да будут они утром большими деревьями».
Так и случилось: наутро на этом месте два деревца весело шелестели листвой. Этим чудом она хотела укрепить дух супруга. Ведь коли «для дерева есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова оживет» (Книга Иова, 14:7), то человек, надеющийся на Господа, будет иметь благословение и в этой жизни, и в будущей.
Не успели они собраться в путь, приехали послы из Мурома, умоляя Петра вернуться. Бояре поссорились из-за власти, началась междоусобица, было перебито много народа. В довершение всего в городе случился большой пожар. Бояре не выдержали и отправились на поиски Петра.
И умерли в один день...Князь и княгиня возвратились в Муром-град и правили долго и счастливо. Когда подошло время старости, они умолили Бога, чтобы им умереть в один день. И завещали, чтобы обоих положили в одну гробницу, велев сделать из одного камня два гроба, имеющие меж собой тонкую перегородку. В одно время приняли супруги монашество, князь - с именем Давида, Феврония - с именем Ефросинии.
Однажды Петр почувствовал, что умирает, и отправил послушника в соседний монастырь к жене. В это время Феврония вышивала золотом покрывало чаши для причастия. «Пусть подождет, мне надо закончить», - просила передать Феврония. Через некоторое время опять прибежал послушник с сообщением, что ее супруг умирает. И опять просила Феврония подождать. Когда в третий раз посыльный сказал, что князь отходит, Феврония сделала последний стежок, воткнула иголку в шитье, обмотав иголку золотой нитью, и умерла. Это случилось 8 июля 1228 года.
После их кончины князя Петра решили похоронить в городе, у соборной Богородичной церкви, а Февронию - в загородном женском монастыре. Сочли, что, раз они стали иноками, нельзя их хоронить вместе. Тело Петра положили в один гроб и поставили до утра в городской Богородичной церкви. Тело Февронии положили в другой, поставив его в загородной Крестовоздвиженской церкви. Общий же гроб, который они повелели высечь себе из одного камня, остался пустым в том же городском соборном храме Пречистой Богородицы.
Но на другой день утром люди увидели, что отдельные гробы, в которые были положены Петр и Феврония, пусты, а их тела находятся в общем гробу. Пару снова попытались разлучить, переложив останки в отдельные гробы. Но утром муж и жена опять оказались в одном гробу. После этого приближенные и церковники уже не смели трогать тела и погребли их возле соборной церкви, как супруги желали того сами - в одном гробе.
Через триста с лишним лет Петр и Феврония были причислены к лику святых. А в 1552 году Иван Грозный, во время похода на Казань, отслужил в Муроме молебен Петру и Февронии, пообещав в случае победы над татарами воздвигнуть над их мощами каменный собор. Свое обещание царь исполнил: вскоре над могилой святых вознесся красивый храм, а из Москвы прислали в него икону святых Петра и Февронии, «писанную на золоте».
После революции гробницу святых передали Муромскому музею, но сейчас она возвращена церкви и перенесена в Муромский Свято-Троицкий женский монастырь.
В Москве икона и частица мощей святых Петра и Февронии находятся в храме Вознесения Господня («Малое Вознесение») на Большой Никитской улице.
Праздник любви и семьиИдея учредить 8 июля национальный День любви в честь Петра и Февронии возникла у жителей Мурома. Инициативу поддержала Русская православная церковь и правительство. В 2008 году праздник получил официальный статус.
Священнослужители отмечают, что «февроньки», как быстро прозвали отечественный праздник семьи, любви и верности журналисты, нельзя сравнивать с католическим Днем святого Валентина. Они считают, что День святых Петра и Февронии имеет более глубокое значение. «14 февраля празднуется как День влюбленных, а ведь влюбленность не всегда заканчивается любовью, а уж тем более семьей и верностью», - отметил тогда патриарх Кирилл.
За прошедшие годы День семьи, любви и верности обрел собственные приметы. Особую популярность 8 июля завоевало как дата вступления в брак. Также в этот день проводятся чествования супружеских пар, празднующих золотые и бриллиантовые свадьбы, проходят торжественные регистрации новорожденных.
В Москве в Кузьминках изюминкой праздника стала установка бронзовой Скамьи примирения - оригинальная наклонная конструкция не позволит поссорившейся паре усидеть, не прижавшись друг к другу. Авторы задумали, чтобы скамья стала одним из заветных мест для влюбленных.
Валерий САФРОНОВ