Константин Адонаи - информационный портал

Форум За Адонаи => Энциклопедия святилищ и мест силы => Тема начата: Elisa G. от 07 03 2012, 01:01:39



Название: Места силы Крыма
Отправлено: Elisa G. от 07 03 2012, 01:01:39
Эски-Кермен

История возникновения, жизни и гибели «пещерных городов» очень слабо изучена, так как историческая наука не располагает никакими письменными источниками и только археологические раскопки проливают свет на те давно минувшие времена. В этом отношении Эски-Кермену повезло больше других. Благодаря десятилетним, с 1928 по 1937 гг., археологическим раскопкам его история раскрыта довольно полно.

Столовая гора, на платообразной вершине которой расположен Эски-Кермен, вытянута с юга на север. Протяженность плато — 1.040 м., наибольшая ширина — 170 м., высота над уровнем моря — около 400 м.

Постройки Эски-Кермена относятся к двум периодам: VI–VIII вв., когда функционировали оборонительные сооружения города, и IX–XIII вв., когда Эски-Кермен после захвата его хазарами представлял собой большое, почти незащищенное поселение.

Эски-Керменская крепость имела четыре входа. Главный вход был с южной стороны через главные ворота города, к ним вела извилистая дорога, вырубленная в скале. Три пешеходные тропы вели в город с востока и севера.

Отличительной чертой крупных «пещерных город» является их относительно большая площадь (10–5 га) и характерная планировка: городским кварталам отводилась только часть территории, приблизительно 2/3, около главных ворот города. Вторая часть была лишена построек и отделялась от первой стеной необоронительного характера. В период нашествия кочевых племен в таких городах находило убежище не только население города, но и жители прилегающих селений. В мирное время это внутреннее пространство могло служить рыночной площадью, пастбищем и местом стоянок торговых караванов.

Эски-Кермен представлял собой первоклассную крепость своего времени. Она полностью отвечала тем требованиям, которые предъявлялись к военным сооружениям подобного типа. В Эски-Кермене сочетаются исключительный рельеф местности с укреплениями, созданными руками человека. Вертикальные обрывы скал исключали возможность применения нападающими стенобитных орудий. Крутые скалы гор делали невозможным нападение при помощи передвижных башен. Господствующая высота, на которой находилась крепость, позволяла даже из обычного лука простреливать все подступы к ней. Кроме того, защитники имели в своем распоряжении более мощное вооружение того времени, например камнеметы, которые устанавливались на площадках выступов скал. Снаряды для них в виде круглых ядер найдены при археологических раскопках.

И все же основным оружием у защитников крепости были лук, стрелы, праща и крупные округлые камни. Основой обороны крепости были ее боевые стены, наземные башни и характерные только для Эски-Кермена «пещерные казематы». Крепость могла выдержать длительную оборону, так как на ее территории была решена очень важная проблема водоснабжения, благодаря сооружению осадного колодца и цистерн для сбора воды. Кроме того, обитатели Эски-Кермена на случай длительной осады могли заготовить тысячи центнеров зерна. Для его хранения на многих участках обороны были выдолблены в скалах зерновые ямы, сохранившиеся до наших дней.

Все это вместе взятое позволяет говорить об Эски-Кермене как о мощной оборонительной крепости VI–VII вв., которая была способна противостоять даже сильному противнику, располагавшему всей мощью военной техники того времени.

Но Эски-Кермен был не только военной крепостью. Одновременно он был крупным центром ремесла и торговли. Основу же экономики города составляло сельское хозяйство. В плодородных долинах занимались виноградарством, огородничеством, садоводством. Об этом свидетельствуют обнаруженные археологами давильни для винограда, а также следы террасировки участков под виноградники и одичавшие кусты винограда в окрестностях Эски-Кермена.

Большой пещерный храм у главных ворот Эски-КерменаМощная оборонительная система, развита по тому времени экономика, выгодное местоположение — все это сделало Эски-Кермен важным политическим и административным центром юго-западного Крыма. И эта роль его сохранялась до конца VIII в., когда произошло событие, резко изменившее судьбу города.
Таким событием было восстание местного населения в горном Крыму против господства хазар. Восстание произошло в 787 г. на большой территории. Возглавил его епископ Иоанн Готский. Захары подавили восстание и подчинили себе весь юго-западный Крым. Не нуждаясь в крепостях, они разрушили оборонительные сооружения Эски-Кермена. Но жизнь в Эски-Кермене не прекратилась. Город продолжал существовать еще на протяжении 500 лет уже как открытый населенный пункт. Оборонительные пещеры были приспособлены для хозяйственных нужд: как кладовые, стойла для скота, а также под церкви, часовни, усыпальницы.

Окончательно Эски-Кермен был разрушен в 1288 г. ордами эмира Ногая. Было уничтожено почти все его население. После этого город уже не возродился. Время превратило его в груды камней, покрытые землей, заросшие травой и кустарником. Имя города было забыто. Когда здесь побывал Мартин Броневский, он нашел уже одни развалины, которые, по его словам, «так древни, что ни турки, ни татары, ни сами греки не знают названия их». И как нельзя лучше подходит этому городу имя Эски-Кермен, что в переводе с тюркского означает «Старая Крепость».

О былом величии города напоминают руины базилики, осадный колодец, остатки жилых кварталов, многочисленные пещерные сооружения, их в Эски-Кермене сохранилось около 400.

Большой интерес представляет собой храм Трех всадников. Он вырублен в крупном обломке скалы у подножия Эски-Кермена. Храм имеет два входа. Между входами вдоль стен — высокие скамьи. Освещался храм двумя небольшими окнами.

Справа от юго-восточного входа находится небольшой придел с нишей над маленькой, возможно детской могилой. У северной стены — вторая могила. Эти могилы, видимо, были объектом поклонения. Это подтверждают некоторые детали в устройстве храма: углубления для подсвечников, ниша с крестом над детской могилой. На северной стене, у большой могилы, — единственная фреска, давшая название храму. На ней изображены три всадника в развевающихся плащах, с копьями в руках. Имена изображенных не написаны. Средний всадник, поражающий копьем змея, — Георгий Победоносец, боковые держат копья остриями вверх. На крупе коня правого всадника сидит мальчик, державшийся за луку седла.

Общий тон фрески приглушенно синий. Нимбы всадников яркие, золотисто-охряные. Снизу под ногами коней — зеленое поле. Под фреской — греческая надпись черной краской: «Иссечены и написаны святые мученики Христовы для спасения души и отпущения грехов».

Фреска рассматривается исследователями как памятник в честь сражения, видимо, настолько серьезного, что некоторые его участники были приравнены к святому Георгию — общему покровителю всех защитников Отечества. Всадники справа и слева от него могли быть образами местных героев, считавшихся святыми и погребенными здесь. Возможно, воины-герои прославились в сражении, а затем были причислены к лику святых, и в их честь построили храм Трех всадников. Храм датируется XII — началом XIIIв., когда над Крымом нависла угроза нашествия татар и в связи с этим усилилась религиозная пропаганда идеи защиты Отечества. Тогда же и была нанесена роспись.

Юго-западнее храма Трех всадников, на южной окраине Эски-Кермена находились главные ворота города. Но, прежде чем подойти к ним, нужно было преодолеть сложную систему их защиты.

По склону горы к главным воротам города подходила дорога. Ею на протяжении нескольких веков пользовались жители этого города. О ее древности свидетельствуют сохранившиеся до наших дней глубокие колеи, выбитые в монолите скалы транспортом того времени: средняя выбита копытами лошадей, две боковые — колесами. Ворота являлись наиболее уязвимым местом в крепости, поэтому древние строители всегда уделяли большое внимание этому объекту. Создавалась мощная, хорошо продуманная оборонительная система не только непосредственно у ворот, но и на подступах к ним, преодолеть которую представляло большие трудности для врага.

У главного входа в Эски-КерменПрежде чем подвести к воротам, дорога делает несколько поворотов. Сначала она подходит к подножию западного пещерного каземата. Из амбразур этого каземата на головы противник сбрасывалась лавина камней.

От этого каземата дорога делает резко поворот и подходит к вырубке в скале, затем, сделав еще два крутых поворота, она подходит к самому краю обрыва, поднимается вверх на небольшую площадку и только потом сворачивает к воротам.

Главные ворота находились в начале коридорообразной вырубки в кале. На месте установки ворот сохраняются следы их древнего устройства. Ворота были двустворчатыми, открывались внутрь. Их запирали изнутри деревянными брусьями, концы которых заводились в стены прохода. Нижний входил в восточную стену (квадратное гнездо), верхний — в западную. Брусья заводились в момент осады.

Проход в город за воротами вырублен в толще скалы и составляет начало главной улицы. В западной стене прохода находятся две пещеры. Южная могла служить помещением для привратника, через северную можно было подняться в надвратную башню.

О надвратных постройках судить трудно, так как от них почти ничего не осталось, но по сохранившимся вырубкам в скале, т. н. «постелям», и по уцелевшим к моменту раскопок камням можно составить представление о всем сооружении.

Любитель древностей путешественник П. Сумароков, посетив Эски-Кермен в начале прошлого века, писал: «При входе к нему просеченное в горе отверстие делает ворота, над ними виден складенный из камней свод…» Сейчас свода нет, но можно предположить, что он составлял единое целое с надвратной башней. На восток и запад от башни отходили основные крепостные стены, толщина которых составляла около 2 метров. Перед стенами, на верху скалистых мысков, выступающих по обеим сторонам въезда в город, были боевые площадки с парапетами, с которых обороняли подступы к главным воротам.

У главных ворот — большой пещерный храм с крещальней. Он был высечен в скале одновременно со строительством оборонительных сооружений в VI–VII вв. Храм имел два входа со стороны коридора главных ворот и окно между ними. Против входа — алтарь. По полукружию алтарной ниши идет ступенчатая скамья, т. н. синтрон, с епископским креслом посредине. Алтарь отделялся от храма основанием алтарной преграды. В средней ее части — порог «царских врат», а по бокам — пазы для установки частей деревянного иконостаса. Алтарная часть была расписана фресками, к сожалению, они не сохранились. Наверху в потолке было высечено кольцо для светильника. Рядом с алтарем — ниша, скорее всего для молитвенников. Справа от входа — скамья для прихожан. Слева от алтаря находилась купель или крещальня. Алтарь, купель и скамьи — это самая древняя часть храма, позднее храм был расширен в северную и восточную стороны.
На западной окраине плато находился пещерный каземат, прикрывавший подступы к главным воротам. От главных ворот по изгибу скалы к нему подходила крепостная стена. Размещался каземат в выступе скалы, нависающей над началом первого отрезка дороги. Устройство его следующее. В толще скалы вырублена большая пещера. Потолок ее поддерживает массивный опорный столб. С площадки соседней скалы в эту пещеру вела лесенка, с нижней площадки которой через расселину перебрасывались в древности деревянные мостики.

Пещера имела два боковых отделения. В стенах каземата шесть отверстий. Три большие окнообразные амбразуры, сейчас сильно разрушенные выветриванием, когда-то имели вид прямоугольных окон, расположенных на уровне пола. У некоторых из этих амбразур еще сохранились следы заплечников, свидетельствующие о том, что они закрывались дощатыми заслонами. Амбразуры эти широки и поставлены низко. Из них можно было стрелять из лука, став на колено. Но основное их назначение было другое: через них скатывали камни на неприятеля, пытавшегося проникнуть на плато.

Боковые вспомогательные помещения каземата представляли собой: правое — кладовую, в полу которой вдоль стен хранилось до полутора десятков углублений для установки пифосов с запасами продовольствия и воды: левое — небольшую казарму, где на скамьях, вырубленных в скале вдоль стен, могли отдыхать защитники крепости.

На верхней площадке соседнего мыска, с которого в пещерный каземат вела лесенка, в скале было высечено 10 зерновых ям. Для раннего Эски-Кермена это характерно. Возле каждого оборонительного узла располагались зерновые ямы. Запасы создавались заранее, видимо, окрестными жителями, так как они тоже принимали участие в обороне города. После гибели укреплений зерновые ямы были расширены и превращены в пещеры для хозяйственных нужд. Тогда же над казематом была построена наземная церковь, от нее сохранился престольный камень. В городе было несколько пещерных храмов. В некоторых из них сохранилась фресковая живопись.

Интересен в этом отношении храм Успения. Он имеет некоторые особенности в устройстве: необычное расположение и размеры алтарной части не прямо, а вправо от входа. Алтарь устроен в углу, он очень мал и тесен, имеет форму ниши-абсиды, миниатюрный престол в виде тумбы стоит впритык к стене. В престоле небольшое углубление для мощей. Перед нишей в стене и в полу вырублены пазы и гнезда для деревянного ограждения, возможно иконостаса.

При внимательном рассмотрении деталей устройства храма становится очевидным, что для храма приспособлено помещение, ранее предназначавшееся для иной цели. Вначале здесь была зерновая яма (в потолке просматривается перекрытое каменной плитой отверстие), затем цистерна для воды. Когда боевые стены утратили свое значение и были разобраны, цистерну расширили и сделали здесь винодельню. В западном углу был высечен тарапан для прессования винограда, сок которого стекал в емкости, установленные в большой прямоугольной вырубке. Затем здесь возникает храм. Тарапан небрежно стесали и замаскировали скамьей для прихожан. Выемку в полу засыпали, в правом углу вырубили алтарную нишу.

Датирующим моментом храма является его роспись. Сохранилась она частично. В алтарной нише — изображение Христа в пурпурном плаще, восседающего на золотисто-желтом троне, и двух фигур в рост: слева — дева Мария, справа — апостол. Роспись северо-восточной части храма (стена рядом с алтарем) почти не сохранилась. На потолке — сцена Крещения и Рождества.

На северо-западной стороне стены (напротив входа) сохранилась большая фреска Успения, давшая название храму в наши дни. Выполнена она по сырому известковому грунту. Композиционным центром является распростертая на ложе фигура Богоматери со сложенными на груди руками. Ее окружают плачущие фигуры. Ангел с мечом преследует нечестивого. Роспись датируется концом XII — началом XIII в. К этому же времени относится и возникновение храма.

Вдоль восточного обрыва плато расположен ряд оборонительных казематов, которые вместе с крепостной стеной составляли единое целое в системе обороны города.

Западнее казематов располагались жилые кварталы города. Как показали археологические раскопки, культурный пласт на Эски-Кермене укладывается в рамки VI–XIII вв. Жилые кварталы города были тесно застроены домами. Дома выходили в узкие переулки с неизбежными при скученной застройке тупиками.
Здесь раскопаны участки домов последнего периода существования города. Прослеживаются четыре отдельных двора, разделенные улицей, идущей параллельно обрыву, и узким пешеходным переулком. Дома были построены в XII–XII вв. на месте более древних. При этом прежняя планировка не соблюдалась.

Усадьбы невелики: площадью 150–200 кв. м. каждая. Дома были двухэтажными. Нижний этаж был каменным, верхний — деревянным. Небольшие помещения нижнего этажа использовались для хозяйственных и ремесленных нужд. Там были кладовые с вырубленными в скале прямоугольными подвалами для припасов. В подвалах стояли пифосы, для их установки на дне подвалов вырубали гнезда. Подвалы имели деревянное перекрытие. Помещения верхнего этажа были жилыми.

Дома строились из камня. Пологие крыши покрывались массивной черепицей. Верхний этаж имел нависающие балконы. Из-за недостатка места внутренние дворики были маленькие и тесные. К домам примыкал навес, имевший хозяйственное значение. Легкие навесы устанавливались над тарапанами. Находки археологов при раскопках проливают свет на повседневную жизнь горожан, из занятия. Самая частая находка — керамика, простая и поливная, местная и привозная. Найдено множество обломков черепицы. Из женских украшений чаще всего встречаются простейшие браслеты из стекла.

Все жилища погибли в огне пожара в конце XIII в. Во время раскопок под их развалинами были найдены обгоревшие человеческие скелеты, что свидетельствует о внезапном нападении: люди даже не успели выскочить из некоторых домов.

Посреди жилых кварталов, на самом высоком месте плато, находилась базилика. Это был один из основных типов христианских храмов. Есть предположения, что базилика Эски-Кермена была построена в VI в., вероятно, одновременно с возникновением города. Однако археологические раскопки последних лет позволяют датировать ее появление не ранее VIII в. Находится базилика в середине плато. В плане храм прямоугольный с тремя многогранными абсидами. В центральной абсиде — алтарь. Двумя рядами мраморных колон базилика делилась на три нефа. Пол центрального нефа был вымощен плитками красного шифера. Стены выложены из хорошо отесанного камня с бутовой заливкой. Перекрытие было деревянным, кровля — черепичной. Деревянное перекрытие сгорело и рухнуло внутрь здания. Стены обвалились позднее. Базилика было разрушена, вероятно, хазарами в конце VIII в. Посол польского короля Мартин Броневский писал: «О былом значении и о славе Эски-Кермена свидетельствует храм, украшенный мраморными и серпентиновыми колоннами, хотя он повержен на землю и разрушен».

Для всякой крепости важнейшим был вопрос снабжения водой ее защитников на случай длительной осады. На Эски-Кермене он был разрешен благодаря сооружению так называемого «осадного колодца». Колодец находился недалеко от жилых кварталов города, у самого края обрыва. С площадки скалы в него ведет люк входа. Шестью маршами уходит вниз крутая лестница из 84 ступеней, врубленная в толще скалы. Между маршами устроены площадки, на средней для освещения лестницы в сторону обрыва вырублено окно. Лестница заканчивается каптажной галереей длиною около 10 метров. Вода просачивается через потолок галереи. Возможно, здесь из естественно пещеры вытекал небольшой источник, воду которого строители крепости перехватили до входа ее из пещеры. Воды накапливалось вполне достаточно, чтобы защитники города могли выдержать длительную осаду.

Колодец сооружался, очевидно, одновременно с крепостью в VI в. Из колодца на поверхность вода извлекалась вручную. Колодец был уничтожен одновременно с крепостью, но им пользовались вплоть до конца XVIII в.

Плато Эски-Кермена имеет естественный доступ с севера, поэтому здесь был сооружен северный дозорный комплекс. В его функции входило не только наблюдение за подступами к крепости, но и защита северного входа в крепость.

Вход в дозорный комплекс начинался дверным проемом, вырубленным в скале. Дверь была одностворчатой, открывалась внутрь и запиралась брусом. За дверью — лестница, вырубленная в толще скалы двумя маршами, которая приводила на вершину небольшого изолированного плато. По ходу лестницы, справа, вырублены две небольшие пещеры. Первая пещера, очевидно, служила для отдыха защитников комплекс. Она имела дверь и освещалась окном. Чуть выше — вторая пещера — каземат с двумя отверстиям. Одно — амбразура в виде окна на уровне пола. Другое — небольшая бойница. Амбразура была предназначена для скатывания камней, она снабжена небольшим отверстием. Рядом — углубления для воды. Амбразура и бойница служили для обстрела подступов к плато. Однако этого было недостаточно, чтобы задержать наступление врага. По всей вероятности, основной удар при защите подступов к плато и северной калитке наносился со скалы сверху.

С площадки северного дозорного комплекса открывается величественный вид на весь район предгорья, подступы к городу и северные части огибающих его с востока и запада балок.

По краю мыска, выступающего к югу, сохранились довольно глубокие гнезда, вероятно, для крепления деревянного парапета, за которым находились защитники крепости. На северном конце площадки, над обрывом, имеется продолговатая прямоугольная вырубка, а симметрично ей, на противоположном краю отдельной скалы, отстоящей от площадки на несколько метров, — еще такая же. Несомненно, в древности здесь перекидывались деревянные мостики для сообщения с недоступной ныне северной оконечностью горы.

Отсюда хорошо виден северный участок плато Тапшан, на котором в X–XI вв. была возведена небольшая крепость — замок Кыз-Куле. С юга по склону горы к башне замка подходила дорога. Перед башней был вырублен неглубоки ров, через который переезжали по перекидному мостику. Археологическими раскопками около башни вскрыты остатки миниатюрной одноабсидной часовни XI–XIII вв., внутри которой вырублены усыпальницы.

Как и многие средневековые памятники Крыма, это укрепление имеет свои загадки. Его название переводится как «Девичья башня». Однако открывающийся с башни широкий обзор местности вызывает другое объяснение топонима Кыз-Куле — Кез-Куле, где «Кез» означает «глаз» — дозорная башня.

Эти древние, овеянные легендами руины, пещеры, живописные скалы напоминают нам о событиях, протекавших здесь много веков назад. От них веет древней историей, давно исчезнувшими народами, давно затихшими интересами, давно прошумевшей жизнью.
 
Источник: http://groupneman.ru


Название: Карадаг
Отправлено: Посвященный в тайны от 07 03 2012, 09:17:45
Карадаг

Кара-Даг – горная система близ города Коктебель, между Судаком и Феодосией.

Достопримечательность – аномальная зона - мыс Меганом (информация Черноброва).

Присутствуют магнитные аномалии – камень Магнитный.

Справка: Карадаг (Черная гора) - древнейший потухший вулкан, действовавший 120-160 млн. лет назад. С 1979 года - государственный заповедник. Занимает площадь 22 кв. км от Коктебеля до поселков Щебетовка и Курортное, образуя, а береговой части уютные бухты. Хребты и вершины имеют тюркские названия: Хоба-Тепе (Вершина с пещерами), Сюрю-Кая (Острая скала). Есть ущелье Гяур-Бах (Сад неверных), родник Гяур-Чешме (Источник неверных). Карадагская биологическая станция, основанная доктором медицины Терентием Ивановичем Вяземским (1857-1914), является филиалом Института биологии южных морей Национальной Академии Наук Украины. Край, исследуемый учеными, представляет собой уникальный природно-минералогический комплекс, благодаря удачному сочетанию суши и моря, гор и равнин, лесов, степей и полупустынь. Здесь обнаружено более тысячи видов растений, в том числе эндемичных, которых нигде больше нет. Отмечено более 1632 вида бабочек. 199 видов птиц, 107 видов рыб.

С 1979 года Кара-Даг объявлен государственным заповедником. Территория заповедника включает в себя все четыре хребта и часть моря, непосредственно прилегающую к склонам вулкана. Воды Кара-Дага содержат в себе почти всю флору и фауну Черного моря. Попасть сейчас на заповедную территорию значительно проще, чем в прошлые годы. Например, можно договориться с егерями.

Геология: Впервые Карадаг был "замечен" в конце XVIII столетия. О нем писали исследователи Крыма академик П.С.Паллас и К.И.Таблиц. В конце прошлого века здесь побывали геологи А.Е.Лагорио и Н.П.Прозоровский-Голицын. Они пришли к выводу, что Святая гора и окружающий ее Береговой хребет суть вулканический конус и стены кратеров (нечто напоминающее Везувий). Другие исследователи считают, что Святая и Береговой хребет, состоящие из разных горных пород, не могут быть частями одного вулкана.

В жилах Карадага есть многоцветные агаты, горный хрусталь, лимонный цитрин, светло-фиолетовый аметист, сердолик, халцедоны. Из других самоцветов можно назвать различно окрашенные яшмы, пестрый, в пятнышках, гелиотроп.

География: Вся горная группа Карадаг занимает небольшую площадь - около 20 квадратных километров. Вулканические же породы сосредоточены в двух местах - на Святой горе (Большой Карадаг) и на береговой возвышенности, протянувшейся от Коктебеля до биологической станции. Рельеф Берегового хребта неодинаков в разных местах. Принято условно делить его на четыре части: Кок-Кая, Магнитный хребет, Хоба-Тепе и Карагач.

Хоба-Тепе в переводе означает "гора с пещерами". Именно здесь, по мнению многих геологов, находится жерло (или одно из жерл) древнего Карадага. Из-за деформаций земной коры оно не стоит вертикально, как положено жерлу действующего вулкана, а наклонилось под углом 45". Здесь действительно много небольших пещер и гротов. А недалеко от хребта расположились причудливые фигуры выветривания.

Как пройти: Тропа на Карадаг поднимается прямо с пляжа. А из поселка надо идти по улице Победы, ведущей к морю. В самом конце ее поверните направо, вверх по грунтовой дороге. Она выведет вас на Тепсень, невысокое, круглое в плане плато ("тепсе" - блюдо, тюркск.). Именно здесь, на Тепсене, находилось когда-то большое средневековое городище, название которого неизвестно. Еще в начале нашего века тут видели остатки разрушенных построек. Сейчас часть городища перекрыта улицами Победы и Айвазовского. Возникло городище на рубеже VII-VIII веков.

Спустившись с Тепсеня, переходим через овраг, и вот уже слева встает обрывистый хребет Кок-Кая ("синяя скала"). Следующий хребет - Магнитный. Здесь нельзя полагаться на показания компаса: в нескольких местах встречаются магнитные аномалии. Самая сильная аномалия - в районе Магнитного камня, у северной оконечности Магнитного хребта.

На другом конце Магнитного хребта возвышается скала-башня со странным названием - Чертов палец. У Чертова пальца начинается дикое ущелье Гуяр-Бах ("сад неверных"), открывающееся в Сердоликовую бухту.

Далее Южный перевал, широкая зеленая седловина, откуда идет пологий подъем к массиву Хоба-Тепе. Следующее звено Берегового хребта - Карагач.

Несмотря на заповедную территорию, сюда организовывают поездки из Коктебеля маленькие частные катера и яхты. Стоит это удовольствие от 25 гривен за час и дороже. Кстати, почти час занимает только дорога в одну сторону. В бухтах Кара-Дага людей высаживают и через некоторое время забирают обратно. Правда, остаться там вы можете и несколько дней. Если вдруг начнется шторм, яхты не смогут за вами придти и вам придется в прямом смысле ждать погоды у моря. Еще вы можете пройти пешком из Коктебеля в Курортное через весь Кара-Даг. Организованные экскурсии на территории заповедника разрешены. Обычно в одну сторону вы идете пешком, а обратно вас везут на автобусе.



Название: Тепе-Кермен
Отправлено: Михаил Айзеншпис от 07 03 2012, 10:18:35
Тепе-Кермен

Тепе-Кермен (Крепость на вершине) расположен близ Бахчисарая на горе-останце конической формы, возвышающейся на 540 м над уровнем моря, а над окружающими долинами — до 250 м. Высота обрывов с юга и запада достигает 12 м.

Плато, на котором находится Тепе-Кермен, занимает площадь не более 1 га, тем не менее здесь насчитывается до трехсот искусственных пещер, расположенных в несколько ярусов. Встречаются комплексы пещер, состоящие из двух, трех и четырех помещения. Пещеры на западной стороне плато носили, в основном, оборонительный характер. Это были боевые казематы с амбразурами для стрельбы из лука и сбрасывания камней.

В северо-восточной части плато находятся остатки вырубленного в скале христианского храма. Это довольно большая церковь, по архитектурным особенностям необычная для средневековой Таврики. Она вытянута с юга на север, а не с запада на восток, как это было обычно принято. Ее длина более 11 м и ширина от 4 до 5 м. Алтарная преграда выдвинут вперед и занимает почти всю центральную часть помещения. Такие постройки известны на территории Малой Азии, входившей в состав Византийской империи. Они появлялись в период иконоборческого движения, что дает основание датировать этот храм VIII–IX вв. На территории Тепе-Кермена находилось еще несколько пещерных и наземных церквей. Остатки небольшой часовни с полукруглой алтарной абсидой расположены у южной оконечности городища. Московский археолог Д. Л. Талис, исследовавший ее в 1969 г., считал, что это часть какого-то монументального религиозного комплекса. Многочисленность культовых христианских сооружений Тепе-Кермена дает повод некоторым исследователям считать, его монастырем. Однако, скорее всего, это был феодальный замок, господствовавший над Качинской долиной.

На Тепе-Кермене сохранились следы довольно густой наземной застройки, пока еще слабо изученной. Как и в большинстве средневековых горных поселений Таврики, жилые постройки в небольших и довольно тесных усадьбах были двухэтажными, их окружали хозяйственные пристройки и навесы. Во время раскопок обнаружены фрагменты черепиц, пифосов, амфор, поливных тарелок, датируемых XII–XIV вв. При раскопках встречались и отдельные находки VI–VI вв., дающие основание полагать, что плато осваивалось человеком с V в.

До сих пор остается неясно, как решалась на Тепе-Кермене проблема водоснабжения. По предположению Д. Л. Талиса, жители могли запасать дождевую воду, собирая ее в специальные скальные вырубки.


Название: Успенский монастырь
Отправлено: Мелехов Антон от 07 03 2012, 11:59:45
Успенский монастырь

Один из наиболее известных и посещаемых — Успенский монастырь, возникший в конце VIII — начале IX в. близ Бахчисарая. Это было незащищенное прискальное поселение, где жилые и хозяйственные пещеры дополнялись наземными постройками, часовнями, усыпальницами и другими принадлежностями монастыря.

От монастыря сохранился дом настоятеля у дороги и руины небольшой часовни, пещеры хозяйственные и культового назначения, пещерные кельи, гостиный дом. Широкая лестница ведет от дороги к монастырскому кладбищу и в пещерную церковь с колоннами и остатками росписи.

В конце XV в. Успенский монастырь стал центром православия в Крыму. Он был резиденцией митрополита. Здесь иногда присутствовали на богослужении пленники-христиане, а случалось, и русские послы.

митрополита. Здесь иногда присутствовали на богослужении пленники-христиане, а случалось, и русские послы.

Чтобы привлечь местное население христиан на свою сторону, закрепить политическое влияние на него, русские цари поддерживали монастырь материально. Об этом говорят грамоты царя Федора Иоанновича (1595 г.) и Бориса Годунова (1599 г.).

В годы дипломатической борьбы России за Крым, чтобы ослабить экономику Крымского ханства, русское правительство добилось переселения христиан в Северное Приазовье. Духовенство Успенского монастыря сыграло главную роль в идеологической подготовке православного населения полуострова к переселению. Организация переселения была поручена А. В. Суворову. Благодаря его умелым действиям в 1778 г. 31 тысяча человек — основная масса земледельцев, скотоводов и ремесленников — переселилась на берег Азовского моря. Жители греческой деревушки Мариамполь, которая находилась напротив монастыря, основали город Мариуполь.

Вместе с прихожанами ушли и монахи. Монастырь опустел и частично разрушился. В середине XIX в. он был восстановлен, его стали называть Успенским скитом. Во время первой героической обороны Севастополя 1854–1855 гг. в кельях, гостином дворе размещался госпиталь. Умерших от ран хоронили на монастырском кладбище и напротив скита внизу, где до сих пор сохранились надгробья.

Успенский скит был закрыт в 1921 г. В настоящее время Успенский монастырь — это памятник истории и археологии.


Название: Качи-Кальон
Отправлено: Нинель от 07 03 2012, 12:50:06
Качи-Кальон

Пещерный монастырь Качи-Кальон находится у с. Предущельного Бахчисарайского района. Пещеры Качи-Кальона вырублены в обрыве известнякового массива, напоминающем своими очертаниями нос гигантского корабля, устремленного вниз по течению реки Качи. У подножия обрыва по крутому склону разбросаны отколовшиеся от массива глыбы известняка, некоторые из них величиной с двухэтажный дом. Во многих из них высечены пещеры, в которых размещались винодельни, кладовые, а иногода они использовались под жилье. Это остатки средневекового поселения, которое возникло, как полагают исследователи, в VI в. Вскоре при нем было возведено укрепленное убежище. Поселение и убежище находились на перекрестке торговых дорог, которые пролегали через гористые верховья Качи, соединяя юго-западную часть полуострова с Южным берегом Крыма через перевал Кибит-Богаз. О специализации хозяйства Качи-Кальона свидетельствуют многочисленные давильни для винограда в пещерах и на склоне плато. В настоящее время их известно свыше 120. В них можно было одновременно перерабатывать более 250 тонн винограда, выращенного на плодородной земле Качинской долины. Кроме пещер хозяйственного и культового назначений, в Качи-Кальоне были и жилые наземные постройки, сложенные из бутового камня. Часть из них была связана с монастырем, возникшим в VIII–IX вв. в период иконоборческого движения. В одном из больших гротов Качи-Кальона находился родник, который поил обитателей монастыря.

В 1778 г. в связи с переселением христиан из Крыма монастырь прекратил свое существование. В 1850 г. в Качи-Кальоне был создан скит святой Анастасии. Источник в гроте стал местом паломничества. Старая церковь была восстановлена, в ней возобновилось богослужение, а у дороги построена новая, тоже названная именем святой Анастасии. В 1921 г. монастырь был закрыт.



Название: Чуфут-Кале
Отправлено: Ливингстон от 07 03 2012, 16:49:55
Чуфут-Кале

Чуфут-Кале — один из хорошо сохранившихся и наиболее известных «пещерных городов». Он расположен близ Бахчисарая на плато горного отрога, господствующего над тремя глубокими долинами. Природа сама позаботилась о неприступности этого города, человек усилил естественную защиту крепостными сооружениями.

О времени возникновения городища у исследователей нет единого мнения. Одни считают, что это византийская крепость, основанная в VI в. По мнению других, укрепленное поселение возникло здесь в X–XI вв.

На раннем этапе существования города основное его население составляли аланы — самое могущественное из позднесарматских племен иранского происхождения. Они стали проникать в Крым со II в. н. э. Обосновавшись в горном Крыму, аланы приняли христианство. Занимались они земледелием, животноводством, ремеслом. Согласно точке зрения археолога Е. В. Веймарна, производившего в 50–60-е гг. раскопки некоторых участков городища, здесь была не только крепость, но прежде всего торгово-ремесленный центр. В письменных источниках он упоминается в XIII в. под названием Кырк-Ор (Сорок укреплений). Это название существовало до середины XVII в. В 1299 г. татарская орда эмира Ногая совершила очередной набег на Крымский полуостров. Среди прочих ограбленных городов значился и Кырк-Ор. Захватив город, татары разместили в нем свой гарнизон.

На рубеже XIV–XV вв. впереди восточной линии укреплений татары поселили караимов-ремеслеников, которые для защиты своей слободы построили вторую оборонительную стену. Так возникла новая часть города.

По достоинству оценив крепость, первый крымский хан Хаджи-Гирей в XV в. превратил старую часть города в свою укрепленную резиденцию. Она и позднее укрывала ханов во время междоусобиц, была надежным убежищем в период их борьбы с Золотой Ордой за самостоятельность. После разгрома Золотой Орды Крымское ханство заметно усилилось. Значение Кырк-Ора как крепости упало, крымский хан Менгли-Гирей переселился в новую столицу — Бахчисарай. Старый город оставался своеобразной цитаделью Бахчисарая и местом заточения знатных пленников.

В конце XV в. здесь был заточен литовский посол Лез, в середине XVII в. — польский гетман Потоцкий. В застенках Кырк-Ора томились и русские послы, и видные политические деятели — любимец Ивана Грозного Василий Грязной, русский посол Василий Айтемиров и князь Ромодановский, посланные в конце XVII в. в Крым для заключения мирного договора. Однако самые тяжелые испытания выпали на долю русского воеводы В. Б. Шереметева. Он провел в татарской неволе 21 год (с 1660 по 1681 годы).

В середине XVII в. татары покинули Кырк-Ор, остались жить там только караимы — потомки древних тюрко-язычных хазар, в состав государства которых (Хазарский каганат) в VII–X вв. входила и часть Крыма. В VIII в. в Хазарском каганате была принята иудейская религия. Татары считали караимов евреями, поэтому город стали называть Чуфут-Кале, что в переводе с тюркского языка означает «Иудейская крепость». После ухода татар караимы жили здесь еще более 200 лет. Приняв иудейскую религию, караимы были последователями древнееврейской ветхозаветной Библии (Пятикнижия Моисея), но при этом отрицали талмуд. Со временем слово «караим» стало этнонимом — названием народности.

После завоевания Крыма и включения его в состав России караимы объявили себя ее приверженцами. Царское правительство предоставило караимам некоторые привилегии. Они могли теперь жить на всей территории империи. С этого времени Чуфут-Кале стал пустеть. Жители покадили плато с его суровыми условиями жизни и переселялись в Бахчисарай, Евпаторию и другие города. К середине XIX в. город прекратил свое существование.

На Чуфут-Кале сохранились архитектурные памятники, отражающие различные этапы истории этого города. Самый древний из них — оборонительная стена, построенная в X–XI вв., возможно вместе с городом, и пересекающая плато с севера на юг. Конструкция оборонительной стены характерная для раннесредневековой фортификации. Стена как бы трехслойная, лицевая и тыльная ее стороны выложены из правильных, хорошо отесанных блоков, а внутри между панцирями заложен ломаный необработанный камень, скрепленный известковым раствором.

Для защиты от тарана, самого страшного врага древних укреплений до изобретения огнестрельного оружия, перед стеной в толще скалы был пробит ров глубиной до 2 метров. Особенно ответственное место любой крепости — ворота. В период осады они становились, как правило, главным объектом штурма, поэтому их защита продумывалась особенно тщательно. Ворота древней оборонительной стены (Орта-Капу) сохранили арочное перекрытие. Они были двустворчатыми, их дубовые полотнища запирали тяжелым засовом, который заводился в специальный паз, хорошо сохранившийся до наших дней.

Во время археологических раскопок 1958 г. были обнаружены остатки водопровода. Нитка водопровода, составленная из керамических гончарных труб, проходила через проем ворот. Это открытие осветило загадку водоснабжения города. Вода поступала в крепость из находившихся за пределами города источников. Эта вода использовалась для питься. Для хозяйственных целей жители города собирали и хранили в пифосах и цистернах атмосферную влагу.

Древняя оборонительная стена, достигшая пятиметровой толщины, служила главным защитным рубежом города до конца XIV в. Она потеряла свое значение, когда впереди возникла новая (караимская) часть города с другой крепостной стеной (восточной). Караимы построили стену в конце XIV — в начале XV в. для защиты новой части города. В XVI в. ее, вероятно, перестраивали. В стене большие ворота: сохранились полуразрушенные южная и две северные башни с ружейными бойницами, а также орудийная амбразура, ныне заложенная. Древняя стена стала средней и отделяла старый город от нового. В старой части города, не доходя средней оборонительной стены, можно осмотреть руины мечети, возведенной в первой половине XIV в.

Напротив мечети высится хорошо сохранившийся восьмигранный в плане мавзолей XV в. под шатровой черепичной крышей. На его портале искусно вырезана надпись на арабском языке, напоминающая издали причудливый орнамент. Внутри мавзолея установлена гробница дочери хана Тохтамыша Даныке-ханым, скончавшейся в 1437 г.

Кроме того, из наземных построек в старой части города сохранились два караимских молитвенных дома — кенасы, огороженные каменным забором. Кенаса напротив входа во дворик, украшенная аркадой из тесаных камней, предположительно датируется XIV в. Другая, справа, более скромная, появилась в конце XVIII в. Вероятно, она была построена караимами, переселившимися в это время с Мангупа.

Кенасы возвышаются над ущельем, в верховьях которого находится Иосафатова долина, где расположено караимское кладбище. Некогда на кладбище росли вековые дубы, рубить которые считалось великим грехом. Татары называли это кладбище Балта-Тиймез (топор не коснется). Кладбище довольно обширно, здесь сохранились старинные «однорогие» и «двурогие» надгробия из известняка, памятники из мрамора с эпитафиями на иврите, которым караимы пользовались, совершая религиозные обряды.

В новой части Чуфут-Кале интерес вызывает сохранившаяся усадьба XVII в. Она дает представление о конструкции жилых домов жителей города. Дома были обычно двухэтажными, с балкончиками и окнами, выходящими во двор. Верхний этаж предназначался для жилья, а нижний — для содержания скота и хранения хозяйственного инвентаря. Двускатные или односкатные крыши покрывались черепицей. Для отопления служили очаги и жаровни, утроенные в земляных полах, в некоторых домах были печи. Для хранения пищевых припасов под домами в скале врубались подвалы. Во дворе строили сарайчики, навесы для скота. Все эти сооружения огораживались высоким каменным забором с небольшими калитками. Такие застройки были типичны и для других поселений горного Крыма.

Сохранившаяся усадьба принадлежала известному караимскому ученому А. С. Фирковичу (1887–1874 гг.), знатоку древних рукописей и надгробных надписей средневековья. Он много путешествовал по Крыму, Кавказу, Египту, Палестине, Турции в поисках рукописей и сведений о своем народе.

Его уникальная коллекция рукописей хранится в Санкт-Петербурге, в Государственной публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина.



Название: Экспонаты Русской Трои на пике конфликтов
Отправлено: Дмитрий от 04 05 2014, 09:29:05
Экспонаты Русской Трои на пике конфликтов

30.04.2014

Руины Херсонеса Таврического — легендарного города, так называемой "Русской Трои", основанной древнегреческими колонистами на юго-западной оконечности Крыма, являются одной из главных достопримечательностей современного Севастополя. Сейчас там возобновила раскопки археологическая экспедиция Эрмитажа, прервавшая свою работу несколько лет назад.

Более чем за две с половиной тысяч лет, прошедшие с момента основания, в районе Херсонеса проживали самые разнообразные племена, начиная с воинственных тавров, украшавших крыши своих жилищ насаженными на пики головами врагов, до ахейцев, римлян и византийцев. В Средние века, когда Херсонес превратился в христианскую столицу полуострова, вокруг него возникло большое количество монастырей и скитов, а также знаменитые пещерные города. Особый интерес у исследователей вызывают сельские усадьбы, принадлежавшие гражданам Херсонеса. Сохранила эта древняя земля и следы безжалостных набегов кочевников, превративших город в развалины в конце XIV века…

Начиная с XIX столетия здесь регулярно проходят археологические экспедиции. Находок оказалось так много, что вскоре из них составилась обширная экспозиция. В 1892 году на территории древнего поселения возник археологический музей, на базе которого в 1978 году был создан Национальный заповедник "Херсонес Таврический".

Нынешняя экспедиция вызвала нездоровый интерес в западной прессе. Ее даже назвали актом "российской археологической агрессии". Между тем, руководитель Светлана Адаксина обратила внимание на то, что экспедиции из Петербурга в Крым снаряжаются исключительно в научных целях. Все обнаруженные при раскопках находки не пополняют фонды Эрмитажа, а остаются в крымских музеях. "Отреставрированные, зарисованные, профессионально описанные находки исправно пополняли фонды Керченского и Херсонесского заповедников, заповедника "София Киевская", музеев в Симферополе и Старом Крыму", — прокомментировала руководитель экспедиции.

Светлана Адаксина напомнила, что в советское время в Крыму работало более 60 археологических экспедиций. Но в 1990-е годы все изменилось. Финансирование сократилось, а Украина не могла обеспечивать археологические исследования в Крыму. Государственный Эрмитаж — одна из немногих российских организаций, которая не только сохранила все свои экспедиции в Крыму, но и организовала новые. Только в этом году туда планируется отправить семь археологических миссий.

Тем не менее, на Эрмитаж посыпались обвинения в том, что он якобы хочет получить в свое распоряжение драгоценные экспонаты с нашумевшей выставки "Крым: золото и секреты Черного моря", которая сейчас проводится в музее Алларда Пирсона при Амстердамском университете. Напомним, что вокруг "злата скифов" разразился скандал, вызванный тем, что на выставку экспонаты были отправлены еще до отсоединения Крыма. Согласно официальному заявлению, которое для журналистов сделало руководство Керченского археологического музея, выставка была собрана из коллекций шести музеев: четырех крымских и двух украинских. Среди них Бахчисарайский и Керченский музеи-заповедники, Национальный заповедник "Херсонес Таврический", а также Центральный музей Тавриды (Симферополь). Предметы из музейных фондов рассказывают о материальной культуре поздних скифов, сарматов, а также аланов и готов эпохи "Великого переселения народов". Они представлены в основном разнообразными украшениями, золотыми изделиями и уникальными историческими артефактами. Кольца и серьги, витые браслеты, ажурные диадемы в характерном "зверином стиле", искусно выполненные гривны, многочисленные нашивные бляшки в виде головы Медузы Горгоны или летящих коней — все это оценивается в сумму около 28 миллиардов долларов.

Теперь организаторы амстердамской выставки не знают, кому возвращать экспонаты — то ли крымским музеям, то ли Киеву… Дабы не встревать в конфликт, Амстердам предпочитает продлить выставку до конца лета, в надежде, что к осени ситуация разрешится сама собой…

Поддавшийся всеобщей экзальтации Исполнительный совет ЮНЕСКО большинством голосов принял резолюцию "Мониторинг со стороны ЮНЕСКО ситуации в Автономной Республике Крым". В резолюции, в частности, говорится о том, что обстановка в Крыму представляет угрозу расположенным там объектам культурного наследия. Исполнительный совет призвал гендиректора организации осуществлять постоянное отслеживание ситуации в Крыму. На что в Москве заявили, что любая деятельность ЮНЕСКО в Крыму может проводиться исключительно с согласия российских властей.

Пока кипят страсти вокруг крымского золота, "Херсонес Таврический" надеется получать больше заявок на проведение археологических экспедиций со стороны Российской Федерации. Кроме того, руководство заповедника возлагает большие надежды на бархатный сезон, полагая, что после шумихи вокруг амстердамской экспозиции в Крым нахлынут западные туристы, чтобы увидеть и другие сокровища Тавриды.

Елена Гимадиева



Название: Киевская хунта зовет на подмогу скифов
Отправлено: Shenon от 04 05 2014, 12:27:54
Киевская хунта зовет на подмогу скифов

Скифское золото из музеев Крыма стало заложником интриг киевской хунты. Еще до референдума из Крыма и Киева была отправлена в ЕC выставка, посвященная наследию скифов. Скоро выставка должна вернуться домой, однако киевские власти заявляют, что часть, принадлежащая крымским музеям, останется на Украине. А ведь это, заметим, нарушение музейных правил.

Экспозиция была собрана из артефактов четырех крымских музеев (Бахчисарайского, Керченского, Национального заповедника Херсонеса Таврического, Центрального музея Тавриды) и одного киевского — Музея исторических драгоценностей. Почти все 550 экспонатов принадлежат вышеназванным крымским музеям, из Киева доставили всего 20 предметов.

Выставка покинула Украину в 2013 году. Сначала под названием Die Krim: Goldene Insel im Schwarzen Meer. Griechen — Skythen — Goten ("Крым: золотой остров в Черном море. Греки-Скифы-Готы"). Эта выставка до 19 января нынешнего года демонстрировалась в Бонне, потом экспозицию перевезли в Нидерланды уже под названием De Krim — Goud en geheimen van de Zwarte Zee ("Крым: золото и секреты Черного моря"). Когда на Украине произошел государственный переворот, в результате которого был свергнут президент страны Виктор Янукович, экспозиция находилась в музее имени Алларда Пирсона (Allard Pierson Museum) при археологическом музее Амстердамского университета.

И.о. министра культуры Украины Евгений Нищук хочет вернуть на Украину все музейные ценности, которые в настоящее время находятся за границей. "28 марта послу Нидерландов была вручена нота МИД Украины, адресованная МИД Нидерландов, с просьбой гарантировать возвращение данных предметов", — передают СМИ слова директора департамента информационной политики МИД Украины Евгения Перебийниса. В связи с тем, что Нидерланды не признают законность воссоединения Крыма с Россией, которое состоялось уже после открытия выставки, появились опасения, что по окончании выставки экспонаты не вернутся в крымские музеи.

"Если мы лишимся этих экспонатов, то для нас это станет невероятной трагедией", — сказала в интервью Wall Street Journal Deutschland куратор Оксана Альпашкина, по распоряжению которой музеи предоставили свои ценности голландским партнерам. Несмотря на то, что вывезенные на выставку артефакты составляют всего лишь один процент от всей скифской коллекции, зато они относятся к самым ценным экспонатам, находящимся в музеях Крыма.

Глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров обратился к послу Нидерландов в РФ с просьбой вернуть в крымские музеи скифское золото, находящееся в настоящее время на выставке в археологическом музее в Амстердаме. На сайте главы и правительства республики написано, что "скифское золото стало предметом политических спекуляций, особенно в свете изменения политического статуса Крыма, его возвращения в состав России".

По его словам, Северная Осетия "не может оставаться безучастным наблюдателем манипуляций со скифскими древностями, так как скифское происхождение алан-осетин установлено, в том числе и европейской наукой".

"Любые сведения об опасности, грозящей скифскому наследию, вызывают в Осетии широкий общественный резонанс и серьезную озабоченность. Мы привыкли ответственно относиться к своей миссии носителей живой языковой и культурной традиции скифо-сармато-аланского мира, который в древности и средневековье включал, в том числе, и территорию современного Крыма", — говорится в письме.

Музейные работники Крыма надеются, что голландские коллеги примут во внимание музейное правило — экспонаты должны возвращаться в музеи, которые их предоставили. Сотрудники голландского археологического музея нашли компромиссное решение — выставка в амстердамском музее Алларда Пирсона должна была закончиться в мае, но по договоренности сторон ее продлили до конца августа. Одновременно с этим руководство музея проводит консультации с юристами и министерством иностранных дел в Гааге, возвращать ли скифское золото законному собственнику или стать заложником политических игр.

Среди 550 экспонатов скифов-кочевников (которые, как писал Александр Блок в своей знаменитой поэме, "как послушные холопы, держали щит меж двух враждебных рас Монголов и Европы") — изделия из золота, церемониальный шлем, драгоценные камни, мечи, панцири, домашняя утварь древних греков и скифов, а также пара китайских лакированных шкатулок, доставленных на полуостров по Великому шелковому пути. В них скифы приносили дары своим умершим. На выставке представлены артефакты разных эпох с 5 века до н. э. до 5 века н. э., большинство из которых впервые показывают за границей.

Напомним, что наивысшего расцвета Скифское царство в Крыму достигло во 2 в. до н. э., когда скифы стремились захватить в свои руки внешнюю торговлю хлебом, подчинили себе Ольвию и ряд владений Херсонеса. Скифское царство с центром в Крыму просуществовало до 2-й половины 3 в. н. э. и было уничтожено готами. Скифы оказали значительное влияние на историю и культуру последующих народов Юга России и Украины.

Игорь Буккер


Название: Сарматы в Крыму: больше загадок, чем разгадок
Отправлено: Вероника от 04 05 2014, 15:26:57
Сарматы в Крыму: больше загадок, чем разгадок

Долгие годы историки безрезультатно бьются над разгадкой тайны сарматских могильников, которых на Крымском полуострове насчитывается около десятка. Но как же могли существовать захоронения при отсутствии рядом каких-либо жилищ и поселений? До недавнего времени в Северном Причерноморье не находили скифские и сарматские захоронения III века до нашей эры.

В том числе и по этой причине историки не знают, мирным или военным путем происходило вытеснение скифов из причерноморских степей. По одной из гипотез, скифы ушли на плодородные земли, раскинувшиеся в долинах Нижнего Дона и Днепра, из-за многолетней засухи, когда исчез корм для лошадей.

"Ответа на этот вопрос у нас до сих пор нет. Это не были кочевники, но они вели не ясный пока образ жизни для науки, не оставляя следов поселений, доступных для исследования археологов", — сказал в интервью веб-сайту "Укринформ" доктор исторических наук, профессор Таврического национального университета имени Вернадского Игорь Храпунов, вот уже много лет ведущий раскопки на могильнике "Нейзац" в Белогорском и "Опушки" в Симферопольском районах.

Известно, что сарматы — это ираноязычные племена кочевников-скотоводов, занимавшиеся разведением лошадей, родственные скифам по языку и образу жизни, но отличающиеся от них происхождением и материальной культурой. Этноним "сарматы" появляется в источниках IV века до нашей эры и обозначает племена, которые обитали на правом берегу Танаиса.

Так древние греки называли реку, которая впадает в Меотское озеро (Азовское море). Чаще всего ее принимают за нынешний Дон, однако верхнее течение реки эллины принимали как нынешний Северский Донец. Многие исследователи полагают, что сарматы произошли от савроматов — народа, жившего во времена Геродота к востоку от Танаиса.

Считается, что сарматы взимали с покоренного оседлого населения дани и контрибуции, контролировали торговлю и торговые пути, занимались военным грабежом, но за все время пребывания в Северном Причерноморье так и не создали своего государства. Из письменных источников заключают, что в III-II веках до нашей эры постоянного сарматского населения в степях Крыма не было. Сарматы лишь время от времени проникали на полуостров.

Несмотря на присутствие сарматов в северопричерноморских степях во II веке до нашей эры и вплоть до середины III века нашей эры, сарматские памятники в Крыму можно буквально пересчитать по пальцам. В Северном Причерноморье найдено около 50 сарматских погребений II-I веков до нашей эры, из которых 22 находятся к северу от Перекопа. Известны захоронения сарматской знати — Соколова Могила на Южном Буге, у Михайловки в Подунавье, у села Пороги Ямпольского района Винницкой области.

"На Крымском полуострове почти нет скифских поселений III века до нашей эры, за исключением Акташского могильника. Скифы в этот период массово еще не заселяли Крымский полуостров. Исторические события, происходившие в Северном Причерноморье в III-II веках до нашей эры, практически не описаны в античных письменных источниках. Скорее всего, сарматские племена занимали свободные степные территории.

Так или иначе, но в начале II века до нашей эры сарматы окончательно утверждаются в регионе и начинается процесс "сарматизации" Северного Причерноморья. Скифия становится Сарматией. Однако Крым сарматы не заняли и бывали там только эпизодически. На Крымском полуострове не найдены сарматские памятники II-I века до нашей эры. Появление сарматов в Крыму было мирным и датировано второй половиной I — началом II века до нашей эры. В найденных памятниках этого периода отсутствуют следы разрушений", — сообщает в "Истории Крыма" А.Р. Андреев.

"В настоящее время раскопано 557 могил, из них — более 70 склепов, в каждом из которых хоронили от шести до семи человек, а в могилах — по два-три человека. Ежегодно сотни и тысячи находок из могильников пополняют музейные фонды. Среди знаменитых находок последнего времени — четыре сосуда в виде баранов, не имеющих аналогов в мире", — сообщается на сайте "Укринформа".

По словам руководителя экспедиции Игоря Храпунова, "границы любого памятника установить важно, а еще важнее — исследовать его целиком, и если говорить о конкретном могильнике, то — когда там начали хоронить, когда завершили, какие именно племена хоронили, как это происходило".

Когда приступали к последним археологическим раскопкам, то предполагали, что подобные могильники появились в Крыму в середине III века нашей эры, однако оказалось, что их появление датируется концом II-го, первой половиной III века н. э. Сейчас ученые предполагают, что хоронить здесь перестали в конце IV-го — началом V века нашей эры, но не исключено, что и позже.

Игорь Буккер