Жак Деррида, невозможность прощения и великая сила любви
Прощение невозможно. Это мысль философа Жака Деррида. Многие склонны сегодня полагать, что Деррида был совершенно неправ, но что можно увидеть, если вглядеться в его слова немного внимательнее?
Есть некоторые вещи, которые, как мы говорим, легко простить. Но, Деррида утверждает, что такие вещи нет на самом деле никакой нужды прощать. Я забыл ответить на электронную почту, и мой друг замечает: "О, это не имело особого значения так или иначе" Не то чтобы он простил меня. Он забыл об электронной почте. Мы подсознательно или сознательно считаем прощением даже эту мелочь. Но к настоящему прощению это не имеет ровно никакого отношения.
Мы говорим, что что-то трудно простить, и мы восхищаемся теми, кто, кажется, умеет прощать тем не менее. Недавно один известный в узких кругах человек простил преступника, который чуть не убил его, который буквально в считанную секунду не лишил его жизни, который до этого заявлял, что будет пытаться сделать это снова и снова.
А еще недавно жертва насилия со стороны маньяка простила его и просила суд помиловать преступника, так как она "чувствует его искупление".
А что тогда делать с Брейвиком тем, чьих родственников он убил во время своего норвежского "кровавого побоища"? Простить? С точки зрения сторонников всепрощения - да!
К. С. Льюис писал: "Все говорят, что прощение является прекрасной идеей, пока им не приходится что-то прощать".
Древние философы, кажется, думали, что прощение является псевдо-субъектом. Ни в один из списков древнегреческих добродетелей возможность прощать не входит! Наоборот, всей своей культурой греки стремились утвердить принцип, что когда природа не может больше выдержать "перенапряжения", она (через богов) творит правосудие, которое никак не связано с прощением - оно связано только с восстановлением справедливости.
Все это ставит под сомнение теорию эволюционной психологии. В ней аргументом является то, что прощение имеет важное значение для нашего эволюционного успеха. Но так ли это? Что происходит с людьми, которые живут в "больших коллективах" - в мегаполисах - я не видел еще ни одного всепрощающего и добродетельного человека, которому добиться успеха в своем деле помогла бы именно любовь к прощению других. Города провоцируют массовый грехи и обиды, но никак не массовые акты прощения.
Конечно, вы можете подумать - христианство учит о прощении, прощение реально. Самый главный аргумент христиан лежит в притче о блудном сыне. Но перечитайте притчу хоть тысячу раз, и вы не сможете найти ни слова о прощении - мы лишь сами предполагаем его, выдумываем его, потому что нам так приятнее, удобнее, легче. Блудный сын всего лишь возвращается, но он не молит о прощении. Отец не предлагает ему прощения - он только спонтанно раскрывает объятия, чтобы принять сына. На этом история заканчивается.
Анализ библейских сюжетов Жаком Деррида привел его к мысли о том, что прощение невозможно. Вместо этого в притче действует другая добродетель - любовь отца к сыну. Это дико экстравагантно, но безумно, на мой взгляд, верно. Отец не прощае прошлое, он как бы обходит его стороной, обещает умалчивать о нем.
http://yogaparking.ru