Максимум Online сегодня: 569 человек.
Максимум Online за все время: 4395 человек.
(рекорд посещаемости был 29 12 2022, 01:22:53)


Всего на сайте: 24816 статей в более чем 1761 темах,
а также 357920 участников.


Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

 

Сегодня: 20 04 2024, 03:05:30

Сайт adonay-forum.com - готовится посетителями и последователями Центра духовных практик "Адонаи.

Страниц: 1  | Вниз

Опубликовано : 18 08 2010, 00:18:55 ( ссылка на этот ответ )

 Придя к любви, я устыдился
Всего, что о любви сказал.
                               Руми

Фрагменты речи д-ра Джавада Нурбахша, мастера ордена Ниматуллахи, прочитанной в Сорбонне, Париж:

Сущностью суфизма является Истина, а суфизм - это познание Истины.
Практика суфизма состоит в движении к Истине с помощью Любви и Преданности. Это движение называется тарикатом, или Путем к Богу.
Суфий - это влюбленный в Истину, тот, кто посредством Любви и Преданности движется к Истине и Совершенству, и в естественном любовном рвении становится чужд всему, кроме Истины.
В суфизме говорится:

"Те, кто стремится к вечной жизни, не могут уделять внимания бренному миру. Точно так же те, кто погружен к материальный мир, не заботятся о том, что будет после. Суфий же из-за любовного рвения не может служить ни этому миру, ни другому".

По этому поводу Шибли говорит:

"Тот, кто умирает с любовью к материальному миру, умирает лицемером. Тот, кто умирает с любовью к загробному миру, умирает аскетом. Но тот, кто умирает с любовью к Истине, умирает суфием".

Суфизм - это школа воплощения в жизнь Божественной Этики. Он имеет дело с просветленным сердцем, а не интеллектуальными доказательствами, с откровением и свидетельством, а не логикой. Если мы говорим об этике, то это не этика общественного договора, а Божественные Качества, которые не имеют ничего общего ни с социальными условностями, ни с кумирами "базара". Выразить Истину - чрезвычайно трудная задача. Слова, обладая ограниченными возможностями, не позволяют в должной степени обьяснить Совершенство Абсолюта, Безграничное. Таким образом, для тех, кто несовершенен, слова создают сомнение и непонимание. И всё же

       Хотя нельзя выпить целый океан,
Нужно пить до предела своих возможностей.

Те тома, которые ученые написали об Истине, достоверны, но недостаточны. С точки зрения достигшего совершенства суфия философы видят Совершенство Абсолюта в узкой перспективе, видят лишь часть Абсолюта, а не Бесконечность в ее целостности. То, что видят философы, правильно, тем не менее это - только часть целого.
Моулави Руми в "Маснави" рассказывает такую историю. Однажды темной ночью несколько индийцев, никогда ранее не видевших слона, пришли на место, где находился слон. Они приблизились и стали его ощупывать. После этого каждый описал слона соответственно своему представлению о нем. Их описания очень отличались. Тот, кто ощупывал ногу, вообразил слона в виде колонны. Другой, трогавший спину, уподобил его гладкой доске. Третий, ощупывавший ухо, представил, что слон выглядит как опахало, и так далее. Каждое из описаний слона было неверным, однако их восприятие частей целого отвечало Истине. Моулави добавляет: "Если бы у этих людей была свеча, не возникло бы разницы мнений. Свет свечи показал бы слона как целое. Мы говорим, что для познания Истины нет свечи, кроме тариката и Стези мудрости".
Суфий говорит, что человек должен стать совершенным, чтобы своим внутренним взором видеть Совершенство Абсолюта.
Если уподобить целое Океану, а часть - капле, то, как скажет суфий, невозможно свидетельствовать Океан, имея глаз капли. Капле нужно слиться с Океаном и увидеть Океан через глаз Океана.
Как можно стать совершенным

Как считает суфий, человек связан по рукам и ногам своими страстями, он нравственно болен. Вследствие этой болезни его чувства оказываются ущербными, а мысли и восприятие становятся нездоровыми. В результате вера человека и его понимание Истины очень далеки от реальности. Суфии говорят, что прежде всего следует излечить болезненные мыслительные процессы, а страсти трансформировать в нравственное начало. И только тогда, когда мысли станут здоровыми, можно правильно понять Истину. Этот Духовный Путь состоит из духовной нищеты, преданности и постоянного самоотреченного вспоминания Бога. Осуществляясь таким образом, человек начинает воспринимать Истину такой, как она есть.

Аскетизм и воздержанность в суфизме

Для того, чтобы следовать по Пути, суфию нужны силы, которые дает ему пища. Поэтому говорится: всё, что съедает суфий, трансформируется в духовные качества и свет. В то же время пища других, служащая лишь их собственным страстям, только укрепляет их жадность и зависть. По этому поводу Руми сказал:

Этот ест - и только порождает жадность и зависть,
А тот ест - и не порождает ничего, кроме Света Единого.
Этот ест - и только проявляется нечистота,
А тот ест - и всё становится Светом Бога.

Очевидно, что суфизм не основан на аскетической практике, такой, как воздержание от пищи. В нашей школе идущему по Пути Истины рекомендуется воздерживаться от пищи только тогда, когда он болен или испытывает чрезмерное чувственное желание. В этом случае учитель, или Духовный Наставник, предписывает ему не есть на короткий промежуток времени и вместо этого побуждает сконцентрироваться на духовных упражнениях. Таким образом путник избавляется от страстей и может продолжать свой опасный Путь.
Индуистские философы утверждают, что посредством поста может быть обретена необходимая для очищания сила. В суфизме же воздержание недостаточно для очищения. Действительно, аскетизм и воздержание дают человеку определенное духовное состояние, и в этом состоянии восприятие может очиститься. Но если "Я" уподобить дракону, который в результате поста становится бессильным, очевидно, что когда пост прекращен и принято достаточно пищи, дракон придет в себя и с большей силой, чем когда бы то ни было, и будет пытаться удовлетворить свои желания.
В суфизме посредством Духовного Пути (Тариката) "Я" постепенно очищается и трансформируется в Божественные Атрибуты до тех пор, пока в "Я" не останется ничего животного. Всё, что тогда остается, это Совершенное, Божественное "Я". В такой всеобъемлющей и точной работе аскетизм и воздержание практически бесполезны.

Духовный Путь

Тарикат - это Путь, посредством которого суфий приходит к гармонии с Божественной Природой. Как уже было сказано, этот Путь состоит из духовной нищеты (факр), преданности и постоянного самоотреченного вспоминания Бога. Рубище дервиша (хырка) символизирует эти качества.

1. Духовная нищета (факр).
Это, с одной стороны, ощущение несовершенства и нужды, а с другой - желание Совершенства. Пророк Мохаммад сказал: "Моя слава - от духовной нищеты. Я был прославлен превыше всех пророков, поскольку был одарен духовной нищетой". И Бог открыл Пророку:
"Скажи: "Господи, умножь мое истинное знание Тебя".
Как следует из этого изречения, несмотря на то, что Мохаммад обладал даром пророчества, ему было необходимо ощущать свою нищету и желание приблизиться к сущности Бога.

2. Рубище дервиша (хырка).
Хырка - это почетная одежда дервиша. Она символизирует Божественную Нравственность и Атрибуты. Некоторые люди ошибочно полагали, что само рубище, подобно перстню Соломона, обладает этими качествами, и считали, что если человек носит такое рубище, он становится святым. Однако все это неверно, и одежда не играет никакой роли. Человеу следует носить то, что ему нравится, стараясь быть в гармонии с тем, что социально приемлемо. Али сказал: "Носи такую одежду, чтобы из-за нее никто не указывал на тебя пальцем, но и не восхищался или завидовал". Каждый может носить то, что ему нравится, но суфием человека делают его нравственность и образ действий. Саади сказал:

Восседай хотя бы и на царском троне,
Но будь дервишем, чистым в помыслах.

Для того, чтобы сшить рубище, необходимы два основных элемента: игла Преданности и нить самоотреченного вспоминания Бога. Тот, кто хочет, чтобы его почтили этим рубищем нищеты, должен, исполнившись Преданности, подчиниться Духовному Проводнику. Истинная Преданность влечет сердце к Возлюбленному. Она включает в себя отказ от покоя и внимание, постоянно направленное на Бога. Путник должен, не задавая вопросов, беспрекословно подчиняться шейху.
Проводник-шейх, пользуясь своей духовной силой, проникает в глубины души путника, трансформирует его отрицательные качества и превращает нечистоту их множественности в ничто. Другими словами, проводник берет иглу Преданности из руки Путника, или ученика. и, используя нить его самоотреченного вспоминания Бога, сшивает ученика с рубищем, состоящим из Атрибутов и Имени Аллаха, чтобы ученик стал совершенным человеком.

3. Постоянное самоотреченное вспоминание Бога (зэкр).
В Абсолютном, Бесконечном Единстве содержатся силы, эманации которых проявляются как сотворенные существа. Каждое существо в соответствии со своей природой получает благодать этих сил. В сфере слов проявления этих сил, или истин, выражены Божественными Именами. Например, Вечносущий (ал-хайи) означает, что жизнь творения непосредственно соединена с Ним; Превосходный (ал-али) означает, что мощь Вселенной - с Ним.
Божественные Имена постоянного самоотреченного вспоминания Бога (зэкр) предписываются шейхом духовного Пути, чтобы излечить учеников от болезни "Я", его желаний и страхов. Но это вспоминание лишено всякой ценности, если все чувства человека не сосредоточены на смысловой Реальности соответствующих Имён.
Только посредством полного осознания и любви к Реальности этих Божественных Имён внимание к "Я" покидает человека. Тогда "Я" становится очищенным и преображенным Божественными Атрибутами.

Возлюбленная сидела,
        повернувшись к моему открытому сердцу,
                так долго
Что, кроме Её Атрибутов и природы,
        от моего сердца
                не осталось ничего.

                                         Магреби

Только такого рода повторение Божественных Имён может называться самоотреченным вспоминанием Бога, или зэкром.
Ученик подобен машине, источником энергии для которой является Преданность. Эта машина посредством самоотреченного вспоминания Бога трансформирует все желания и страхи "Я" в Божественные Атрибуты. Постепенно "Я" ученика исчезает, и проявляется Божественная Природа. Тогда ученик воистину становится обладателем суфийского рубища, а его сердце и душа оказываются просветленными Благодатью Божественных Атрибутов. С этого момента ученик достоин того, чтобы присоединиться к духовному празднеству суфиев, которое происходит в "Таверне среди руин" (харабат). Это духовное состояние "Я", исчезнувшего в Боге (фана). Здесь суфий непосредственно воспринимает тайны Истины, как сказано в Коране, "испытывает это (воспринимает Истину)". Такие "очищенные" называются в суфизме Совершенными существами.
Чтобы показать, как осуществляется вспоминание (зэкр), рассмотрим пример "Ла иллах ил Аллах", что означает Нет бога кроме Бога (Который Един)".
Суфий сидит либо скрестив ноги, либо на пятках, поместив правую руку на левое бедро, а левой рукой обхватив правое запястье. В этой позиции его руки и ноги образуют Ла (отрицательная частица "не" в арабском языке, символизируя несуществование суфия в присутствии Возлюбленной. В этом состоянии суфий должен отказаться от внимания от сосредоточенности на этом мире и самом себе.
"Ла" его рук начинается от пупка и продолжается до шеи. Это ножницы, сиволизирующие отсечение головы своего "Я", отказ от веры и привязанности к своему ограниченному существованию.
Со словом "Иллах" (Аллах) суфий описывает головой и шеей поллукруг в правую сторону. Это называется аркой возможного существования. Движение символизирует отрицание, или отказ, от веры в реальность "того, что не Бог". "То, что не Бог" в суфизме - это все преходящие, ограниченные и возможные формы существования. Человеческие существа вместо служения Вечной, Всеобъемлющей, Необходимой и Абсолютной Реальности Бога служат этим формам.
Затем со словами "Ил Аллах" суфий совершает движение головой и шеей влево. Это называется аркой необходимости и символизирует Реальность Необходимого, Абсолютного Бытия.

Манифестация Божественного

Поскольку слова являются ничем иным, как проявлениями объектов, концепций и истин, суфий ощущает, что посредством продолжительной и полной концентрации внимания на смысле и Реальности вспоминания Бога он становится истинной манифестацией этого вспоминания, т. е. при помощи постоянного, самоотреченного вспоминания Божественный Атрибут становится доминирующим в бытии суфия.
Суфии полагают, что в бытии каждого пророка и святогодоминирует определенный Божественный Атрибут, из этого следует, что они являются воплощением этого Атрибута. Например, суфии считают, что Моисей - это манифестация трансцендентного аспекта Реальности благодаря его способности говорить с Богом без посредника. Господь сказал Моисею: "Не бойся. ибо ты превознесён" (Коран). Иисус является манифестацией пророчества. В младенчестве он прокричал: "Бог дал мне Книгу и сделал меня Пророком".
Все пророки являются манифестациями Божественного Единства и Совершенства, однако Мохаммад - их величайшее проявление. Его имя - высочайшее из Божественным Имён и соедржит в себе все остальные. Таким образом, Мохаммад есть духовное воплощение и манифестация всех Имён Бога. Сам Мохаммад сказал: "Вначале Бог сотворил мой Свет".
К сказанному выше можно добавить, что каждый пророк - это манифестация одного из Божественных Атрибутов, и все Атрибуты содержатся в величайшем Имени. Следовательно, в результате того, что его манифестация включает все Имена, иерархически он стоит превыше всего творения, по этому поводу он сказал: "Я был Пророком, когда Адам еще находился между водой и землей".

 

 

Ответ #1: 18 08 2010, 00:20:09 ( ссылка на этот ответ )

Собрания с музыкой и танцами называются сэма. Суфий, находясь в состоянии духовного экстаза, сосредоточивает внимание своего сердца на Возлюбленной. Совершая определенные движения, часто сопровождаемые ритмической музыкой, он предается самоотреченному вспоминанию Бога. В этом состоянии суфий - на вершине опьянения, не помнит ничего, кроме Бога. Всеми своими чувствами и умом он обращен к Возлюбленной, полностью отказавшись от себя и забыв о себе.
Не все ученики участвуют в сэма. Оно дается как упражнение только некоторым, по усмотрению их Духовного Наставника, который решает, есть ли в этом необходимость. Сэма может быть уподоблена лекарству, которое иногда предписывается, а иногда запрещается.

Святость

Ранее было сказано, что цель суфизма - культивирование совершенных существ, которые являются зеркалами, отражающими Божественные Имена и Атрибуты. Совершенное существо называется вали (святой), буквально искренний друг. Все пророки были также и святыми. Духовная степень святости указывет на состояние внутреннего бытия, в то время как ранг пророчества отражает миссию человека как посланника Бога.
Наш Пророк несет в себе и тайную, и явную святость, а Али - только скрытую. Али сказал: "Духовно я сопутствовал всем пророкам". Как полагают великие суфии, святыми являлись все одиннадцать сыновей имама. Также святыми являются суфийские шейхи, следовавшие по эзотерическому пути Али. Пророк сказал: "Я и Али - от одного и того же Света". Эти просветленные существа соотетственно своим способностям отпили из источника Истины. Поскольку они известны только Богу, только Бог может знать разницу между их духовными уровнями. В пророческом предании (хадис) Бог говорит: "Мои друзья под моим знаменем, никто не знает их, кроме меня".
Большинство людей не обладает терпением, необходимым для того, чтобы узнать святых. Тот, кто охвачен чем-либо, не может знать того, что его охватило. Истинное знание святых приходит через знание стоящей за ними Реальности посредством собственного внутреннего бытия человека.
Мохаммад сказал: "Вера того, кто верует, несовершенна, пока тысяча искренних людей не засвидетельствет его "неверности". Он имел в виду, что Божественное Знание Совершенного верующего находится за пределами мышления большинства людей. Те, кто слышит речь такого совершенного существа, назовут его неверующим.
Истинно верующий, суфий. должен жить в обществе, служить ему, направлять его и быть инструментом, посредством которого общество получает Благодать. Согласованное и гармоничное существование в обществе, жизнь в мире со всеми являются необходимыми качествами совершенного существа.

Очищение и его стадии

Стадии очищения таковы:

1. "Я" путника становится опустошенным и лишается всех атрибутов.
2. При каждом вспоминании Бога с зеркала сердца счищается ржавчина.
3. Сердце наполняется Атрибутами Аллаха.
4. "Я" путника уничтожается до полного небытия, и это называется фана.

Я думал о Тебе так часто, что полностью превратился в Тебя.
То Ты понемногу приближался, то я тихо уходил.

Ученик, проходя эти стадии очищания, путешествует по внутренней тропе, в то время как шариат - это только подготовительный этап. Пройдя по этому пути, совершенный человек достигает порога Истины (Хакикат). Пророк по этому поводу сказал: "Шариат - это речь, тарикат - это действие, а хакикат - это состояние".
Можно уподобить это последнее путешествие в хакикат, в Истину обучению в Божественном Униерситете, в "таверне среди руин" (харабат). В этом истинном центре высшего образования нет профессоров, и единственный наставник - Абсолютная Святость и Совершенная Любовь. Здесь существует единственный учитель - Любовь, вместо учебников - Любовь, и сам совершенный человек - Любовь.
Поскольку лишь совершенное существо входит в этот университет, о нем нельзя сказать ничего определенного, так как оно находится вне сферы слов. Об этом Моулави Руми говорит:

          Следы ног ведут к Океанскому берегу.
        Далее не остается и следа.

Если ты окликаешь его по имени, то, подобно Баязиду, он отвечает: "Я потерял его много лет назад. Чем больше я ищу его, тем меньше нахожу". Если ты спрашиваешь его о религии, то, как Моулави, он отвечает:

Религия влюбленного - это религия Бога,
Религия и отчизна у влюбленных - Бог.

Если ты спрашиваешь у него о его жизни, то он, подобно Баязиду, ответит: "Под моим рубищем нет ничего, кроме Аллаха".
Если послушать, что говорит это совершенный человек, - он поёт, как Халладж: "Я есмь Истина".
Такие слова могут быть произнесены только совершенными существами, теми, кто потерял свое "Я" и стал проявлением Божественной Природы и Божественных Тайн. Их "Я" исчезло, остался только Бог.

* musicpl.jpg

(27.85 Кб, 333x255 - просмотрено 2122 раз.)

 

 

Ответ #2: 18 08 2010, 00:21:34 ( ссылка на этот ответ )

Кто есть кто в суфизме:

А   Абдаллах Барзишабади Машхади (ум. в середине XY в.) - основатель братства  захабийа, ученик Исхака ал-Хутталани.
Абдаллах Дихлави (нач. XIX в.) - шейх накшбанди в Дели.

Абдаллах ал-Йафи'и (1298 - 1367) - наставник Шаха Ниматуллы Вали.

Абд ал-Карим ал-Джили (1365 - 1428) - мистик, развивавший идеи ибн Араби.

Абд ар-Рахман ал- Исфара'ини (ум. в 1317) - основатель братства нурийа - багдадской  ветви ордена кадирийа.

Абу Абдаллах Мухаммад Ибн Салим (ум. в 909 г.) - ближайший ученик ат-Тустари,  основатель школы богословов и суфиев ас-Салимийа в Басре, существовавшей  в  X - XI вв.

Абу 'Абд ар-Рахман ас-Сулами (ум.1021) - знаменитый суфий, наставник Абу Саида.

Абу Али ад-Даккак (ум. в 1015 или 1021 г.) - известный суфийский наставник из  Нишапура, учитель Абу'л-Касима ал-Кушайри.

Абу али ал-Джузджани (IX в.) - видный суфий, ученик ат-Тирмизи.

Абу 'Утман ал-Хири (ум. в 910 г.) - Один из видных наставников школы в Нишапуре,  известной как Маламатийа. Ученик Абу Хафса ал-Хаддада.

Абу Бакр ал-Варрак (IX в.) - ученик ат-Тирмизи.

Абу Бакр ас-Сиддик, 'Абдаллах (ал-Атик) б. 'Усман (ок.572 - 634) - первый из четырех  "праведных" халифов. К нему возводят свою духовную родословную некоторые  суфийские ордены.

Абу Бакр Селе-Баф Тебризи  (начало XIII в.) - вязальщик корзин в Табризе, шейх  Шамседдина Табризи.

Абу Наср ас-Саррадж ат-Туси  (ум. в 988) - автор одного из основополагающих  суфийских трактатов Китаб ал-лума.

Абу Саид Мейхени Фадлаллах (б. Абу-л-Хайр) (967 - 1049) - суфийский шейх, один из  создателей восточной (хорасанской) школы мистицизма. Ввел обычай читать  стихи и слушать пение и музыку на дервишских собраниях.

Абу Исхак аш-Шами, ходжа (ум. в 1097) - основатель суфийского братства Чиштийа,  наиболее распространенного на территории Индии.

Абу Мадйан (Бу Медйен), Абу Мадйан Шу'айб б. ал-Хусайн ал Ансари (ок.1126 - 1197) -  наиболее популярный североафриканский суфий. Родился в окрестностях  г.Севильи в семье андалузских арабов.

Абу Ну'айм ал-Исфахани (ум. в  1037 или 1038 г.) - автор биографического труда о  ранних суфиях Хилйат ал-аулийа.

Абу-л-Аббас Касим (б.ал-Махди Саййари) (X в.) основатель школы Саййарийа,  упоминаемой Худжвири среди десяти основных теоретических школ суфизма.

Абу-л-Касим ан-Насрабази - известный суфий, ученик аш-Шибли.

Абу-л-Касим Бишр (б. Йасин) (ум.990) - поэт, первый суфийский наставник Абу Саида.

Абу-л-Фадл Мухаммад ибн Хассан ас-Сарахси (ум. в 1023) - пир, наставник Абу Саида.

Абу-л-Хасан Харакани (ум. в 1033 - 1034) - известный суфий.

Абу-л-Хасан аш-Шазили (1196 или 1197 - 1258) - основатель североафриканского  суфийского братства ал-Шазилийа.

Абу Талиб ал-Макки (ум. в 998 г.) - автор одного из основополагающих суфийских  трактатов Кут ал-кулуб.

Абу Хулман ал-Фариси ал-Халаби (ум. в Дамаске ок.950 г. ) - основатель движения  хулманитов (ал-Хулманийа), проповедовавших культ красоты. В средневековой  арабо-мусульманской литературе их иногда причисляли к суфиям.

'Ала ад-дин 'Али (б. Ахмад ас-Сабир) (ум. в 1291 г.)  - основатель братства Сабирийа,  ветви ордена Чиштийа.

'Ала ад-дин 'Аттар (ум. в 1400 г.) - один из преемников Бахааддина Накшбанда.

Али ал-Хусри - известный суфий, ученик аш-Шибли.

'Али (б. Аби Талиб) (ум. 661) - четвертый "праведный" халиф. К нему возводит свою  духовную родословную большинство суфийских орденов.

'Али (б. Шихаб ад-дин ал-Хамадани) (1314 - 1385)  - основатель братства Хамаданийа-алийа. С его активной деятельностью связана исламизация Кашмира.

Аль-Халладж, Абу-л-Мугис ал-Хусайн (б. Мансур) (ок. 858 - 922). Выдающийся суфий,  казненный по обвинению в ереси. Произнес знаменитую фразу "Я - Бог"  (ана-л- Хакк).

ал-'Алави, Ахмад (ум. в 1934) - основатель братства ал-'алавийа в Алжире.

ал-Мадани Мухаммад (ум. в 1959 г.) - основатель братства ал-Маданийа в Тунисе.

ал-Ансари ал-Харави, Абу Исмаил Абдаллах (б. Мухаммад) (1006 - 1089) - известный  суфий-ханбалит, родом из Герата. Находился под сильным влиянием Кушайри  и Абу-л-Хасана Харакани. Основное произведение - Маназил ал-саирин.

Амир Кулал (ум. в 1370 г.) - наставник Баха ад-Дина Накшбанда.

'Амр ибн 'Утман ал-Макки (ум. в 909 г.)- багдадский суфий школы Джунайда,  выступавший против ал-Джунайда.

Атаалах, Ибн  (ум. в 1309 г.) - второй александрийский преемник Абу-л-Хасана аш- Шазили.

Аттар, Фарид ад-дин Мухаммад (б. Ибрахим ан-Нишабури) (ум.1220) - знаменитый  персидский поэт-суфий. Автор агиографических очерков Тазкират ал-аулийа   (Жизнеописания святых) и мистической поэмы "Беседа птиц". Гробница шейха Аттарав Нишапуре, (Иран)

Аухададдин Кирмани (XIII в.) - багдадский шейх.

Афляки, Ахмед Деде Арифи (ум. 1360)  - шейх Мевлеви, поэт, хронист, астролог. Автор  книги "Жизнеописания познавших ("Менакиб-ул-арифин") - сборника житий  суфиев и шейхов Мевлеви.

Ахмад (б. Асим ал-Антаки) (ум. ок. 835 г.) - один из ранних авторов, касавшихся проблем  мистической психологии. Родом из Сирии. Был в контакте с ал-Мухасиби.

Ахмад (б. Идрис) (XIX в. ) - североафриканский суфий, возглавлявший братство Хидритов,  или Хадиритов.

Ахмад Касани, ходжа (ум. в 1543 или 1549 г.) - глава братства Накшбандийа, живший в  Фергане.

Б   Баба Вали (сер. XYI в.) - шейх, основатель первой общины Накшбанди в Индии.
Багдади, Маджо'д-Дин (уб. в 1219 г.) - поэт, шейх Аттара, пользовался широкой  известностью в Средней Азии и Северном Иране. Оказал большое влияние  на развитие суфизма в XIII в. Казнен хорезмшахом Мухаммадом по  ложному доносу.

Баба Тахир (ум в 1010 г.)  - каландар, суфийский автор, писавший по-персидски.

Бава Мухайадин (нач. 1900 - 1988) - суфий из Шри Ланки. После посещения США в  1971 г. обрел большое количество последователей на Западе.

ал-Бадави, Абу Фитйан (или Абу 'Аббас) Ахмад Сиди аш-Шариф (1199 - 1276) -  арабский суфий, культ которого широко распространен в Египте вплоть до  наших дней. Основатель братства Бадавийа (или Ахмадийа).

Бадруддин, шейх (ум. в 1420 г.) - известный ученый и суфий, живший на территории  Оттоманской империи.

Бахааддин Велед, Мухаммад ибн Ахмед Хатиби, Султан ул-Улема (ум.1231)  -  суфийский шейх и богослов, прозванный Султаном Улемов. Отец Джалалиддина  Руми.

Баха' ад-дин Мухаммад Накшбанд (1318 - 1389) - выдающийся суфий, от его имени  происходит название  суфийского братства Накшбандийа. Так-же.

Баязид Бистами, Тайфур ибн Иса ибн Адам ибн Сурушан (ум. ок.875)  -  видный  персидский мистик, родоначальник одного из основных течений суфизма,  произнесший фразу: "Преславен я, преславен я, о, сколь велика достигнутая  мной стадия." Подвергался преследованиям со стороны ортодоксального  духовенства.

Бекташ (Хаджжи Бекташ Вали Нишапури Хорасани) (1208 - 1270) - возможный  основатель суфийского братства Бекташийа. Возводил свою духовную практику  к Ахмаду Йасави.

Бишр ибн ал-Харис ал-Хафи (ум. в 841 г.) - один из ранних суфиев известный своим  благочестием и аскетизмом. Выходец из Хорасана.

Бурхан ад-дин Халилаллах (1374 - 1444) - сын Шаха Ниматуллы, принесший учение  братства ниматуллахи в Индию.

Бурханаддин, Мухаккики Термизи, Сеиди Сиррдан (Сеид Тайновидец) (1168 - 1241)  -  наставник Джалалиддина Руми и суфийский подвижник.

Бхаи Сахиб (ум. в 1966 г.) - шейх Накшбанди, живший в Камуре в северной Индии.  Наставник Ирины Твиди, автора книги "Дочь огня".

В   ал-Васити, Абу Бакр Мухаммад (ум. после 932 г.) - мистик из Багдада, близкий к кругу  Джунайда. После смерти последнего он переехал в Хорасан и присоединился к  нишапурской школе Маламатийа.
Г   Газали, Абу Хамид Мухаммад ибн Мухаммад (1058 -1111) - крупнейший ученый и  богослов мусульманского средневековья. Автор четырехтомного труда  "Воскрешение богословских наук" ("Ихья улум ад-дин"), в котором пытался  примирить суфизм с правоверием.
Газали, Ахмад (ум. в 1126) - известный суфий, брат знаменитого Абу Хамида Газали.

ал-Гидждувани (ал-Гудждувани), хваджа 'Абд ал-Халик (б. 'Абд ал-Джамил) ( 'Абд ал- Джалил)  (ум. в 1220 г.) - основатель самостоятельной школы среднеазиатского  мистицизма, известной как хваджаган. Это учение было позже воспринято  основателем  братства Накшбандийа.

Д   Дара Шикох (ум. в 1659) - индийский принц, мусульманин-мистик, пытавшийся  примирить суфизм и индуизм. Написал несколько трактатов о суфизме и  перевел Упанишады на персидский язык. Латинский перевод этой версии  впервые ознакомил европейцев с Упанишадами в нач. XIX в.
ад-Дарани, Абу Сулайман (ум. в 830 г.) - сирийский суфий с тенденцией к аскетизму.  Ученик ал-Хасана ал-Басри.

Дард, Хваджа Мир (ум. в 1785 г.) - поэт и мистик из Дели, писавший на урду, Потомок  Накшбанда и последователь Накшбандийа.

Джами, Абдуррахман  (1414 - 1492) - великий суфийский поэт.

Джа'фар ас-Садик, Джа'фар (б. Мухаммад Абу 'Абдаллах) (ок. 700 - 765) - 6-ой  имамитский имам. Различные суфийские братства признавали его своим  духовным наставником.

Джеррахи, Нур ал Дин (ум. в 1733 г.) - основатель братства Джеррахийа в Истанбуле,  ответвления ордена Халветийа. Братство получило довольно широкое  распространение на Западе во 2-ой пол. XX века.

ал-Джилани (Гилани), Мухйи ад-дин 'Абд ал-Кадир (б. Аби Салих Джжангидуст) (1077 -  1166)  - ханбалитский проповедник и богослов, суфийский шейх. Родился в  провинции Гилан (Иран). Считается, что он был основателем суфийского  братства кадирийа. Один из наиболее почитаемых и даже обожествляемых  святых.

ал-Джили, Абдул Карим (ум. между 1408 и 1417) - суфийский автор и философ,  потомок Абд ал-Кадира Джилани. Автор книги Ал-Инсан ал-Камил  ("Совершенный человек").

Джунайд, Абу-л-Касим ибн Мухаммад ал-Хазз, Таус ал фукара ("Павлин нищих") (ум.  911) - багдадский шейх, перс по происхождению. Аскет, развивший учение  нишапурской школы "маламати".

ал-Джурджани, Абу 'Али (ум. ок.964 г.) - известный суфий.

З   Захир ад-дин Умар ал-Халвати (ум. в 1397) - основатель братства Халватийа.
Зу-н-Нун ал-Мисри (ок.796 - 860-61)  - наиболее известный представитель раннего  суфизма в Египте. В суфийской биографической литературе образ Зу-н-Нуна,  аскета, чудотворца и алхимика, предстает порой в легендарном виде.

И
Й

Ибн Адхам, Ибрахим - легендарный царь Балха. Предание считает его первым суфием  Хорасана.
Ибн - аль - Араби, Мухиддин "Шейх Акбар" - "Великий шейх" (ум. 1240) - крупнейший  теоретик суфизма, автор многочисленных трактатов, а также поэт. Одна из  величайших фигур в истории суфизма. Создатель учения о "единстве и  единственности бытия" (вахдат ал-вуджуд).  Предположительно оказал влияние  на европейскую мысль (Раймонд Луллий, Данте, Спиноза).

Ибн Ариф (ум. в 1141 г.) - североафриканский суфий альмерийской школы

Ибн 'Ата', Абу'л-Аббас (ум. в 922 г.) - близкий друг и ученик ал-Халладжа. Отказался  отречься от своего учителя и был за это казнен.

Ибн Барраджан (ум. в 1141 г.) - североафриканский суфий альмерийской школы.

Ибн Масарра (X в.) - андалузский неоплатоник. Восходящая к нему традиция суфиев Альмерии оказала, видимо, влияние на ибн Араби.

Ибн Машиш (уб. в 1238 г.) - известный суфий, ученик Абу Мадйана, оказавший влияние  на аш-Шазили.

Ибн Таймийа, Таки ад-дин Ахмад (1263 - 1328) - теолог, суфий и правовед  ханбалитского направления.

Ибн ал-Фарид, Шараф ад-дин 'Умар (б. 'Али Абу Хафс) (или Абу-л-Касим) ал-Мисри ас- Са'ди (1181 - 1235) - крупнейший арабский поэт-мистик и подвижник.

Инайят Хан (5.07.1882 - 6.02.1927) - последователь братства Чиштийа, основавший Суфийский  Орден  Запада.

'Ираки, Фахруддин   (ум. в 1289 г.) - известный суфий, автор классического суфийского  труда "Проблески Божественного".

Йасави, Ахмад (ум. в 1166 или 1167) - туркестанский шейх, основатель братства  Йасавийа.

Йусуф ал-Хамадани  - См. ал-Хамадани, Абу Йакуб Йусуф

К   Кабир (ум. ок. 1518) - мистический поэт из Индии, соединивший в своей поэзии идеи суфизма с образной системой индуизма.
ал-Калабади (или ал-Калабази), Абу Бакр Мухаммад (б. Исхак ал-Бухари) (ум. в 990 или  995 г.) - автор одного из самых известных ранних систематических трудов по  мистицизму ат-Тааруф ли мазхаб ахл ат-тасаввуф ("Исследование суфийского  пути").

ал-Каттани, Мухаммад (б. Абдалваххаб) (сер. XIX в.) - основатель ордена Каттанийа,  ответвления братства Даркавийа. Завийа (обитель) в Фесе.

ал-Кашани (или ал-Каши), Камал ад-дин Абд ар-Раззак (б. Ахмад) (ум. в 1329 г.)  -  видный позднесуфийский мыслитель и комментатор. Его перу принадлежат  книги Лата' иф ал-а'лам, знаменитый словарь суфийских терминов Истилаха ас- суфийа и др.

ал-Кубра, Ахмад ибн Омар Абу-л-Джаниб Наджмаддин ал-Хиваки ал-Хорезми (1145 - убит 1221) - выдающийся суфийский шейх, автор многочисленных философских  и богословских трактатов, суфийский поэт, учитель Султана Улемов Бахааддина  Веледа, Мадждаддина Багдади и многих известных суфийских шейхов и поэтов.  Убит во время разгрома монголами Хорезма.

ал-Кушайри, Абу-л-Касим 'Абд ал-Карим (б. Хавазан) (986 - 1072) - хорасанский  богослов и суфий, автор классического суфийского трактата ар-Рисала фи 'илм  ат-тасаввуф. ("Послание о суфийском знании").

Л   Лахиджи, Мухаммад ибн Йахья (ум. ок.1510 г.) - суфийский автор, прославившийся  благодаря своему комментарию на Гулшан-и Раз ("Розовый сад тайн")  Шабистари.
М   Магриби, Мухаммад Табризи (ум. в 1406г.) - персидский поэт и суфий, вобравший идеи  ибн Араби и способствовавший их распространению.
Малик (б. Динар) (YIII в.) - один из первых суфиев Басры, ученик Рабийи.

Ма'руф ал-Кархи (ум. в 815 г.) - ранний суфий из Багдада близкий к Сари ал-Сакати и  Джунайду.

Масум Али-шах (Мир абд ал-Хамид Декани) (уб. в 1797-98 г. ) - шейх ниматуллахи,  возродивший братство в Иране.

Мирза Кучик, Рахмат-'Али-шах (1793-94 - 1861) - 36-ой кутб братства ниматуллахи.

Музаффер Халвети (1916 - 1988) - глава ордена Халватийа - Джеррахийа.

Мулла Абдаллах Симави (ум. в 1490 г.) - ученик Ходжи Ахрара, принесший учение  накшбандийа в Турцию.

Му'ин  ад-дин Хасан Сиджзи Чишти (1142 - 1236) - суфийский шейх,  распространивший учение чиштийа в Индии.

Мунавар Али-шах (1809 - 1884) - основатель линии мунаввар-али-шахи, или зу-р- рийасатайн, братства ниматуллахи.

Мустафа Камал ад-дин ал-Бакри (1688 - 1749) - шейх братства халватийа, благодаря  которому начался бурный рост этого ордена.

Мухаммад Вафа '  - вместе со своим сыном Али (ум. в 1404 г.) основал братство ал- вафа'ийа, дочернее братства аш-Шайбани.

Мухаммад ибн Абдаллах ибн Абд-ал-Муталлиб (ок. 570-632) - основатель ислама.

Мухаммад Мурад ал-Бухари (ум.в 1729 г.) шейх накшбанди, пропагандировавший  учение братства в Хиджазе, Египте, Сириии и Турции.

Мухаммад Парса (1345 - 1420) - один из преемников Бахааддина Накшбанда.

ал-Мухасиби, Абу 'Али ал-Харис (б. Асад ал-Анази) (ок. 781 - 857) - багдадский богослов,  один из первых теоретиков суфизма.

Н   Наджиб ад-дин Мухаммад (ум. ок 1300) - к нему возводило свою  генеалогию братство фирдоусийа, распространенное в Индии.
Накшбанд, Баха ад-дин Мухаммад (б. Бурхан ад-дин Мухаммад ал-Бухари) (1318 - 1389)  - крупнейший представитель среднеазиатского суфизма. От его имени  (накшбанд - чеканщик) происходит название ордена накшбандийа.

ан-Насафи, Азиз (ум. в 1282 г.) - автор, писавший на персидском языке и находившийся  под влиянием мистической философии ибн Араби.

Низам ад-дин Аулийа' (ум. в Дели в 1325 г. ) - шейх чиштийа, при котором братство  достигло наивысшего влияния.

Низами, Илиас ибн Йусуф (ум. в 1209 г.) - персидский поэт, один из предшественников  Руми.

Ниматаллах (Ниматулла) Вали, Амир Нур ад-дин Ниматаллах б. мир Абдаллах (Шах  Ниматулла Вали - прозвание) (1330 - 1431) - выдающийся персидский суфий,  поэт, основатель суфийского братства ниматулахийа. Почитался как великий  святой и чудотворец. Гравюра-портрет.

ан-Нифари, Мухаммад ибн 'Абд ал-Джаббар ибн ал-Хассан (ум. в 965 г) - суфийский  шейх, автор труда Китаб ал-Мавакиф.

Нур ад-дин Мубарак Газнави (ум. в Дели в 1235 г.) - шейх ордена сухравардийа.

Нурбахш (прозвище сайида Мухаммада б. Мухаммада, означающее "светодар") (1392 -  1464) - основатель братства нурбахшийа. Ученик  Исхака ал-Хутталани.

Нурбахш, Джавад (род. в 1926)  - суфийский наставник и поэт, автор многочисленных  книг по суфизму. По профессии врач-психиатр. Возглавлял кафедру психиатрии  Тегеранского Университете. С 1953 г. - глава ордена ниматуллахийа, основного  суфийского братства на территории  Ирана. С 1979 г. живет в Англии.

Нурбахш, Алиреза - редактор журнала "Суфий", издаваемого орденом ниматуллахи в  Лондоне. Сын Джавада Нурбахша.

ан-Нури, Абу'л-Хусейн (ум. в 907 г.) - видный багдадский суфий из школы Джунайда,  комментатор Корана. Был обвинен в ереси, но пощажен.

Р   Рабах (б. Амр) (конец YIII- нач. IX в.) - ученик ал-Хасана ал-Басри.
ар-Ради, Салама (ум. в конце 50-х гг. XX в.) - основатель братства ал-хамидийа-аш- шазилийа в Каире.

Рази, Наджмо'д-Дин (1177 - 1256)  - суфий, автор книги Мерсад ал-'ибад.

ар-Рази, Фахр ад-дин Абдаллах (б. Мухаммад) (1149 - 1209) - видный исламский  мыслитель и суфий.

Рабийа ал-Адавийа (713 или 714 - 801) - первая суфийская подвижница и поэтесса.

Рузбихан, Бакли Ширази (ум. в1209 или 1210 г. ) - видный персидский суфий.

ар-Рудбари, Абу Али Ахмад (ум. в 934 г.) - суфий из Багдада, последователь Джунайда.

Рукн ад-дин Фазлаллах (ум. в 1335 г.)  - руководитель братства сухравардийа, при нем  братство достигла пика влияния в Делийском султанате.

Руми, Джалалиддин (1207 - 1273) - величайший персидский поэт и суфий. К нему  восходит суфийское братство мевлеви. Гравюра-портрет

С   Саадат-Али-шах (ум. в 1876) - основатель линии гунабади братства ниматуллахи.
Cа'д ад-дин Хаммуйа (ум. в 1252г.) - ученик Наджмад-дина Кубры, организовавший  обитель в Бахрабаде, Хорасан.

Са'ди (Саади) Муслихуддин Ширази (ум.в 1292)  - великий персидский поэт и суфий.

Садр ад-дин ал-Кунави (13 в.) - философ-мистик, ученик ибн Араби, сыгравший  большую роль в распространении взглядов своего учителя в Малой Азии и  Иране.

Сайф ад-дин Бахарзи (ум. в 1261 г.)  - ученик Наджм ад-дина Кубры, организовавший  ханаку кубравийа в Сохтари под Бухарой.

Саляхаддин Фаридун ("Зерркуб", "Золотых дел мастер") (ум. 1258) - ученик и друг  Джалалиддина Руми, возглавивший его приверженцев.

Санайи, Хаким Газневи (1048 - 1131 или 1141) - ирано-таджикский поэт-гуманист и  суфийский шейх. Был обвинен духовенством в ереси и умер во время разбора  дела.

ас-Сануси, ас-Сайид Мухаммад (б. Али ал Муджахири ал-Хасани ал-Идриси) (ок.1791 -  1859) - североафриканский суфий, основатель братства сануситов.

Сари ас-Сакати, Абу'л Хассан  (ум. в 867) - мистик персидского происхождения, в доме  которого воспитывался его племянник Джунайд.

ас-Саррадж ат-Туси (ум. в 988 г) - автор классического труда по суфизму Китаб ал- лума.

Сафи ад-дин Исхак (1252 - 1334)  - основатель ордена сафавийа.

Сафи-али-шах (1835 - 1899) - основатель линии сафи-али-шахи братства ниматуллахи.

Симнани, 'Ала' ад-даула (1261 - 1336) - авторитетный суфий, противник учения ибн  Араби о вахдат ал-вуджуд. Шейх ордена Кубравийа. Его система взглядов  получила название вахдат аш-шухуд, "единство свидетельства".

Сирхиндхи, Ахмад Фаруки (1564 - 1624) - индийский шейх накшбанди,  распространитель учения Симнани о "единстве свидетельства".  Основатель  самостоятельной ветви - накшбандийа-муджаддидийа

ас-Сулами, Абу Абд ар-Рахман Мухаммад (б. Хусайн) (937 или 942 - 1021) - крупный  представитель хорасанской школы суфизма, автор многих классических  суфийских текстов. Наиболее известный из них - Табакат ас-суфийа, свод  суфийских биографий.

Султан Велед, Мухаммад Бахаеддин (1226 - 1312) - старший сын Джалалиддина Руми.  Суфийский шейх, проповедник и поэт. Основатель ордена Мевлеви.

Суфийан ат-Тхаври (ум. в 778 г.) - аскет из Басры, сподвижник Рабийи ал-Адавийи.

ас-Сухраварди, Зийа' ад-дин Абу-н-Наджиб (1097 - 1168) - к нему возводило свою  духовную родословную братство Сухравардийа.

ас-Сухраварди, Шихаб ад-дин Йахйа ал-Мактул (ок.1155 - 1191) - персидский философ-мистик, создатель учения о "восточном озарении" (ал-ширак).

ас-Сухраварди, Шихаб ад-дин Абу Хафс 'Умар (1145 - 1234 или 1235) - выдающийся  суфийский наставник, основатель суфийского ордена Сухравардийа. Среди  слушателей его лекций был поэт Са'ди Ширази. Автор нормативного труда по  суфизму 'Авариф ал-ма'ариф. Сыграл значительную роль в создании  аристократической футуввы (общества рыцарского склада), тесно связанной с  учением раннего суфизма.

Т   Твиди, Ирина (1907-1966) - одна из первых женщин Запада (русского  происхождения), прошедшая подготовку в традиции накшбандийа. По  указанию своего наставника, с котором она познакомилась в конце 50-х гг. во  время путешествия в Индию, вела дневник, ставший основой ее книги "Дочь  огня" (англ.).
ат-Тиджани, Ахмад (1737-1815) - основатель суфийского братства ат-Тиджанийа.

ат-Тирмизи, ал-Хаким Абу Абдаллах Мухаммад (б. Али) (ум. ок. 907 г.) - крупнейший  представитель восточноиранского суфизма.

ат-Туси, Насир ад-дин Абу Джафар Мухаммад (б.Мухаммад) (1201 - 1273-74) - философ,  естествоиспытатель и религиозно-политический деятель, проявлявший интерес  к суфизму и, согласно некоторым источникам, состоявший в переписке с  известными суфиями своего времени.

ат-Тустари, Абу Мухаммад Сахл (б. Абдаллах)  (ок. 818 - 896 г.) - известный суфий,  считается учеником и духовным наследником Зун-н-Нуна ал-Мисри

У   'Убайдалах Ахрар (Ходжа Ахрар) (1404 - 1490) - руководитель  братства накшбандийа,  при котором оно достигло пика своего политического и экономического  влияния.
 Увайс ал-Карани - современник Пророка Мухаммада, инициированный его духом.  Ученик на суфийском пути, ведомый божественным духом или духом святого,  называется увайси.

Ф   Фазлаллах Астарабади (казнен в 1394 или 1401 г.) - суфий, основатель общины  хуруфитов. Учение хуруфитов оказало влияние на идеологию братства  бекташийа и на различные течения иранского суфизма.
Фудайл ибн 'Айад (ум. в 803 г.) - суфий-аскет из Хорасана

Х   ал-Хаввас, Ибрахим ибн Ахмад (ум. в 904 г.) - иракский суфий, известный своим  аскетизмом и полным упованием на Бога (таваккул).
Хайдар Амули (XIY в.)  - шиитский философ, последователь концепции "единства  бытия".

Халид ал-Багдади, маулана (1776 - 1827) - курд из Сулеймании, с чьим именем связано  активное распространении муджаддидийа, ветви накшбандийа,  в Ираке, Сирии  и Курдистане в начале  XIX в.

ал-Халладж, Абу-л-Мугис ал -Хусайн (б. Мансур) (ок 855 - 922) - выдающийся суфий,  казненный за свои проповеди. Родился на юге Ирана. Произнес знаменитую  фразу "Я - Бог" (ана-л-Хакк).

ал-Хамадани, Абу Йа'куб Йусуф, хваджа (1048  - 1140) - суфийский шейх традиции  хваджаган, наставник ал-Гидждувани. К нему возводят свою духовную  родословную братства йасавийа и хваджаган. Последователь Байазида, Ансари.

ал-Хамадани, Айн ал-Кудат - суфийский мученик.

Хамдун ал-Кассар (ум. в 884 г.) - разработал основы учения ал-Маламатийа, "людей  порицания".

Харакани, Абу-л-Хасан (ум.1034) - знаменитый хорасанский шейх и суфийский  проповедник.

ал-Харраз, Абу Саид  (ум. в 899 г.)  - известный суфий, комментатор Корана.  Возможный создатель учения о фана, исчезновении индивидуального бытия в  Боге. Ученик Сари ас-Сакати.

ал-Харрис ал-Мухасиби (ок.781 - 857)  - один из основателей багдадской школы  мистицизма, разрабатывавшей учение о божественном единстве. Наставник  Джунайда.

ал-Хасан ал-Басри, Абу Са'ид (б. Аби-л-Хасан Йасар) (642 - 728) - крупнейший богослов  раннего ислама, один из основателей суфизма. Родился в Медине, жил и умер в  Басре.

Хафиз, Мухаммад Шамсуддин (ум. в 1389) - великий персидский поэт-суфий родом из  Шираза.

Хиксон, Лекс (1941 - 1995) - шейх ордена Халвети-Джеррахи (Халватийа-Джерахийа),  живший в США.

Ходжа Бакибаллах (1563 - 1603) - основатель ханаки Накшбанди в Дели.

ал-Худжвири, Абу-л-Хасан Али (б. Усман ал-Газнави ал-Джуллаби) (ум, между 1072 и  1076-77 гг.)  - автор первого трактата по суфизму на персидском языке "Кашф  ал-махджуб" ("Раскрытие скрытого").

Хусайн-Баба Зукич (XYIII в.) - последователь накшбанди, принесший учение в Боснию.

Хутталани, Исхак (уб. ок.1423) - основатель братства игтишашийа - хорасанской ветви  хамаданийа-'алийа.

Хюсаметтин Челеби, Хасан ибн Мухаммад - друг Джалалиддина Руми, в течение десяти  лет записывавший под диктовку поэта его "Месневи". После смерти Руми  согласно воле  поэта встал во главе его последователей.

Ш   Шабистари, Махмуд (ум. в 1320) - выдающийся персидский поэт-суфий.
Шайх Халифа (уб. в 1335 г.) - мазандаранский дервиш, основатель братства аш- Шайхийа, просуществовавшего до 80-х гг. XIY в.

Шамиль (ум. в 1871 г.) - шейх накшбанди, возглавивший движение "мюридизма" на  Кавказе.

Шамс ад-дин Мухаммад ат-Табризи - (ум.1248) - таинственный наставник и друг  Джалалиддина Руми.

ал-Ша'рани или аш-Ша'рави 'Абд ал-Ваххаб (б. Ахмад) (1493 - 1565)  - популярный  египетский суфий и богослов.

Шах Али-Риза (Риза Али-шах) (ум. в Хайдарабаде в 1799-1800 г.)  - 30-ый  руководитель, кутб, братства ниматуллахи.

Шах Калималлах Джаханабади (1650 - 1729) - обновитель учения братства низамийа,  ветви чиштийа.

Шах Хабаб ад-дин Мухиббаллах (XY в.) - сын Бурхан ад-дина Халилаллаха,  возглавивший индийскую ветвь братства ниматуллахи.

аш-Шибли, Абу Бакр Дулаф б.Джахдар (б. Джа'фар) (861 - 946) - багдадский суфий,  ближайший ученик и сподвижник Джунайда и ал-Халладжа.

Ю   Юнус Эмре (ок.1250-1320) - великий турецкий поэт-суфий и мыслитель. В юности  присутствовал на собраниях Джалалиддина Руми.

 

 

Страниц: 1  | ВверхПечать