Мы употребляем слово «карма» по делу и без дела и чаще всего в негативном смысле. Случилось что-то малоприятное, мы удрученно киваем: «Карма такая». Чтобы не путать карму с наказанием, стоит узнать правду о тонких механизмах ее работы.
ПОНЯТИЕ КАРМЫ
Понятие кармы пришло к нам из индуистской религии. В христианско-иудейской традиции такого понятия нет, и поэтому сравнивать и проводить параллели между понятием кармы и понятиями греха и наказания, существующими в христианстве, неверно. Это две разные концепции, со множеством собственных нюансов, и не стоит заниматься сравнениями, если вы не специалист по религиоведению.
Что такое карма? Карма — это механизм. Универсальный. Космический. Самую доступную и обобщенную модель этого механизма можно проиллюстрировать законом Ньютона: «Всякое действие вызывает равное ему по силе противодействие». В случае с кармой оно не обязательно наступит сразу и, скорее всего, совсем не в той форме, которую мы ожидаем. Иначе говоря, всякое наше действие вызывает не только непосредственное следствие (Петя ударил хулигана, у того образовался синяк, потом хулиган поставил синяк Пете), но и более тонкое, зачастую сильно отсроченное проявление в вашей судьбе. Хоть карма и является причинно-следственным механизмом, пути ее нелинейны. Следствие может наступить и в следующем воплощении, ведь карма непосредственно связана с идеей реинкарнации, которой, кстати, также не найти в христианской модели мироустройства.
Говорят, что Махатме Ганде якобы принадлежат следующие слова: «По¬сле того как Бог придумал карму, он мог позволить себе уйти на пенсию».
ДЕЙСТВИЯ И ЭМОЦИИ
Если следовать идее кармического закона, то следует осознать, что важны не только наши действия, но и мысли, и эмоции. Ведь за одним и тем же действием могут стоять разные помыслы, соответственно, кармический счет будет разниться. Наглядный пример: кто-то делает пожертвование на благотворительность. Одно дело, если он делает это инкогнито, другое дело, если рассказывает об этом всякому встречному-поперечному в надежде потешить себя комплиментами в духе «Какой же вы все-таки отзывчивый и добрый человек!». То есть, у одного и того же действия может быть совсем разная мотивация. В одном случае человек искренне помогает, в другом — стремится выглядеть хорошо в своих и чужих глазах. Чувствуете разницу?
КАРМА И НАКАЗАНИЕ
Как мы уже сказали, карма — это не наказание, карма — это, так сказать, урожай, собираемый с посеянных нами действий. То есть следствие. А как уж вы его оцениваете — как благо или как неудачу — зависит от нашего восприятия. Есть по этому поводу забавная притча: как-то раз хозяева забыли закрыть клетку канарейки. Вылетела канарейка из клеточки, гуляет, радуется, песни поет. Тут заходит на кухню кошка. Видит — клетка открыта, птица сидит на стуле. Хвать — и съела канарейку. «Отличный денек задался», — подумала довольная кошка.
Вот и смотрите — одно и то же событие воспринимается его участниками абсолютно по-разному: для кошки - радость, для канарейки - неожиданный и трагический финал, для хозяев — огорчение (конечно, если только они давно не мечтали избавиться от своей птички).
ТИПЫ КАРМЫ
Мы подошли к объемному вопросу о типах кармы. У разных авторов они имеют различающиеся названия, но по смыслу типология кармы довольно однозначна. Мы рассмотрим основные типы. Каждый тип, в свою очередь, делится на подгруппы, но это уже информация для «продвинутых пользователей».
Во-первых, карма бывает проявленной и непроявленной — как бы ждущей своего часа. Толчком для проявления «спящей» кармы может послужить то или иное действие или эмоция.
Сабиджа-карма (наследственная карма) - карма, заложенная в утробный период, накопленная в прошлых жизнях. Можно сказать, выражаясь современным языком, это наша генетика, наша психика. Этот тип кармы относится к спящим. События нашей жизни, точнее, наши переживания, попадая в резонанс с сабиджа-кармой, вызывают ее к жизни.
Кстати, согласно одному из йогических учений (йоге Патанджали), Природа не позволяет людям помнить о своих прошлых жизнях, потому что эти воспоминания еще больше запутали бы нас в сетях кармы, так как переварить такое количество воспоминаний люди не в состоянии.
Агами-карма. Счет агами-кармы открывается с нашего рождения, мы накапливаем ее день за днем. Он складывается из последствий всего, что мы делаем. Доктор Джон Мам-форд, известный австралийский преподаватель карма-йоги и автор множества книг по этому предмету, сравнивает накопление агами-кармы с семенами, которые еще не проросли, но могут прорасти в любой момент.
Прарабадха-карма — это карма, ко¬торая начала действовать и ее уже не остановить.
И, наконец, дридха-карма. Дать определение ей сложнее всего. Но она ответственна за самые необъяснимые вещи в нашей жизни — те, что кажутся нам наиболее иррациональными, фатальными и, главное, неизбежными. К ним приводят глубоко скрытые от нас механизмы кармического закона.
КАРМА И СУДЬБА
Люди часто подменяют понятие судьбы понятием кармы. Однако это не синонимы. Вот что пишет автор известной книги «Законы кармы» Роберт Свобода: «Существует известная взаимозаменяемость (этих понятий). Обстоятельства человеческой жизни всегда слагаются из динамического взаимодействия судьбы, определяемой кармой, и свободной воли... Никто не следует только судьбе... и никто не может направлять свою жизнь исключительно по собственной воле».
Если следовать индуистской традиции, то следует иметь в виду и такое понятие, как дхарма. Дхарма — это наше предопределение, призвание, истинная цель теперешней жизни, путь, которому человек обязан следовать. Действуя вопреки дхарме, пытаясь «уйти от судьбы», он накапливает плохую карму. Вообще взаимосвязь судьбы, кармы и свободной воли человека — один из самых тон¬ких и сложных нюансов жизни.
ИНТЕНСИВНОСТЬ КАРМЫ
В своей книге «Законы кармы» Роберт Свобода говорит о том, что помимо типов кармы есть и такая вещь, как ее интенсивность. Именно с интенсивностью того или иного кармического проявления в нашей жизни связана наша способность или неспособность ему противостоять. То есть, интенсивность кармы напрямую влияет на нашу судьбу.
Итак, вся наша жизнь — попытка переплыть реку кармы. Интенсивность течения этой реки может быть максимально сильной. Тогда оно называется дридха. Как бы хорошо вы ни плавали, вас унесет этим течением. Течение может оказаться вам по силам при условии, что вы будете грести изо всех сил. Это интенсивность под названием дридха-адридха. А при адридхе, то есть спокойном течении, вы можете проделать с кармой что угодно. Она податлива.
КАК УЛУЧШИТЬ КАРМУ
Как можно улучшить свою карму? В соответствии с техникой карма-йоги, служащей как раз этой цели, ее улучшают те простые вещи, которых нам так сложно придерживаться в повседневности.
В первую очередь, это контроль за тем что мы говорим: речь должна быть лишена сквернословия и негатива, всяческих жалоб и бурчаний. Для начала заприте их в себе на некоторое время и понаблюдайте, как они будут «булькать» внутри вас. Послушав их, вы, возможно, начнете яснее осознавать причину своих недовольств. Старайтесь не разжигать собственные эмоции — именно костер эмоций приводит к возгоранию кармических искр или, как говорят индусы, к раскачиванию кармической лодки. Мы склонны ошибочно полагать, что только эмоции способны сделать нашу жизнь по-настоящему насыщенной. Это заблуждение. Эмоции — лишь часть нашего естества, и это палка о двух концах, потому что, с одной стороны, насыщенная эмоциональная жизнь и впрямь дает иллюзию яркости, а с другой, — чем больше эмоций мы испытываем по тому или иному поводу, тем больше мы себя к нему (этому поводу) привязываем. А чем больше мы себя к чему-то привязываем, отождествляем, тем четче проявляется в этом месте карма.
Старайтесь не засорять себя ненужной, лишней, случайной и чужой информацией, напротив — всеми силами очищайте душу и ум медитацией. Желательно ежедневной. Как сказали бы европейцы, занимайтесь психической гигиеной.
И еще — слушайте голос своей судьбы, старайтесь выверять свои поступки в соответствии с ее направлением. Как говорится, «послушного судьба ведет, упирающегося толкает».
Юлия Лукшина