ПРИЧИННОСТЬ В УЧЕНИИ БУДДЫГлавная цель человека по учению Будды — «уйти» из мира заблуждения и страдания и достичь просветления, достичь сущности Будды.
«Тело Будды — это само просветление, вечное создание, не знающее разрушения. Это не плоть, поддерживаемая пищей, а вечное тело, представляющее собой разум. Оно не знает ни страха, ни недуга. Оно вечное и неизменное.
Будда появляется в этом мире и исчезает из этого мира не без причинной связи. Когда стечение обстоятельств способствует спасению людей, Он появляется в этом мире. Когда это стечение обстоятельств проходит. Он исчезает из этого мира» [68].
Буддизм провозглашает Четыре Благородные Истины: существование есть страдание, страдание имеет причину и поэтому может быть прекращено, есть путь, ведущий к прекращению страдания. При этом постижение закона причинной связи позволяет правильно смотреть на вещи, является первым шагом к избавлению от мирских страстей — источника заблуждений и страданий, и является первым шагом на правильном восьмисоставном пути к просветлению.
«Буддисты различают:
1. Причинность среди элементов мертвой материи, где между причиной и следствием правит закон однородности.
2. Причинность в органическом мире, где налицо феномен роста.
3. Причинность в odyuieeленном мире, где действие нравственной причинности накладывается поверх естественной» [78].
Учение Будды вскрывает три ошибочные точки зрения на причинность:• первая — все, что происходит с человеком, предписано ему судьбой. Тогда ничего, кроме судьбы, в этом мире не останется и люди потеряют всякую надежду на улучшение, перестанут трудиться, не будет прогресса, жизни общества;
• вторая — все от Бога. В таком случае человек лишается свободы выбора и не может быть в принципе образом и подобием Творца, то есть не реализует свои творческие возможности;
• третья — что не существует причинной связи. Если люди последуют такой точке зрения, они потеряют желание прекратить злые дела и делать добрые дела, ибо не будет смысла прикладывать к этому усилий.
Истинная причинность в том, что все на свете меняется — это единственная постоянная вещь. Невежество людей — в неспособности видеть перемены, видеть истинную причинную связь. Заблуждения рождаются душой: «Всему причиной душа. Если душа будет упиваться наслаждениями в этом мире, родятся заблуждения и страдание. Если же душа возжелает просветления, родятся просветление и наслаждения».Душа не имеет своей субстанции и непостоянна. Плоть и душа созданы по стечению обстоятельств (причинностью). Тело причин человека является телом его души. Поэтому практика совершенствования в буддизме включает в себя и сосредоточение души, после чего просветлеет разум, а светлый разум приводит к просветлению.
«Изменения души бесконечны, ее возможности безграничны. Так, оскверненная душа создает вокруг себя оскверненный мир, а чистая душа — чистый мир. Внешний мир может всячески меняться в зависимости от души. Душа, как искусный художник, создает различные миры. Нет ничего в этом мире, что бы не могло быть создано душой. В создании мира нет различия между душой, Буддой и людьми»
Budda.jpg
(74.81 Кб, 250x306 - просмотрено 3424 раз.)