Примите на себя ответственность за свое счастье
Те, кто отправился на поиски счастья, хорошо знают, что важнейшая веха на этом пути — это принятие на себя ответственности за свое счастье. Взять ответственность на себя означает перестать обвинять других в своих несчастьях. Это означает понять, как быть счастливым, несмотря на то, как ведут себя другие, и невзирая на внешние обстоятельства. Человек, который взял на себя ответственность, осознает важнейшую истину о счастье: твое счастье гораздо больше зависит от твоего отношения, чем от объективных, внешних обстоятельств.
Значит ли это, что можно быть счастливым, несмотря на внешние обстоятельства, какими бы они ни были? Можно ли быть счастливым, испытывая интенсивные физические или психологические страдания?
Этот вопрос задают мне многие из моих учеников, когда я говорю о личной ответственности за свое счастье.
Теоретически это возможно: быть счастливым, несмотря ни на какие внешние обстоятельства. Но как? Эмоциональное состояние человека зависит от того, как он трактует происходящие события, а не от того, что происходит на самом деле. Это отражено в известном высказывании Мильтона: «Разум — место само по себе. И из рая может сделать ад, а из ада — рай». Выводы когнитивной теории о чувствах поддерживают Мильтона. Говоря в общем, наше счастье, — а в действительности любое эмоциональное состояние, в том числе негативное, — происходит из интерпретации событий. Когда мы, например, воспринимаем нашего недоброжелательного начальника как препятствие, мы испытываем гнев и разочарование, если же, напротив, мы видим его как «именно то, что нам нужно для того, чтобы стать более хорошим человеком», мы чувствуем спокойствие, а возможно даже благодарность.
Конечно, большинство из нас не верит, что мы можем быть счастливыми независимо от внешних обстоятельств. Столкнувшись с идеей, что счастье, в конечном счете, находится в нашем уме, многие из нас сразу же приводят крайние примеры, которые искажают эту теорию: можем ли мы быть счастливыми, даже если сломали себе кости или потеряли работу?
На мой взгляд, это неправильные вопросы. Правильным будет вопрос: можем ли мы быть счастливы, сталкиваясь с теми негативными событиями, что происходят в нашей жизни ежедневно? Иными словами, вместо того, чтобы спрашивать себя: «Могу ли я быть счастливым даже при крайне негативных обстоятельствах?», спросите себя: «Могу ли я быть счастливым в более умеренных условиях?», в которых вы пребываете изо дня в день. Можете ли вы, например, допустить возможность быть счастливым, несмотря на идущий на улице дождь? Можете ли вы быть счастливым, даже если встреча с клиентом прошла не так, как вам хотелось бы?
Почему вопрос: «Могу ли я быть счастливым в крайне (по сравнению с обычными) негативных обстоятельствах?» — неправильный? Потому что, задавая такой вопрос, вы разрушаете веру, необходимую вам, чтобы развить в себе способность быть счастливым при любых обстоятельствах. Подобно тому, как ребенок не может представить себя физически сильным, взрослые — те из нас, кто не развил в себе способность воспринимать умеренно негативные события в увеличивающем счастье настроении, — не могут представить себя счастливыми в крайне негативных обстоятельствах.
Можно посоветовать представлять себе способность контролировать эмоциональные реакции на события в виде мышцы. Бицепсы становятся сильнее только тогда, когда вы тренируете их, используя соответствующий вес — не слишком большой, но и не слишком маленький вес, — так же ваша способность контролировать свои эмоциональные реакции на события крепнет только тогда, когда вы берете на себя задачи, соизмеримые с вашими способностями. Если сейчас вы позволяете сравнительно незначительным событиям — как, например, грубость со стороны официантки, — испортить себе настроение, как вы можете ожидать от себя, что будете счастливым в более экстремальной ситуации — например, если к вам на неделю приедут неприятные вам родственники?
Суть в том, что неправильно полагать, что раз вы в настоящее время не сможете поддерживать в себе положительные эмоции при столкновении с крайне негативными событиями, то описанная выше теория — ключ к вашему счастью, в конечном счете, находится в ваших руках, — неверна. Скорее это означает, что в настоящее время вы не способны контролировать собственный ум в достаточной мере, чтобы чувствовать себя счастливым независимо от обстоятельств. В конечном счете, вы можете хотеть быть подобными Ганди или Иисусу, — которые обладали выдающейся способностью сохранять хорошее настроение даже в условиях крайнего несчастья, — но вы не можете достигнуть этого, «откусывая» больше, чем способны прожевать в настоящий момент.
По поводу личной ответственности можно даже иронизировать. Стремление управлять своей психикой на первый взгляд может показаться похожим на стремление контролировать других людей или обстоятельства. Но все как раз наоборот! Во всяком случае, ваша способность управлять своим собственным умом снижается стремлением контролировать других людей и обстоятельства. В действительности, один из важнейших элементов достижения контроля над собственной психикой — это готовность принимать любые последствия, которые к вам приходят. Если вы не сможете полностью принять свои обстоятельства — в том числе присутствие язвительного начальника или плохое здоровье, — вы не сможете истолковать для себя эти обстоятельства в положительном свете, и, следовательно, не сможете быть счастливым.
Таким образом, принять на себя ответственность за собственное счастье, в конечном счете, подразумевает «покорное мышление», что опирается на готовность полностью и беспрекословно принимать приходящие к вам в жизни ситуации.
Но как можно развить «покорное мышление»?
Прежде чем я отвечу на этот вопрос, позвольте вкратце оспорить общепринятое заблуждение о «покорном мышлении». Покорность не то же самое, что капитуляция. Я имею в виду, что человек с покорным мышлением — не слабая, не умеющая управлять собой личность, оторванная от действительности, скорее, он личность, которая, как и все мы, имеет желания и цели и преследует их. Однако в то время, как все мы цепляемся за свои желания с лихорадочным отчаянием, человек с покорным мышлением не делает этого. Таким образом, человек с покорным мышлением может мечтать о том, чтобы побить мировой рекорд стометровки, но если ему придется узнать, что здоровье не позволяет ему достигнуть этой цели, он сможет отказаться от своей мечты и без колебаний устремиться к достижению других целей.
Другими словами, человек с покорным мышлением — во многом такой же как и все мы, но только до того момента, когда откроются результаты прежних действий. Тогда как все мы предадимся размышлениям и жалобам, если желанные нам результаты не придут к нам, человек с покорным мышлением сможет продолжать свой путь, оставаясь эмоционально невредимым.
Теперь позвольте мне вернуться к вопросу, который я поднял ранее: «Как можно развивать покорное мышление?»
Наиболее эффективный способ развить в себе покорное мышление — это кажущийся с научной точки зрения непривлекательный способ: он подразумевает веру в высший интеллект или силу. В частности, тем, кто верит, что есть сила, которая превыше них, и что это милосердная сила, будет легче покориться. Причина этого проста: если вы верите, что Вселенная создана силой более могущественной, чем вы, и что эта сила действует в высших для вас интересах, то вам будет легче примириться с приходящими обстоятельствами. Даже если вы не в состоянии увидеть, насколько в данный момент для вас благоприятна данная ситуация, вы, по крайней мере, будете готовы искать, каким образом она открывает новые двери и возможности. В противном случае, если вы убеждены, что ситуация вредна для вас, то вы скорее размышляете о прошлом, чем двигаетесь вперед.
В конечном счете, покорность связана с доверием. Подобно тому, как доверительные отношения с людьми, с которыми вы взаимодействуете каждый день, — необходимое условие для того, чтобы быть счастливым, похоже, вера в то, что Вселенная заботится о вас, также крайне важна для счастья.
Это может быть одной из причин, почему исследования раз за разом показывают, что религиозные люди, в среднем, значительно счастливее. Развитие покорного мышления, однако, не означает, что вы должны стать религиозным. Можно поддерживать веру в благожелательную (не злобную или безразличную) Вселенную, не подписываясь под какими-либо другими религиозными догмами.
Таким образом, логичным поступком, если вы хотите взять на себя ответственность за свое собственное счастье, будет кажущийся на первый взгляд нелогичным: обрести веру и принять покорное мышление.
Разве это не замечательно?
psychologytoday.com