Чтобы стать лучше и сделать мир совершенней, не надо искать новых путей. Обратись к конфуцианству – самому рациональному и практичному учению древности – оно может стать твоим неожиданным открытием.
УЧИТЕЛЬ НА 10 ТЫСЯЧ ПОКОЛЕНИЙ
Ameno - Жизнь по Конфуцию, иллюстрация 1Кун-цзы, как зовут Конфуция на родине, жил в VI веке до нашей эры. Он является, наверное, первым в истории примером того, что сегодня мы называем «self-made man». Сын обедневшего воина из низшей знати и его младшей жены, Цю Хун (как будущего мудреца звали родные), он почти не знал своего отца и с детства должен был содержать себя и мать, берясь за любые ремесла, что было немыслимо для аристократа того времени.
В отрочестве, вскоре после смерти матери, он отдался изучению ритуалов и постижению музыки – важнейшим из шести искусств того времени, которые позволяли человеку называться образованным. В обучении сразу проявилась его особая хваткость и желание проникнуть в самую суть, которые стали отличительной чертой конфуцианского учения, а затем и национального характера китайцев. Благодаря этим качествам Конфуций стал известен во всей Поднебесной.
Он, без преувеличения, был самым образованным человеком своего времени и за свою, весьма богатую событиями, жизнь успел написать пять книг, до сих пор считающихся эталоном мудрости. А главное – сама его жизнь стала подтверждением того, что даже один человек, при достаточном упорстве и уверенности в своей правоте, может изменить целый народ.
Конфуцианство лежит в основе мировоззрения в Китае уже 2 500 лет. За все это время было лишь два коротких периода гонений на учение Конфуция: в начале III века и в 1970-е годы.
ЛИ СВЯЩЕННЫЙ - Красота ритуала
«Говорят, мол, ритуалы, ритуалы! Но разве здесь идет речь только о нефрите и шелках?»
На первый взгляд, мало какой народ сохранял на протяжении всей своей истории такую приверженность ритуалам и традициям, как китайцы. Именно в Поднебесной были разработаны чайная церемония и фэн-шуй, который не что иное, как подчинение течения жизни пространственно-предметному ритуалу. Но на самом деле ритуал важен для всех людей. Это особенно видно на примере маленьких детей, для которых традиции, действия, повторяющиеся изо дня в день в одно и то же время, – сигнальные огни для ориентации в сложном и нестабильном мире. Потом дети вырастают и открывают для себя свободу воли. Некоторое время она пьянит, но затем выясняется, что без твердой почвы под ногами и надежных «разметок» идти по жизненному пути совсем непросто. И повзрослевшие дети находят утешение в том, что изобретают новые устои.
Похожая вещь происходит и с целыми народами. В XVIII-XIX веках европейцы, только познакомившиеся с китайской цивилизацией, посмеивались над их церемонностью и способом организации жизни, которая казалась механистичной и искусственной. Но после того, как в ХХ веке депрессия стала главным бичом «длинноносых» (так называли нас китайцы), они обратились к тысячелетнему опыту Востока и обнаружили, что простое «отправление ритуалов» дает удивительные результаты!
Но Конфуций говорил о большем, чем о точном выполнении предписаний. Высшее назначение ритуала – превратиться в естественное действие, способствующее установлению гармонии в душе и в окружающем мире. Если ты сможешь осуществить это на практике, превратив рутинные повседневные мелочи в красивый ритуал, наградой станет ощущение полноты жизни, к которому все мы стремимся.
СИНЬ ШУ - Искусство думать сердцем
«Благородный муж участлив без пристрастности, Ничтожный человек пристрастен без участливости»
Основное отличие неевропейских цивилизаций от европейской в том, что только в последней такое значение придается деятельности мозга, логике. В Китае (как и в Индии, и в культурах индейцев Америки) основным органом мышления (и принятия решений, кстати) было сердце. Это совсем не значит, что нужно идти на поводу у эмоций. Кстати, последние исследования в области психофизиологии показывают, что насчет распределения рассудка и чувств правы были остальные народы, а не европейцы: большая часть «застилающих разум» эмоций идет от головы, а именно – от гипофиза и левого «логического» полушария, обладающего несчастливым даром искажать реальную картину и действовать в отрыве от действительности.
Главный принцип мышления сердцем – правдивость. «Человеку – и не быть правдивым? Не ведаю, возможно ли такое. Если в повозке не скреплены оглобли с перекладиной, разве можно на ней ездить?». Чтобы научиться думать сердцем, нужно, в первую очередь, перестать обманывать себя и смело смотреть в глаза фактам. Особенно это касается сферы взаимоотношений с любимым, близкими, коллегами. Когда кто-то слишком долго ссылается на «объективные обстоятельства», вспомни, что по поводу строк старинной песни «Я ли о тебе не думаю? Да дом твой далеко…» Конфуций заметил: «Не думает. Иначе был бы недалеко». Свет правды жесткий, но только он позволяет избавиться от иллюзий.
Стремление к сути
«Встретив достойного человека, стремись с ним сравняться,Встретив недостойного, вникай внутрь себя»
«Неприкрашенная суть, нерасцвеченная белизна» – вот что Конфуций ценил больше всего. «Не стоит учить того, кто по одному углу не в состоянии судить о трех остальных», – сказано в поучениях мудреца его ученикам. Без проницательности нечего и мечтать о жизненном успехе – эти слова справедливы и сегодня. Тренируй в себе внимание, интуицию, память. И не досадуй, что на это уходит больше времени, чем нужно для поверхностного скольжения по ситуации. Пусть тебя вдохновляет рассказ китайского историка Сыма Цяня, жившего через 300 лет после Конфуция, о том, как Учитель обучался игре на цине (семиструнной лютне). Придя к самому знаменитому учителю музыки Ши Сяну, Конфуций быстро освоил первую предложенную мелодию. Но когда Ши Сян предложил двигаться дальше, Конфуций ответил: «Я овладел мелодией, но не искусством исполнения». Затем он поставил цель понять «выразительность устремленности» этой песни. Но перейти к следующей согласился лишь когда, исполняя все ту же мелодию, смог ясно представить, какой человек сочинил ее.
Еще 50 лет назад такой подход назвали бы непродуктивной тратой времени. Сегодня же, когда стало ясно, куда в конечном итоге ведет спешка, история об игре на цине воспринимается как готовая модель по превращению в профессионала. Чем меньше ты торопишься, тем больше времени у тебя остается – в век скоростей эта истина становится все более очевидной.
ЧЖУН-Ю - Учение о середине
«Ничем не дорожи и не пренебрегай, А следуй лишь тому, что справедливо»
Главным врагом Благородного человека и Равновесия Неба Конфуций считал крайности. Он проповедовал осторожность и осмотрительность, говоря, что сражение скорее выигрывается теми, кто заботится об отходных путях и просчитывает свои и неприятельские шаги, чем героем, готовым голыми руками задушить тигра и в одиночку броситься в атаку на сотню врагов. Умеренность, осторожность, ответственность за каждое свое слово и поэтому тщательное взвешивание слов и поступков – вот что служит высшей цели. Даже о ритуалах Учитель Кун говорил, что в них «бережливость предпочтительней расточительности». Учение о Середине имеет еще один важный и сложный для выполнения аспект. Задача Благородного человека, самому придерживаясь середины, служить гармонизатором, «уравновешивателем» всех встречающихся ему дисбалансов. В таком контексте становятся понятны предписания: «С подчиненными будь ласков, а с начальством – тверд», «Нехорошо, когда все тебя любят. И когда все ненавидят – тоже плохо. Пусть хорошие любят, а плохие ненавидят – тогда будет по справедливости».
Попробовав воздерживаться от слишком восторженных (а тем более от крайне негативных) эмоций и суждений, ты через некоторое время обнаружишь, как много у тебя остается сил для внутреннего роста и внешних свершений. Эмоции – учат современные биоэнергетики – это валюта Космоса. Тот, кто слишком щедро расходует их, никогда не достигнет благополучия. Конфуций уже 2 500 лет назад утверждал то же самое. И не во внешней ли невозмутимости китайцев скрывается секрет их экономического роста?
ЖЭНЬ - Загадочная человечность
«Прекрасно там, где человечность. Как может умный человек, имея выбор, В ее краях не поселиться?»
Прожить жизнь духовно по Конфуцию – значит, прожить ее, воспользовавшись всеми шансами, подаренными судьбой. Эта установка, высказанная Конфуцием, гораздо больше похожа на европейский прагматизм, чем на большинство религиозных и эзотерических течений, считающих презрение к материальным благам необходимым условием для достижения просветления. Но это не значит, что стать конфуцианцем можно, всего лишь думая о своей выгоде и игнорируя духовные законы и потребности окружающих.
Центральная и, одновременно, самая загадочная категория конфуцианства – это Жэнь – «Человечность». «К чему ритуалы, если, будучи человеком, не проявлять человечности?» Но человечность Конфуция далека от безудержного филантропства. Человечность – это умение трезво оценивать поступки людей, проявлять гибкость, изменять обстоятельства там, где можешь их изменить, и избегать пассивного смирения перед тем, что считаешь неправильным. Быть человечным – изменять мир к лучшему, не прибегая к насилию. Конфуций, правда, не был уверен, что знает людей, способных всегда соответствовать этому требованию, но считал, что каждый может быть человечным один день, а за ним – еще один, и еще... И в этом для него и его последователей скрывается мудрость Пути.