Мудрый Конфуций справедливо полагал, что боги - это обожествленные цари и герои древности. Конечно, далеко не у всех небожителей найдутся сугубо земные корни, но есть основания говорить, что небесные врачеватели Эллады были людьми из плоти и крови. Олимпийским бессмертием одарила их благодарная память потомков. Культ небесного покровителя медицины Асклепия сложился примерно к VIII-VII векам до н.э. Впервые Асклепий, а также его сыновья упомянуты в эпической поэме Гомера «Илиада»: «...славные оба врачи, Асклепия мудрые дети».
Там же читаем: «Наши врачи - это Подалир и Махаон». Махаон считался непревзойденным хирургом, Подалир - терапевтом, знатоком внутренних болезней. Не посрамили семейной славы и дочери Асклепия: Гигиея подарила свое имя столь важной области медицины, какой и сегодня является гигиена, Панацея - Всеисцеляющая - принесла людям лекарства.
«Небесная» биография Асклепия неотделима от земной. В жены он взял дочь царя острова Кос красавицу Эпиону. Не случайно, наверное, что именно на Косе возникла первая медицинская школа. Археологические раскопки подтвердили предание о существовавшем там храме Асклепия, куда обращались за исцелением недужные со всей Эллады. Найти достойное место божественному врачу в олимпийском пантеоне оказалось несложно. Его небесным отцом провозгласили Аполлона. Этот лучезарный покровитель искусств властвовал не только над музами. Он известен еще и как Аполлон-губитель, посылающий смертельную стрелу, и как Аполлон-целитель, врач богов и бог врачей.
Наглядно о причастности Асклепия к Аполлону-губителю и Аполлону-целителю свидетельствует непременная спутница - асклепиева змея. Ее еще называют эскулаповой (Эскулап - римский эквивалент Асклепия). На греческих и римских скульптурах змеиные кольца обвивают руку божества либо его посох. Со змеей изображается и Гигиея. Она то ли поит ее из чаши, то ли сцеживает туда яд. Отсюда пошла известная всем эмблема медицины. Ее символика многозначна: здесь и двойственность применения ядов, несущих смерть и дарующих исцеление, и тайная мудрость, издревле ассоциирующаяся как со змеями, так и с профессией врача.
Прямым потомком бога-целителя считается прославленный Гиппократ. Клятву Гиппократа уже третью тысячу лет приносят будущие врачи. Имя это обратилось в легенду. Между тем нет оснований сомневаться в реальном существовании основоположника научной медицины. В сборник его имени входят 62 трактата чуть ли не по всем дисциплинам. Их названия говорят сами за себя: «Заболевания»; «Внутренние заболевания»; «Анатомия»; «Сердце»; «Кризисы»; «Прорезывание зубов»; «Эпидемии»; «Удаление плода»; «Переломы»; «Суставы»; «Железы»; «Геморрой»; «Критические дни»; «Женские болезни»; «Священная болезнь» (умопомешательство); «Раны»; «Зрение»; «Лекарства»; «Прогноз»; «Воздух, вода, местности»; «Пища» и т.д. Даже если какая-то часть написана учениками или коллегами гениального целителя, он навсегда останется первопроходцем, звездой первой величины.
Реальная биография Гиппократа богата событиями, запечатленными в документах. Он родился на том самом острове Кос, где женился Асклепий, в первый год 80-й Олимпиады. Перевести знаменательную дату на нынешнее летоисчисление не составит труда, если воспользоваться соответствующими таблицами. Это будет 460 г. до н.э. Более того, известен даже день - 27 агриана по дорийскому календарю. В блистательной плеяде современников Гиппократа значатся такие светочи Эллады, как историк Фукидид, драматург Еврипид, философ Платон и основатель атомистики Демокрит. И это не просто современники, но люди, оставившие конкретные свидетельства.
Подобно другим аристократическим семьям, ведшим свое родословие от богов и героев, предки Гиппократа именовали себя Асклепиадами. Это не обязательно означало прямое происхождение от небесного покровителя медицины. Зачастую любого врача называли эскулапом. Но генеалогия - наука хитрая. Юлий Цезарь, например, чтил свою прародительницу Венеру, Александр Македонский считал себя сыном самого Зевса.
Византиец Цецес приводит полную родословную отца медицины: «Великий Гиппократ - 17-й потомок, начиная с Асклепия». Как и все его предки, он овладевал наукой в семье, сочетая теорию с практикой. Слово прямо на месте подкреплялось делом. Существует упоминание о руководстве по хирургии, написанном дедом Гиппократа. Впрочем, одним лишь семейным кругом обучение не ограничилось. Среди учителей и врач Геродик, и софист Горгий. Много ценного сумел почерпнуть Гиппократ и на стенах храма Асклепия, где согласно обычаю исцеленные записывали подробности лечебного курса, дабы ими могли потом воспользоваться все страждущие.
Уже в зрелом возрасте Гиппократ взял в жены девицу из рода Кадма - правителя острова, но имя ее затерялось. Как и у божественного пращура, у него было два сына-врача: Фессал и Дракон и дочь, которая хоть и не стала жрицей Гигиеи, но все же вышла замуж за отцовского ученика Полибия. Короче говоря, и в доме, и на острове над всем довлел обвитый змеей посох.
Оставить Кос и переселиться в Фессалию Гиппократа заставили вещие сны. Скорее всего, за этим скрывалось стремление усовершенствовать наследственное искусство. По трактату «Эпидемии», словно по географической карте, можно проследить места, где практиковал ученый: Ларисса, Кранон, Феры, Ферсала. По-видимому, Гиппократу пришлось посетить и Фракию, и Пропонтиду, и почти наверняка Македонию, где царствовал его друг Пердикка II. Местные медики полагали, что царя снедает туберкулез. Но они ошибались. По пульсу, что вдруг сделался лихорадочным, когда в комнату вошла красавица Фила, Гиппократ понял, что царя губит безнадежная страсть: человек благородный, он не мог позволить себе близости с наложницей покойного отца. Как разрешилась ситуация - неизвестно. Согласно туманным свидетельствам, Пердикка покончил с собой, но возможно и вылечился, коль скоро была извлечена наружу тайная причина. В этом случае Гиппократа можно считать родоначальником психоанализа.
- Я не отвергаю сны, особенно те, которые содержат предсказание. Медицина и пророчество - близкие родственники, - произнес он, вслушиваясь в бессвязный бред страдавшего кошмарами Демокрита. Когда на севере Греции вспыхнула чумная эпидемия, его одолели послы из многих полисов. Быть одновременно повсюду не мог даже потомок бога. Он внимательно расспросил каждого: «Каковы были чередования жары, ветров, туманов и других природных явлений, изменяющих обычные состояния тела?» - и только затем прописал надлежащие средства. В том, насколько они эффективны, медику довелось удостовериться воочию. Благодарные афиняне удостоили своего спасителя высшей награды - золотого венка.
Молва о чудесном целителе распространилась повсюду. От Гистапа, наместника Геллеспонта, поступило послание:
«Артаксеркс, великий царь, нуждаясь в тебе, послал к нам нарочных, приказав дать тебе в изобилии серебра, золота и всего остального, что тебе нужно и чего ты желаешь, и доставить тебя как можно скорее».
Ответ персидскому царю выдержан в том же лапидарном стиле мужей античности:
«Врач Гиппократ приветствует Гистапа, наместника... Мне не подобает ни пользоваться щедростью персов, ни исцелять варваров от их болезней, так как они враги греков. Прощай».
Гиппократ прожил долгую жизнь: от 88 до 109 лет, судя по разноречивым источникам. Место в Лариссе, где был сооружен для него погребальный костер, едва ли отыщет какой-нибудь будущий Шлиман. Соответственно тут и кончается история, уступая беспрекословно легенде. На Косе рассказывают, будто над могилой Гиппократа постоянно гнездился пчелиный рой, дававший мед исключительно целебной силы.
Эпитафию, дошедшую до нас в литературной традиции, нельзя считать подлинной. «Здесь покоится фессалиец Гиппократ, уроженец Коса, тот, кто происходит из рода бессмертного Феба. Оружием Гигиеи он одержал много побед над болезнями и достиг великой славы не везением, а знаниями».
Все правильно: Феб - римский аналог Аполлона.
В парижском музее Гимэ хранится нумизматический раритет: монета, на которой изображен сидящий на складном стуле Гиппократ и рядом с ним вооруженный палицей Геракл.
Они равновелики в своих подвигах: один избавил землю от чудовищ, другой - от жуткого мора, оставив врачам всего мира бесценный завет: «Не навреди!»