Свобода высшая цель учения йоги
Вступление
Йогой занимаются всё больше людей во всём мире, эта система совершенствования тела и духа становится очень популярной и доступной. Тайные знания мудрецов и мистиков, сокрытые раньше в йогических ашрамах или высокогорных обителях сиддхов, древних тантрических рукописях зашифрованных символическим языком, теперь можно обнаружить среди эзотерической литературы в книжных магазинах. Помимо специализированных центров йоги её преподают в спортивных клубах и фитнес структурах. Однако, внешние методы практики йоги - тренировка тела, развитие силы и гибкости очень часто выносятся на первый план, отодвигая "в тень" духовные аспекты развития. Совершенствовать тело и практично для современного человека, к тому же не требуется глубокого понимания сложной философии йоги, так думают многие люди, увлекающиеся этой системой, ведь хатха-йога очень разрекламирована сейчас. Но действительно ли йога ограничена только тренировкой тела и это основная цель? Начинающие и опытные практикующие применяют массу различных методов усиления тела и укрепления организма в целях продвижения. Но приносят ли технические практики действительный эффект, если нет понимания смысла пути и не ясен конечный результат? Такие высшие понятия йоги как Освобождение, Реализация, Недвойственность, Атман, Кайвалья и Самадхи часто остаются лишь философскими идеями в умах большинства практикующих, а порой просто игнорируются. Можно ли без осознания и воплощения сущностных принципов теории йоги реально продвинуться к цели, обрести подлинную мудрость, а не только лишь книжное знание от чтения йогических текстов? Эта работа, рассматривает принцип Освобождения - вопрос свободы человека и значение её в контексте Учения Йоги.
Свобода в системе Учения Йоги. Освобождение - мокша.
Основная идея Учения Йоги - достижение Освобождения или мокши (санскрит). Это освобождение от ограничивающих личность внутренних препятствий и несовершенств. Ограничения создают причины для омрачения сознания человека и порождают страдания в различных проявлениях. Даже когда некая личность не ощущает физическую или душевную боль, не осознавая её - страдание действует на человека в скрытой форме. Это приводит, в последствии, к внезапному "взрыву негативных переживаний" или значительному ухудшению кармы. Сам факт не-осознавания страдания уже говорит о том, что человек "окутан пеленой неведения" (авидья), то есть, его разум утратил ясность понимания истинных законов жизни. Влияние разрушающего принципа времени на тело и сознание человека невозможно остановить, пока личность находится в этой относительной Реальности. Никому не удастся избежать ухудшений обстоятельств жизни, старения и смерти, эти причины начинают действовать с самого рождения. Поэтому, страдания - удел всех душ, погружённых в обусловленное бытиё. Помочь вырваться из под давления фатальных законов и освободить внутреннюю сущность человека - основная цель йоги. Свобода - высшая ценность, которой может обладать человек, это равносильно достижению абсолютной мудрости - полному просветлению сознания. Когда покровы омрачений сжигаются огнём практики йоги разум человека излучает Свет!
Пока наша душа ощущает стеснение как птица, закрытая в клетке обстоятельств, не может быть радости в сердце и творческого вдохновения. Естественное проявление чувств сдерживается условностями социального порядка и традиций. Ограничения давят на разум человека как терновый венец Христа. Ум переполняется бесконечным потоком мыслей, проблем и забот, психические силы угасают. Хотя, в глубине души, каждый ощущает, что его жизнь должна быть более яркой и свободной, - вырваться из "сетей условностей" необычайно сложно, если не использовать особые средства самоосвобождения. В итоге, мы не живём в радости и не можем реализовать своё предназначение так, как это хотела бы наша душа, потому что мы не свободны. Осознав этот факт - следует стать на путь Освобождения и применить методы йоги для обретения высшей Свободы Разума!
Свобода явлений и объектов. Исконная природа Реальности.
В истинной Реальности объекты и явления мира существуют абсолютно свободно, но в измерении относительного плана все объекты, живые и неживые, а также процессы и явления подчинены жёстким законам физического и тонкого мира. Кармический человек постоянно пытается использовать в своих целях других людей и объекты, применяя изощрённый психологический подход или просто хитрость. Но при этом забывает простую истину - все явления и вещи независимы и следуют своим собственным законам существования и развития, поэтому обрести абсолютный контроль на чем-либо - невозможно. Когда мы думаем, что овладели каким-либо процессом или подчинили кого-либо своей воле, то это глубокое заблуждение. Человек не может подчинить себе даже самого себя, пока не осознает, что такое действительная Свобода и не поймёт, что она присуща всем без исключения существам и объектам мира. Духовная личность позволяет явлениям и объектам проявляться свободно и естественно, поэтому не возникает конфликтов в отношениях и противостояния интересов.
Люди ждут от других поступков, которые сами наметили для них в своих амбициозных планах. Но на деле оказывается, что такие ожидания крайне зыбки, потому что каждый объект и живое существо несёт в себе свою собственную карму, которую стороннему наблюдателю трудно распознать до конца. Надежды и ожидания рушатся, планы не реализуются только потому, что активный деятель не учёл все принципы взаимодействия между объектами и обстоятельствами. Прозреть тонкие причинно-следственные процессы разворачивания судьбы другого человека, обычным умом невозможно, так как он не обладает достаточной степенью проницательности. Интеллектуальный анализ ситуации и предполагаемое развитие событий не может дать истинную картину будущего, так как предположения строятся на основе возможностей ограниченного ума, а не из состояния сверхсознательного интуитивного Знания.
Свобода личности. Растворение ограничений эго.
Эго формирует вокруг сущностной природы сознания человека (параматмы) плотную оболочку индивидуальных иллюзий. В результате он начинает осознавать себя как ограниченное внутренними установками существо (джива). Затем постепенно свыкается со всем комплексом собственных особенностей тела и ума, закрепощаясь всё больше, полагая, что такова его действительная природа. Фактически многие психические комплексы личности созданы душевными потрясениями и эмоциональными травмами глубоко "осевшими" в подсознании. Некоторые ограничения личность формирует сама, "добровольно" отделяя себя от мира прозрачной стеной личных предвзятых мнений и предпочтений. С возрастом количество ограничивающих условий увеличивается, они становятся полностью контролирующими все действия человека. Духовный практик знает, что эти процессы протекают в измерении обычного кармического ума. И лишь освобождение души из заточения "кармического плена" даст ощущение полноты жизни, лёгкость и чувство духовного полёта.
Действительная Свобода личности лежит в измерении сверхсознательного. Только когда индивидуальное самоосознание будет перенесено в план чистого духа (Атмана) будет достигнута полная раскрепощённость всех аспектов тела, энергии и ума. И тогда обнажится "истинное лицо личности", Будда говорил об "истинном образе, который не есть образ (в обычном понимании)". Выход за пределы ограничивающих сил личного эго (ахамкары) возможен только через использование методов трансцендентальной медитации. Которая "стирает" иллюзорные оболочки эго закрывающие изначальный свет Духа - высшее Сознание.
Свобода и обусловленность.
Обусловленность - это зависимость личности от различных законов, правил, традиций, установок и мнений. Она порождена фундаментальным неведением (авидья) своей собственной духовной основы (атмы). Обусловленный человек никогда не бывает свободен, ни во время бодрствования, ни во время сна. Днём его побуждают к действиям скрытые в подсознании мотивы привязанности к удовольствиям и страха перед "опасностями", хотя он думает, что полностью управляет ситуацией выбора. А ночью эти же силы порождают в сознании образы сновидений, окрашенных в соответствующие эмоциональные переживания. Сон для обычного человека - полностью бессознательное состояние, в котором нет истинной свободы души. Но, тем не менее, во время сна человек погружается в некий покой, отдыхает физически и ментально в период фазы глубокого сна, в котором исчезают все иллюзии. Как сказал один дзенский мудрец: "когда я сплю - я только сплю и ничего более..." Сон просветлённой личности свободен от грёз и ложного отождествления со сновидением. В нём нет и намёка на захваченность кармическим сюжетом сна, нет никакой обусловленности видениями, также как и в бодрствовании мудреца. Явления, образы и мысли могут возникать в этих двух состояниях, но освобождённая личность не ограничивается восприятием происходящего и остаётся в непрерывном контакте с истинной природой разума - Атманом.
Свобода взаимоотношений. Независимость человека.
В мире людей существуют разные уровни свободы взаимоотношений между личностями. Социальные отношения накладывают на индивидуумов определённые ограничения принуждая действовать в границах общепринятых схем поведения. Любовь и привязанность, симпатия и антипатия, неприязнь и ненависть определяют отношения в рамках систем: семья, профессиональный коллектив, клубный и родовой клан, круг друзей и знакомых, нация, традиция и культура. Независимость человека окружающие люди воспринимают очень настороженно, так как ими овладевает "тонкий" подсознательный страх перед личностью, которая может выйти за пределы установленных рамок общества, а будет ли это действие позитивным - неизвестно. Привычные традиции, во все времена, рушили революционеры и реформаторы - люди, которые трансформировали общепринятые принципы порядка и консервативные устои общества. Одни таких людей порицали и уничтожали, другие ими восхищались и следовали за лидерами. Но выход за пределы социальных рамок может иметь два полностью противоположных результата: один - к состоянию действительно большей свободы от изживших себя условностей, а другой - выход в состояние хаоса, анархии, вседозволенности, который, в основе своей, порождается эгоизмом и значит, формирует новые самоограничения. Это состояние "ложной свободы", полное подчинение низким животным интинктам.
Свобода тела. Отсутствие препятствий для врождённой природы.
Каждая личность обладает исконной врождённой природой тела, энергии и ума. Это тот потенциал, который мы приносим в мир с самого рождения в конкретном воплощении. Но по мере развития, созревания и роста человек постепенно утрачивает присущие ему, с момента появления на свет, качества под влиянием обстоятельств жизни, воспитания и обучения. На сознание и тело накладываются негативные воздействия среды, накапливается ложная информация о мире, формируются дурные наклонности, в результате врождённая природа угнетается. Физическое тело страдает от приобретённых болезней (здесь не учитываются наследственные заболевания, пришедшие по карме), проблем которые сформировались под влиянием вторичных причин, и которых можно избежать если бы человек стремился развивать данные природой способности. Усилия направленные на восстановления потенциала природных качеств приводят к восстановлению свободы тела: пластичности, лёгкости, контролю действий, спонтанности реакций, быстроте движений. Люди, утратившие естественную подвижность тела с возрастом, похожи на высохшие деревья, ограниченность свободы движений приводит к преждевременному старению и угасанию.
Свобода энергии. Неограниченный потенциал силы.
Жизнь в наше время предельно интенсифицирована. Люди испытывают колоссальное внутреннее напряжение под влиянием жёстких социальных, экономических и экологических условий. Это порождает массу специфических проблем в плане "тонкого" энергетического (пранического) тела. Перевозбуждение нервной системы вызывает спазмы сосудов и блокировки энергетических каналов, лишая человека возможности использовать весь объём жизненной и психической энергии, которым он потенциально обладает. Эмоциональные потрясения, перенапряжения ума и физического тела создают очаги энергетической нестабильности в жизненной структуре организма. Всё это ослабляет и дестабилизирует энергетику человека. Не смотря на высокий уровень жизни и технический прогресс цивилизованный человек становится всё более слабым и энергетически истощённым. Современные люди отошли от естественных законов природы и теперь расплачиваются за этот уход преждевременным старением и духовной деградацией. Они полностью зависимы от внешних энергетических источников, от машин и механизмов, которые взяли на себя функции сохранения энергии, но на самом деле, это только ещё больше обессилило людей. Человек перестал развивать свою энергетическую структуру. Понимание важности жизненной энергии практически отсутствует в современном обществе, подобные знания необходимо культивировать уже со школы. Путь к духовной эволюции человека и повышению жизнестойкости в достижении полноты и свободы энергии. Это йогические усилия по восстановлению энергетической (чакровой) структуры тела, применение методов пранаямы для очищения системы каналов (нади) и энергетических центров (чакр). Затем следуют процессы накопления энергии праны и усиления её движения в теле. Свободная циркуляция энергии в тонких каналах поддерживает оптимальное течение жизненных процессов, это обеспечит условия для развития сознания. Когда раскрывается понимание внутреннего источника энергии человека (Кундалини-шакти) и его тождественности с внешним планом энергии Реальности (Маха Кундалини) - начинается слияние двух измерений Энергии. Каналы тела (нади) открываются, начиная поглощать внешнюю энергию пространства, восполняя её недостаток в организме человека. Препятствия для энергетических потоков исчезают и человек получает огромный потенциал силы объединившись с Источником космической праны.
Свобода ума. Расширение сознания.
Ум является довольно ограниченным инструментом с помощью которого человек познаёт мир и самого себя. Шесть каналов восприятия (пять органов чувств и осознавание мышления) относятся к шести познавательным способностям ума, направленных на исследование различных объектов мира. Но, несмотря на это разделение и спецификацию, ум остаётся несовершенным орудием постижения, пока он находится под влиянием тройственных сил (возбуждения, торможения и нейтральной связанности). Воздействие этих трёх энергий (гун) возникает от первичной разделённости ума состоянием двойственности (дихотомии). Пока разум человека остаётся подчинённым законам двойственного восприятия истинное видение Реальности, подлинная ясность и мудрость сознания недостижимы. Разобщённый ум формирует в самом себе массу иллюзий и ложных идей, дробя мир на добро и зло, чёрное и белое, разрывая единую "ткань Реальности". Это приводит к накоплению ограниченных шаблонных реакций на возникающие ситуации жизни, предвзятых мнений, эгоистических идей и мотиваций. В "тисках" эго врождённые творческие способности разума подавляются и вырождаются. Иллюзорная оболочка эго - это непроницаемое покрывало, закрывающее высший Свет мудрости, идущий из глубины души, из природы Сознания (атмана). Разум человека, подчинённый силам личного эго, сужается, утрачивает проницательность и ясность. Обусловленная двойственностью эгоцентричная личность мыслит ограниченными категориями, преломляя все идеи сквозь призму собственных корыстных интересов. Жёсткие рамки накладываемые эго на ум - это ментальная тюрьма для сознания индивидуума, в таком состоянии разум человека не может нормально развиваться. Выход за пределы эгоистических воззрений приводит к постепенному расширению сознания адепта и проявлению в нём трансцендентального Света Реальности. Когда разум не ограничен условностями стереотипных представлений - нет границ для творческого самопроявления. Возрастает глубина сознания и становятся доступными высшие планы Реальности, миры тонких психических измерений (астральные и каузальные планы). Достигаются уникальные духовные качества и раскрываются сверхспособности (сиддхи). Абсолютный идеал духовной эволюции человека - достижение Просветления является одновременным Освобождением Сознания (мокша) от всех ограничивающих факторов. Это истинная Свобода Ума.
Свобода действия. Спонтанное проявление поступков.
Когда человек постигает интуитивное знание духа - его жизнь и все действия в ней обретают особый оттенок естественности. Любой из нас может ощутить насколько тот или иной человек закрепощён в своих проявлениях, сравнивая его реакции или действия с собой, сравнивая, как мы сами поступили бы в подобной ситуации. Это сравнение может быть безошибочно, так как каждый из нас довольно хорошо знает самого себя. В то же время, раскрепощённые действия и свободное самовыражение других людей может вызывать в нас чувство неловкости или неуверенности, если мы попытаемся, даже мысленно, сопоставить ситуацию с собой. Это означает, что мы сами в чём-то ограничены по сравнению с другими и, при внимательном искреннем анализе, сможем обнаружить эти внутренние барьеры. Свободное действие, естественное самовыражение своих врождённых качеств, спонтанность ответных реакций на ситуации жизни - чёткий критерий нашей действительной свободы духа или же показатель степени омрачённости сознания, отражённый в стереотипах поведения. Внешние действия личности, её поступки, явно или скрыто, через знаки, демонстрируют внутреннее состояние - свободу или обусловленность разума. Когда Христа спросили как распознать ложных проповедников от истинных подвижников веры, он ответил, что " по делам их узнаете..." Дух всегда проявляет своё подлинное лицо через действия во внешнем мире.
Свобода рождения и смерти. Выход за границы одной жизни.
Обычный человек испытывает, в момент умирания, полное выключение сознания, потерю осознавания во время пребывания в промежуточном состоянии перед новым рождением, избежать этого он не в силах, так как влияние законов кармы непреодолимо. Но опытный адепт может полностью управлять своим сознанием даже во время физической смерти тела, разум при этом не утрачивается, поэтому ментально смерть не переживается. Свобода от рождения и смерти означает, что личность преодолевает все внутренние ограничения сознания, которые ведут к потере осознавания во время перехода в посмертное состояние. Также не происходит прерывание сознания в период последующего рождения, становления и развития. Известны великие мудрецы, которые сохраняли память о своих предыдущих воплощениях и, будучи детьми, давали удивительные по мудрости наставления в философии йоги опытным йогинам и мистикам. Даже если такой "ребёнок" и не вспоминал своё предшествующее рождение, он всё равно сохранял внутренний духовный контакт с высшей природой души. Адепт, достигший реализации состояния мокши, мог воплощаться в физическом мире по желанию или же пребывать в "чистом" трансцендентальном состоянии вне рождения и смерти неограниченный срок.
Свобода бытия. Основа Существования, Знания и Счастья.
Человек живёт неосознанно и наказание этому - омрачения разума, страдания души и смерть. Мы так хотим быть счастливыми и свободными, что в погоне за этим грубо подавляем свою духовную природу, растрачиваем впустую собственную жизнь, и лишь угнетаем душу. Это печальное заблуждение...
Жизнь единственная Реальность и она непрерывна. Жизнь продолжается даже когда чувствующие существа трансформируются в иные формы бытия. Но мы не знаем истинную тайну Жизни. Жизнь и Сознание - это одно и то же. Достижение такого Знания - высшая цель, это должно быть не интеллектуальное понимание, а опыт слияния с природой высшего Сознания в самом себе. Реализация данной истины приводит к переживанию высшего Счастья, так как в этом состоянии соединяются воедино тело, энергия и ум, соединяется микрокосм человека и макрокосмос вселенной. Это и будет подлинное состояние Йоги, полное единство внутреннего и внешнего плана. Реальность, для конкретного человека, становится Единой, хотя на самом деле она никогда и не была разделена, это был лишь иллюзорный мираж. Ограничения личности растворяясь обнажают Свободу бытия, в которой Мудрость Знания и Радость естественного, полностью спонтанного существования. Пока искатель не придёт к осуществлению этого, он не будет удовлетворен ничем в этой жизни, его душе не обрести гармонии и мира. Без Свободы духа всё бессмысленно. Ищите только её, только в ней истинный смысл!