Асаны
В йоге существуют следующие типы упражнений:
Асаны,
Пранаямы,
Бандхи,
Мудры,
Крийи,
Мантры,
Медитативные техники.
Асаны
Асаны, согласно Патанджали, – «это положение тела, которое удобно и приятно». Некоторые современные практикующие, прочитав это определение, могут воспринять его как издевательство. Действительно, некоторые позы йоги требуют для своего выполнения немалой ловкости, силы, растяжки и едва ли могут быть названы «удобными и приятными». Данный парадокс связан с тем, что, по-видимому, во времена Патанджали йоги использовали лишь небольшое количество асан, среди которых не было изощренных, подобно тем, что предлагают современные школы. Так, в «Хатха йога прадипике» приводится перечень из 11 асан для укрепления тела и 4-х медитативных асаны. К первой группе относятся: Свастикасана, Гомукхасана, Вирасана, Курмасана, Кукутасана, Уттана Курмасана, Дханурасана, Матсьяасана, Пашимоттанасана, Маюрасана, Шавасана. Ко второй – Сиддхасана, Падмасана, Симхасана, Бхадрасана. Такое ограниченное количество упражнений являлось не следствием неразвитости системы, а четким пониманием, что йога – это не техника для гипертрофированного развития физического тела. Асаны не самоцель, а лишь промежуточный инструмент, предлагаемый йогой для духовного развития человека. На мой взгляд, для успешной практики йоги, направленной как на поддержание физического здоровья, так и на внутреннюю работу, достаточно десятка асан, хотя сам список этих асан будет различным для разных людей, и зависит он от их физических и психологических особенностей.
В «Гхеранда самхите» перечислены уже тридцать две асаны, которые до сих пор считаются наиболее важными и используемыми: 1. Сиддхасана (поза сиддха); 2. Падмасана (поза лотоса); 3. Бхадрасана (благоприятная поза); 4. Муктасана (поза освобождения); 5. Ваджрасана (алмазная поза); 6. Свастикасана (поза свастики); 7. Симхасана (поза льва); 8. Гомукхасана (поза головы коровы); 9. Вирасана (поза героя); 10. Дханурасана (поза лука); 11. Шавасана (поза трупа); 12. Гуптасана (тайная поза); 13. Матсиасана (поза рыбы); 14. Матсиендрасана (поза Матсиендры); 15. Горакшасана (поза Горокши); 16. Пашиматтанасана (поза наклона вперёд); 17. Уткатасана (поза на корточках); 18. Санкатасана (трудная поза); 19. Маюрасана (поза павлина); 20. Каккутасана (поза петуха); 21. Курмасана (поза черепахи); 22. Уттанакурмасана (поза стоящей черепахи); 23. Врикшасана (поза дерева); 24. Мандукасана (поза лягушки); 25. Уттанамандукасана (поза стоящей лягушки); 26. Гарудасана (поза орла); 27. Врисабхасана (поза быка); 28. Шалабхасана (поза кузнечика); 29. Макарасана (поза мифического животного макары); 30. Уштрасана (поза верблюда); 31. Бхуджангасана (поза кобры); 32. Йогасана (поза йога).
Поскольку некоторые упражнения йоги все же сложно классифицировать (например, многим непонятно, почему йога-мудра считается мудрой, хотя внешне выглядит как асана), попытаемся дать более точное определение асаны, основываясь на значимых видовых критериях.
Асана – это упражнение, в котором управление энергией и физиологическими процессами в организме осуществляется за счет перераспределения натяжений, сжатий и напряжений в теле. Асана может иметь специально обусловленную последовательность входа и выхода, однако обязательным является статическое пребывание в позе в течение некоторого времени.
Асана воздействует преимущественно на физическое и эфирное тело и мало затрагивает эмоциональную сферу человека.
Механизмы воздействия асан на организм
Механическое влияние асан
Большинство йогических асан задействуют для своего выполнения значительную часть мышц, включая те группы мышц и в таких последовательностях, которые практически не используются в повседневной жизни. Именно это объясняет особую изощренность йоговских асан. В отличие от всех прочих упражнений, они направлены на локальное воздействие на разные части физического тела. При обычных физических упражнениях у человека достаточно бессистемно задействована основная часть мышц. А как задействовать строго определенную группу мышц? Нужно принять специальное положение. Чем более сложны йоговские асаны, тем точнее они воздействуют на локальные группы мышц. Это позволяет сэкономить энергию, которая в иных упражнениях тратится на «ненужные» мышцы.
Также йоговские асаны оказывают механическое воздействие на внутренние органы и таким образом осуществляют их стимуляцию за счет специфических деформаций формы тела. Для других видов физических упражнений, направленных преимущественно на мышечную систему, внутренние органы практически недоступны.
Гуморальный механизм
С физической точки зрения корпус человека можно представить как взаимосвязанную систему полостей, заполненных различными жидкостями и газами. Упражнения йоги очень значительно, причем выборочным образом, влияют на объемы этих полостей, а значит, и на уровень давления в них. Таким образом, подобные упражнения позволяют провести своеобразный внутренний гидравлический массаж органов. Понимание гидравлического аспекта упражнений подсказывает некоторые критерии их выполнения: поскольку каждая асана связана с определенным изменением внутриполостных давлений, а подвижность жидкостей в организме ограничена анатомически, скорость входа в асаны и выхода из них должна быть такой, чтобы полостные давления успевали стабилизироваться, т.е. входить и выходить из асаны надо достаточно медленно, а пребывать в ней достаточно долго. Невыполнение этого условия не позволяет задействоваться гуморальному механизму, превращая выполнение асан в лучшем случае в гимнастику для мышц.
Другим гуморальным механизмом влияния асан является изменение гидростатического давления.
Для усиления указанного эффекта некоторые позы сопровождаются уддияной бандхой, которая повышает корпоральное давление наиболее простым способом – за счет уменьшения объема корпуса.
Психосоматический механизм
О существовании взаимосвязи между телом и душой человека известно очень давно. В глубокую древность уходят своими корнями и попытки диагностировать особенности характера человека по тем или иным внешним признакам, например: физиогномика – искусство определения характера и судьбы человека по его лицу, хирология – по линиям на ладони, френология – по особенностям строения черепа и т.д. Однако в современной психологии данная проблема была поднята сравнительно недавно. Лишь в середине ХХ века В. Райх, У. Джеймс, А. Лоуэн и некоторые другие известные психотерапевты обнаружили, что психика человека проецируется на его физическое тело в виде конституционных особенностей, мышечных зажимов, контрактур. Верно также и обратное: воздействуя на тело определенным образом, можно изменить психологическое состояние человека. Проективная сетка, связывающая психику и тело, выглядит, согласно современным представлениям, следующим образом:
Горло и шея связаны с интеллектом, способностью формулировать свои мысли, правом иметь свои суждения, свои мнения, принимать самостоятельные решения. Зажимы в области горла зачастую связаны с тем, что человек "зажимает" желание высказать обиду или какую-либо другую переполняющую его эмоцию. Это может вызывать заболевания щитовидной железы. Зажимы в задней части шеи, шейный остеохондроз связаны с повышенным грузом ответственности, который «взвален» на человека, иногда желанием «спрятаться», втянуть голову в шею, стать незаметным.
Грудная клетка, область сердца связанны с чувственной сферой человека. Зажимы в этой области вызваны неумением выражать искренне и свободно такие чувства, как любовь, неприязнь, симпатии и т.д. Наиболее распространенным типом зажимов в этой зоне является неспособность человека дышать полной грудью, т.е. с равномерным расширением грудной клетки во все стороны и поднятием ключиц при ровном позвоночнике. Типичными болезнями, возникающими вследствие этих эмоциональных проблем, являются заболевания сердца, остеохондроз. Неспособность искренне радоваться всем жизненным проявлениям приводит к легочным заболеваниям, долго не высказываемые обиды – к астме.
Область живота связана с потребностью в доминировании, с властью, признанием, агрессией. Если соответствующие потребности фрустрированы, человек имеет слабый брюшной пресс, рыхлый живот, иногда заболевания брюшных органов. Напряжение поясничных мышц связано со страхом нападения.
Область таза связана с потребностью в сексе и удовольствиях. Люди с ригидным тазом, как правило, ограничивают себя в удовольствиях. С этой же проблемой связана и плохая растяжка ног. Характерными заболеваниями в подобном случае являются поясничный остеохондроз, заболевания мочевого пузыря, внутренних половых органов. Жадность, стремление сэкономить на себе приводит к запорам и геморрою.
Лицо, кроме волевого центра на лбу, содержит вторичные проекции всех проективных зон. Так, голова проецируется на лоб, горло – на нос, сердце – верхняя губа, живот – зубы, таз – нижняя губа, щеки – руки, локти – желваки. Ригидность соответствующих зон лица свидетельствует о наличии зажимов в соответствующей части тела и соответствующих психологических проблем.
Легко заметить, что данная сетка соответствий сильно напоминает чакральную систему человека – базовую энергетическую модель, принятую в йоге, а зажимы, контрактуры и прочие аномалии являются физическими выражениями энергетических дефектов чакр. С этих позиций становится понятной главная задача физических упражнений йоги, в частности, асан, которая состоит в том, чтобы путем воздействия на физическое тело человека изменить его психологические состояния, восстановить энергетическую целостность, развить чакральную систему.
Психосоматическое воздействие асан строится на еще одном механизме – разрывании патогенных дуг. У большинства людей в течение жизни накапливаются неадаптативные двигательные стереотипы, например, сжав руку в кулак, Вы обнаружите, что напряглись мышцы челюсти. При выполнении асан (см. раздел «Психологическая работа в асанах») возникает возможность разорвать подобные стереотипы, что существенно увеличивает процент двигательной, а значит, и психологической свободы человека, а также позволяет сэкономить много энергии.
Рефлекторный
Существует ряд рефлекторных механизмов, обеспечивающих дополнительное влияние асан. Наиболее простым из этих механизмов является изменение локальной гемодинамики – компенсаторного усиления кровообращения после растяжения или сжатия. Более сложными являются кожно-висцеральные и моторно-висцеральные рефлексы, позволяющие напрямую влиять на функции различных органов. Их существование основано на том, что чувствительные нервы внутренних органов, участков кожи (зоны Захарьина-Геда) и мышц пересекаются на уровне сегментов спинного мозга, соответствующих чакрам. Как следствие, напряжение определённых мышц и стимуляция определённых участков кожи воздействуют на внутренние органы.
Стрессовый
Всякий, кто хоть раз сталкивался с асанами, отметил, что, несмотря на высказывание Патанджали, большая часть асан не является естественными, т.е. принимаемыми в обыденной жизни, положениями тела. По сути, асаны произвольно ставят тело человека в принципиально непривычное положение, вызывая микро-стресс. Подобный стресс оказывает позитивное влияние на организм, стимулируя лимбическую систему, если, конечно, микро-стресс не перерастет в макро- . Из этого механизма можно вывести некоторые практические правила:
1. Для того чтобы асана «работала», необходимо, чтобы она содержала «сверхусилие», т.е. не казалась организму обыденным положением тела. Сверхусилие может быть вызвано увеличением натяжения (не на грани боли, разумеется), чуть более длительным, чем рефлекторно хотелось бы телу, пребыванием в позе, произвольным изменением естественного ритма дыхания и т.д.
2. Организм быстро адаптируется к привычным стрессам, поэтому однотипные упражнения уменьшают свою эффективность. Комплексы надо обновлять и совершенствовать. Это касается как асан и пранаям, так и всех прочих техник, включая очистительные процедуры стрессового типа (голодания) и медитаций.
3. Слишком стрессовое выполнение упражнений оказывает эффект, противоположный желаемому. Макрострессы разрушают. Поэтому следует знать меру.
Гормональный
Некоторые асаны существенным образом изменяют интенсивность кровотока в районе тех или иных эндокринных желез. Например, матсиасана усиливает кровоток в области щитовидной железы, что стимулирует ее работу и посредством выделяемых ею гормонов воздействует на организм в целом.
Энергетический
Все перечисленные выше механизмы работают, разумеется, не только для йоговских асан. Однако воздействие йогических упражнений не сводится, подобно обычной физкультуре, лишь к работе с физическим телом. Основным объектом воздействия асан является эфирное тело, витальная энергия человека. Многие современные школы оккультно-экстрасенсорной направленности говорят о работе с энергией и пытаются управлять энергией при помощи сознания посредством визуализации. У некоторых получается.... В большинстве же своем такие люди находятся во власти своих фантазий. Отличить «фантазийную» работу с эфирной энергией от реальной в действительности несложно. Эфирная энергия оказывает сильное воздействие на физическое тело, и любые ее перемещения вызывают выраженные соматические эффекты: изменение температуры в отдельных частях тела, появление внутренней вибрации (такое случается при «переборе» энергии в некоторую зону), исчезновение болей.… Если перечисленных эффектов не наблюдается – нет и реальной работы с энергией.
2.12. Сначала появится пот, потом дрожь в теле
и, наконец, дыхание станет устойчивым и неподвижным.
Хатха-йога прадипика
Нет, работать с энергией посредством воли возможно. Но это уровень, достичь которого удается не сразу. Однако существует принципиально иной, традиционно используемый в йоге способ овладения энергией, основанный на взаимосвязи эфирного и физического тел. Правильно сформированная поза вызывает некоторые перемещения энергии в эфирике.
Существует несколько принципов, описывающих взаимосвязь физического и эфирного тела.
1. Энергия двигается из сжатых областей тела в растянутые и из расслабленных – в напряженные.
2. Энергия двигается по каналам. Каналом является растянутая на поверхности тела линия. У здорового человека естественными каналами являются так называемые мышечно-сухожильные меридианы , однако при наличии энергетических блоков энергия может огибать их и другими путями.
3. Канал является открытым, только если открыты все его части, т.е. если он равномерно растянут по всей длине. Закрытость канала хотя бы в одной точке закрывает его полностью, подобно тому, как вода не течет по шлангу, на который наступили в одном-единственном месте.
4. Движение энергии по каналу обязательно сопровождается физиологическими эффектами по всей протяженности канала. Чаще всего это ощущение перемещения тепла или даже жара . При наличии загрязненностей канала могут возникнуть эффекты, подобные «покалыванию», такому, как ощущается при восстановлении затекшего органа. Когда блок «пробивается», покалывание сменяется ощущением жара. При наиболее сильной блокировке канала могут возникнуть судороги в соответствующем месте.
Исходя из сказанного, можно сформулировать энергетические механизмы влияния асан:
1. Открытие и «прочистка» каналов. Заблокированность каналов связана чаще всего с некоторым количеством «замороженной» эфирной энергии на пути следования канала. Подобные куски энергии связаны, в свою очередь, с блокированными эмоциями, т.е. астральными энергиями, вокруг которых и кристаллизуется эфирная энергия, составляющая блок. На физическом уровне такие блоки проявляются в виде хронических мышечных напряжений, зажимов и контрактур. Соответственно, работать с такими блоками можно, начиная как с астрального тела (посредством катарсического отреагирования заблокированных эмоций), так и через эфирное и физическое тела, т.е. посредством асан. Разумеется, наиболее эффективным является совмещение методов, о чем более подробно можно прочитать в моей статье «Психологическая работа в асанах».
2. Перераспределение энергии в эфирике из участков тела, где ее в избытке, в зоны, где наблюдается ее недостаток. В частности, «залатывание» дырок в эфирике, стимуляция угнетенных и седатирование возбужденных чакр.
3. «Проработка», т.е. энергетизация проблемных зон. Недостаточная энергетичность какой либо зоны может быть обусловлена конституционным типом или сформированной в процессе воспитания выстройкой и выражается в явной слабости соответствующей части тела. Например, утонченной шеей, «буратинообразных» рук и ног и т.д. В более мягком варианте недостаточная энергетизация может проявиться в том, что определенная часть тела (чаще периферическая) имеет тенденцию постоянно мерзнуть. Выполняя асаны, можно энергетизировать подобные зоны.
4. Общее усиление циркуляции энергии. В большинстве эзотерических традиций считается, что личная сила и энергетичность человека зависит не только от количества энергии в его тонких телах, но и от интенсивности ее циркуляции внутри тела. Мастера ци-гун считают, что у нормального человека толщина энергетического канала чуть больше нити, тогда как у специалиста по ци-гуну она может сравниться с толщиной пальца. Изменяется также скорость движения энергии по каналам. Это легко подтвердить следующим наблюдением. При правильном занятии йогой для достижения физиологических эффектов от выполнения асаны занимающемуся требуется все меньше времени пребывания в ней. Так, если ощущение движения жара по позвоночнику в голову в бхуджангасане достигается начинающими спустя полторы минуты после выхода из асаны, то уже через год занятий для этого надо 10-15 секунд.
Типы асан
В зависимости от механизма воздействия асаны делятся на 6 типов: растягивающие, скручивающие, силовые, перевернутые, сдавливающие и равновесные.
Растягивающие асаны оказывают воздействие на меридианы, расположенные на передней и задней поверхности туловища. К передненатянутым относятся, например: бхуджангасана, уштрасана, чакрасана. К задненатянутым относятся: йога мудра, пашимотанасана, падахастасана.
Скручивающие асаны воздействуют на диагональные меридианы. Скручивающими являются артхаматсиендрасана, триконасана, паривритта триконасана и паривритта парсваконасана.
Силовые асаны не растягивают никаких каналов, а вызывают уплотнение эфирика за счет естественного движения энергии к напряженной зоне. К силовым относятся, например: пурвотанасана, салабх- и артхасалабасана, фирабхадрасана, уткатасана, випаритакарани, кукутасана, артха- и парипура навасана.
Перевернутые асаны вызывают изменение циркуляции энергии и жидкостей в организме под действием силы тяжести. К таким асанам относятся: сиршасана, сарпасана, халасана, карнапидасана.
Сдавливающие или выдавливающие асаны выдавливают энергию из некоторой зоны за счет физического давления на нее. Это гомукхасана, маюрасана.
Равновесные асаны воздействуют на организм, задействуя для поддержания равновесия те или иные группы мышц, связанные с ними гравитационные и барорецепторы, а также активизируя мозжечок и лимбическую систему.
Интересно отметить, что среди описанных в Хатха-йога прадипике классических асан присутствует по одной-две из каждого типа.
В действительности приведенные здесь перечни асан далеко не исчерпывающие. Более того, каждая из упомянутых асан имеет бесчисленное количество модификаций. Возможно также построение комбинированных асан, включающих признаки каждого из типов. Однако каноническое перечисление всех асан не является целью данной статьи. Догматика смертельна для духовного учения. Мы попытаемся обратиться к истокам и понять принципы, лежащие в основе хатха-йоги, опираясь на которые, занимающийся сможет самостоятельно конструировать асаны и другие упражнения в соответствии с поставленной перед собой задачей и своими психофизиологическими и энергетическими особенностями.