Максимум Online сегодня: 705 человек.
Максимум Online за все время: 4395 человек.
(рекорд посещаемости был 29 12 2022, 01:22:53)


Всего на сайте: 24816 статей в более чем 1761 темах,
а также 378164 участников.


Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

 

Сегодня: 17 03 2025, 08:19:49

Сайт adonay-forum.com - готовится посетителями и последователями Центра духовных практик "Адонаи.

Страниц: 1 ... 8 9 10 11 12 ... 17 | Вниз

Ответ #45: 09 06 2011, 16:19:23 ( ссылка на этот ответ )

Приятно ли встретиться с собой?

Встаньте перед зеркалом

Начнем с упражнения. Его в разных вариантах используют многие психологические группы и тренинги самых разных направлений. Называется оно “Встаньте перед зеркалом”.

Вы можете встать или сесть перед зеркалом — как вам удобнее — важно, чтобы это зеркало позволило видеть вам себя в полный рост. Если такого зеркала у вас нет, можно взять любое, которое ничем не загорожено и в котором вы ясно и отчетливо увидите свое лицо (зеркальная полочка в ванной не годится). Ваша задача — спокойно несколько минут постоять перед зеркалом, глядя себе в глаза, а затем сказать, назвав себя по имени: “Я люблю тебя (имя) таким, какой ты есть”. Просто, не правда ли? Только надо не корчить рожи, не разглядывать невесть откуда взявшийся прыщик, не играть, как в плохой самодеятельности, — просто посмотреть и просто сказать. После этого еще немного постоять, посмотрев себе в глаза открыто и доверительно, и повторить еще раз: “Я люблю тебя,.... таким, какой ты есть”. Вот и все.

А теперь опишите в своих дневниках, что вы при этом испытывали. Вот выдержки из дневников участников нашей группы:

“Я никогда не думала, что такое простое задание будет так трудно выполнить. Когда я подошла к зеркалу, мне не хотелось в него смотреть, даже голова закружилась. И сказать ничего не смогла” (девушка).

“Мне показалось это ужасно глупым заданием, и я думал сначала, что вообще не буду его делать. Но потом все-таки подошел к зеркалу. И, о ужас, я не смог сказать нужных слов. Вместо этого послышался просто хрип удавленника” (юноша).

“По-моему, это просто смешное упражнение. Я, конечно, могу его сделать из уважения к вам (т. е. к тренеру. — А. П.), но зачем” (юноша).

“Я выполнила упражнение с легкостью, хотя было не очень приятно. По-моему, это потому, что все как-то очень надуманно. Я потом долго не могла отделаться от какого-то грустно-гадливого переживания” (девушка).

“Оказалось, что я не могу смотреть себе в глаза. Случайно замечал, что смотрю то на вставшие дыбом волосы, то на разбросанные вещи, отражавшиеся в зеркале” (юноша).

“Подошел. Постоял. Посмотрел. Сказал. Посмотрел. Скзал. Отошел. Все. Упражнение выполнено. Ничего не чувствовал” (юноша).

“Меня разбирал смех. Я пытался остановиться, но не смог. Вместо этого хохотал все громче и громче. Просто заходился от смеха. Продолжал хохотать, когда отошел от зеркала. Только сейчас, когда стал записывать, вспомнил, что так ничего и не сказал. Вспомнил и опять чуть не умер от смеха” (юноша).

“Мне очень понравилось это упражнение. Почувствовала себя легко и безоблачно. Казалось, у меня нет никаких дел и забот” (девушка).

Давайте рассмотрим ответы подробнее, проанализируем их. Вы видите, что они распадаются на несколько групп.

В трех ответах люди говорят о том, что не смогли выполнить задание, причем это сопровождалось очень неприятными переживаниями, и еще один юноша тоже не смог его выгнить, но ему все время было очень смешно. Трое выполнили легко. При этом у одной девушки переживания были неприятные, у другой — напротив, очень приятные, а у одного юноши — вообще никаких. И наконец, один просто не выполнил условий работы и отказался выполнять упражнение, поскольку оно показалось глупым. Надо сказать, что три основные группы выделяются почти всегда. К какой из них относитесь вы? Я хочу, чтобы вы определили это сейчас, до того, как дана интерпретация.

То, что мы сейчас с вами сделали, — очень простая проба на любовь к себе, или, пользуясь принятым в научной литературе выражением, принятие себя. Эта проба считается довольно грубой, выявляющей лишь наиболее явные случаи “нелюбви к себе”. Но дело в том, что в группе неудачников эта грубая проба, что называется, “работает”.

Думаю, вы сами понимаете, что те, кто не смог выполнить задание, для кого оно оказалось трудным и неприятным, не любят, не принимают себя. Причем, как показывают специальные исследования, это относится не к внешности, хотя она тоже играет здесь (как и вообще в нашем представлении о себе, в нашей “Я-концепции”) немалую роль, но к себе в целом как личности, как индивидуальности. Как ни странно, о том же говорит и смех. Так проявляется защита, сопротивление. Об этом же обычно свидетельствует и отказ от выполнения этого нехитрого упражнения, вне зависимости от того, как этот отказ объясняется — глупостью упражнения, как в нашем случае, или, например, тем, что не смог найти подходящего зеркала, или забывчивостью. Суть одна — вы избегаете под самым нелепым предлогом того, чтобы сказать о любви к себе. (Отметим, кстати, что часто мне пишут о том, что, выполняя упражнение, испытывают смущение, поскольку любить себя некрасиво, неприлично. Но при этом одни все же смогли выполнить упражнение, хотя и испытывали некоторое неудобство, а другие, основываясь на этой точке зрения, отказались от его выполнения. Что касается того, хорошо это или плохо, то мне кажется, об этом очень ясно говорит приведенный выше эпиграф. Но для нас сейчас важен факт — смог или не смог выполнить упражнение.)

Теперь о тех, кто смог, достаточно легко и просто, выполнить это задание. Мне бы хотелось обратить ваше внимание на то, как отличаются их переживания. Вот юноша, который остроумно описывает свои действия: “Подошел. Постоял…” На основании этого самоотчета можно предположить (и наши дальнейшие встречи это предположение подтвердили), что для него это задание оказалось неактуальным, он вообще никогда не задумывался ни о себе, ни о своих внутренних потребностях. Можно сказать, что он жил внешней жизнью и проблемы “Я” для него просто не существовало. Другими словами, такое полное безразличие к тому, что он делал, указывает на известное безразличие к себе и к своему внутреннему миру.

Две девушки, легко выполнившие упражнение, принимают, любят себя. Но интересно, что такое отношение сопровождается совершенно разными эмоциями. Так что любовь к себе вовсе не гарантирует постоянного ощущения радости жизни.

Но важно другое — отсутствие любви к себе, внимания к себе и заботы о себе лежит в основе многих проблем и трудностей нашей жизни. Поэтому вам необходимо полюбить себя, полюбить искренне и открыто.

Именно благодаря этому вы сможете действительно справляться с тем, что мешает вам жить сейчас, и еще с тем многим, что будет мешать в будущем, сможете преодолеть свою проблему, а главное, по-настоящему полюбить другого человека и сделать счастливыми своих будущих детей.

Любовь к себе и “Я-концепция”

Почему же так важно любить себя? За ответом обратимся к Эриху Фромму, чья книга “Искусство любить: Исследование природы любви” является одним из лучших психологических анализов этого, как написано в учебниках психологии, “высшего человеческого чувства”. Всего две очень маленькие цитаты: “Любовь — ответ на проблему человеческого существования” и “Любовь — это активная заинтересованность в жизни и развитии того, к кому мы испытываем это чувство”. Ну а если это кажется вам слишком слащавым и романтичным, то вот более сухие факты. Многие врачи — психиатры и психотерапевты — усматривают причину таких серьезных заболеваний, как неврозы, в неумении, неспособности любить себя. А психологи рассматривают принятие себя, любовь к себе как основу того сложного психологического образования, которое называется Я-концепцией и включает всю совокупность знаний, представлений человека о самом себе, систему его многочисленных самооценок (т. е. эмоционального отношения и оценки различных сторон своей личности) и те формы поведения, которые вызываются этими представлениями и самооценками. “Я-концепция” — это то, что мы имеем в виду, когда говорим о себе: “Я”. Многие психологи закономерно считают это образование центральным в личности. “Я-концепция” обеспечивает нашу целостность, точнее, целостность нашего психического облика, нашего внутреннего мира, восприятие получаемой о себе информации. Характер интерпретации собственного опыта определяет то, что человек ждет от себя, какие цели он перед собой ставит, какие достижения он будет воспринимать как успех, а какие — как неудачу (в психологии это называется уровень притязаний). И эта сложная конструкция, выполняющая столь жизненно важные для нас функции, покоится на простом фундаменте — любви к себе общем принятии себя. Если это есть, то очень велика вероятность того, что все остальные элементы “Я-концепции” будут развиваться нормально, человек сможет правильно оценить свои успехи и недостатки в разных областях, понять, когда он плох, когда хорош. Нет — и обязательно перед нами деформированная структура “Я”, с самыми разнообразными искажениями самооценки, представлений о себе, с мощной системой защитных и манипулятивных механизмов.

Хочу подчеркнуть, что это не пустые слова, не гипотезы и не декларации, а строго доказанные положения.

Приведу лишь два, на мой взгляд, достаточно выразительных доказательства. Выдающийся американский психолог А. Маслоу — автор теории, согласно которой в основе полноценного развития личности лежит стремление к самоактуализации, т. е. раскрытию своих собственных уникальных потенций, благодаря чему формируется тот самый “актуализатор”, о котором мы говорили. Свою теорию А. Маслоу развил и доказал, анализируя биографии выдающихся представителей рода человеческого: А. Швейцера, Б. Спинозы, Дж. Вашингтона, А. Эйнштейна, П. Кропоткина (да-да, не удивляйтесь, наш замечательный анархист) и многих других. Все эти люди, с точки зрения А. Маслоу, смогли полностью реализовать себя, достичь высокого уровня актуализации своего внутреннего потенциала. Среди характерных качеств их личности — высокий уровень самопринятия, самоуважения.

Хочется надеяться, что я смогла вам показать необходимость любви к себе. Что же делать? Можно ли повлиять на это? Вместо ответа мне хотелось бы привести выдержку из книги известного психотерапевта В. Сатир: “К счастью для всех нас существуют способы повышения самооценки в любом возрасте, поскольку самооценка возникает в результате научения. Формирование самооценки происходит постоянно на протяжении всей жизни человека. Поэтому, пока он жив, заняться этим никогда не поздно...” Она так формулирует самую главную мысль своей книги: “Всегда есть надежда, что ваша жизнь может измениться, потому что в каждый ее момент вы узнаете что-то новое. Сущность человеческой жизни состоит в том, что человек находится в постоянном движении, он развивается и меняется на протяжении всей жизни. Чем старше мы становимся, тем труднее нам меняться, тем больше времени занимает процесс развития. Однако знать, что все люди меняются, — это первый шаг. И пусть не каждый из нас хороший человек, но все мы обучаемы”.

И далее В. Сатир приводит то, что она часто говорит самой себе о собственной самоценности. И этот гимн самой себе мне очень хочется привести целиком: “Итак, декларация моей самоценности.

Я—это Я

Во всем мире нет никого в точности такого же, как Я. Есть люди, чем-то похожие на меня, но нет никого в точности такого же, как Я.

Поэтому все, что исходит от меня, — это подлинно мое, потому что именно Я выбрала это.

Мне принадлежит все, что есть во мне: мое тело, включая все, что оно делает; мое сознание, включая все мои мысли и планы; мои глаза, включая все образы, которые они могут видеть; мои чувства, какими бы они ни были, — тревога, удовольствие, напряжение, любовь, раздражение, радость; мой рот и вое слова, которые он может произносить, — вежливые, ласковые или грубые, правильные или неправильные; мой голос, громкий или тихий; все мои действия, обращенные к другим людям или ко мне самой.

Мне принадлежат все мои фантазии, мои мечты, все мои надежды и мои страхи.

Мне принадлежат все мои победы и успехи. Все мои поражения и ошибки.

Все это принадлежит мне. И поэтому Я могу очень близко познакомиться с собой. Я могу полюбить себя и подружиться с собой. И Я могу делать так, чтобы все во мне содействовало моим интересам.

Я знаю, что кое-что во мне озадачивает меня, и есть во мне что-то такое, чего я не знаю. Но поскольку я дружу с собой и люблю себя, Я могу осторожно и терпеливо открывать в себе источники того, что озадачивает меня, и узнавать все больше и больше разных вещей о себе самой.

Все, что Я вижу и ощущаю, все, что Я говорю и что Я делаю, что Я думаю и чувствую в данный момент, — это мое. И это в точности позволяет мне узнать, где Я и кто Я в данный момент.

Когда Я вглядываюсь в свое прошлое, смотрю на то, что Я видела и ощущала, что Я говорила и что Я делала, как Я думала и как Я чувствовала, Я вижу, что не вполне меня устраивает. Я могу отказаться от того, что кажется неподходящим, и сохранить то, что кажется очень нужным, и открыть что-то новое в себе самой.

Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и действовать, Я имею все, чтобы быть близкой с другими людьми, чтобы быть продуктивной, вносить смысл и порядок в мир вещей и людей вокруг меня.

Я принадлежу себе, и поэтому я могу строить себя.

Я — это Я, и Я — это замечательно”.

А нам это дает главный совет: ЛЮБИТЕ СЕБЯ. Как можно чаще повторяйте декларацию собственной самоценности.

Конечно, я думаю, не надо объяснять, что любовь к себе и принятие себя таким, каков ты есть, не означает, что вы можете делать все, что вам заблагорассудится, не считаясь с окружающими. Последнее характерно как раз для человека, который не любит себя, а потому вынужден защищаться и утверждать себя в окружающем мире. Подлинная любовь к себе предполагает трезвый самоанализ и четкий самоконтроль. Она не исключает ошибок, неудач, даже поражений, но позволяет человеку относиться к ним, как к вехам на жизненном пути, а не как к конечной остановке. Она позволяет рассматривать жизнь как путь самоактуализации, открытия своей уникальности, своей собственной индивидуальности. Вам, наверное, знакомо такое утверждение: “Человек — это микрокосм”, т. е. каждый человек — это Вселенная. И хоть Вселенные, как говорят, сталкиваются и разбегаются где-то там, в районе световых лет, все же ни одной Вселенной нет смысла утверждать дать себя за счет другой. Мне кажется, что именно в этом смысл теории самоактуализации и значения любви к себе.
Последнее редактирование: 23 12 2011, 03:25:35 от Administrator

 

 

Ответ #46: 10 06 2011, 00:44:45 ( ссылка на этот ответ )

Психология личности. Письмо в прошлое

«В 10 лет я полюбил одну девочку. Мы вместе ходили из школы домой. Она заполнила все мои мысли, ответила взаимностью, и я был счастлив, провожая ее каждый день. Но однажды, проходя вместе через мой двор, ребята позвали играть, и я захотел показать спутнице, как умею это делать лучше всех. Но ей стало скучно, а мне стыдно. Я остался, чтобы поддержать статус, а она ушла одна домой.

Счастье закончилось вместе со взаимностью. Остались чувство вины и надежда, слепая вера, что все вернется. Я не могу связаться с ней напрямую. Передай, пожалуйста, что я прошу у нее прощения, что она до сих пор каждый день в моих мыслях. 2 последних года ушло на то, чтобы вспомнить и понять тот эпизод во дворе.

До этого, 13 лет я просто не понимал, что же случилось, почему все оборвалось. Эта девочка определила направление моей линии жизни. Возможно, она расскажет свое видение ситуации. Мне было бы это очень помогло. Спасибо тебе. Надеюсь на твою помощь.»

Прототипом к «Письму в прошлое» послужила история моего Клиента. Он ушел с работы продавца после конфликта с начальством, длящегося в скрытой форме 2 года. С целью дополнительного заработка, он продавал товар, который покупал на стороне.

Начальник, конечно, об этом догадывался, и Клиенту приходилось терпеть унижения при сотрудниках, и как компенсацию за них, он продавал товар, который покупал на стороне. Получился замкнутый круг. При этом Клиент испытывал чувство вины, обманывая шефа, но оправдывал левые продажи, защищаясь от унижений. И чем более ухудшались их отношения, тем больший процент своего товара он продавал.

В результате ухудшившихся показателей официальных продаж произошла ссора с начальством и увольнение по собственному желанию. Эти отношения очень беспокоили Клиента. С одной стороны, он ненавидел своего начальника, с другой – испытывал чувство вины за обман. Избавиться от истощающего чувства вины, он смог после того, как попросил у начальства прощения. И неважно, что начальник не взял трубку телефона, когда Клиент звонил ему, главное – что Клиент это сделал в сердце. Он переборол ненависть, страх унизиться снова и сознательно решил попросить прощения.

 Возвращаясь к «Письму в прошлое». Клиенту мешал открыться перед возлюбленной детства страх отказа, при этом чувство вины было вытеснено, было неосознанным. Желание вернуть былое ощущение счастья доминировало в сознании и мешало жить нормальной полноценной жизнью. Прорыв осуществился, после осознания эпизода детства, который, по мнению Клиента, посеял холод в отношениях. Появилось желание действовать, донести до адресата чувства, объяснить тот случай. Дискомфорт, мешающий жить, оказался сильнее страха получить отказ.

Отправив письмо адресату, Клиент словно скинул камень с души. И неважен уже был ответ «да» или «нет». Сражение шло со страхом долгие годы. И вот страх ушел. Наступило спокойствие и умиротворение. И снова преодолеть чувство вины помогла просьба простить. Эта просьба снимает ответственность с просящего за то, что произошло. Убирает избыточный потенциал, источник беспокойства.

Если вас что-то сильно тревожит, беспокоит, задумайтесь о первопричине этого. Возможно, где-то глубоко спряталось чувство вины. Выпустите его. И обязательно попросите прощения.
Последнее редактирование: 23 12 2011, 03:26:12 от Administrator

 

 

Ответ #47: 10 06 2011, 09:20:11 ( ссылка на этот ответ )

Практическая польза пессимизма и оптимизма


Ожидание неприятностей не уменьшает разочарования от неудач, когда они происходят. К такому выводу пришли американские психологи, проведя серию экспериментов со студентами.

Большинство людей считает, что если мысленно приготовиться к худшему — например, к провалу на экзамене или к поражению в состязаниях, — то перенести эти неприятности, если они действительно случатся, будет намного легче. Однако это представление опровергается экспериментом, который был проведен психологами из Тихоокеанского университета Сиэтла (Seattle Pacific University) и Университета штата Вашингтон (University of Washington).

Сначала группе из 80 студентов предложили заполнить опросник, по которому определялся общий эмоциональный портрет человека — радостный или мрачный. Затем студентам дали возможность попрактиковаться на компьютере в решении средней сложности задач на подбор словесных ассоциаций. На основании этого опыта студентов просили оценить, насколько успешно они справятся со второй серией подобных заданий — уже без помощи компьютера.

В новой серии половина студентов получила немного более простые задания, а другой половине предложили более сложные задачи. По окончании тестирования студенты заполнили еще один опросник, проверяющий их эмоциональное состояние, — определялось, насколько обескураженными чувствуют себя те, кто допустил в тестах серьезные ошибки.

Неожиданно оказалось, что студенты, которые с самого начала не надеялись на хороший результат, чувствовали себя хуже тех, кто был уверен в успехе, но просчитался. А вот в тех случаях, когда результат был хороший, уровень положительных эмоций был примерно одинаковым, сообщает журнал Nature.

Исследователи считают, что реакция человека на неудачу определяется в основном его общим отношением к жизни, а не степенью готовности к конкретной ситуации. Оказалось, что старый совет «быть готовым к худшему» попросту не работает, а пессимистическая установка превращает человека в неудачника. Те же, кто уверен в успехе, даже при неудаче часто считают, что действовали в целом не так уж плохо.

Еще один опрос участников эксперимента показал, что пессимисты склонны винить в неудачных результатах теста себя и свои недостаточные способности. В этом проявляется их меньшая готовность к неудачам. Напротив, оптимисты не связывают полученные слабые результаты с самооценкой, что позволяет им легче пережить неудачу.

Но у подобного отношения к своим успехам есть и оборотная сторона: люди, которые смотрят на мир и на себя через розовые очки, не склонны признавать свою ответственность за допущенные провалы. Их самоуспокоенность может скрывать от них реальный масштаб проблем вплоть до того момента, когда последствия становятся необратимыми.

С пессимистами тоже не всё так однозначно. Для некоторых людей беспокойство по поводу возможной неудачи служит мощным мотивирующим стимулом. Собственный негативный прогноз заставляет их тщательнее готовиться к предстоящим испытаниям. Психологи называют такую реакцию «защитным пессимизмом».

Всё это, конечно, делает неоднозначным вопрос о практической пользе пессимизма и оптимизма, но вот мнение о том, что пессимистическая установка сбережет вам нервы при неудаче, можно считать экспериментально опровергнутым.
Последнее редактирование: 23 12 2011, 03:27:33 от Administrator

 

 

Ответ #48: 14 06 2011, 15:52:45 ( ссылка на этот ответ )

Уверенность в себе

 ангелы
Думаю, не ошибусь, если скажу, что все мы хотим быть уверенными в себе. Хотим видеть себя людьми, способными выбирать, строить отношения, достигать поставленных целей, расти духовно. Кто не мечтает обладать хорошей самооценкой! Ведь далеко не каждый из нас может сказать: "Да, у меня с этим все в порядке!" Скорее, наоборот, чаще приходится слышать: "Я так не уверена (или не уверен) в себе", "Мне так сложно отстаивать свое мнение". Или: "Я просто не в силах сказать нет, и все этим пользуются!" Поэтому сегодня предлагаю поговорить о том, что такое уверенное поведение и как мы ведем себя, когда этой уверенности нет. Давайте рассмотрим две ситуации.

Представьте, вы стоите в очереди за железнодорожными билетами, стоите уже четыре часа и очень устали. Вдруг какой-то очень предприимчивый молодой человек влезает впереди вас и пытается купить билет без очереди. Как вы отреагируете? Что-то скажете этому молодому человеку или, тяжело вздохнув, промолчите? Подумали? Теперь еще одна ситуация.

К вам на пять минут забежал ваш знакомый, а сидит уже целый час. Вам некогда, у вас очень много дел, и сейчас вам не до него, но он просит, чтобы вы с ним поговорили еще одну минуточку. Как вы поступите в этом случае?

Запомните, но лучше запишите свои ответы, к ним мы еще вернемся, а сейчас поговорим о том, какие же вообще бывают реакции в подобных ситуациях, как мы ведем себя в жизни, когда нам нужно делать какой-то выбор.

В нашем поведении можно выделить три основных тенденции: агрессивное поведение, пассивное поведение и уверенное поведение. Стоит рассмотреть все три вида отдельно.

Агрессивное поведение - это поведение, направленное против других. Оно подразумевает управление кем-либо, подавление другого, чтобы добиться своего. Подразделяется, во-первых, на физическую агрессию, которая не нуждается в особых объяснениях. Во-вторых, это вербальная агрессия, то есть агрессия с помощью слов - оскорбления, унижения, сквернословие, порицание, упреки. К вербальной агрессии также относится черный юмор и сарказм. В-третьих, существует и невербальная агрессия как передача своего отношения к человеку через взгляд, жест, позу, выражение лица. Многие, наверное, знакомы с выражением "убивать взглядом". Так, в частности, проявляется невербальная агрессия.

Явные виды агрессивного поведения так или иначе можно различить, но есть очень тонкий и завуалированный вид агрессии - пассивная агрессия. Как она выглядит? Вы приходите за каким-то документом к чиновнику, а вам говорят (уже в четвертый раз!) многообещающее "приходите завтра...", а на завтра все повторяется. Налицо активное бездействие, саботаж. Сюда же относится игнорирование и манипуляция.

Пассивное поведение - не оказывающее сопротивления, бездействующее. Человек все пускает на самотек, не отстаивает своих интересов, только реагирует на происходящее. Часто в жизни пассивные люди идут вразрез с собственными установками и ценностями только ради того, чтобы сохранить мир с окружающими. Существует физическая пассивность - уход от ситуации, отъезд, побег из нее. Приведу пример. Андрею 28 лет, он никак не может найти подходящую работу. Каждый раз, когда он получает какую-то должность и возникает первая конфликтная ситуация, он замыкается, ни о чем не хочет говорить, и если конфликт не разрешается сам собой, то просто увольняется. На следующем месте все повторяется. К физической пассивности можно отнести также уход от решения проблем в алкоголизм или наркоманию.

Второй вид пассивного поведения - вербальная пассивность. Человек помалкивает в любой ситуации, не высказывает собственного мнения. Тем самым он лишает себя возможности регулировать собственное поведение, получать обратную связь. Избрав роль "невидимки", он часто страдает: обычно с мнением такого человека не считаются, его просто не замечают.

Теперь поговорим о том, что же такое уверенное поведение. Это поведение, подразумевающее уважение к себе и другому. Уверенность - конструктивное, плодотворное, ответственное отношение к жизни и к людям. Уверенность в себе предполагает стремление к честности и открытости. Если мы живем уверенно, то в себе и в другом видим личность, сотворенную Богом, имеющую свои чувства, мысли, взгляды и право их выражать, что является неотъемлемой частью христианского образа жизни.

Что же включает в себя уверенное поведение? Прежде всего последовательность: жизнь такого человека не расходится с верой, уверенные люди поступают, как написал апостол: "...достойно звания, в которое вы призваны" (Еф. 4:1). Их отличает искренность, честность, подлинность. Такие люди не боятся быть самими собой. Быть уверенным - значит осознавать свои мысли и чувства, свои взгляды, свое мировоззрение. Более того, отстаивать их, жить в соответствии с ними. Уверенный человек способен различать человека и его поступки. Он способен говорить нет, не терзаясь чувством вины. Способен планировать свое время и принимать решения, знает, что ему выбрать, на чем остановиться, скажем, в своем христианском служении и многом другом. Быть уверенным - значит выбирать модели поведения.

Хорошо быть уверенным человеком. И все же, возвращаясь к агрессивному и пассивному поведению, следует заметить, что будет неверным утверждать, будто они всегда негативны, а уверенное поведение во всех случаях предпочтительное. В некоторых ситуациях лучше выбрать агрессивное или пассивное поведение, потому что уверенное поведение будет неуместным. Если вы идете по темному переулку и на вас нападают, приставляя нож к горлу и требуя кошелек, то, я думаю, самое лучшее - вести себя пассивно, отдать кошелек и тем самым спасти свою жизнь. Или если с вами несправедливо поступили на работе, но вы выбираете в данный момент не увольняться, так как вам нужно кормить семью. Другими словами уверенное поведение неуместно, если вы точно знаете, что не сможете справиться с последствиями данной ситуации. Хотелось бы подчеркнуть, что важно выбирать, причем осознанно, определенный тип поведения. Проблема возникает, когда мы не выбираем, а ведем себя тем или иным образом только потому, что не можем вести себя по-другому.

Давайте посмотрим на поведение Христа. В определенных ситуациях Он выбирал либо агрессивное поведение (изгонял торговцев из Храма), либо пассивное (не приходил к своему другу Лазарю, когда он заболел), либо уверенное (знал, за чем Он пришел, Свою миссию и шел, несмотря ни на что).

Вернитесь теперь к ответам, которые вы дали в начале знакомства со статьей. Вспомните также другие ситуации, когда вам нужно было что-то выбирать, как-то заявлять о себе. Попробуйте их оценить. Конечно, две ситуации - это не серьезный тест, но все же и они могут что-то сказать о вас. Как вам кажется, только честно, к какому типу больше относится ваше поведение: агрессивному, пассивному или уверенному?

Какие ситуации являются сложными для вас?

Может, вам трудно сказать нет человеку, который выше вас по статусу?

Или в принципе говорить нет?

А может, наоборот, вас так легко вывести из себя, что вы сразу взрываетесь и можете наговорить лишнего? Как бы то ни было, но навыкам уверенного поведения можно учиться. Памятуя, что нет совершенных людей, одни в каких-то ситуациях ведут себя более уверенно, в каких-то менее, а другие всегда проявляют уверенность. Главное - не обвинять себя, когда не получается выбрать верный вид поведения, а двигаться и двигаться вперед.
Последнее редактирование: 23 12 2011, 03:28:21 от Administrator

 

 

Ответ #49: 14 06 2011, 19:15:21 ( ссылка на этот ответ )

Социальная психология. Гармоничный человек

Недавно нам предложили написать что-то в очередной номер журнала под названием "Гармоничный Человек", и я сразу же вспомнил такого человека из своего детства. Он всегда был там, где людям было радостно, где происходило что-то хорошее, веселое. И он был при этом не где-то сбоку, а всегда в центре события. С него оно как бы и начиналось, им и управлялось. С его появлением, ранее плохо организованная толпа людей сразу становилось чем-то единым, целым, гармоничным, одним словом. Все становились приветливей, улыбались, заводили хоровод, танцы, песни.

Мы, дети, смотрели на него, гармоничного человека, как на Бога. Он нам казался добрым, всемогущим, всеми уважаемым. Он таким и был. И гармонию всегда носил с собой. Она у него была не такая уж ахти какая. Когда я подрос, я видел и гармонию и баян и аккордеон, которые выглядели гораздо более внушительно.

Но радости и счастья, несмотря на их внушительные размеры, вокруг них было не больше. Ни я и никто другой не называли людей, на них игравших, гармоничными. Наверное, они и не были такими.

А Тот, из детства, таким был. На всех вокруг он как-то хорошо влиял, от него что-то исходило, он весь лучился. Наверное, это и была гармония.

Но нам казалось, что раз вещи называются похожим словом, значит, они должны быть как-то связаны… И гармоничный - потому, что у него в руках гармония.

Вокруг этого было много мыслей, вопросов, поисков… Что-то приобретало свои имена. Были и гармонисты. Со временем, взрослея, продолжая поиски ответов на главные вопросы, встречаясь с психологами, философами, психотерапевтами, начинал понимать, что они его представители, ученики. И У кого-то были свои учения о гармонии.

Узнал музыкотерапию, познакомился, побывал. Иногда там обнаруживался, и не один, гармоничный человек. Но что-то неуловимое менялось, и человек переставал быть гармоничным. А тот из детства никогда не переставал, никогда не уставал, всегда лучился. Хотя и гармония его была не такая уж ахти какая. И учения никакого он вроде бы и не оставил.

А ведь каждый из нас, знавших его, знает, что это такое - гармония, и как при этом себя чувствуешь. И что остается в душе, когда гармоничный человек уходит. Каждый из нас называет это по своему, наверное, поэтому мы и живём по разному, иногда подолгу не видим друг друга, и в жизни занимаемся разными делами, а иногда начинаем изучать какие-то учения…

Но встреча с гармоничным человеком всегда останется главным событием в жизни каждого из нас.
Последнее редактирование: 23 12 2011, 03:28:52 от Administrator

 

 

Страниц: 1 ... 8 9 10 11 12 ... 17 | ВверхПечать