Максимум Online сегодня: 955 человек.
Максимум Online за все время: 4395 человек.
(рекорд посещаемости был 29 12 2022, 01:22:53)


Всего на сайте: 24816 статей в более чем 1761 темах,
а также 371634 участников.


Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

 

Сегодня: 27 12 2024, 06:21:18

Мы АКТИВИСТЫ И ПОСЕТИТЕЛИ ЦЕНТРА "АДОНАИ", кому помогли решить свои проблемы и кто теперь готов помочь другим, открываем этот сайт, чтобы все желающие, кто знает работу Центра "Адонаи" и его лидера Константина Адонаи, кто может отдать свой ГОЛОС В ПОДДЕРЖКУ Центра, могли здесь рассказать о том, что знают; пообщаться со всеми, кого интересуют вопросы эзотерики, духовных практик, биоэнергетики и, непосредственно "АДОНАИ" или иных центров, салонов или специалистов, практикующим по данным направлениям.

Страниц: 1 ... 4 5 6 7 8 ... 10 | Вниз

Ответ #25: 08 09 2010, 02:22:35 ( ссылка на этот ответ )

Йога. Карма-йога                                             



Хотя мы уже приводили несколько цитат из Бхагавад Гиты, нам кажется уместным привести еще несколько избранных шлок. Это отчасти может показаться повтором, но это поможет вам лучше понять суть практики карма-йоги.

Привязанность к плодам действий

«Ты имеешь право только на работу, а не на ее плоды. Не будь побуждаем плодами действий и не привязывайся к ничегонеделанию».

(11:47)

Невозмутимость

«Выполняй свое действие, о Арджуна, с чувством и отношением йоги. Отбрось привязанность и будь уравновешен в успехе и неудаче. Йога — это невозмутимость ума».

(11:48)

Необходимость действия

«Безусловно, невозможно воплощенному существу полностью отказаться от действий; но тот, кто отказывается от плодов действий, — человек отречения».

 (XVIII: 11)

Бескорыстие

«Тот, кто свободен от чувства эго, кто неподвластен чувствам хорошего и дурного, — хотя он и сражает этих людей, он, в действительности, не убивает и не связан этими деяниями».

(XVIII: 47)

Отречение и просветление

«Тот, кто полностью не привязан ни к чему, кто контролирует своё индивидуальное «я», кто лишен желаний, — тот путем отречения (умственно) достигает высшего состояния свободы от действия (просветления)».

(XVIII:49)

«Поэтому всегда без привязанности исполняй действия, которые необходимо выполнить; именно работая без привязанности можно познать высшее осознание».

(111:19)

Долг

«Выполняй свой долг, ибо действие гораздо выше бездействия, и даже само поддержание физического тела было бы невозможно без определенного рода действия».

(111:Крутой

В Бхагавад Гите семьсот шлок, каждая из которых полна смысла. Мы настоятельно рекомендуем читателю достать перевод этого текста, самому исследовать этот рудник знания и извлечь из него золото мудрости.

 

 

Ответ #26: 22 10 2010, 02:00:59 ( ссылка на этот ответ )

Биоэнергия, или Почему йоги живут долго?

Нормальное функционирование человеческого организма обеспечивается не только поступлением извне различных химических соединений и элементов органического и неорганического происхождения. Для обеспечения его жизнедеятельности необходимо постоянное поступление энергии из Физического Вакуума, основную часть которой мы получаем во время сна и впоследствии расходуем на протяжении дня на осуществление физиологических процессов. Эта энергия не является продуктом каких-либо известных в настоящее время химических реакций или физических явлений. Она служит первоосновой материального мира и присутствует в любом предмете и явлении, является системообразующей и первородной для всех других видов энергии.

Каждый живой организм имеет развитую биоэнергетическую систему со своими входами и выходами, способную поглощать и аккумулировать энергию, распределять ее между органами и отдельными клетками.

Биоэнергия, как и всякая энергия, при своей трансформации образует биологическое поле и, в свою очередь, биополе может преобразовываться в биоэнергию. Каждая клетка, орган, блок органов и организм в целом генерирует биополе, образующее специфическую для каждого уровня структуру. Существует три различных вида биополя здорового человека, и каждое из них меняется в зависимости от заболевания того или иного органа, отражая нарушение их энергетики.

Именно по энергетическим "неправильностям" можно определить, в какой системе человеческого организма имеются отклонения от нормы. И восстановить энергетику – это значит излечить заболевание.

Все восточные учения и методики по оздоровлению человека основаны на повышении энергетики, которая является фундаментом физиологии человека. Всем известно, что люди, которые всерьез занимаются йогой, не болеют и живут очень долго. Но мало кто задает себе вопрос - почему? Йога учит многому, но одним из основных принципов и результатов занятия йогой является прием, концентрация и распределение энергии в физическом и тонких энергетических телах, окружающих человека, через чакры при помощи своего сознания.

Чакры - это семь энергетических центров эфирного тела, расположенных вдоль позвоночного столба. Каждая из семи чакр имеет свой цвет и свой вид энергии, каждую из которых мы сами генерируем и используем в зависимости от намерений, настроения и ситуации. Основная энергия, которая подается через главные энергетические каналы, а затем трансформируется чакрами, в йоге называется "прана", она же - энергия физического вакуума, на нехватку которой мы все время жалуемся.

Вот ее и "впитывают" йоги во время медитаций, использования различных асан и т.п., гармонизируя свое состояние за счет повышения биоэнергетического потенциала. В результате организм решает сам проблемы своего здоровья за счет энергии, которая служит источником питания для иммунной и нервной систем, для обмена веществ, для регенерации и жизнедеятельности клеток, сосудов, тканей, органов, систем, функций организма. И чем регулярней и объемней человек пропускает через себя энергию, тем активнее работа всех систем, процессов, функций, тем медленнее протекает процесс старения. Нечто похожее существует и в современных направлениях по управлению энергией - Рэйки, ДЭИР, Цигун и т.п.

 

 

Ответ #27: 15 04 2011, 14:43:35 ( ссылка на этот ответ )

Асаны



В йоге существуют следующие типы упражнений:

Асаны,


Пранаямы,


Бандхи,


Мудры,


Крийи,


Мантры,


Медитативные техники.




Асаны



Асаны, согласно Патанджали, – «это положение тела, которое удобно и приятно». Некоторые современные практикующие, прочитав это определение, могут воспринять его как издевательство. Действительно, некоторые позы йоги требуют для своего выполнения немалой ловкости, силы, растяжки и едва ли могут быть названы «удобными и приятными». Данный парадокс связан с тем, что, по-видимому, во времена Патанджали йоги использовали лишь небольшое количество асан, среди которых не было изощренных, подобно тем, что предлагают современные школы. Так, в «Хатха йога прадипике» приводится перечень из 11 асан для укрепления тела и 4-х медитативных асаны. К первой группе относятся: Свастикасана, Гомукхасана, Вирасана, Курмасана, Кукутасана, Уттана Курмасана, Дханурасана, Матсьяасана, Пашимоттанасана, Маюрасана, Шавасана. Ко второй – Сиддхасана, Падмасана, Симхасана, Бхадрасана. Такое ограниченное количество упражнений являлось не следствием неразвитости системы, а четким пониманием, что йога – это не техника для гипертрофированного развития физического тела. Асаны не самоцель, а лишь промежуточный инструмент, предлагаемый йогой для духовного развития человека. На мой взгляд, для успешной практики йоги, направленной как на поддержание физического здоровья, так и на внутреннюю работу, достаточно десятка асан, хотя сам список этих асан будет различным для разных людей, и зависит он от их физических и психологических особенностей.

В «Гхеранда самхите» перечислены уже тридцать две асаны, которые до сих пор считаются наиболее важными и используемыми: 1. Сиддхасана (поза сиддха); 2. Падмасана (поза лотоса); 3. Бхадрасана (благоприятная поза); 4. Муктасана (поза освобождения); 5. Ваджрасана (алмазная поза); 6. Свастикасана (поза свастики); 7. Симхасана (поза льва); 8. Гомукхасана (поза головы коровы); 9. Вирасана (поза героя); 10. Дханурасана (поза лука); 11. Шавасана (поза трупа); 12. Гуптасана (тайная поза); 13. Матсиасана (поза рыбы); 14. Матсиендрасана (поза Матсиендры); 15. Горакшасана (поза Горокши); 16. Пашиматтанасана (поза наклона вперёд); 17. Уткатасана (поза на корточках); 18. Санкатасана (трудная поза); 19. Маюрасана (поза павлина); 20. Каккутасана (поза петуха); 21. Курмасана (поза черепахи); 22. Уттанакурмасана (поза стоящей черепахи); 23. Врикшасана (поза дерева); 24. Мандукасана (поза лягушки); 25. Уттанамандукасана (поза стоящей лягушки); 26. Гарудасана (поза орла); 27. Врисабхасана (поза быка); 28. Шалабхасана (поза кузнечика); 29. Макарасана (поза мифического животного макары); 30. Уштрасана (поза верблюда); 31. Бхуджангасана (поза кобры); 32. Йогасана (поза йога).

Поскольку некоторые упражнения йоги все же сложно классифицировать (например, многим непонятно, почему йога-мудра считается мудрой, хотя внешне выглядит как асана), попытаемся дать более точное определение асаны, основываясь на значимых видовых критериях.

Асана – это упражнение, в котором управление энергией и физиологическими процессами в организме осуществляется за счет перераспределения натяжений, сжатий и напряжений в теле. Асана может иметь специально обусловленную последовательность входа и выхода, однако обязательным является статическое пребывание в позе в течение некоторого времени.

Асана воздействует преимущественно на физическое и эфирное тело и мало затрагивает эмоциональную сферу человека.

Механизмы воздействия асан на организм

Механическое влияние асан

Большинство йогических асан задействуют для своего выполнения значительную часть мышц, включая те группы мышц и в таких последовательностях, которые практически не используются в повседневной жизни. Именно это объясняет особую изощренность йоговских асан. В отличие от всех прочих упражнений, они направлены на локальное воздействие на разные части физического тела. При обычных физических упражнениях у человека достаточно бессистемно задействована основная часть мышц. А как задействовать строго определенную группу мышц? Нужно принять специальное положение. Чем более сложны йоговские асаны, тем точнее они воздействуют на локальные группы мышц. Это позволяет сэкономить энергию, которая в иных упражнениях тратится на «ненужные» мышцы.

Также йоговские асаны оказывают механическое воздействие на внутренние органы и таким образом осуществляют их стимуляцию за счет специфических деформаций формы тела. Для других видов физических упражнений, направленных преимущественно на мышечную систему, внутренние органы практически недоступны.

Гуморальный механизм

С физической точки зрения корпус человека можно представить как взаимосвязанную систему полостей, заполненных различными жидкостями и газами. Упражнения йоги очень значительно, причем выборочным образом, влияют на объемы этих полостей, а значит, и на уровень давления в них. Таким образом, подобные упражнения позволяют провести своеобразный внутренний гидравлический массаж органов. Понимание гидравлического аспекта упражнений подсказывает некоторые критерии их выполнения: поскольку каждая асана связана с определенным изменением внутриполостных давлений, а подвижность жидкостей в организме ограничена анатомически, скорость входа в асаны и выхода из них должна быть такой, чтобы полостные давления успевали стабилизироваться, т.е. входить и выходить из асаны надо достаточно медленно, а пребывать в ней достаточно долго. Невыполнение этого условия не позволяет задействоваться гуморальному механизму, превращая выполнение асан в лучшем случае в гимнастику для мышц.

Другим гуморальным механизмом влияния асан является изменение гидростатического давления.

Для  усиления указанного эффекта некоторые позы сопровождаются уддияной бандхой, которая повышает корпоральное давление  наиболее простым способом – за счет уменьшения объема корпуса.



Психосоматический механизм

О существовании взаимосвязи между телом и душой человека известно очень давно. В глубокую древность уходят своими корнями и попытки диагностировать особенности характера человека по тем или иным внешним признакам, например: физиогномика – искусство определения характера и судьбы человека по его лицу, хирология – по линиям на ладони, френология – по особенностям строения черепа и т.д. Однако в современной психологии данная проблема была поднята сравнительно недавно. Лишь в середине ХХ века В. Райх, У. Джеймс, А. Лоуэн и некоторые другие известные психотерапевты обнаружили, что психика человека проецируется на его физическое тело в виде конституционных особенностей, мышечных зажимов, контрактур. Верно также и обратное: воздействуя на тело определенным образом, можно изменить психологическое состояние человека. Проективная сетка, связывающая психику и тело, выглядит, согласно современным представлениям, следующим образом:

Горло и шея связаны с интеллектом, способностью формулировать свои мысли, правом иметь свои суждения, свои мнения, принимать самостоятельные решения. Зажимы в области горла зачастую связаны с тем, что человек "зажимает" желание высказать обиду или какую-либо другую переполняющую его эмоцию. Это может вызывать заболевания щитовидной железы. Зажимы в задней части шеи, шейный остеохондроз связаны с повышенным грузом ответственности, который «взвален» на человека, иногда желанием «спрятаться», втянуть голову в шею, стать незаметным.

Грудная клетка, область сердца связанны с чувственной сферой человека. Зажимы в этой области вызваны неумением выражать искренне и свободно такие чувства, как любовь, неприязнь, симпатии и т.д. Наиболее распространенным типом зажимов в этой зоне является неспособность человека дышать полной грудью, т.е. с равномерным расширением грудной клетки во все стороны и поднятием ключиц при ровном позвоночнике. Типичными болезнями, возникающими вследствие этих эмоциональных проблем, являются заболевания сердца, остеохондроз. Неспособность искренне радоваться всем жизненным проявлениям приводит к легочным заболеваниям, долго не высказываемые обиды – к астме.

Область живота связана с потребностью в доминировании, с властью, признанием, агрессией. Если соответствующие потребности фрустрированы, человек имеет слабый брюшной пресс, рыхлый живот, иногда заболевания брюшных органов. Напряжение поясничных мышц связано со страхом нападения.

Область таза связана с потребностью в сексе и удовольствиях. Люди с ригидным тазом, как правило, ограничивают себя в удовольствиях. С этой же проблемой связана и плохая растяжка ног. Характерными заболеваниями в подобном случае являются поясничный остеохондроз, заболевания мочевого пузыря, внутренних половых органов. Жадность, стремление сэкономить на себе приводит к запорам и геморрою.

Лицо, кроме волевого центра на лбу, содержит вторичные проекции всех проективных зон. Так, голова проецируется на лоб, горло – на нос, сердце – верхняя губа, живот – зубы, таз – нижняя губа, щеки – руки, локти – желваки. Ригидность соответствующих зон лица свидетельствует о наличии зажимов в соответствующей части тела и соответствующих психологических проблем.

Легко заметить, что данная сетка соответствий сильно напоминает чакральную систему человека – базовую энергетическую модель, принятую в йоге, а зажимы, контрактуры и прочие аномалии являются физическими выражениями энергетических дефектов чакр. С этих позиций становится понятной главная задача физических упражнений йоги, в частности, асан, которая состоит в том, чтобы путем воздействия на физическое тело человека изменить его психологические состояния, восстановить энергетическую целостность, развить чакральную систему.

Психосоматическое воздействие асан строится на еще одном механизме – разрывании патогенных дуг. У большинства людей в течение жизни накапливаются неадаптативные двигательные стереотипы, например, сжав руку в кулак, Вы обнаружите, что напряглись мышцы челюсти.  При выполнении асан (см. раздел «Психологическая работа в асанах») возникает возможность разорвать подобные стереотипы, что существенно увеличивает процент двигательной, а значит, и психологической свободы человека, а также позволяет сэкономить много энергии.

Рефлекторный

Существует ряд рефлекторных  механизмов, обеспечивающих дополнительное влияние асан. Наиболее простым из этих механизмов является изменение локальной гемодинамики – компенсаторного усиления кровообращения после растяжения или сжатия. Более сложными являются кожно-висцеральные и моторно-висцеральные рефлексы, позволяющие напрямую влиять на функции различных органов. Их существование основано на том, что чувствительные нервы внутренних органов, участков кожи (зоны Захарьина-Геда) и мышц пересекаются на уровне сегментов спинного мозга, соответствующих чакрам. Как следствие, напряжение определённых мышц и стимуляция определённых участков кожи воздействуют на внутренние органы.

Стрессовый

Всякий, кто хоть раз сталкивался с асанами, отметил, что, несмотря на высказывание Патанджали, большая часть асан не является естественными, т.е. принимаемыми в обыденной жизни, положениями тела. По сути, асаны  произвольно ставят тело человека в принципиально непривычное положение, вызывая микро-стресс. Подобный стресс оказывает позитивное влияние на организм, стимулируя лимбическую систему, если, конечно, микро-стресс не перерастет в макро- . Из этого механизма можно вывести некоторые практические правила:

1.   Для того чтобы асана «работала», необходимо, чтобы она содержала «сверхусилие», т.е. не казалась организму обыденным положением тела. Сверхусилие может быть вызвано увеличением натяжения  (не на грани боли, разумеется), чуть более длительным, чем рефлекторно хотелось бы телу, пребыванием в позе, произвольным изменением естественного ритма дыхания и т.д.

2.   Организм быстро адаптируется к привычным стрессам, поэтому однотипные упражнения уменьшают свою эффективность. Комплексы надо обновлять и совершенствовать. Это касается как асан и пранаям, так и всех прочих техник, включая очистительные процедуры стрессового типа (голодания) и медитаций.

3.   Слишком стрессовое выполнение упражнений оказывает эффект, противоположный желаемому. Макрострессы разрушают. Поэтому следует знать меру.



Гормональный

   Некоторые асаны существенным образом изменяют интенсивность кровотока в районе тех или иных эндокринных желез. Например, матсиасана усиливает кровоток в области щитовидной железы, что стимулирует ее работу и посредством выделяемых ею гормонов воздействует на организм в целом.

Энергетический

Все перечисленные выше механизмы работают, разумеется, не только для йоговских асан. Однако воздействие йогических упражнений не сводится, подобно обычной физкультуре, лишь к работе с физическим телом. Основным объектом воздействия асан является эфирное тело, витальная энергия человека. Многие современные школы оккультно-экстрасенсорной направленности говорят о работе с энергией и пытаются управлять энергией при помощи сознания посредством визуализации. У некоторых получается.... В большинстве же своем такие люди находятся во власти своих фантазий. Отличить «фантазийную» работу с эфирной энергией от реальной в действительности несложно. Эфирная энергия оказывает сильное воздействие на физическое тело, и любые ее перемещения вызывают выраженные соматические эффекты: изменение температуры в отдельных частях тела, появление внутренней вибрации (такое случается при «переборе» энергии в некоторую зону), исчезновение болей.… Если перечисленных эффектов не наблюдается – нет и реальной работы с энергией.



2.12. Сначала появится пот, потом дрожь в теле

и, наконец, дыхание станет устойчивым и неподвижным.

Хатха-йога прадипика



Нет, работать с энергией посредством воли возможно. Но это уровень, достичь которого удается не сразу. Однако существует принципиально иной, традиционно используемый в йоге способ овладения энергией, основанный на взаимосвязи эфирного и физического тел. Правильно сформированная поза вызывает некоторые перемещения энергии в эфирике.

Существует несколько принципов, описывающих взаимосвязь физического и эфирного тела.

1.   Энергия двигается из сжатых областей тела в растянутые и из расслабленных – в напряженные.

2.   Энергия двигается по каналам. Каналом является растянутая на поверхности тела линия. У здорового человека естественными каналами являются так называемые мышечно-сухожильные меридианы , однако при наличии энергетических блоков энергия может огибать их и другими путями.

3.   Канал является открытым, только если открыты все его части, т.е. если он равномерно растянут по всей длине. Закрытость канала хотя бы в одной точке закрывает его полностью, подобно тому, как вода не течет по шлангу, на который наступили в одном-единственном месте.

4.   Движение энергии по каналу обязательно сопровождается физиологическими эффектами по всей протяженности канала. Чаще всего это ощущение перемещения тепла или даже жара . При наличии загрязненностей канала могут возникнуть эффекты, подобные «покалыванию», такому, как ощущается при восстановлении затекшего органа. Когда блок «пробивается», покалывание сменяется ощущением жара. При наиболее сильной блокировке канала могут возникнуть судороги в соответствующем месте.



Исходя из сказанного, можно сформулировать энергетические механизмы влияния асан:

1. Открытие и «прочистка» каналов. Заблокированность каналов связана чаще всего с некоторым количеством «замороженной» эфирной энергии на пути следования канала. Подобные куски энергии связаны, в свою очередь, с блокированными эмоциями, т.е. астральными энергиями, вокруг которых и кристаллизуется эфирная энергия, составляющая блок. На физическом уровне такие блоки проявляются в виде хронических мышечных напряжений, зажимов и контрактур. Соответственно, работать с такими блоками можно, начиная как с астрального тела (посредством катарсического отреагирования заблокированных эмоций), так и через эфирное и физическое тела, т.е. посредством асан. Разумеется, наиболее эффективным является совмещение методов, о чем более подробно можно прочитать в моей статье «Психологическая работа в асанах».

2. Перераспределение энергии в эфирике из участков тела, где ее в избытке, в зоны, где наблюдается ее недостаток. В частности, «залатывание» дырок в эфирике, стимуляция угнетенных и седатирование возбужденных чакр.

3. «Проработка», т.е. энергетизация проблемных зон. Недостаточная энергетичность какой либо зоны может быть обусловлена конституционным типом или сформированной в процессе воспитания выстройкой и выражается в явной слабости соответствующей части тела. Например, утонченной шеей, «буратинообразных» рук и ног и т.д. В более мягком варианте недостаточная энергетизация может проявиться в том, что определенная часть тела (чаще периферическая) имеет тенденцию постоянно мерзнуть. Выполняя асаны, можно энергетизировать подобные зоны.

4. Общее усиление циркуляции энергии. В большинстве эзотерических традиций считается, что личная сила и энергетичность человека зависит не только от количества энергии в его тонких телах, но и от интенсивности ее циркуляции внутри тела. Мастера ци-гун считают, что у нормального человека толщина энергетического канала чуть больше нити, тогда как у специалиста по ци-гуну она может сравниться с толщиной пальца. Изменяется также скорость движения энергии по каналам. Это легко подтвердить следующим наблюдением. При правильном занятии йогой для достижения физиологических эффектов от выполнения асаны занимающемуся требуется все меньше времени пребывания в ней. Так, если ощущение движения жара по позвоночнику в голову в бхуджангасане достигается начинающими спустя полторы минуты после выхода из асаны, то уже через год занятий для этого надо 10-15 секунд.

Типы асан

В зависимости от механизма воздействия асаны делятся на 6 типов: растягивающие, скручивающие, силовые, перевернутые, сдавливающие и равновесные.

Растягивающие асаны оказывают воздействие на меридианы, расположенные на передней и задней поверхности туловища. К передненатянутым относятся, например: бхуджангасана, уштрасана, чакрасана. К задненатянутым относятся: йога мудра, пашимотанасана, падахастасана.

Скручивающие асаны воздействуют на диагональные меридианы. Скручивающими являются артхаматсиендрасана, триконасана, паривритта триконасана и паривритта парсваконасана.

Силовые асаны не растягивают никаких каналов, а вызывают уплотнение эфирика за счет естественного движения энергии к напряженной зоне. К силовым относятся, например: пурвотанасана, салабх- и артхасалабасана, фирабхадрасана, уткатасана, випаритакарани, кукутасана, артха- и парипура навасана.

Перевернутые асаны вызывают изменение циркуляции энергии и жидкостей в организме под действием силы тяжести. К таким асанам относятся: сиршасана, сарпасана, халасана, карнапидасана.

Сдавливающие или выдавливающие асаны выдавливают энергию из некоторой зоны за счет физического давления на нее. Это  гомукхасана, маюрасана.

Равновесные  асаны воздействуют на организм, задействуя для поддержания равновесия те или иные группы мышц, связанные с ними гравитационные и барорецепторы, а также активизируя мозжечок и лимбическую систему.

Интересно отметить, что среди описанных в Хатха-йога прадипике классических асан присутствует по одной-две из каждого типа.

В действительности приведенные здесь перечни асан далеко не исчерпывающие. Более того, каждая из упомянутых асан имеет бесчисленное количество модификаций. Возможно также построение комбинированных асан, включающих признаки каждого из типов. Однако каноническое перечисление всех асан не является целью данной статьи. Догматика смертельна для духовного учения. Мы попытаемся обратиться к истокам и понять принципы, лежащие в основе хатха-йоги, опираясь на которые, занимающийся сможет самостоятельно конструировать асаны и другие упражнения в соответствии с поставленной перед собой задачей и своими психофизиологическими и энергетическими особенностями.

 

 

Ответ #28: 15 04 2011, 18:42:52 ( ссылка на этот ответ )

Восьмиступенчатая аштанга йога



Патанджали дал миру Йога-Сутры, но был бы очень удивлен, если бы узнал, Йогу вдруг назвали "8-ступенчатой"! Очень трудно заниматься Йогой "по ступеням". Это всё равно, что по очереди наращивать ножки стула - на нём невозможно сидеть; или всё равно что развивать по очереди сначала правую руку, потом левую, потом правую ногу, потом левую... Патанджали никогда не говорил, что йаму (яму) нужно практиковать до нийамы (ниямы), а самадхи - только лишь в самом "конце". Откуда взялись эти ступени?



Йога - это Единство! Что останется от единства, если его разбить на ступени?!

Начинать надо с сознания, и тогда тело и ум будут меняться. А если начать с тела или ума, то изменить сознание намного сложнее. Это похоже не то, как заставлять себя не есть мясо. Может человек и не будет есть, но будет хотеть его. И от этого будет больше вреда чем пользы, потому что будет стресс и напряжение ума. Но если развивать сознание, то тело само собой, естественно и спонтанно не захочет есть мясо. И будет польза и для тела, и для сознания (и для ума).

Начинать практиковать йогу нужно одновременно со всех ветвей. Но приоритет лучше отдать сознанию, поскольку это самый фундаментальный уровень жизни. Если приоритет отдать более грубым уровням, то на изменение сознания уйдет слишком много времени.

Сознание первично. Поэтому когда говорят "перехожу на пятую ступень, это - работа с телом; а работа с сознанием - ступени шесть-восемь, но пока ещё рано", то это означает, что человек занимается не Йогой (интеграцией), а наоборот - разъединением, расщеплением (диференциацией).

Вместо со словом Йога часто употребляется фраза Аштанга-Йога и подразумеваются восемь составных частей Йоги: йама (яма), нийама (нияма), аасана (асана), праанайама (пранаяма), пратйахара (пратьяхара), дхаарна (дхарна), дхйана (дхьяна), самаадхи (самадхи). Но эти восемь "анг" являются частями (ветвями, составляющими) Йоги, но не ступения или стадиями. Даже само словосочетание "атшаанга" состоит из слов "атша" и "анга" - "восемь частей" или "восемь ветвей". Ветви (конечности, составные части) могут развивиться только вместе, одновременно и параллельно, но не "ступенчато".

Более того, если считать анги Йоги "ступенями", то достижение самадхи нереально, потому что практикующий "8-ступенчатую" Йогу никогда не дойдёт до шестой ступени, поскольку все первые анги будут являться лишь установками для ума, ограничениями, интеллектуальным контролем поведения, что не ведёт к Йоге (и высшим состояням сознания), а наоборот сужает сознание из-за введения ума в дополнительные границы.

Это лучше всего рассмотреть на примере анги Йама (Яма), которую называют "нравственные правила поведения". Йама (Яма) как бы указывает, как человек должен себя вести, реагировать и относиться к другим людям, всем живым существам и окружающей среде. Но что заставит человека так себя вести?! Невозможно сказать себе "с завтрашнего дня я больше не причиняю вред другим (поэтому не ем мясо и рыбу), не лгу, не завидую другим, не хочу чрезмерного секса, не привязывюсь к результатам своих действий"! Всё это может быть лишь интеллектуальными установками и запретами. То есть по сути это - ограничения в действиях, которые останутся пустыми словами. А вот наоборот, с практикой самадхи - "последней ступени", а на самом деле основы и сути Йоги, сознание развивается, границы ума расширяются, воспрятие очищается, и ум сам спонтанно и естественно начинает осознавать, что насилие - это плохо и для человека, и для окружения (и перестает наносить вред другим и есть трупы убитых животных), что ложь разрушает (и прекращает лгать), что нет удовлетворения в материальном (и перестает завидовать другим), что результаты действий являются иллюзиями (и не привязывется к ним).

Более того, Ахимса, как непричинение вреда, не возможна в принципе, если считать её "ступенью" Аштанга-Йоги. Ведь что бы следовать Ахимсе, нужно знать последствия каждого своего действия, а с точки зрения ума это не получится. Например, к вам подходит бомж и просит 50 копеек; с помощью интеллектуального анализа вы не можете узнать, какой из двух вариантов вашей реакции соответствует Ахимсе; потому что если не дать денег, то он может остаться голодным и этим вы причините ему вред, а если дать, то он может выпить на них 100 гр водки и совершить преступление. Поэтому Ахимса как "первая ступень" ещё может являться очевидной в вопросах "не убей", "не ешь мясо" и подобных, но в более сложных ситуация жизни мы не можем следовать Ахимсе, пока не разовьём сознание и, как следствие, не достигнем спонтанно-правильных действий и интуиции.

Интеллектуальные, неосознанные попытки и старания следовать Ахимсе и остальным "ограничения" Аштанга-Йоги устанавливают контроль ума, что противополжно цели Йоги. Ахимса и остальные правила поведения должны быть следствием состояния ума (следствием уровня сознания), иначе они будут лишь кодексом, за выполнением которого кому-то надо следить.

                                                                                                         Антон Кузнецов

Большое количество практик, которые сегодня носят название "Йога", выходит из одного общего первоисточника, но с течением времени истинное учение Йоги искажено до такой степени, что неправильно трактуется. Таким образом, существует множество систем, которые не имеют отношения друг к другу или к их первоисточнику.

Сейчас техники Йоги делятся на четыре основные категории: Раджа-Йога (включает Хатха-Йогу), которая затрагивает различные формы медитации и техники очищения нервной системы; Карма-Йога - Йога действия; Бхакти-Йога - Йога преданности; Джнана-Йога - Йога знания. Каждая из этих систем содержит сложную философскую и метафизическую структуру и широкий выбор практик. Существует много школ и авторов Йоги: некоторые из них - это отдельные системы со своими правилами; другие - это подсистемы главных систем; некоторые - это системы, занимающиеся отбором техник из других систем. Но лишь такая практика, которая приводят к цели - к достижению Сознания Единства, может быть классифицирована как Йога.

Четыре основные системы Йоги (Раджа-Йога, Карма-Йога, Бхакти-Йога, Джнана-Йога) первоначально не были различными путями к просветлению, а представляли различные аспекты просветления. 1) Полностью просветленный человек это тот, кто удерживает Трансцендентальное сознание во всей своей деятельности; он есть Раджа-Йог. 2) Он больше не отождествляет себя со своими поступками, и в результате они находятся в согласии с Природой - Карма-Йога. 3) Его сердце выражает высшее просветление и любовь ко всему мирозданию - Бхакти-Йога. 4) И он знает на своём прямом личном опыте, что его истинное "Я" тождественно с остальным мирозданием - Джнана-Йога. Но когда за несколько тысячелетий естественная дорога к Единству была утрачена, то все, что осталось, - это описания четырёх результатов от Йоги. Непросветленный человек опять начал копировать эффекты сознания, и четыре основных следствия достижения цели стали четырьмя различными путями к ней.

Учение Йоги было искаженено на протяжении многих столетий, и следствия были приняты за причины. Во многих традициях преподносится, что внутренняя чистота есть необходимое предварительное условие к просветлению, и что необходимо вести праведный образ жизни прежде, чем будет позволено медитировать (на какой-то "ступени"). Однако внутренняя чистота и праведная жизнь есть результат достижения просветленности, то есть результат медитации. Именно медитация очищает человека, как снегоочиститель сам себе прокладывает путь, оставляя за собой чистую дорогу в результате своей деятельности. Пытаться очистить систему, чтобы "путь к Себе" ("путь к истинному "Я"") был бы чист, это все равно, что идти впереди снегоочистителя, разгребая лопатой снег, обеспечивая ему путь. Вы все же можете достичь цели, но это более длинная и трудная процедура и самое главное, это трагическое пренебрежение самым мощным инструментом - медитацией.
НЕТ ПОВЕСТИ ПЕЧАЛЬНЕЕ НА СВЕТЕ, ЧЕМ НОЧИ НАПРОЛЕТ СИДЕТЬ В РУНЕТЕ...

 

 

Ответ #29: 19 04 2011, 01:56:47 ( ссылка на этот ответ )

Йога. Диета йоги



Йога различает три основных качества (Гуны) — Тамас, Раджас и Саттва, — присущих материальному Миру. Все продукты питания подразделяются на три соответствующие группы.



Качества пищи:

Тамас: мертвая, безвкусная, безвитаминная, сухая, мучная, многократно остывшая и разогретая, технически переработанная, рафинированная, несвежая, забродившая, разлагающаяся и дурно пахнущая, синтетическая и т. п.

Раджас: возбуждающая пристрастия, резкая на вкус, соленая, горькая, кислая, с острыми специями, приторно сладкая, жареная, жирная, копченая, консервированная и т. п.

Саттва: живая, сытная, витаминная, проросшая, свежая, чистая, приятная на вкус и т. п.



Саттвические продукты оказывают «тонкое» влияние и вызывают естественные и «мягкие» вкусовые ощущения. А раджасическая пища оказывает «грубое» влияние, и ее употребление сопровождается «жесткими» вкусовыми ощущениями. По воздействию на сигнальную систему (на чувства), саттвическая пища сопровождается слабыми сигналами, а раджасическая — сильными. Организм обычно адаптируется к регулярным воздействиям, и это сопровождается привыканием сигнальной системы к соответствующему уровню сигналов.



Чем «крепче чувства», тем сильнее становится зависимость от их регулярного переживания, тем легче развиваются пристрастия и тем труднее обрести Свободу Духа.



При перестройке сигнальной системы и привыкании к саттвической пище можно получать наслаждение от еды не меньшее, чем от возбуждающих раджасических продуктов (хотя йоги и не мыслят категориями удовольствия), но при этом очищается энергетическая система, развивается сенситивность и снижается нагрузка на сигнальную систему и психику, а это приводит к тому, что человек становится спокойным, уравновешенным, здоровым и радостным.



Определять Гуну продуктов питания лучше всего не от ума и не от знания того, «что есть что», а чувствуя ее и принюхиваясь к ней, как животные. При этом часто обнаруживается, что та пища, которая еще минуту назад казалась деликатесом, оказывается несъедобной, «синтетической» или «пластиковой». Или та, что по всем канонам соответствовала здоровой и полезной пище, на самом деле была загрязнена кармически в процессе ее добывания или обработки.



Все живое на Земле «питается» Солнечной энергией при обязательном наличии воды.



Солнечный свет «кормит» растения. Травоядные животные едят растения, а плотоядные животные — травоядных. Другие плотоядные едят этих плотоядных. Есть и такие, которые питаются падалью. Всех «кормит» солнечная энергия, но с каждым переходом из одного живого существа в другое она претерпевает существенные качественные изменения.



Элементы горящего дерева распадаются на простейшие элементарные составляющие. При этом ранее накопленная в нем солнечная энергия высвобождается в огне, а дерево превращается в золу, разжечь которую вновь становится невозможно. В ней больше нет солнечной энергии связей, которую еще можно освободить.



В погоне за новыми вкусовыми ощущениями люди напридумывали бессчетное множество рецептов, многие из которых подразумевают многократную термическую обработку. Но не учли того, что каждая термическая операция над продуктами питания, подобна их медленному сгоранию (окислению) с потерей ими солнечной энергии и ее качественным изменением.



С каждым последующим разогреванием остывшей пищи продолжается это ее разложение и «живые» продукты превращаются в «мертвые» по качеству своей энергетической активности.



При поедании одного живого существа другим происходят процессы окисления, подобные сгоранию, но главное — изменяются показатели качества поедаемой пищи и жизненной активности энергии, что приводит к коренному изменению состояния сознания живого существа. Разницу нетрудно уловить, наблюдая за психическими типами травоядного слона и плотоядной гиены. Сравните их по степени «интеллекта», «сердечности» и «великодушия». Такое сравнение, конечно, не абсолютно, но различие нетрудно уловить.



Переваривание пищи подобно костру. Можно пробовать разжигать огонь обмена веществ сразу из толстых поленьев (питаясь мясом и рыбой). Это отнимет много времени и сил. И зола после такого костра останется грубая и плотная. А можно легко разжечь огонь из хвороста (питаясь легко перевариваемыми продуктами: злаками, фруктами, овощами) и подбрасывать его в огонь постоянно. Это не отнимет много сил и времени, огонь разгорается легко, горит ярко и жарко. Золы после такого костра почти не остается, а если что-то и останется, то легко уносится «ветром» обмена веществ.



Теория питания, главной категорией которой была калорийность и энергетическая ценность продуктов, уже несколько десятков лет назад устарела на Западе. А на Востоке при выборе рациона питания ею и не пользовались никогда, предпочитая в первую очередь обращать внимание на качества пищи и ее влияние на сознание человека, а также отдавая предпочтение плодовой диете.



В плодах содержатся в концентрированном виде все наиболее ценные жизненные элементы, производимые природой и предназначенные ею для продолжения жизни на Земле двумя путями: непосредственным рождением из плода нового живого существа и продлением существования уже живущего через его питание.



Именно поэтому природой предусмотрено производство плодов любого вида с избытком, гораздо больше, чем было бы необходимо только для продления жизни того или иного вида. Этот избыток производится с расчетом на тех, кто питается этими плодами.



Традиция Йоги отдает предпочтение Саттва Гуне при выборе продуктов и рекомендует вегетарианскую плодовую диету: фрукты, овощи, злаки, орехи, молоко, нерафинированное растительное масло и мед. Некоторые школы Йоги из продуктов животного происхождения допускают в небольших количествах яйца и икру. А другие — исключают из рациона даже молоко, игнорируя все животные продукты.



При этом пищу едят в сыром, «живом» виде или, в исключительных случаях, при минимальной термической обработке, с минимальными количествами соли и сахара.



Саттвическая плодовая диета основана на естественном питании и не подразумевает насилия. Она способствует искоренению многих болезней современности как в теле, так и в сознании, дарует человеку крепкое здоровье, энергичность, чувствительность, удовлетворенность, уравновешенность, глубокий внутренний покой и радость.



Непредвзято говоря, если человек способен управлять своими чувствами и питаться не ради чувственного наслаждения, а с целью сознательного формирования качеств своего организма и сознания, но при этом его убеждения, моральная основа и цели в жизни требуют обладания силой и качествами хищного волка или грифа-стервятника, то он может питаться падалью, делая все наоборот, и при этом быстро добьется успеха.



Для того, чтобы в условиях современного пищевого изобилия режим питания соответствовал прадавнему эталону, обмен веществ работал мощно, организм оставался чистым и здоровым, а также для того, чтобы качества тела способствовали преуспеванию в практике Йоги, нужно сознательно приучить себя всегда жить впроголодь.

 

 

Страниц: 1 ... 4 5 6 7 8 ... 10 | ВверхПечать