Максимум Online сегодня: 363 человек.
Максимум Online за все время: 4395 человек.
(рекорд посещаемости был 29 12 2022, 01:22:53)


Всего на сайте: 24816 статей в более чем 1761 темах,
а также 356448 участников.


Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

 

Сегодня: 28 03 2024, 12:49:09

Сайт adonay-forum.com - готовится посетителями и последователями Центра духовных практик "Адонаи.

Страниц: 1 2 3 4 ... 6 | Вниз

Ответ #5: 17 09 2009, 11:06:11 ( ссылка на этот ответ )

Целительная сила музыки


Доктор медицины Сергей Шуршаджан и его коллеги провели исследования влияния вокалотерапии на легкие и на другие жизненно важные органы. По результатам исследований они пришли у выводу, что звук, зарождающийся во время пения, только на 15 - 20 процентов уходит во внешнее пространство. Остальная часть звуковой волны поглощается внутренними органами, приводя их в состояние вибрации. Звучание больных органов отличается от звучания здоровых. Это неправильное звучание можно скорректировать, научив человека правильно петь, и, кроме получаемого от этого удовольствия, приводить в порядок свой организм без помощи лекарств. Музыкальная терапия вообще и вокалотерапия в частности - редкое по доступности средство для включения резервных возможностей организма и развития его защитных функций. «Обратите внимание, хорошие оперные певцы - люди физически здоровые и, как правило, долгожители. Примадонны редко выходят на пенсию. Если бы в школах вместо непонятных уроков музыки вводились уроки классического пения, больных детей у нас было бы гораздо меньше» - утверждает Сергей Шуршаджан.
Доктор Гордон Шоу так объясняет влияние музыки на здоровье. Вибрация звуков создает энергетические поля, заставляющие резонировать каждую клеточку нашего организма. Мы поглощаем "музыкальную" энергию, и она нормализует ритм нашего дыхания, пульс, артериальное давление, температуру, снимает мышечное напряжение. Поэтому правильно подобранная мелодия оказывает благоприятное воздействие на больных людей и ускоряет выздоровление. Негармоничная музыка может с помощью электромагнитных волн изменять кровяное давление, частоту сердечных сокращений, ритм и глубину дыхания вплоть до полной его остановки.
Здоровье имеется тогда, когда этой энергии позволено течь к месту своего натурального выхода, не будучи ни блокированной, ни отклоненной от своего пути. Любые блокировки проявляются внутри в виде навязчивого состояния, одержимости, а вовне - в виде статичности, окостенелости, рассеянности движения, телесной патологии человека. Тело всегда слушает жизнь. Это передатчик смысла любой трансцендентности (выходящего за границы возможного опыта, недоступного познанию), любой связи, непосредственный выразитель наших мыслей, инстинктов, желаний.
О лечебных свойствах отдельных звуков, произносимых голосом, тоже знали испокон веков. Особое значение им придавали в Индии и Китае, где с их помощью лечили самые различные заболевания. Чудодейственной силе звука отдавали должное и на Руси, ему даже отводилась некая мистическая роль.
Современные исследования подтверждают целебные свойства произносимых звуков, создаются даже своеобразные реестры их воздействия, которые, кстати, во многом совпадают с рекомендациями, разработанными в древности на Востоке. К примеру:

– звук "И" – прочищает нос, лечит глаза;
– звук "У" – укрепляет горло и голосовые связки;
– звуки "В", "Н", "М", "Э" – улучшают работу головного мозга;
– звуки "Ц", "К", "Щ", "И" – лечат уши;
– звуки "У", "Ы", "X", "Ч" – улучшают дыхание;
– звуки "О", "А", "С", "М", "И" – лечат заболевания сердца.

Не менее целебными свойствами обладают различные звукосочетания, так называемые "мантры". В частности, созвучие:
– "ОМ" – снижает кровяное давление;
– "АЙ", "ПА" – снимают боли в сердце;
– "АП", "АМ", "АТ", "ИТ", "УТ" – исправляют речь.

Таких сочетаний очень много и перечислять просто не имеет смысла. Все они основаны не на смысловом значении, а на целебном воздействии колебаний, возникающих при их произношении.
Любой человек может использовать звуковую настройку для улучшения своего физического и нервно-психического состояния. Освоить ее несложно. Для этого нужно петь гласные и протягивать согласные звуки до тех пор, пока звучание не станет чистым и устойчивым. Человек должен сам почувствовать по приятным ощущениям или теплу в области органа, на который он пытается воздействовать, что произносимые им звуки вошли в резонанс с частотой этого органа. Так же интуитивно, по ощущениям, следует подбирать и нужную высоту и силу звука. Понятно, что целительное воздействие оказывает только живой голос, а не записанный на магнитофон и не мысленное пропевание звуков.
Пропевая звуки, можно положить руку на область, где расположен орган, которому вы стремитесь помочь, и представить этот орган здоровым, активно работающим.

Первый этап звуковой настройки направлен на улучшение деятельности мочеполовой системы, которая древними врачевателями рассматривалась как средоточие жизненной силы человека. Почки, мочевой пузырь, предстательная железа у мужчин и матка с яичниками у женщин гармонизируются пропеванием длинного звука у-у-у.
После -у- пропеваем звук о-о-о – он оживляет деятельность поджелудочной железы, вырабатывающей инсулин и гормоны наружной секреции.
Далее обращаемся к желчному пузырю, "хранителю" важного секрета – желчи, участвующей в переваривании пищи. Выделение желчи часто нарушается из-за спазмов мускулатуры желчевыводящих путей. А все спазмы хорошо снимает пропевание звука а-а-а.
Заканчиваем первый этап настройки внутренних органов возвращением к почкам и пропеванием звука у-у-у, как бы замыкая пройденный круг. Повторим еще раз все звуки – у, о, а, но с добавлением звука х: ух, ох, ах. Произнесение этого звука на выдохе стимулирует выброс негативной энергии и отработанных организмом веществ.
Второй этап начинается стимуляцией работы левой стороны толстого кишечника. Улучшению его кровоснабжения, а значит, и всех функций: всасывания, переработки, выделения – способствует протягивание звука с-с-с.
Затем поднимаемся выше – к селезенке. Ей "нравится" массаж диафрагмой. Благодаря такому массажу улучшаются функции селезенки как органа кроветворения и поддержания иммунитета. Активнее выбрасываются в кровь отмершие эритроциты. Чтобы провести такой массаж, положите руку на левое подреберье, где располагается селезенка, и несколько раз произнесите на выдохе: гху, гху, гху. Такие звуки на резком выдохе можно произносить всякий раз, когда в брюшной полости ощущается неясная боль или "колет" в боку. Это снимет спазм, и неприятные ощущения пройдут.
Далее переходим к звуковой настройке печени. Положив руку на ее левую долю, начинаем произносить звук ш-ш-ш, одновременно передвигая руку вправо, чтобы последовательно охватить весь орган.
После этого повторяется пропевание с-с-с для замыкания круга по правой стороне толстого кишечника. Далее, положив руку на верхнюю часть живота, начинаем массировать тонкий кишечник по часовой стрелке, пропевая звук и-и-и.
Звук и-и-и используется и для стимулирования деятельности сердца. Согласно древневосточной медицине, сердце и тонкий кишечник являются энергетически взаимосвязанными органами, так же как толстый кишечник и легкие. Поэтому легкие настраиваются с помощью того же звука, что и толстый кишечник – с-с-с.
Теперь переходим к голове. Все органы, расположенные в этой области: глаза, уши, нос, горло, – рассматриваются как единое целое. Все они гармонизируются протяжным звуком м-м-м. Положив руки на височные кости, можно почувствовать, как они вибрируют при пропевании этого звука.
Голова и позвоночник также рассматриваются как одна система. Поэтому позвоночник можно гармонизировать пропеванием звука м-м-м. Благоприятное воздействие на голову и позвоночник оказывает и длинное н-н-н.

Нас окружает, подчиняется особым законам природной гармонии. И мы должны стремиться поддерживать ее и вокруг, и внутри себя.
Связь голоса, любого звука, акустической вибрации с нервными центрами была известна еще в древности, и широко применялась в лечебной практике на Востоке. Но уже в наше время установлено, что большое значение имеет и интенсивность произношения звуков. В частности, низкой или средней она должна быть при лечении заболеваний сердца или легких, более высокой – при терапии внутренних органов.
От оздоровительных мантр мы логично переходим к словам и словосочетаниям, несущим в себе энергетический и целебный заряд. Издавна знали, что некоторые слова, предложения, сказанные в надлежащем тоне, могут быть действительно незаменимым лекарством. На этом строятся бытующие в народе всевозможные заговоры и заклинания. Но конечно же, наибольшей магической силой обладают созданные и отшлифованные веками молитвы, несущие в себе не только смысловое значение, но и реальную позитивную энергетику слов и звукосочетаний.
На практике школ ци-гун проводится специальная звуковая гимнастика для гармонизации звуковой вибрации тела, восстанавливающая нормальную циркуляцию жизненной энергии ци.
Звуковая гимнастика может вылечить человека от многих болезней и широко практикуется многими древними школами. Для этого используются звучания определенных иероглифов, голоса животных и птиц, подражание природным шумам.
Мантак Чиа, мастер в целительстве Тао, использует исцеляющие звуки, чтобы активировать фасции, окружающие различные органы, такие как легкие, почки, сердце, печень, селезенка. В соответствии с его системой, каждый орган имеет свой отличный звук, и каждый орган ответственен за те или иные эмоции. Например, если человек боится, то это потому, что энергия почек на низком уровне; но при ее стимулировании страх уменьшается. Изменение энергетического поля вокруг органа может иметь положительный результат на общее эмоциональное состояние.
Звуки медленные и быстрые, низкие и высокие вызывают совершенно различный эффект. Каждый орган имеет свой низкий и высокий звук. Звуковая гимнастика содействует нормальному и плавному движению энергии по меридианам, что усиливает защитные силы организма, успокаивает мышление, умиротворяет эмоции.
К еще одному направлению лечения звуком можно отнести и лечение звуками природы. Этой методики как самостоятельной не существует, но она органично вписывается во многие направления традиционной медицины, в частности, в психотерапию, в аэрофитотерапию, в другие техники и практики, где есть расслабление и медитация. О лечебных свойствах естественных звуков природы много говорить не имеет смысла. Всем известно, сколь они полезны, особенно для человека городского, задавленного урбанизацией. Выезжая на природу, он получает огромный заряд энергии, ощущает в себе подъем духовных и физических сил, творческого потенциала. Даже непродолжительное единение с природой способно отвлечь человека от тяжелых мыслей повседневной суеты. Одно дело ежедневно слышать грохотание машин на производстве, визг тормозов и гудки машин на улице, нестройный гул человеческих голосов в магазине, и совсем другое – умиротворяющие звуки живой природы, неотъемлемой частью которой является сам человек.
В нашем теле есть три основных ритма: дыхание, биение сердца и черепно-крестцовый ритм. Кроме того, каждый орган и каждая система имеют свою собственную вибрацию. Энергия, окружающая наше тело также имеет своего рода вибрацию. По аувердическому преданию, каждая чакра имеет свой соответствующий гласный звук и тон. Когда он воспроизводится, то активируется и приводится в движение чакра, появляется форма. В шестидесятых годах Ханс Дженни, доктор медицины, антрополог, последователь Рудольфа Стайнера, провел обширные исследования относительно эффекта воздействия звука на форму. Он показал результаты игры тонов разных материалов, как, например песок на металлической тарелке, на воде и в других стихиях. Были созданы прекрасные симметрические м...лы, различающиеся высотой воспроизводимого звука. Было обнаружено, что древние янтры или м...лы, представляющие чакры, которым по аувердическому преданию 2000 лет, в точности соответствовали формам, созданным звуками чакр.
Можно изменять кристаллические образования воды посредством музыки. Мазару Эмото недавно провел обширные исследования в этой области. Если представить себе, что тело человека на 70% состоит из воды, то можно видеть, какие возможности открываются для исцеления звуком. В соответствии с аувердической традицией, всякая болезнь берет свое начало на энергетическом уровне; поэтому устранение препятствий именно на этом уровне положительно влияет и на физическое тело, помогая ему снова придти в состояние равновесия. Когда функции организма человека сбалансированы должным образом, он не подвержен болезням. Это профилактический путь в медицине. Напевая гласные звуки, человек активизирует чакры, создавая позитивные силы вокруг своего тела. М. Гейнор, онколог, помогал исцеляться раковым больным, приписывая им пение гласных звуков. Ибрагим Карим сделал защитное средство (ЗС) из непроизносимых гласных звуков, соответствующее чакрам. Это защитное средство применяется фермерами в Голландии на экспериментальных базах для восстановления иммунной системы коров; крупный рогатый скот, имея крепкую иммунную систему не подвержен болезням, поражающих копыта и жвачную область животных. Открытие Ибрагима Карима дает положительные результаты.
Создаваемая на основе законов музыкальной гармонии музыка обладает лечебным воздействием. Обычно она связана с подсознанием. Из сокровищ музыкального искусства можно составить домашнюю аптечку, дополняющую наши лекарственные препараты, мед, лекарственные растения и т.д. Из классических музыкальных произведений следует выбрать те, которые имеют высокий духовный потенциал, обладают исключительной силой воздействия.
Каждому из нас в зависимости от физического и душевного состояния требуется своя исцеляющая музыка и только ее вибрации. Звуки музыкальных произведений могут приносить душевный покой или разрушать его, звать к борьбе или склонять к умиротворению, вызывать обеспокоенность, тревогу или окрылять, вселяя веру в себя, способствовать оптимистическому восприятию ситуации, состоянию счастья и ощущению огромности окружающего мира, его глубинности и единения.
Из медицины и биологии известно, что самое сильное воздействие на организм человека оказывает именно ритм музыкального произведения – самый древний компонент музыки. Ритмы музыкальных произведений лежат в диапазоне от 0.6 до 1.5 Гц, что является биологически ощутимой частотой, близкой частоте дыхания и сердцебиения. Организм человека обладает способностью подстраиваться под внешние воздействия, и, вследствие чего, работа сердца и дыхания пытаются подстроиться под ритм музыкального произведения. Таким образом, можно восстанавливать стабильную частоту работы органов, нарушенную вследствие болезни, при помощи музыкального воздействия. Музыка в зависимости от ритма, темпа, мелодии по-разному воздействует на человеческий организм. Военные марши повышают тонус мышц, мажорная музыка в быстром темпе учащает пульс и повышает артериальное давление. Мелодия, слушая которую ты испытываешь радость, способствует расширению сосудов, нормализует артериальное давление и замедляет пульс. Минорная же музыка, как ни странно, активизирует физиологические процессы. Есть музыка (главным образом симфоническая), которая изменяет кислотность желудка. Так что желательно принимать пищу в сопровождении любимой музыки. Специалисты свидетельствуют, что музыкотерапия, или мелолистика, помогает человеку вернуться к ощущениям, которые он давно забыл, - например, к тем, что были у него в момент рождения.
Гармоничная музыка - лучший психотерапевт. Когда человек засыпает под нежные мелодии, он всю ночь видит хорошие сны. Такая музыка снимает напряженность во время деловых переговоров, ученики под музыкальное сопровождение более внимательно слушают и значительно быстрее запоминают новый материал. Если женщина кормит малыша, слушая любимые пьесы, то при первых же звуках знакомых мелодий у нее прибывает молоко.
Музыка может стимулировать интеллектуальную деятельность, поддерживать вдохновение. Многие писатели и поэты рассказывали, что задумывали свои произведения во время прослушивания музыки или после. Так действует музыка композитора, который, пережив периоды стресса, боли, отчаяния, нашел в ней не только вдохновение, но и силу, и веру... Речь идет о Бетховене (бури в первых частях его сонат заканчиваются триумфом и спокойствием).
Музыка полезна и в конфликтных ситуациях. Психологи любят приводить такой пример. Супруги, оказавшиеся на грани развода, яростно о чем-то спорили на кухне. И вдруг младшая дочь заиграла в гостиной на пианино. Это был Гайдн. Отец и мать, словно очнувшись от гипноза, молчали несколько минут... и помирились...
Религиозная музыка дарит чувство покоя, восстанавливает душевное равновесие. Она анальгетик в мире звуков и помогает справляться с болью, облегчая ее. Она поднимает нас над уровнем повседневного сознания в те высшие сферы, где царствует свет, любовь и радость. Музыка Баха не только поднимает глубочайшие религиозные чувства, но оказывает более глубокое влияние. Она вызывает в воображении религиозные символы, особенно символ храма, гармоничные пропорции которого напоминают беспредельность Вселенной. Подобное действие имеют также оратории Генделя.
В средние века во время эпидемии чумы в городах не переставая звонили колокола: считалось, что колокольный звон помогает справиться с этой страшной болезнью. Тот же эффект производило и хоровое пение во время непрестанных молебнов. Неизвестно, откуда об этом знало средневековое духовенство, но уже в наше время опытным путем было доказано, что активность микробов, наслушавшихся колокольного звона и церковных песнопений, падает на 40 процентов. И значит, святая вода становится таковой не столько благодаря ионам серебра, насыщающим ее при погружении креста, сколько слаженному и многоголосому пению во время молебна.
О том, что колокольный звон убивает микробы и бактерии, изгоняет грызунов, на Руси знали давно, но только теперь ученые поняли, что это происходит благодаря излучаемому инструментом ультразвуку. Облучение малыми дозами ультразвука сейчас используется в пищевой промышленности, для стерилизации космических аппаратов перед их полетами на другие планеты и т.д. Ультразвуковой спектр (более 25 кГц) ускоряет лечение инфекционных болезней и повышает иммунитет человека. В будущих исследованиях необходимо иметь в виду, что, если звук отдельного колокола уникален, то голос звонницы из нескольких колоколов представляется целой атмосферой звуков, часто трудно предсказуемой в силу сложного взаимодействия отдельных спектров. Колокольная звонница - это миниоркестр, который по православной традиции условно делится на 3 группы колоколов: малые (зазвонные), средние (подзвонные) и большие (благовестники). Используя в композиции звона преимущественно колокола той или другой группы можно создавать соответствующие эмоциональные настроения, что отчасти и делают церковные звонари в зависимости от характера праздника и Богослужения.
Тибетские поющие чаши - древнее средство медитации, приобретающее в последнее время всё большую популярность. Уникальный сплав металлов, из которого изготавливаются поющие чаши, позволяет получать звук значительно отличающийся от звучания всех других музыкальных инструментов. В отличие от синтезаторов, издающих внешне подобные звуки, звучание тибетских чаш "заряжено" благодаря трению дерева о металл. Это имеет множество важных последствий, таких, например, как целительные свойства звуков поющих чаш или их способность повышать восприимчивость некоторых желез, выполняющих роль своеобразных "переключателей" между симпатической и парасимпатической нервными системами. Более субъективна способность этих звуков вызывать у слушателя разнообразные измененные состояния сознания, ощущения своеобразной "невесомости", "подвешенности" и пустоты. Звучание тибетских поющих чаш состоит из безграничного потока обертонов, которые образуют звуковые спирали, вращающиеся вокруг "действительного" (основного слышимого) звука. В основе такого взаимодействия обертонов лежит волновой принцип: два звуковых потока встречаются, образуют стоячую волну и растворяются в "океане" звуков. В отличие от механического повторения, характерного для минимализма, здесь каждая такая встреча - это отдельное, уникальное, событие, каждая немного, почти незаметно отличается от остальных; сознание слушателя увлекается в путешествие вглубь звукового пространства, внешне почти статичного, в действительности же находящегося в бесконечном движении. Прозрачное, насыщенное обертонами звучание поющих чаш - прекрасная энергетически насыщенная музыка для медитации и целительства. Музыкант и исследователь Клаус Визе экспериментирует с воздействием резонанса и обертонов на психику человека, используя для этой цели поющие чаши, голос и некоторые особые музыкальные инструменты. В своих альбомах он пытается передать тонкие, едва уловимые прикосновения вибраций Высших Сфер в поэтической форме с минимальными искажениями, вносимыми обычно исполнителем. Создаваемая Клаусом Визе музыка представляет огромную ценность для людей, занимающихся глубокой релаксацией, медитацией и целительством, а также астрологов и трансперсональных психологов.
В процессе медитации человек как бы пробивается к сокровенно-глубинному пласту своего существа, к своему так называемому высшему "Я". Начинают активно работать планы подсознания, вступают в действие механизмы интуиции, и вопросы получают молниеносно-мгновенное и четкое решение. Мы привыкли называть это озарением, экстазом. Состояние медитации — это, прежде всего состояние углубленной сосредоточенности психики и ума, которое вызывается и происходит в определенной последовательности психофизиологических актов, складывающихся в единый, целостный и непрерывный процесс. В таком широком понимании медитация с древнейших времен рассматривалась на Востоке как средство самовыражения человека, позволяющее вместе с тем реализовать скрытые возможности человеческого "Я". Так, озарение и экстаз — не единственные следствия медитации. Другие "плоды" медитации, например — изменение стереотипов поведения человека или исцеление. Войти в медитативное состояние во многом помогает и музыка, специально написанная для этой цели.
Растения тоже “чувствуют” музыку. У одного фермера из Канады под скрипичные сонаты Баха пшеница дает полуторный урожай. Американец Карлсон создал фирму "Озвученный цветок" – ее "музыкальными рецептами" пользуются во многих странах. Китайский биофизик Хоу Тяньчжэнь изобрел "звукочастотный генератор", который с учетом "вкуса" растений может передавать разные звуковые волны, способные стимулировать их фотосинтез и рост. Нужно лишь подобрать в соответствии с уровнем температуры и влажности воздуха необходимый частотный диапазон, который подойдет для тех или иных видов посевов. В Америке, Франции издаются даже альбомы пластинок для растений - рекордные урожаи под музыку получают. "Озвученные" растения содержат во много раз больше витаминов и питательных веществ. От мажорных мелодий мимоза и петуния растут много быстрее и даже расцветают на две недели раньше. Под микроскопом отчетливо видно, что протоплазма растительных клеток ускоряет движение под воздействием музыки.
В прошлом веке в монастыре Бриттани монахини исполняли музыкальные произведения для домашних животных. Они заметили, что прослушав серенаду Моцарта, коровы давали вдвое больше молока. Даже собаки неравнодушны к музыке. Например, у пинчеров в зависимости от мелодии кровяное давление может меняться на 70 миллиметров ртутного столба. Японцы выяснили, что когда музыка Моцарта звучит в пекарне, тесто подходит в 10 раз быстрее. Самая лучшая рисовая водка-сакэ получается именно из дрожжей, "прослушавших" Моцарта. В Канаде струнные квартеры играют Моцарта на городских площадях, чтобы упорядочить уличное движение и снизить количество аварий.
Но музыка может также и разрушать. Музыка, которую можно назвать вредной, отличается частым диссонансом, отсутствием формы, нерегулярностью ритмов. Она олицетворяет собой современный ум и его состояние стресса и напряжения, сочетает перевозбуждение с угнетающим влиянием. Например, рок-музыка воздействует ультра- и инфразвуками, которые мы не слышим, но их воспринимают наши органы, и это может действовать разрушающе на мозг по принципу “25-го кадра”. Экспериментально установлено, что если бой барабанов типа “там-тама” превышает 100 децибелов, слушатели падают в обморок. В Японии провели эксперимент: 120 кормящих матерей разделили на две группы. Одни мамы слушали классику, другие поп-музыку. В первой группе количество молока увеличилось на 20%, а у поклонниц “попсы” уменьшилось наполовину.
Некоторые музыковеды считают, что и классическая музыка может вредно воздействовать на здоровье слушателей. Таких произведений хоть отбавляй. К ним относят “Венисбергскую сцену” Вагнера и некоторые произведения Рихарда Штрауса. О музыке Штрауса президент Королевского музыкального общества говорил: “Из разлагающегося гнойника вырастает экзотическая зловещая очаровывающая красота. Примером такого очарования является музыка Штрауса, начиная с “Танца шести покрывал” и до конца: эта музыка ослепляет, соблазняет, вызывает отвращение и выражает оранжерейную красоту дьявольской, зловещей мертвенно бледной плесени, вырастающей на навозной куче”. Есть музыка, “заражающая” апатичностью, слабостью, страданием. Она может иметь очень большую художественную ценность, но приносит облегчение лишь самому композитору, являясь средством духовного очищения. А на слушателя действует, как психический яд. К этой категории принадлежат некоторые произведения Шопена, особенно его ноктюрны, в которых композитор дал выход своей меланхолии, слабости и ностальгии.
Итог воздействия музыки на человека подбивает Дон Кэмпбэлл в книге “Эффект Моцарта”:
- музыка влияет на дыхание
- музыка влияет на сердечный ритм, пульс и кровяное давление
- музыка может замедлить и уравновесить волны мозга
- музыка снижает мышечное напряжение и повышает подвижность и координацию тела
- музыка влияет на температуру тела
- музыка может повысить уровень эндорфина
- музыка регулирует выделение гормонов, снижающих стресс
- музыка и звуки могут активизировать иммунную функцию
- музыка изменяет наше восприятие пространства
- музыка изменяет наше восприятие времени
- музыка может улучшить память и обучаемость
- музыка повышает производительность труда
- музыка способствует повышению романтизма и сексуальности
- музыка стимулирует пищеварение
- музыка повышает упорство
- музыка улучшает подсознательное восприятие символики
- музыка помогает вырабатывать чувство безопасности.

* музыка.jpg

(38.35 Кб, 380x480 - просмотрено 1727 раз.)

Если вы что-то хотели и не получили, может быть, вам это и не нужно?

 

 

Ответ #6: 18 09 2009, 02:19:20 ( ссылка на этот ответ )

Музыкальная терапия


Музыкотерапия есть наиболее древней и естественной формой коррекции эмоциональных состояний, которой многие люди пользуются (осознанно или нет) - чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться.
В том, что музыка способна воздействовать на человеческий организм, убеждать никого не нужно: недаром матери испокон века поют детям колыбельные песни. Современная медицина воспользовалась давно накопленными наблюдениями и разработала метод лечения музыкой. Так родилась музыкотерапия. Но на самом деле музыкальная терапия существует едва ли не столько же, сколько и человек разумный. Русский психолог Рубинштейн объяснял возникновение музыки тем, что в природе все подчинено определенным внутренним ритмам, и только психика человека неритмична. Человек придумал музыку, чтобы строить и жить помогала, в самом прямом смысле. Чтобы придать ритм и гармонию своей психической жизни.
Музыкотерапия - психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. Музыкотерапия официально признана в Европе в девятнадцатом веке, когда ее стали использовать в практике передовые врачи. Расцвет музыкотерапии приходится на двадцатое столетие. В 1961 году в Англии разработали первую программу музыкотерапии, а через пятнадцать лет там создали центр музыкотерапии. В Германии с музыкой медики стали серьезно работать с 1978 года, а в 1985 году основали институт музыкотерапии. В Америке ассоциация музыкальной терапии возникла в 1950 году и на сегодняшний день она объединяет более трех тысяч врачей-музыкотерапевтов. В университетской клинике Мюнхена к медикаментозному лечению больных с заболеваниями желудочно-кишечного тракта добавили ежедневные прослушивания произведений Бетховена и Моцарта, что в большинстве случаев приводит к значительным улучшению состояния и к более быстрому по сравнению с контрольной группой рубцеванию язв. Во Франции в Национальном институте переливания крови во время операций звучит музыка, подобранная в строгом соответствии с ее физиологическим действием на организм, индивидуальными особенностями человека и характером заболевания. В Голландии используют музыку в клиниках сердечно-сосудистых заболеваний. А в Австралии - для лечения тех, кто страдает болями в суставах и позвоночнике. Ну, а съезды и конференции по всему миру - уже давно самое обычное дело.
Сегодня музыкальную терапию применяют практически во всех странах Западной Европы. Например, в шведской школе, основателем которой считается А.Понтвик, исходным моментом является концепция психорезонанса, она исходит из того, что глубинные слои человеческого сознания могут приходить в резонанс со звучащими гармоническими формами и таким образом выявляться наружу для анализа и понимания. Опираясь на понятия "коллективного бессознательного" и "архетип" К. Юнга, А. Понтвик разработал представление о путях проникновения в глубинные слои психики через пропорциональные соотношения звуков, дающие эффект обертонов. В американском направлении музыкальной психотерапии ее лечебный эффект основывается на идеях традиционного психоанализа. Стремясь во время сеанса добиться от пациента, чтобы он вспомнил эмоционально травмировавшие его ситуации, психотерапевт при помощи музыки доводит их до катарсической разрядки и тем самым облегчает состояние пациента. В связи с этим большое значение приобретает подбор соответствующих музыкальных произведений, которые могли бы вызывать необходимый строй образных ассоциаций и переживаний, чей последующий анализ мог бы выяснить природу подавленного конфликта. Поэтому американские музыкотерапевты разработали обширные каталоги лечебных музыкальных произведений, включающие в себя музыку самых разных жанров и стилей, но соответствующим образом классифицированных по направленности воздействия. В США музыкальных терапевтов готовят 24 колледжа. В целом за рубежом более 100 университетов и колледжей предлагают курсы, по окончании которых студенты получают степень бакалавра, магистра или доктора.
Музыкотерапия применима ко всем независимо от возраста, здоровья или музыкальных способностей. Детям с умственными или физическими трудностями она помогает в преодолении поведенческих проблем, эмоциональных беспокойств и беспокойств, связанных с возрастным развитием. Музыкотерапия помогает людям с умственными или физическими недостатками, неврологическими проблемами, помогает пожилыми переживать проблемы острых или хронических болезней. Музыкотерапия помогает облегчению боли и уменьшению нервного напряжения. Эффективно показала себя с детьми и взрослыми - жертвами физического, сексуального или эмоционального насилия.
Ряд исследований демонстрируют анальгетические и релаксирующие свойства музыкотерапии, что нашло применение при лечении хронических болевых синдромов различной этиологии, есть данные, об использовании музыки при проведении некоторых диагностических процедур (например, гастроскопии). Наибольшее применение музыкотерапия получила в гериатрической практике. Имеются наблюдения об улучшении функционального состояния и уменьшении патологической симптоматики в процессе реабилитации пациентов с острыми нарушениями мозгового кровообращения. Ряд исследований посвящено успешному использованию музыки в комплексном лечении болезни Паркинсона и болезни Альцгеймера. Естественно, в таких случаях, музыкотерапия является лишь дополнением к основному лечению. Однако, применение музыки в качестве метода при лечении целого ряда заболеваний в силу эффективности, отсутствия побочных явлений и дешевизны, представляется достаточно перспективным и доступным для широкого применения.
Выявлено влияние музыки на нейроэндокринную функцию,в частности на уровень гормонов в крови,играющих чрезвычайно важную роль во всех эмоциональных реакциях. По современным представлениям, формирование целостных поведенческих реакций организма на различные внешние раздражители, в том числе и на музыку, осуществляется с помощью сложнлй функциональной системы, в частности на основе специфических нейрохимических механизмах подкорки, которые вследствие химического сродства избирательно мобилизуют соответствующие образования головного мозга для выполнения той или иной целенаправленной деятельности.
В зарубежной литературе мы находим широкое использование музыкальной терапии не только при лечении различных психических расстройств, начиная от бытовых неврозов и кончая тяжелыми формами дезадаптации в заболеваниях "большой" психиатрии, но и в практике хирургии, стоматологии, гериатрии, т. е. везде, где лечащие врачи сталкиваются с расстройством настроения пациентов и где необходимо поддержать их духовные силы в борьбе с тем или иным заболеванием. В повседневной жизни, богатой сегодня разного рода трудностями и стрессами, музыкальная психотерапия может служить хорошим средством профилактики, помогая людям жить, работать и быть счастливыми. Музыка имеет неуловимые творчески организующие и эмоциональные качества. Они используются в медицинской связи, чтобы облегчить контакт, взаимодействие, самовыражение и саморазвитие.
Как наилучший способ лечения выступает, как оказалось, не просто прослушивание музыки, а само ее воспроизведение: игра на музыкальных инструментах, а еще лучше – пение. В процессе игры человек совершает какие-то движения в такт музыке (нажим на клавиши, растягивание мехов, движение смычка). Напрямую с дыхательной системой это связано у духовых музыкантов. Чтобы воспроизвести мелодию, музыканту приходится дышать в ее темпе. Исследования показали, что организм (дыхательная, кровеносная системы) подстраивается под музыкальный темп лучше у музыкантов, и психологическое восприятие музыки у них тоньше: они могут заметить те оттенки, которые не замечают простые слушатели. Такое умение является следствием постоянного прослушивания и воспроизведения музыкальных мелодий, когда организм привыкает к их воздействию и уже лучше выбирает, что для него полезно.
При пении, непосредственно механические колебания голосовых связок передаются по организму, несомненно, с большей амплитудой, чем при прослушивании, где звуковой сигнал должен пройти еще толщу воздуха. С другой стороны, если делать звук громким, то это может отрицательно сказываться на слуховом аппарате и психологическом восприятии. Стоит отметить, что музыкант и певец сам может регулировать темп и громкость мелодии, в зависимости от того, что нужно организму. Таким образом, пение – идеальный способ лечения.
На сеансах лечебной музыки устанавливается среда полного доверия и творческой релаксации. Доверие и связь между пациентом и врачом необходимы для лечебного процесса, в котором акцент помещен в разработку внутренних человеческих ресурсов. Музыкальные терапевты не "достают" пациента расспросами о горе или болезни. Главное - войти в музыкальный контакт с его эмоциями и ощущениями. Часто именно это придает человеку сил в борьбе с недугом или попросту помогает разобраться в себе. Задание терапевта - не навязывать музыку, мелодию, мотив, а "зажечь" в больном его внутренний музыкальный "фонарик", который осветит темные коридоры страха.
Различают пассивную и активную формы музыкотерапии. При пассивной музыкотерапии пациентам предлагают прослушивать различные музыкальные произведения, соответствующие состоянию их психологического здоровья и ходу лечения. Целью в данном случае является определенное эмоциональное, в том числе эстетическое, переживание, которое должно способствовать отреагированию тех или иных проблем и достижению новых смыслов. В качестве средств, способствующих музыкотерапии, часто используют дополнительные приемы, такие как дыхательные упражнения, аутотренинг, гипноз, живопись или танец. При активной музыкотерапии пациенты сами участвуют в исполнении музыкальных произведений (в хоре или музыкальном оркестре), применяя при этом как обычные музыкальные инструменты, так и необычные, например, собственное тело (хлопки, постукивания и пр.). Пение используется, чтобы помочь людям с нарушениями речи, улучшает их артикуляцию, ритм и помогает в управлении дыханием. Песни помогают пожилым людям вспомнить значительные события в их жизни, с которыми связаны положительные эмоции. Музицирование на инструментах раскоординированным людям помогает в восстановлении координации движений, а игра в инструментальных ансамблях помогает закомплексованному человеку осваиваться в коллективе.
Ритмические занятия используются, чтобы улучшить потенциал в движении, проворстве, силе, равновесии, координации, походке, искусстве дыхания и мускульной релаксации. Ритмические компоненты музыки помогают увеличивать жизненный тонус. Импровизация же освобождает творческие, глубоко скрытые средства выражения чувств. Через пение, музицирование и танец люди взаимодействуют друг с другом и переживают чувства, невозможные в повседневной жизни. При импровизации предлагается возможность делать выбор, что помогает развитию решительности. Песня как средство выражения и понимания опасений помогает детям избавиться от страхов. Для людей с хроническими болезнями музыкотерапия - большая помощь для исследования переживаний относительно жизни и смерти. Слушание музыки помогает развитию особого типа внимания и памяти, облегчает процесс преодоления трудностей, обеспечивая творческую среду для самовыражения. Музыка вызывает воспоминания и ассоциации. Активное слушание музыки в расслабленном и восприимчивом состоянии стимулирует мысли, образы и чувства, которые могут быть далее исследованы и обсуждены с врачом или внутри благосклонного общества. Слушание музыки - хороший способ исследовать и понимать нашу и другие культуры.
При музыкотерапии происходит постоянный приток энергии внутрь нашего организма до тех пор, пока не достигается гармония. Музыкотерапия приводит человека к пониманию и использованию силы этой гармонии, которая незаметно направляет процесс ее достижения. При музыкотерапии человека учат и направляют не правила и законы, а соматическая (телесная) реальность, которую музыка возвращает к самым первым ощущениям после рождения, давно забытым нами, чтобы эта реальность родилась вновь.
Музыкотерапия хорошо сочетается с физическими упражнениями. Суть спортивных тренировок не в совершенствовании мышц: спортсмен может обладать совершенной мускулатурой, и тем не менее внезапно умереть. Одной из причин частых инфарктов или преждевременного старения организма у спортсменов как раз и является разрыв между психической деятельностью и нервно-телесной структурой. Любые физические упражнения будут более полезны, если их делать так, как нравится, а не так, как предписано спортивной наукой. Главное - это получить удовольствие и счастье от процесса. В музыкотерапии надо идти вслед за движением, вслед за музыкой, надо стараться больше думать не о теле, а обращать внимание только на наслаждение внутри себя. В определенный момент вы почувствуете, что уже не вы идете за музыкой, а музыка несет вас. Какая музыка? Та, что родилась в вас самих. Когда человек под влиянием музыкотерапии овладевает способностью двигаться изнутри, это всегда очень приятно. Извне становится заметно, что этого человека направляет что-то прекрасное, делающее его более тонким, сильным и красивым, что-то, что одновременно руководит им и дает ему свободу. Также музыкотерапию хорошо сочетать с ароматотерапией, дыхательными упражнениями и с живописью.
Методика музыкотерапии из опыта работы института педиатрии г.Москвы впервые была опробированна в Казахстане в неонатальном центре г.Астана на базе детской городской больницы №1. Целью исследования было изучить влияние музыки на восстановление неврологического статуса у новорожденных детей. Исследованию подверглись дети с неблагоприятным анте- и интранатальным периодом развития, и которым в постнатальном периоде был выставлен диагноз: "ПЕРИНАТАЛЬНАЯ ЭНЦЕФАЛОПАТИЯ" или "РОДОВАЯ ТРАВМА".
Изучая влияние музыки на неврологический статус новорожденных, были сделаны следующие выводы:
1. При проведении музыкотерапии общее состояние детей нормализуется в два раза быстрее.
2. Музыка способствует улучшению соматических и функциональных показателей у новорожденных.
3. Музыкотерапия значительно улучшает, оживляет и восстанавливает рефлексы врожденного автоматизма.
4. Применение сеансов музыки у новорожденных детей способствует нормализации частоты дыхания и частоты сердечных сокращений.
Ребенок в чреве матери способен слышать музыку. При помощи специального ультразвукового сканера было обследовано несколько десятков беременных женщин. Во время эксперимента каждые 15 секунд звучал небольшой фрагмент музыкального произведения, а прибор фиксировал усиление мозговой активности еще не родившихся малышей. Оказалось, что они не только слышат музыку, но и проявляют свои эмоции: спокойные лирические мелодии заставляют их "грустить", а заводные - "радоваться". По данным ученых, минимальный возраст, после которого плод отчетливо слышит и реагирует на музыку, - 38 недель.

продолжение следует...

 

 

Ответ #7: 18 09 2009, 02:21:01 ( ссылка на этот ответ )

Музыкальная терапия

продолжение...

В Институте развития человеческих возможностей в Филадельфии, который называют "фермой для супердетей", врачи стимулируют развитие мозга у плодов с помощью цвета и звука. За реакциями плода наблюдают с помощью сложнейших ультразвуковых и эхографических установок. Например, было выяснено, что гитара Джимми Хендрикса и произведения "Дип Перпл" раздражают и нервируют плод. Зато классика пробуждает живой интерес, и эмбрионы, как к магниту, тянутся к источнику звука.
В Лондоне был проведен необычный эксперимент по лечению старческого слабоумия классической музыкой. Психиатры давно заметили, что музыка способствует более тесному контакту с такими пациентами, хотя пока не известно, обладает ли музыкотерапия достаточно устойчивым эффектом. Старческое слабоумие — прогрессирующее дегенеративное заболевание мозга, приводящее к интеллектуальному упадку и дезориентации человека. По статистике, этой патологией, для которой пока не найдено эффективное лечение, страдают от 2 до 5 процентов людей старше 65 лет и до 25 процентов — старше 85 лет. Профессор Крист Буллит установил, что 8-недельный курс музыкальной терапии заметно повышает качество жизни пациентов, увеличивает их активность и способность поддерживать контакты, ослабляет нередко возникающую враждебность к окружающим. Профессор неврологии Сьюзен Гринфилд тоже высоко оценивает музыкотерапию как метод, использующий естественные ресурсы мозга вместо порой токсичных психотропных препаратов. И хотя музыкальная терапия не излечивает полностью слабоумия, она, по мнению доктора Гринфилд, явно замедляет развитие болезни. Более того, стимуляция мозга классической музыкой активизирует связи между нервными клетками, что предохраняет их от дальнейшей деградации. "Музыка помогает сохранить то, что еще осталось", — обнадеживает доктор.
В холотропной терапии изменяющее ум действие дыхания сочетается с побуждающей музыкой. Подобно дыханию, музыка и другие виды звуковой технологии на протяжении тысячелетий использовались как мощнейшие составляющие обрядовых и духовных практик. Тщательно подобранная музыка, по всей видимости, обладает особым значением в холотропных состояниях сознания, где выполняет несколько важных функций. Она приводит в движение чувства, связанные с вытесненными воспоминаниями, выводит их на поверхность и облегчает выражение. Она помогает открыть дверь в бессознательное, усиливает и углубляет ход излечения и предоставляет содержательную среду для переживания. Непрерывный музыкальный поток создаёт бегущую волну, помогающую субъекту продвигаться сквозь трудные переживания и тупики, преодолевать психологические защиты, отдавшись ей и позволяя процессу идти своим чередом. На сеансах холотропного дыхания, которые обычно проводятся в группах, музыка играет ещё и дополнительную роль, заглушая создаваемые участниками посторонние шумы и вплетая их в поток меняющихся ощущений.
Чтобы использовать музыку в качестве катализатора глубинного самоосвоения и работы переживания, необходимо научиться новому способу слушать музыку - такому, который нашей культуре чужд. На Западе мы часто используем музыку как звуковой фон, который почти не несёт эмоциональной нагрузки. В качестве типичных примеров можно назвать использование популярной музыки на приёмах или набившей оскомину фирменной или популярной музыки в лавках, магазинах и на рабочих площадках. Для более искушенных слушателей характерен совершенно иной подход - дисциплинированное и интеллектуализированное прослушивание музыки в концертных залах. Характерный для рок-концертов динамичный и стихийный способ использования музыки гораздо ближе к ее использованию в холотропной терапии. Тем не менее, всё внимание участников таких событий обычно направлено вовне, и переживанию не достаёт важнейшей составляющей, которая столь существенна в холотропной терапии и самоосвоении, - длительного направленного взгляда внутрь себя.
При холотропном дыхании важно полностью отдаться музыкальному потоку, позволить музыке резонировать во всём теле и откликаться на неё стихийно и непроизвольно, что включает такие проявления, которые немыслимы в концертном зале, где даже плачь или кашель могут вызвать возмущение. Здесь же каждому индивиду нужно давать полный выход всему, что бы ни вызывала музыка, будь то громкие крики или смех, детский лепет, звериные крики, шаманское пение или разговоры на чужих языках. Важно также не подавлять физические порывы, такие, как странное гримасничанье, чувственные движения тазом, сильная дрожь или судороги всего тела. Естественно, у этого правила есть исключения, ибо разрушительное поведение, направленное на самого себя и других или на физическое окружение, недопустимо.
Также участникам рекомендуется прекратить всякую умственную деятельность, включая попытки угадывать, кто написал эту музыку или из какой культуры она происходит. Другие способы уклониться от чувственного воздействия музыки заключаются в том, что привлекается профессиональная оценка - суждение об уровне игры оркестра, догадки о том, на каких инструментах играют музыканты, критическая оценка технического качества звукозаписи или музыкального оснащения комнаты. Но если нам удастся избежать подобных ловушек, музыка станет поистине мощным орудием вызова и поддержания холотропных состояний сознания. Поэтому у такой музыки должно быть высокое техническое качество и достаточная громкость для того, чтобы подгонять переживание. А сочетание музыки с учащённым дыханием обладает удивительной преобразующей силой.
По прошествии некоторого времени с начала сеансов терапевт или терапевтическая группа вырабатывают свой список излюбленных музыкальных произведений для разных стадий сеанса. Главное правило: по чувствам они должны соответствовать фазе, напряженности и содержанию переживаний участников, но не пытаться программировать их. Именно такой подход соответствует общей философии холотропной терапии, в частности, её глубокому доверию к мудрости внутреннего целителя, к коллективному бессознательному, к независимости и произвольности хода исцеления.
Очень важно использовать музыку, которая была бы мощной призывной и ведущей к благоприятным переживаниям. Нужно стараться избегать выбора резкой, диссонирующей и вызывающей тревогу музыки. Предпочтение должно отдаваться музыке высокого художественного уровня, не очень известной и имеющей не слишком насыщенное конкретное содержание. Следует избегать использования песен и других вокальных произведений на языках, известных участникам, которые могли бы своим словесным содержанием привнести какое-то конкретное сообщение или внушить особую тему. Когда применяются вокальные композиции, то они непременно должны звучать на иностранных языках, чтобы человеческий голос воспринимался как иной музыкальный инструмент. По той же причине предпочтительно избегать произведений, которые вызывали бы конкретные рассудочные ассоциации и могли бы запрограммировать содержание сеанса, таких, как свадебные марши Вагнера и Мендельсона или увертюра к опере Бизе "Кармен".
Как правило, сеанс начинается с активизирующей музыки, динамичной, плавной, эмоционально приподнятой и ободряющей. По мере продолжения сеанса музыка постепенно нарастает по напряженности и доходит до очень сильных мест, вызывающих транс, в идеале взятых из обрядов или духовных традиций разных коренных культур. Несмотря на то, что многие из таких исполнений могут оказаться также и эстетически приятными, всё же главной целью тех групп людей, что их создавали, было отнюдь не увеселение, а вызывание холотропных переживаний.
Через полчаса или же час после начала сеанса холотропного дыхания, когда переживание обычно достигает вершины, обычно дается то, что называется "музыкой прорыва". Для этого момента выбирается музыка религиозная - мессы, оратории, реквиемы и другие мощные оркестровые произведения, за исключением звуковых дорожек из художественных фильмов. Во второй половине сеанса напряженность музыки постепенно ослабевает и вводится нежная, эмоциональная волнующая "душевная музыка". Наконец, в завершение сеанса музыка становится успокаивающей, плавной, неритмичной и задумчивой.
Большинство практикующих холтропное дыхание собирают музыкальные записи и стремятся создать собственный излюбленный ряд для пяти последовательных фаз сеанса: 1) вступительная музыка, 2) преобразующая музыка, 3) музыка прорыва, 4) душевная музыка и 5) созерцательная музыка. Некоторые из них используют предварительно записанные музыкальные программы на весь сеанс, что овобождает помощников для работы с группой, но делает невозможным гибкое согласование подбора музыки с энергией группы.

Принципы онтопсихологической музыкотерапии разработаны онтопсихологической школой. Ключевая концепция строится на врожденной позитивности духовных основ человека вне зависимости от его воззрений и способа самовыражения. В силу этого данная терапия имеет исключительно внутреннюю направленность, а все внешние изменения возникают уже в результате ее проведения.
В основе подлинной терапии всегда лежит восстановление утраченных знании в отношении своего внутреннего мира, но для достижения этой цели нужно также хорошо понимать собственную плоть.
Методология большинства существующих музыкотерапевтических школ основывается на различии между аспектом "восприятия" и "активности" в процессе проведения терапии. Онтопсихологическая школа не разделяет метода пассивного прослушивания музыки ни в качестве начальной фазы терапии, ни в качестве пропедевтического этапа, за которым следует "активная" фаза. Причина такого несогласия заключается в следующем:
1) Музыкотерапия должна носить деятельный характер и проявляться в танце, игре или пении. Нельзя находиться в состоянии статичности, когда речь идет о высвобождении заторможенной энергии. Особенность онтопсихологической музыкотерапии состоит в разблокировании психофизической энергии посредством предмета ее внешнего проявления, то есть тела. Благодаря осознанию заторможенной части можно воздействовать на психоэнергетическую структуру, обусловливающую данную блокировку, и изменить ситуацию. В этой связи музыкотерапия должна характеризоваться творческой активностью и автономным движением.
2) Если проанализировать жизненный путь великих композиторов, можно заметить, что в большинстве своем они жили недолго, страдали от болезней, были фрустрированы или несчастны. Онтопсихологическая школа задалась вопросом, может ли произведение, написанное несчастным, страдающим или испытывающим глубокое беспокойство человеком, предоставить другому человеку возможность для позитивного внутреннего поиска. Мы считаем, что прослушивание отрывков музыкальных произведений, пусть и великолепных в плане их стилистики, не способно приблизить человека к самому себе. Есть музыка, которая доставляет истинное удовольствие, а есть и такая, что может привести к обострению психического состояния вплоть до гибели субъекта.
Музыка и движение используются с целью достижения максимальной интровертности, что должно привести каждого участника к самостоятельному осмыслению своих глубинных пластов. В результате прогрессивного обучения такому типу интровертности можно постепенно обрести способность целостного восприятия себя, что в свою очередь облегчает понимание других и общение с ними. Только познав себя, человек способен понять тех, кто его окружает, и сделать выбор в соответствии с ценностными ориентирами – считают онтопсихологи.
В онтопсихологической музыкотерапии главным является достижение синхронизации с диафрагмой - это местом основного контакта с онтопсихологической музыкой. Что же это за музыка? Эта музыка должна соответствовать одной из нот, входящих в хроматическую гамму висцерального /внутреннего, внутренних органов/ тона, т.е. то, что нашему организму будет "по душе". Музыка создается здоровым и живым организмом непосредственно в ходе сеанса музыкотерапии. Чаще всего используют барабан конгас (большой барабан из кожи, натянутой на деревянный корпус высотой около метра, устанавливающийся на землю на специальных деревянных подставках вертикально). В качестве дополнительных инструментов можно использовать бубен, примитивные современные ударные, орган, гитару. Но все они должны подстраиваться под ритм большого барабана.
Такая музыкотерапия - это обращение к собственному телу. Не всегда легко заставить себя полностью существовать в той конкретности, где существование на самом деле происходит. Человек существует в теле, но часто начинает думать извне и не может локализовать мысли в теле; он притрагивается к себе, словно к чужому телу; смотрит на свое тело как бы со стороны. Некоторые находятся не в теле, а там, где их "супер-эго" - дом, социальное окружение, общественность. С помощью музыкотерапии освобождается заблокированная часть тела, и она начинает снова ощущать жизнь. В онтопсихологии тело - первооснова. Это первая объективность и первая феноменальность, в которой придает себе форму каждый человек, как только он начинает думать, замечать себя. Тело - это воплощение духа. Тело - это первый объект, который затем осуществляет соотношение с другими внешними объектами, оно является первым способом, через который дух являет себя как существующий, то есть он себя чувствует, ощущает, и осуществляется первое "осознание". Психика человека есть энергия, постоянно находящая себе соответствие вовне. Здоровье имеется тогда, когда этой энергии позволено течь к месту своего натурального выхода, не будучи ни блокированной, ни отклоненной от своего пути. Любые блокировки проявляются внутри в виде навязчивого состояния, одержимости, а вовне - в виде статичности, окостенелости, рассеянности движения, телесной патологии человека. Тело всегда слушает жизнь. Это передатчик смысла любой трансцендентности /выходящего за границы возможного опыта, недоступного познанию/, любой связи, непосредственный выразитель наших мыслей, инстинктов, желаний. Учиться у него означает осознать внутренние, глубоко скрытые пути к тому, чего мы не понимаем.
Интересен также метод музыкальной электротерапии. Музыкальная электротерапия (музыкально гармонизирующая физиотерапия) - это метод, который представляет собой удачное сочетание древнейших традиций восточной медицины и современных методов европейской физиотерапии.
Метод музыкально гармонизирующей физиотерапии основан на синхронном прослушивании музыкального произведения и воздействии музыкально модулированных электрических импульсов на болезненные области или точки акупунктуры. При этом музыкальные произведения подбираются самим пациентом по принципу наличия положительных эмоций от предварительно прослушанной музыки. В методе может использоваться любое бытовое устройство для воспроизведения музыкальных произведений (аудио-плеер, магнитофон, проигрыватель, мультимедийное устройство и т.п.). К нему дополнительно подключается специальный частотный преобразователь с электродами для электростимуляции. Простота использования специально разработанного преобразователя, имеющего патентную защиту, делает метод доступным каждому даже в домашних условиях.
При музыкально гармонизирующей физиотерапии усиливается доставка энергии колебательной составляющей музыкального произведения непосредственно в заданную область организма по меридианам. Это подобно приему греть грелкой или массировать болезненную область, или активизировать акупунктурные точки заданного меридиана. При этом Вы не только массируете заданную область, но еще помогаете включить механизмы саморегуляции по колебательным составляющим, организм сам выбирает благоприятные для него гармоники из сложного спектра музыкального произведения вплоть до клеточного уровня. Предварительным логическим тестом к этому шагу является оценка: “Эта музыка мне нравиться”.
При лечении традиционными методами физиотерапии используются импульсы синусоидальной, треугольной или прямоугольной формы с определенной интенсивностью и частотой следования. Однообразие последовательности импульсов "эвристических частот" обеспечивают довольно быструю адаптацию (привыкание) к задаваемой частоте. В этом и заключается недостаток работы приборов такого класса. При музыкально гармонизирующей электростимуляции импульсы имеют принципиально иной вид, представленный широким спектром частот, интенсивности и ритмики.
Применение музыкально гармонизирующей физиотерапии рефлексогенных зон и точек акупунктуры способствует более эффективному проведению терапевтических мероприятий, сокращению сроков лечения больных по сравнению с раздельно применяемой в настоящее время электростимуляцией и звуковой музыкотерапией.
Музыкально гармонизирующая физиотерапия может быть использована для профилактики и лечения широкого спектра заболеваний и пограничных состояний (нарушений) психоэмоциональной сферы, а также нервной системы, опорно-двигательного аппарата, иммунной, эндокринной, мочеполовой, дыхательной и пищеварительной систем (поражение желудка, кишечника, функций печени, поджелудочной железы, желчевыводящих путей).
Музыкально гармонизирующая электростимуляция может быть использована для "тренинга" любых групп мышц. Женщины могут применять эту приятную и тонизирующую процедуру для борьбы с целлюлитом. Используемый при этом преобразователь может подключаться даже к плейеру.
В Санкт-Петербурге появилась группа ученых, которой удалось соединить научные методы исследования с духовными ценностями. Цель их работы заключается в развитии универсальных методов коррекции функционального состояния человека, что особенно важно в современных условиях жизни. В качестве такого метода ученые предлагают синтез объемно-акустического массажа и музыкальной терапии. Такой массаж - возможен благодаря разработке В.А.Синкевичем специального объемно-акустического комплекса с резонансом колокола. Этот комплекс создает мягкое положительное акустическое поле, в котором звуковые волны неощутимо массируют все тело человека, а не только воздействуют на слуховой анализатор. Это приводит к усилению мозгового и общего кровообращения и, в целом, к оптимизации функций организма. Анализ влияния разного типа музыки (время воздействия 30 мин -1 час) показал, что универсально улучшает самочувствие человека только духовная музыка, классическая музыка - избирательно, а поп-музыка, особенно рок-, техно - оказывает негативное воздействие. Исследования, проведенные научным руководителем акустической лаборатории Е.О.Калашниковой в Военно-медицинской академиии и доцентом Л.П.Павловой - в Институте физиологии им. А.А.Ухтомского (г. С.-Петербург) показали, что из духовной музыки наиболее эффективно воздействуют духовные православные песнопения, которые на протяжении ХХ веков передавались из поколения в поколение, и колокольный звон. Эффективность и универсальность такого подхода оказалась ошеломляющей. Достаточно 7-10 полу-часовых или часовых акустических сеансов, проводимых с интервалом 1-3 дня, чтобы у психосоматических больных оптимизировать функции головного мозга: улучшить память, снизить судорожную готовность, нормализовать сон, а также - очистить органы от песка, повысить лактацию у кормящих матерей, расширить слуховой диапазон у безнадежно слабослышащих. Это - итог 20-летнего труда. Следует отметить, что все члены коллектива - верующие православные христиане, регулярно посещающие храмы, некоторые имеют духовных наставников. В этом коллективе есть примеры исцеления от тяжелейших недугов после прохождения сеансов акустического массажа и при участии в церковных Таинствах. Именно причастность к православной культуре, как убежден коллектив "акустиков" из Санкт-Петербурга, дает им силы для творчества, успешной работы и позволяет быть здоровыми.
Можно устроить самому себе сеанс музыкальной терапии. Для этого лучше всего подойтет барабан или бубен. Начать лучше с молчания, чтобы лучше проявился ваш внутренний голос. Потом можно петь без слов на низких тонах, которые вызывают в нашем организме максимальный резонанс. Постарайтесь не слушать себя ни ушами, ни мозгом - только телом, и тогда оно само придет в движение, ведь танец, как и музыка, - внутри вас, их надо только "выпустить". Как только зазвучит барабан в ваших руках, все клетки вашего организма начнут вибрировать сами собой. Ощутите, как все части вашего тела будут участвуют в пении. Это психическое ощущение: в определенный момент клетки обретают голосовые связки и начинают выражать себя, а вы должны вовлечь их в это величественное движение. Идите вслед за музыкой и старайтесь обращать внимание только на наслаждение внутри себя. В определенный момент вы почувствуете, что уже сама музыка несет вас. Разряжайте свои эмоции через пение, музыку и движения тела. Получается некоторая форма катарсиса. Со стороны похоже на ритуал шамана. Поэтому позаботьтесь, чтобы поменьше кто вас видел и слышал, а то могут и скорую помощь вызвать…

 

 

Ответ #8: 18 09 2009, 02:23:30 ( ссылка на этот ответ )

Индия: Музыка как Божественное Искусство     


В Индии музыка, равно как и живопись, и сценическое искусство, считается божественным искусством. Брахма, Вишну, Шива – вечная Троица – были первыми музыкантами. В Писаниях сказано, что Божественный танцор Шива в Его аспекте Натараджа разработал бесчисленные виды ритмов в Своем космическом танце вселенского творения, сохранения и разрушения, тогда как Брахма отбивал такт на звонких цимбалах, а Вишну ударял в священный барабан мриданга.
Сарасвати – богиня мудрости – символически часто изображается играющей на вине, матери всех струнных инструментов. Сама Веда содержит самые ранние в мире сведения по музыкальной науке.
Кришна, воплощение Вишну, часто изображается с флейтой, на которой Он играет привлекательную песнь, призывая человеческие души, блуждающие в майе, в их Истинный Дом.
Краеугольным камнем индусской музыки являются так называемые раги, или неизменные мелодические гаммы. Шесть основных раг разветвляются на сто двадцать шесть производных рагини (жены) и путра (сыновья). В каждой раге минимум пять нот: ведущая нота вади (царь), вторичная нота самавади (премьер-министр), вспомогательные ноты анувади (слуги) и диссонирующая нота вивади (враг).
Каждая из шести раг имеет естественное соотнесение с определенным часом дня, сезоном или правящим божеством, которое дарует какое-то конкретное могущество. Так, например: (1) Хиндоларага играется лишь на заре, весной, дабы возбуждать настроение вселенской любви; (2) Дипака рага играется по вечерам, летом, дабы возбудить сострадание; (3) Мегха рага – это мелодия для полудня, в сезон дождей, дабы вызвать смелость; (4) Бхайрава рага играется по утрам, в августе, сентябре, октябре для достижения умиротворения; (5) Шри рага сохраняется для осенних сумерек, дабы достичь чистой любви; (6) Малкоунса рага слышна в полночь, зимой для стимуляции доблести.
Древние риши открыли эти законы звуковой связи между природой и человеком. Поскольку природа является объективизацией Аум, Первого Звука или вызывающего вибрации Слова, человек в состоянии достичь контроля над всеми проявлениями природы путем использования некоторых мантр, или песнопение[9]. Исторические документы рассказывают о замечательных силах Мияна Тан Сена, придворного музыканта Акбара Великого, жившего в XVI веке. Когда император повелел петь ночную рагу, в то время как не небе сияло солнце, Тан Сен запел мантру, и весь дворец вмиг погрузился во тьму.
В индийской музыке октава делится на двадцать две срути, или четверти тона. Эти микротоновые интервалы делают возможными тончайшие музыкальные оттенки, недостижимые для западной хроматической гаммы из двенадцати полутонов. Каждая из семи основных нот октавы в индийской мифологии ассоциируется с каким-нибудь цветом, пением той или иной птицы или звуком животного: до – с зеленым цветом и криком павлина; ре – с красным цветом и пением жаворонка; ми – с золотистым и блеянием козы; фа – с желтовато-белым и криком цапли; соль – с черным и пением соловья; ля – с желтым и ржанием лошади; си – с комбинацией всех цветов и ревом слона.
В западной музыке употребляются лишь три гаммы – мажор, гармонический и мелодический минор. Индийская же музыка различает семьдесят два тхата, или гаммы. У музыканта имеется творческий простор для бесконечной импровизации вокруг неизменной традиционной мелодии – раги, он сосредотачивается на чувстве или определенном настрое структурной темы и затем расцвечивает ее в пределах собственной оригинальности. Индийский музыкант не читает застывшие ноты, при каждом исполнении он заново одевает обнаженный каркас раги, зачастую придерживаясь единственной мелодической последовательности, подчеркивая повторением все ее тонкие микротоновые и ритмические варианты.
Из западных композиторов, в частности, И.С.Бах понимал все обаяние и силу повторяемого звука, слегка изменяемого с помощью сотни разнообразных комбинаций.
Древняя санскритская литература описывает сто двадцать тала – измерений времени. Говорят, что основатель индусской музыкальной традиции Бхарата различал тридцать два тала в песне жаворонка. Источник тала, или ритма, основывается на человеческих движениях – в два раза медленнее ходьбы и в три раза спокойнее дыхания во сне, когда вдох в два раза дольше выдоха.
Индия всегда признавала человеческий голос самым совершенным инструментом, образующим звук. Поэтому индийская музыка широко пользуется диапазоном голоса в три октавы. По этой же причине основное место в мелодии (последовательная связь нот) отводится ритму, а не гармонии (одновременная связь нот).
Индийская музыка всегда была субъективным, духовным и персонифицированным искусством, стремящимся не к симфоническому внешнему блеску, а к личной гармонии с Верховной Душой. Санскритское слово бхагаватхар – музыкант, более правильно переводится как: «тот, кто поет хвалу Богу».

 

 

Ответ #9: 20 09 2009, 03:14:07 ( ссылка на этот ответ )

Восприятие музыки
Музыкальное произведение изначально должно быть насыщено смыслом — неким духовным содержанием, передаваемым слушателю.
И совершенно неважно, каким образом будет происходить передача: прозвучит это произведение или оно будет только мысленно представлено, например, при просмотре нотной записи. Главное, что заложенные в музыке смыслы будут транслироваться, передаваться посредством музыкальной речи в невербальной (несловесной) форме.
Как известно, функции левого и правого полушария мозга не совпадают. Левое (логическое) — управляет речью. А правое (образное) — отвечает за восприятие конкретных образов и сигналов внешнего мира, и, в частности, за музыкальную деятельность.
Восприятие музыки представляет собой процесс раскодирования слушателем чувств и мыслей, заложенных в музыкальное произведение композитором и воспроизведенных исполнителем. Как бы живущая в музыке душа композитора вступает в своеобразный диалог с душой слушателя, и таким образом эмоциональный опыт прошлых поколений передается последующим.
Для того чтобы передать что-то с помощью музыки, нужно знать ее язык. Композитор, овладевая мастерством, знакомится с музыкальными традициями разных эпох.
Под термином музыкальный язык в традиционном музыковедении понимается совокупность всех средств музыкальной выразительности.
Музыкальный язык характерен как для определенной эпохи, направления, стиля, творчества композитора, так и для определенного музыкального произведения.
В процессе изучения "другого музыкального языка" не надо зубрить иностранные слова. Знакомство с ним происходит через вхождение человека в иной звуковой мир, приобщение его к новой культуре, иному мироощущению.
Для этого нужно как можно больше слушать разной музыки хорошего качества и обязательно в хорошем исполнении; слушать и учиться слышать — распознавать ее особенности.
Интересно, что темпы изменения музыкального языка от раннего средневековья и до наших дней постоянно ускорялись. Если в XVIII веке была определенная стабильность даже в самом подвижном компоненте — в мелодии, в XIX веке довольно мало менялись ладогармонические факторы и форма произведений, то в XX веке композиторы начали во всех направлениях активно искать пути создания "своего музыкального языка". Этот процесс поиска новых форм самовыражения постепенно, но неуклонно набирает скорость. Поэтому сегодня основным стабильным компонентом можно назвать только сам факт использования музыкальных звуков и их основных свойств, все остальное — это подвижные, мобильные элементы.
Не всегда то, что было замыслено композитором при написании им своего сочинения, в адекватной форме воссоздается в сознании слушателя. В силу своей многозначности конкретизация музыкального образа у разных слушателей может оказаться различной. То, что видят различные люди в музыкальных образах, представляет собой проекцию их внутреннего мира на причудливое зеркало звучащей музыкальной ткани, и содержание этих образов, подобно образам сновидений, представляет богатый материал для нахождения в прошлом опыте зон подавленного конфликта и заблокированных переживаний, которые сказываются на нынешнем состоянии души и тела.
Исследования показывают, что эффект, производимый музыкальным произведением на слушателя, часто зависит не столько от содержания самого музыкального произведения, сколько от того, каковы особенности психологического склада слушателя, какие были условия его воспитания и как складывался его музыкальный опыт. Восприятие музыкального произведения может быть различным. Музыку по-своему "слышит" каждая эпоха, ее по-разному воспринимает один и тот же человек в зависимости от психологического состояния.
Примечательно, что новое произведение слушатели всегда сравнивают с тем, что они слышали раньше, а затем осознанно или чаще неосознанно включают его в знакомый им контекст. Если новая музыка обладает яркими признаками (например, известного жанра), то она вызывает в воображении слушателя знакомые образы (присущие этому жанру).
Если же произведение настолько незнакомо, необычно, неожиданно, что не в состоянии вызвать в слушательском воображении соответствующий контекст, то оно не будет воспринято как художественно содержательная музыка. Как ни печально, но это в равной степени относится как и к шедевру, так и к самой заурядной композиции.
По восприятию музыки люди делятся на зависимых и чувствительных. Для первых мелодический фон — акустический наркотик, повышающий адреналин — у человека исчезает чувство одиночества, страха. Для второго типа людей музыка неприятна — им предпочтительнее тишина. Но абсолютная тишина для человека еще более разрушительна, чем рок-музыка. Если человека искусственно “погрузить” в “звуковой вакуум”, то он больше 40 часов не выдержит. В шумоизоляции теряется чувство реальности, уменьшается пульс, начинается депрессия. Недаром в средние века в монастырях громким пением и игрой на музыкальных инструментах спасались от искушений дьявола.
Людям экстравертированного склада больше нравится легкая эстрадная музыка, нежели призывающая к интроспекции серьезная академическая музыка. Ассоциативность и при восприятии музыки более свойственна слушателям-интровертам, подвижным в эмоциональном отношении, с острым переживанием жизненных конфликтов и склонных к самоанализу. Интроверты также отличаются большей целостностью восприятия и погруженностью в музыкальные ощущения.
В исследовании Гиббонса было установлено, что возраст также оказывает свое влияние на музыкальные предпочтения. Пожилые люди больше любят ту музыку, которую они слышали во времена своей молодости, чем ту популярную музыку, которая звучала в более поздние периоды их жизни.
Однако не существует фатальной зависимости между музыкальными предпочтениями, намертво связанными с динамическими характеристиками темперамента. Вместе с ростом музыкального опыта и расширением кругозоров развиваются музыкальные способности, совершенствуются психодинамические показатели биоритмики мозга и слушателям начинает нравиться и та музыка, которая по своему настроению первоначально была далека от их природного темперамента. Было выявлено, что чем обширнее музыкальный опыт молодого слушателя, тем труднее ему выбрать понравившееся произведение из ряда прослушанных. Они все могут оцениваться высоко, несмотря на самое разное настроение, выражаемое в этих произведениях.
Психотерапевтический эффект от прослушиваемой музыки во внешнем плане проявляется в разрядке внутреннего переживания во внешнем движении, спектр которых может быть от легких покачиваний тела и рук до неудержимого плача. Во внутреннем плане интенсивное переживание музыки влечет за собой оживление далеких, но, тем не менее, продолжающихся оставаться аффективно значимыми, переживаний. Один образ по ассоциативной связи вытягивает за собой другой и перед человеком разворачивается его собственная жизнь, окрашиваемая в различные настроения воспринимаемой музыкой. Изживание некогда подавленных и забытых событий жизни, попадающих в сознание в результате свободных ассоциаций, является основным принципом лечения в школе ортодоксального психоанализа. В этом случае можно упомянуть и концепцию психодинамического резонанса основателя шведской школы музыкальной психотерапии Понтвика. Как под воздействием звуковой волны могут рушиться мосты и стены домов, так под воздействием музыкальных вибраций разрушается патогенный психодинамический комплекс, находящийся в сознании пациента и обусловливающий невротическое заболевание.
Для того чтобы музыка подействовала на слушателя наибольшим образом, его необходимо для этого специально настроить и подготовить. Эта настройка заключается в том, что надо сесть в удобной позе, расслабиться и сосредоточиться на звуках музыки. Их нельзя слушать без должного внимания, отвлекаясь при этом на какие-либо посторонние дела. Из реальной жизни надо постараться шагнуть в другой, воображаемый мир, мир причудливых образов, настроений и красок. По существу любое восприятие музыки представляет собой разновидность медитации, называемой недирективной, т. е. свободной от какого-то навязывания извне. Здесь помогает упоминание о том, что в практике упражнений йогов музыку рекомендовалось слушать так, чтобы воспринимать ее не только ушами, но вдыхать при этом аромат звука, чувствовать его на своем языке, ощущать кожей, самому становиться звуком так, чтобы музыка пронизывала от кончиков пальцев ног до корней волос. Очень важно уметь неотрывно следить внутренним слухом за звучащей мелодией, ни на мгновение на отпуская ее из зоны своего внимания. Мелодия должна стать той тропинкой, по которой слушатель пойдет и посетит самые потаенные уголки души - как своей, так и композитора, который эту музыку создал.
Если музыка воспринимается в живом исполнении, то бывает небесполезно войти в образ исполнителя и представить себе, что это ты играешь на скрипке или фортепиано, это твои пальцы бегают по клавишам или грифу, это ты - дирижер, управляющий первоклассным оркестром. Практические задания на дирижирование воспринимаемой музыки увеличивают заинтересованность и вовлеченность в процесс восприятия, что соответственно приносит и нужный психотерапевтический эффект.
Любое целенаправленное восприятие с концентрацией внимания на объекте может быть охарактеризовано как медитативный процесс, потому что, наблюдая объект и размышляя о нем, человек как бы сливается с ним и начинает его видеть как будто изнутри, глубоко постигая его внутренние сущности и закономерности. Смысл музыкальной медитации, заключается в соединении звучащей музыки со зрительными образами и специальными формулами внушения. Можно говорить о недирективной и директивной медитации во время слушания музыки. Недирективная медитация имеет место тогда, когда слушатель свободно отдается образам и ассоциациям, возникающим у него в процессе наблюдения за развитием музыкального содержания. Директивная медитация представляет собой формирование определенной и конкретной направленности переживания, что осуществляется с помощи показа специально подобранных слайдов и произнесения формул внушения. Если принять во внимание имеющиеся данные о локализации переработки вербальной информации в левом полушарии головного мозга, а невербальной - в правом, то соединение зрительных и музыкальных образов, с одной стороны, и формул вербального внушения, с другой - дает возможность синтезировать работу головного мозга, т. е. активно воздействовать на сознание личности человека и систему его отношений к жизни. Таким образом мы получаем возможность влиять на мировоззрение человека, дефекты которого нередко приводят его к тому или иному заболеванию.
Последнее редактирование: 20 09 2009, 03:16:51 от Аристократ

 

 

Страниц: 1 2 3 4 ... 6 | ВверхПечать