Кто посягнет на дерево-шаман?
Подготовила Мария СКВОРЦОВА
С незапамятных времен рассказывают легенды о деревьях-убийцах. В древности подобные свойства деревьев связывали с обитающими в их стволах волшебными существами — например, древние греки верили в дриад. Сохранилась легенда о царе Фессалии Эрисихтоне, который срубил дерево, служившее жилищем нимфе, — святотатца ждала ужасная смерть, он под действием насланного богами безумия стал рвать зубами свое тело и погиб в страшных мучениях.
Народы Сибири и Северной Америки считали, на примере собственного общества, что среди деревьев есть свои деревья-шаманы. По мнению тувинцев, дерево-шаман отличается от других деревьев особой кроной. На дерево-шаман люди вешали приношения и просили у него удачи. Его нельзя было рубить, ломать ему ветви — иначе человек мог погибнуть.
Впрочем, не стоит думать, что ужасная судьба посягнувшего на священное дерево известна исключительно из преданий первобытных племен.
Английскими историками подробно описано, что произошло, когда пуритане, уполномоченные Кромвелем занять Вудстокский дворец, срубили знаменитый Королевский дуб. Этим набожным людям не хватило дров для обогрева, и они решили «оприходовать» огромный дуб, который во всей округе чтили как священный. Заодно, надо полагать, пуритане хотели развенчать вековые языческие предрассудки — но их благие намерения пошли прахом. Началось то, что мы бы сегодня назвали проявлениями бытового полтергейста, а тогда это объяснили кознями нечистой силы. Во дворце стала летать мебель, слышаться таинственные тяжелые шаги, а важные документы на глазах рвала невидимая рука…
У крымских татар еще в начале XX века были живы обряды поклонения священным деревьям. Одним из сакральных объектов было растущее в Гурзуфе фисташковое дерево, возраст которого, по слухам, достигал тысячи лет. Рассказывают, что однажды мимо дерева прошел громко и непотребно ругающийся человек — но вдруг он замолчал и рухнул на месте. У сквернословца отнялись язык и ноги — вот как дерево наказало его!
Псевдонаучные страшилки?
"C приходом века пара и электричества представления о деревьях-убийцах изменились, теперь их свойства пытались объяснить с научной точки зрения. «Под самим деревом не растут ни другие деревья, ни кусты, ни травы — ни только под его кроной, но даже на расстоянии брошенного камня
"Впрочем, существуют описания и более жутких деревьев-людоедов, которые убивают и заглатывают своих жертв. Такие свойства, в частности, приписывали Philodendron bipinnatifidum — своеобразному дереву, растущему в Бразилии. Рассказывали, что «людей привлекал к дереву сильный аромат его цветков
Правда, среди растений попадаются реальные хищники (такие как росянка), но охотятся они за насекомыми. Крупнейшими из растений-хищников являются лианы Непентисы (Nepenthes) с Борнео, однако их ловчие листья-кувшинчики имеют в длину не более 60 см — достаточно чтобы поймать ящерицу или мышь, но явно маловато для человека.
Биосфера — единый таинственный организм
Однако не стоит пренебрежительно отмахиваться от историй о деревьях-убийцах. Если разобраться беспристрастно, можно прийти к выводу, что древние легенды о дриадах, мстящих людям за погубленные священные деревья, ближе к истине, чем страшилки XX века о растениях-хищниках, поедающих неосторожных путешественников.
О магических свойствах деревьев было известно людям во всех уголках земного шара — очевидно, что за такими представлениями должны были скрываться объективные факты. Ведь невозможно представить, что схожие истории о деревьях независимо друг от друга выдумали как новогвинейские папуасы, так и индейцы амазонской сельвы. Не стоит с презрением относиться к мнению «дикарей» — лесовик-абориген, живущий всю жизнь в сельве, знает о деревьях и животных намного больше, чем любой цивилизованный человек. И многие воззрения первобытных племен на жизнь тропического леса нашли неожиданное подтверждение в современной науке.
Так, например, пигмеи-бамбути считают живой мир (известный им в виде тропического леса) единым существом и обращаются к нему исключительно на «ты». Между тем, после работ британского ученого Джеймса Лавлока, схожие идеи стали проникать и в научный мир, где стало вполне обычным делом рассматривать биосферу в виде единого организма, условно названного Геей. Подобные взгляды, вполне общепризнанные в наши дни, показались бы совершеннейшей ересью ученым XIX века, рассматривавшим биосферу как набор отдельных и мало связанных между собой организмов. Однако прошло время — и ученые фактически приняли точку зрения пигмеев-бамбути.
Можно предположить, что и сегодня наши знания о биосфере далеко не полны и их придется еще не раз корректировать. Представления древних народов (а также современных первобытных племен) о священных деревьях, обладающих магической силой, отражают, в известной мере, реальные факты — отдельные деревья, являющиеся «узловыми точками» биосферы, действительно могут обладать свойствами, кажущимися людям сверхъестественными. Не исключено, что даже страшные истории про растения-людоеды, пожирающие путников, отнюдь не безосновательны — «священные» деревья нетронутых лесов могли защищаться от путешественников из просвещенной Европы с помощью понятных для «цивилизованных» людей образов (на месте хищного растения путешественник эпохи Средневековья увидел бы демонов, а люди более древних эпох — пришедшую в ярость лесную нимфу, готовую наслать на святотатцев несчастье). Конечно, все это было лишь иллюзией, оживлявшей человеческие страхи: рациональный колонизатор XX века боялся деревьев-людоедов, средневековый христианин — чертей, а древний эллин — гневных дриад).
Пророчество племени эпури
Биосфера имеет силы и возможности, до сих пор не понятные человеку. В древности люди верили в «одушевленность» природы и умели вступать с ней в прямой контакт — пусть такой способностью обладали далеко не все, а только избранные (шаманы, жрецы). Вероятно, они могли много рассказать о могуществе священных деревьев, о не познанной человеческим разумом мощи живой природы, которую древние люди персонифицировали в виде духов леса. Отметим миф о «мировом древе» Игддрасиле древних скандинавов, ствол которого пронзает миры. По ветвям этого древа можно вскарабкаться в светлые миры богов, а корни ведут в мрачные «нижние» миры, где правят враждебные человеку темные силы. По верованиям древних народов, отдельные священные деревья были волшебным образом связаны с мировым древом и позволяли «посвященному» открыть дверь в иные миры.
С этим свойством священных деревьев связано множество преданий — можно, например, вспомнить историю лесного племени эпури, жившего в джунглях Конго. Среди окрестных племен эпури имели репутацию колдунов и магов, тесно связанных с духами леса. Когда в 70?х годах XX века этому племени пришлось столкнуться с произволом конголезской военщины, то племя просто бесследно исчезло. Местные жители верят, что эпури, пройдя сквозь дупло огромного дерева, скрытого где-то в джунглях, просто ушли в другой мир, свободный от разрушительного влияния современной цивилизации. Однако среди лесных племен Конго также распространено поверье о том, что, когда ненасытными лесозаготовительными компаниями будут вырублены последние нетронутые человеком леса, эпури вновь откроют проход между мирами. Тогда на испоганенную землю хлынут полчища демонов из нижних миров и покарают человечество, столь легкомысленно уничтожившее зеленый покров Земли.
Сбудется ли это пророчество? Кто знает, какие беды готовит себе современная цивилизация, легкомысленно разрушающая биосферу? Будущее даст ответ на эти вопросы. Но стоит помнить, сколь мало мы знаем о окружающем мире и сколь легкомысленно себя ведем, разрушая природу, которая в тысячи раз старше человеческого рода.