Густой звук окутывал меня и, вибрируя, воронкой поднимался вверх. Тело, казалось, опустошилось, расширилось и потеряло вес. Сами по себе растворились мысли, и в голове осталась лишь гулкая пустота. То я стояла посреди ночной поляны и экспериментировала с тибетской поющей чашейСтранное название для предмета, не правда ли? Но это именно так, чаши поют!! Причем поют разными голосами. Конечно не без участия человека, но в руках не у каждого человека чаша запоет, только у того, с кем есть связь.
Тибетские поющие чаши (The Tibetan singing bowls) – древнее средство медитации. Уникальный сплав металлов, из которого изготавливаются поющие чаши, позволяет получать звук значительно отличающийся от звучания всех других музыкальных инструментов. В отличие от синтезаторов, издающих внешне подобные звуки, звучание тибетских чаш «заряжено» благодаря трению дерева о металл. Это имеет множество важных последствий, таких, например, как целительные свойства звуков поющих чаш или их способность повышать восприимчивость некоторых желез, выполняющих роль своеобразных «переключателей» между симпатической и парасимпатической нервными системами.
Звучание тибетских поющих чаш состоит из безграничного потока обертонов, которые образуют звуковые спирали, вращающиеся вокруг «действительного» (основного слышимого) звука. В основе такого взаимодействия обертонов лежит волновой принцип: два звуковых потока встречаются, образуют стоячую волну и растворяются в «океане» звуков. В отличие от механического повторения, характерного для минимализма, здесь каждая такая встреча – это отдельное, уникальное, событие, каждая немного, почти незаметно отличается от остальных. Прозрачное, насыщенное обертонами звучание поющих чаш – прекрасная энергетически насыщенная музыка для медитации и целительства.Часто применяется при массаже.
Поющие чаши изготавливаются из сплава нескольких металлов(обычно включающего семь различных металлов — почему именно так, для нас остается тайной), от состава которого во многом зависят тембр и продолжительность звуков, извлекаемых из чаши.. Чаще всего используются золото, серебро, свинец, железо, олово, ртуть и медь. Иногда еще добавляются цинк и никель. По размеру чаши варьируются от маленьких, двухдюймовых в диаметре, до очень крупных, диаметром в несколько метров. Наиболее популярны чаши шириной 12 – 22 см. По бокам чаш выгравировываются изображения великих божеств, символы удачи, мантры либо просто орнаменты. Наиболее часто встречается мантра «Ом мани падме хум» – самая известная мантра в буддизме, мантра очищения тела, разума и души, освобождения от суеты.
Кроме тибетских (родом с Гималаев) существуют также японские и тайские поющие чаши, и каждой разновидности присущи свое особое звучание, форма и функции. Однако самые чистые звуки и обертоны производят именно тибетские чаши. Существуют также кристаллические, кварцевые поющие чаши. Их производят в США. Выглядят они очень красиво и издают весьма своеобразный звук; такую чашу можно в точности настроить на определенный тон. Однако кварц обладает высокой звукопроводностью (достаточно вспомнить о кварцевых радиоприемниках). Влияние звуков, проводимых кристаллическими поюшими чашами, на человеческий организм еще недостаточно изучено и таит в себе потенциальную опасность. Если вы используете несколько поюших чаш, поместите между ними кристаллы горного хрусталя. Горный хрусталь очишает и усиливает энергию взаимодействия между чашами, а резонанс, производимый чашами, в свою очередь, очишает кристаллы
Происхождение Загадочное происхождение поющих чаш вызывает большой интерес, хотя их история, подобно мистическим Гималаям, остается таинственной, сокрытой облаками. Существует несколько легенд относительно их появления.
Духовный правитель Тибета, Пятый Далай Лама, свой первый дворец построил в Дрепунге и его трон был сделан в виде поющей чаши, поэтому их появление связывают с этим дворцом, называемом Кунгар Ава. Поющая чаша считается очень священной и 15 июля многие тибетцы приходят в монастырь Дрепунг, чтобы поклониться ей. Они верят в то, что человек, который слышит ее пение, никогда не попадет в нарак (ад).
Другая легенда связывает их появление со странствующими буддистскими монахами, которые бродили по миру с чашей для подаяния в руках и в эту чашу им клали какую-либо еду или деньги и они с благодарностью должны были принимать любое, даже самое скудное пожертвование, это учило их принятию всего того, что дается свыше. Через это принятие они достигали очень высоких состояний, чувствуя единство со всем миром, переживали духовное рождение, обретали великий дар истинной любви. В соответствии с тибетской традицией Махаяны в прошлом было много Будд и многие придут в будущем. Следующий Будда известен под именем Майтрейя, имя которого переводится как «гармоничный резонанс».
И, наконец, третья легенда, наиболее древняя, повествует о том, что самой первой религией на Тибете был шаманизм, и ламы получали Знание через непосредственное общение с Высшими Духами. И однажды им было сказано о том, что на Земле должны появиться особые предметы силы, посредством которых люди смогут общаться с Космическим разумом. И после долгих часов глубоких медитаций, они увидели, что этот предмет должен иметь форму чаши и состоять из сплава 8 элементов: золота, серебра, железа, меди, свинца, олова, восьмой же элемент оставался неизвестным. Монахи пытались изготовить чаши из первых семи металлов, но они не производили какого-либо значительного эффекта. Свершив особый ритуал, Верховные ламы обратились к Высшим Духам за помощью, чтобы они подсказали им, как правильно изготовить эти предметы Силы. В ответ на их просьбу на Землю, в район священной горы Кайлас, из Космоса был послан метеоритный дождь*, руда которого оказалась как раз тем недостающим элементом. После того, как ее включили в сплав, чаша стала издавать невероятное по силе и вибрации звучание. На религиозных церемониях тысячи монахов собирались в зале, исполняя ритуалы с тибетскими чашами. Посредством этих звуков они очищали пространство и снизводили чистые потоки энергии, которые воздействовали на сознание людей, делая их мысли более светлыми и добрыми.
Техника игры на тибетских поющих чашах Чаша ставится на специальную подушечку, либо ставится донцем на вытянутые пальцы кисти или на кулак – важно, чтобы площадь соприкосновения чаши с подушкой или рукой была наименьшей, но она не двигалась с места. Затем другой рукой музыкант берёт стик (деревянную палочку из твёрдого дерева) и водит им по внешнему краю чаши. Стенки чаши начинают вибрировать, и она начинает «петь».
Основной навык, которого надо добиться при обучении игре на чашах – чтобы стик не отрывался от поверхности чаши в процессе игры (напомню, чаша вибрирует. Чем громче звук – тем сильнее вибрация – тем сложнее удерживать стик на чаше). Слишком слабый нажим не сможет заставить чашу звучать, слишком сильный – будет глушить звук чаши. Динамика звучания варьируется скоростью движения стика по чаше и силой нажима.
Чаши с толстыми стенками дают ясный, но тембрально бедный звук. Играть на них проще, потому что рука лучше чувствует металл. Чаши с тонкими стенками дают очень красивый и богатый саунд, но играть на них заметно сложнее, так как они более чувствительны к руке и стику.
Следующий аспект – из поющих тибетских чаш можно извлекать звуки разной высоты (хотя они настроены на один тон). Дело в том, что края чаш «поют» на высоких нотах, а по мере приближения к днищу можно извлекать всё более низкие звуки. Это очень хорошо слышно на примере глубоких тонкостенных чаш. Из собственной практики: из самой большой (22-сантиметровой) чаши, если «повесить» её на вытянутые пальцы вверх дном, и заставить вибрировать чашу, водя стиком по её «около-донной» части (примерно 1/3 высоты от донца), извлекаются низкочастотные гипнотические пульсации, слышимые как своего рода «безтембральный» гул – описать это достаточно сложно... но звучит очень притягательно.
Кроме того, из чаш можно извлекать звук ударом стика по внешней стенке чаши – получается аналог колокола. Такой звук используется при выводе человека из медитации. Более эффектны в этих случаях тонкостенные чаши с богатым саундом.
чаша.jpg
(13.14 Кб, 200x253 - просмотрено 6319 раз.)