Карма и сновидения.Согласно древним учениям Тибета, сновидения далеко не случайны. Механизм сна, определяющий его содержание, связан с тонкой пранической энергией (на тибетском «лунг») внутри тела.
Тибетцы полагают, что наш ум и энергетическая система работают в связке. Прану часто представляют в образе слепой лошади с невиданной прытью, но не ведающей, куда ей мчаться. Ум же представляется хромым всадником — он видит, куда можно мчаться, но ему крайне трудно добраться туда или, что еще важнее, удержать себя в одном месте. А вот вместе они образуют единство, способное действовать значительно эффективнее каждого из них в отдельности, но при условии, если всадник научится управлять лошадью. Когда необученный наездник оседлает необъезженную лошадь, они умчатся неведомо куда.
Стоит Вам утратить восприятие физического мира при погружении в сон, ваш ум уносится слепой лошадью энергии лунг в одну из чакр. Для непросветленного ума эта чакра полностью предопределена кармическими следами, запечатленными внутри самой энергии. Каждая чакра служит проходом в один из шести миров. Согласно тибетской традиции это, миры: обитателей ада, голодных духов, животных, людей, полубогов и богов. Иначе говоря, каждая чакра связана с одним из уровней сознания.
То, что побуждает наш ум погружаться в ту или иную чакру, часто определяется произошедшими за день событиями. Например, мы повздорили с супругой или пережили горькое разочарование в любви. Это происшествие возбуждает связанный с определенной чакрой кармический след. Поэтому во сне наш ум погружается в ту же самую чакру, а испытываемые при этом переживания проявляются в виде сновидения.
Как полагают тибетцы, каждое сновидение предполагает возможность воздействия на ту или иную сторону нашей накопленной кармы. Они считают, что сновидения и бодрствующее сознание суть лишь два полюса человеческого ума, значит, и наши реакции во сне в состоянии уменьшать или увеличивать карму, подобно нашим проявлениям наяву.
К сожалению, большинство из нас остаются в неведении относительно духовных возможностей, предлагаемых сновидениями, и не в состоянии воспользоваться ими. Поэтому и была создана тибетская йога сновидений, одна из целей которой — сосредоточение ума и энергии лунг в срединном канале. В этом случае сон становится относительно свободным от личных кармических влияний (но, не от совокупной кармы), что открывает доступ к двум новым видам сновидений. Тибетцы именуют их сновидениями ясности и сновидениями ясного света.
Сновидения ясности, по сути, представляют собой познавательные сновидения. По мере овладения техниками йоги сновидений наши сны приобретают большую ясность, живость и детальность. Такие сновидения не обязательно являются осознанными, но они легче запоминаются, свидетельствуя о возрастающей осознанности состояния сна.
Обычные сновидения очень неустойчивы в них можно ни с того ни с сего перенестись из одной ситуации в другую, от одного переживания к другому, все изменяется, почти невозможно следовать за происходящим.
Сны ясности значительно более устойчивы, и эта устойчивость передается нам. Подобные перемены объясняются тем, что слепую лошадь и хромого всадника более не швыряют от чакры к чакре ветры личной кармы, поскольку им удалось найти пристанище в срединном канале.
В сновидениях ясности вам все еще преподносятся образы и переживания, но заключенные в них сведения более не являются следствием вашей личной кармы. Они поступают из надличностного источника. Такие сны могут даровать учения божественных существ или являть ваших гуру, и в таком обличии становятся полезным руководством для вашей духовной практики.
Однако, сны ясности не содержат в себе конечного опыта просветления, поскольку совокупная карма, порожденная в своей основе нашей культурной средой, продолжает действовать в них, поддерживая видимость двойственности.
Хотя сновидение ясности может быть у каждого, но такое происходит редко, пока вы не овладеете йогой сновидений. Тибетские наставники предупреждают, что не все сновидения, преподносящие духовное руководство, непременно являются сновидениями ясности. Если вы интересуетесь эзотерикой (и, возможно, даже приступили к некой духовной практике), вполне естественно, что вам снятся подобные вещи. Но сны такого рода, появляющиеся до обретения умом и энергией лунг устойчивости, почти всегда вызываются кармой, а преподносимые ими учения меняются с возбуждением каждого нового кармического следа.
Возможно, вы встречали людей, ставших жертвой кармических «познавательных» снов. Они неспособны принять простейшего решения без «духовного руководства». Все время у них уходит на то, чтобы поспевать за указаниями от их «внутренних взаимоотношений». Они становятся заложниками самих себя, выискивая повсюду некие предзнаменования. Единственная их забота — выработать «нюх» на те редкие сновидения, где содержится подлинная духовная мудрость, чтобы не спутать их с нескончаемой чередой собственных фантазий.
Для того, чтобы увидеть сновидения ясного света, может потребоваться десять и более лет занятий йогой, поскольку их порождает первозданная энергия лунг срединного канала, незапятнанная никаким кармическим следом. Они бывают двух видов.
Первое, едва ли можно назвать сном, поскольку включает недвойственное состояние пустоты, свободное от всяких образов и даже мыслей.
Второе, вообще трудно поддается описанию, поскольку умственная деятельность, включая образы сновидений, хотя и сохраняется во время этого сна, но сам человек перестает воспринимать ее в понятиях двойственности. Ввиду исчезновения «я» мысли и образы более не видятся чем-то «внешним» по отношению к человеку как наблюдателю. Напротив, все, что испытывается, и испытывающий все это человек становятся нераздельным целым.
Если вы знакомы с восточными учениями, то, пожалуй, заметили сходство между состоянием сновидения ясного света и состояниями мистического просветления или даже нирваной. И это вовсе не совпадение. Тибетцы называют опыт переживания недвойственности словом ригпа, означающим просветленное состояние, в котором человек наконец осознает отсутствие всяких границ между ним и всем явленным бытием; все находится во всем, все едино, и конечная реальность — пустота ясного света.
Многочисленные направления йоги служат для достижения такого осознания, погружая своих подвижников во все удлиняющиеся промежутки ригпа.
Сознание во сне и наяву представляет собой две стороны того же самого ума, то становление состояния ригпа в течение дня неизбежно ведет к сновидению «ясного света» (ригпа) ночью. И наоборот, занятия йогой сновидений, ведущие к сновидению ясного света, побуждают к переживанию ригпа днем.
Тибетская йога сновидений, подобно индийской йоге, говорит о том, что кармические следы вводят нас в состоянии неведения. Чтобы вырваться из этого водоворота, мы должны постоянно помнить о том, как сами порождаем и воспроизводим кармические следы. Эта память позволяет нам порвать с привычками прошлых жизней и развивать у себя состояние непривязанности. Очевидно, чем больше времени мы будем тратить на эти усилия, тем скорее пожнем плоды.
Тибетцы, крайне практичный народ, уже давно решили: раз мы треть жизни проводим во сне, не плохо бы создать некую «ночную практику», что даст нам больше времени на духовные занятия и не будет мешать делам повседневной жизни. (Хотя, конечной целью и является нирвана, где смыкаются все противоположности, мы вынуждены жить в мире двойственности. Так что приходится думать о хлебе насущном.)
Но, для духовных занятий во время сна необходимо осознавать свое нынешнее состояние, иначе у нас не будет возможности управлять своими действиями. Наиболее умудренные наставники йоги способны сохранять осознанность на протяжении всего сна, что почти недоступно пониманию западной науки. Остальные довольствуются осознанностью в сновидениях; иначе говоря, осознанными сновидениями.
Тибетская система обретения (а затем преодоления) осознанности требует от йогина достаточной власть над умом, чтобы не дать захлестнуть себя волнам кармических следов, обычно проявляемых в сновидениях. Поэтому, свою работу он начинает не со сна, а с созерцания для успокоения ума. Данное созерцание известно как «пребывание в покое», по-тибетски шинэ, и совпадает с индийской практикой дхараной. В практике также применяется звук, управление умом и работа с энергией лунг.
По материалам тибетских источников.