ЧАСТЬ 3
В понимании причин болезни важен и фактор возраста. Тибетские врачи полагали, что детство длится до 12 лет, организм развивается до 16 лет, а старость наступает с 70 лет. В Древнем Китае определяли молодость как возраст до 20 лет, зрелость в расцвете сил — до 40 лет, начало угасания жизненных функций, как бы начало схождения вниз — до 60 лет, осень, «желанный возраст», — до 70 лет и старость — после 70 лет. Пифагор (VI век до н. э.) определял возраст до 20 лет как развитие организма, до 40 лет как молодость, до 60 лет как зрелость и с 60 лет как старость. Современная наука признает началом старости возраст с 60 до 69 лет и старость — с 70 лет.
Известно, что снижение половой активности мужчин начинается с 25 лет, с 31 года в течение 16—18 лет она имеет устойчивый характер, и с 48 лет начинается процесс неуклонного снижения половой активности. Большинство физиологических функций организма начинает ослабевать после 45 лет, и с этого возраста атеросклероз — закономерность. Мы считаем детством возраст до 12 лет, юностью —до 25 лет, молодостью — до 31 года, зрелостью и расцветом сил — возраст до 45—48 лет.
В 1825 году английский исследователь Гомпертц установил закономерность, по которой, начиная с тридцатилетнего возраста, каждые восемь лет удваивается количество умирающих людей данного возраста, т. е. вдвое увеличивается смертность. Эта закономерность действует и поныне. Вспомним тибетские периоды. Кризисные годы, по тибетским воззрениям, — 13, 25, 37, 49 лет, 61 год, а по Гомпертцу — 30, 37, 45 лет, 53 года, 61 год. И мы видим сходство, особенно в основных вехах, —37 лет и 61 год.
Во всем этом глубокий смысл. Живое существо имеет генетическую программу роста, достижения зрелости, воспроизведения потомства и самоликвидации: старения и смерти. В каждом тикают генетические часы. В урочный час человек становится на ноги. В урочный час возникает интерес к противоположному полу, к семье и детям. И в урочный час флажок на часах падает. Старость характеризуется болезнями и, как говорили древние римляне, сама по себе болезнь. Редко кто умирает, изжив самого себя. Чаще всего люди умирают от болезней. Но если все так фатально, зачем беречь здоровье? Да как раз для того, чтобы старость все-таки по возможности прошла без болезней, чтобы умереть, изжив самого себя, а также для того, чтобы в молодости не страдать от болезней, характерных для старости.
Взглянем на проблему и под другим углом зрения. Человек в своем развитии проходит через определенные периоды. Есть период накопления первых впечатлений жизни, овладения родной речью. Есть период интенсивного научения, обучения, овладения профессией. Есть период максимальных достижений и т. д. Для овладения всем этим человеку отпущены определенные силы и определенное время. Но вышеперечисленные периоды могут быть и периодами «накопления болезни» или «накопления здоровья». Жить правильно, по возрасту, — значит не болеть. Ход стрелок генетических «часов жизни» можно задержать и можно ускорить. В 50 лет можно выглядеть молодым и быть молодым, а можно выглядеть стариком и быть стариком.
Ход генетических часов определен природой. Жизнь вопреки природе и вопреки своей натуре ускоряет его. Образ жизни замедляет или приближает приход старости. В образе жизни —истоки здоровья или болезней. Частые или тяжелые и длительные болезни также ускоряют ход генетических часов. «Предельно больной» не молод и в 30 лет. «Предельно здоровый» молод и в 50—60 лет. Чрезвычайное значение, как уже указывалось выше, имеют установки. Если возникла установка «я уже старик», этот человек — старик, сколько бы лет ему ни было. Такая установка ускоряет ход генетической программы жизни, и человек старится объективно.
Капитулирующий духом неизбежно капитулирует телом. Надо жить по возрасту, не следует торопиться в признании себя стариком. При установке «я старик» человек сутулится, у него гаснут глаза, он надевает на себя одежды старости и неосознаваемо ведет себя как старик. Его тут же признают стариком и окружающие. Стройный, ухоженный, со вкусом одетый чувствует себя молодым. Его и воспринимают молодым. На человека мощно, установочно воздействует то, как и каким его воспринимают.
Да, с возрастом неуклонно снижается половая функция, но это не только следствие, а и причина старения. Кто не истощил себя неуемными страстями, в том числе и в сексуальном поведении, у кого половая жизнь после 50 лет — по конституции, не прерывается длительным воздержанием, а ритмична, у того половая функция сохраняется до 80 и более лет. А с сохранением половой функции задерживается и увядание организма.
С возрастом угасает функция вилочковой железы. С угасанием ее снижается уровень иммунной защиты, а с этим — противоопухолевая устойчивость. Однако упомянутая функция угасает не только с возрастом, но и в связи с неуемными страстями, вредными привычками, частыми и изнуряющими болезнями и интоксикациями. Вилочковую железу губит омраченность! Разумный образ жизни и здесь отдаляет старость.
С возрастом снижается функция щитовидной железы. Как следствие этого повышается риск онкологических заболеваний и начинается атеросклероз. Однако и щитовидную железу изнашивает омраченный образ жизни.
С возрастом угасает функция легких и почек и в связи с этим возрастает восприимчивость к болезням. Однако системы легких и почек можно укреплять, а можно разрушать неразумным образом жизни. И так во всем, что касается болезней, сроков наступления старости, срока прихода последнего часа. Фатальна смерть, но не фатален срок ее прихода.
С возрастом снижается уровень адаптивности. Старея, животное скорее становится жертвой хищника. Хищники в первую очередь отлавливают старых и больных животных. Первыми погибали и наши стареющие пращуры. Стареющие хуже видели, слышали, обоняли, хуже бегали, менее эффективно, чем молодые, ускользали от опасности. Старея, они утрачивали адаптивность — способность к приспособлению. И это — главное.
Снижение адаптивности с возрастом закономерно и начинается, по Гомпертцу, с 30 лет. Однако можно преждевременно растратить и высокую врожденную адаптивность, а можно долго сохранять среднюю и даже низкую адаптивность. Возьмем для примера ту же систему легких. Человек курил, жил в загазованном районе, не выезжая из него даже в выходные, праздничные и отпускные дни. В итоге он ослабил легкие, загнал их. Однако легкие и кожа едины. И появились преждевременные морщины, увядает кожа, седеют, истончаются, выпадают волосы — человек стареет. Легкие доминируют над печенью, печень — над поджелудочной железой, она —над почками. Человек теряет зубы, у него слабеют мышцы, теряют эластичность связки, становятся тугоподвижными суставы, возникает остеохондроз, снижается половая функция. Истощается адаптивность, биоэнергия, истощается жизнь, но при чем тут возраст? Человек состарил себя сам. Другой держит себя в боевой форме. Системы организма молоды, связки эластичны. Человек быстр, гибок. Он адаптивен. Он молод. Закономерности старения для него наступают позже нормативных, т. е. средних. Ведь закономерность Гомпертца — средние данные. У одного это действительно восемь лет, у другого только четыре года, а у третьего целых двенадцать лет!
Весь вопрос в том, что психосоматические заболевания, наиболее частые в наше время, заболевания, от которых как раз преждевременно старятся и умирают, не случайность, а следствие незнания, невежества или невнимания к своему здоровью, омраченности самого человека. Болезнь следует понимать как расплату за невежество и омраченность.
Болезнь — расплата за легкомыслие, за необдуманные поступки, когда крепки задним умом и, действуя, не думают о последствиях. Болезнь — расплата за глупость и упорство в глупости, за самонадеянность и высокомерие, за переоценку себя при недооценке других людей, обстоятельств, препятствий и сложности жизни. Болезнь угрожает тому, кто следует по пути, ведущему в тупик, кто следует ложным целям и ценностям, кто идет не туда и не за тем, выбирает не то и живет не так.
Болезнь — следствие искаженного, больного образа жизни. Она — расплата за гонку, спешку, суету, когда стрелка часов превращается в хлыст. Страх не успеть, страх нечто упустить — ложный страх. Понятен страх за ребенка, естествен страх на войне, но ложен страх, порожденный суетой сует, ложными ценностями. Аристократы по рождению и воспитанию не спешили, даже если не успевали, упускали что-то. Они в чем-то теряли, но сохраняли свое достоинство и выигрывали в здоровье и в долголетии. Мудрецы и на улице выделяются тем, что в спешащей толпе шествуют величественно и неторопливо. Дикое животное, если оно не затравлено, поражает благородной неспешностью своих движений и действий. И спешащий человек затравлен, даже если и социально благополучен. Вечно спешащий не будет здоров, его жизнь не будет долгой и полноценной. Мудрый планирует свой день, свою жизнь таким образом, чтобы не торопиться, чтобы успевать неспешно.
Болезнь — расплата за притязания, превышающие возможности человека. Мудрый отец говорил сыну: «Дерзай, борись, гори, но не надорвись». Однако многие надрываются, теряя при этом все.
Люди не учитывают свои силы или переоценивают их. Это одна из самых частых причин психосоматических заболеваний. Попытка поднять непосильный груз всегда кончается «психосоматической грыжей». И это плата за непомерное тщеславие и честолюбие, гордыню. Это плата за желание «быть как все», когда при этом имеют в виду самых благополучных. «Психосоматическим спидом» является мода. Человек надрывается в погоне за модным, престижным. Речь, естественно, идет о чрезмерном. Все, что можно охарактеризовать как чрезмерное, сокращает жизнь. Люди различны по своим психофизическим данным. И каждому — свое. Тот, кто слабее способностями, талантом, силой, должен компенсировать это в возможном, отказываясь от невозможного. Однако медлительный состязается с быстрым от природы в быстроте, т. е. на «поле» быстрого; слабый борется с сильным как раз на том поприще, на котором он слаб, а сильный — силен. Мужчина со слабой половой конституцией домогается любви женщины с сильной половой конституцией, заведомо обрекая себя на неудачу, унижения и муки ревности. Обделенный талантом всю жизнь доказывает, что он все-таки талантлив. И карлик борется с великаном, а малый корабль отправляется в большое плавание. Мне тут же возразят, напомнив о Давиде, победившем Голиафа, забывая при этом, что Давид не вступил с ним в рукопашную схватку, а ударил его камнем, издалека. А я пишу о тех, кто как раз, будучи слабее соперника, в схватке с ним стремится к рукопашной. Я пишу-о попытке бездарного создать музыку, лучшую, чем музыка Моцарта. И зачем мне дача в три этажа, как у соседа, если это мне не по средствам и меня вполне удовлетворит сборный летний домик.
Болезнь — расплата за волюнтаризм, когда рассудок подавляет в человеке его врожденную сущность, инстинкты и темперамент, эмоции, чувство достоинства и личную свободу.
Волюнтарист выигрывает социально, но, насилуя себя, подавляя влечения своего сердца, свою натуру, проигрывает в здоровье.
Однако болезнь — расплата и за чрезмерные, непосильные для данного человека страсти, когда живут только сердцем, игнорируя доводы рассудка, и, опять-таки надрываясь, громоздят ошибку на ошибку, проблему на проблему, когда воюют большой кровью, а победа — пиррова.
Болезнь — плата за проступки против совести, чести и достоинства, плата за подлость и жизнь во лжи, за трусость, за подавленный праведный гнев и протест, за пассивное, а тем более активное участие в неправедном.
Болезнь — расплата за терпение в том, что не должно и невозможно терпеть, когда живут «ради детей» с ненавистным супругом или супругой, когда раболепно подчиняются на работе недостойному, когда любят и не борются за любовь, когда страстно чего-то хотят всю жизнь, но так и не решаются добиться желаемого.
Болезнь — расплата за вечную неудовлетворенность, когда не способны достичь того, что может принести удовлетворение, и в то же время не способны отказаться от недосягаемого. И если не удовлетворен работой, семейными отношениями, своим социальным статусом, достигнутым — дерзай, меняй, действуй или откажись от желаемого, измени отношение к тому, что тебя не удовлетворяет, но не пребывай в страдании.
Болезнь — плата за вечный страх, за жизнь под дамокловым мечом, когда не соответствуют должности, месту и времени, когда удерживают то, чего не удержать, когда живут нечестно и страдают от неотвратимости возмездия, когда собирают урожай на чужом поле.
Обо всем этом надо задуматься в начале, а не в конце пути.
Прав был В. Гумбольдт, известный философ, полагавший, что со временем болезнь будет расцениваться как извращенное мышление и болеть будет постыдно.
Остановимся еще на нескольких аспектах болезни. Если в роду все страдали болезнями желудка или кишечника, легких или поджелудочной железы, нередко выясняется: все пренебрегали этой системой, нещадно эксплуатировали ее, неверно питались и неразумно жили. И отягощенный такой наследственностью должен помнить об этом и не повторять ошибок деда и отца в своем образе жизни. У одного часты только простудные заболевания, у другого «все ложится на сердце», третьего постоянно тревожит желудочно-кишечный тракт. В этом следует разобраться, укрепить и закалить слабую систему или щадить ее. Однако тут есть и другая грань. Гиппократ указывал: «В болезнях меньше подвергаются опасности те, болезни которых более согласны с их природой, возрастом, конституцией тела и временем года, чем те, болезнь которых не отвечает ни одному из этих условий» (1936, с. 701). Гиппократу вторит Авиценна: «Знай, что болезнь, соответствующая натуре, возрасту, времени года, менее опасна, нежели болезнь, которая не соответствует этим и случается только вследствие значительной причины» (1981, кн. I, с. 151). И тогда следует разобраться, какая болезнь как бы своя, а потому менее опасна, а какая — «чужая», а потому более грозная. Если летом приходит «болезнь осени», у молодого возникла «болезнь старости», у широкоплечего — болезнь узкоплечих, у холерика — «болезнь флегматиков», а у оптимиста — «болезнь пессимистов», надо задать себе вопрос «почему?». Это, как правило, свидетельство жизни вопреки натуре, вопреки своей индивидуальности, свидетельство того, что оптимист — совсем не оптимист.
Болезнь — всегда беда, но у одного это первый звонок, у другого — очередная беда у неудачливого, у третьего — предупреждение удачливому о конце сплошной полосы везения. Болезнь может быть началом неблагополучия или следствием давнего неблагополучия. Необходимо задуматься, о чем говорит, о чем предупреждает болезнь.
Одни рассматривают болезнь, если она серьезна, как конец всего, считая, что «на леченом коне далеко не уедешь». Другие уверены в том, что болезнь, даже серьезная, лишь временное явление и после нее человек вновь здоров. Эти, вторые, — оптимисты, полагающие, что в человеке генетически заложена как готовность к болезни, так и программа ее преодоления, особенно если он молод и полон сил. Так заживают раны, оставляя в назидание рубцы на теле. После того же инфаркта миокарда можно восстановиться полностью, если рубец, оставшийся от него, научит мудрости. Более того, оптимисты полагают, что болезни, если они не часты, естественны, даже необходимы для развития организма, что болезнь — встряска, стимул для саморегуляции, укрепления защитных сил, для обновления и перестройки организма. И болезнь в таком понимании — очищающая весенняя гроза, она омолаживает человека. Так дети, перенеся болезнь, заметно прибавляют в психическом развитии или в росте, а из невроза можно выйти, обогатившись как личность.

001.JPG
(55.62 Кб, 318x324 - просмотрено 2483 раз.)