Алкогольное зло способно действовать при условии массового незнания реальных свойств алкоголя и вклада его в деградацию и вырождение народа. Провал в знании заполняется мнениями (заблуждениями по невежеству) и злобной клеветой. Например такой, что во все времена все народы пили вино. А русский - первый из них. Нет, это не так. Добывая хлеб насущный в поте лица своего, большинство людей не знало вина, тем более пьянства.
Объективное изучение истории пьянства в России показывает, что издревле наши люди пили редко, мало и только слабые домашние напитки. Пьянства просто не было [4, с.157]. Пьянствовать в России стали намного позднее, чем в других странах [5, с.11; 6, с.8].
/История расползания пьянства - это история отступничества человека от Бога, превращения народа из духовно соединённых человеков в людскую массу, склеенную корыстью и страхом.
Вино насильно наливают, но никто не может заставить пить. По крайней мере начинает пить человек по доброй воле. Потому что так проще. Проще согласиться и быть как все, быть как стадо, чем отказаться. Проще пить, чем работать. Проще забыться, чем выстрадать и выучиться.Народом управляют те, кого народ готов принять и кому готов повиноваться. Других он просто выдавит своим духом.
И чем больше люди хотят обманывать себя и одурманиваться, тем безнравственнее и дальше от путей Божиих оказывается власть, которой они в данный момент повинуются. И тем больше власть эта их спаивает, так страшно удовлетворяя потребность массы в самообмане. /
С XIV века появляются и постепенно увеличиваются налоги на домашние напитки:
брагу, пиво, мёд, квас. Корчмы, где продавали напитки, существовали только в некоторых городах, да и то по 1-2. С появлением в конце XIV века водки, корчмы стали размножаться и появилось кое-где пьянство. Против него сразу поднялись духовные лица и князья. Случалось, князь, чтобы ослабить пьянство в тайных корчмах, уничтожит их, а заведёт свою казенную корчму, но узнает про это владыка (епископ) и пишет ему: "князь, не хорошо:
снеси прочь корчму",- и князь корчму сносит.
В Паисиевском сборнике XIV века среди занятий, за которые отлучают от церкви, рядом с чародеями, упоминается и корчемник. Точно также и корчемника, поставленного князем, стали считать наряду с разбойником и мытарем. Игумен Кирилл - князю Андрею Даниловичу (Можайскому): "Внимай себе, чтобы корчмы в твоей отчине не было; то вели¬кая пагуба душам; крестьяне ся пропивают, а души гибнут". [4, с.17б]
Торговля спиртным оказалась очень доходной. Там где к власти подобрались торгаши (Новгород), результаты в виде массового пьянства видны были уже тогда. Новгородцы, по замечанию Костомарова, пропили свою республику. [7, с.230]
Великий князь Василий Ш запретил смолянам ставить корчмы, а сын его, Иван Грозный в 1543 г. "прислал в Новгород И.Д. Кривого, и он устроил 8 корчемных дворов". Епископ Новгородский Феодосии: "Бога ради, государь, помысли о своей отчине. В корчмах беспрестанно души погибают без покаяния". И в 1547 году Иван Грозный "отставил в Новгороде корчмы и питье кабацкое корчмы разобрали и разрубили. [4, с. 177]
После казанского похода (1552 г.) 22-летний Иван Грозный вдруг тяжело заболел, болезнь поставила его на грань жизни и смерти и проявила измену его ближайшего окруже¬ния, вскоре умерла царица, царь окружил себя опричниной, для которой завёл в Москве на Балчуге питейную избу. Так появился первый царев кабак. Но вскоре в кабаке и другие люди стали покупать водку.
Но здоровый дух народа воспротивился: кабак на Балчуге "возбудил многое нарекание и погибель" Потому наследовавший Ивану IV царь Федор кабак этот закрыл. Но он же пожаловал И.П. Шуйского кабаками в Пскове.
Кабаки сразу показались делом очень выгодным, и наместникам областей было предписано уничтожить вольную торговлю и заводить царские кабаки. Потому дома варить пиво и мёд, делать вино власти скоро запретили. Их продавали только от казны. Зараза вхо-дила в жизнь мало помалу; появление казённого кабака в каком-либо месте пугало народ и он писал к царю: "Царь, вели снести кабак". И царь кабак сносил. В глазах народа кабак был местом проклятым. "Кабак - пропасть,- тут и пропасть". Кабак прививался очень туго, власть делала большие усилия, чтобы его навязать. Жаловала кабаками князей, бояр, и даже татар. Любой мог приехать в Москву и купить себе там кабак.
Появился "откуп". За определённую сумму, уплаченную в казну, откупщики получали право поставить кабак и получать с него прибыль, какую удастся выдавить. Вместе с кабаком брались на откуп и все напитки, даже сусло и квас, чтобы народу было нечего пить, ведь дома варить напитки запрещалось. Ho часто даже в целом округе не находилось ни одного откупщика. В деревнях же до конца XVII века (до Петра I) кабаки были строго запрещены.
/Не в совращении ли народа одна из причин Смутного времени начала XVII века? Правители спаивали народ - пьянство лишало людей разума и воли - озверелые толпы свергали и мучили правителей./
Казна требовала всё больше кабацких прибылей. Надзор за кабаками был поручен выборным людям. Ещё царь Иван Грозный, заведя кабак, хотел, чтобы народ "выбрал лучших людей, которые бы, дав присягу и поцеловав крест, сбирали бы кабацкую прибыль на вере. Но лучшие люди не шли на служение кабаку. С именем целовальника (потому что они целовали крест... на верность кабаку - авт.) народ соединил постыдное, позорное значение". Так что в Москву отовсюду собирался "особый разряд людей, готовых за деньги служить всякому нечистому делу".
Целовальники и откупщики жили вне суда, могли действовать жестоко и беззастенчиво, только чтобы давали в казну всё большую прибыль. "Доносили целовальники, что народ не пьет в кабаках и кабаки пусты, а им на это отвечали, что как хотят они, а чтоб непременно собрали кабацкую прибыль." При царе Алексее Михайловиче "плохое состояние финансов... целовальники немилосердно наказываются, если не проявляют больших талантов для спаивания народа" .
Тем, кто всё уже пропил в кабаке, спиртное давали в долг. Этим в жестокую кабалу попадали даже потомки пьяниц (питухов). "Написывая на питухах лишние напойные деньги, сажая их в тюрьмы, целовальники кроме того давали и деньги взаймы, как обыкновенно делали это жиды-корчмари Малороссии." Через кабаки внедрялись в людские массы азартные игры, табак, проституция, воровство, уголовное мышление и жаргон.
В кабаках каждодневно происходили трагедии: работник и мастеровой пропивали всё имущество жены и детей. Пока сидели они в царевом кабаке, никто не имел права вызвать их оттуда, чтобы не нанести убытка казне. С нарушителями этого правила власти страшно и беспощадно расправлялись в Поместном приказе.
В "Повести о горе-злочастии"(ХУП век) показано как горе соблазняет молодца:
"Говорит серо горе горинское: а скинь ты платье гостиное, "откажи ты, молодец, невесте своей любимой ... надежи ты на себя гуньку кабацкую,- Ты пойди, молодец, на царев кабак, кабаком то горе избудетца..." Не жали ты, пропивай свои животы,
Духовное разложение шло с социального верха. "Если бы высший класс был на высоте своей роли, он не перестал бы быть двигателем народной силы и организатором её... Аристократию следует понимать как постепенное усовершенствование, накопление силы и красоты. Достижение, тщательная охрана, благородное использование - три момента аристократического склада общества. После Петра Великого ... одновременно с безоглядочной раздачей государственных имуществ начинается мотовство помещиков, пьяный, бездельный образ их жизни. Разложению всячески способствовали иностранцы, В 1740 г. французский посланник Шетарди в своём обозе привёз в Россию 100 тысяч бутылок дорогих французских вин. Дворянское мотовство уже в крепостное время развратило народ соблазнами, приучило к небрежному, циничному отношению к труду".
Разрушители постоянно пользовались вином для манипуляций большими людскими массами - при организации беспорядков и переворотов.
/"Орловы обрабатывали гвардию. Спаивали солдат, мутя против Императора (Петра III). Солдаты, принимая участие в перевороте, не понимали, что происходит. Большая часть без цели и мысли была увлечена движением других, и когда всякий вошёл в себя, то почувствовали угрызения совести... Матросы упрекали гвардейцев, что они за пиво продали своего Императора." /
В 1765 году кабак, сделавшийся "названием подлым и бесчестным", власти переиме-новали в "питейный дом". Но суть не изменилась - и через сто лет сказано: "питейные дома - это притоны бесчинства и разврата" Кроме казны (её доход от кабаков, например, только в 1850 году был 108 млн. рублей серебром, а в 1859 - уже 128 млн.) наживались целовальники и шинкари, С внедрением откупов сюда добавились целые массы откупных чиновников, агентов, приказчиков, над-смотрщиков, которые делались миллионерами, наживавшими до 600 млн. рублей в год . Они и были зачатком будущего финансового капитала.
Питейные заведения были местом сбора всяких паразитов: убийц, воров, профессиональных нищих. Там же пропивали и всё награбленное. "Целовальник обмеривал, обсчитывал, обкрадывал народ, торговал краденным, продавал водку, разбавленную известью, суриком. Пример кабаков действовал заразительно. Виноторговцы продавали пойло из бузины, винных ягод и разных красок; пивовары стали вместо хмеля класть в пиво ягоду куклеванец, - чем отравляют рыб."
Через кабаки зараза и нравственный разврат всё глубже проникали в народную жизнь. Если вначале в целовальники шло только самое гнусное городское отребье, то потом "этот мерзкий промысел стал постоянным источником заработка для жителей многих сел".
Массовое пьянство - исторически недавнее явление. Для Западной Европы можно говорить о трёхвековом возрасте пьянства, для России и того менее. Его появление совпадает с эпохой капитализма. Начало XIX века - время его разрастания в России.