Константин Адонаи - информационный портал

Форум За Адонаи => ДИСКОТЕКА МАГОВ: прекрасная музыка для прекрасных душ => Тема начата: Демиург от 16 09 2010, 01:25:54



Название: Древнегреческая музыка и воспитание души: He Mousike Therapeia
Отправлено: Демиург от 16 09 2010, 01:25:54
Древнегреческая музыка и воспитание души: He Mousike Therapeia
Джон Опсопаус


ВСТУПЛЕНИЕ

Древние пифагорейцы использовали музыку как средство для исцеления и воспитания души, о чём мы можем прочитать в биографиях Пифагора (например, в «Жизненном пути Пифагора» Ямвлиха, глава 25). В одном из случаев молодой человек собирался сжечь дотла дом неверной подруги. Пифагор понял, что он был чрезмерно взволнован игравшейся поблизости музыкой, и сказал музыканту, чтобы тот играл в другом ладу, который тут же успокоил юношу. В другом случае мудрый пифагореец Эмпедокл был приглашён в дом к судье, осудившему человека на смерть. Сын этого человека ворвался внутрь с мечом, намереваясь убить судью, но Эмпедокл спел заклинание, которое отвлекло сына от его опрометчивой цели и спасло хозяина. Пифагорейцы также использовали музыку и в менее экстремальных ситуациях. Например, ночью для успокоения умов, мирного сна и благих видений использовались специальные мелодии, а утром для бодрости – другие. Некоторые из них представляли собой «пение гласных» без слов, как об этом будет сказано ниже. Обычно они использовали музыку заклинаний всякий раз, когда им нужно было изменить состояние их собственных душ или чужих. В этой статье я продемонстрирую некоторые методы, с помощью которых вы сможете делать то же самое.

ЛАДОВЫЙ ГЛИФ

Несмотря на то, что большая часть пифагорейских знаний была утеряна, мы можем понять некоторые техники для использования древнегреческой музыки в лечебных и магических целях, взглянув на модальный глиф – диаграмму, которая суммирует некоторые соответствия между звуками и ладами. (Эти соответствия были даны такими древними философами-музыкантами как Аристид Квинтилиан и Птолемей; смотрите двухтомник Баркера «Греческие сочинения о музыке» и работы Годвина «Гармония сфер: сборник работ о пифагорейской традиции в музыке» и «Тайна семи гласных»). Сначала рассчитывается гептаграмма – семиконечная звезда, соединённая красными стрелками. Вокруг её концов расположены буквы от A до G, представляющие ноты гаммы до мажор (C D E F G A B). (Поскольку абсолютный слух для наших целей не имеет значения, эти буквы могут представлять любую мажорную гамму; более важным является особенность расположения тонов и полутонов. Например, для гаммы ре мажор, вместо C D E F G A B, мы напишем D E F# G A B C#.) Прямоугольники около каждой ноты дают множество соответствий: на верхней линии находится символ планеты и греческого гласного звука (αεηιουω), на второй линии – день недели, на третьей – один или два знака зодиака. Внутренняя гептаграмма изображает цикл дней недели и соответствующих планет. Чтобы убедиться в этом, начните с воскресенья наверху и следуйте за линией (против движения стрелки) вниз и влево к понедельнику и продолжайте движение вокруг гептаграммы, пока не возвратитесь к воскресенью.
Ладовый глиф

Внешний восьмиугольник представляет восемь ладов (похожие на мажорные и минорные гаммы): дорийский, фригийский, лидийский и т.д. Во времена античности греки признавали только семь ладов, следующих в гептаграмме по ходу недели: (1) дорийский, (2) гиподорийский, (3) фригийский и т.д. (Более известны их средневековые названия; древние греки использовали похожие термины, но в другом порядке.) У каждого лада есть соответствующая планета и знак зодиака, а каждый знак имеет божественного покровителя (лат. «tutor») (смотрите, например, в «Астрономике» Манилия, книга 2, стр. 433-452), покровители не отображёны на диаграмме, но о них будет упомянуто ниже (они отличаются от планетарных домов). Как известно из любого текста по астрологии, знаки также связаны с частями тела (например, Манилий, книга 2, стр. 453-465).

Гораздо позднее был добавлен восьмой лад, присвоивший по два лада каждой стихии, это означает, что мы можем усиливать или ослаблять каждый из четырёх гуморов (как скоро будет объяснено). Восьмой лад, гипомиксолидийский, соответствует неподвижным звёздам, тогда как семь древних ладов – планетам (звёздам блуждающим), посреди которых бесконечно двигается по кругу гептаграмма. Далее, по часовой стрелке вокруг восьмиугольника от Луны к Меркурию и т.д. до Сатурна и неподвижных звёзд, в древнехалдейском порядке перечислены восемь небесных сфер от самых близких до наиболее удалённых (то есть, от двигающихся наиболее быстро до самых медленных).

Каждый лад находится под покровительством музы: Клио, Каллиопа, Терпсихора, Мельпомена, Эрато, Евтерпа, Полигимния, Урания (согласно халдейскому порядку). Девятой музе Талии поручена земная сфера, она управляет тишиной, как говорит Рамис: «Талия хранит молчание, словно Земля». Аполлон руководит всеми девятью музами, их сферами и ладами вместе с тишиной. Чтобы запомнить эти соответствия, вы можете воспользоваться стихами Агриппы («Три книги оккультной философии» (1651), книга II , раздел XXVI ):

Тихую Талию мы сравниваем с Землёй,
Поскольку она никогда не попадается в сети музыки;
Затем Клио поёт в гиподорийском ладу,
Персефона таким же образом ударяет по басовым струнам;
Каллиопа также вторым прикосновением дополняет гармонию,
Используя фригийский лад; а Меркурий так:
Терпсихора ударяет третью струну, и, что редко,
Лидийская музыка делает Венеру столь ясной.
Мельпомена и Титан изящно
Используют дорийскую музыку на четвёртой.
Пятая приписана Марсу, богу
Войны, и Эрате после редкого лада
Фригийцев, Евтерпа также влюблена
В лидийский лад и шестую струну, как и Юпитер.
Сатурн использует седьмую с Полигимнией
И пробуждает смешанно-лидийскую мелодию.
Урания также творит восьмую,
И возвышается гипо-лидийская музыка.


(Отметьте, что Агриппа несколько свободно обращается с названиями ладов.)

У каждого лада есть различная форма, или порядок расположения тонов и полутонов, определяющий характер лада и имеющий центральное значение в применении музыки в терапии (лечении и воспитании) души. Этот порядок определяется римской цифрой в начале строки под названием лада, определяющей ступень мажорной гаммы, с которой начинается этот порядок (его основная нота), а также стрелкой, непосредственно указывающей на эту степень. Например, форма дорийского лада – та, которую мы находим, начиная со II -ой ступени гаммы до мажор: D E F G A B C; форма миксолидийского лада определяется V-ой ступенью: G A B C D E F. (Помните: абсолютный слух не важен, важнее порядок расположения целых тонов и полутонов.) Конечно, существуют только семь тонов, которые можно использовать как основные ноты, поэтому восьмой лад должен иметь такую же форму, как и один из остальных. Самый полезный восьмой лад, гипомиксолидийский, имеет ту же самую основу и форму, что и первый, дорийский.


Название: Re: Древнегреческая музыка и воспитание души: He Mousike Therapeia
Отправлено: Демиург от 16 09 2010, 01:29:20
Древнегреческая музыка и воспитание души: He Mousike Therapeia
Джон Опсопаус


ВОЗДЕЙСТВИЯ ЛАДОВ НА ГУМОРЫ

Итак, должным образом подготовившись, мы можем начать изучение использования ладов для therapeia души. Она основана на влиянии, которое лады имеют на четыре гумора – тонкие флюиды, воздействующие на наше психическое и физическое состояние – и которые должны находиться в гармонии для надлежащего ментального, духовного и физического здоровья. Состояние их баланса определяет темперамент (и то, что в музыковедении используют похожее слово «темперация», не является совпадением). Гуморы соответствуют четырём элементам и называются флегмой или флегматическим гумором (вода), (жёлтой) желчью или холерическим гумором (огонь), кровью или сангвиническим гумором (воздух), и чёрной желчью или меланхолическим гумором (земля).

Мы убедимся в том, что музыка, исполненная в специфическом ладу, усиливает или ослабляет гумор (обозначенный на диаграмме +P, -P, +C и т.д.) Лады, пронумерованные нечётными числами, – аутентические, усиливают соответствующий гумор, в то время как пронумерованные чётными числами – плагальные, ослабляют его (вспомните, что hypo = меньший). (Нечётные и чётные числа являются, согласно пифагорейцам, соответственно мужскими и женскими. Эти соответствия между ладами и гуморами описаны в «Musica Practica» Рамиса де Парейя (1482); качества или силы планет – тёплое, влажное и т.д. – описаны Птолемеем в «Tetrabiblos», I .5.)

(1) Дорийский и (2) гиподорийский лады соответствуют элементу воды (холодная и влажная) и управляют флегматическим гумором, приводящим к сонливости, летаргии, лени, медлительности, умственной вялости и забвению, но также к спокойствию и уравновешенной бесстрастности, часто проистекающим из состояния внутренней невозмутимости; он связан с эфирным телом и его благополучием. Эти лады управляют силами Солнца и Луны (смотрите диаграмму), светилами дня и ночи. Следовательно, дорийский лад наделяет пламенной солнечной силой и, таким образом, осушает влажную флегму, сокращая её влечение к летаргии, и приводит к невозмутимому хладнокровию (к более активной флегме: + P). Гиподорийский лад, напротив, наделяет водянистой силой Луны, которая укрепляет флегматическую тенденцию, вселяя сон (менее активная флегма: - P). Поэтому пифагорейцы используют дорийский лад утром для пробуждения и очищения ума, а гиподорийский – перед сном для устранения напряжения и стимулирования хороших видений. (Рамис говорит, что лад, который использовал Пифагор, чтобы удержать молодого человека от поджога дома его подруги, был гиподорийским.)

Покровители, связанные с дорийским ладом, – это Деметра (Дева) и Афродита (Телец), а гиподорийскому ладу покровительствует только Гестия (Козерог). Это потому, что Козерог является вратами, одними из двух; Рак – это Северные врата, Козерог – Южные. Более точно, Рак – врата Луны (поскольку Рак – это её дом), путь влажной генерации, по которому души нисходят к воплощению, тогда как Козерог – врата Солнца, при помощи которых они восходят к яркому Олимпу. Когда душа рождается в земной жизни, она нисходит через знаки Рака, Льва, …, Козерога; после смерти она восходит через Козерога, Водолея, …, Рака. Таким образом, душа посещает знаки зодиака в той же последовательности, что и Солнце; в каждом случае она проходит через семь планетарных сфер. (Смотрите «О пещере нимф» Порфирия, главы 10-13, и «Комментарий на сон Сципия» Макробия, глава 12.)

(3) Фригийский и (4) гипофригийский лады соответствуют элементу огня (тёплый, сухой) и управляют холерическим гумором. Он противостоит флегме, а потому его особенностями являются смелость, изобилие и страсть; он связан с эго и волей. Когда он сдержан, то приводит к храбрости, сообразительности и лидерству, но в состоянии избытка он приносит гордыню, безрассудство, раздражительность и вспыльчивый, ожесточённый характер. Фригийский лад взывает к силе Марса, тёплого и сухого, и поэтому усиливает холерические эффекты (+C), тогда как гипофригийский лад взывает к силе нейтрального Меркурия и усиливает и хорошие и плохие особенности (-C). Планетарно воздействие фригийского лада марсиальное, поскольку воины ранят оружием, а воздействие гипофригийского лада меркуриальное, так как льстецы ранят словами. Связанные с фригийским ладом покровители – Гефест (Весы) и Афина (Овен), у гипофригийского – только Гермес (Рак, врата Луны), соответствующий своей планете (Меркурий).

(5) Лидийский и (6) гиполидийский лады соответствуют элементу воздуха (влажный, тёплый) и оказывают влияние на сангвинический гумор, наделяющий хорошим настроением, оптимизмом, дружелюбностью и склонностью к смеху, любви и пению; он связан с живым астральным телом. Лидийский лад призывает силу Юпитера (влажного, тёплого), усиливающую сангвинический гумор (+S), приводящий к юпитерианскому счастью. Гиполидийский лад привлекает силу Венеры, также влажную и тёплую, но более влажную, чем сила Юпитера; следствия – эротическая печаль (-S); Рамис называет гиполидийский лад плакучим. Покровители, связанные с лидийским ладом – Арес (Скорпион) и Посейдон (Рыбы), с гиполидийским – Зевс (Лев) и Аполлон (Близнецы).

(7) Миксолидийский и (8) гипомиксолидийский лады соответствуют элементу земли (сухой, холодный) и управляют меланхолическим гумором, наиболее сложным гумором по своим воздействиям; он связан с физическим телом. Из-за своей земной природы меланхолический гумор наделяет основательностью, прочностью и устойчивостью, но, следовательно, и определённой леностью и цепкостью. Миксолидийский лад призывает силу Сатурна (сухой, холодный), увеличивающую воздействие этого гумора (+M), приводящего к сатурнианской меланхолии. Он может вызвать парализующую депрессию, но в умеренном состоянии – самонаблюдение (иногда угрюмое), артистический гений, хорошую память, любовь к знаниям и склонность к уединению и посвящению себя делам духовным. С давних пор меланхолия была признана в качестве основного гумора во многих людях, имеющих исключительные таланты, так как она предоставляет необходимую чувствительность, чтобы глубоко переживать и, таким образом, выходить за пределы обыденного (если только можно избегнуть демонических ловушек меланхолии). Она может приносить все формы безумия (греч. «mania»), перечисленные Платоном: безумие философа, поэта, пророка, возлюбленного – и душевнобольного. Гипомиксолидийский лад связан с небесной сферой, умеряющей меланхолический гумор (-M). «Более всех остальных этот лад имеет природную красоту и привлекательность; он свободен от всех признаков и подходит для использования каждым» (Рамис). Он представляет небесный покой, достигнутый при восхождении к планетарным сферам; это лад небесного блаженства. Покровители, связанные с миксолидийским ладом – Артемида (Стрелец) и Гера (Водолей); поскольку гипомиксолидийский – восьмой лад, у него нет определённых, связанных с ним знаков зодиака или покровителей, он соответствует всем неподвижным звёздам и тринадцати олимпийцам.

ИСПОЛНЕНИЕ МОДАЛЬНЫХ МЕЛОДИЙ

Учитывая эти принципы, вы можете выстроить собственный темпераментный баланс или баланс кого-либо ещё, сочиняя или импровизируя мелодию в соответствующем ладу. К примеру, вы могли бы использовать фригийскую мелодию для поддержки своей храбрости. Кроме того, различные гуморы склоняются к доминации над различными сезонами года или сезонами жизни (сангвинический: весна и юность, холерический: лето и молодость, меланхолический: осень и средний возраст, флегматический: зима и старость), а музыка может быть использована для смягчения этого воздействия. Наконец, можно добиться хорошего эффекта от ладов в комбинации. Например, если кто-то ощущает меланхолию, мы могли бы начать с мелодии в гипомиксолидийском ладу для уменьшения меланхолического гумора, а затем перейти к лидийской мелодии для увеличения сангвинического гумора, чтобы вызвать состояние счастья и благоденствия. Но как вам сочинить или сымпровизировать такие мелодии?

Есть много сомнений касательно древнегреческой мелодической структуры, но следующих указаний будет достаточно для эзотерических намерений (смотрите «Греческие сочинения о музыке» Баркера, том II , стр. 316, примечания 3 и 20; стр. 336, примечание 78; «Философия музыки» Поула, стр. 122; «Лад в древнегреческой музыке» Уиннингтона-Ингрэма, стр. 4-9, 34-40, 46). Мелодия должна подчёркивать или фокусироваться на динамической середине (выполняющей функции, похожие на тонику тональной музыки или доминанту средневековой модальной музыки). Динамическая середина всегда соответствует ноте A (представляемой как «Аполлон»), когда лад транспонирован на тон гаммы до мажор (этими звуками A окружён на диаграмме), но он никогда не ниже по высоте, чем основная нота гаммы. Таким образом, динамическая середина – это « a » в пределах диапазона фригийского лада от E до d , и от D до c дорийского, но она является самой низкой нотой (основной нотой) гиподорийского лада (от A до G). Для тех инструментов, чьей исходной мажорной гаммой является не C, динамическая середина – это шестая ступень их исходной мажорной гаммы (например, B на ре мажорном инструменте). Как правило, мелодия начинается на динамической середине, которую поэтому называют началом (Arkhe) или лидером (Hegemon), а завершается обычно на самой низкой ноте лада (основной ноте), которую называют окончанием (Teleute) или заключительной нотой (похожей на финальную каденцию в средневековой модальной музыке). Таким образом, она закончится на ноте E для фригийского лада и на D для дорийского (если C – наша мажорная гамма). Как только вы нашли основу или динамическую середину любого лада на вашем инструменте, то довольно просто сымпровизировать мелодию в том ладу; пусть ваше ухо будет вести вас.

Динамическая середина занимает то же самое положение внутри структуры гаммы (порядок расположения тонов и полутонов) каждого лада, как положение, связанное со сферой Солнца и представляющее силу Аполлона. С другой стороны, каждый лад начинается с разного места вокруг планетарной гептаграммы так, что различная планетарная высота становится основной нотой и поэтому окончанием, к которому направлена мелодия. Изначальное звучание динамической середины и каждое её повторение призывают силу Аполлона и направляют её к окончанию, например, к Луне в гиподорийском ладу и к самому Солнцу в дорийском. Мелодия создаёт порядок призвания планетарных сил, так как она затрагивает их ноты. Поскольку мелодия заканчивается на основной ноте лада, она приводит к манифестации свойства того лада.

Обратив на это внимание, вы можете задаться вопросом, чем гипомиксолидийская мелодия отличается от дорийской, ведь эти лады имеют одинаковую форму (структуру гаммы). Динамическая середина у них одинаковая, но для окончания гипомиксолидийского лада мы используем основу соответствующего аутентического лада (миксолидийского), то есть, G (или, в общем, V-ю ступень мажорной гаммы). Поэтому финальным местом отдохновения является сфера Венеры, небесное блаженство Афродиты Урании.

Есть много способов, с помощью которых вы можете исполнить свою сочинённую или сымпровизированную мелодию для достижения намеченного эффекта. Наиболее просто исполнить её как инструментальное соло. Если вы сочинили для мелодии слова, то её можно исполнить a capella или с (унисонным) инструментальным сопровождением. Однако, важной древней практикой является пение гласных, в котором мы интонируем греческие гласные звуки, соответствующие нотам (смотрите глиф). Приблизительные древние произношения: α (альфа) – аh, ε (эпсилон) – eh, η (эта) – ay (как русское э – прим. пер.), ι (йота) – ih, ο (омикрон) – awe (как германское ö), υ (ипсилон) – oo (как германское ü), ω (омега) – oh. (Смотрите «Тайну семи гласных» Годвина для дополнительной информации о гласных звуках, планетах и т.д.) Естественно, что ритм, темп и динамика также должны соответствовать намеченной therapeia .

Воздействие лада можно усилить, исполняя музыку в соответствующий день недели и / или в соответствующий планетарный час, который можно вычислить следующим образом: разделите часы светлого времени суток на 12 «солнечных часов» и то же самое для часов тьмы. Первый солнечный час после рассвета соответствует той же планете, как и день; то есть, первый час воскресенья – час Солнца, первый час понедельника – час Луны и т.д. Оставшиеся часы дня или ночи следуют по порядку, против часовой стрелки вокруг восьмиугольника. Следовательно, часы воскресенья – Солнце, Венера, Меркурий и т.д.; часы понедельника – Луна, Сатурн и т.д.

Автор: © John Opsopaus, 2004
_______________________________________________
Agrippa, Henry Cornelius, of Nettesheim, 1993. Three Books of Occult Philosophy, tr. James Freake, ann. by Donald Tyson. St. Paul: Llewellyn.

Anderson, Warren D., 1994. Music and Musicians in Ancient Greece. Ithaca: Cornell University Press.

Barker, Andrew, 1984, 1989. Greek Musical Writings, 2 vols. Cambridge University Press, 1984 (v.I), 1989 (v.II). Основные сочинения древнегреческого музыковедения, переведённые на английский язык с обширными примечаниями.

Godwin, Joscelyn, 1991. The Mystery of the Seven Vowels. Grand Rapids: Phanes.

Godwin, Joscelyn, 1993. The Harmony of the Spheres: A Sourcebook of the Pythagorean Tradition in Music. Rochester: Inner Traditions.

Guthrie, Kenneth Sylvan, 1987. The Pythagorean Sourcebook and Library, ed. David R. Fideler. Grand Rapids: Phanes.

Iamblichus, 1991. On the Pythagorean Way of Life: Text, Translation, and Notes , ed. John Dillon & Jackson Hershbell. Atlanta: Scholars. Iamblichus was a Pythagorean who lived c.250–c.330 CE.

Klibansky, Raymond, Panofsky, Erwin, & Saxl, Fritz, 1964. Saturn and Melancholy: Studies in the History of Natural Philosophy, Religion, and Art. New York: Basic Books. Авторитетный обзор гуморальной традиции с акцентом на меланхолии.

Manilius, 1977. Astronomica, text & transl., ed. & transl. G. P. Goold. Cambridge: Harvard.

Pole, William. The Philosophy of Music, 6th ed. Kegan Paul, Trench, Trubner & Co., 1924.

Ramis de Pareja, 1482. Musica Practica. Bologna. Смотрите отрывок, переведённый в работе Годвина (1993, 171-3).
Winnington-Ingram, R. P., 1968. Mode in Ancient Greek Music. Adolf M. Hakkert.


Название: ПИФАГОР О ГАРМОНИИ. МУЗЫКА.
Отправлено: Протестант от 16 09 2010, 02:32:25
ПИФАГОР О ГАРМОНИИ

(ПЕРΙ APMONIKHΣ). МУЗЫКА

Пифагор открыл законы гармонии и гармонические отношения между звуками.

Пребывая однажды в состоянии озабоченности и напряженного размышления, не сможет ли он придумать для слуха какое-нибудь подспорье, надежное и не вводящее в заблуждение, как, например, придумали для глаза измерение с помощью циркуля или правила и, конечно же, диоптры, для осязания — взвешивание на весах и систему мер, Пифагор, прогуливаясь возле кузницы, по какой-то счастливой случайности прислушался к ударам молотков, кующих железо на наковальне и издающих попеременно друг за другом гармоничнейшие звуки, кроме одного парного сочетания.

Он различил в них созвучие, возникающее при всех ударах, затем на каждом пятом и каждом четвертом; промежуток же между двумя последними интервалами сам по себе не образовывал созвучия, но, вписываясь иначе в их отношение, довершал общее созвучие.

Радуясь, словно догадка была внушена ему богом, он вбежал в кузницу и, проделав самые разнообразные опыты, установил, что различие звуков зависит от массы молотков, а не от силы удара и формы пятки у молотка и не от изменения положения железа, которое ковали.

Точно определив вес молотков и то, что наклонение их при ударе происходит совершенно одинаково, он удалился к себе домой и, привязав к одному-единст-венному гвоздю, вбитому под углом в стену, четыре струны из одинакового материала и равного числа элементов, имевшие одинаковую толщину и направленные в одну сторону, расположил эти струны одну вслед за другой, подвесив к ним снизу разные по количеству грузы, но сохранив при этом совершенно равную их длину.

Затем, ударяя поочередно по паре струн, он нашел созвучия, о которых говорилось выше,— в каждой паре струн они были различными. Он установил, что между струной, к которой прикреплен самый большой вес, и струной, к которой прикреплен наименьший вес, образуется интервал в октаву, так как к первой было подвешено 12 гирек, а ко второй — 6.

Он открыл, что октаве свойственно отношение 2:1, что подтверждало и весовое соотношение гирек. Между струной с самым большим весом и ближайшей к той, которая была самой легкой по весу, имевшей 8 гирек, было полуторное отношение и интервал в квинту. В полуторном отношении находились и подвешенные к ним тяжести, между струной с самым большим весом и следующей, к которой был прикреплен вес, больший, чем к двум предыдущим, а именно — 9 гирек, интервал был в квинту, аналогичен тяжестям.

Таким образом он обнаружил отношение 4:3 и одновременно то, что струна находится со струной с наименьшим весом в полуторном отношении, так, как 9 относится к 6.

Равным образом струна, следующая за струной с наименьшим весом, к которой было прикреплено 8 гирек (меса), образовывала с ней, имевшей 6 гирек (гипата), отношение 4:3, ас той, которая имела их 12, находилась в полуторном отношении (3:4).

Промежуток между квинтой и квартой, на который квинта больше кварты, он обнаружил в отношении 9:8, в котором находились струна с девятью гирьками и струна с восемью (то есть один тон).

И с той и с другой стороны, от квинты и кварты, открылся звукоряд в октаву: если начинать с квинты, то квинта в соединении с квартой дала октаву — так же, как двойное отношение составляется из полуторного и отношения 4:3, что показывает и соотношение чисел 12, 8 и 6 между собой,— или, если начинать наоборот с кварты, то теперь уже кварта в соединении с квинтой давала октаву — так же, как двойное отношение и на этот раз составляется из отношения 4:3 и полуторного (но поменявшихся местами), что и показывает соотношение чисел 12, 9 и 6 между собою.

Усовершенствовав руку и слух на определении весов и звуков и открыв их соотношения, Пифагор искусно перенес общее для всех струн крепление с вбитого под углом гвоздя на ту часть инструмента, которую он назвал хордотоном, а необходимое натяжение струн, аналогично подвешиваемым тяжестям, производили теперь размеренно поворачивающиеся в верхней части инструмента колки. Пользуясь таким образом как бы безошибочным указателем, он распространил впоследствии свой опыт на самые разные инструменты: цимбалы, флейты, свирели, монохорды, тригон и похожие на них — и нашел во всех них отношения гармонии и неизменные числовые соответствия.

Назвав звук, связанный с числом 6, гипатой (ΥПАТН ХОРΔН), с числом 8 — месой (МЕΣН ХОРΔН), следующий за месой, выражающийся числом 9 и звучащий тоном выше, чем меса,— парамесой (ПАРАМЕΣН ХОРΔН), а тот звук, которому соответствовало число 12,— нэтой (NEATH, NHTH ХОРΔН) и заполнив промежутки аналогичными звуками согласно диатонической3 последовательности, он подчинил, таким образом, октахорд числовой гармонии, наблюдавшейся при отношениях 2:1, 3:2, 4:3 и отличном от них отношении 9:8.

Таким образом он обнаружил в диатонической последовательности тонов продвижение с некоторой естественной необходимостью от самого низкого звука к самому высокому.

Отсюда же, из диатонического наклонения, он вывел хроматическое4 и энгармоническое5 наклонение.

Диатоническое наклонение содержит следующие ступени и такое естественное продвижение: полутон, тон, еще тон, и это есть кварта (соединение двух тонов и полутона). Затем с прибавлением другого тона, вставленного в середину, образуется квинта (соединение трех тонов и полутона). Затем после этого следуют полутон, тон и еще тон — другая кварта, то есть другое отношение 4:3.

Поэтому у более древнего гептахорда, начиная с самого низкого звука, все четвертые друг от друга звуки образовывали созвучие через весь звукоряд в кварте, так как полутон при переходе занимал соответственно первое, среднее и третье места тетрахорда.

В пифагорейском октахорде либо в результате соединения тетрахорда с пентахордом, либо в соответствии с несовпадением двух тетрахордов, отделенных друг от друга тоном, от самого низкого звука к самому высокому будет наблюдаться продвижение такого рода, что каждый пятый из звуков образует друг с другом созвучие и интервал в квинту, так как полутон в

результате последовательного перехода занимает первое, второе, третье и четвертое места.

Вот так, рассказывают, открыл Пифагор теорию музыкального искусства и, подчинив ее определенным законам, передал ученикам.

Пифагор полагал, что музыка во многом содействует здоровью, если пользоваться ею в соответствии со свойствами ладов. Ибо он имел обыкновение применять подобный вид очищения (души) не как второстепенный. Именно этот вид очищения он назвал музыкальным исцелением.

В весеннюю пору он практиковал такое исполнение песен: усаживал посередине кого-нибудь играющего на лире, а вокруг садились искусные в пении, и, пока тот играл, они пели какие-нибудь пеаны, благодаря которым, по их убеждению, проникались радостью, гармонией и ритмом.

Сами же его ученики использовали музыку как лечебное средство и в другое время. Одни мелодии были против того, что порождает угнетенное состояние души, против уныния и терзаний. Другие — против злобных и гневных порывов и против любого изменения разгневанной души. Был изобретен ими еще один род музыкальных произведений — против влечений.

Для исцеления души исполнялись и пляски под аккомпанемент лиры.

Флейты имеют, по мнению Пифагора, звучание резкое, торжественно-манерное (ПANHГYPIKON) и нисколько не благородное. Фригийский напев флейты распаляет и будоражит, спондеическая мелодия флейты, напротив, унимает бешенство.

Кроме того, все пифагорейцы занимались тем, что они называли «настраиванием», «слаживанием» (ΣYNAPMOГAN) и «смягчением».

Отходя ко сну, пифагорейцы освобождали разум от смятения и шума, царящего в нем после проведенного дня, определенными напевами и специальными мелодиями и таким путем обеспечивали себе спокойный, с немногочисленными, но приятными сновидениями сон. Пробудившись, пифагорейцы снимали сонную вялость и оцепенение при помощи другого рода мелодий. Иногда эти песни были без слов.

Бывало, что они устраняли некоторые болезни и страдания, сопровождая пение магическими словами (EIIA(I)ΔONTEΣ). Вероятно, отсюда и вошло в употребление понятие «заклинание» (ЕПΩΙΔН).

Таким образом, Пифагор первым применил полезный способ исправления человеческих нравов и образа жизни людей с помощью музыки.
_________________________________________
КОММЕНТАРИИ

1  Музыкальная  гармония  звучания — долгое время подвергавшееся осмеянию учение Пифагора о музыке сфер в недавнее время нашло некоторое научное подтверждение: Буданов В. Г. Ритм форм — музыка сфер (синергетичес-кая  апология)   //Дельфис   (Независимый  рериховский журнал)— 1998.— № 1.— С.56—62.

2  Сарос — др.-греч. saros из шумеро-аккад. SAR — «период в 3600 лет» в пифагорейском употреблении имел значение, отличное от современного. Современные авторы называют саросом 18-летний период лунных затмений.

Великий и малый саросы — зд.: пифагорейские периоды в 3600 и 1800 лет.

3 Диатоника — семиступенная интервальная система, все звуки которой могут быть расположены по чистым квинтам. Интервалы диатоники располагаются в пределах цепи из шести квинт.

4 Хроматическая мелодия, хроматический род — один из трех основных интервальных родов наряду с диатоном и энгармонией. Хрома имеет звукоряд с увеличенной секундой и следованием двух полутонов подряд. Хроматическая мелодия воспринималась как красочная, изысканная, изнеженная.

5 Энгармоническая  мелодия   — эн(г)армоника, один из трех основных родов др.-греч. музыки. Его признак — наличие интервалов уже полутона (в основном четвертито-нов). Энгармоническая мелодия характеризовалась как музыка изнеженная, утонченная.