Константин Адонаи - информационный портал

Форум За Адонаи => • Духовное целительство => Тема начата: Божественная женщина от 29 09 2010, 10:39:18



Название: АВИЦЕННА (Абу Али ибн Сина) - Авторитет Истины
Отправлено: Божественная женщина от 29 09 2010, 10:39:18
Свыше тысячи лет назад (около 980-1037) в Бухаре жил гениальный человек по имени Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина. Непривычно длинное имя. И, конечно, более знакомо его латинизированное произношение – Авиценна.

Кто он, Авицена? Врачи говорят, что он – великий врач. Математики считают его известным астрономом и математиком. Литераторы добавляют, что Ибн Сина к тому же поэт и писатель. И это еще не все. Музыканты считают его теоретиком музыки, философы – великим мыслителем. И все они правы.

Авиценна – иранец по происхождению. Его биография, дошедшая до наших дней, написана им самим. Она включает в себя первые 30 лет жизни. Затем описывать жизненный путь Авиценны продолжил его ученик – ал-Джузджани. Первые навыки образования мальчик получил еще от своего отца – чиновника, принадлежавшего к исламистам. Способности ребенка оказались незаурядными, жажда к знаниям безгранична. К 10 годам он наизусть знал Коран и освоил словесные дисциплины (грамматику, поэтику, литературу, историю).

Авиценна работал почти во всех областях знания. Он не только в совершенстве знал теорию, но и успешно применял свои знания на практике. В возрасте 17 лет Ибн Сина как врач пользовался такой славой, что был приглашен ко двору Нуха ибн Мансура, который долго болел, и придворные врачи ничем не могли ему помочь. Ибн Сина вылечил правителя. И в благодарность ему было позволено пользоваться дворцовой библиотекой, лучшей и богатейшей на всем Ближнем Востоке. Ему удалось невероятно расширить свои познания.

Но почему через 100 с небольшим лет после смерти Ибн Сины по приказу религиозных фанатиков сжигают его философские книги? А еще через несколько сотен лет, в 1593 в Европе печатают (сразу после Библии) четыре огромных тома «Канона врачебной науки».

Работая в области психологии, будучи материалистом, он впервые попытался связать деятельность отдельных частей мозга. Кроме других наук, Авиценна интересовался и ботаникой, потому что врачу необходимо разбираться в растениях, имеющих целебные свойства. Карл Линней, учитывая заслуги Ибн Сины в этой области науки, назвал его именем вечнозеленое тропическое растение Авиценния.

О многих книгах Авиценны мы знаем только понаслышке. Авиценна первым, за шесть веков до Декарта, записал в «Ишарат»: «Я мыслю, и это значит, что я существую». Этот культ разума, который по сути противопоставлен всесилию ислама, был проявлением прогрессивной тенденции в сложном мировоззрении Ибн Сины. Ученый считал, что мир по своей сущности материален и вечен. Загробную жизнь он признавал только в чисто духовном смысле.

Его не раз бросали в темницу и грозили мечом палача. Он скрывался, бродил по пустыне, сидел в заточении, участвовал в походах, занимался государственными делами, снова скрывался, но всегда работал, писал.

Надо признать, что обвинители Ибн Сины сумели разобраться и в его иносказаниях, и в его противоречиях. Авиценна верил в Аллаха и не мог в свой век не верить в него. Но он превратил Аллаха в такую опустошенную субстанцию, которая существует, но не действует, поскольку извечный мир живет по своим законам.

«Я не могу прожить час, – говорил Авиценна, – не узнав немного нового. Я должен постоянно узнавать новое о мире, иначе я просто не могу жить». Он спешил жить, памятуя о бренности жизни:

Плохо, когда сожалеть о содеянном станешь.
Прежде чем ты, одинокий, от мира устанешь,
Делай сегодня то дело, что выполнить в силах.
Ибо возможно, что завтра ты больше не встанешь.


В 1023 году ученый переехал в Исфахан, где создал свою энциклопедию на персидском – «Книгу знаний». Кто же он – вечный скиталец, то министр, то визирь, то арестант в заточении? Ответ знал только он сам...

Напряженный труд и скитания надломили организм Ибн Сины. Он умер от колита в июле 1037 года.


Название: Re: АВИЦЕННА (Абу Али ибн Сина) - Авторитет Истины
Отправлено: Божественная женщина от 29 09 2010, 10:44:17

 :227)
   
О мудрости твердят: она бесценна,
    Но за нее гроша не платит мир.

    Авиценна (Абу Али ибн Сина)

Авиценна (Абу Али ибн Сина) принадлежит к числу величайших ученых Средней Азии. Философ и медик, естествоиспытатель и математик, поэт и литературовед, его имя стоит рядом с бессмертными именами великих мыслителей человечества.

По данным ученых Авиценна написал более 450 трудов, из них до нас дошли около 240. Ибн Сина оставил огромное наследие: книги по медицине, логике, физике, математике и другим наукам. Труды Авиценны написанны в основном по-арабски и фарси. Они охватывают, помимо философских дисциплин, химию, геологию, грамматику, поэтику, историю, мистику.

Одно из центральных мест в трудах Авиценны Ибн Сины занимает «Книга исцеления» («Китаб аш-шифа»). Это многотомник который включает в себя следующие науки - логику, математические науки, физику и метафизику. К основным философским трудам ученого относятся также «Книга указаний и наставлений», «Книга знания» («Даниш-намэ»).

На арабском и таджикско персидском языках сохранился ряд поэтических и литературоведческих произведений Ибн Сины. Авиценна писал и прозаические литературно философские произведения. Многие из них известны нам –«Трактат о птице», «Живой, сын Бодрствующего», «Саламан и Ибсал», «Повесть о Юсуфе», а также труд по литературоведению «Об искусстве поэзии».

Среди трудов Авиценны по медицине наибольшее влияние на ученых Востока и Европы в течение нескольких столетий имел «Канон врачебной медицины».

В своих поэмах Ибн Сина большое внимание обращает на сохранение здоровья человека, уделяет внимания предотвращению болезни, дает советы, которые не утратили своего значения и в наше время. Он пишет о гигиене, еде, об обращении с больными и т. д.


    Море слов сокровенного смысла полно,
    Этот смысл я читать научился давно.
    Но когда размышляю о тайнах Вселенной,
    Понимаю, что мне их прочесть не дано.
   
Авиценна (Абу Али ибн Сина)


Название: Авиценна. Труды о медицине.
Отправлено: Божественная женщина от 29 09 2010, 10:49:36
Авиценна. Труды о медицине.

Если спросить, кто такой Авицена и чем он знаменит, то сразу вспомнят, что он великий ученый в области медицины или врач. Можете проверить. И действительно его заслуги в этой области весьма значительны. Авиценна по справедливости считается одним из величайших ученых медиков в истории не только Востока, но и всего мира. При жизни его не даром называли "князем врачей".

Общее число трудов по медицине у Авиценны (ибн Сина) по разным источникам около 50, сохранилось около 30. Это и теоритические вопросы, труды о заболеваниях и методах лечения определенных органов, лекарствоведение и др.

Два самых известных произведения Авиценны по медицине это  "Канон врачебной науки" и "Ал урджуза фи-т-тибб" (поэма о медицине).


АВИЦЕННА. КАНОН ВРАЧЕБНОЙ НАУКИ.

"Канон врачебной науки" снискал Авиценне мировую известность. Это произведение, сохранившееся до наших времен - одно из главных медицинских трудом Авиценны. "Канон врачебной науки" - это медицинская энциклопедия, в которой Абу Али ибн Сина (Авиценна) излагается все, что относится к профилактике и лечению болезней - теория и практика. Точная дата завершения работы над "Каноном" не установлена, предположительно это 1020 год.

    Медицина рассматривает тело человека, поскольку оно здорово или утрачивает здоровье. Познание всякой вещи, если оно возникает, достигается и бывает совершенным через познание ее причин, если они имеются; поэтому в медицине следует знать причины здоровья и болезни.

    Авиценна. Из книги "Канон врачебной науки"


АВИЦЕННА. УРДЖУЗА - ПОЭМА О МЕДИЦИНЕ.

Урджуза (Ал урджуза фи-т-тибб) — поэма о медицине. Это произведение стоит на втором месте после «Канона врачебной науки» по содержанию и охвату материала. Поэма была переведена на латинский язык еще в XII веке Герардом Кремонским (1114—1187), с XV по XVII вв. она печаталась на латыни. Позже эта книга переводилась и издавалась на других европейских языках.

    О назначении медицины

    Здоровье сохранять – задача медицины,
    Болезней суть понять и устранить причины.
    Об общих симптомах.
    Симптомы общие определить есть средство
    Одно – исследовать мозг, печень, сердце.
    Из благородных органов они
    Важнейшие – и важность их цени.


 
   Авиценна. Из книги "Поэма о медицине".



Название: Авиценна. Канон врачебной науки.
Отправлено: Божественная женщина от 29 09 2010, 10:55:10
Авиценна. Канон врачебной науки.

В "Каноне врачебной науки" содержатся указания на необходимость выявления побочного действия лекарств, на наличие взаимного усиления их и взаимного ослабления действия лекарственных средств при их совместном назначении. "Канон врачебной науки" состоит из 5 книг:

    * Книга 1. Теоретическая медицина: определение медицины, о болезнях, о сохранении здоровья и о способах лечения.
    * Книга 2. Учение Авиценны о "простых" лекарствах, их природе, их испытании. По алфавиту расположены 811 средств растительного, животного и минерального происхождения с указанием их действия, способов применения, правил сбора и хранения.
    * Книга 3. Посвящена патологии и терапии - описанию отдельных болезней и их лечению. Каждый раздел снабжен анатомо-топогрофическим введением.
    * Книга 4. Посвящена хирургии, лечению вывихов и переломов, общему учению о лихорадке (кризисах при болезнях), опухолях, о заразных болезнях. Освещаются основные вопросы учения о ядах.
    * Книга 5. Описание "сложных" лекарств, а также ядов и противоядий.


    Я утверждаю: медицина – наука, познающая состояние тела человека, поскольку оно здорово или утратит здоровье, для того, чтобы сохранить здоровье и вернуть его, если оно утрачено.

   
Авиценна. Из книги "Канон врачебной науки"

_________________________________________________________________________

Об определении понятия медицины

Я утверждаю: медицина – наука, познающая состояние тела человека, поскольку оно здорово или утратит здоровье, для того, чтобы сохранить здоровье и вернуть его, если оно утрачено. Кто нибудь, однако, может сказать: «Медицина разделяется на теорию и практику, а вы, говоря, что это наука, превратили всю медицину в теорию». На это мы отвечаем: говорится, что есть искусства теоретические и искусства практические, философия теоретическая и философия практическая; говорят также, что медицина бывает теоретическая и практическая, при этом в каждой части под словом «теоретическая» и «практическая» подразумеваются разные вещи, но нам сейчас нет нужды говорить о различиях, которые имеются в данном случае в виду где либо, кроме медицины.
Когда говорят, что в медицине есть нечто теоретическое и нечто практическое, то не следует думать, что воображают многие исследователи данного вопроса, будто этим хотят сказать, что одна часть медицины – познание, а другая часть – действие. Напротив, тебе должно знать, что под этим подразумевается нечто другое. А именно: каждая из двух частей медицины – не что иное, как наука, но одна из них – это наука об основах медицины, а другая – наука о том, как ее применять. Первой из этих частей присвоено название науки или теории, а второй – название практики. Под теорией медицины мы понимаем ту часть, которая учит только основным правилам и не входит в изложение сущности каких либо процедур. Так, например, в медицине говорят, что число разновидностей лихорадки – три, и что натур  существует, допустим, девять. А под практикой в медицине мы понимаем не [только физическое] действие и производство каких нибудь телодвижений, но и ту часть медицинской науки, обучение которой заключает полезный совет, и совет тот связан с изложением сущности какой либо процедуры. Так, например, в медицине говорится, что к горячим опухолям  следует вначале прикладывать что нибудь отвлекающее, охлаждающее и вскрывающее; потом, после этого отвлекающие средства смешиваются с мягчительными, а после того, как дойдет до опадания, ограничиваются мягчительными и разгоняющими лекарствами, но только не при опухолях, образовавшихся от дурных соков, выделяемых главенствующими органами.
Такое наставление сообщает тебе полезный совет, то есть изложение сущности некоей процедуры. Когда ты изучишь обе эти части, то приобретешь знания научные и знания практические, хотя бы ты сам никогда не практиковал.
Никто не вправе сказать: «Телу человека присущи три состояния: здоровье, болезнь и третье состояние – не здоровье и не болезнь, а ты ограничился двумя частями». Если тот, кто это говорит, подумает, то он, вероятно, не сочтет обязательным ни такого деления на три, ни упреков в том, что мы его опустили. К тому же, если это и необходимо, то наши слова «утрата здоровья» заключают в себе и болезнь и то третье состояние, которое назвали. К нему неприложим термин «здоровье», ибо здоровье – это способность или состояние, благодаря которому функции [органа], предназначенного для их выполнения, оказываются безупречными, но ему не подобает также и противоположный термин, если только не определять здоровье, как хочешь, обусловливая его ненужными условиями. Об этом не пререкаются с врачами, и врачи не такие люди, с которыми спорят о подобных вещах. Такие препирательства с врачами и с теми, кто с ними спорит, не приводят ни к чему полезному в медицине, а что касается познания истины в данном вопросе, то это относится к основам другой науки, то есть к основам науки логики. Там пусть и ищут истину.

О задачах медицины

Медицина рассматривает тело человека, поскольку оно здорово или утрачивает здоровье. Познание всякой вещи, если оно возникает, достигается и бывает совершенным через познание ее причин, если они имеются; поэтому в медицине следует знать причины здоровья и болезни. Причины эти бывают явные, а бывают и скрытые, постигаемые не чувством, а умозаключением на основании акциденций; поэтому в медицине необходимо также знать и акциденции, которые имеют место при здоровье и при болезни. В истинных науках  изъяснено, что познание вещи приобретается через познание ее причин и начал, если они ей присуди, а если их нет, то через познание ее акциденций и обязательных существенных признаков.
Причины, однако, бывают четырех разновидностей – материальные, действенные, формальные и конечные. Материальные причины это заложенные [в теле] основы, в которых существует здоровье и болезнь. Ближайшая основа – орган или пневма, более отдаленная основа – соки,  еще более отдаленная – элементы. Эти две [последние] основы [различаются], смотря по сочетанию, хотя при сочетании имеет место также и превращение. Все то, что устроено таким образом, стремится при сочетании и превращении к некоему единству; в данном положении единством, связанным с этим множеством, является либо натура, либо определенная форма. Что касается натуры, то она [возникает] по превращению, определенная же форма [возникает] по сочетанию.
Действенные причины – это причины, которые изменяют состояние тела человека или сохраняют его неизменным. Таковы [состояния] воздуха и то, что с ними связано; еда, вода, напитки и то, что с ними связано; опорожнение, запор, страна, жилище и то, что с ними связано, телесные и душевные движения и покой. К этим же [причинам относятся] сон, бодрствование, переход из одного возраста в другой, различия по возрасту, полу, ремеслу, привычкам, а также то, что происходит с человеческим телом и соприкасается с ним – либо не противоречащее природе, либо находящееся в противоречии с природой.
Формальные причины – это натуры и возникающие после них силы, а также сочетания.
Что же касается конечных причин, то это действия. В познание действий неизбежно входит познание сил, а также познание пневмы, несущей силы, как мы это изъясним в дальнейшем.
Таково содержание врачебной науки, поскольку она исследует тело человека – как оно бывает здоровым и как болеет. Однако, с точки зрения конечной цели этого исследования, то есть сохранения здоровья и прекращения болезни, у [медицины] должны быть также и другие предметы; соответственно средствам и орудиям, [применяемым] при этих двух состояниях. Средствами здесь являются целесообразное пользование едой и напитками, правильный выбор воздуха, определение меры покоя и движения, лечение лекарствами и лечение рукой.  Все это у врачей [применяется] в соответствии с тремя разновидностями [людей]: здоровых, больных и средних,  о [средних] мы еще будем говорить и скажем, почему можно считать, что они стоят между двумя группами, которые в действительности не связаны никаким посредствующим звеном.
И вот [теперь, когда] мы привели эти объяснения по отдельности, в совокупности у нас получилось, что медицина рассматривает элементы, натуры, соки, простые и сложные органы, пневмы с их естественными, животными и душевными силами, действия и состояния тела – здоровье, болезнь и среднее состояние, а также причины этих состояний: кушанья, напитки, воздух, воду, страну, жилище, опорожнение, запор, ремесло, привычки, движения и покой тела и души, возраст, пол, те необычные события, которые случаются с телом, разумный режим в еде и напитках, выбор [подходящего] воздуха, выбор  движения и покоя, а также лечение лекарствами и действия рукой, ведущие к сохранению здоровья, и терапию каждой болезни по отдельности.
Некоторые из этих вещей [врачу] следует, поскольку он врач, представлять себе только по существу, научным представлением, и подтверждать их существование тем, что это вещи общепризнанные, принятые знатоками науки о природе; другие же он обязан доказывать в своем искусстве. Говоря о тех из них, что подобны аксиомам, врач должен утверждать их существование безусловно, ибо начала частных наук бесспорны и они доказываются и поясняются в других науках, стоящих впереди них; так идет все далее и далее до тех пор, пока начала всех наук не поднимутся до первой мудрости, которую называют наукой метафизики. Когда кто нибудь из притязающих на звание врача начинает и пускается рассуждать, доказывая существование элементов, натур и того, что за ними следует и является предметом науки о природе, он совершает ошибку, так как вводит в искусство медицины то, что не принадлежит к искусству медицины. Ошибается он и в том отношении, что полагает, будто что то такое пояснил, тогда как он совершенно не пояснил этого.
Вещи, которые врач должен представлять себе только по сущности, безусловно утверждая существование тех из них, бытие коих не очевидно, сводятся к следующей совокупности: что элементы существуют и их столько то; что натуры существуют, их столько то и они представляют собой то то и то то; что соки тоже существуют, представляют собой то то и то то и их столько то; что пневмы существуют, их столько то и они помещаются там то; что изменение и неизменность всегда имеют причину; что причин столько то. А органы и их полезные функции врач должен познавать при помощи внешних чувств и анатомии.
Что же касается тех вещей, которые врач обязан и представлять себе, и доказывать, то это болезни, их частные причины, их признаки, а также и то, как прекращать заболевание и сохранять здоровье. Врач обязан дать доказательства [существования] тех из этих вещей, которые существуют скрыто, во всей подробности, указывая их величину и периодичность.
Гален, когда старался обосновать логическими доказательствами первую часть медицины, предпочитал подходить к этому не с точки зрения врача, а с точки зрения философа, рассуждающего об естественной науке. Точно так же и законовед, стараясь обосновать, почему «необходимо следовать единогласному решению [авторитетов], может это сделать не в качестве законоведа, а в качестве богослова. Впрочем, если врач, поскольку он врач, и законовед, поскольку он законовед, не в состоянии решительно доказать [свои положения], то при этом получится порочный круг.


Название: Авиценна. УРДЖУЗА - поэма о медицине.
Отправлено: Божественная женщина от 29 09 2010, 11:02:27
Авиценна. УРДЖУЗА - поэма о медицине.

    Простые лекарства, которые согревают, но не очищают
    Лекарства, что тепло рождать способны,
    Я изучил. Вот список их подробный:
    Смола древесная, крапива, дрок,
    Мальнянка, горечавка и чеснок,
    Смола, иклил, сумбул, аир, нанхан
    И нашатырный гумми и гальбан,
    Нефть, редька и цейлонская корица,
    Петрушка, амбра, фенхель и горчица,
    Лишайник, ладан, сера, кердамон,
    Тростник, татарник, деготь, анемон,
    Венерин волос, каперсы, фисташка,
    Марена, клещевина и ромашка,
    Полынь, ингелла, костус, тмин, кумин,
    Саътар, кубаба, клевер, ланолин,
    Копытень, черный перец, стебель мятный,
    Укроп, корица, ситник ароматный,
    С ферулою вонючей майоран,
    Сагапен, длинный перец и тимьян,
    Анис, имбирь, плод магалебской вишни,
    Столетник (в этом списке он не лишний),
    Галанга, мирра, шандра, локк, пион,
    Лавр, безавард, сафлор и слюногон.


 
   Авиценна. Из книги "Урджуза - поэма о медицине".

_______________________________________________________________________

Поэма о медицине. Избранное.
(урджуза)
Вступление

Во имя милосердного творца,
Создателя начала и конца,
Предвечного, единого, живого.
Всебытия, пространства мирового,
Что озаряет дивным светом разум,
Сокрытое дает увидеть глазом.
Вершился быстротечной жизни бег,
Обрел и мысль и чувства человек.
Ему из тайн в туманном мирозданье
Сквозь ощущенья открывалось знанье.
Огонь священный в сердце не потух,
Пылает разум, обновляя дух.
Как человек в своем строенье чуден:
Без счета черт живым присуще людям.
У каждого – свое дыханье, чувство,
И в том творца премудрое искусство.
Тот в жизни наивысшего достиг,
Кто был душой воистину велик.
От зверя человек своим обличьем,
Уменьем рук и языком отличен.
Те из людей восславлены в народе,
Что благородны по своей природе.
Всегда ступая праведным путей,
Себе находят утешенье в том.
Поэты словом управляют смело,
Врачи – те правят, исцеляя тело.
Волнует души первых краснорезье,
И преданность вторых болезни лечит.
Так пусть же удостоится вниманья
Поэма о науке врачеванья.
Теперь в стихах я изложу для вас,
Что изучил и применял не раз.

О назначении медицины

Здоровье сохранять – задача медицины,
Болезней суть понять и устранить причины.

Разделы медицины

Теория и практика – основа,
В теории есть три заглавных слова.
Семь факторов,  природой данных, есть,
А к ним еще необходимых шесть.
Зависимы три вещи друг от друга:
Теченье, проявленье, вид недута.
А в практике все так разделено:
Хирургом исцеляется одно,
Подчинено другое терапевту:
Лекарство назначать или диету.


О естественных компонентах и элементах природы

Все, что природа накопить сумела,
Незримо входит и в природу тела.
Земля и воздух, – прав был Гиппократ, –
Вода, огонь – сей составляют ряд.
В любом из нас стихии те четыре.
Круговорот их вечен в этом мире.
Избыток иль нехватка лишь одной
Грозят больному тяжкою бедой.

О силах души

Есть девять сил души, как ни считать,
Из них даны для ощущений пять:
Вкус, осязанье, зрение и слух
И обонянье – человека дух.
Есть сила – в мускулах заключена,
Суставы движет яростно она.
Есть сила, что, как в зеркале порой,
В сознании хранит видений рой.
Есть сила, что толкает мысль вперед,
И та, с чем память вещая живет.


Название: Re: АВИЦЕННА (Абу Али ибн Сина) - Авторитет Истины
Отправлено: Эйлин от 29 09 2010, 11:33:18
Авиценна

Ибн Сина, более известный под именем Авиценна, был одним из наиболее выдающихся арабских врачей во времена, когда арабская медицина была очень популярна в западном мире.

Он родился в 980 году н. э. в городе Бухаре в Персии (сейчас это Узбекистан). Уже в детстве он поражал всех своими способностями к наукам. К десяти годам он уже изучил Коран и прекрасно знал арабскую поэзию. Отец нанял ему учителей, под руководством которых он изучал логику, метафизику, арифметику и другие науки, пока не перерос своих наставников, до 18 лет продолжая самостоятельно изучать такие предметы, как законы ислама, астрономию и медицину.

К 21-му году он был уже знаменит своими обширными знаниями в академических науках, а также в искусстве врачевания и стал главным врачом в больнице в Багдаде. Такой блестящий молодой человек неизбежно должен был привлечь внимание властей. Его пригласили стать личным врачом эмира, и с такой же неизбежностью он должен был навлечь на себя зависть и недоброжелательность, что и произошло. В результате интриг Авиценне пришлось провести некоторое время в тюрьме. Но даже там он продолжал свои научные занятия и писал. Сильный организм позволил ему пережить испытания, которые убили бы человека более слабого.

Два главных труда Авиценны — «Книга исцеления», посвященная достижениям науки того времени в области естествознания, психологии, астрономии и теории музыки, а также медицине, и «Канон врачебной науки» (в пяти частях). В этом труде собраны все медицинские знания, которые накопили к тому времени греческие, римские, индийские и среднеазиатские врачи, а также изложены результаты собственного опыта Авиценны. Эти книги были переведены на латинский язык в XII столетии, в тот самый период, когда средневековые ученые вновь стали обращаться к трудам Гиппократа, Галена и Диоскорида. Таким образом, Авиценна оказывал очень большое влияние на европейскую медицинскую мысль в течение нескольких столетий.

Важность Авиценны для развития ароматерапии нельзя переоценить. Он не только дал описания многих сотен растений и способы их применения в медицине, но и оставил такие точные методики выполнения массажа, что их и сегодня можно использовать в качестве руководства. Ему также часто приписывают первенство в открытии метода получения эфирных масел из цветов путем дистилляции.

Археологические находки указывают на то, что дистилляция существовала еще до времен Авиценны, но вполне вероятно, что он значительно улучшил ее методику, добавив к основному перегонному кубу систему охлаждения. Несомненно, что в те времена эфирное масло из розы производили в Персии, и существуют убедительные доказательства его вклада в усовершенствование технологии этого процесса. Блестящий ученый, поэт и врач, Авиценна был также алхимиком, а розе отводится особая роль в алхимических исследованиях. Белые и красные розы имеют разное символическое значение и используются на разных этапах алхимических экспериментов. Их помещали в перегонный куб, нагревали вместе с другими веществами, а получаемые испарения по мере их охлаждения собирали в другую емкость. Из роз, переработанных таким образом, получают розовую воду с очень небольшим количеством розового масла, плавающим на поверхности. Приписывание авторства этой методики Авиценне, конечно, основывается лишь на преданиях, но соотносится и с известными фактами из его жизни.

В своих трудах Авиценна описал более 800 лекарственных растений, но большинство из них мы не можем точно идентифицировать, поскольку он использовал местные названия, бытующие в Индии, Тибете, Китае и на Среднем Востоке.
Среди растений, поддающихся идентификации, — лаванда, ромашка и, конечно, роза. Из всех этих растений получают очень ценные для ароматерапии масла.

Авиценна оставил подробные описания приемов массажа, например, с применением интенсивного растирания, чтобы кожа нагрелась и покраснела, а также с использованием более мягких ударов, которые он предписывал применять для «смягчения плотных тел». О массаже для спортсменов он писал: «Перед выполнением упражнений делают растирание подготовительное... После упражнений применяют растирание восстановительное, которое способствует отдыху. Такие растирания следует делать нежно и мягко». Этот совет полностью соответствует современным методикам массажа, применяемым для профессиональных спортсменов.

Многие размышления Авиценны о медицине звучат удивительно современно, и поэтому его советы получили признание в нетрадиционной медицине. Кроме рекомендаций по использованию растений, массажа и растительных масел, он разработал различные методики лечения заболеваний позвоночника (и растягивания сломанных конечностей), а также пропагандировал фруктово-овощную диету для очищения организма, для чего, в частности, рекомендовал использовать фрукты, богатые натуральным сахаром, такие, как дыня и виноград.
Авиценна умер в 1037 году от колики, находясь в состоянии истощения, после того как сопровождал калифа в военной кампании.


Название: Re: АВИЦЕННА (Абу Али ибн Сина) - Авторитет Истины
Отправлено: Student от 28 10 2010, 02:00:40
Всем привет! Выкладываю труд Ибн Сины «Канон врачебной науки». Очень большой, поэтому разбил для удобства на 4 части. Так что знакомимся, читаем и задумываемся!


Аннотация
:47)
Гениальный труд Ибн Сины «Канон врачебной науки» – величайший по значению и содержанию памятник культуры – написан в 1012-1024 годах. Этот колоссальный свод медицинских знаний представляет собой одну из вех на пути развития подлинных идей гуманизма, связанных с борьбой за охрану здоровья человека.

Величайшие памятники человеческого ума, к которым принадлежат и «Канон», вошли в сокровищницу мировой науки и культуры.

_______________________________________________
Абу Али ибн Сина
Канон врачебной науки
Избранные разделы


Составители:
Убайдулла Исраилович КАРИМОВ, Энвер Усманович ХУРШУТ
Редактор А.С. Михерева
Художник В.С.Тий
Художественный редактор A.M. Расулев
Технический редактор А. T. Шепельков
Корректор И.Ю. Бура

Подписано к печати 25.11.93. Формат 60 х 901/16. Бумага книжно журнальная.
Гарнитура литературная. Печать офсетная. Усл.печ.л. 22,5. Уч. изд.л. 25,2.
Тираж 1 й завод (1 50000 экз.) Заказ 382. Цена договорная.

Издательство МИКО «Коммерческий вестник», 101933, Москва, Колпачный пер., 7
Издательская лицензия № 070864 от 05.02.93 г.

Издательство «ФАН» АН РУз. 700047, Ташкент, ул. Гоголя, 70.



Название: Re: АВИЦЕННА (Абу Али ибн Сина) - Авторитет Истины
Отправлено: Student от 28 10 2010, 02:06:17
 :173)
АВИЦЕНА. Канон врачебной науки - Часть II

(см. прикрепленный файл)


Название: Re: АВИЦЕННА (Абу Али ибн Сина) - Авторитет Истины
Отправлено: Student от 28 10 2010, 02:12:58
 :193)
АВИЦЕНА. Канон врачебной науки - Часть III

(см. прикрепленный файл)


Название: Re: АВИЦЕННА (Абу Али ибн Сина) - Авторитет Истины
Отправлено: Student от 28 10 2010, 02:15:57
 :154)
АВИЦЕНА. Канон врачебной науки - Часть IV

(см. прикрепленный файл)


Название: Авиценна (980-1037)
Отправлено: Грэм от 25 11 2010, 12:27:43
«А когда родится у тебя сын, то первое — это дай ему хорошее имя», — учили в то время все книги о воспитании. Молодому Абдаллаху нравилось имя Хусайн. И жене его Ситоре-бану тоже нравилось это имя. И давно уже было решено — первого сына назвать Хусайн. А можно дать и кунью — почетное прозвание. Так поступали в благородных домах. «У моего мальчика обязательно будет свой сын!» — радовался Абдаллах. — Я уже дал имя будущему сыну — Али». Кунья сына будет Абу Али, что значит отец Али. А потом пойдет само «исм» — имя Хусейн, а потом, присоединенное через арабское «ибн» — сын, имя отца, а потом имя деда, прадеда, прапрадеда. И как ему, Абдаллаху, было знать, что напрасна его затея со вторым именем. Не будет у Хусайна сына. И семьи у него не будет. Станет скитаться он всю жизнь по караванным путям от города к городу, от правителя к правителю. На Востоке его называли Шейх-ур-Раис. Почетное звание «Раис» свидетельствует о государственно-политической деятельности мыслителя в качестве визиря и исполнителя других должностей. Звание «Шейх» говорит о его глубоких познаниях в религии и философии. На христианском Западе он был известен как Авиценна. Великий знаток высшего живого существа — человека — Абу Али Ибн Сина еще при жизни был удостоен следующих высоких титулов: Худжа-тул Хакк (Доказательство или авторитет истины), Шейх-ур-Раис (Глава мудрецов, старейшин, великий мыслитель), Пизишки, Хаками бузург (Великий Исцелитель) и Шараф-ул-Мулк (Слава, гордость страны). Абу Али Хусейн Ибн Абдаллах Ибн Хасан Ибн Али Ибн Сина, латинизированное имя Авиценна, выдающийся врач мусульманского мира, родился в 370 году хиджры (980 г.) в селении Афшане близ Бухары, в нынешнем Узбекистане. Отец Ибн Сины — Абдаллах — был родом из Балха (старинный город на территории Северного Афганистана) и занимался финансовыми делами в одном из больших бухарских поселений — Хармайсане. С малолетства Ибн Сина отличался необыкновенными способностями. В десятилетнем возрасте он свободно читал Коран и знал произведения многих арабских классиков. До шестнадцатилетнего возраста учился правоведению и в особенности интересовался философией. Медициной занялся позднее, но и в этой области достиг выдающихся результатов. Когда Ибн Сине исполнилось семнадцать лет, его позвали к больному властителю, у которого была обширная библиотека. Молодой врач успешно вылечил богатого пациента, и тот так полюбил Ибн Сину, что оставил при дворе, где тот получил доступ к библиотеке. Воспользовавшись этим, Ибн Сина занялся самообразованием. В восемнадцатилетнем возрасте Ибн Сина уже пользовался славой хорошего врача, которого часто звали к одру больных правителей и различных государственных мужей. Ибн Сина вел бурную жизнь. Его угнетала зависимость от правителей феодальных арабских государств, которые часто относились с небрежением к выдающемуся врачу. Ибн Сина нередко подвергался преследованиям, в особенности со стороны мусульманского духовенства, ему часто приходилось бежать и искать пристанища у новых покровителей. Одно время Ибн Сина даже находился в заключении. В конце концов, он поселился в Исфахане и Хамадане при дворе правителя Хамадана, который назначил его придворным врачом и даже визирем (министром). Здесь Ибн Сина пользовался уважением и почетом, но среди мусульманского духовенства имел и многочисленных врагов, потому что его философские убеждения, как правило, расходились с догмами ислама. Некий арабский поэт после смерти Ибн Сины саркастически писал, что «его (Ибн Сины) философия не научила хорошим обычаям, а его медицина — умению тщательно беречь здоровье». Ибн Сина оставил после себя богатое наследие из научных трудов по философии и медицине. Ему приписывается свыше 400 сочинений на арабском языке и около 20 на фарси по всем известным тогда разделам научных и философских знаний. Только две книги он написал на родном языке, дари, на котором говорили предки современных таджиков, все остальные писал на арабском языке, который в те времена был на Востоке языком ученых. Главный энциклопедический труд «Книга исцеления» (в сокращенном изложении — «Книга спасения») состоит из четырех разделов, посвященных проблемам логики, физики (6-я книга «Физики» — «Книга о душе»), математических наук (геометрия, арифметика, музыка и астрономия) и метафизики. К этому труду примыкает написанная на фарси «Книга знания» («Даниш-намэ»). «Книга указаний и наставлений», написанная в последние годы жизни, — итоговое изложение его философских идей (так называемая восточная философия), отмеченное, в частности, воздействием идей суфизма (учение об «озарении» — ишрак). Философия Ибн Сиры продолжает традиции восточного аристотелизма в области метафизики, гносеологии и логики, отчасти — онтологической концепции неоплатонизма. Ибн Сина отрицает сотворенность мира во времени, объясняя его как вневременную эманацию бога — «первой причины», «необходимо-сущего» само по себе (аналогичное неоплатоническому единому), из которого в иерархическом порядке истекают умы, души и тела небесных сфер. Важнейшее сочинение Ибн Сина «Канон врачебной науки» — медицинская энциклопедия в 5 частях, итог опыта греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей — было в XII столетии переведено на латинский язык Герардом Кремонским (1114–1187), известным под именем «отца переводчиков», и обеспечивал ему в течение пяти столетий самодержавную власть во всех медицинских школах Средних веков. «Канон…» издавался около 30 раз на латинском языке в Европе и вплоть до конца XVII века оставался основным учебником медицины не только для студентов, но и врачей; русский перевод был сделан в 1954–1960 годах. Созданный Ибн Синой «Канон» («Canon medicinea»), неоднократно переводившийся на большинство европейских языков и получивший широкую известность в Европе, долгое время оставался основным источником медицинских знаний. Кроме описания анатомии человека, в «Каноне» можно почерпнуть немало практических сведений. Ибн Сина представил многие болезни, как внутренние, так и кожные, глазные и детские заболевания; подробно описал их симптомы и способы лечения; перечислил целебные средства и дал рецепты составления лекарственных препаратов, обрисовывал методы хирургического лечения и даже привел косметические советы. Ибн Сина, развивший учение о причинах болезни, различал причины внешние (зной, травма и др.), предшествующие и связующие. Предшествующие причины выражали, по его мнению, то, что сейчас мы обозначаем как причины предрасполагающие или способствующие. Причины связующие — это свойства организма, в той или иной мере опосредующие действие внешних болезнетворных причин. Интересно, что Ибн Сина уже различал важность обуславливающих факторов в развитии болезней, то есть подчеркивал значение того, что сейчас мы называем условиями их возникновения. Вопросы приспособления здорового и больного человека изучал Ибн Сина, раскрывший в духе своего времени процессы «уравновешивания натур» людей, определяющие состояние здоровья в различных географических, климатических, социальных, бытовых ситуациях. Важнейший из признаков здоровья, по его мнению, есть «уравновешенность натуры». Ибн Сина сообщал «о сумме признаков уравновешиваний натуры» человека и указал, что «признаки этого суть… уравновешенность цвета лица между белизной и румянцем, уравновешенность телосложения в смысле полноты и худобы.» и т. д. Интересно, что уже в то время ученый поддерживал значение социальных факторов в определении жизни людей. Он, в частности, писал, что «основное в искусстве сохранения здоровья — это уравновешивание необходимых факторов в определении жизни людей». Он, в частности, писал, что «основное в искусстве сохранения здоровья — это уравновешение необходимых факторов… Они суть: 1) уравновешенность натуры, 2) выбор пищи, 3) очистка от излишков, 4) сохранение телосложения, 5) улучшение того, что вдыхается через нос, 6) приспособление одежды, 7) уравновешенность физического и душевного движения». Есть смысл заметить, что термин «уравновешенность» в смысле «приспособление» дошел до наших дней и широко применялся в различном контексте И.П. Павловым в работах по пищеварению и особенно при изучении высшей нервной деятельности. Идея о зависимости психики в целом от мозга проводилась в «Каноне» неуклонно. Аффективную сторону душевной жизни Ибн Сина также непосредственно связывал с телесными изменениями. В этом он следовал прочно установившейся в психофизиологии традиции. Но совершенно новаторским следует считать его исследовательский подход к аффектам. Предание рассказывает, как ему удалось определить душевную причину телесного истощения одного юноши. Говоря ему определенный ряд слов, он зафиксировал по изменению его пульса, какие из них провоцируют аффект, вызвавший заболевание. Возможно это был первый в истории психологии случай психодиагностики, причем принцип, на котором она строилась, предвосхищает последующий ассоциативный эксперимент, «детектор лжи» и другие сходные приемы поиска эмоционального комплекса по экспериментально вызванным изменениям в вегетативной сфере. Учение Ибн Сины о воздействии психических (аффективных) состояний на глубинные органические процессы еще не знала античность. В последние годы здоровье Ибн Сины ослабло. Когда-то он написал книгу о желудочных коликах. Теперь сам страдал этой болезнью. Ибн Сина лечил себя успешно, до тех пор, пока эмир Ала уд-Даула, находящийся в походе, не вызвал его к себе. Врач, который готовил лекарство по рецепту Ибн Сины, бросил в лекарственную смесь в пять раз больше семян сельдерея, чем полагалось. От такой лекарственной смеси язвы в желудке и кишечнике, которые уже затягивались, снова открылись. «Управитель, управляющий мною, бессилен управлять, и ныне бесполезно лечение», — сказал он самому себе. Умер Ибн Сина в Хамадане 18 июня 1037 года в возрасте 58 лет после долгой болезни. 28 апреля 1954 года в иранском городе Хамадане был поставлен памятник Авиценне. 29 апреля 1954 года был торжественно открыт новый мавзолей Авиценны.