Максимум Online сегодня: 652 человек.
Максимум Online за все время: 4395 человек.
(рекорд посещаемости был 29 12 2022, 01:22:53)


Всего на сайте: 24816 статей в более чем 1761 темах,
а также 369217 участников.


Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

 

Сегодня: 13 11 2024, 09:31:59

Сайт adonay-forum.com - готовится посетителями и последователями Центра духовных практик "Адонаи.

Страниц: 1 ... 4 5 6 7 8 ... 18 | Вниз

Ответ #25: 03 08 2009, 00:56:47 ( ссылка на этот ответ )

Типы медитаций

Медитационная практика представляет собой использование определенной методики или процедуры, способной вызвать у бодрствующего человека трофотропное состояние, о котором говорилось выше. Хотя существует много видов медитации, общим для всех ее форм является наличие стимула или предмета, на котором концентрирует свое внимание медитирующий. Согласно Наранджано и Орнстейну, этот предмет предназначен для "сосредоточения", т.е. он является в сущности объектом для концентрации внимания.

Медитативные методы можно, следовательно классифицировать в соответствии с природой объекта сосредоточения. Согласно этому критерию, существует четыре вида медитации.

1.ПОВТОРЕНИЕ В УМЕ. В этом случае объектом для сосредоточения является какой-либо психический стимул. Классическим примером психического объекта для сосредоточения является "мантра". Мантра - это слово или фраза, повторяемая вновь и вновь, обычно про себя. Мы включили бы в эту категорию также и пение. В методике ТМ также используется мантра. Эта мантра выбирается из нескольких санскритских слов. Герберт Бекон использовал слово "раз" ("one") в качестве мантры для больных артериальной гипертонией. Повторение стихотворных отрывков также можно рассматривать как вид мантры. В качестве мантры иногда используют и текст народных песен.

2.ПОВТОРЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ. Этот объект для концентрации связан с фокусировкой внимания на каком-либо физическом действии. В древнем йоговском (индуистском) способе медитации внимание сосредотачивается на повторяющихся дыхательных движениях. Различные формы дыхательного контроля подсчета вдохов и выдохов (так называемая пранаяма) лежат в основе одной из форм Хатха-йоги. Широкой публике лучше известен другой вариант Хатха-йоги, использующий различные позы (так называемые асаны). Некоторые народы Востока используют в практике продолжительные хороводные танцы с повторяющимися движениями. Древние исполнители этого танца получили название "танцующих дервишей". Наконец, распространение бега трусцой в США дало импульс изучению этой деятельности. Одним из эффектов, о которых сообщали некоторые из таких бегунов, являются переживания, подобные медитативным. Причиной этого может быть устанавливающееся во время бега регулярное дыхание или однообразные звуки от соприкосновения ног с землей.

3.СОСРЕДОТОЧЕНИЕ НА ПРОБЛЕМЕ. Этот объект для концентрации представляет собой попытки решения проблемы, включающей парадоксальные компоненты. Классическим примером являются дзеновские "коаны". В этом случае для размышления дается парадоксальная на вид задача. Одним из наиболее известных коанов является такой: "Как звучит хлопок одной ладони?"

4.ЗРИТЕЛЬНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ. Здесь объектом для концентрации является зрительный образ. Это может быть картина, пламя свечи, лист дерева, внушающая расслабление сцена или что-то другое. "Мандала" - это геометрическая фигура, квадрат внутри круга, символизирующая единство человека и вселенной. В восточных культурах она часто используется для зрительной концентрации.

 

 

Ответ #26: 11 11 2009, 16:27:22 ( ссылка на этот ответ )

Медитация и Концентрация Внимания
   
     
Концентрация Внимания

Вам приходилось быть в такой ситуации: вы читаете книгу или газету, и в это время вас кто-то позвал? Вы не ответили, потому что вы даже не осознали, что вас зовут. Почему? Потому что вы были полностью сосредоточены на том, что вы в тот момент читали. А было так, что вы обращаетесь по несколько раз к своему другу, а он даже не отвечает? Или такая ситуация: вы участвуете в какой-то дискуссии, но никто никого не слушает, поскольку каждый сосредоточен лишь на том, что он сам хочет сказать.

Это называется концентрацией внимания. Концентрация внимания связана с волей и с центром в межбровье (аджной). Концентрация внимания – это "длительное фокусирование", или "длительная сосредоточенность". Многие учебники по йоге акцентируют внимание на длительном фокусировании, или сосредоточении. Если вы используете только концентрацию внимания, вы не достигнете просветления. Почему? Потому что если вы не в состоянии услышать в момент сосредоточения громкий голос зовущего вас друга, как вы услышите тихий шепот вашей высшей души? Если вы не в состоянии услышать голос человека, находящегося рядом с вами, то как вы услышите "звук тишины"? Как вы услышите "внутрений ОМ"?

Когда женщина называет мужчину чувствительным, это не означает, что этот мужчина - плакса. Это означает, что мужчина осознает потребности и чувства женщины и старается вести себя таким образом, чтобы сделать женщину счастливой. С вами случалось такое, что вы испытывали раздражение по отношению к вашему супругу, в то время как ваш супруг об этом даже и не подозревал - до тех пор, пока вы не давали выхода своим чувствам? Это говорит об отсутствии чуткости с его стороны. Это относится как к мужчинам, так и к женщинам. И те, и другие могут быть невнимательны к чувствам и потребностям своей "половины".

Чуткость, или чувствительность, связана с сердечной чакрой.Чтобы достичь положительных результатов в духовной практике, недостаточно использовать только длительное сосредоточение или концентрацию внимания. Необходимо также практиковать длительную чуткость или осознанность. Понятие длительной осознанности практически отсутствует в западной культуре. Поэтому не имеется точного слова для обозначения этого состояния.В Индии для обозначения состояния продолжительной осознанности употребляется слово дхьяна (Dhyana).

Но даже в Индии истинное значение этого слова остается неясным для большинства людей, занимающихся духовными практиками и медитацией. Слово и понятие "дхьяна" из Индии распространилось в Китай, где оно стало звучать по-китайски как чань (Chan). Монахи Шаолиньского монастыря в Южном Китае распространили чань в Японию, и на японском языке оно стало известно как дзэн (Zen). Дхьяна, чань и дзэн означают "длительную осознанность". Так как в европейских языках не существует подходящего слова для обозначения понятия "длительная осознанность", использовано слово "медитация" в этом значении.

Концентрация и Медитация

Привычка к медитации и концентрации является очень ценным качеством для вас на вашем духовном пути. Медитация придает большое количество силы, мира, новой энергии и жизнедеятельности. Если медитирующий часто раздражается, это говорит о том что он не добился хорошей, непрерывной медитации. Что-то не совсем ладно с его Садханой и созерцанием.

Вы должны будете медитировать со спокойным умом. Только тогда вы быстро достигнете Самадхи. Если вы научитесь контролировать Индрии и искорените желания, то ваш ум станет спокойным. Острая жажда освобождения и мысли о Боге разрушат все желания. Тот, кто обладает спокойным умом, является царем всех царей. Состояние в котором пребывает тот, чей ум спокоен, невозможно описать. При концентрации и медитации вы должны будете тренировать свой ум различными способами. Только тогда грубый ум превратится в утонченный (Сукшма). Всё, о чем вы размышляете в молчании в период медитации, должно быть проявлено в повседневной жизни, где вы должны также сохранять равновесие и гармонию. Только тогда вы насладитесь реальными плодами медитации и концентрации.

А. Процесс медитации.

Держите голову, шею и позвоночник на одной прямой линии; подчинив и направив к сердцу ощущения и ум, мудрый проплывает на плоту Брахмана (ОМ) через все страшные течения мира. Подчиняя ощущения (Праны), искореняя желания, спокойно и без напряжения дышать через ноздри, мудрый, старательно ухаживает за умом наподобие кучера, в тележке которого запряжены норовистые лошади.

Когда в теле йога, состоящем из Земли, Воды, Света и Эфира, проявляются пять вышеописанных качеств, отличающих концентрацию внимания, то для него не существует больше болезней, старости, боли, так как в его теле горит огонь концентрации. Когда тело становится легким и здоровым, ум лишается желаний, тело сияет и излучает приятный запах, голос становится приятным и выделений становится немного, говорят, что достигнута первая ступень концентрации внимания.

Б. Общие Наметки.

Подобно тому, как сахар и соль впитывают воду, ваш ум должен будет впитать мысли о Боге, Божественной славе, Божественного присутствия и возвышенными, пробуждающими душу духовными мыслями. Только тогда вы навсегда установитесь в Божественном сознании.

Пять вещей необходимы, если вы хотите практиковать настоящую медитацию и быстро достигнуть Самадхи или самореализации. Это Моуна; легкая диета, или диета состоящая из молока фруктов; уединения на живописном лоне природы; личный контакт с Учителем и прохладное место.

Вы сможете погрузиться в глубокую медитацию только в том случае, если будет вести моральную жизнь. Затем вы сможете попытаться приобрести такое качество ума, как различение, и другие. Вы можете упражнять ум сначала в концентрации и, затем, посвятить себя медитации. Чем больше вы будете вести моральную жизнь и медитировать, тем больше у вас будет шансов достигнуть Нирвикальпа Самадхи, которое освободит вас от круга рождений и смертей и даст вам вечное Блаженство и бессмертие.

Что представляет собой изображение Господа Кришны, держащего флейту в руках? Что за философский символ представляет из себя флейта? Флейта – это символ ОМ. Он говорит: «Искорени свой эгоизм» Я буду играть на твоей флейте (теле). Пусть твоя воля станет единой с Моей. Найди убежище в ОМ. Ты сольешься с моим существом. Слушай внутреннюю, волнующую музыку в глубине себя и оставайся в вечном мире!»

Самадхи можно достигнуть практикой концентрации и медитации при наличии легкой диеты. Медитируйте по два-три часа. Если вы устанете, отдохните полчаса. Выпейте чашку молока и снова приступайте к медитации. Повторяйте процесс медитации снова и снова. Вечером вы можете прогуляться по веранде. Не позволяйте уму заниматься какими-либо мирскими делами даже несколько минут. Точно также, как студент, изучая математику и геометрию, которые вначале очень неинтересны, создает себе интерес, думая о тех преимуществах, которые он будет иметь сдав экзамены, и вас следует создать интерес к медитации мыслями о бесчисленных благах, даруемых ею при постоянной практике, а именно: бессмертие, высочайший мир и бесконечное блаженство. Если вы не предрасположены к работе и хотите заниматься только медитацией, вы можете вести жизнь полного отшельника, питаясь только молоком и фруктами. Вы достигнете большого духовного прогресса. Если же есть склонность к работе, а медитативное настроение исчезает, то приступайте к работе снова. Таким образом постоянной практикой следует обуздывать ум.

Бросьте кусок железного прута в печь. Он станет красным как огонь. Выньте его из печи и он потеряет свой красны цвет. Если вы хотите, чтобы он всегда был красным, вы и должны всегда держать его в огне. Таким образом, если вы хотите, чтобы ваш ум горел огнем Брахмической мудрости, то вы должны всегда держать его в контакте с Брахмическим огнем знания посредством постоянной и интенсивной медитации. Вы должны поддерживать непрерывное течение Брахмического сознания. Тогда вы достигнете Сахаджи Авастхи (естественного состояния).

Если вы можете медитировать в продолжение получаса, вы сможете в результате благотворного воздействия этой медитации целую неделю заниматься повседневными делами в битве жизни, сохраняя мир и духовную силу. Так как вам приходится сталкиваться в повседневной жизни с различными, имеющими свои особенностями умами, то вам следует запастись силой и миром при помощи медитации. Тогда вы не будете беспокоиться и волноваться.

Если вы только начинаете заниматься медитацией, то прежде чем приступить к ее исполнению, всякий раз повторяйте Слоки или Стотры (духовные гимны) в продолжение десяти минут. Это поднимает ум на более высокую плоскость и отвлекает его от мирских объектов. Затем прекратите и этот процесс мышления и направьте ум на одну идею энергичным и неослабным усилием. После этого наступит Ништа.

В. Образы.

Прежде, чем начать медитировать, вы должны создать умственный образ Бога или Брахмана (конкретный или абстрактный). Когда вы взираете с открытыми глазами на конкретную фигуру Господа Кришны и медитируете, то это – конкретная медитация. Когда же вы размышляете об образе Господа Кришны с закрытыми глазами, хотя это тоже конкретная медитация, но он уже носит уже в какой-то степени абстрактный характер. А размышление над бесконечным астральным светом, будет еще более абстрактной медитацией. Первых два типа медитации принадлежат к Сагуна-медитации, а последняя к Ниргуна-медитации в начальной стадии имеется абстрактный образ для настройки ума, который через некоторое время исчезает, и медитирующий сливается с объектом медитации. Медитация исходит от ума.

Г. Практическое руководство.

Приступив к медитации, отметьте то время, на которое вам удалось изгнать все мирские мысли. Очень внимательно наблюдайте за умом. Если, к примеру, это время составляет 20 минут, то постарайтесь увеличить его до 30-40 и более минут. Снова и снова заполняйте ум мыслями о Боге. Когда ум станет устойчивым в медитации, глаза также станут устойчивыми. Йог, ум которого спокоен, обладает твердым, устойчивым взглядом. Он совершенно не моргает. Глаза могут стать красными или чисто белыми.

Всякое действие, внешнее или внутреннее, может быть совершено только тогда, когда ум связан с соответствующими органами тела. Мысль – это реальное действие. Если вы овладеет контролем над умом посредством постоянной практики, если вы научитесь управлять вашими эмоциями и настроениями, то вы не совершите глупых и неправильных действий. Медитация и концетрация очень поможет вам контролировать различные эмоции и импульсы.

Размышляйте и концентрируйте свой ум на необъятных небесных пространствах. Это тоже один из видов Ниргуна-медитации. Этот метода помогает исключить из ума конечные формы. Ум начнет постепенно растворяться в океане мира, так как он лишается своего содержания, т.е. различных форм. Он начнет становиться все утонченнее и утонченнее.

Некоторые предпочитают медитировать с открытыми глазами, другие с закрытыми, тогда как третьи с полузакрытыми глазами. Если вы будете медитировать с закрытыми глазами, то пыль и всякие посторонние частицы не будут попадать в глаза. Некоторых беспокоят разные вспышки и толчки и поэтому они предпочитают медитировать с открытыми глазами. Некоторые не могут медитировать с закрытыми глазами потому, что через сравнительно короткий промежуток времени впадают в сон. У новичков, медитирующих с открытыми глазами, ум начинает блуждать по объектам. Прислушиваясь к голосу разума, выберите для себя наиболее подходящий способ. Преодолевайте также и другие препятствия посредством подходящих и разумных методов.

Вы должны регулярно заниматься медитацией, что очень важно в этом деле. Если вы будет соблюдать это правило, то сможете быстро достигнуть большого успеха. Если вы даже не будете первое время ощущать заметных результатов в практике медитации, то продолжайте упорно упражняться.

Будьте искренни, чисты, терпеливы и упорны и через некоторое время вы добьетесь успеха. В этом нет никакого сомнения. Ни в коем случае не прекращайте упражняться даже на один день. Снова и снова заполняйте ум Саттвическими Божественными мыслями. Новы борозды будут проложены в вашем мозгу. Подобно тому, как граммофонная игла вырезает небольшую бороздку на пластинке, Саттвические мысли проложат новые здоровые борозды в уме и мозгу. Будут образованы новые Самскары.

Прана – это внешняя оболочка ума. Вибрация утонченной психической Праны создает мысль. Посредством Пранайямы вы можете улучшить свою медитацию, сделав ум более устойчивым. Если вы храните лимонный или Тамаридовый сок в золотой чашке, то он не портится. Если же вы поместите его в медный сосуд, то он моментально испортится и станет ядовитым. Таким же образом, если в чистом уме того, кто постоянно практикует медитацию, возникнут Вишайя Вритти (мысли связанные с чувственными объектами), но они не загрязнят его и не вызовут в нем Викару (страстное возбуждение). Если же эти Вритти возникают в нечистом уме, то они вызывают возбуждение.

Д. Телесное здоровье.

Асана (поза) укрепляет тело. Бандха и Мудра делают тело крепким. Пранайяма делает тело легким. Палимуддхи влияет на Самьябастху ума. Приобретя эти качества, следует устремить ум к Брахману. Только тогда можно добиться устойчивой медитации и насладиться счастьем.

В четыре часа практикуйте Сархасану в продолжение пяти минут. Затем отдохните пять минут и приступайте к медитации, которая будет легко достижима. Но прежде чем приступить к медитации, выполните 20 кумбхак. Пранайяма изгонит Тендру и Аласью (сонливость и лень) и сделает ум устойчивым.

Неделю питайтесь только молоком и фруктами, от чего качество медитации повысится в значительной степени. Такая диета сделает тело легким, а ум Саттвическим. Примите за правило, вечером ничего не есть, кроме пол-литра молока. Качество медитации станет хорошим, и вы легко сможет преодолеть сонливость. Тяжелая пища, принятая вечером, вызывает сонливость.

Е. Поза для медитации.

Те, кто медитирует по 4-5 часов зараз, могут сначала медитировать в Падма и Ваджра или Сиддха и Ваджра Асанах. Иногда кровь скопляется в ногах и немного беспокоит. Через два часа следует изменить Асану, например после Падма или Сиддха асан принять Ваджрасану или просто выпрямить ноги, облокотитесь на стену или на подушку. Держите позвоночник прямо. Это наиболее удобная Асана. Поставьте два стула рядом, сядьте на один, а на другой положите ноги – это другой вариант.

Вот совет для начинающих. Сядьте в Падмасану (в комнате предназначенной для упражнений), закройте глаза и медитируйте о лучезарности солнца, великолепии лунного света, о величественности звездного неба, о красоте небесных пространств.

Ж. Предварительные упражнения.

Начинайте тренироваться ум различными способами, практикуя концентрацию внимания. Сосредоточивайтесь на Анахата звуках – звука идущих из сердца, заткнув уши. Сосредоточивайтесь на дыхании повторяя Сохам. Сосредоточивайтесь на любом конкретном образе. Сосредоточивайтесь на голубом небе, не всепроникающем солнечном свете. Сосредоточивайтесь на различных Чакрах тела, на абстрактных идеях – Сатьям, Джанаям, Анантам, Экан, Нитьям и т.д. (Истина, Мудрость, Бесконечность, Единая Вечная Сущность) и, в конце концов, остановитесь на одной из них.

При медитации не напрягайте глаза. Не напрягайте мозг. Не боритесь и не сражайтесь с умом. Расслабьтесь. Дайте Божественным мыслям спокойно течь в уме. Упорно думайте о Лакшье (объекте медитации). Не прогоняйте силой вторгающиеся мысли. Наполняйте ум утонченными мыслями. Когда ум наполнен возвышенными Саттвическими мыслями, нежелательные мысли исчезнут сами собой. Если при медитации вы испытываете значительное напряжение, то на несколько дней сократите время медитации. Пусть медитация всегда будет легкой. Когда вы добьетесь этого, вы снова можете увеличить время.

Придерживайтесь здравого смысла в вашей Садхане, я всегда напоминаю об этом.К началу главы
Когда и где медитировать

Практикуйте медитацию в Брахма-Мухурту. Это самое лучшее время. Всегда выбирайте днем и ночью наиболее подходящее время для медитации, т.е. когда ваш ум ясен и мало вероятно, что что-либо вас побеспокоит. Вы можете упражняться пред сном. Ум спокоен в это время. Хорошая медитация может иметь место в воскресенье, так как это выходной день и ум свободен. Воспользуйтесь этим и проведите сильную медитацию.

Медитация и концентрация внимания будут очень хорошими, если вы будете питаться только молоком и фруктами, или будете поститься. Всегда поступайте, как подсказывает здравый смысл, и старайтесь извлечь максимальную пользу. Медитируйте ночью. Если вы не имеете достаточно времени, то проводите медитацию два раза в сутки. Если днем не окажется свободного времени, то практикуйте медитацию ночью минут 10-15. Ночью вам не будут сниться дурные сны. Божественные мысли будут наполнять ум также и во время сна, так как ум получил хорошую зарядку.

Ученик, медитирующий в уединении, находясь в городе, в комнате, расположенной на верхних этажах здания, может чувствовать себя также спокойно, как и в лемму. Правда, здесь нет благоприятных духовных вибраций, которые играю существенную роль в эволюции ума, создавая Экаграту. Во всех священных местах такие духовные вибрации Риши наполняют эфирное пространство, и ученик извлекает огромную пользу от них. В таких местах Вайрагья, Саттвическая Бхава и медитативное настроение приходят сами собой, без усилия и борьбы.

Некоторые люди, выходя из поезда на станции Ришикеш, при виде Гималаев восклицали: «Что это такое, сын, отец? Это же сон, иллюзия, всё это Майя». Таково влияние вибраций на умы людей. Только мудрецы и йоги могут сразу распознать природу вибраций в местах, удобных для медитации.

Вам дан ключ от многих загадок жизни. Этот ключ – медитация. Медитируйте регулярно утром между 4 и 7 часами и вы достигнете вечного блаженства и бессмертия. Берега Ганга или Нармады, живописные Гималаи, прелестные цветущие сады, священные храмы поднимают ум на более высокую плоскость в концентрации и медитации. Пользуйтесь их услугами.

Для концентрации внимания ума наиболее подходящим является место с прохладным климатом и возвышенными духовными вибрациями. Ранним утром ваш ум наиболее чист и спокоен. В это время ощущается духовное влияние и мистическая тишина. Все святые и йоги практикуют медитацию в эти часы и посылают всему миру свои духовные вибрации. Вы извлечете огромную пользу, если в это время начнете свои молитвы, Джапу или медитацию. Вам не нужно будет напрягаться и медитативное настроение придет само собой.

15. Вспомогательные средства для медитации.

Мула-Бандха в медитации. Когда вы сидите в асане для исполнения Джапы, то сожмите мышцы ануса. В Хатха-Йоге это называется Мула-Бандха. Это способствует концентрации внимания. Это упражнение удерживает Ананавийю от движения вниз.

Кумбхак в медитации. Задержите дыхание столько, сколько вы можете без напряжения. Это – Кумбхак. Это в значительной степени способствует концентрации внимания, делая ум устойчивым. Вы будете чувствовать интенсивное духовное блаженство.

Диета Йога. Соблюдайте Митхахару, т.е. Саттвическую диету. Желудок, переполненный рисом и овощами, бобовыми и хлебом является причиной помех и сонливости в Садхане. Обжора или сексуалист, тупица или лентяй не могут практиковать медитацию. Молочная диета делает тело легким, она позволит вам часами находится в одной асане с легкостью и удобством. Если вы почувствуете слабость, то можете день или два питаться рисом и молоком, или ячменем или молоком. Те же, кто работает или служит где-нибудь, или читает лекции перед публикой, или занимается другого рода духовной деятельностью, пропагандируя знания, нуждается в плотной, питательной пище.

Вы можете часто встретить в Гите такие слова: «Ананья Чета», что значит: «отсутствие мыслей о чем-либо другом». Макчита, Нитья, Якта, Экаграш Манах и Сарва Бхава. Эти слова обозначают, что вы должны весь свой ум целиком и полностью посвятить Богу. Только тогда вы добьетесь самореализации. Божественного Сознания можно достичь только тогда, когда ни один луч ума не отклоняется в сторону.

Пребывайте в Молчании. Познайте себя. Познайте То. Растворите ум в Том. Истина совершенно чиста и проста.

Асана (поза) укрепляет тело. Бандха и Мудра делают его сильным. Пранаяма делает тело легким. Нади Судхи делает ум устойчивым. Приобретя эти качества, вы должны будете направить ум на Брахмана. Только тогда медитации будет устойчивой и принесет вам счастье.

Берега Ганга или Нармады, живописные Гималаи с великолепными цветущими садами, священными храмами, являются местами, которые способствуют эволюции ума в концентрации и медитации. Пользуйтесь их услугами. Прохладное место, наличие духовных вибраций, уединение – это необходимые условия для концентрации ума. Подобно тому, как соль растворяется в воде, Саттвический ум, находясь в тишине, растворяется в Брахмане (его субстрате) во время медитации.

Если вы только начинаете заниматься медитацией, то приступая к ней, повторяйте Слоки или Стотры (возвышенные гимны) в течение десяти минут. Это вызовет эволюцию ума и вам нетрудно будет отвлечь его от мирских объектов. После этого многократным и энергичным усилием направьте ум на одну идею. Тогда последует Ништа.
Проблема дается нам не для жалоб, а для решения.

 

 

Ответ #27: 11 11 2009, 17:12:13 ( ссылка на этот ответ )

Трансцендентальная Медитация
   
трансцендентальная медитацияТрансцендентальная медитация (от лат. transcendens, род. падеж transcendentis — перешагивающий, выходящий за пределы и лат. meditatio — размышление, обдумывание) — техника медитации, созданная Махариши Махеш Йоги и основанная на повторении мантр; считается одной из самых эффективных и простых в освоении техник. Изначально этот термин означал: «Медитация, приводящая в „трансцендентное состояние сознания“ или „дхьяна“». Впоследствии этот термин стал использоваться Движением Махариши в качестве брэнда, и право на его использования стало даваться по правилам франчайзинга.

Сторонники трансцендентальной медитации утверждают, что регулярная практика этой формы медитации положительно влияет на поведение, приносит пользу телу и разуму. Противники трансцендентальной медитации считают движение Махариши сектой.

Эффекты трансцендентальной медитации

Как утверждают поклонники трансцендентальной медитации, этот вид медитации имеет множество полезных эффектов, в частности:

    * релаксация и освобождение от стресса;
    * достижение телесного здоровья;
    * достижение состояния энергичности и креативности;
    * достижение душевного покоя и счастья.

Поклонники трансцендентальной медитации иногда называют её «гигиеной ума». В целом же,трансцендентальной медитации свойственны те же клинические эффекты, что и другим видам медитации. Научные исследования удостоверяют, что трансцендентальная медитация действительно является хорошим средством борьбы со стрессом.

Неполный список результатов регулярной практики трансцендентальной медитации: рост интеллектуальных и творческих способностей, расширение понимания (осознания), улучшение восприятия, рост упорядоченности; снижение повышенного давления крови, улучшение здоровья, снижение беспокойности, снижение числа госпитализаций, снижение количетсва посещений врача, уменьшение стрессов, замедление старения организма, изменения в дыхании (успокоение, углубление), глубокий отдых физиологии; рост продуктивности (производительности), улучшение взаимоотношений с людьми, снижение употребления наркотиков, росто самоактулизации и самоосознания, увелечение спокойствия и взвешенности; улучшение качества жизни сообщества, снижение преступности, уменьшение количества насильственных смертей, снижение конфликтности.
Техника трансцендентальной медитации

Желательно заниматься в тихой спокойной обстановке. После приёма пищи должно пройти достаточно времени, не менее часа. Трансцендентальной медитацией занимаются в любой позе, которая удобна, единственное условие — голова не должна ничего касаться, дабы не спровоцировать засыпание. По той же причине желательно заниматься при включенном свете.

Мантру повторяют мысленно через короткие промежутки времени. Обязательным условием выполнения техники является абсолютным минимум самопринуждения — то есть, возвращение к повторению мантры в случае, если человек отвлёкся, должно быть столь же естественным, как возвращение к отложенной мысли. Из этого же требования следует, что временное «забывание» повторять мантру, является нормальной рабочей ситуацией.

Продолжительность медитации в обычном режиме составляет 20 минут утром и 20 вечером. Желающие усилить эффект от медитации, дополняют её комплексом асан (статических поз), пранаямой (простой дыхательной техникой), исследованием пульса (по методике Аюрведы) и прослушиванием определённой гармонизирующей музыки «Гандхарва-веда», а также слушанием гимнов «Риг-веды» и «Сама-веды».

Освоив однажды трансцендентальную медитацию, человек может использовать её на протяжении всей жизни.
Программа «трансцендентальная медитация - Сидхи»

Это дополнительная практика, основанная на 3 главе «Йога-сутр» Патанджали, включает в себя повторение коротких фраз (сутр) из вышеупомянутого источника на родном языке с интервалом в 15 секунд чётное число раз. Медитирующий как бы «кидает» фразу и оставшееся время «слушает» её «отзвук» внутри. Сказав фразу таким образом 2 раза (4, 6 и т. д.), он переходит к следующей по списку.

Программа -Сидхи выполняются строго после выполнения , так как для её работы необходимо, чтобы человек уже пребывал в состоянии расслабленной сосредоточенности без малейшего элемента самонасилия.

Блок «Полётов»

Тематическое продолжение программы -Сидхи. Человек повторяет с интервалом 15 секунд так называемую «полётную сутру», взятую из того же источника. Эта сутра оказывает на человека катарсическое действие. Внешне это действие может проявляться в виде так называемых «йогических полётов», похожих на прыжкы.

Сколь бы эффектно не смотрелись прыжки в позе лотоса на метр в высоту (у отдельных особо талантливых индивидов), они не являются обязательным элементом выполнения программы «Полётов». Главной ценностью этой программы, по заявлениям последователей, является её способность к разрядке большого количества вытесненных бессознательных импульсов за раз.
Продвинутые техники трансцендентальной медитации

Так называемые продвинутые техники подразумевают расширение персональной мантры путём добавления к ней в начале и в конце дополнительных звуков. Процесс медитации при этом ничем кардинально не отличается. Утверждается, что новая мантра позволяет человеку ещё больше расслабиться, достичь больших психических глубин и проработать скрытые там конфликты.

Групповые медитации

Так как основная работа в делается индивидуально дома утром и вечером, групповые медитации используются по большей части в качестве средства поддержки, особенно на начальных этапах. При этом благодаря групповой динамике, человек может намного глубже войти в медитативное состояние. А наличие возможности получать ответы инструктора на возникающие проблемы и вопросы, позволяет ему быстрее войти в курс дела и быстрее научиться избегать «подводных камней».

Нет чёткого регламента проведения групповых медитаций. Каждый конкретный тренер может организовать их по своему опыту и желанию, или вообще с ними не связываться.

Последовательность стадий переживаний

При медитации человек циклично проходит через 3 следующие стадии.

Глубокий отдых

На этом этапе человек всё осознает очень ясно, чувствует себя спокойно, и после практики встаёт отдохнувший и полный сил. С этой стадии обучение обычно начинается, и она периодически повторяется.

Поток мыслей и образов

На этом этапе человек во время практики оказывается захвачен сильным потоком ощущений, мыслей, образов, воспоминаниями о недоделанных делах и т. п. Возможны также физические манифестации вроде тиков, уколов, повышенного слюнотделения, холода, жара и т. п. Все подобные проявления, как правило, сугубо индивидуальны.

В ряде случаев поток может быть настолько силён, что, временно отключившись, человек посередине практики вдруг обнаруживает себя выполняющим какую-то работу, о которой вспомнил во время медитации.

Традиционно считается, что этот поток вызван возвращением в сознание ранее вытесненных в бессознательное импульсов. К этому процессу принято относиться как к психическому очищению.

Шаги инициация

Вводная лекция

На вводной лекции человек получает информацию о научных исследованиях, посвящённых трансцендентальной медитации, а также о ее положительном воздействии на различные области жизни. Лекция имеет по большей части мотивационный характер и дает человеку возможность понять, что он получает в обмен на потраченное в медитации время.

Церемония благодарности учителям («пуджа»)

Учитель проводит церемонию благодарности учителям, донёсшим до нас это учение. Традиционно она читается на санскрите и сопровождается ведической атрибутикой - ароматическими палочками, ладаном, цветами и т. п.. Выполнение данной церемонии нужно не столько обучающимся, сколько учителю трансцендентальной медитации. Она позволяет ему передать технику в целостности, соблюдая многовековую традицию.

Люди, не чуждающиеся индуизма, часто находят церемонию пуджи красивой и духовной. Подозрительные люди часто видят в ней что-то негативное.

Подбор мантры

Официально заявляется, что мантра подбирается инструктором индивидуально так, чтобы она способствовала максимальному расслаблению и отдыху конкретного человека. Махариши утверждает, что используемые в трансцендентальной медитации мантры рассчитаны на «мирян», то есть обычных людей, и не направлены на получение каких-либо мистических способностей.

Традиционно не рекомендуется рассказывать никому свою мантру. Последователи объясняют такое требование разделением внутреннего мира и внешнего — мантра принадлежит внутреннему и не должна выходить вовне. Практика подтверждает правильность такого умалчивания.

Махариши, будучи физиком, адаптировал мантры под современные условия, заменив их на гармонические звукосочетания, взятые из Риг-веды — так называемые бижда-мантры. Это дает учителям трансцендентальной медитации основание отрицать их сакральный смысл и утверждать, что практика трансцендентальной медитации не является религиозной, а потому подходит для людей всех вероисповеданий. Это недалеко от истины.

Самостоятельное выполнение практики

Получив свою мантру, человек некоторое время привыкает к ней.

После окончания, даётся дополнительный инструктаж, и человек отправляется практиковать самостоятельно
Ответы на задаваемые вопросы

Поскольку в процессе медитации у новичка закономерно возникают вопросы, и поскольку практически все люди допускают поначалу одни и те же ошибки, следующие несколько встреч посвящены прояснению сути происходящего в медитации и ответам на вопросы.
Противопоказания

Поскольку эта практика принадлежит йоговской традиции, то противопоказания к самостоятельному её выполнению те же самые, что и при занятии йогой:

психоклинические диагнозы; пограничное состояние сознания; страх выполнения практики (кроме того, для европейца камнем преткновения при выполнении практики может оказаться наделение мантр смыслом или субъективное переживание религиозного конфликта); низкий интеллектуальный уровень; поскольку трансцендентальная медитация является практикой, выполняемой самостоятельно, медитирующий должен понимать, куда следует направлять усилия, а куда нет, а также иметь навык рефлексии
Критика

Основная критика направлена против движения Махариши и «Науки созидательного разума», но не практики как таковой. Единственное обвинение, которое достается последней — это то, что она не уникальна по своим воздействиям. Оставив в стороне философские, культурные и политические разногласия, можно выделить следующие наиболее распростаненные аргументы оппонентов:

Практикующий медитацию, сам того не зная, якобы поклоняется неизвестным ему богам, Подобный феномен имеет место и в европейской культуре, где в обычном общении люди пользуются именами богов греческого олимпийского пантеона (Аполлон, Венера, Геракл, Прометей и т. п.), часто даже не задумываясь об их смысле, что, однако, не делает их поведение религиозным поклонением этим богам. Наиболее ярким представителем науки, активно использующей имена греческих богов, является астрономия.

Обучающийся медитации, принимая участие в церемонии благодарности учителям традиции, якобы осуществляет акт поклонения гуру, на что они встречают возражение - если бы это было так, то, например, любой человек, смотрящий телевизор, осуществлял бы акт поклонения директору телестудии или его сотрудникам. Это довольно странное заявление - скорее эмоциональное, чем разумное. И уж конечно оно не имеет отношения к тому, что называется поклонением в религии.

Ввиду того, что трансцендентальная медитация выходит из адвайты, а та в свою очередь из ведической традиции, эта практика является якобы религиозной.
Проблема дается нам не для жалоб, а для решения.

 

 

Ответ #28: 24 11 2009, 08:05:26 ( ссылка на этот ответ )

 ангелы

Медитация... Медитация...
Это не фокусирование внимания.
Равно как это не сужение Сознания,
Это не мысль о недопущении мысли.

Медитация... Медитация...
Это не прославленный опыт,
Равно как это не полёт определяемой желанием воли
Это не принудительное безмолвие!

Что такое истинная медитация?
Это восприятие полного движения ума,
Безучастное внимание в настоящем,
Свидетельствование без кого-либо свидетельствующего
Всеобъемлющее переживание текущего момента!

Медитация... Медитация...
Прозрачный поток внутренней энергии,
Без какой-либо помехи или уловки,
С безмятежностью и ясностью.

Медитация... Медитация...
Переживание необъятного,
Момент полной реализации,
Созидательное вневременное бытие,
Это – истинная медитация; это – истинная медитация!

 

 

Ответ #29: 24 11 2009, 08:06:48 ( ссылка на этот ответ )

Медитация ведёт вас ...

От напряжённости к вниманию
От стресса к изяществу
От болезни к здоровью
От страха к бесстрашию
От тупости к остроте восприятия
От жёсткости к гибкости
От неудовлетворённости к удовлетворённости
От неугомонности к безмятежности
От сложности к простоте
От фрагментированности к целостности
От сепаратизма к единству
От тщеславия к здравомыслию
От войны к любви
От чувства собственности к опеке
От одиночества к чувству единства
От страдания к блаженству
От неволи к освобождению
От безразличия к состраданию
От самомнения к бескорыстности
От соревнования к сотрудничеству

 

 

Страниц: 1 ... 4 5 6 7 8 ... 18 | ВверхПечать