Максимум Online сегодня: 1306 человек.
Максимум Online за все время: 4395 человек.
(рекорд посещаемости был 29 12 2022, 01:22:53)


Всего на сайте: 24816 статей в более чем 1761 темах,
а также 371280 участников.


Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

 

Сегодня: 22 12 2024, 18:29:54

Мы АКТИВИСТЫ И ПОСЕТИТЕЛИ ЦЕНТРА "АДОНАИ", кому помогли решить свои проблемы и кто теперь готов помочь другим, открываем этот сайт, чтобы все желающие, кто знает работу Центра "Адонаи" и его лидера Константина Адонаи, кто может отдать свой ГОЛОС В ПОДДЕРЖКУ Центра, могли здесь рассказать о том, что знают; пообщаться со всеми, кого интересуют вопросы эзотерики, духовных практик, биоэнергетики и, непосредственно "АДОНАИ" или иных центров, салонов или специалистов, практикующим по данным направлениям.

Страниц: 1 2 | Вниз

Опубликовано : 19 11 2008, 01:45:53 ( ссылка на этот ответ )

Особая сила камней


Остров Минорка в Средиземном море известен странными каменными сооружениями в форме букв Т или П. На каталонском языке их называют «таулы» (плиты). Уже не одно столетие ученые разных стран не могут объяснить их происхождение. В наши дни на Минорку устремляются толпы больных и несчастных людей и, прикоснувшись к камням, получают исцеление или находят выход из трудного положения.

Каждое сооружение 15 футов высотой образовано прямоугольными каменными плитами, которые лежат друг на друге. Их скопление напоминает английский Стоунхендж, возраст которого пять тысяч лет. Ряд специалистов утверждает, что у этих загадок одинаковое происхождение.

- Некоторые археологи полагают, что ни Стоунхендж, ни это чудо на Минорке не могли быть созданы только человеческими руками, - говорит археолог, профессор Монтгомери Мэвиш. - Камни слишком точно пригнаны. И в обоих случаях материалы, из которых построены эти сооружения, были недоступны в те времена, когда их создавали. Вполне вероятно, что они сделаны или космическими пришельцами, или рукой Бога.   

 

 

Ответ #1: 30 04 2009, 11:35:27 ( ссылка на этот ответ )

У восточных славян широко известно почитание священных КАМНЕЙ, особенно характерное для Белоруссии и Русского Севера. Почитаемые камни часто находятся рядом с остатками языческих святилищ. Например, у городища - святилища Кулишевка сохранился Камень - следовик, с двумя овальными углублениями, которые местные жители называют “божьи ноги”.

Священными Камнями, как правило, были необработанные валуны, часто больших размеров и причудливой формы. Расположенные на берегу озера, реки или у источника, среди деревьев, священные Камни составляли единый обрядовый комплекс со своим природным окружением. Люди приходили к ним со всей округи, молились, купались в местном водоеме, вешали ленточки, полотенца или предметы одежды на деревья, пили воду из углублений КАМНЕЙ и обливались ею для исцеления от болезней.

В Дмитровском районе Московской области до недавнего времени пользовался почитанием большой Камень - валун, который лежит в болотистой местности, в нескольких шагах от реки Кимерши. К нему приносили тяжелобольных детей, обливали Камень водой из ручья, потом собирали ее в особую посудинку и обмывали ребенка. После этого на него надевали новое белье, а старое развешивали на окружающих деревьях. Считалось, что если ребенку суждено жить, то он сразу после омовения пойдет на поправку, а если суждено умереть, то быстро зачахнет. Согласно легенде, Камень этот сам приплыл по реке Кимерше в день Ивана Купалы и выбрал место, где ему лежать. Один из священных Камней Ярославского Поволжья, называемый местными жителями синей или каменной бабой, находился в Берендеевом болоте. Еще в начале XX в. к нему приносили ягоды и хлеб, чтобы не заблудиться, бабы клали перед Камнем ягоды и, выворотив наизнанку платье, уходили от него пятясь.

У русских переселенцев в Малороссии было отмечено почитание “каменных баб” — статуй, оставленных древним населением Причерноморья. В середине 19 в. в Екатеринославской губернии во время засухи или эпидемии шли к каменной бабе, клали ей ломоть хлеба на плечо, рассыпали у ног зерна и, кланяясь в ноги, говорили: “Помилуй нас, бабо, бабусенько, бабусю; будем кланяться еще ниже, только помоги нам и сохрани нас от беды!” Рассказывали, что когда бабу пытались стащить с кургана, то она сама “приподнялась, пошла вверх и стала крепче прежнего на своем месте”.

В Житии преподобного Иринарха (17 в.) рассказывается, что в Переяславле был в овраге Камень, в который вселился демон. Преподобный велел его “вринути в яму”, однако, этот валун ледникового происхождения, прозванный местными жителями “Синим камнем”, существует и поныне.

Особую группу Камней составляют  следовики — валуны с углублениями, напоминающими отпечаток ступни. Некоторые из этих “следов” имеют естественное происхождение, иные представляют собой древние наскальные изображения. Часто они отличаются большими размерами, что как бы свидетельствует о том, что их оставили великаны, герои, святые и т.д. Отпечатки следов на Камне приписывали Христу, Богородице или святым (Александру Невскому, Зосиме, Кириллу Белозерскому, Александру Ошевенскому и др.), иногда и нечистой силе (урочище “Бесовы следки” у г. Беломорска). Связанные с Камнями легенды объясняли их появление в данной местности, особенности формы, нанесенные на них знаки. Например, близ Каргополя пользовался почитанием небольшой гранитный валун с углублением на вершине в виде отпечатка босой человеческой стопы. По преданию, св. Макарий Желтоводский присел отдохнуть на Камень, но местные крестьяне прогнали старца. У другого священного Камня на Каргополье на вершине была трещина серповидной формы, в которой скапливалась дождевая влага. Легенда рассказывает, что Иисус Христос предложил местным жителям провести тут реку, а когда они отказались, наступил в гневе на камень и ударил по нему.

К числу христианских реликвий России относится Камень св. Антония Римлянина (12 в.), который хранится в соборе Рождества Богородицы новгородского Антониева монастыря. Согласно житию, составленному в конце 16 в., св. Антоний родился в Риме. Постригшись в монахи, он поселился на берегу моря и молился стоя на Камне. Однажды буря подхватила Камень и понесла святого “на камени яко бы на корабли легце”. Через два дня Камень пристал к берегу у Новгорода. Впоследствии Антоний основал на берегу Волхова монастырь. Около 1500 г. Камень, на котором якобы приплыл Антоний, был торжественно перенесен с берега. С конца 16 в. начинаются свидетельства об исцелениях, которые происходили у священного Камня.

В космогонических преданиях рассказывается о том, что в начале творения Сатана нырнул и достал Камень со дна моря: Господь разломил его надвое, одну половину оставил себе, а вторую отдал Сатане; после этого Бог ударил о камень и из искр, вылетевших из него, появились ангелы; когда Сатана проделал то же, из искр появились бесы. Отголоски древних космогонических мифов сохраняет и мотив птицы, сидящей в начале творения на Камне среди моря (заговоры, духовные стихи, колядки).

Архаический характер имеет и мотив происхождения человека от Камня, например в былине “Бой Ильи Муромца с сыном”: “Зародился я от сырой земли,/ Я от батюшка всё от камешка,/ От камешка да от горюцаго”. По белорусским поверьям, мужчина рождается на камешке, а женщина на черепке, поэтому если в земле под супружеской постелью лежит Камень, то супруга беременеет мальчиком, а если черепки битой посуды, то девочкой.

В фольклоре и мифологии Камень осмысляется как некая основа, центр мира или замок, скрепляющий небо и землю. При ударе о Камень из него источаются огонь или вода — основные стихии мироздания. В былинах и сказках герои превращаются в Камень или временно заключаются в него, что осмысляется ими впоследствии как временное погружение в сон. В сказках в каменном яйце может быть заключена Кощеева смерть, в каменной гробнице находит вечный покой былинный Святогор. В духовном стихе о Свитке Иерусалимском внутри Камня, упавшего с неба, обнаруживается послание к человечеству, написанное рукой Иисуса Христа.

В фольклоре с Камнем органически сопрягается тема рока: в былинах он становится “Камнем преткновения” для Василия Буслаева, предвещает на распутье будущее богатырю. Камень занимает центральное место в архаической картине мира, воссоздаваемой в русских и белорусских заговорах. Известны в заговорах образы каменной стены до неба, каменной тучи, каменной бабы и др. Разнообразно используются Камни в народной медицине и охранительной магии.

Иванов В.В., Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей. М., 1974;
Макаров Н.А. Камень Антония Римлянина // Новгородский исторический сборник. Л., 1984. Вып. 2(12);
ДемиденкоЕ.Л. Значение и функции общефольклорного образа камня // Русский фольклор. Л., 1987. Вып. 24;
Макаров Н.А., Чернецов А.В. К изучению культовых камней // Советская археология. 1988. № 3;
Дубов И.В. Культовый “Синий камень” из Клещина // Язычество восточных славян. Л., 1990.

* Каменные бабы.jpg

(215.28 Кб, 800x600 - просмотрено 2862 раз.)

* Синь-камень.jpg

(129.06 Кб, 600x400 - просмотрено 2893 раз.)

 

 

Ответ #2: 11 08 2010, 17:28:07 ( ссылка на этот ответ )

Тайна самодвижущихся камней

На нашей планете существуют артефакты, которые не вписываются в традиционное понимание вселенной. Одним из таких феноменов являются самопроизвольно, вопреки всяким законам физики, катящиеся камни. Ученые до сих пор бьются над загадкой, под действием каких сил происходит их движение, ведь для того, чтобы хотя бы сдвинуть один из таких валунов с места, требуется усилие бульдозера…

Загадка Долины смерти

В США, в трехстах километрах от знаменитого Голливуда находится заповедная территория под названием Долина смерти, которая поражает туристов сильнее, чем любой из фантастических­ кинобоевиков. Данная песчаная низина, окруженная со всех сторон горами, когда-то была дном ныне высохшего озера. Теперь это безжизненная и ровная, как стол, поверхность, на которой находятся рассыпанные повсюду булыжники и более увесистые каменные глыбы. Чем же примечательна эта, на первый взгляд, унылая и более чем заурядная котловина? Туристов и других исследователей аномального сюда притягивает один-единственный феномен, который трудно найти где-либо еще на Земле, а именно — самопроизвольно передвигающиеся камни. Именно здесь отмечено, что находящиеся там массивные обломки скал и мелкие валуны периодически движутся, оставляя за собой в песке и иле пересохшего дна озера заметные борозды. Ветер засыпает эти ложбинки, но все равно они видны, по крайней мере, на протяжении десяти метров от камня. Эти камни двигаются хаотично, не имея перед собой какой-либо цели или смысла за исключением того, что они «сознательно» огибают другие камни, которые в это время стоят на их пути, не сталкиваясь с ними. При этом сразу возникает вопрос: какая сила заставляет эти булыжники и даже скалы перемещаться? Было выдвинуто несколько гипотез. Поскольку подвох и фальсификация были исключены почти сразу, то одним из первых было предположение, что причиной самодвижения камней является скользкая основа — глина и ил бывшего дна озера, а также ветер, который здесь бывает довольно силен. Однако, прикинув, ученые пришли к выводу, что сила ветра все-таки недостаточна. Более того, даже несколько физически крепких мужчин не смогли сдвинуть с места кусок скалы, который до этого с легкостью скользил по поверхности высохшего озера. Были и другие догадки, например, землетрясения или влияние магнитных сил, но и они были отвергнуты после тщательной проверки. Настораживает и такой факт, что, собственно, самого момента передвижения никто и не видел. Люди наблюдали только его результат, поскольку в их присутствии эти камни были недвижимы, как и все остальные камни вне этой долины…

Когда гора «идет к Магомету»

Подобные явления наблюдались и в России, примером чему является история Синего камня (Синь-камня), природного валуна, занесенного последним оледенением в окрестности Переславля-Залесского. Свое название камень получил из-за природного серо-синего цвета. Существует древнее славянское предание, что внутри камня живет дух, выполняющий пожелания любого, кто сюда приходит. В начале XVII века церковь решила искоренить этот языческий обычай. С этой целью было велено выкопать глубокую яму, в которую с большим трудом вкатили неподъемный Синь-камень и зарыли. Однако через несколько лет доисторический валун чудесным образом выбрался на поверхность. Спустя столетие церковные власти решили использовать Синь-камень для подножия строящейся колокольни. Но, когда этот валун везли на санях по льду Плещеева озера, лед не выдержал груза, и камень утонул. Впоследствии местные рыбаки заметили, что камень меняет свое расположение, двигаясь к берегу, а еще через пятьдесят лет он «выполз» на берег, где и находится до сих пор... Подобные камни были обнаружены в Ростовской и Амурской областях, а также в других местах...

В Великобритании имеется так называемый Камень короля Артура, который также периодически «подползает» на берег моря, а потом уходит обратно.

Но самый удивительный камень, названный местными жителями «живым», обнаружен в Тибете, неподалеку от одного буддийского монастыря. Этот «камешек» при весе более тонны даже вползает на гору, высотой около трех тысяч метров, а потом спускается вниз. На все передвижение камня туда и обратно требуется пятьдесят лет.

Огромные самодвижущиеся валуны на Луне

Луна также имеет свои «живые» камни, которые отличаются от обнаруженных на Земле своими невероятно большими размерами. Впервые следы передвижения этих камней были обнаружены американскими беспилотными кораблями, направленными к Луне еще в 70-е годы. Было обнаружено более тридцати следов передвижения, в том числе начинающихся у подножия и отчетливо идущих вверх по склону. Сама же ширина образовавшихся дорожек поражала воображение — от десяти метров до двух с половиной километров… Ученые пока ничего не могут сказать про их происхождение. Вполне возможно, что оно имеет те же самые причины, что и у валунов на Земле, а их огромные размеры можно объяснить только малой силой тяжести.

Гипотеза французских ученых

Не так давно группа французских ученых решила всерьез проверить, действительно ли самодвижущиеся камни являются живыми. С этой целью они присоединили к одному из них электрокардиограф, и аппарат показал, что у валуна имеется слабое, но ритмическое пульсирование. Проведя не одну сотню опытов, исследователи установили, что эти камни кроме того периодически увеличивают, а потом уменьшают свой объем, связав это явление с «дыханием» камней, где для одного «вдоха» требуется несколько дней. Таким образом, ученые высказали предположение, что самодвижущиеся камни — живые существа с крайне медленным обменом веществ.

 

 

Ответ #3: 21 09 2010, 06:46:22 ( ссылка на этот ответ )

О чем молчат камни

Давным-давно, в незапамятные времена… Так начинаются многие сказки. А ведь на самом деле — давным-давно, в незапамятные времена, тысячи лет тому назад, жили люди. Наша планета сохранила очень много следов древнейших культур (Шумер, Египет, Китай), но все же какое-то особое место среди всех этих «посланий из незапамятных времен» занимают «письмена» на камнях, скалах, сводах пещер.

Заглянув в любую энциклопедию, мы легко находим место этим памятникам — неолит, палеолит, а читая о жизни человека той культуры, по большей части сталкиваемся с приставкой НЕ. Конечно же, это НЕ цивилизация, имеющая НЕ письменность (это всего-навсего художественный прием — называть наскальные рисунки летописью, книгой), НЕ искусство, НЕ города, НЕ государственность, даже еще НЕ религию. Одно слово — первобытный человек.

И все-таки именно эти кусочки чьей-то очень давней жизни волнуют нас, может быть, даже тревожат. Оставленные на камнях рисунки: незатейливые человечки, сложные, запутанные нагромождения фигур, искусные, порой изысканные изображения животных, а где-то — потрясающие своей монументальностью и масштабностью «полотна». Они продолжают оставаться загадкой. О чем хотели сказать те люди? Зачем? Почему это было важно для них? Что знали?

ГДЕ И ЧТО?

Северная весна. Карелия в мае еще под снегом. Мы недалеко от города Беломорска. Город стоит на берегу Белого моря, а мы в восьми километрах от него, море где-то там, на востоке, еще спит под толстой шапкой набухшего и рыхлого весеннего льда. Вместе с археологом Надеждой Валентиновной Лобановой пробираемся через фантастические нагромождения камней старого русла реки Выг. Еще лежит снег, но солнце такое яркое, что камни мгновенно прогреваются. На них хочется посидеть и даже полежать, глядя на небесную синь через зеленые ветки сосны… Камни черные. Нам объясняют, что это уникальные граниты. Пожалуй, мало где еще можно пройтись по камням, которым три миллиарда лет. Черные они из-за невидимого неопытному глазу лишайника, а отполированы и выглажены, конечно же, мощью этой старой реки, которая совсем недавно буйствовала здесь всей своей силой. (Реку усмирили в 60-х годах, изменили ее русло, построили ГЭС и водохранилище.) И если вы спросите, только ли река сотворила это чудо, — конечно нет. За столько лет одних ледников, которые прошлись по этим местам, было несколько… Уже через пару дней мы научились различать следы времен — это вода постаралась, там прошелся ледник, а здесь видны борозды, похожие на шрамы, они следы более поздних геологических катастроф.

…Вот они, первые петроглифы! Вначале разглядеть что-либо очень трудно. Надежда Валентиновна обрисовывает их контур обычным школьным мелком. Лодочки, больше похожие на трапеции с хвостиками, она говорит, что на носу лодок — стилизованные головы лосей. И человечки, как черточки. А чуть дальше мы видим уже три фигуры на лодке, у которых прорисованы не только головы и ручки, но видны динамичные позы, и даже ощущается солидная мускулатура.

Это все отдельные фигурки, небольшие сцены. А мы идем дальше, к заветной Залавруге. Именно так называют сейчас один из самых больших в Карелии комплексов петроглифов. (Еще один, под названием Бесовы Следки, увидеть никто не может, так как он буквально погребен под сводами бетонного саркофага и слоем опилок. Но есть еще одно известное место, оно находится в 300 километрах на юг, на восточном берегу Онежского озера.)

ИТАК, ПЕТРОГЛИФЫ. ЗАЛАВРУГА

Петроглифами называют изображения на скалах или на отдельных камнях, которые не нарисованы, а выдолблены. Петрос — «камень», глифе — «резьба». Глубина выдалбливания может быть разной — в основном от нескольких миллиметров до сантиметра. Иногда это контур, иногда выдолблена вся поверхность рисунка.

Петроглифов в этом районе очень много. Они разбросаны на пространстве в несколько километров. Но Залавруга — место уникальное во многих отношениях. Находится она на острове. Точнее, на бывшем острове. Когда-то русло Выга было столь причудливо, что на этой реке находились не просто острова, а, можно сказать, целый архипелаг. Это множество островов разделялось небольшими протоками. Своего рода водный лабиринт. Трудно предположить, какие еще памятники хранит эта древняя Венеция, но на самом большом острове — он называется Большой Малинин — и располагается знаменитый комплекс. Если вы представляете, что люди выбивали свои рисунки на вертикальных скалах, то это не так. В Карелии петроглифы как раз чаще расположены на горизонтальных или слега покатых скалах.

Огромные гладкие монолиты, кое-где поднимающиеся небольшими каменными террасками, сами по себе очаровывают…

Но, наверное, главная особенность Залавруги — сюжеты. Около двух тысяч фигур, многие из которых объединены в сцены. Их можно буквально читать. Кроме лосей, самые крупные из которых достигают почти трех метров, белух (это млекопитающее из семейства дельфинов, которое водится в Белом море), иногда рыб и птиц, большого количества лодок, о которых мы уже говорили, здесь, конечно, присутствует человек. Меняются его размеры, позы, степень анатомических подробностей, он держит разные предметы в руках — гарпун, лук со стрелами, иногда что-то нам непонятное. Но всегда это — движение, действие, так и хочется сказать: вот охота, а вот кого-то догоняют, а здесь отправились куда-то на лыжах… Как раз эта возможность прочтения и притягивает сюда множество туристов (и, естественно, это рождает множество толкований), но также и серьезных ученых. Наш проводник и ангел-хранитель Надежда Валентиновна проводит здесь, на Залавруге, каждый год целые месяцы; сюда приезжают ученые из ведущих университетов и научных институтов всего мира. И хотя в это трудно поверить, но именно ученые, которые так много изучают Залавругу, о самих сюжетах говорят с большой осторожностью. Но об этом чуть позже.

ЛЮДИ

…Потому что уже, наверное, не терпится понять, кто же все это создал. Тут все и просто, и непонятно одновременно. Конечно, о людях неолита сейчас известно довольно много. Конечно, любой специалист хотя бы приблизительно может обрисовать их образ жизни, виды жилища и так далее. Но в то же время сама датировка постоянно уточняется и отодвигается. Как это принято говорить, петроглифы «стареют». Очень грубо мы можем сказать, что им пять-шесть тысяч лет. Еще одно «но» — непосредственно на Залавруге не найдены следы жилищ, захоронений того времени.

Ближайшие неолитические стоянки известны в одном-двух километрах от Залавруги. Под скалой с гравировками Бесовы Следки в слое ила высохшего русла реки тоже нашли много предметов эпохи неолита: обломки сосудов, каменные орудия труда.
Этнические названия этим народам не даются. И как их дашь, если известны лишь остатки материальной культуры? Даже захоронений нет. А значит, нет и представления об облике людей. Когда они пришли в эти места, откуда? И сколько сотен лет создавали свои каменные книги? Точных данных об этом нет. Но известен их образ жизни (по петроглифам и материалам многочисленных раскопанных в Карелии поселений), климат того времени, растительность. Это было, вероятно, самое теплое время в эпоху голоцена (середина — вторая половина так называемого Атлантического времени). У побережья Белого моря росли дубы, липы, буки, орешник. Людям не было надобности сооружать земляночные и полуземляночные утепленные жилища, которые были широко распространены в предыдущую и последующую эпохи.

КАК НАМ ПОНЯТЬ?

Еще совсем недавно, в прошлом и позапрошлом столетиях, когда фиксировались и исследовались первые наскальные шедевры, их объясняли довольно просто: первобытный человек был не ахти как умудрен — что видел, то и рисовал. Например, все складно получалось относительно пещерных изображений: холодными зимними вечерами, когда делать было нечего… Правда, здесь, на севере, или еще севернее, в Норвегии, где также находятся очень крупные скопления петроглифов, такое объяснение для открытых пространств не очень-то подходило, даже с учетом более мягкого климата. Но как-то на это не обращали внимания. Поэтому все было понятно — конечно же, сцены охоты. Отсюда эти стада мамонтов, лосей…

За последние несколько десятилетий в понимании жизни первобытного человека произошли колоссальные переосмысления. Уже как-то не хочется смотреть на то время свысока. Да, орудия были примитивнее, и способ выживания, и пресловутый уровень жизни. Но что точно было другим — логика жизни. Система ценностей, система мышления. Она иная по сравнению с нашей. Но знающие люди примитивной ее уже не называют. И в этой другой, не нашей, не двоичной логике, наверное, более иррациональной, трансцендентальной и образной, гораздо большую роль играло священное, символическое, мифологическое.

И в этом ключе человек видел мир вокруг себя и природу, в этом ключе строил свою жизнь, в этом ключе создавал и организовывал пространство.

СВЯЩЕННОЕ МЕСТО

Вот и появлялись особые пространства. Почитаемые. Особой чистоты.

Здесь люди не жили. Не строили своих домов, не разводили очагов, не нянчили детей, не ссорились. Скорее всего, и охотились где-то в других местах. В этом бытовом смысле остров Большой Малинин на реке Выг был необитаем. Но человек сюда приходил, и возвращался сюда вновь и вновь, и наносил все новые и новые рисунки на протяжении многих десятков и сотен лет. И, конечно же, это собрание картин на камне не играло роли хранилища изображений, или, по-нашему, музея.

Наверное, мы не узнаем, какие расстояния преодолевали те люди и из каких уголков приходили в эти места. (Сейчас, например, считается, что на Заяцком острове в Белом море тоже не жили, а туда приходилось плыть очень долго.) Мы не можем знать, какие обряды совершались в этом месте. И не можем реконструировать, как действовало это святилище: здесь не найдены следы костров, алтарей (а гранит сохранил бы такие следы на многие тысячелетия).

Но сама структура говорит о многом. Петроглифы Карелии начинались прямо от воды. Покрытое снегом зимой, а весной залитое талыми водами это место в определенные моменты года «появлялось», «рождалось вновь». И только в определенные моменты начинало «пускать» к себе. Этими фактами ни в коем случае нельзя пренебрегать: для древнего человека все, что было связано с рождением, появлением на свет, имело особый статус, уже являлось важным принципом и символом.

Итак, это место несло в себе какое-то знание, напоминание, возобновление представлений о чем-то. Наверное, пришло время и нам поразмышлять на эту тему.
КАК БУДЕМ РАЗМЫШЛЯТЬ?

В любой архаике, в любой системе того самого особого синкретического (недифференцированного) мировосприятия и мышления основные знания хранились в мифах. И время не пощадило их, не сохранило для нас. Но, по счастью, многочисленные исследования говорят о том, что именно мифолого-символические понятия являются удивительно устойчивыми, «нестираемыми», прорастают через времена хаоса и разрушений. И еще — есть универсальные составляющие, блоки, которые обязательно присутствуют в мифологической системе знаний. Например, картина мира, происхождение богов, людей, вещей, законы, ими управляющие.

Именно поэтому, проходя шаг за шагом по этим камням, рассматривая сложные переплетения фигур, начинаешь искать какие-то опорные, осевые символы и принципы. Это древнее повествование не может обойтись без основы — как устроен мир, вселенная, кем она населена…

И можно вернуться к вопросу об интерпретации, объяснении — о сложности и трепетности этого процесса. Мифов нет! Каких-либо других привязок — крайне мало. В нашем распоряжении только вечный язык символов. Поэтому, в отличие от смелых и решительных экскурсоводов, которые с легкостью показывают «камень шамана», «ложе любви», изображения белого и черного шаманов и даже предлагают что-то потереть, чтобы что-то сбылось, настоящий специалист всегда осторожен и деликатен. И чаще всего говорит: «Непонятно, неизвестно, возможно…» Им, ученым, десятилетиями изучающим каждый миллиметр этого древнего послания, хочется выразить особое почтение за кропотливость усилий и аккуратность в выводах и извиниться, что вступаем «на их территорию», делимся своими личными размышлениями и ассоциациями, — но ведь жанр журнальной статьи этим и интересен!
ЛОСИ

Сейчас весь комплекс беломорских петроглифов принято разделять на Старую и Новую Залавругу, просто потому что одну открыли раньше, в 1936 году, другую позже, в конце 60-х годов. Старая — это довольно большое пространство, единый гранитный монолит. Мы стоим на Старой Залавруге.

Лось, еще лось и вон там лось. А здесь — их целая цепочка, идут друг за другом. Есть совсем маленькие — сантиметров 50. Но здесь же и самые крупные. Их, самых крупных, три, и они размещаются как-то особо от других, как будто в другой плоскости.

Надо сказать, что лось и олень представляли единый (иногда говорят гибридный) символический образ, который был распространен не только на севере, но охватывал практически всю Сибирь и в определенное время спускался до уровня степей, где кочевали скифы, и переплетался с образом коня. Предположительно с этим связывают найденные в скифских курганах лосиные маски для коней.

Итак, что же это? Священное животное? Принято говорить — тотем. Но когда стоишь у камней, от которых ощущение, что они создавались для того, чтобы говорить, а они молчат, и даже представления о тотемном животном ничего не объясняют, — хочется выйти из каких-то своих рамок, которые мешают понимать!..

Конечно, что-то мы знаем из более поздних времен. Из мифов финно-угров, саамов, эвенков, якутов… Лось — это тот, кто кормил и на кого охотились. Это тот, кого использовали в хозяйстве. Но это и тот, кого больше всего почитали. И не просто почитали, а буквально все явления, которые происходили в природе, связывали с этим существом. Поэтому лось, он не просто лось, он многолик. Солнце ассоциировалось с лосем. И все, что происходило с солнцем: смена дня и ночи, сезонные убывания-прибывания дня, — тоже связывалось с лосем. В символике звездного неба присутствовал лось. Образ космического лося Хэнглэна у эвенков отождествлялся с Большой Медведицей. У финнов и якутов существовали три лося, для каждого мира свой. У многих народов севера мать-лосиха дала начало роду людскому. Он же выступал как особый дух, играющий важную роль в шаманских культах.

Глядя на идущих друг за другом лосей-оленей, клином сходящихся к одной точке, трудно удержаться от ассоциации с небесными конями, летящими…

МАЛЕНЬКОЕ ОТКРЫТИЕ

И вновь осматриваемся. Как мало человеческих фигурок около лосей! Люди изображены, их очень много. Но они сгруппированы где-то в одном месте, в стороне… И вот неожиданная мысль — а в стороне ли? Снова осматриваемся. И находим новый ракурс. Уже почти пять десятков лет на Старую Залавругу принято смотреть со стороны реки. А с этого места вся картина открывается по-новому, приобретает новый смысл. Вот он, мир людей. Протянулся хорошо выраженной широкой полосой. Даже сама форма гранитной основы помогает подчеркнуть его границы.

А выше… Да это же так похоже на знаменитый якутский миф о трех лосях! Они огромные. И их движение определенно направлено от земли вверх. А там, наверху, у самой-самой «кромки» гранитной плиты, где природой создана длинная трещина, как бы ограничивающая сверху всю эту монументальную картину, — там «летит» красивый клин небесных лосей. Мир земной и мир небесный.

И ведь это объясняет один странный факт, о котором говорят очень многие! Есть еще одна вереница — лодки. Много лодок, выстроившихся одна за другой. Эти лодки наименее реалистичные из всех, встречающихся на Залавруге. Человечки едва заметно обозначены штрихами. Но лодки большие. И изображены они как раз под огромными лосями. Не ниже с точки зрения композиции, а в буквальном смысле — на одном и том же месте. Последние научные работы Н. В. Лобановой показывают, что лодки нанесены раньше, чем появились лоси. Она шутит: «Что, негде было лосей нарисовать? Вон вокруг сколько свободного места. Нет, в точности здесь надо было». И это «в точности здесь надо было» заставляет еще раз вглядеться в выбитые на камнях сюжеты.

Это — самый центр картины. Но если допустить, что на Старой Залавруге изображены разные уровни, мы увидим мир высший и мир средний, и даже мир низший, который не отмечен никакими рисунками, но четко угадывается в структуре ландшафта — в резком понижении каменной плиты. Фрагмент с лодками, вертикально поднимающимися от нашего, земного пласта, и с погоней гигантских (иногда говорят — космических) лосей находится посредине между «верхом» и средним уровнем. Соединяет? Показывает связь? Рассказывает о каком-то важном моменте? Переходе? Действительно, в мифологиях многих культур (Египет, Древняя Греция, Шумер, Скандинавия) именно лодка, ладья является тем транспортным средством, которое помогает душе перебраться в другой мир. Не пугайтесь смелости аналогий: речь не идет о сравнении произведений искусства, даже памятников культуры — мы говорим о смысле. Египетские тексты пирамид и тексты саркофагов (да, от них остались тексты!) отображались в многочисленных росписях знаменитой Долины Царей. Но в шаманских традициях многих культур, как пишет, например, Мирча Элиаде, также было значимо представление об иерархии разных уровней-миров и о переходе, путешествии по ним души шамана во время обрядов, о переходе души после смерти в иные пространства. О таком назначении лодки еще в 30-е годы писал В. И. Равдоникас. Эта тема давно не отпускает историков. Строятся теории, гипотезы, ведутся споры.

…Перед нами лежит Залавруга. Безмолвное повествование. Напоминание. Оно было так необходимо тогда, тысячи лет тому назад. Оно еще молчит сейчас.

КОСМИЧЕСКАЯ ПОГОНЯ

А теперь — о человечках.

Самый знаменитый, знаковый сюжет Залавруги — сцена лыжной охоты на лосей. Именно о ней Екатерина Георгиевна Дэвлет упоминает в своей книге «Мифы в камне».

Так реалистично выглядит лыжня, оставленная лыжником, даже следы от палок видны, даже можно увидеть подробности ландшафта — вот он спускался с горки, а здесь след другой, ему, наверное, пришлось подниматься по склону… А вот и он сам, с луком в руках. Целится… Что может быть понятнее и очевиднее! И, тем не менее, как раз сейчас хочется сказать: «Осторожно!» Давайте не будем так прямолинейно трактовать древние символические изображения!

Дело в том, что у очень многих народов, не только нашего Севера, Сибири, Алтая, но даже у китайцев и североамериканских индейцев, есть мифы о небесном стрелке и мифы о космической охоте. И лыжня тогда уже не след обычного охотника, а след совсем иной. Это один из символов звездного неба — Млечный путь.

Кто убегает в этом мифе, кто догоняет — вариантов очень много. Но всегда один из персонажей мифа несет в себе характеристики солнца, света. Другой — его хочет догнать. Роли порою меняются на прямо противоположные. Где-то мы увидим лося, несущего солнце на рогах, а где-то уже сам лось догоняет солнце и проглатывает его. А еще в охоте может участвовать медведь (он тоже не медведь-животное, а медведь космический). Или, как здесь, на Залавруге, человек-стрелок. Но он уже не просто человек, поэтому и называют его небесным стрелком. И рассказ идет, как мы уже понимаем, не о банальной охоте в соседнем зимнем лесу.

Сюжет-миф, сюжет-символ рассказывает о событиях гораздо большего масштаба. Об опасности для солнца, опасности для источника жизни и света. Что это — катастрофа? Опять-таки, вряд ли это нужно понимать буквально. Но если вдуматься, углубиться в многомерность смыслов (а язык символов до бесконечности емкий), то прочтешь эту «повесть» не единым образом, а многими. Увидишь и то, как каждый вечер солнце исчезает с неба; увидишь ту самую борьбу, когда наступает темная северная зима; увидишь и возможные мгновения будущего, хотя очень далекого: солнце уязвимо, его тоже подстерегают опасности, оно тоже может умереть (о чем, собственно, так детально сейчас знают астрономы: звезды рождаются, взрослеют, умирают); увидишь еще очень многие принципы жизни, циклы времени…

Но каменная повесть еще не закончилась. Мы же обещали рассказать о человеке.

СПАСАТЕЛИ?

И снова лодки. Мы перемещаемся от стрелка-лыжника совсем немного вправо. И попадаем в морскую стихию, что по логике мифа вполне естественно. А куда же еще может попасть солнце? Или в подземное пространство, или в пучину морскую. И здесь уже в качестве основного персонажа выступает знаменитая беломорская белуха. Именно как белуху интерпретируют ученые эту нечетко оформленную «рыбку», которая изображается во многих сценах морской охоты на Залавруге. Не счесть сказок и мифов о том, как морское чудовище или рыба-кит проглатывает солнце.

Идет охота. Изобразительные подробности просто поражают. В деталях видны «рыбаки». Даже их головные уборы, не говоря уже о позах, движениях. Гарпун брошен, он в полете, видно, как он попадает в цель, хотя еще не до конца развернулась веревка…

А еще мы видим, что в охоте участвуют целых шесть лодок…

Это опасно и трудно…
Но важно…
Необходимо…
Порядок должен быть восстановлен!
Возобновлен.

А если вернуться к нашим человечкам, которые отважны, как оловянные солдатики, и, как крохотные муравьи, заняты своим делом, и вновь подняться к большому — к жизненным явлениям, к общим законам… Вновь вспомнить о месте человека в чередовании эпох, в огромном жизненном круговороте, в котором времена хаоса, катастроф и разрушений постоянно приходят на смену временам расцвета, созидания и возрождения, и вновь сменяются временами хаоса… Что же наши человечки?

Каков он, человек?

Крутится в своих усилиях? Решается на отчаянные шаги?..

Сейчас, в XXI веке, он уже знает много законов и формул, но по-прежнему, как тот, далекий человек, живший тысячи лет тому назад, не всегда до конца знает, что кто-то на него рассчитывает… А именно на человека во все времена с надеждой смотрели боги, находили способы и передавали ему эту надежду,

и знания,
и еще очень многое,
о чем пока молчат камни…

http://www.manwb.ru

* Древнии камни Карелии.jpg

(17.39 Кб, 280x210 - просмотрено 5122 раз.)

* Фигурки трех лыжников.jpg

(13.02 Кб, 280x210 - просмотрено 4838 раз.)

* Старая Залавруга.jpg

(10.93 Кб, 280x210 - просмотрено 5013 раз.)

 

 

Ответ #4: 17 03 2012, 13:42:17 ( ссылка на этот ответ )

Магия камней-следовиков из Карелии

Карелия, расположенная на северо-западе России, по праву можно считать полноценным мегалитическим районом, так как на этих территориях в далеком прошлом культ камней не только обладал специфическими чертами, но всегда был важнейшей частью культурного ландшафта.

Еще со II века нашей эры сохранились слова древнеримского философа-энциклопедиста Цельса, который писал о существование исконного древнего учения, применяемого древнейшими народами и государствами – египтянами, ассирийцами, гиперборейцами, кельтскими друидами и гетами. До нас дошло очень немного из того «исконного учения», и по сей день большой загадкой являются реликты – металлические сооружения, которые некогда выполняли астрономические, религиозные и магические функции, и бывшие, по результатам современных исследований, инструментом для работы с совершенно реальными могучими «скрытыми силами Природы».

Самое большое распространение получил определенный тип камней для поклонения, содержащих изображения, который в России называют «следовики». Они бывают очень разными и по размерам, и по связи с этнографическими свидетельствами. Также различен и характер изображений на них, которые варьируются в широком диапазоне от четко проработанных изображений, имеющих явно искусственное происхождение, до нечетких и маловыразительных, образовавшихся естественным образом.

Однако есть у них одна общая черта, народное восприятие наделила данные изображения «Божьими», «Чертовыми», «Бесовыми» или различных святых следами. Причем даже в тех случаях, когда изображение на камне лишь слегка похоже на них.

Камни-следовики чрезвычайно разнообразны. Есть огромные и «нормальные» размеры изображений следов на них. Отличаются они и природой, помимо человеческих, существуют медвежьи, птичьи и так далее. Различным может быть и количество и техника изображений на одном камне. Также сильно варьируется предположительный возраст «следов». Если учесть, что хватает свидетельств о древнем происхождении традиции высекать «следы» на камне, то вероятней всего она зародилась в неолитическую эпоху. Во всяком случае, именно эту датировку исследователи находят наиболее вероятной, проследив известную связь камней-следовиков и археологических памятников эпохи бронзы и неолита.

В Карелии есть множество официально «зарегистрированных» камней-следовиков, однако самый известный «артефакт» находится на скалах Белого моря, где высечены знаменитые петроглифы. К примеру, скалы, расположенные в устье реки Выг, содержат более трех сотен различных взаимосвязанных изображений, которые ученые датируют концом III – началом II тысячелетия до нашей эры. Еще их называют «Бесовы Следки». Большой частью тема этих рисунков, это охота. Изображения содержат тюленей, лосей, медведей, различных рыб. На этом фоне выделяется одна цепочка следов, которая приводит к изображению большой человекоподобной фигуры, которая вероятней всего была символом божества.

Рисунок изображает человека, который стоит на одной ноге, подняв левую руку и закрыв левый глаз. Эта достаточно специфическая поза так и не получила серьезного осмысления, несмотря на то, что она является достаточно известной в европейском шаманизме. У кельтских народов она называлась «позой Луга», а также «позой Кухулина».

А символическая одноногость человека (мага, шамана), скорее всего, связана с архаически культом богов Смерти и магии. Можно взять Одноглазого Одина из скандинавской традиции, одноногую Бабу-Ягу из славянской и т.д. В древности считали, что маг, принявший «позу Луга», присутствует сразу в двух мирах, этом и в ином. Соответственно, открытый глаз показывает явленный мир, а закрытый – мир духов.

На изображении, скорее всего, и изображен маг или шаман, принявший сакральную позу. Есть поверье, что этот образ может открыть своего рода «дорогу» в сакральные тайны Белого моря, которые рассказывают, об оставшемся в прошлом, еще гиперборейском прошлом теперешнего российского Северо-запада. На скалах выбита цепочка следов, в которую вложен глубокий магический смысл. У нее есть своя конкретная роль, которая не понятна для ученых, но прекрасно осознается «местным людом»: сейдами, дольменами. Камни-следовики, каменные лабиринты – это магические входы в царство таинственных и древних сил.

На протяжении столетий среди местного народа ходили пересказы преданий, которые содержали истории происхождения камней или их знаков, обрядовая практика, различные молебны. Часто культовые камни считались обладающими чудодейственными и целебными свойствами.

В древние времена, когда Землю населяли великие чародеи и маги, люди не только могли разговаривать со зверями и растениями, но и менять структуру самого камня, используя магию. Они могли сделать его мягким, как сырая глина. Это легенда, которая до сих пор рассказывается в Карелии, позволяя местному населению сохранять в памяти легендарные страницы из прошлого. Естественно, что к современной науке, это не относиться, но, по словам стариков, «имеет отношение к жизни».

Есть множество свидетельств о целебных свойствах этих камней. Местные жители говорят, что жидкость, которая скапливается в их углублениях, помогла множеству людей, избавив их от различных заболеваний кожи. До сих пор много жителей деревень в Карелии свято верят, что загадочные камни обладают волшебной силой.

Однако когда появилась традиция почитать эти камни, и есть ли в этом связь с каким-нибудь религиозным культом или традицией. Научные статьи часто содержат мнение о том, что камни-следовики имеют связь с культом предков, почитанием умерших. Зародилось почитание камней под влиянием особенностей религиозного мировоззрения. Выбоина в камне становилась «следом» божества, которому люди начинали поклоняться. Также прослеживается связь этих следов с различной деятельностью христианских святых.

Есть множество камней с выбитыми на них следами в форме различных непонятных знаков, которые приводят в изумление краеведов и историков. Никто не может точно сказать, какое у камней было назначение, так как письменных источников на эту тему не сохранилось.

Своеобразным открытием для ученых стала история одной из жительниц деревеньки около Водлозера, которая случайно нашла на берегу большой камень с изображением, содержащим зеркальный крест. А если мысленно поднять его, то он показывает на возвышенность, где когда-то находилась, построенная предками православная церковь.

Крест в длину – 70 см, а в ширину – 40 см. Изображение на нем четкое, и просматривается по всей его длине. Сложно сказать естественный это рисунок, или крест был высечен на камне, а близкое расположение к месту, где раньше находилась церковь, делает его очень таинственным знаком.

Ученые из института геологии карельского филиала Академии наук считают, что следы на камнях имеют естественное происхождение. С этим можно полностью согласиться, если бы люди не утверждали о целебных свойствах воды, а также, если бы не было других загадочных вопросов, на которые пока ответить невозможно. Камни-следовики упорно оберегают свои тайны.

 

 

Страниц: 1 2 | ВверхПечать