Максимум Online сегодня: 614 человек.
Максимум Online за все время: 4395 человек.
(рекорд посещаемости был 29 12 2022, 01:22:53)


Всего на сайте: 24816 статей в более чем 1761 темах,
а также 356546 участников.


Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

 

Сегодня: 29 03 2024, 15:21:24

Сайт adonay-forum.com - готовится посетителями и последователями Центра духовных практик "Адонаи.

Страниц: 1  | Вниз

Опубликовано : 22 10 2009, 13:33:03 ( ссылка на этот ответ )


Музыка – один из самых высоких способов символического мышления. В основе всякого символического мышления лежат музыкальные основания. Символы определяются музыкальными принципами. В греческой мифологии происхождение слова музыка связывается с «музами» (мыслящими): девятью дочерьми Зевса и Мнемозины – богини памяти. Музы, или Мусы (за исключением небесной Урании и Клио – музы истории, дарующей славу) связаны с пением, танцами, музыкой, с наслаждением. Они обитают на горе Геликон у источника Гиппокрены. Их предводитель – бог искусств и музыки Аполлон с лирой. Они воспевают поколения богов, и им ведомо прошлое, настоящее и будущее. Другая традиция связывает культ муз также с магическим музыкантом Орфеем, который «звуками своей лютни создавал деревья, и вершины гор, покрытые вечным снегом склонялись к нему, когда он пел». Создателем музыки, а также астрологии и систем исчисления меры и счета, согласно египетской мифологии, был бог мудрости Тот – учитель богини Исиды. На музыкальных инструментах играла супруга Вишну – богиня красоты и счастья Лакшми – индийская Венера. Кельтский бог изобилия Дагда с помощью арфы призывал времена года. Музыка воспринимается как часть упорядочивающей модели космоса, или по теории соответствий уподобляется разным аспектам творения. Она уподобляется первозвуку, который сотворил вселенную. Духовая музыка в лице семи ангелов с трубами в Апокалипсисе возвещает о конце света. Ряд традиций видят в музыке промежуточное пространство между изменяющимся материальным миром и неизменной областью чистой воли. Семь нот музыкальной гаммы, как и семь цветов спектра соотносят с семью космическими лучами, поддерживающими существование космоса. Гармония как следование друг за другом элементов мелодии является образом связи между всеми космическим явлениями, равно как и формой общения, и расширения и облагораживания внутреннего родства явлений . Музыка символизирует порядок и гармонию творения. Просветление души символизируется звуками музыки «Из всех наук одной любви музыка уступает, но и любовь гармония» (А.С. Пушкин). Музыка является составной частью пифагорейской теории чисел. Занятие музыкой было одним из обязательных ежедневных упражнений в пифагорейском ордене. Система музыкальных спекуляций была хорошо разработана в Каббале. Музыка является составной частью всякого мистического опыта. Музыкальная символика поливалентна: включает символику гармонии мелодии, гаммы, всех аспектов звука, ритма, тона, самих инструментов. Ритм и танец подражают процессу Божественного творения. Музыкальные инструменты соотносятся с космическими формами, исходя из которых определяется форма инструмента и его тембр. Мелодическое движение выражает эмоции и определенные символические формы. В соответствии с пентатонической гаммой выделяются пятичленные группировки звуковой последовательности. Диатоническая и ладовая гамма, имеющая семь нот, связана с астробиологическим системами и является самой важной из всех последовательностей. Ее соотносят также со знаками Зодиака – это особый аспект музыкальной символики, изложенный Фабром де Оливье, где до – это Юпитер, ре – Марс, ми –Солнце, фа – Меркурий, соль – Венера, ля – Луна, си – Сатурн. В двенадцатитоновой музыкальной системе соотношение со знаками Зодиака установлено более последовательно. Более значимые взаимосвязи в аспекте выразительности связывают греческие тональности с планетами и особыми чертами этоса: дорическая ми-тональность – Марс (строгий или патетический), фригийская ре-тональность – Юпитер (экстатическая), мидийская до-тональность – Сатурн, (болезненный и печальный), гипо-дорическая си-тональность – Солнце (восторженный), гипо-фригийская ля-тональность – Меркурий (энергичный), гипо-лидийская соль-тональность – Венера (эротическая), смешанная лидийская фа-тональность – Луна (меланхолия). Квартаккорд, состоящий из нот: до, ре, ми, фа – является связующим звеном между небом и землей; четыре ноты, соответствующие льву (доблесть и сила), быку (жертва и долг), человеку (вера и воплощение), орлу (возвышенность и молитва). И квартаккорд, построенный на нотах соль, ля, си, до – представляет форму удвоения предыдущего квартаккорда. Группы нот по последовательности цикла квинт: фа, до, соль, ре считаются мужскими элементами, соответствующими стихиям огня и воздуха и инструментам из камня и металла. Дальнейшие ноты по шкале квинт: ля, ми, си – женские и имеют отношение к стихии воды. Интервал фа-си, известный как тритон (или увеличенная кварта), выражает с помощью диссонанса болезненный конфликт между стихиями огня и воды -конфликт, представляющий самую смерть.

Хорошо разработанный язык музыкальных, теологических и психологических аналогий дают суфийские источники. Они понимают слушателя как духовного искателя и слушание музыки становится следованием по пути Божественной любви. Духовная музыка становится для них языком состояний и важным фактором внутренней трансформации. Так Ружбахан Бакли из Шираза пишет о необходимости быть свободным от искушений телесной души при слушании такой музыки, об эффекте высветления состояния, о факторе Божественного присутствия в духовной музыке, понимая духовную музыку как музыку истины, которая «приходит от Бога и предстоит перед Богом», которая «в Боге и с Богом». Среди слушателей выделяются последователи разных путей: 1. Следующие путем любви; 2. Алчущие; 3. Одержимые; 4. Просветленные. Первые должны слушать музыку без участия телесной души. Вторые – без обращения к рассудку. Одержимые – без обращения к сердцу. Ведомые духовным знанием – без обращения к духу. Если же слушают музыку с помощью этих средств, то остаются скрытыми от Бога и Бог скрыт от слушателя. Тот, кто слушает музыку телесной душой, остается неверным, слушающий с помощью разума внушает доверие. Слушающий сердцем становится созерцательным. Полностью присутствующим может быть только слушающий духом. Автор пишет: «Духовная музыка – это слышание и лицезрение Божественного присутствия. Это ужас и сожаление. Это чудо в чуде. В этом перестают существовать мировые законы. Человек знания становится невежественным, и любовник исчезает». Для суфия слушание духовной музыки является праздником Божественной любви, где слушатель и исполнитель становятся одним. Истина пути любящих сопровождается музыкой, но истина этой истины постигается суфием без музыки. Духовная музыка – это продукт работы разума, а ее отсутствием достигается присутствие красоты. Там, где употребляется речь, есть дистанция, а где молчание – близость. Пока есть аудитория, есть невежество, и невежественный живет в дуализме. При слушании музыки рассудок ниспровергается, приказ становится запретом и запрещающий становится запрещенным и все запрещенные запрещающими.

Духовная музыка – это ключ к сокровищам Божественных истин.

Среди просветленных слушателей выделяются несколько категорий. Так, гностики разделяются на тех, кто слушает стремясь к своему уровню, и на тех, кто слушает согласно своему уровню, на тех, кто, слушает в мистическом озарении и на тех, кого ведет к постижению музыки провидение. Те, кто слушают, стремясь достичь своего уровня, – осуждены; те, кто слушают на своем уровне, – находятся на уровне возвращения; те, кто слушают в мистическом озарении – находятся в созвучии, если же слушание происходит на стадии видения, то слушатель погружается в Божественную красоту.

Исходя из факта существования безграничных возможностей духовного развития, суфийский автор говорит о «тысячах тысяч видов духовной музыки» самых разных параметров и работающих с различными состояниями, включая такие различные, как близость и отдаленность, энтузиазм и беспокойство, голод и жажда, страх и надежда, меланхолия и победа, сожаление и страх, чистота и невинность, служение и господство и др. Губительно для последователей, если хоть одно из этих качеств проникнет к ним в сердце.

Для широкого диапазона уровней развития существует тысячи аллюзий в духовной музыке. В каждом подобии много видов боли, таких как любовь, стремление, энтузиазм, чистота, истощенность, сила. Губительно для последователей, если хоть одно из этих качеств проникнет к ним в сердце.

Духовное раскрытие, происходящее при слушании духовной музыки, сопровождается теофаническими явлениями. Губительно для любящих Бога увидеть их. Мистическое видение, возникающее во время духовного концерта, раскрывает множество аспектов в бытии гностика. Такие качества, как знание, истина, гибель, вспышки и мерцания Божественного света, ужас, сила, непостоянство, противоречие, экспансия – бросят его к невидимому позади невидимого мира и раскроют ему загадку его происхождения.

«В раю духовного видения – пишет суфийский автор – птицы света с каждого листа дерева качеств будут петь вечную песню по несотворенным нотам перед душой его души. Один звук этой песни сделает способным гностика выжить в состоянии Божественности. Это заложит основания его бытия и даст ему другие основания. Это познакомит его с ним самим и сделает его посторонним самому себе. Он узнает самого себя наглядно, как если бы он оказался перед собой и страшась самого себя. Если он станет частью группы, это придаст дополнительную окраску, это раскроет ему мистерию мистерий и сделает его способным слышать рассуждение о Божественной любви на этом языке».

 

 

Ответ #1: 15 11 2009, 03:16:56 ( ссылка на этот ответ )

Рассматривая состояние, достигнутое через слушание музыки, автор пишет: «Иногда ЭТО говорит: «Ты это я», иногда «Я – это ты». Иногда ЭТО уничтожает его в выживании, иногда он выживает в уничтожении. Порой ЭТО подвигает его к себе, в другое время создает мир через знакомство. Иногда ЭТО утомляет его разрушением единства, в другое время возвращает жизнь его душе через беспокойство. Временами ЭТО заставляет его слушать, а порой летать или исполнять. Иногда он в пылу служения, иногда – в пылу господства. Порой – пьянеет от красоты или же скромен перед величием. Иногда он трезвеет или крепнет, или делается непостоянным. Иногда ЭТО захватывает его душу через томление духовной музыки. В другое время через безоговорочность гибели, через непрекращающийся свет, светящий с восхода единства по крышам величия, и это помещает его перед царским троном. Иногда ЭТО заставляет его летать для разрешения загадки благословения через пространства предвечности. В другое время, через отказ от трансцендирования ЭТО подрежет ему крылья решения в пространстве самоопределения».

Считая возможности духовной музыки безграничными, суфийский автор пишет, что ее может познать тот, кто в момент духовного видения и через красоту этого видения в присутствии Божественного присутствия приобретает вино духовного знакомства без рабского труда несуществования.

Он говорит о духовной музыке трех видов: для профанов, для избранных и для избранных среди избранных. Обычные люди слушают ее своей природой – в этом их обездоленность. Избранные слушают ее в состоянии поиска. Избранные среди избранных слушают душой, и в этом проявляется их любовь. «Комментируя музыку, – пишет автор, – я боюсь показаться смешным людям со слухом. Если я говорю, я говорю на языке слушающего меня. Мой музыкант – Бог, и я говорю с Ним. Мои слова – песня соловья вечного завета. Я говорю с птицами из предвечного гнезда».

В своих псалмопениях, религиозных песнях и священной литании ислам сделал музыку лестницей к Богу. Он придал музыке созерцательные качества, уподобив ее эху из рая, где объединены чувствительное и аскетическое, иной мир и прелесть мира «здесь и сейчас». Духовная музыка стала вибрацией и эхом реальности – трансцендентной и имманентной одновременно.

Духовная музыка – это голос Бога, зовущего человека, и средство, с помощью которого человек возвращается к своему духовному происхождению. Это проводник к пути, ведущему к Богу, и только тот, кто готов придерживаться дисциплины, становится достойным этого пути и имеет право слушать эту музыку. Человек сам по себе – это Божественная музыка, и ислам как интегральная традиция включает эту реальность, дает возможность людям с соответствующими качествами слышать музыку лиры собственного существования, издаваемую Божественной рукой.

 

 

Ответ #2: 13 08 2010, 19:14:57 ( ссылка на этот ответ )

Любовь, понятная только двоим влюблённым



Давным-давно среди зелёных холмов и синих озёр процветало королевство. Правил там справедливый, но весьма надменный король. Было у него два сына. Королевство его на первый взгляд ничем не отличалось от остальных. Графы и герцоги проводили время, участвуя в балах и торжественных приёмах. А простой народ тяжко работал, чтобы высший свет мог наслаждаться своими привилегиями. И всё же среди его подданных не нашлось бы ни одного несчастного человека. Самый последний крестьянин в том королевстве, возвращаясь с поля в свою избу, не упивался до смерти прокисшим элем, а тихо ложился спать, чтобы на следующее утро с новыми силами идти отрабатывать свой скудный хлеб. Не было там ни болезней, ни зла. Люди уходили в глубокой старости, погружаясь в вечный сон.

С самых незапамятных времён каждый год на главной площади столицы проходил Праздник Арфы. В первый день лета четверо гвардейцев торжественно выносили из сокровищницы величайшую драгоценность королевства – Золотую Арфу. До пояса она была словно прекраснейшая женщина из чистого золота, а дальше – высокая арфа с семью струнами. И с первыми лучами солнца Арфа начинала играть. Чудесная музыка наполняла души всех людей счастьем и покоем, а чистый голос Арфы пел о том, что в каждом сердце, будь оно короля или бродяги, живёт Добро и Любовь. Сам Ветер, очарованный сладкой мелодией, кружил над площадью и в благодарность доносил волшебную музыку до самых дальних уголков королевства. Целый день чудесная Арфа неторопливо перебирала струны из звёздного металла и пела, а когда солнце скрывалось за горизонтом, люди расходились по домам, уезжали в свои далекие деревни. И у каждого в душе владычествовали только Мир и Любовь. Целый год каждый из подданных выполнял отведённую ему роль в жизни королевства, счастливый своим уделом, и ждал лета, чтобы снова услышать дивную игру волшебной Арфы.

Арфу хранили в самой глубине королевской сокровищницы, и входить туда свободно мог один лишь король. Ведь она не только пела, но и говорила. Не было случая, чтобы короли не послушались её мудрых советов, а оттого не было ненужных войн и смертей во все времена.

Но случилось так, что старший сын короля наутро после Праздника испросил у отца позволенья поглядеть на Арфу. Удивился король, но всё же разрешил сыну войти в сокровищницу. Как-никак, принц когда-нибудь станет королём и должен знать о величайшем сокровище в мире.

Только принцу вовсе не нужен был мудрый совет Арфы. Он хотел всего лишь увидеть её ещё раз. Ему было всего шестнадцать, но что-то в его сердце вздрогнуло вчера, когда прекрасную Арфу принесли на площадь. И вот уже не музыка насыщала его душу счастьем, как в юные годы, а сама Арфа, хоть и была она из чистого золота.

Несмелыми тихими шагами вошёл принц в темноватые залы сокровищницы. Подошёл он к Арфе, что внимательно смотрела на него, и несколько минут неподвижно стоял. А потом она вдруг улыбнулась ему, но ничего не сказала. И принц, пуще прежнего очарованный её красотой, вернулся в тронный зал.

- Спросил ли ты у Арфы что-нибудь? – поинтересовался король.

- Нет, отец, - покачал головой принц.

- Зачем же ты ходил к ней? - удивился тот.

- Я хотел просто взглянуть на неё, - улыбнулся принц, не в силах солгать.

- Наверное, тебе уже пора подыскивать невесту в соседних королевствах, - произнёс король, восприняв слова сына как тонкий намёк. – Хочу на старости лет увидеть, что у страны подрастает достойный наследник. Я велю послать гонцов за портретами принцесс.

Однако принц не слушал его.

- Расскажи об Арфе, отец.

Король пристально вгляделся в сына.

- Арфа – величайшее сокровище нашего королевства. Во всём мире, вероятно, нет ничего ценнее её. Видишь, все они, - он указал на многочисленные портреты предков, украшавшие стены, - до самого первого прародителя слушались мудрых советов Арфы. И поэтому в самые смутные эпохи мира наше королевство смогло выстоять. Но не только это. Арфа ценна своей чудной музыкой. Говорят, она открывает в душах людей всё Добро, а закрывает всё Зло. Я тебе скажу то, что сказал мне мой отец, когда я ещё маленьким мальчиком спросил у него, что такое Арфа. И эти его слова передаются в нашей династии от отца к сыну.

«Пока у нас есть Арфа, есть и мы», - медленно подытожил король.

 

Прошла неделя, и принц снова попросил у отца, чтобы тот разрешил ему увидеть Арфу.

И на этот раз она заговорила с ним. И они говорили много часов подряд. Принц рассказывал Арфе свои самые сокровенные тайны, а она взамен поведала ему несколько чудесных историй из той поры, когда нынешний мир ещё не родился и Боги в серебристых небесах пели свои мелодии, чтобы развлечь Богинь. Юноша узнал, как одному из них вздумалось создать Волшебную Арфу, и Боги могли слушать свои песни вместе с Богинями.

Когда же пришло время принцу уходить, Арфа тихо произнесла:

- Приходи ещё. Никогда со мной не говорили просто так. Сотни королей с незапамятных времён заходили, чтобы спросить мудрого совета, но никто из них не подумал о том, каково мне пребывать в одиночестве по нескольку месяцев, а то и целый год.

- Я с радостью приду, - ответил принц. – Если отпустит король.

 

- О чём же ты спросил Арфу на этот раз? – с такими словами встретил его отец.

- Я ни о чём не спрашивал, - сказал юноша. – Мы просто беседовали.

- Разве с Арфой можно просто беседовать? – удивился король. – Это же не человек. Да, временами она даёт нам ответы на наши вопросы, и даже свои советы. Но с ней нельзя поговорить просто так, как, скажем, с любым из мудрецов. Это всего лишь арфа. Золотая Арфа.

- Ты ошибаешься, отец. Мы просто беседовали. И я, с твоего позволенья, приду к ней ещё.

- Что ж, приходи. И не нужно меня каждый раз спрашивать. Если ты станешь мудрее, я не вижу в этом никакого вреда.

Никогда ещё принц не был так рад. Он мог видеться с Арфой, когда хотел, и ни с кем в этом мире ему не было лучше, чем с ней. Он забыл о своих друзьях, о светских приёмах, пирах и роскошных балах во дворце отца.

Они говорили обо всём, что было вокруг них в мире, о его тайнах и обличьях. Часто Арфа останавливала его и начинала играть на струнах, и тогда гвардейцы у дверей сокровищницы удивлённо прислушивались к дивным мелодиям, ибо до этого все думали, что Арфа играет лишь один раз в год на Празднике. А принц сидел, заворожённый музыкой и не отрывал глаз от Арфы. Не было для него лучшего звука, чем её чудный весёлый смех, когда он рассказывал какую-нибудь забавную историю. Иногда она даже позволяла ему играть на своих струнах. И принц сидел, нежно перебирая их, а Арфа пела о Любви, так красиво, как не пела даже на Празднике. В такие мгновенья сердце в груди юноши, казалось, переставало биться, чтобы собственным стуком не мешать себе наслаждаться необыкновенной музыкой. И медленно в его душе росло чувство, которого он доселе ни к кому не испытывал. Любовь.

В один солнечный весенний день принц рассказал об этом Арфе. Она молча выслушала его сбивчивую, пылкую речь, а потом отвернулась. И вместо ответа до принца донёсся её печальный вздох. Больше они не говорили о любви, но, как и прежде, юноша приходил к ней почти каждый день, и, забывая о сне и еде, они говорили друг с другом.

 

Прошло три года. Однажды король, весьма раздосадованный, позвал сына к себе.

- Сын, скажи мне правду, что с тобой? – обратился он к юноше.

- Я не понимаю тебя, отец, - пожал плечами молодой наследник.

- Я велел привезти тебе десятки портретов чужеземных принцесс. Много золота ушло на них. Но тебе никто не понравился.

- Разве можно приказывать своему сердцу, - вздохнул юноша.

- Вот об этом-то я и хотел поговорить, - обрадовался король ответу.

Принц молчал.

- Три принцессы даже приезжали в столицу, а ты сказал, что они тебе не по нраву.

- Да, я помню, - еле слышно отозвался юноша.

- Наша династия никогда не прерывалась. Но это ещё не всё. Не было такого, чтобы младший сын стал королём при жизни старшего. У тебя должен родиться наследник. Так любишь ли ты кого-нибудь вообще? Есть ли та, на которой ты хотел бы жениться?

- Да, есть, - кивнул сын.

- Кто же она. Неужели она настолько бедна и безродна, что ты не осмеливаешься мне о ней поведать? – пристальный взгляд короля заставил принца смущённо опустить голову.

- Нет. Если бы это было так, я рассказал бы тебе. Но судьба распорядилась иначе. Я даже не надеюсь, что ты меня поймёшь.

- И всё же я, как твой отец, а более того, как твой король, обязан знать о ней. Кто же она?

Принц печально ответил. И ответ его был краток.

- Арфа.

Король только всплеснул руками.

- Ты помешался, сын, - выговорил он глухо. – Это невозможно!

- Однако это так, - возразил принц. – Я люблю её.

- Как можно любить Арфу! Это всего лишь Арфа, пусть и волшебная.

Король нахмурился.

- С этого момента я запрещаю тебе приближаться к Арфе. Может быть, тогда у тебя из головы уйдёт это безумие. И ты, наконец, выберешь себе невесту.

Поник принц в тот же миг головой. Знал он лучше остальных, что с отцом спорить бесполезно.

Несколько месяцев, до самого Праздника Арфы, жил принц словно в полусне. Во всём королевстве был он единственным несчастным человеком. Юноша не выходил из своих апартаментов, только подолгу лежал и думал. Думал об Арфе. С трудом отжив очередной долгий день, он засыпал беспокойным сном. И с каждым днём ему становилось всё хуже. Он был болен, но не телом, а духом. Король даже пригласил из соседних стран лекарей и колдунов, в его королевстве они не требовались. Но никто из них не сумел вылечить юношу. Они могли излечить болезни, но не Любовь.

Когда же, наконец, настал Праздник Арфы, принц впервые за много дней позавтракал. Только распахнулись двери его столовой комнаты и вошёл король.

- Здравствуй, сын. Я вижу, тебе стало лучше. Сегодня действительно великий день. Сегодня Праздник Арфы.

- Да, - слабо выговорил юноша. – Я всё-таки дождался его.

- Думаю, чудная музыка Её вылечит тебя от твоей тоски. И у меня для тебя хорошая новость. Скоро приедет могущественная чародейка из царства, что за дальними горами. Говорят, она обладает такой силой, что может даже воскрешать умерших. А о красоте её ходят легенды. Ты снова почувствуешь вкус к жизни. И станешь мне достойным преемником на троне.

- Мне не нужны чародейки и принцессы. Сегодня я снова увижу Арфу.

- Ты так и не вернулся из своего помешательства, - огорчённо покачал головой король. – Я не разрешаю тебе присутствовать на Празднике. Ты будешь находиться у себя и слышать только музыку. Вот от неё тебе станет только лучше.

- Отец! - неведомо откуда взялись силы у юноши. – Позволь мне увидеть Её! Позволь хотя бы раз в год видеть Её, хотя бы на Празднике. Ведь я люблю Её.

- Полюбить можно только человека, - убеждённый в своей правоте король собрался уходить. – Тебе нельзя видеть Её, тем более что ты ещё не излечился от своего безумия. Это моё последнее слово.

Не успел король выйти, как принц, будто подкошенный, рухнул на свою кровать и оцепенел, уперев невидящий взгляд в потолок.

Музыку он так и не дождался. Вместо этого, король, донельзя обеспокоенный, ворвался к нему.

- Арфа не играет! Не играет! – воскликнул он.

- Не играет? – поинтересовался принц, вздрогнув. – Но этого не может быть. Она сама начинает играть, когда Её выносят на площадь на рассвете. Этого не может быть!

- Только не в этот раз, - стал ломать руки король, сев прямо на пол. – Я даже умолял её, приказывал, но она молчит. Кажется, всё-таки получается по-твоему. Иди. Иди, и вели ей играть, раз ты Её любишь! Иди! Иначе всем нам конец! Если Праздника не будет, королевство умрёт! Иди же!

- Я не могу велеть Ей играть, - покачал головой принц. – Никто не может. Она будет играть, если только сама захочет. Никто не может приказывать Арфе.

- Что же я за король, который не может даже приказывать! – простонал король. – Я даже не могу приказать Ей спасти страну. Иди и умоляй Её. Если Она тебя послушает. Будь проклят тот день, когда я разрешил тебе пойти к Ней! Иди!

И принц пошёл. От былой тоски его не осталось и следа. Он шёл к той, которую любил. Впервые за много месяцев он увидит прекрасную Арфу. Почему-то он знал, что Она будет петь. И сегодня он в конце концов нашёл ответ на вопрос, мучивший его больше трёх лет, с того самого момента, как Арфа улыбнулась ему.

Едва принц с королём появился на площади в окружении свиты, как Арфа заиграла. Она играла, пела, и мелодия её была наполнена невообразимой радостью. И почти всё время Арфа смотрела на молодого принца. Юноша и сам не отрывал взгляда от своей возлюбленной ни на минуту.

Уходя с площади, люди говорили, что в этот раз Праздник Арфы начался позже, но был чудесен, как никогда.

Арфу занесли обратно в сокровищницу. И к ней зашёл сам король. Он был счастлив, как и остальные, однако его мучила тревога.

- Ты пришёл за мудрым советом? - спросила у него Арфа.

- Да, - пожал плечами король, не решаясь возразить.

- Ты не был у меня уже пять лет. Что же ты хочешь спросить?

- Я хотел спросить, о, Арфа, почему ты не захотела петь сегодня утром.

- Ты сам знаешь ответ на свой вопрос, король, - произнесла Она.

- Я не могу этого понять. Как принц мог полюбить Тебя. Ты же не человек!

- Об этом тебе лучше спросить у него, - покачала головой Арфа.

- Но почему ты не хотела играть? – настаивал король.

- Потому что я была разлучена с тем, кого люблю. Я полюбила твоего сына, король.

А он не мог ничего сказать. И Арфа вновь заговорила первой.

- Много веков ко мне приходили за помощью и советом. Я давала счастье своему королевству. Но никто не считал, что со мной можно говорить просто так. Никто никогда не любил меня.

- Но ты же не человек! – изумился король. – Ты же Арфа. Золотая Арфа.

- Да, я Арфа. Но твой сын заговорил со мной, и дал мне душу. До него я была всего лишь волшебной Арфой, теперь же я жива. Я способна чувствовать любовь. Разве не жив тот, кто любит? Я тосковала по нему и впервые с момента, когда я родилась, я не хотела играть. Принц говорил со мной просто потому что любил меня, и ты лишил меня этого счастья, король.

- Королевству нужен наследник, - заявил король. – Если он не разлюбит тебя, он не женится. Он не сможет стать следующим королём. Он же не может женится на Тебе!

- Может, - тихо сказала Арфа, опустив золотоволосую голову. – Женятся, когда любят друг друга. Как мы. Мы любим друг друга, хоть никто кроме нас, этого не поймёт. Вот мой мудрый совет, король. Совет, который спасёт королевство. Ибо если ты разлучишь нас, я никогда больше не смогу играть. Не потому что не захочу, а потому что не смогу. И даже грядущая гибель королевства не сможет пересилить мою Любовь и заставит меня играть в разлуке с ним.

- Хорошо, - холодно произнёс король. – Он будет приходить к тебе столько, сколько хочет. Но принц не может жениться на тебе. Что скажут другие короли? Что будут говорить обо мне? Так не было никогда на памяти наших предков, но во имя спасения королевства мне придётся сделать наследником младшего сына.

 

Шли годы. Умер старый король и на трон взошёл его младший сын. А старший всё так же, как и в юности, приходил к Арфе, и подолгу говорил с ней. Он мог просто сидеть и смотреть на Неё, но больше всего им нравилось играть на струнах в четыре руки. И каждый год, в первый день лета, Арфу выносили на площадь. Она играла всё те же чудные мелодии, и вместе с ней искусно перебирал струны её возлюбленный. Они играли и смотрели друг другу в глаза, а народ любовался ими, очарованный их игрой и пением.

И называли его не иначе, как Играющим на Арфе. Настоящее имя его уже не помнили. Ведь годы шли и для людей, и для него. Одна лишь Арфа была вечна.

И чем старше становился принц, тем чаще Арфа была грустна. Иногда она замолкала и начинала играть мелодии, полные неизбывной грусти. Но даже тогда музыка была так хороша, что у сидящего рядом принца из глаз катились слёзы.

Принц знал, почему грустит Арфа. Но его смерть не пугала. Его больше заботила судьба королевства. Ведь получилась так, что их любовь невольно стала роковой для всех.

- Я не вправе умирать, - говорил ей пожилой принц. – Тогда моё королевство погибнет.

- Как жаль, что я не свободна, - печально отвечала ему Арфа. – Что от меня зависит судьба тысяч людей. И как жаль, что ты смертный.

- Я слышал от отца о чародейке из дальней страны, - поведал он. – Говорят, что она владеет силами вернуть человека к жизни.

- Я знаю о ней.

- Говорят, что она и сама вечно молодая.

- И это я знаю. Но я не вправе требовать от тебя бессмертия.

- Но разве бессмертие – это не великий дар? – удивился он. – Разве это не счастье.

- Счастье в том, что естественно, - вымолвила Арфа. – Наша любовь делала нас счастливыми. А моя игра приносит народу счастье тем, что раскрывает в их душах Добро, а Зло усыпляет. Вот в чём секрет моей игры. Нет людей полностью добрых или злых. В каждом своя толика и того, и другого, в разной степени. Я же много веков делала людей теми, кем они не являются. Только теперь я понимаю, что счастье навязано им мною. И Судьба, подарив мне тебя, сделала так, как должно было быть изначально в нашем королевстве. Люди сами должны решать, быть им счастливыми или нет. И если человек от природы смертен, то никто не вправе требовать от него иного.

- Но разве ты не хочешь, чтобы я был с тобой всегда?

- Я хотела бы, чтобы ты провёл со мной все эпохи этого мира. Но так же как я не должна была обманывать Судьбу, даря людям то, что им не свойственно от природы, так же и ты не должен нарушать законы жизни. Разве ты хотел бы бессмертия?

- Не хотел бы сам по себе, - ответил принц. – Но я готов на него, чтобы всегда быть с тобой.

- Выбирай сам. Пока будешь жить ты, буду жить и я. Ты оживил меня, подарив Любовь, но вместе с даром Жизни даётся и дар Смерти. Я не переживу тебя.

- Человек должен жить и умереть в той эпохе, где он родился. Вместе с бессмертием придёт и другое. Люди будут другими, обычаи, языки. Сам мир будет другим. И поэтому я не хотел бы пережить самого себя.

- А я не хочу больше делать то, что мне не положено. Я была создана Богами для них же. Но для людей моя музыка слишком хороша. Она вмешивается в течение Судьбы. До того, как появился ты, я этого не понимала. Вот, что такое счастье – любить и быть любимой, а не счастье, которое ежегодно звучит на площади. Много веков я делала то, что мне не было предназначено.

И Арфа тихо заиграла. А когда смолкло её пение, принц сказал:

- Я буду смертным, как и должно быть.

- И мы будем вместе ещё много лет, - улыбнулась ему Арфа.

 

Он дожил до глубокой старости и умер рядом с играющей Арфой. Она играла для него свою мелодию, и была музыка такой прекрасной, какую она не играла ещё никогда с момента своего создания. И тогда стихли волшебные звуки, когда сердце его перестало биться.

Через полгода настало время очередного Праздника Арфы. Королём был уже племянник покойного принца, и сам очень пожилой человек. Смутное предчувствие грядущей беды терзало его, когда он шёл рядом с гвардейцами, что несли Золотую Арфу с непривычно склонённой головой. Но Арфа не желала играть. Неподвижно стояла величайшая драгоценность в мире. И все люди, стоявшие на площади, вдруг поняли, что рядом с ней нет Играющего.

- Играй же! – взмолился король.

Словно пересиливая саму Судьбу, Арфа протянула руки к своим струнам и заиграла. Но одна лишь печаль звучала над столицей в её музыке. Красивая и смертельная печаль. Из глаз каждого слушавшего лились слёзы. Арфа словно заставила, сама того не желая, всё королевство оплакивать её возлюбленного. И даже Ветер, витавший в небесах, отозвался на чудесные звуки слёзами дождя.

А потом лопнула струна. Сначала первая, затем вторая. Пение Арфы становилось тише, по мере того, как лопались струны из звёздного металла, которого в этом мире уже почти не осталось. Вместе с последней нотой её золотые пальцы коснулись последней струны, породив странный прощальный звон. А затем струна лопнула. Безмолвная стояла Арфа на площади. Неподвижная. Мёртвая. Больше не было волшебства в необычно большой арфе со статуей прекрасной женщины. Только тяжёлое золото.

 

Исчезло с лица земли древнее королевство. Так же, как исчезла из мира чудесная Арфа и её божественная музыка.

Но говорят, что в ином мире, там, где живут её создатели, душа прекрасной Арфы всё же нашла душу своего Принца. И любовь их пережила все эпохи этого мира.

 

 

Ответ #3: 08 10 2010, 23:08:13 ( ссылка на этот ответ )

Воздействие музыки на живые организмы

Музыка... Такая земная и неземная. Музыка - словно отражение иного пространства, иного времени, иных миров. Она звучит и в шуме водопада, и шелесте листьев, и пении птиц. Музыкой наполнены травы, тянущиеся к Солнцу, ибо Солнце - сама музыка. В час восхода оно поет Земле песню о встрече, а при заходе - мелодию разлуки.

В отдаленные от нас тысячелетиями времена люди умели слушать музыку мира, понимая ее единство со всем существующим в природе. "Музыка, ее первый звук, родилась одновременно с творением мира." - так утверждали древние мудрецы.

Во Вселенной, где идет борьба Космоса и хаоса, порядка и беспорядка, гармонии и дисгармонии, музыка занимает особое положение: "музыка - наука о хорошей гармонии. Когда же мы совершаем несправедливость, то не сохраняем музыку. Таким же образом небо, земля и все, что движется в них всевышним повелением, не существует без науки музыки. Действительно, Пифагор свидетельствует, что этот мир основан посредством музыки и может управляться ею." (Кассеодор Сенатор (485-ок.580) "О музыке") [1].

Все древнейшие учения земных цивилизаций содержат в себе подобные утверждения и опыт, накопленный тысячелетиями, воздействия музыки на животных, растения и человека.

В древности выделяли 3 направления влияния музыки на человеческий организм:
1) на духовную сущность человека;
2) на интеллект;
3) на физическое тело.

"Музыка усиливает любую радость, успокаивает любую печаль, изгоняет болезни, смягчает любую боль и поэтому Мудрецы Древности поклонялись Единой силе Души, Мелодии и Песни." (Армстронг "Кельтские поэты") [2].

Именно "Единой силе Души, Мелодии и Песни" поклонялись друиды - кельтские жрецы древней Британии.

В книге Д. Монро "21 урок Мерлина" Мерлин - посвященный жрец говорит Артуру - будущему королю и своему ученику: "... Всем наукам и изощрениям, которые придумало человечество, древние предпочитали простые звуки мелодии, которые они ставили превыше всего. Как сказано в некоторых из наших наиболее почитаемых стихов: "Вся музыка, все естественные мелодии – это только слабое непокоренное эхо Имени Творца." [3].

"Кельтское жречество придавало музыке настолько большое значение, что в их ордене была установлена специальная категория - Барды - которые занимались ее распространением и изучением." [4]. Они имели понятие о музыкальных цветах, об инструментах, которые позволяют управлять Королями Стихий, и о том, как сделать такие инструменты; о том, как создать Песенное Заклинание, способное исцелять или причинять вред.

"Песенное Заклинание - ... пение Барда - это духовное действо, источником которого служит сама Земля" [5].

Согласно легендам о друидах основа Песенных Заклинаний - это традиция, уходящая корнями в Солнечную страну древних атлантов, которую продолжили Барды и древние греки. Барды были связаны обещанием использовать Песенные Заклинания для самых добрых дел, а потом передавать свою мудрость тому, кто лучше всех ее сохранит: Заклинания имели огромную силу.

Тайной гармоничных звучаний владел легендарный Орфей. Его музыка благотворно влияла на все живое вокруг. В преданиях говорится, что даже деревья склонялись к земле, чтобы лучше слышать его музыку. Тайну гармонических звучаний знали и древние египтяне.

"Большинство древних египтян культивировало музыкальные искусства и хорошо понимало их влияние на человеческий дух. В старейших скульптурах и в резных работах мы находим сцены, где музыканты играют на различных инструментах. Музыка применялась в отделе исцелений при храмах для лечения нервных расстройств... У них была священная музыка, домашняя и военная. Для концертов священной музыки употреблялись лира, арфа и флейта, для празднеств - гитара, свирели, кастаньеты; войска в течение службы пользовались трубами, тамбуринами, барабанами и тарелками... Пифагор учился музыке в Египте и сделал музыку предметом науки в Италии." [6].

Получив сокровенные знания о божественной теории музыки, Пифагор основал науку о гармонии сфер, утвердив музыку как точную науку. Известно, что пифагорейцы пользовались специальными мелодиями против ярости и гнева. Они проводили занятия математикой под музыку, потому что заметили, что она благотворно влияет на интеллект.

Платон, великий Учитель древности и последователь Учения Пифагора, считал музыку главным средством воспитания гармонической личности. Философ очень серьезно относился к подбору мелодий для прослушивания населением. Например в труде "Законы" Платон рассмотрел воздействие музыкальных ладов: "Какой же лад бывает жалобным? ...Миксолидийский, высокий лидийский и родственные лады. - Значит, эти лады, сказал я, подлежат изъятию; они негодны даже для женщин, которые должны быть благоразумными, не говоря уже о мужчинах..." [7].

Аристотель также утверждал, что с помощью музыки можно определенным образом влиять на формирование человека и что музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души.

История сохранила сведения о том, что многие исторические личности пользовались приемами музыкотерапии. Царь Давид своей игрой на арфе вылечил от депрессии царя Саула, а также спас его от не чистых духов. Эскулап лечил радикулит громкими звуками трубы, однажды он своей музыкой возвратил безумному благоразумие. К музыке, как к спасительнице, обращались ветхозаветный музыкант Имхотеп, египетский жрец Шебут-м-Мут. Великий врачеватель древности Авиценна называл мелодию "нелекарственным" способом лечения наряду с диетой, запахами и смехом.

В III в. до н. э. в Парфянском царстве был выстроен специальный музыкально-медицинский центр. Здесь музыкой лечили от тоски и душевных переживаний.

Итак, Вселенная звучит, но привычный человеческий слух не улавливает небесных звучаний. Их воспроизводит музыка - отражение космической гармонии. Человек, как часть Вселенной, настраиваясь посредством прекрасных мелодий на гармонические звучания Космоса, обретает духовные силы и физическое здоровье. Так утверждают древние трактаты. К этому пониманию музыки постепенно приходит и современная наука. Начиная с 19 в. она накопила немало жизненно важных сведений о воздействии музыки на человека и живые организмы, полученных в результате экспериментальных исследований.

Особо интенсивно изучается влияние музыки в последние десятилетия нашего века. Эксперименты ведутся в нескольких направлениях: влияние отдельных музыкальных инструментов на живые организмы; влияние музыки великих гениев человечества; индивидуальное воздействие отдельных произведений композиторов; воздействие на организм человека традиционных народных направлений в музыке, а также современных направлений. Постепенно накапливаются научные данные, подтверждающие знания древних о том, что музыка - мощнейший источник энергий, влияющих на человека.

Еще в 19 веке ученый И. Догель установил, что под воздействием музыки меняются кровяное давление, частота сокращений сердечной мышцы, ритм и глубина дыхания, как у животных, так и у человека. Известный русский хирург академик Б.Петровский использовал музыку во время сложных операций: согласно его наблюдениям под воздействием музыки организм начинает работать более гармонично. Выдающийся психоневролог академик Бехтерев считал, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет растущую усталость и придает физическую бодрость. С 1969 г. в Швеции существует музыкально-терапевтическое общество. Благодаря сотрудникам этой организации стало известно всему миру, что звуки колокола, содержащие в себе резонансное ультразвуковое излучение, за считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа, что под воздействием определенных типов музыки ускоряет свое движение протоплазма клеток растений и многое другое.

В московском центре "Эйдос" музыкотерапия используется для лечения сахарного диабета. Было установлено, что между уровнем сахара в крови и психическим состоянием существует прямая связь. Таким образом, изменяя и регулируя свое психическое состояние, человек может изменить уровень сахара в крови. В этом большую помощь оказывают аудиокассеты с записью звуков природы: шума прибоя, пения птиц, рокота океанских волн, раскатов грома, шума дождя. Недавно ученые из Гетингемского университета в Германии провели интересный эксперимент: испытали на группе добровольцев эффективность средств для сна и магнитофонные записи колыбельных песен. На удивление специалистов, мелодии оказались намного эффективнее медикаментов: сон после них был у испытуемых крепким и глубоким.

Любопытные результаты получены в исследованиях музыки народов Востока. Известно, что у китайцев, индусов, также как и у древних египтян, "все звуки в природе, а поэтому и музыка находились в прямой связи с астрономией и математикой, то есть с планетами, знаками зодиака, с солнечным и лунным течением и с числами, ... с акашей или эфиром пространства." [8].

В Индии существует Самма-Веда, одна из четырех Вед, состоящая из пения. "Это собрание гимнов и мантр, петых во время жертвоприношений "богам", т. е. стихийным силам... В этих мантрах каждый звук, малейший переход рассчитан и имеет свое значение; а имея причинность, должен иметь, конечно и свое действие." [9].

Индийские раги, которых насчитывается около 3500, исполняются в строго определенное время суток и года, поскольку психофизическое состояние человека, вызываемое рагой, должно соответствовать положению дел в природе и космосе – несвоевременное исполнение раги всегда считалось вредным, нарушающим природный порядок.

Учитывая древние традиции, учеными ведутся интенсивные исследования в области традиционной музыки Востока. Недавние исследования разных направлений в музыке показали, что лидером в избавлении от депрессий является музыка знаменитого Рави Шанкара.

Особое внимание, как уже отмечалось выше, уделяется воздействию музыки великих гениев-классиков и вообще классической музыки на живые организмы. Вот лишь некоторые наблюдения.

Создатель музыкальной фармакологии американский ученый Робберт Шофлер предписывает с лечебной целью слушать все симфонии Чайковского и увертюры Моцарта, а также "Лесного царя" Шуберта, оду "К радости" Бетховена из его 9-й симфонии. Шофлер утверждает, что эти произведения способствуют ускорению выздоровления. Ученые из Самарканда пришли к выводу, что звуки флейты-пиккало и кларнета улучшают кровообращение, а медленная и не громкая мелодия струнных инструментов снижает кровяное давление.

По мнению французских ученых, "Дафнис и Хлоя" Равеля может быть прописан лицам, страдающим алкоголизмом, а музыка Генделя "стабилизирует" поведение шизофреников. Михаил Лазарев, врач педиатр, директор детского центра восстановительного лечения, описывает, какое влияние оказывает музыка на беременных женщин. Классическая музыка прекрасно воздействует на формирование костной структуры плода. Под звуки гармонической музыки ребенок еще в лоне матери будет гармонично духовно и физически развиваться. Исследования центра под руководством Лазарева показали, что музыкальные вибрации оказывают влияние на весь организм. Они благотворно влияют на костную структуру, щитовидную железу, массируют внутренние органы, достигая глубоко лежащих тканей, стимулируя в них кровообращение. Слушая отдельные классические произведения, беременные женщины излечиваются от сердечно-сосудистых заболеваний, различных нервных расстройств, то же самое происходит и с плодом. Особенно рекомендуется слушать будущим мамам произведения Моцарта.

Кстати, специалисты считают музыку Моцарта феноменом в области воздействия музыки на живые организмы. Например, на так давно старейший в мире британский научный журнал "Nature" ("Природа") опубликовал статью американской исследовательницы из калифорнийского университета, доктора Франзис Раушер о положительном влиянии музыки Моцарта на человеческий интеллект. Возможно ли, чтобы она вызывала не только эмоциональные переживания, но и способствовала большей эффективности умственного труда? Проведенные эксперименты подтверждают, что это действительно так. После 10-ти минутного прослушивания фортепианной музыки Моцарта тесты показали повышение так называемого "коэффициента интеллектуальности" у студентов участников эксперимента в среднем на 8-9 единиц. Интересным фактом явилось то, что музыка Моцарта повышала умственные способности у всех участников эксперимента - как у тех, кто любит Моцарта, так и у тех, кому она не нравится. В свое время Гете отмечал, что ему всегда работается лучше после прослушивания скрипичного концерта Бетховена.

Специалисты говорят: "Когда радуется и смеется музыка, с нею вместе смеется и радуется человек". Об этом говорил еще Шекспир в трагедии Ромео и Джульетта": "Лишь музыки серебряные звуки, снимают, как рукой, мою печаль".

Установлено, что лирические напевы Чайковского, мазурки Шопена, рапсодии Листа помогают одолеть трудности, превозмочь боль, обрести душевную стойкость.

В нашем сложном земном мире любое явление можно направить и в положительную и в отрицательную стороны. Музыка - не исключение.

"Жаль, что новая музыка так часто аритмична. Может быть, она служит началом многих духовных язв, но вопрос о гармонии необычно сложен. Аритмичность есть разъединение, но грубый ритм есть отупение." (М.О. ч. III,) Слова, сказанные Великим Учителем в 30-е годы, очень актуальны в наше время. Действительно, в последние десятилетия уходящего века появилось множество музыкальных направлений и большинство из них, отмечают исследователи, действуют разрушительно на живые организмы.

Если классическая музыка ускоряет рост пшеницы, то рок-музыка - наоборот. Если под воздействием классической музыки увеличивается количество молока у кормящих матерей и млекопитающих животных, то под воздействием рок-музыки оно резко снижается.

Вообще, растения и животные предпочитают гармоничную музыку. Например, дельфины с удовольствием слушают классическую музыку, особенно Баха; услышав классические произведения, акулы собираются со всего океанского побережья (что случилось в ходе эксперимента); растения и цветы под классическую музыку быстрее расправляют свои листья и лепестки. Под звуки современной музыки коровы ложатся и отказываются есть, растения быстрее вянут, а человек загромождает свое жизненное пространство хаотическими вибрациями. Западные медики ввели в свой лексикон новый диагноз - "музыкальный наркоман". Швейцарские ученые доказали, что после рок-концерта побывавшие на нем слушатели реагируют на раздражители в 3-5 раз хуже, чем обычно.

Профессор Б. Раух утверждает, что прослушивание рок-музыки вызывает выделение так называемых стресс-гормонов, которые стирают значительную часть хранившейся информации в мозгу. Американские врачи во главе с ученым Р. Ларсеном утверждают: повторяющийся ритм и низкочастотные колебания бас-гитары сильно влияют на состояние спинно-мозговой жидкости, и как следствие, на функционирование желез, регулирующих секреты гормонов; существенно изменяется уровень инсулина в крови; основные показатели контроля нравственного торможения опускаются ниже порога терпимости или целиком нейтрализуются. Едва ли не "общим местом" в исследованиях такого рода считается разрушительное воздействие на человеческий организм сверхгромких звуков - подобную музыку специалисты называют "музыкой-убийцей", "звуковым ядом". Русский психолог Д. Азаров однажды признался: "Мне удалось выделить сочетание нот, сходное для всех случаев самоубийства (рок-музыкантов). Когда я несколько раз прослушал эту музыкальную фразу, то ощутил такой прилив мрачного настроения, что сам был готов полезть в петлю. Множество музыкальных произведений современности созданы из "звуков-убийц".

Кто-то скажет: "Если такая музыка существует - значит, она кому-то нужна." Да, наш земной мир соткан из совершенства и несовершенства. Каждый человек волен выбирать, что ему ближе. И, все же, чтобы уберечь себя и нашу Землю от разрушения, нужно наполнять окружающий мир прекрасным с помощью живописи, музыки и других видов искусства. И гармоничная музыка явится особой панацеей от многих бед, ибо ее звуки, проникающие всюду способны сделать мир прекрасней, а человека - совершенней.

Мыслитель Говорил: "Слушать Прекрасное, видеть Прекрасное - значит улучшаться."

Библиография

1 Чередниченко Т. В. Музыка в истории культуры. - Долгопрудный: Аллегро-пресс, 1994. -с. 199.
2 Монро Д. 21 урок Мерлина. Магические знания друидов. - Киев: София, 1996. - с. 277.
3 там же. - с. 278.
4 там же. - с. 296.
5 там же. - с. 286.
6 Блаватская Е. П. Разоблаченная Изида. т.1, гл.XIV.
7 Чередниченко Т. В. Музыка в истории культуры. - Долгопрудный: Аллегро-пресс, 1994. -с. 199.
8 Блаватская Е. П. Из пещер и дебрей Индостана. - М.: Автор, 1991. - с. 218.
9 там же.

 

 

Ответ #4: 20 10 2010, 00:16:13 ( ссылка на этот ответ )

О благоприятном влиянии музыки на человека известно с древних времен. Звуки исцеляют и укрепляют дух, возвышают и воодушевляют, волнуют и радуют, успокаивают и умиротворяют. С помощью музыки человек передает свои эмоции и настроения, чувства и ощущения.

Музыка влияет на дыхание, пульс, кровяное давление, энергетику. Музыка снимает стресс и повышает иммунитет.  Музыка поднимает силу духа. Музыка способна вдохновить на творчество. Музыка изменяет восприятие времени и пространства. Музыка помогает понять глубокий смысл жизни.

 

 

Страниц: 1  | ВверхПечать